Дайте две: Двойники и близнецы в кино

Обсудить0

Подозреваемые в убийстве близняшки, двойной Джереми Айронс, Сыроежкин и Электроник, Доцент и Трошкин, кудрявый Николас Кейдж и его копия — КиноПоиск вспоминает известных двойников в кино к выходу фильма Ричарда Айоади «Двойник» с Джесси Айзенбергом в главной роли.

1 мая на российские экраны вышел «Двойник» Ричарда Айоади — вольная экранизация одноименной повести Достоевского. Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) работает в унылой, освещенной тусклым светом конторе. Его жизнь монотонна, коллеги не помнят его имени, а единственным развлечением в жизни Саймона является наблюдение за девушкой из копировального цеха (Миа Васиковска), что живет напротив. Жизнь Саймона кардинально меняется, когда в контору вдруг приходит новый сотрудник Джеймс Саймон (тоже Джесси Айзенберг), как две капли воды похожий на Саймона. Но никто сходства не замечает, тем более что Джеймс — полная противоположность Саймону. Он душа компании, знает, как соблазнять девушек. Жизнь Саймона круто меняется: сначала двойник берется помочь стеснительному парню, но потом постепенно отбирает его жизнь.

Тема двойников не раз возникала в кино и литературе, а некоторые режиссеры и писатели неустанно возвращались к ней на протяжении всей творческой карьеры. КиноПоиск решил вспомнить известных двойников и близнецов на экране.

Внимание: в статье могут содержаться спойлеры!

«Темное зеркало», режиссер Роберт Сьодмак, 1946

В этом классическом нуаре Оливия де Хэвилленд играет сестер-близняшек Терри и Рут. Обе оказываются подозреваемыми в убийстве, вот только как понять, которая из них виновна, если выглядят они настолько одинаково, что ни один свидетель не в состоянии различить сестер? Все осложняется тем, что одна из близняшек, похоже, страдает паранойей и выдает себя за другую. Кто из них врет, а кто говорит правду? Оливии де Хэвилленд удалось сыграть обеих сестер так, что зрителю сложно разгадать их секрет.

«Головокружение», режиссер Альфред Хичкок, 1958

Картина Хичкока давно внесена во все мыслимые и немыслимые списки как один из самых искусных триллеров, а критики регулярно признают «Головокружение» величайшим фильмом всех времен. Хотя на экране зритель видит лишь одну женщину по имени Джуди (Ким Новак), то, с какой настойчивостью Скотти (Джеймс Стюарт) пытается сделать из нее двойника погибшей Мадлен, заставляет зрителя задуматься о том, какое значение обретают внешняя схожесть и изображение для одержимого любовью сознания.

«Персона», режиссер Ингмар Бергман, 1966

Картина Бергмана — одно из самых сложных киноисследований на тему потери собственной идентичности. Главная героиня — актриса Элизабет, которая вдруг прямо во время очередного спектакля замолкает, и ничто не способно вывести ее из этого молчаливого оцепенения. Врачи рекомендуют поехать к морю, и Элизабет сопровождает ее сиделка Альма. Бергман написал роли актрисы и медсестры специально для Лив Ульман и Биби Андерссон, так как был поражен их физическим сходством. Их героини действительно то ли отражают друг друга, то ли оказываются двумя частями одного целого. В конце фильма лица Элизабет и Альмы символически сливаются на экране в одно.

«Партнер», режиссер Бернардо Бертолуччи, 1968

В одном из своих первых фильмов Бертолуччи тоже обратился к «Двойнику» Достоевского и создал историю про молодого преподавателя литературы Джакобе, который страдает раздвоением личности. Он чем-то похож на героя Достоевского Голядкина. Например, тоже страдает от неразделенной любви. Постепенно герой сходит с ума, а его тень становится полноправным участником событий. Бертолуччи наделил своего Джакобе страстью к киноэкспрессионизму и театру жестокости, да и сама картина содержит немало отсылок к этим течениям в искусстве.

«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, 1971

Главная советская комедия о бандите Доценте и добродушном педагоге Трошкине, которые выглядят как Евгений Леонов и являются абсолютными противоположностями. Внешнее сходство можно использовать во благо, чем и занимается Трошкин, наставляя преступников на путь исправления и помогая милиции найти пропавший шлем Александра Македонского. Эту картину о двойниках по праву можно назвать самой популярной на территории бывшего СССР лентой на тему внешнего сходства.

«Отчаяние», режиссер Райнер Вернер Фассбиндер, 1978

В экранизации романа Владимира Набокова нет двойников, а есть лишь убежденность главного героя Германа (Дирк Богард) в том, что некий бродяга Феликс (Клаус Левич) на него чертовски похож. Герман надеется, что, убив двойника и выдав его за себя, он сможет присвоить его имя и начать новую жизнь. План закономерно проваливается, ведь между мужчинами нет никакого сходства. Сценарий по книге Набокова написал не кто-нибудь, а Том Стоппард. Хотя постановку Фассбиндера порой упрекают в излишней манерности, это утонченная и пропитанная многочисленными культурными отсылками картина.

«Приключения Электроника», режиссер Константин Бромберг, 1979

Каждый советский школьник мечтал о таком роботе-двойнике, который и домашнее задание сделает, и на уроке ответит, и дома уберется, и в магазин сбегает. Механический мальчик, как две капли воды похожий на тебя и обладающий нечеловеческими талантами, — это супергерой начала 1980-х. Впрочем, даже электронный подросток мечтает о друзьях и признании, а настоящему школьнику из плоти и крови обман не сойдет с рук. Эта сверхпопулярная детская картина была призвана воспитать честного и ответственного человека, который способен завоевать любовь окружающих собственными поступками.

«Кагемуся: Тень воина», режиссер Акира Куросава, 1980

Собравший множество наград, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, этот фильм Акиры Куросавы переносит зрителя в Японию XVI века, где разворачивается сюжет в духе романа «Принц и нищий». Преступнику отменяют смертную казнь, потому что он очень похож на местного правителя Такэду. Герой становится его тенью, а после смерти Такэды начинает играть его роль. Но смерть находит и двойника. От судьбы не скрыться, даже приняв другое имя.

«Близнец», режиссер Ив Робер, 1984

Если у вас нет близнеца, то порой стоит его выдумать. Например, чтобы встречаться сразу с двумя богатыми американками одновременно. Именно так поступает герой Пьера Ришара Маттиас, очарованный близняшками Лиз и Бетти (Камилла и Кэри Мор) и облизывающийся на их огромное состояние. Ему приходится играть сразу две роли, то представляясь братом Маттье, то самим собой. Естественно, дело заходит слишком далеко, вынуждая Маттиаса-Маттье подделывать документы, путаться в собственной лжи и даже (пусть и случайно) убить соперника-адвоката. Если задуматься, картина Ива Робера вполне могла бы быть триллером в духе Хичкока, но, к радости зрителей, остается классической французской комедией.

«Связанные насмерть», режиссер Дэвид Кроненберг, 1988

Два идентичных близнеца-гинеколога, которые спят с одной и той же женщиной? Звучит как начало вульгарной комедии, но достаточно взглянуть на имя автора (Дэвид Кроненберг), чтобы догадаться: зрителей ждет без пяти минут хоррор. Братья могут быть непохожи характерами, но их явно связывает что-то необъяснимое. Джереми Айронс получил роли близнецов Эллиота и Беверли, после того как от них отказались Роберт Де Ниро и Уильям Хёрт. Теперь невозможно представить кого-либо другого в этом двойном образе. Айронс рассказывал, что сначала стремился играть ловеласа Эллиота и стеснительного Беверли как двух разных людей и даже просил две отдельные гримерные комнаты. Однако потом актер решил, что иногда зритель должен путаться, кого он видит на экране, а различие должно идти изнутри. Тогда он устроился в одной гримерке и смешал гардероб своих персонажей.

«Двойная жизнь Вероники», режиссер Кшиштоф Кесьлевский, 1991

Построенный на цветовых акцентах, полутенях и завораживающей музыке фильм Кшиштофа Кесьлевского рассказывает историю двух идентичных девушек по имени Вероника (получившая за эти две роли каннскую «Серебряную пальмовую ветвь» Ирен Жакоб). Одна живет в Польше, другая — во Франции. Обе очень музыкальны, у обеих слабое сердце. Они не подозревают друг о друге и пересекаются лишь однажды, когда француженка посещает Краков и на проявленной пленке вдруг видит очень похожую на себя девушку, случайно попавшую в кадр на площади. В фильме Кесьлевского множество слоев и пространства для интерпретации, но каждый зритель после просмотра наверняка не может отогнать от себя мысль о том, что где-то на земле бродит и его двойник.

«Адаптация», режиссер Спайк Джонс, 2002

Внутри творческого человека вполне могут уживаться два весьма противоречивых персонажа. Будучи не в силах сдвинуть с мертвой точки сценарий «Вора орхидей» по книге Сьюзен Орлеан, Чарли Кауфман выдумал себе брата-близнеца Дональда, которому творческие кризисы незнакомы. Дональд с легкостью продает полные клише сценарии и посещает семинары Роберта МакКи, а заодно помогает брату справиться со злополучной Орлеан. В итоге Кауфман написал сценарий про процесс адаптации романа, а обоих Кауфманов в фильме Спайка Джонса виртуозно сыграл Николас Кейдж.

Жан-Клод Ван Дамм в нескольких ипостасях

Кажется, Жан-Клод Ван Дамм переплюнул всех по числу двойников, клонов и близнецов в собственной фильмографии. Он путешествовал во времени, переживал реинкарнацию спустя тысячелетие, находил брата-близнеца, узнавал о смерти еще одного, выступал клоном серийного убийцы и обретал новую жизнь как универсальный солдат. А вы говорите, шпагат.

А какие фильмы про двойников больше всего по душе вам?

Смотрите также

Брачные истории: Как и о чем снимает Ноа Баумбак

Брачные истории: Как и о чем снимает Ноа Баумбак

7 декабря 201912
Джесси Айзенберг: «Надеюсь, Супермен не увидит этот фильм»

Джесси Айзенберг: «Надеюсь, Супермен не увидит этот фильм»

28 марта 2016188
«Громче, чем бомбы»: Премьера дублированного трейлера

«Громче, чем бомбы»: Премьера дублированного трейлера

2 марта 201611
Лекс Лютор-мл.: «Не только папин LexCorp»

Лекс Лютор-мл.: «Не только папин LexCorp»

6 октября 2015100

Главное сегодня

Реконструкция «Бумажного дома»: Как провалившийся в Испании сериал стал хитом Netflix

Вчера14
Реконструкция «Бумажного дома»: Как провалившийся в Испании сериал стал хитом Netflix
Что смотреть дома: «Дарья», «ЧИКИ», дебют Кубрика

Что смотреть дома: «Дарья», «ЧИКИ», дебют Кубрика

5 июня10
#БезМасок: Цапник, Сутулова, Бербер, Шпица и другие звезды в фотопроекте КиноПоиска

#БезМасок: Цапник, Сутулова, Бербер, Шпица и другие звезды в фотопроекте КиноПоиска

Вчера3
Вспоминая «Мстителей»: Как киновселенная Marvel захватила мир

ПодкастВспоминая «Мстителей»: Как киновселенная Marvel захватила мир

5 июня12
Фильм недели: «Ширли» — готическая драма о создательнице «Призрака дома на холме»

Фильм недели: «Ширли» — готическая драма о создательнице «Призрака дома на холме»

5 июня2
Фильм «Прислуга» вновь популярен на фоне протестов, но активисты призывают не смотреть его

Фильм «Прислуга» вновь популярен на фоне протестов, но активисты призывают не смотреть его

Вчера17
Что выходит на КиноПоиск HD в июне: «Алекс Райдер», «Дитя погоды» и «Водоворот»

Что выходит на КиноПоиск HD в июне: «Алекс Райдер», «Дитя погоды» и «Водоворот»

2 июня9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт