всё о любом фильме:

Господин оформитель

год
страна
слоган-
режиссерОлег Тепцов
сценарийЮрий Арабов, Александр Грин
директор фильмаОлег Тепцов
операторАнатолий Лапшов
композиторСергей Курехин
художникНаталья Васильева, Лариса Конникова
монтажИрина Гороховская
жанр фэнтези, драма, детектив, ... слова
зрители
СССР  3.3 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
Действие этой таинственной истории, снятой в стиле модерн, происходит в начале прошлого века. Гениальный (или безумный?) художник однажды встречает прекрасную женщину, как две капли воды похожую на одно из его творений…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Это первый фильм в кинокарьере Виктора Авилова, ранее он участвовал лишь в театральных постановках.
    • Этот фильм является ремейком дипломной работы режиссера Олега Тепцова, которую ему порекомендовали снять в виде полнометражной картины.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из заключительных сцен фильма герой погибает, сбитый автомобилем на Лазаревском мосту (в 1914 г., в котором происходит действие того эпизода картины, мост не существовал, он был построен в 1947-49 гг.), ныне функционирующем в режиме пешеходного. В 1988 г., когда фильм вышел на экраны, по мосту еще было возможно движение транспорта, в т. ч., автомашин и трамваев.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Нейтрально звучащий заголовок рассказа «Серый автомобиль» Александра Грина не случайно модифицировался в проникнутое едкой иронией название «Господин оформитель», что улавливает перерождение искусства в декадентское (напомним: «декаданс» — это разрушение) оформительство, уже лишённое человеческой души. Натура подменяется искусным муляжом, фантомом, своего рода «живым мертвецом». И этот фильм, появившийся в перестроечные годы, подавался как «первый советский мистический триллер» (с чем могли бы поспорить и «День гнева» Суламбека Мамилова, и «Десять негритят» Станислава Говорухина, которые всё-таки вышли раньше) или же в качестве своеобразного посвящения русскому искусству начала века. Между прочим, сценарист Юрий Арабов, кажется, впервые «изменивший» постоянному режиссёру Александру Сокурову, признавался в интервью, что хотел «снять шляпу перед авангардом». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Господин Оформитель» смешивает в себе множество направлений в искусстве от символизма и декаданса до авангарда, и с помощью этого смешения достигает основной цели: показать, как искусство становится лишь декорированием и как живая модель подменяется арт-объектом, куклой. Поклонение такому арт-объекту, возведение его в абсолют, чревато кризисом репрезентативной формы.

    «Тяжкий, плотный занавес у входа…» — звучит стихотворение «Шаги Командора» А. Блока в исполнении Эдуарда Багрицкого, и это задаёт не только общий антураж картины, но и векторы, в направлении которых будут развиваться ее герои. Однако оно также позволяет сделать несколько шагов в прошлое и выстроить некую интертекстуальную парадигму. Кочующий сюжет о Дон Жуане и Каменном госте начинает своё литературное восхождение ещё в XVII веке с пьесы Тирсо де Молины «Сивильский озорник» через мольеровского и гофмановского Дон Жуана к Пушкину и, наконец, Блоку. В стихотворении последнего этот сюжет заострён на самом главном мотиве — мотиве рока, неизбежности возмездия. Мастерски нагнетая декадентскую атмосферу при помощи символических приёмов, Блок добивается нужного эффекта.

    Большинство этих символов тем или иным образом оговорены в контексте фильма, да и сама финальная сцена представлена как театральная постановка, которая началась с танца мистиков, где среди не-живых тканей и масок метался живой Пьеро, а закончилась с боем часов, когда камердинер закрыл двери. Занавес.

    Что же происходит дальше? Герой открывает глаза, встаёт, убегает из этого страшного особняка, и кровь у него — не кровь, а самая обыкновенная краска, эдакий «клюквенный сок». В чём же дело? Ссылка на Блока и символизм в целом диктует нормы символического видения жизни.

    Символистов часто ругали за то, что они даже умереть не могли по-настоящему — для них смертный одр был только символом смерти, а сама смерть — символом вечности. У Блока читаем:

    Вдруг паяц перегнулся за рампу
    И кричит: «Помогите!
    Истекаю я клюквенным соком!
    Забинтован тряпицей!
    На голове моей — картонный шлем!
    А в руке — деревянный меч!»


    Смерть кукол не настоящая, а игрушечная, и весёлый балаганчик может закрываться и открываться в любое время. Не страшно и не больно.

    Но после перформанса, разыгранного куклой-вампиром и ее верными манекенами, Платон Андреевич возвращается в жизнь реальную, где настоящая кровь, погони, бой часов, рёв приближающегося мотора… и смерть.

    Если подробнее говорить о символической канве фильма, то можно выделить некие опорные моменты. В первую очередь, это, конечно же, образ самой Анны-Марии — суть сублимация живого в не-живое, механическое, доведение репрезентативного ряда до эффекта зеркального коридора, когда отражающиеся друг в друге зеркала создают репрезентацию репрезентаций, стирая исходный материал.

    Анна Белецкая, живая девушка, погибла от чахотки — красивый Антиной умер в одночасье, как и предрекал Платон Андреевич. Но художник пошёл дальше Бога и решил, что победил смерть, воссоздав из воска оболочку чахоточной Анны, которая странным, мистическим образом ожила. Есть ли у часового механизма душа? Можно ли подобное паразитическое существование назвать жизнью? Нет. Эта новая Анна — нет, Мария! — не понимает искусства, не чувствует его, не осознает его как божественный акт творения.

    Даже у сшитого из трупов чудовища Франкенштейна была душа, он мог любить и знал цену красоте. В данном же случае — абсолютный отказ от чего-либо плотского, создание куклы из воска и тканей отрицает всяческое ее очеловечивание. Еще не Терминатор, не киборг из металла, но уже и не человек из плоти и крови. Отвечающая требованиям эстетики декаданса вампирическая чёртова кукла, сосущая жизненные силы людей.

    Какое-то преступное и необузданное влечение художника к собственному творению не может не отбросить нас в глубокую античность, где описанный в «Метаморфозах» Овидия Пигмалион влюбляется в изваянную им статую нереиды Галатеи и просит богов оживить возлюбленную. Подобных подмен в истории художественных текстов великое множество, однако они, как правило, приводят к фатальным последствиям. Не следует оставлять без внимания тот факт, что Платон Андреевич практически весь фильм бегает по Петербургу от словно бы из ниоткуда возникающих фантомных автомобилей. Он боится попасть под колёса Системы, боится быть раздавленным механизированным, не-живым веком машин и часовых шестерёнок:

    Пролетает, брызнув в ночь огнями,
    Чёрный, тихий, как сова, мотор.


    Безотчётный страх людей перед «адскими машинами» отразился в творчестве писателей и поэтов начала века (например, Александр Грин «Серый автомобиль»). Он передаётся по наследству нашему Платону Андреевичу и, в конечном счете, настигает роковыми лучами фар.

    Возвращаясь к Блоку и его «Шагам…» нельзя не вспомнить стихотворение Георгия Иванова, написанное в 30-ом году:

    Холодно бродить по свету,
    Холодней лежать в гробу.
    Помни это, помни это,
    Не кляни свою судьбу.

    Ты еще читаешь Блока,
    Ты еще глядишь в окно,
    Ты еще не знаешь срока -
    Все неясно, все жестоко,
    Все навек обречено.

    И конечно, жизнь прекрасна,
    И конечно, смерть страшна,
    Отвратительна, ужасна,
    Но всему одна цена.

    Помни это, помни это
    - Каплю жизни, каплю света…

    «Донна Анна! Нет ответа.
    Анна, Анна! Тишина».


    Конечно же, такие тексты могли рождаться только в Петербурге — Северной Пальмире, продуваемой ветрами с Финского залива. Химерный, двуликий город наводняет свои каменные улицы призраками разыгравшегося больного воображения жителей. Раз побывавших там он больше не отпускает, выпивая все соки. Петербург — такой же вампир, как восковая кукла Анна-Мария, такой же прекрасный и беспощадный. Петербург — город, боящийся тепла.

    В одном из интервью Авилов признался, что из поездки на съемки в Петербург он запомнил лишь постоянные ветры и бесконечные кладбища, по которым его таскал режиссер. На самом деле было всего одно — Смоленское православное, и лишь по той причине, что именно там находится могила Блока (даже здесь между Платоном Андреевичем и поэтом стоит знак равенства).

    Авилов и Блок встречаются на старой фотографии, стоящей в квартире художника. Конечно же, такого просто не могло быть — слишком рано умер Блок. На месте Авилова на этой фотокарточке на самом деле находится Багрицкий — тот, чей громоподобный голос звучит в конце фильма. Как видно, система двойников, масок и подмен развёрнута в фильме даже на таких глубинных слоях.

    Итак, попав под колёса Системы, художник погибает, как погибли многие в то время (Гумилёв, Блок, Есенин), однако если бы фильм закончился визуальным воплощением последних строк в двух совершенно разных стихотворениях Блока и Гумилёва («Когда оттуда ринутся лучи» — Блок и «Только оттуда бьющий свет» — Гумилёв), это было бы слишком страшно и безысходно.

    Следующие затем тихие картины природы и развевающийся на ветру шифоновый шарф под умиротворяющую музыку Курёхина тонкой вуалью обволакивают измученные глаза и души зрителей.

    Натура всё равно возьмёт верх над искусственностью, так же, как Нил на юге каждую весну разливается за дамбы, а Нева на севере — топит проклятый небом город.

    10 из 10

    14 марта 2009 | 07:40

    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной.
    В гостях, на улице и дома
    Я вижу тонкий профиль твой


    Действительность порой преподносит чудесную возможность преображения, особенно когда ты в ней — вышедший в тираж художник-морфинист, о былой славе которого теперь в дореволюционном Петербурге вспомнят разве что многочисленные кредиторы; так почему бы не оторваться от неё, в последний раз посоревновавшись с самим Создателем?

    По нарастающей, зритель становится свидетелем признания и общего расцвета большого художника-эстета и следом, спустя шесть лет, уже чахлого творческого застоя кутилы-должника, позабытого бомондом. Но, как оказалось, именно рядовая, сугубо прибыльная работа с юной натурщицей по созданию витринного манекена для ювелирного магазина, ввинтит бур судьбы в неприметную обледенелую поверхность будущего последнего предвоенного года страны; фантасмагоричный сон, за которым грань с реальностью размывается, становясь тонким и невесомым чистилищем. Именно этот бур позволяет едва очнувшемуся ото сна художнику, вернуться к ремеслу, уже как оформителю гигантского поместья, но разузнав в жене его владельца ту девочку-манекенщицу и пропав в большом чувстве к ней, он не замечает её характерной отрешённости, отрицанию недавнего прошлого, вещественной зацикленности и материальности, «пластиковости» суждений — все те скромные намёки, на протяжении всего фильма, отсылающие героя и зрителя к кошмарной тайне её происхождения.

    Молодой режиссёр в своём первом и, так уж вышло, последнем своём большом проекте, сумел детально передать как сам быт художника — настоящего аристократа высокого духа, так и нравы старого Петербурга, уже почти Петрограда. Каждая мелочь декора, своей вычурной изысканностью — будь то рабочий кабинет владельца ювелирного магазина, злополучный змеиный браслет и, особенно, интерьер жилища самого художника, как продолжение личности своего хозяина, — настраивает на тот жизненный цикл, в каковом данный момент Платон Андреевич и проживает — от античного благолепия, до осеннего увядания и снова к цветочному пробуждению, постепенному окутываемому вуалью ночи.

    Первостепенные лавры исполнительского мастерства лежат на потрясающем актёрском составе, составляющей, как основной сюжетный кулак, треугольник: Авилов-Козаков-Демьяненко, так и второстепенные роли, превосходно вписывающие и дополняющие мрачный декадентский антураж фильма (какового в истории кинематографа в принципе реализовано немного). И эту атмосферу гармонично дополняет музыка Сергея Курёхина, ёмко подчёркивающая важные сюжетные ходы, — от терзающего душу оперного вокала к модному тогда биту.

    Жертва была не одна, жертва не была «на потом», жертва была неизбежна, главной абстрактной жертвой стала столица империи — Петербург, лежащий в гробу, окружённый золотыми стеллажами, как и один из героев фильма. Неким зловещим авторским новоделом стало отправление на тот свет, метафорически и гротескно, всего любовного треугольника, хотя безусловной является всего одна смерть. Произошедшая развязка в самых лучших мистических традициях того времени (предвосхищая новую моду на тайные элитные общества и спиритизм) окунает с головой в размышления о связи искусства с потусторонним миром, о поисках и бегстве от Бога, о личном апокалипсисе человека-творца, повязанной на всеобщей атмосфере грядущей катастрофы. Может ли рукотворное оживать без связи с нечестивым, и можно ли продавать, выкладывать на витрины то, во что вкладываешь душу? Эти и другие высокие вопросы ещё долго не выйдут из общего мыслительного и эмоционального, почти ни с чем несравнимого, послевкусия после просмотра «Господина-оформителя».

    9 из 10

    18 июня 2015 | 17:32

    Прискорбно, но, и это не только моё мнение, фильм О. Тепцова «Господин оформитель» и сегодня так и непонят советско-эсенгевским обывателем, даже кинокритиками, которых в СССР и современном СНГ нет и быть не может по той простой причине, что «русский кинокритик», да и вообще русский человек, это прежде всего православный человек, а таковых в СССР и нынешние СНГ мы просто не наблюдаем вовсе. Оттого и не понят фильм, фильм очень глубокий по содержанию и явлению образов его.

    Неужели же никто из вышеписавших «критиков кино» так и не понял, не увидел, не заметил, даже не почувствовал хоть чуточку, что фильм этот никакой не ужастик, никакой не декаданс… а фильм о гибели России, гибели Русской Империи со всем её величественным историческим прошлым?

    Прискорбно, но говорить пока что не с кем и не о чем, потому что понять фильм, как и Россию, может только человек веры истинной, а не «медь звенящая» пустыми характеристиками и натянутыми предположениями.

    Для православных людей фильм «Господин оформитель» это правда о заигрывании России с бесовскими силами, с потусторонним миром, фильм о попрании веры и величия Божиего, попытка России посостязаться с Творцом, но не во имя со-творчества, а во имя свое.

    Вот об этом фильм, вот что погубило Россию и что губит её ныне.

    Фильм запредельный, многогранный, малопонятный отупевшему русскому люду, спившемуся и продавшему души свои американскому доллару, трескотне зарубежного благополучия.

    Что еще сказать? Сказать можно многое об этом фильме, да только некому.

    9 сентября 2012 | 17:50

    Невероятная история, полная недосказанностей и инфернального ужаса. Звездная роль Виктора Авилова, который, как мне кажется, был обойден вниманием режиссеров, не спешивших утверждать его на главные роли. А жаль, это был человек незаурядного драматического дарования.

    В «Господине оформителе» он прекрасен, как древнегреческий колосс, несущий на своих плечах богатейшую гамму самых разнообразных эмоций — от простых до таких, например, как любовь, восхищение и ненависть в одном взгляде.

    Анна Демьяненко тоже чудо как хороша: такой бездушной, холодной, циничной и прекрасной куклы-манекена я не видела нигде и никогда! В последних кадрах фильма просто кровь стынет в жилах при одном взгляде на нее! Козаков тоже весьма не плох, но первую скрипку играет все же Авилов.

    Еще больше глубины фильму добавляет музыка, так что к концу полностью теряешь ощущение реальности и погружаешься в мрачное предчувствие неминуемой трагедии. Ко тому же, в фильме звучит уникальная запись — поэт Александр Блок лично читает свое стихотворение «Шаги Командора», — что добавляет драматизма и без того страшному финалу.

    10 из 10

    7 ноября 2008 | 02:54

    Я всегда с недоверием отношусь к отечественному кинематографу. Особенно когда речь идет о фильмах ужасов. Но ведь могут же, когда захотят! «Господин оформитель» удачно сочетает неординарный сюжет, таинственную атмосферу и красоту формы. Поклонники театра найдут в фильме много интересного для себя. События подаются достаточно достоверно, но в тоже время есть эпизоды, имеющие больше общего с музыкой. Они воспринимаются интуицией, чувствами, но не рациональной стороной разума. В общем, мы имеем дело с интеллектуальным фильмом ужасов, не все его примут, остановленные выбранной формой…

    9 из 10

    11 апреля 2007 | 12:10

    Мистическим видением, ирреальностью с застоявшимся запахом пыли и духов, открывается перед нами томная завеса декаданса.. Здесь и смерть, и роковая любовь, и чудесные интерьеры, и не просто философские рассуждения — здесь вызов ему самому, который с нимбом!

    От главных героев не оторвать глаз. И дело не только в действительно завораживающей игре. Как точно Авилов и Демьяненко подходят внешне — с их нестандартными, даже несколько странными чертами лица, так прекрасно подходящими к эпохе модерна…

    Полотна графических работ усиливают атмосферу. А уж музыка Курёхина просто на высоте. Больше всего в фильме мне пожалуй понравилась именно музыка.

    Несколько оттолкнуло только то, что в фильме плавное, линейное развитие событий, и совершенно резкая развязка. Зато его можно пересматривать много раз, каждый раз находя что-то новое.

    9 октября 2011 | 15:14

    История советского кинематографа удивительна и трагична. Бесконечное противостояние цензуры и стремления к свободному творчеству, удушающие рамки материалистического толкования искусства, приводили к появлению своеобразного продукта, имеющего официозную форму и подчас совершенно иное содержание. Так было многие годы и лишь немногие режиссёры победили в этой борьбе, обретя возможность творить по собственному разумению. Бесспорно, что одним из них был Андрей Тарковский. Но на исходе красной империи началось совершенно новая эпоха русскоязычного кино, когда исчезновение цензуры породило целую плеяду самобытных работ при крайне малом бюджете, но огромном и доселе сдерживаемом полёте фантазии. Эта эпоха отделяла идеологизированное советское кино от разгула безвкусицы и пошлости 90-х годов.

    Именно тогда и возник один из лучших мистических фильмов всех времен и народов, порождение уникального позднесоветского Ренессанса, «Господин оформитель». Творение Олега Тепцова стало явной отсылкой к временам модернизма и декаданса, одно это было удивительным для СССР. Отринув социалистический реализм, Тепцов поднимает важнейшую проблему отношения человека и Бога. Платон Андреевич пытается воплотить на практике кроулианский тезис « Нет Бога кроме человека». Его охватывает пагубная самонадеянность Творца, уверовавшего в свое всесилие. Однако режиссёр показывает иллюзорность таких амбиций посредством столкновения Господина оформителя с неожиданным результатом его дерзновенной попытки. В этом смысле, Тепцов сумел превзойти литературную основу по масштабу проблемы, углубив содержание «Серого автомобиля» А. Грина принципиально новыми аспектами. Мало где ещё можно увидеть столь эстетичное воплощение тёмных сил, которые буквально завораживают и притягивают зрителя.

    Если рассматривать истоки философии и поэтики «Господина оформителя» то абсолютно очевидны отсылки к пражской литературной школе, особенно к Густаву Майринку. Режиссёр отчасти воспроизводит атмосферу «Голема» и «Ангела с западного окна», поэтому тепцовский Санкт-Петербург не менее загадочен, чем Вена или Прага. Но хочется подчеркнуть, что этот фильм остаётся самостоятельным творением. При всех возможных аллюзиях, прелесть «Господина оформителя» в его неповторимости.

    Вряд ли у режиссёра что-то получилось бы без гениальной игры актёрского тандема Авилов-Демьяненко. Игра Виктора Авилова в некоторых моментах фильма находится за гранью возможного. Но если от него это можно хоть отчасти ожидать, учитывая блистательные роли на сцене «Театра на Юго-Западе», то Анна Демьяненко стала настоящим открытием этой ленты. Да, она сыграла лишь одну большую роль, пару других второстепенных проектов можно не брать в расчёт, но зато как сыграла! Конечно, нельзя не упомянуть и Михаила Козакова, чей образ довольно значим, хотя и уступает Платону Андреевичу и Анне/Марии.

    Ещё одна составляющая успеха — музыка. Здесь она играет особую роль. Это не просто фон или удачное обрамление — весь смысл и атмосфера этого полотна отражены в ней. Только Курёхин мог создать такое, его мистический разум воплотил дух фильма в нескольких великих мелодиях.

    Итак — прекрасная режиссура, актёрская игра, музыка, литературная основа, породили «Господина оформителя». Но не оставляет ощущение, что было что-то ещё. Быть может — гностические мотивы, которые не столь явно, но прослеживаются в работе, но скорее всего, речь идёт об особом моменте раскрепощения духа, наступившем в конце 80-х годов. Этот момент был очень краток, но породил ряд прекрасных работ: «Паук», «Прикосновение», «Город Зеро», «Сны», «Шляхтич Завальня», список далеко не полон. Но даже на их фоне, «Господин оформитель» очень выделяется.

    Посему, моя оценка

    10 из 10

    3 января 2016 | 18:39

    Санкт-Петербург, 1908-й год. Художник Платон Андреевич влюбляется в Анну Белецкую — юную особу, которая была избрана им натурщицей для манекена в витрине модного ювелира. Отныне амбиции «русского Пигмалиона», намеревающегося создать совершенную восковую куклу, направлены на соперничество с самим Господом. Но когда Анна умирает от чахотки, от Платона Андреевича уходят слава и признание, а приходят одиночество и разлад с миром и самим собой.

    Творческий тупик приводит его к отчаянию, болезни и психическому расстройству, спасением от которых становятся наркотики. Спустя шесть лет в доме богатого заказчика Грильо Платон Андреевич знакомится с Марией, не просто женой хозяина, но, главное, абсолютным двойником умершей Анны. Для некогда знаменитого, а теперь забытого оформителя наступает период расплаты: прошлое начинает мстить за себя — «восковая кукла» губит Платона Андреевича, сделавшего её объектом культа…

    Данный маньеристско-символический детектив с оттенком пародии, снятый по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль», был предъявлен публике как первый советский мистический фильм ужасов. Явленный здесь мир призраков, фальсификаций, трагических самообманов и прозрений подспудно вбирает в себя наследие Эдгара По, Оскара Уайльда, мистические пристрастия Гоголя и Булгакова, немецкий экспрессионизм и французский авангард.

    Перверсивный декаданс и присутствие бессознательной рифмы на тему смены эпох вполне адекватно отражает ситуацию в искусстве конца 1980-х, которая перекликается с ситуацией в Россию накануне Первой мировой войны. А Петербург — как историческая родина фантомов и призраков — становится идеальным полигоном для роковых страстей, иррациональных мотивов, разбросанных повсеместно исторических намёков и эстетических ассоциаций.

    Музыка Сергея Курёхина (пожалуй, это лучшее из написанного им для кино) не просто поддерживает повествование, но задаёт необходимый иронический тон в то время, как зрелище пытается напугать; в результате создаётся необычный эффект какого-то неподдельного «детского ужаса». Апогеем его становится дотрагивающийся до плеча Платона Андреевича манекен, предлагающий ему утробным голосом «любовь». Первоначальная версия фильма длилась чуть больше часа. Когда решили выпускать фильм в прокат, были сделаны досъёмки.

    Поэтому в полном варианте добавилось некоторое количество чисто изобразительных кадров: офорты, рисунки, акварели, которые призваны были создать нужный эстетический фон, может быть, в ущерб динамике действия. В любом случае, смелое соединение малоизвестного рассказа Грина с «Балаганчиком» Блока, предпринятое Тепцовым при посредничестве сценариста Юрия Арабова (постоянного соавтора Сокурова) не имело на тот момент ни прямых, ни косвенных аналогов в советском кино.

    11 июня 2014 | 08:35

    За время просмотра этой картины я не раз поражалась тому, что этот фильм снят в 1988 году. В 1988! У меня сложилось такое ощущешние, что его только-только отсняли. Настолько современно выглядит и картинка, и операторская работа, и актеры, и проблема, и музыка. Очень необычный и очень современный фильм. И очень умный.

    Человек создан по образу и подобию Бога. Человек считается венцом творения Бога. Но настолько ли велик человек по своей сути? Имеет ли он те же права и возможности, что и Господь Бог? Нет конечно. Но разве самовлюбленная и эгоистичная человеческая натура может смириться с таким положением дел? Нет! Человеку нужно все больше и больше, он ненасытен, хочет получить то, чего у него еще нет. А порой человек и восе теряет рассудок. Он хочет невозможного — хочет создавать жизнь, то есть делать то, что может только Бог и не кто иной.

    Человек всегда недоволен собой и окружающими его людьми. Да и всем миром в целом. И вот он хочет все изменить, создать что-то свое… В человекческой голове возникает идея создать идеальное существо, по внешности своей копирующее человека. И такое сущесвто, которое было бы признано произведение искусства. Человек пытается создать идеал, которого, как известно, в природе не существует.

    И вот на свет появляется существо, которое можно признать совершенным. Но это только на мгновение. Это существо убегает от своего создателя, не слушает и перечит ему. Так же, как и человек со своим Творцом. И вот это созданное человеком начинает жить. И оно, как и человек, жадет денег, славы, независимости, полной свободы действий, оно жадно, алчно, по уши влюбленно в себя. Но все бы ничего, только получается, что это существо еще хуже, чем человек. Будто в нем скапливаются все грешные желания человека в еще большем количестве.

    И человек, создавший это существо, понимает, насколько глуп и высокомерен был его поступок. Человек осознает, что он на самом-то деле жалок и низок и не имеет никакого права создавать таких же, как он. Это право есть только у Бога.

    Виктор Авилов. Замечательный Виктор Авилов! Насколько искренне он переживает все с ним происходящее. Сидишь и думаешь, что это реальный Платон Андреевич, реальный господин Оформитель. Чего только стоят глаза Виктора Авилова. Когда он пристально смотрит в камеру, то становится жутковато. Просто мороз по коже. Так и пытаешься спрятать свои глаза. Он поистине великий Актер, который, к сожалению, так рано ушел из этой жизни. Лично мне безумно жаль, что я не успела посмотреть на его игру в театре.

    Игра Анны Демьяненко так же превосходна. Она одновременно и прекрасна, и страшна. Ее действия, движение, голос заставляют замереть. В одном кадре ты ею восхищаешься, в другом — боишься. И имя — Анна-Мария.

    Никому не суждено прыгнуть выше своей головы. Никому не дано выиграть в поединке с Богом на лучшее творение. Судьба господина Оформителя — яркое тому подтверждение.

    8 из 10

    14 декабря 2009 | 15:25

    Я исправляю несовершенство мира, сотворённое тем, с нимбом.

    Так на полном серьёзе считал гениальный до безумия художник Платон Андреевич (В. Авилов). Из обрывков шелковой ткани и газовых платков он создавал стиль эскапизма, в котором главной героиней была умирающая от чахотки прозрачная девушка Анна Белецкая (А. Демьяненко).

    Сотворив свою Галатею, Платон достиг пика своих возможностей. Помещенная в сундуке на витрине ювелирного магазина, она утопила в глубине взгляда разум художника. Восковой манекен стал жемчужиной уходящего мира художников конца ХIX — начала XX века, того периода, который одни эстеты будут считать Серебряным веком, другие завсегдатаи бомондных вечеров — упадочным Декадансом.

    Однажды спустя несколько лет бывший модный оформитель очнулся в реальности, которая оказалась страшнее лет забытья. Встреча с ожившей статуей, девушкой Марией, женой нувориша (М. Козаков) растревожила омут чувств Платона. Часть сознания пыталась установить правду, найдя на кладбище крест с выбитым именем умершей Анны, другая часть нырнула в ирреальность, сведя в могилу разоренного мужа Марии, и пытавшаяся найти успокоение в холодных объятиях бывшей куклы.

    3 января 2009 | 00:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>