Бластер против светового меча: почему «Мандалорец» лучше, чем новая трилогия «Звездных войн»

Пока на Disney+ с триумфом идет второй сезон «Мандалорца», Марат Шабаев разбирается, как же так вышло, что сериал о персонаже-ноунейме стал куда популярнее финальной трилогии Скайуокеров и в каком-то смысле даже спас франшизу от закипавшей ненависти фанатов.

Чем плохи «Звездные войны»

Главная претензия к последней трилогии «Звездных войн» — отсутствие свежих идей. Седьмой эпизод — «Пробуждение силы» — заново пересказывал «Новую надежду», слегка переименовав слагаемые сюжета: вместо Империи — Первый орден, вся ответственность за спасение мира снова сваливается на плечи сироты с пустынной планеты (только теперь не Татуина, а Джакку), в конце привычно взрывается очередная «Звезда смерти»… простите, база «Старкиллер».

«Звёздные войны: Последние джедаи»

Правда, в восьмом эпизоде («Последние джедаи») была попытка пересмотреть привычные правила игры. Зрители долго гадали, почему главной героиней стала мусорщица-сирота Рей. Может, она дочка или внучка кого-то из Скайуокеров? Но фильм намекал, что галактика не сошлась клином на этом клане: джедаем, спасающим мир, может стать вообще кто угодно и наследственная Сила тут совсем не обязательна. Правда, завершилась трилогия реакционным девятым эпизодом («Скайуокер. Восход»), который вернул вселенную «Звездных войн» на круги своя: Рей оказалась внучкой императора Палпатина, который умер еще в «Возвращении джедая» у Лукаса. А тут он внезапно воскрес, чтобы стать новым антагонистом вместо Сноука и заодно объяснить мессианскую роль новой героини ее благородным происхождением — Disney не постеснялась использовать прием «бог из машины». От таких штампов «Звездных войн» все устали: это заметно по цифрам кассовых сборов — ностальгическое «Пробуждение силы» заработало в прокате 2 млрд долларов, а завершение трилогии — в два раза меньше. Критикам лишь оставалось зафиксировать грандиозный провал — «Скайуокер. Восход» получил на Rotten Tomatoes рейтинг 51%, став худшим фильмом в истории саги.

«Семь самураев»
«Великолепная семерка»

В 1970-х Лукас задумывал «Новую надежду» как смесь спагетти-вестернов, жанрово родственных им самурайских фильмов Акиры Куросавы («Великолепная семерка» — это «Семь самураев» , а «За пригоршню долларов» — ремейк «Телохранителя») и ретрофантастики в духе «Флэша Гордона», нанизанной на универсальную структуру мифа, описанную Джозефом Кэмпбеллом. Со временем некоторые элементы этого коктейля были забыты: вестерн ушел на второй план уже к финалу оригинальной трилогии, а в приквелах он уступил место политическому триллеру. Сиквелы Disney эту традицию продолжили: джедаи пытаются изображать из себя космических самураев, мифические законы продолжают управлять диалектикой Темной и Светлой сторон Силы, но от пыльной и опасной атмосферы края далекой галактики здесь ничего не осталось. Вместо нее — высокобюджетная мыльная опера; кажется, именно логикой летаргических снов и внезапных пробуждений героев многолетних телесаг и объясняется воскрешение Палпатина.

Чем хорош «Мандалорец»

Режиссер Джон Фавро, ставший шоураннером «Мандалорца», максимально отстранился от надоевших героев и их вечно повторяющихся конфликтов. Первый игровой сериал о вселенной «Звездных войн» оказался совершенно самостоятельным произведением, в котором и джедаи-то упоминаются далеко не в каждом эпизоде, а главный герой вообще лишен Силы. Справедливости ради надо сказать, что в кинофильмах про ЗВ фокус на второстепенных героев смещали дважды. Первый раз — успешно. «Изгой-один», главными героями которого сделали повстанцев, чьи действия помогли разрушить «Звезду смерти» в «Новой надежде», всем понравился (84% на Rotten Tomatoes).

Прием повторили в «Хане Соло», но тут все закончилось катастрофой. Фанаты привыкли к тому, что у Хана Соло лицо Харрисона Форда, и не приняли Олдена Эренрайка. Свою фатальную роль сыграли и кадровые перестановки (режиссеров Фила Лорда и Кристофера Миллера заменил Рон Ховард, переделавший более половины материала). Но главная причина кассового провала (бюджет — 275 млн, сборы — 392 млн) — все тот же фансервис: Disney слишком подробно рассказывала о происхождении тех или иных вещей, которые окружали взрослого Соло у Лукаса, включая игральные кости, висящие на цепочке в кабине «Сокола тысячелетия». К тому же зрители уже просто устали от дорогих и громыхающих «Звездных войн».

«Хороший, плохой, злой»
Мандо

Фавро решил вернуть франшизу к самым истокам — отсылки к вестернам можно найти в каждой серии. Практически безымянный герой (вообще-то у него есть полное имя — Дин Джарин, но все тут зовут его просто Мандо) явно списан с бесстрастного стрелка (Клинт Иствуд) из долларовой трилогии Серджио Леоне. Разруха в галактике после падения Империи удачно рифмуется с гражданской войной (еще один популярный сюжет вестернов). Маленькие городки с одной центральной улицей, величественные каньоны, перестрелки в салунах и неясные моральные ориентиры — Фавро бережно воссоздает все жанровые атрибуты, забывая о перестрелках в космосе, гудящих световых мечах и сомнениях выбора между Светлой и Темной сторонами Силы. «Мандалорец» стал именно тем новым старым взглядом на «Звездные войны», которого ждали все. Флагман стриминга Disney+ по количеству зрителей побил  даже «Ведьмака» Netflix и получил 15 номинаций на «Эмми».

Мандо не пытается спасти мир, он занят собственным выживанием и сохранностью «усыновленного» ребенка. Единственным героем, который владеет Силой, оказывается забавный Малыш. Да и он использует ее далеко не в каждой серии. Антагонисты тут тоже ею не обладают: они не карикатурные сказочные злодеи-императоры, а простые военные вроде персонажей харизматичного Джанкарло Эспозито и неожиданного Вернера Херцога, человека из совсем другой вселенной (европейского авторского кино).

Вернер Херцог

Похождения Мандо организованы как скромный вестерн-процедурал, где каждая серия — отдельная мини-история о том, как герой пытается выпутаться из очередной передряги или, например, кого-то спасает — но отнюдь не на галактическом уровне. Скажем, он помогает жителям деревни справиться с бандитами, как в «Семи самураях»/«Великолепной семерке». Мандалорец-наемник плевать хотел на мироустройство.

Возможно, судьба всей франшизы в ближайшее время будет передана в руки таких вот скромных героев домашнего экрана, а материалы о фамилии Скайуокер будут отправлены в архив. О грядущих фильмах по вселенной «Звездных войн» нет никаких новостей (лишь ряд анонсов о том, кто будет их режиссером), а вот информации о следующих сериалах хоть отбавляй. По слухам, скоро запускается производство сольное шоу про культового Бобу Фетта, в 2021-м и 2022-м ожидаются сериалы про героя-разведчика Кассиана Андора и джедая-затворника Оби-Вана Кеноби (Юэн Макгрегор вновь возьмет в руки световой меч). Уже можно с уверенностью заявить: Disney занялась ликвидацией белых пятен локальной галактический истории (между тремя трилогиями наверняка происходило много интересно), махнув рукой на эпос. О Рей, Финне и По Дэмероне все уже успели позабыть, а вот Малыш из «Мандалорца» останется с нами надолго.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что было в первом сезоне «Мандалорца». Краткий пересказ

Что было в первом сезоне «Мандалорца». Краткий пересказ

29 октября 2020
Что происходит в новой серии «Мандалорца»? Расширение мифологии, увлекательное ограбление и путь к джедаям

Что происходит в новой серии «Мандалорца»? Расширение мифологии, увлекательное ограбление и путь к джедаям

16 ноября 2020
Новая серия «Мандалорца»: Что это было? Боба Фетт правда вернулся?

Новая серия «Мандалорца»: Что это было? Боба Фетт правда вернулся?

2 ноября 2020
Отец Рей — клон императора. Что еще стало известно из книги про «Скайуокер. Восход»

Отец Рей — клон императора. Что еще стало известно из книги про «Скайуокер. Восход»

5 марта 2020

Главное сегодня

Культовое кино

Это «Нечто»! 5 причин посмотреть полярный хоррор Джона Карпентера 40-летней давности

Сегодня
Это «Нечто»! 5 причин посмотреть полярный хоррор Джона Карпентера 40-летней давности
На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов
Индустрия

На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов

Вчера0
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Вчера1
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Вчера
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Вчера14
«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

час назад
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

Вчера2
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.