«Гонгофер»: постгоголевский хоррор о чертях в Чертанове

Обсудить0

Сюрреалистический хоррор Бахыта Килибаева стал одним из главных кинособытий ранних 1990-х в России, хотя толком не вышел в кино и не был официально издан ни на VHS, ни на DVD. Снятый на деньги МММ по совместному сценарию Килибаева, Алексея Саморядова и Петра Луцика, летописцев эпического распада советской вселенной («Дюба-Дюба», «Окраина», «Дети чугунных богов»), он широко рекламировался в московском метро, дал старт карьере Килибаева в рекламе и оказался генеральной репетицией мрачной и куда более известной «Окраины» Луцика и Саморядова. Недавно «Гонгофер» был восстановлен BadComedian в 4К-качестве и с 31 октября будет доступен на его канале.

«Жил-был на свете казак Колька Смагин — высокий, красивый, глаза карие. До 25 лет глаза карие были, а потом ему их поменяли на голубые. Вы спросите, как на голубые? Как поменяли? Про то и история». И вот на экране появляется он сам — красавец Колька (Иван Мартынов), гордо вышагивающий по павильонам ВДНХ СССР в сопровождении товарищей. Чего только нет в этих павильонах — дивись, честной народ: шпагоглотатели; восточные единоборства — один мужик бьет другого наотмашь с ноги, как у нас не умеют; а за углом стоит очередь из пожирателей длинных батонов — не русские какие-то батоны, французские.

Но главная диковина — кабан в клетке. По кличке Гонгофер, злой такой, аж пар из ушей пышет. Зверя сопровождает целая делегация, которую встречают хлебом-солью. Колька Смагин и его команда — мужики, приехавшие в столицу покупать племенного быка — лезут в толпу, где народ судачит про чудо-кабана: «Свинья иностранная!» — «За что ж ему почет такой?» Ответы на все вопросы знает сухонький старичок Степаныч (Касым Абенулы Джакибаев): «Улучшающе действует на породу: сало на мясо преобразует!» И тут Колька видит ее — чудо-женщину, блондинку в платье с открытой спиной («Ястреб-баба!»), смотрящую на него в упор.

Иван Мартынов и Виктор Степанов

Со взгляда бабы-ястреба по имени Ганна (Ирина Кмит) и начинается фантастическая Колькина одиссея: купив быка, мужики решают отпраздновать, выпивают и остаются ночевать на вокзале. Тут-то и находит Кольку неотразимая Ганна, увозит с собой в лимузине с шофером в хоромы, где белая пена в джакузи плещется, поит ликерами сладкими, пока не засыпает казак в блаженной неге. И снится ему сон, как дьяволица белая, ведьма проклятая, глаза у него высасывает. Но не насовсем, а взамен вставляет другие, вместо карих — голубые.

Ничего подобного в советском кино раньше не показывали: сказка не сказка, притча не притча, а то и вовсе комедия пополам с фильмом ужасов — цирк с кабанами, ведьмами и оравой зомби, которые появятся в дурном районе Чертаново, куда казаки поедут возвращать Колькины глаза. В советском кино хоррор отсутствовал как жанр, за исключением единичных случаев вроде «Вия» (1967) или «Дикой охоты короля Стаха» (1979) — такие сюжеты можно было протащить на экран через цензуру под предлогом экранизации классики (будь то Гоголь или белорусский писатель Владимир Короткевич). Но интерес к страшному был высок: в 1988 году вышел «Господин оформитель» Олега Тепцова (снова экранизация по рассказу «Серый автомобиль» Александра Грина), в 1989-м — его же «Посвященный», а когда Советский Союз начал трещать по швам, фильмы ужасов посыпались как из рога изобилия: «Семья вурдалаков» (1990) по одноименному рассказу Алексея Толстого, «Час оборотня» (1990) и «Люми» (1991) про оборотней, «Пьющие кровь» (1991) по рассказу все того же Алексея Толстого «Упырь», «Прикосновение» (1992) о призраках, доводящих людей до самоубийства, потому что жизнь — это болезнь, а смерть — избавление, и так далее.

Но сюжет «Гонгофера» даже на этом оживленном фоне был абсолютно уникален и не исчерпывался хоррор-составляющей. Возник он так: однажды сценарист Алексей Саморядов рассказал другу и коллеге Бахыту Килибаеву историю про своего кума, который подался в Москву с деловым визитом, там его и закрутила нелегкая. Перипетии сюжета были восхитительно непредсказуемыми — что называется, нарочно не придумаешь, и Килибаев решил, что перед ним готовая идея для сценария.

Ирина Кмит и Иван Мартынов
Иван Мартынов и Виктор Степанов

В «Гонгофере» советский кинематографический канон выворачивался наизнанку. Главные герои — казак Колька Смагин и его дядька Василий Зарубин (Виктор Степанов) — будто сбежали из идиллических советских фильмов про колхозную жизнь вроде «Трактористов» (их переосмыслили и авангардисты братья Алейниковы), «Кубанских казаков» или мюзикла «Свинарка и пастух». «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», — пела Марина Ладынина в роли свинарки. Но вылупившиеся из оптимистических советских фильмов казаки, приехав в Москву, попадали прямо в изнанку преисподней: это «колхозное кино» было переписано Гоголем — Колька не мог забыть Ганну, потому что она вынула из него душу не в романтическом, а в самом мрачном, мистическом смысле.

Вернувшись в Москву за Колькиными глазами, казаки встречают на вокзале ведьму (Раса Торнау), подручную Ганны. Она рассказывает, что избавиться от чар Колька сможет, если убьет кабана Гонгофера и съест его сердце, а потом бросается под поезд — ведьму размазывает прямо по лобовому стеклу. Тем временем Колька в треснувшем зеркале, отнятом у ведьмы, видит карту Москвы, и казаки устремляются в Чертаново — куда же еще? Везет их туда таксист по фамилии Гонгофер (Евгений Зернов).

Евгений Зернов

Вся эта сюрреальная чертовщина была не похожа на те фильмы ужасов, которые только начали сниматься в России. Не похожа она была и ни на какое другое кино (для справки: «Твин Пикс» покажут в России только в 1993-м). На вопрос о влияниях или чужих фильмах как источнике вдохновения Бахыт Килибаев отвечает отрицательно: экранизировал свою историю, ни на кого не оглядывался. Почему действие происходило не в мистическом гоголевском Петербурге (до поступления во ВГИК Килибаев три года учился в ЛГУ на восточном факультете)? А потому что история, рассказанная Саморядовым про кума, была о Москве, о столице, куда необоримо влечет казака на погибель.

На фильм были нужны деньги, и они были найдены довольно оригинальным образом. Знакомый с «Мосфильма» по имени Гиви (Григорий Нишнианидзе, который фигурирует в титрах фильма как директор картины) посоветовал Бахыту Килибаеву обратиться к бизнесменам Сергею и Вячеславу Мавроди: «Ну, помнишь, те самые, которые устроили бесплатное метро» (Гиви имел в виду первую громкую рекламную акцию МММ, когда 31 июля 1991 года Сергей Мавроди сделал бесплатным проезд в московском метро). Режиссер приехал в квартиру Мавроди на Комсомольском проспекте и был принят благосклонно. Под сценарную заявку размером в полторы страницы Мавроди после недолгих раздумий выдал режиссеру две пачки перевязанных бечевкой купюр, чтобы купить пленку, пока не подорожала. На предложение «расписаться в получении средств» Мавроди только поднял бровь: «Ты что, сбежать с ними хочешь?» Выданного аванса Бахыту Килибаеву хватило на двадцать коробок пленки Fuji, и он приступил к съемкам. Так в начальных титрах «Гонгофера» появились три бабочки, превратившиеся в буквы «МММ». Забегая вперед, стоит сказать, что «Гонгофером» сотрудничество режиссера со знаменитой финансовой пирамидой не ограничилось: став сотрудником «Студии МММ», Бахыт Килибаев снимал для Мавроди знаменитую рекламу — эпос из 16 роликов про Лёню Голубкова, фразы из которых потом станут крылатыми («Куплю жене сапоги!», «Я не халявщик, я партнер»).

За кадром в «Гонгофере» звучали песни Фёдора Чистякова и группы «Ноль»; услышав однажды Чистякова по радио, Килибаев отправился знакомиться с ним в Петербург, и после совместного возлияния режиссер и музыкант ударили по рукам. Так режиссер стал продюсером альбома «Полундра!» (1992), запись оплачивала все та же «Студия МММ». Все происходило одновременно: Килибаев снимал для «Ноля» легендарный клип «Иду, курю», Чистяков записывал на студии песни (для «Гонгофера» специально была записана «Бабушка») и музыку, из которых Килибаев потом собрал саундтрек фильма.

К тому моменту, когда фильм был готов, бывшая советская система проката была практически разрушена, поэтому фильм толком не показывали в кинотеатрах, и потраченные на съемки деньги отбить не смогли. Но кино все равно пошло в народ и со временем обрело культовый статус: однажды Килибаев, снимая рекламу для банкиров, узнал, что у их суровой охраны «Гонгофер» в почете. А через 6 лет Петр Луцик, уже без Саморядова, трагически погибшего в 1994-м, соберет свою собственную команду Колек-колхозников и тоже выбросит их в постсоветское инферно в мрачной «Окраине», тяжелой, соцреалистической по эстетике сказке о походе вооруженных мужиков в столицу за правдой.

Отреставрированная версия «Гонгофера» доступна тут


Автор: Татьяна Алёшичева

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

28 августа 20234
29 марта 20231
15 февраля 20231
20 января 20236

Главное сегодня

Вчера2
Вчера3
26 апреля2
Вчера4
27 апреля0
26 апреля5
26 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации