всё о любом фильме:

Вий

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Кропачев, Константин Ершов
сценарийГеоргий Кропачев, Александр Птушко, Константин Ершов, ...
директор фильмаВиталий Кривонощенко
операторВиктор Пищальников, Федор Проворов
композиторКарэн Хачатурян
художникНиколай Маркин, Александр Птушко, Роза Сатуновская
монтажРегина Песецкая, Тамара Зубова
жанр ужасы, фэнтези, драма, ... слова
зрители
СССР  32 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время77 мин. / 01:17
Студент-философ Хома Брут должен провести несколько ночей у гроба умершей панночки в старой церквушке в далекой деревне. Сможет ли он побороть свой страх, или ему придется столкнуться с нечистой силой?..
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Николая Гоголя.
    • Петух, кукарекающий в фильме ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
    • «Полет» Ведьмы на Хоме был снят в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте. Исполнитель роли Хомы Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег.
    • Идея экранизации «Вия» принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору кинокомпании Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачеву и Константину Ершову.
    • Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого Ершовым и Кропачевым было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.
    • Александра Завьялова изначально утвержденная на роль Панночки, сразу после начала съемок тяжело заболела. В итоге будущий муж актрисы, режиссер Резо Эсадзе требовал, чтоб она отказалась от роли.
    • Первоначально на роль Хомы Брута планировался Михаил Кокшенов.
    • В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съемок лежащей в нем Натальи Варлей. Два других — для сцен полетов по церкви: небольшой и закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабженной поясом монтажных рабочих удерживавшим актрису от падения, закрепленный в подвешенном состоянии на шести металлических тросах.
    • Во время съемок полета, Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла ее от травм. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
    • По задумке Георгия Кропачева сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
    • В фильме задействованы 50 ворон (пойманых в районе студии) и 9 дрессированных черных кошек.
    • Костюм Вия был очень тяжелый и никто из актеров не мог в нем нормально двигаться, поэтому эту роль пришлось сыграть специально приглашенному штангисту.
    • Когда во время одной из финальных сцен героиня Натальи Варлей трясется от злости, актриса стоит на специальной вибрирующей платформе.
    • еще 10 фактов
    Трейлер 02:31
    все трейлеры

    файл добавилDavidDemidov

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8081 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут, случайно убил ведьму. Вскоре его вызывают отпевать в течение трёх ночей молодую панночку, которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания — он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия.

    «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Н. В. Гоголь

    В советском кинематографе не любили такой жанр как хоррор. И сами не не снимали в данном жанре, и иностранные фильмы запрещали к показу. Так мимо советского зрителя прошли классические американские страшилки «Дракула», «Мумия», «Франкенштейн» и «Кинг-Конг» -снятые ещё в эпоху чёрно-белого кино. Но менялось время, и постепенно власть к этому вопросу стала лояльна. Иван Пырьев -один из значительных советских кинорежиссёров и тогдашний директор «Мосфильма», решил поставить первый отечественный фильм этого жанра. Но рутинные дела его закрутили, и создатель «Кубанских Казаков» передал проект в руки выпускникам высших режиссёрских курсов Георгию Кропачёву и Константину Ершову.

    А те взявшись за свой дебютный (и единственный в режиссёрском списке) фильм, начали снимать его на натуре. Киногруппа ездила на Украину. Там в одном из сёл и были отсняты большинство сцен. Включая и «отпивание» в церкви. Но руководство сочло отснятый материал слишком гнетущим и «реалистичным». Поэтому молодым режиссёрам поручили переснять все мистические сцены заново, но уже в павильоне «Мосфильма». Видя, что у них не получаются «поправки», спасать картину пригласили знаменитого советского сказочника Александра Птушко ("Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Алые Паруса»). Который значительно «смягчил» картину — создав костюмы и внешний вид чудовищ в финале штурмующих старую церковь. Под его началом экранизация повести Гоголя превратилась в сказку. Страшную, но сказку. Хоть тогда фильм и пугал «непуганых» советских зрителей, а сейчас «Вий» трудно всерьёз рассматривать как фильм ужасов. А вот как экранизация классики- он не устарел и сегодня.

    Во многом стало удачей фильма то, что занимающиеся кастингом люди- отобрали по истине фактурных мужиков на роли казаков пана сотника. Эти актёры с седыми усищами и в папахах будто не играют вовсе а живут на экране. Удалось передать и характерный говор. Не теряется на их фоне и исполнитель главной роли- молодой Леонид Куравлёв. Из него получился прямо таки книжный бурсак и пан философ -Хома Брут. Ровно как и из «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Натальи Варлей вышла убедительная ведьма. «Старческую» же её ипостась воплотил актёр Николай Кутузов.

    Декорации, костюмы, натурные локации -всё достоверно и погружает в нехитрый быт того времени. Картина хоть и неспешная, но и не длинная-всего чуть менее чем полутора часов. А звучащие в ней музыкальные композиции замечательного советского композитора Карэна Хачатуряна практически дополнят повествование. Настолько музыка вышла лёгкая и мелодичная, и как бы сейчас сказали-«с закосом под украинский-национальный фольклор», что без неё уже будет не та картина…

    Сценарий писали сами же режиссёры- и он практически пересказывает оригинальную повесть классика. Так что этот фильм можно смотреть «вместо книги» всем школьникам не желающим проводить много времени за уроками. На мой взгляд это тот редкий случай, когда создателям удалось по мотивам книги поставить кино, могущее находиться с первоисточником на одном уровне. Сейчас это -большая редкость. Тем более в нашем кино…

    9 из 10

    11 августа 2013 | 20:06

    Что сказать — для своего времени эта картина снята очень хорошо и является отличным «дебютом» среди российских фильмов ужасов.

    Сколько раз я хотела посмотреть этот фильм, а посмотрела лишь однажды, с огромным удовольствием.

    На мой взгляд, соответствие с повестью почти идеальное.

    Бурсак Хома Брут по сути своей обычный человек, по воле судьбы попавший в церковь. Да и среди других бурсаков не нашлось ни одного «святоши». Мирские слабости были не чужды им. Актер, сыгравший Хому Брута, хорошо вписался в этот образ.

    Очень понравилась Наталья Варлей в роли панночки-ведьмы. Было в ней что-то такое, что делало именно ее, как никого другого, подходящей на эту роль. Такое… Лукавое выражение в глазах и мимика.

    Перед ним (Хомой) лежала красавица, которая когда-либо бывала на земле…


    Так писал Николай Васильевич Гоголь об умершей панночке.
    Наталья Варлей-действительно очень красивая и эффектная актриса. Только мне непонятно одно-почему же она сама не озвучивала панночку? Я считала, что тот звучный голос принадлежит ей.

    Великолепный фильм без «компьютерных эффектов». Спасибо его создателям. С удовольствием посмотрю еще раз.

    9 из 10

    16 апреля 2009 | 21:23

    Юного хлопца погубить могут две вещи — панночки и нечисть. Принимая во внимание тот факт, что первые нередко несут в себе черты второго, вывод безрадостен — молодцы обречены. Спасение наряду с истиной кроется в вине, ибо вынести на трезвую головушку бабье мракобесие не представляется возможным, а потому богословие становится удалым залихватством, а философия приобретает веселый нрав. Хома Брут по-разгильдяйски легко и непринужденно впутался в бесовскую авантюру, а ведь должен был знать, что связываться с мертвыми панночками чревато. Жадность бурсака сгубила, а вовсе не демоны, как вы могли бы подумать.

    В Малороссии царят приглушенные цвета, и красный очень уж напоминает запекшуюся кровь. Известково-деревянный хутор неприветлив и не сулит ничего хорошего, но философ, как уже было сказано, не отличается особой сообразительностью, даром что тараторит, аки птица-говорун. Холодная местность, для вида скорбящая по панночке, которая, наконец, помэрла, пронизывающим образом контрастирует с горячим приемом, устроенным ведьмой и вурдалаками не самому набожному студенту бурсы. Пластилиновые, костяные, тряпичные демоны — вот они, друзья смертельно бледной красавицы (женщины всегда водятся с себе подобными). Дальняя родственница Бабы Яги вместо метлы использует гроб, ибо трупу все-таки сподручнее рулить из горизонтального положения — не отсюда ли пошло поверье, что женщина за рулем не к добру? Ее хозяин смешон до мурашек — откройте же ему кто-нибудь веки! По отдельности представители нечистой силы страшны лишь своей неуклюжестью, однако, находясь все вместе в обветшалой церквушке, берут своей массовостью и играют на неопытности вмиг протрезвевшего хлопца в вопросах борьбы с нежитью. Их много, и замогильный голос ведьмы заставляет мертвяков вставать из могил — жуть.

    Удивительная мистика Гоголя, переплетающая религию и народный фольклор, достигает апогея: святой круг и церковь уже не являются спасением, но и сам Вий со своей свитой не столь грозен. Опасен только страх, обеляющий волосы и окрашивающий глаза в цвет безумия. Избавившись от этого дурмана, небрежно сплюньте людские поверья (обязательно через левое плечо — на всякий случай) и, гордо звеня червонцами в кармане, отправьтесь травить байки об уродливой бабе в гробу. В противном случае — не обессудьте, но за горилкой будут поминать вас трусом, ибо негоже прилюдно боятся ни панночек, ни нечисти. На просторах голосистой соседки встретишь и не такое (упаси вас высшие силы заглянуть на Киевский рынок), так что, подтянув шаровары и запасшись мелом (опять же, лишним не будет), по возможности смело отправляйтесь на встречу с колдовскими красунями, предварительно вспомнив азы геометрии.

    7 из 10

    18 апреля 2012 | 08:10

    К стыду своему не разу в жизни не посмотрела этого киношедевра раньше, а жаль. Фильм, по моему мнению, прекрасно передал атмосферу книги Гоголя. А, конечно, Панночка и нечистые силы были просто на высоте. Не знала, что в роли Панночки играет Наталья Варлей, была искренне удивлена. Ожидала появления Вия и коронную фразу «Поднимите мне веки». Это все бесспорно классика советского кино. Хорошая, такая добрая страшилка. И никаких вам бензопил и крови ;) Все просто и со вкусом.

    26 июня 2007 | 00:41

    У человека верующего может возникнуть вопрос: почему художественный мир Гоголя наполнен злыми силами? Ведь в нашем понимании Гоголь носитель православного сознания, человек верующий. При прочтении не ощущаешь, что это сказка, фантастика — это реально существующая темная сила. Раннее творчество Гоголя не просто собрание веселых рассказов в народном духе, это и еще обширное религиозное поучение, где происходит борьба добра со злом. Добро побеждает, а грешники наказываются.

    Очень удачная экранизация книги. Народные песни, одеяния, борщ — украинский колорит! И конечно мистический мир произведения передан очень точно. На дворе 67-й год и все эти комбинированные съемки, чудовища из картона сейчас могут вызвать улыбку. Последующие «вии» хотя и сняты при помощи современных технологий, но они не страшны. А вот фильм Птушко смотришь и жутковато. И главное не «спецэффекты», а то, как передан гоголевский смысл произведения: ошибка духовной жизни человека.

    Фильм о том, что происходит с человеком без веры в Бога. Вера Хомы была настолько слаба, что ведьмочка его сразу отделила от других бурсаков, когда они пришли переночевать. Вот тут он и попался. Кстати многие недоумевают: почему в церкви вдруг столько нечисти? Потому что вера этих хуторских людей также слаба как и вера Хомы. Даже больше — у них ее нет! Храм в запустении, люди просто не ходят в него. Вот и завелась у них… «панночка».

    «Я верю в душе», « иду своим путем», «я по своему верую», все кто так говорит — это друзья Хомы Брута.

    20 марта 2011 | 00:05

    Этот фильм — мой любимый совковый трэшак.

    Так уж получилось, что у Гоголя мне нравится только «Ревизор» и повесть «Вий» мне также не приглянулась, чего не могу сказать об экранизации!

    Для 67-го года фильм смотрится на отлично! Нагнетающая обстановка, пугающая музыка и грим. Конечно, большим плюсом для фильма чисто с моей стороны оказалось то, что он был просмотрен мною в раннем детстве. А что напугало в таком возрасте, подолгу не забывается. И фраза: «Поднимите мне веки!» глубоко впилась мне в душу.

    Если вы еще не посмотрели этот фильм, то я бы посоветовала вам непременно ознакомиться с картиной. Все-таки первый (наверное, и последний) советский фильм подобного жанра. И может сейчас, во времена высоких технологий, которые не обошли стороной и мировой кинематограф, фильма покажется вам смешным и абсолютно не пугающим, то такое точно не могли подумать дети и взрослые, посмотревшие эту ленту несколько лет назад.

    7 из 10

    5 августа 2012 | 16:21

    «Вий» — знаменитый советский фильм ужасов снятый по мотивам мистической повести Николая Васильевича Гоголя, о которой так или иначе слышал каждый житель постсоветского пространства. Перед просмотром мои ожидания разнились от страха до комичности и должен сказать что оправдались почти все из них.

    По сюжету фильма бурсак Хома Брут должен три ночи читать молитву над безвременно почившей панночкой, и каждую из трех ночей его будет обуревать нечисть пытаясь навредить ему. Три ночи его будут запирать в церкви до самого утра, и три ночи он сможет полагаться только на себя, молитвенник и собственную смекалку. Отец панночки настрого наказал ему: «ежели отчитаешь три ночи как завещано было, не поскуплюсь на награду — тысячу червонцев получишь. Ежели не отчитаешь, высекут так, что встать не сможешь». Выбора у главного героя не остается, а значит нам с вами предстоит перетерпеть страх вместе со смекалистым бурсаком Хомой Брутом.

    Фильм получился замечательным, с первых минут начинаешь симпатизировать Хоме в исполнении Леонида Куравлёва с его простонародной хитростью и доброй леностью. Когда дело доходит до панночки, которую сыграла «Кавказская пленница» Наталия Варлей начинаешь просто испытывать экстаз. «Вий» это хорошо поставленная и исполненная сказка. Я бы не сказал что она страшная, хотя конечно на тех кто ее впервые смотрел в детстве она произвела серьезное впечатление. Для взрослого же человека это отличный пример правильной и бережной экранизации советского периода. Есть конечно недочеты в основном касающиеся «исполнения» нежити в фильме, но если не забывать что это хотя и страшная, но все же сказка, то вопросы отпадают сами собой. Леонид Куравлёв к слову также исполнил главную роль в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

    Впечатления которые вы получите зависят от того чего вы ожидаете. Если вы ходите напугаться до холодного пота, вряд ли советский сказочный «Вий» 1967-го года способен на это, но если вы ходите посмотреть красивый и интересный фильм со знакомыми актерами, я думаю вы не разочаруетесь. Лично мне фильм понравился.

    Интересно также что вокруг этого фильма плодятся самые разные слухи касающиеся как самой экранизации, так и разного рода проклятий постигших участников съемок. Думаю для каждого лучшим выбором будет самому взять и посмотреть «Вия» и сложить собственное впечатление свободное от предрассудков. Хотя кто такой Вий, разве сам он не предрассудок рожденный народной молвой? А тем временем большинство людей его так и не видели…

    7 из 10

    22 ноября 2014 | 06:37

    Вот на какой фильм надо ровняться современным постановщикам страшилок.

    Идеальный образец отменной режиссуры, игры хороших, талантливых актеров, операторской, монтажной, постановочной работы.

    Фильм захватывает, заинтересовывает каким-то необычайным образом. Нет определенного страха при просмотре, но все же цепляет…

    Это как меткое попадание в какой то инстинктивный центр человеческого сознания.

    Вот не страшно, и все. Тем не менее смотрел уже раз ХХ-цать и каждый раз интересно. Смотришь от начала и до конца.

    Фильм на века. Шедевр отечественного кинематографа, да и мирового кинематографа фильмов ужасов (я так считаю).

    Наше достояние!

    10 из 10

    28 сентября 2009 | 23:35

    Хороший современный фильм длится около двух часов. Если фильм снимается по какому-либо произведению, то эта планка увеличивается. Сценаристы выкидываю одни сцены, пишут другие, внедряют новых персонажей, добавляют спецэффектов. Проще говоря, нас пытаются удивить всеми возможными способами. Иногда это срабатывает, а иногда нет.

    Но в 1967 году так разбирать произведения не умели, поэтому странным образом работали только с текстом уже имеющимся. Двум студентам ВГИКа предоставили уникальную возможность снять картину по произведению Н. В. Гоголя, и они сняли ее так, что через десятилетия её смотрят и пересматривают.

    Надо сказать, что если «Вия» вы не читали или подзабыли, то особой трагедии от этого не будет. Герои говорят фразами из повести, практически слово в слово. Одежда и обстановка тоже соответствую тексту и времени, в котором предположительно происходило действо. Украинский фольклор, которым пропитано произведения Гоголя так же впитался в этот фильм. И это не только «чарка горилки», люлька, чубы, шаровары и борщ.

    Но что меня больше всего поразило и покорило в этой ленте, так это всевозможные спецэффекты. Я прекрасно понимаю, что у работников киноиндустрии есть свои трюки, которых мы не знаем, но эти спецэффекты были сделаны в 1967 году и в СССР, а не в Голливуде. Летающий гроб, вурдалаки, полеты над землей, ходящие скелеты, сам Вий, в конце концов. Эти люди сотворили чудо — несомненно!

    Должна сказать, что это отличная страшилка! И если бы проводили сеансы старого кино, то на «Вия» я бы точно купила билет и посмотрела бы на большом экране в темном-претемном кинозале.

    3 февраля 2014 | 21:51

    Услышал об этом фильме совсем недавно, буквально неделю назад. Данное кино является экранизацией повести Н. В. Гоголя «Вий». Фильм вышел в 1967,в то время он пользовался неплохой популярностью, я так думаю. Был один слух что девочку из фильма Звонок, списали именно отсюда. И после данной новости хочется радоваться за свою страну. Из всех русских ужастиков меня впечатлил именно этот фильм, достойный ответ американским ужасам.

    Сам сюжет вот в чём заключается, студент-богослов Хома Брут должен провести несколько ночей у гроба умершей панночки в старой церквушке в далекой деревне. Довольно таки оригинальный по моему сюжет. Может я не особый любитель мистических ужасов, но это кино исключение. Атмосфера присутствует очень тревожная

    Любителям дешёвого мяса тут определённо делать нечего, здесь нет ни крови, ни секса с алкоголем, ни маньяк педофила. Этот фильм должны смотреть именно любители жанра хоррор, а люди которым лишь на кровь поглазеть здесь делать нечего.

    Классика-бесценно.

    10 из 10

    1 апреля 2011 | 13:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>