всё о любом фильме:

Прикосновение

год
страна
слоган«Иногда мертвецы возвращаются...»
режиссерАльберт С. Мкртчян
сценарийАндрей Горюнов
продюсерГригорий Козырь
операторБорис Кочеров
композиторЛеонид Десятников
художникАндрей Платов, Леонид Платов, Наталья Монева
монтажГалина Дьяконова
жанр ужасы, триллер, драма, детектив
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время97 мин. / 01:37
Расследуя дело о загадочных самоубийствах матери, убившей своего малолетнего сына, и ее любовника, следователь по особо важным делам Андрей Константинович понимает, что столкнулся с чем-то аномальным, необъяснимым для разума, беспощадным и потому чертовски страшным…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 05:21

    файл добавилFastHouse1969

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1417 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пока в Америке давились трэш-хоррорами, здесь у нас сняли малобюджетный малоизвестный фильм «Прикосновение». Я часто слышу, что в России снимать фильмы ужасов (а я все-таки считаю «Прикосновение» именно фильмом ужасов) не умеют. Так вот этот фильм — доказательство того, что на самом деле умеют.

    Сюжет, начинающийся вроде довольно просто вскоре начинает набирать обороты, становясь все более пугающим и зловещим. Фильм жутко держит в напряжении все полтора часа. Здесь не пытаются запугать выпрыгивающими из ниоткуда монстрами или реками крови (ей-богу, это уже даже не смешно), здесь пугает просто сам факт существования призраков форзи и то, что они управляют нашими жизнями, убивая всех, кого заблагорассудится.

    Актеры сыграли просто блестяще, сумев передать весь ужас происходящего на экране. Больше всего впечатлил конечно отец Марины — персонаж, которого фактически не было, но который незримо следовал через всю сюжетную линию, напоминая о себе лишь жуткой фотографией.

    Понравился момент со стариком, который говорил о муравьедах и муравейниках. «Я не поехал! Оглянись… посмотри. Вон коконы их белые. Яйца уже принесли их сюда».

    Атмосферный и по-настоящему пугающий и страшный фильм. Не чета зарубежным ужастикам.

    10 из 10

    1 марта 2009 | 23:42

    Что я увидел в фильме? — метафоры!

    Мать убившая дитя, и потом себя — это народ, разваливший СССР, а потом обрекший себя на смерть.

    Те, кто пытаются выяснить причину — страдают.

    Постоянный страх.

    Фильм надо смотреть — волосы на руках встанут дыбом.

    Но смотреть его надо не как фильм ужасов, триллер или мистику — его надо смотреть как метафору и метафизику!

    И, черт возьми, эффект будет.

    Это лучший фильм о развале Советского Союза!

    10 из 10!

    24 октября 2013 | 21:36

    C большим уважением относясь к фильмам периода перестройки и жанру мистики в частности, я пребываю в полном ужасе после просмотра. Не от «пугающей реальности», «холодного пота по спине» и далее по списку, а от непритязательности вкуса наших людей.

    Начнем с достоинств.

    Для 1992 года режиссура и в самом деле весьма неплоха. Убедительная актерская игра, тщательно выписанные диалоги, отличная операторская работа. «Прикосновение» — это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО очень атмосферный фильм. Но затмевает абсолютно все, конечно, инфернальный отец главной героини в исполнении Андрея Дударенко, пронзительности взгляда которого позавидовали бы Муссолини и Гитлер, вместе взятые. Сцена разговора на кладбище — это, пожалуй, единственное место в фильме, где бежит обещанный «мороз по коже». Вовсе не от идиотского загробного голоса через рупор (это же надо было додуматься до такого «стереоэффекта»), а именно от совершенно жуткой фотографии. Я все ждал, что Николай Ильич улыбнется и утянет следователя в могилу. Рупору в этом творении вообще досталась роль второго плана — он участвует еще в одной абсолютно неуместной сцене, когда тренер во дворе, мимо которого проезжают герои, дает через него команды своим подопечным, а главные герои, чуть позже, разговаривая на кухне об анализах ребенка, слышат: «Молодец!», «Давай пас!». Я долго пытался понять, что этим хотел сказать режиссер, но здравого объяснения такого креативного решения так и не нашел.

    Заезженные и абсолютно чернушные спецэффекты 1992 года — это вообще один сплошной минус данного фильма. Я понимаю, что технологии кинопроизводства начала 90-х просто не позволили бы снять лучше, но никак не могу разделить неописуемый восторг людей, просмотревших картину. Засыхающие цветы (с использованием грубого монтажа), открывающиеся форточки (в первый раз вижу, чтобы призраки выходили через окно — по моему, для подобных объектов стены никогда не являлись преградой), новаторский термин «форзи» (без комментариев) и верх идиотизма — рухнувшая гостиница.

    Вердикт: Чудовищные визуализации потустороннего мира и нелепые представления создателей картины о нем вытягивает общая атмосферность фильма, достойная игра актеров и, конечно, сама концепция бессмысленности земного существования, поданная очень тонко и грамотно (особенно в монологе о муравейнике и коконах). Подобная амбивалентность не позволяет давать однозначную оценку картине.

    28 мая 2013 | 20:13

    Сразу оговорюсь, что я вышел на этот фильм по ошибке. Я вообще не должен был его смотреть. Это абсолютно не мой жанр, но я перепутал «Прикосновение» 1989 года с «Прикосновением» 1992 года. Случилось так, что люди, чьё творчество большое место занимает в моей душе, заявили на просторах Интернета, что любят русский фильм «Прикосновение», и я, как преданный фанат, счёл своим долгом его посмотреть. (Речь идёт о французском лейбле «Prikosnovenie» — с чего бы это французы выбрали в качестве названия русское слово, если бы не любили русский фильм всем сердцем?!) Но только уже посмотрев фильм 92-го г., я догадался уточнить информацию, и оказалось, что лейбл основан в 90-м г., причём в интервью упоминаются казахские степи! Вот тут-то я в очередной раз и сел в калошу: мало того, что я совсем плохо знаю французский, так ещё и принимаю на веру какое-то упоминание в Интернете, не потрудившись перепроверить. Вот и посмотрел вместо мелодраматического фильма Советского Казахстана пугалку Новой России. Но уж что посмотрел, по тому и надо отписаться!

    Что режиссёр Мкртчян, известный в первую очередь по приключенческому фильму «Земля Санникова» и звучащей там экзистенциальной песне «Есть только миг…», имеет нам предложить? Всего лишь страшилку, основанную на самых банальных поверьях современного человека: явлении умерших родственников, привидениях, могильном вое, техногенных катастрофах и фатальных предзнаменованиях. Да, здесь есть отдельные неординарные решения: например, общение покойника с миром живых посредством настраивания на волну переговоров железнодорожников по громкоговорителю. Есть и радующие глаз моменты, вроде появления на свадьбе балагура в исполнении замечательного артиста Абдулова, друга самого Володи Высоцкого. Но в целом для меня здесь не хватило драматизма момента. Я и сам не могу этого объяснить, но чтобы фильм о смерти зацепил меня, он должен эксплуатировать мои глубинные струны души, докапываться до каких-то моих комплексов, может быть. Таковы, к примеру, пробравшие до костей фильмы «Awake» и «Imaginaerum». Иначе, рискуя прослыть бездушной скотиной, я вынужден признаться, что мне ни героев не жалко, ни сюжет не трогает. Именно так получилось и здесь.

    Но я уважаю мнение той категории людей, что, посмотрев «Прикосновение», подолгу не могут заснуть, а потом в ужасе просыпаются и пытается отмахаться подушкой от явившегося лица самого потустороннего персонажа фильма. К тому же, фильм (пусть в конкретном случае с моим любимым французским лейблом всё и вышло не так) признан на Западе. Так, по словам режиссёра, в конце 90-х этот русский триллер показывали в США наравне с прочими ужасами, в ночном эфире. Не остался он забытым и русскими киношниками, создающими подобные бесовские пугалки в позднейшее время. Увидев нелепые (с моей точки зрения!) спецэффекты этого копеечного фильма эпохи экономического кризиса, я понял, откуда режиссёры фильмов ставшей более богатой и более претенциозной России, у которой появились деньги на пафосное кино, взяли и ни с того ни с сего взрывающиеся башни, и норовящих выпасть из окна деток, и прочую небывальщину, подходящую разве что для первоклассников, но которую взрослые актёры озвучивают с серьёзным лицом. Тем не менее, я не могу устоять перед некоторыми фильмами такой категории (бесовщина так нравится русскому человеку; отголоски весьма спорной эстетики дьяволиады можно найти даже в признанной классике, от «Вечеров на хуторе…» до «Мастера и Маргариты»). Это прежде всего «Дозоры». Не отрицайте, что создатели «Дозоров», какими бы хитами они ни были в 2004-06 гг., явно учились на более ранних фильмах. Можете критиковать меня за мои неожиданные выводы, но я считаю, что из западных фильмов непосредственным провозвестником «блокбастеров про Иных» стали ранние «Люди Икс», а из наших — как раз «Прикосновение». Даже приём, когда нарочито демонстрируются приметы времени (в частности, обшарпанные дешёвые обои, посиделки на кухне под пельмешки и водочку) на фоне абсолютно небывалых событий, встречается там и там. И в «Прикосновении», в «Ночном Дозоре» фигурирует чёрная собака; звучит музыка описываемого времени ("Ещё не вечер!» Вайкуле и «На теплоходе музыка играла…» Зарубиной). Однако учитывая весьма слабую визуальную составляющую и почти полное отсутствие прославленных актёров, «Прикосновение» сильно проигрывает «Дозорам», и мне кажется справедливым более выраженный успех последних, в том числе и на международном уровне.

    3 ноября 2014 | 18:04

    Скудными средствами постперестроечной кинематографии авторам картины удается если не напугать, то спровоцировать беспросветный пессимизм у зрителей этой картины.

    Стиль можно сформулировать так: «постсоветская чернуха».

    По сути, никакого глубокого смысла у картины нет, кроме как «на том свете хорошо, а на этом — плохо». Потому что, видимо, плохо стало житься и видеться народу, «в эпоху больших перемен». На тот свет потянуло.

    И если в американских ужастиках монстр олицетворяет очевидное и абсолютное зло, против которого надо бороться, то тут еще до конца не выявлено, с этого или с иного мира это зло исходит, и оттого, возможно, не столько страшно, сколько мерзко смотреть этот фильм. И это отвратительное послевкусие запоминается — за что, кстати, плюс создателям фильма: видимо, они этого и добивались.

    13 сентября 2011 | 18:42

    1991 год. Время прикосновения. Наверное все в большей или меньшей мере почувствовали это. Кто-то отделался легким испугом, а кто-то оказался по ту строну неизвестности. Об этом и фильм. О могильном холоде того времени. Он окутывает постепенно, как наступление зимы. Но в отличие от поры года, веры в то, что будет лето, не остается. Потому что доступа тепла нет никакого. Люди научились строить ядерные реакторы, по тепла всё равно нет. Как война не оставляет семьи без потерь близких, так и прикосновение не оставляет никого не пораженным болезнью. Но способности осознать то, что ты действительно болен не оставляет никакой.

    О роковых временах, когда человек оказывается на грани, напоминает всё — музыка, звучащая в фильме, обстановка, кладбища с железными крестами, автомобили… Но они какие-то другие. Есть ощущение что если оставить атмосферу, созданную режиссером, но декорации поменять, суть не изменится. Останется внутренний мир человека, который собирается покончить жизнь самоубийством.

    Но тем не менее, даже в этой беспросветной мгле можно увидеть искру далеко на горизонте. Это как в «Мастере и Маргарите». Только малейшие намеки. Их может быть достаточно чтобы разорвать замкнутый круг. Но этого почему-то не происходит. Тьма слишком густа…

    22 марта 2008 | 15:38

    «- Твоя судьба отныне в твоём языке.
     — Так всегда было…» (с)

    Так уж повелось, и все к этому давно привыкли, что у нас не получаются, а самое главное как то не приживаются фильмы жанра «хоррор». Несмотря на то, что в советские времена были неоднократные попытки представить отечественному зрителю «ужастики», далее «штучных» попыток (причём не всегда удачных) дело не пошло. Более полно экспериментировать с этим «западным» жанром начали лишь в годы Перестройки. Тогда советским киношникам партия наконец то развязала руки, и на свет вышли не только «страшные», но даже антисоветские картины! Но если не впадать в демагогию относительно эволюции жанра в нашем кинематографе, а просто постараться вспомнить наиболее удачные его «экземпляры», то сделать это будет совсем не сложно. Первым на ум приходит немного сказочная экранизация гоголевского «Вия» (1967), далее следует «Господин Оформитель» (1989) и «Пьющие Кровь» (1991) — которые в той или иной степени также являются фильмами снятыми по классике. После распада СССР выходят рассматриваемое в данной рецензии «Прикосновение» (1992), «Упырь» (1997) и «Мастер и Маргарита» Юрия Кары (который пролежал на «полке» до 2011, и который при определённом допущении также можно отнести к этому жанру). Последним «хоррором» 90-ых стал триллер «Змеиный Источник». Потом жанр взял продолжительный тайм-аут, и вплоть до 2006 -ого на экраны российские «ужастики» не выходили. В нулевые были сняты: «Жесть» упомянутого года, «Путевой Обходчик», «Мёртвые Дочери» (оба -2007) и «Юлинька» (2009). В прошлом году выходил современный «Вий», снятый к тому же в «объёмном» формате. А в этом появилась основанная на «дворовой» страшилке «Пиковая Дама». Не считая нескольких молодёжных ТВ-сериалов (типа «Закрытой Школы») — это всё, что отечественный кинопром создал за время своего существование. Если, конечно не считать несохранившиеся до наших дней, снятые ещё до Революции немые короткометражки. Правда были ещё и так называемые «любительские» фильмы — снятые при отсутствии бюджета и господдержки, фанатами кино или начинающими режиссёрами. Среди них выделю пожалуй просмотренный мною «Постсмертум» (довольно любопытный и неплохой кстати). По сравнению с той же Америкой, где регулярно на экранах и видео год от года появляются десятки подобных картин, в Россия «хоррор» находится в зачаточном состоянии. Дело тут не столько в отсутствии спроса (как убеждали советские критики — мол, нашим зрителям не нужны «страшные» картины), сколько в неопытности наших кинематографистов, а главное в их нежелании развивать на отечественной нише данный жанр. Ведь те немногие фильмы, что всё таки были сняты — зрители смотрели с интересом, так как во многом это было для нас ново и необычно. Не все картины были одинаково успешны, но среди них всё же можно назвать бесспорных лидеров, которые способны составить конкуренцию западным представителям жанра. При чём не только на родине. Ныне малоизвестный фильм Альберта Мкртчана — как раз такое кино.

    Знаю, поначалу трудно будет поверить в то, что этот написанный, поставленный и разыгранный неизвестными исполнителями фильм может произвести подобное впечатление. Но прошу поверьте, это действительно так! Сценарист Андрей Горюнов, при сочинении этого сюжета вероятно имел в веду «расплодившиеся» в начале 90-ых религиозные секты, которые сеяли в отчаявшихся народных массах, свои «учения» о радостях загробной жизни. Экстрасенсы, гадалки, шаманы и пр. колдуны тогда имели спрос, в доселе безбожной стране, как то вдруг обрётшей веру. Наследие Коммунизма к религиозной пропаганде шарлатанов готово не было, а потому до наступления более-менее стабильных лет пользовалось их услугами. Не безвозмездно, разумеется. Но фильм «Прикосновение» не о разоблачении сектантов, это традиционная мистическая история. Снятая на стыке «мейнстримного» и «артхаусного» кино, в жанре «триллера» и явно претендующего на притчевое звучание. Отсутствие на экране сколько не-будь «засвеченных» лиц способствует тому, что бы зритель максимально проникся рассказываемой ему историей, и воспринимал персонажей не как разыгрывающих определённый сюжет артистов, а как реальных людей — подобных себе, которые столкнулись против воли с чем то неопознанным, не имеющим логического объяснения, явно не из здешнего мира…

    Операторская работа, гнетущий саундтрек вкупе с серостью постсоветской жизни демонстрируемой на экране — создают мрачную атмосферу безысходности. По ходу просмотра ты всё больше и больше попадаешь под инфернальное обаяние этой картины, оказываясь во власти неконтролируемого, появляющегося почти на подсознательном уровне, холодного и липкого ужаса. Фильм Мкртчана — это представитель ныне исчезнувшего советского ещё кино, поэтому в нём нет слепого подражания американским лентам с их неизменными «пугалками» вроде неожиданных «скримеров» или резких «Бу!» моментов. Монстров и прочей потусторонней нечисти здесь тоже не найдёте. Есть лишь таинственные шорохи, сами собой отворяющиеся окна и двери, ощущение чьего то незримого присутствия. Голос вещающий из могилы на стареньком кладбище с ржавеющими памятниками и крестами. А ещё «демонический» фотопортрет покойного, не дающего покоя живущим. Обычные отечественные квартиры со старенькой мебелью, желтеющими от времени обоями и коврами на стенах…Всё такое знакомое, родное — своё. Это больше всего и пугает! Изрядно способствует нагнетанию страха и шероховатая, советская киноплёнка конца 80-ых, на которую «кооператоры» первой волны снимали своё кино.

    Сюжет повествует о молодом атеисте — следователе Крутицком, который начинает расследовать самоубийство женщины и её сына, для которого вроде бы не было предпосылок. В ходе следствия герой сводит знакомство с её любовником Травиным, а после и с её сестрой -Мариной. Но после разговора с ним, сожитель покойной неожиданно совершает самоубийство, намекнув следователю о мистической подоплеке этого дела, посоветовав так же не лезть пока не поздно в то, во что он не понимает. Узнав об этом Марина решает открыться герою, и рассказывает о том, что им всем являлся призрак их давно умершего отца — Мальцева Николая Ильича, который просил их как можно быстрее покинуть этот грешный мир, что бы попасть в другой, светлый и счастливый — загробный… Поначалу не веря в сверхестественное толкование происходящих на его глазах событий, Крутицкий всё же меняет своё мнение, когда лично сталкивается с призраком. Желая спасти Марину и её маленькую дочку, которую дед намерен забрать к себе, герой пытается найти выход и пойти на компромисс с неугомонным духом. Для этого, он поздно вечером отправляется на кладбище…

    Несмотря на желание режиссёра оставить финал ленты открытым, дав тем самым широкий простор для всевозможных зрительских толкований относительно конечной победы Добра или Зла, «Прикосновение» — это образец хорошо продуманного и с мастерством поставленного отечественного фильма ужасов. Аналогов которому за последние два десятка лет так и не появилось…

    27 сентября 2015 | 13:46

    Я посмотрел этот фильм совсем недавно. Я давно уже равнодушно смотрю фильмы ужасов. И чувства страха не испытываю. Последний раз мне было не по себе, когда я смотрел первое японское «проклятие». И я думал, что уже ничего не может создать такое впечатление. Тем более русский, почти ещё советский фильм. Много вы знаете советских фильмов ужасов? Кроме «Вия» я не знаю ни одного.

    Так вот этот фильм создал у меня такое чувство страха, какое я наверное чувствовал только в детстве. Это же надо! В стране где и фильмов подобного жанра в принципе нет, с первого раза снять такой насыщенный ужасом фильм. И при том за мизерные деньги, без спецэффектов. Сам факт создания и существования подобного фильма уже кажется мистическим.

    31 июля 2009 | 03:54

    На мой взгляд, в основе фильма лежат две ложные идеи религиозно-мировоззренческого плана, хорошо известные людям, которые хотя бы немного знакомы с историей философии и мифологией. Одна — из древнегреческих представлений: «сома — сима» (тело — темница души), вторая — представление о якобы явлениях умерших их живым родственникам, причем не во сне, а наяву.

    События фильма происходят в перестроичное время, время религиозного невежества и вакуума, возникших вследствии 70-летней атеистической советской пропаганды. Героям являются якобы их умершие родственники (Мальцев) и убеждают последовать в «лучший мир» (совершить самоубийство). Но создатели фильма так и не проясняют истинную природу этих явлений как человеконенавистнических бесовские внушений и мечтаний. Главный герой (следователь), находясь в плену религиозно-мировоззренческих заблуждений, попадает в духовной рабство бесу, который представляется умершим много лет назад Мальцевым (сцена на могиле Мальцева с громкоговорителем). В итоге все заканчивается очень печально.

    Думаю, главный идейный недостаток фильма — невыясненность бесовской природы мистических явлений, вокруг которых развивается сюжет; того, что является и говорит не Мальцев, а бес (нечистый дух), который представляется давно умершим Мальцевым для того, чтобы обольстить и погубить поверших ему родственников Мальцева и главного героя картины.

    Эта незавершенность в раскрытии идеи делает фильм, на мой взгляд, несколько ущербным и духовно нездоровым.

    17 мая 2011 | 04:10

    Помню как в середине 90-ых, насмотревшись по кабельному буржуйских ужастиков, ближе к ночи переключил антенну на вещающее на всю страну ТВ и посмотрел этот фильм. Пробрало меня не по детски, не то что бы чуть в штаны не наложил от страха, но ходил пару дней как пришибленный. Мощно задвинуто. До сих пор к этому фильму и их создателям отношусь с уважением. По современным меркам вроде обычная, нагоняющая жути страшилка, но в ней есть нечто неуловимо влекущее, манящее погрузиться в вязкое болото детских страхов. Малоизвестные актёры сыграли для жанра просто фантастически хорошо. Сцена на кладбище — лучшая из всего что я видел в подобных фильмах; жуткая, депрессивная атмосфера на протяжении всего действия не умаляет интереса к происходящим на экране событиям, а сюжет может потеснить лучшие воплощения Стивена Кинга, ну или хотя бы пососедствовать с ними. Очень жаль, что это последняя работа Альфреда Мкртчяна. Что повлияло режиссёра «Земли Санникова» оставить творческую карьеру я не знаю, но факт того, что картина была создана в 1992 году говорит сам за себя.

    11 января 2012 | 20:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>