К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Пронзительный фильм.

История падения личности.

Главному герою Зилову 27 лет. У него есть практически всё для так называемого счастья: красивая жена, преданные друзья, хорошая работа, он увлечён охотой и музыкой, вдобавок ко всему он получает жилплощадь, чего ещё надо - живи. Другим и этого не дано. Но Зилов порочен. И чем дальше он углубляется в неведомую ему пропасть, тем ленивее ему скрывать свою прогнившую сущность, свою двуличность, своё безразличие, которое он неумело маскирует посредственными шуточками. Помимо увлечений на стороне женщинами, он всё чаще выпивает и выпивает так, что это становится проблемой для всех. Законченный эгоист, он перестаёт понимать и слышать свою жену, которая хочет от него ребёнка, но ему не нужны лишние хлопоты, он не подкаблучник, он - индивидуалист, он - в себе. Это кризис, болезнь. Его нежелание взрослеть отчётливо и неприкрыто. Он взрослый ребёнок, не отдающий отчёта своим действиям. Поиграв как с игрушкой со своей бывшей однокласницей Верой, он даже не удосуживается чётко и ясно объясниться с ней (вдруг понадобится), тем самым оставляя влюблённой в него женщине право за него бороться и она идёт на крайние меры. Она преступает гордость и добивается приглашения на новоселье и там остро и на грани шутит ('Подарите ему женщину'), заигрывает с его начальником, чтобы разбудить в Зилове ревность, но всё напрасно.

Деградация и внутреннее опустошение главного героя пошагово исследуется создателями ленты довольно необычным образом. Зилов с похмелья пытается вспомнить происходящие накануне события ('Мальчишник в Вегасе', хе-хе) и прокручивает свои воспоминания. Чем кончится для него этот дождливый бесконечный сентябрьский день? Успокоится ли его неиствующее эго? Осознает ли он глупость собственного положения?

'Счастье - это наслаждение без раскаяния' - говорил Толстой Лев. Цените людей с которыми вы счастливы и с которыми вам хорошо. Посмотрите этот фильм - предупреждение о том, как просто стать обыкновенной сволочью и растерять весь свой авторитет. Полюбуйтесь гениальной игрой актёров. Ощутите как убог и поверхностен ширпотребный современный кинематограф.

Кино с большой буквы.

10 из 10

07 ноября 2010 | 08:30
  • тип рецензии:

«Существует только один грех – глупость»
Оскар Уайльд


Пронзительная камерная лента с изумительным актерским составом.

Олег Даль играет с присущей ему силой и непосредственностью. Остальные исполнители ничуть не уступают ему, хоть большая часть действия и напряжения держится именно на Дале.

Минимум музыкального фона, неприхотливая манера съемки – казалось бы, ничего особенного нам тут не показали, но действие затягивает, завораживает и заставляет с неослабевающим вниманием следить за происходящим и сопереживать. Спокойно и просто, без лишнего шума и драматичности перед зрителем разыгрывается пьеса достойная Оскара Уайльда.

Редко когда кино так наглядно и немногословно показывало и доказывало, почему нельзя быть сволочью по жизни.

Великолепное кино. Не пожалейте времени, посмотрите.

01 сентября 2008 | 14:52
  • тип рецензии:

Я ходила на прошлой неделе в киноклуб, и там показывали именно этот фильм, и я думаю, его показывали не просто так.

Фильм снят во время 'расцвета застоя', но от него совсем не пахнет советчиной, если можно так выразиться, хотя некоторые специфические черты присутствуют.

Я думаю, а точнее, я уверена, что этот фильм понравится далеко не многим, тем более молодому поколению, хотя бы из-за самой депрессивной, угнетающей атмосферы, атмосферы безысходности. Но в этом фильме поднимается очень важная и довольно распространенная тема - одиночество, одиночество, когда вокруг полно людей, которых ты называешь друзьями, когда есть любимая женщина, которую ты думаешь, что любишь, есть работа, квартира, но внутри - пустота, а снаружи - совсем не ты. Бывает, что наступает такой момент, когда ты уже не понимаешь, реально, искренне все это, или нет... или просто тебе приходиться играть какую-то роль балагура, лишь потому что ты уже не можешь быть самим собой... И в 'Отпуске в сентябре' просто гениально показано именно это состояние человека, и тот момент, когда наконец выходит наружу истинное 'я' (монолог о утиной охоте), и когда уже становится предельно ясно, что в жизни твоей все было не так, а жить как хочется уже не получится никогда... Не поленитесь, досмотрите до конца (фильм действительно довольно долгий), развязка очень эмоциональная, хотя я бы не называла это развязкой, так как выхода никто найти не сможет, и даже мне показалось, что его попросту нет...

27 октября 2010 | 12:24
  • тип рецензии:

'Утиная охота' - одна из моих любимых пьес. Поэтому вопрос о просмотре фильма 'Отпуск в сентябре' не стоял. И хочу сказать, что фильм не разочаровал, а даже наоборот явился идеальной инсценировкой пьесы.

Главный герой Зилов получает от своих друзей похоронный венок на свое имя. Потом оказывается, что он устроил в ресторане разнос своим друзьям, где каждому в принципе сказал правду, которую, как водится, никто не захотел слышать и знать. Зилов сумел достать свою жену, зачем-то вызвав воспоминания об их первом вечере наедине, а затем все расстроив одной фразой: 'Разве ты думаешь мужчина помнит, что он говорит в такие моменты'. Затем он очаровывает юную абитуриентку Ирину, которая еще слишком глупа, чтобы понять его игру. Игру с самим собой. Он никак не может успокоиться. Потому что он не знает чего хочет. Успокоить его может только один человек, который абсолютно самодостаточен и спокоен. Это Дима, работающий официантом в ресторане. Он оставляет его наедине с самим собой, а когда нет зрителей спектакль Зилова становится ему не интересен. Дима же произносит самую важную фразу для Зилова в этом действии: 'Попадать начнешь, когда успокоишься'. Остается надеяться, что это когда-нибудь произойдет.

Олег Даль великолепен в этой роли. Он как будто родился Зиловым. Ему это к лицу. Ирина Купченко блестяще сыграла жену Зилова, эту измученную женщину. Замечателен и Юрий Богатырев в роли подкаблучника. В роли лопуха блеснул Николай Бурляев. Прекрасен и исполнитель роли Димы. От него веет спокойноствием и уверенностью в каждом своем действии. Он очень размерен и решителен. Очень хорошая работа режиссера Виталия Мельникова.

Итог: замечательная экранизация замечательной пьесы. Смотреть стоит обязательно, особенно если вы обладаете чертами характера главного героя.

10 из 10

Спасибо за внимание!

04 мая 2010 | 14:32
  • тип рецензии:

Я люблю пьесы Вампилова, а эту - в особенности. Очень сложен для какого-то конкретного определения главный герой - Виктор Зилов. В фильме в исполнении Олега Даля он получился таким, какой должен быть: многогранным, не до конца отрицательным, но и не положительным. Сложным, как любой человек.

Если начать не с героев, а именно с времени, которое существует в пьесе, то можно сказать, что показано оно с уверенной достоверностью. Было такое. Были чиновники, которые приходили на работу неизвестно зачем, писали бестолковые бумажки неизвестно кому, и не было конца и края этому 'неизвестно'. В фильме есть эта фраза, сказанная со злой иронией о Зилове 'Да, всем известно, как любит свою работу Витя'. Не скажу, что цитата точная, но смысл общий передает.

Бестолковое время, в котором существует бестолковый человек. Зилов бестолков, он не несчастен, он бежит по своей жизни куда глаза глядят, как и все остальные. Пытается вести такую жизнь, какую все ведут. Но выходит (впрочем, как и у всех) достаточно пошло, чтобы почувствовать собственную пустоту и никчемность. И Виктор видит это, знает это... Но винить в этом некого, поэтому все шишки летят в окружающих...

Но в бестолковом человеке, на пределе его жизни, проявляется запертый поэт. Какой бы ни была жизнь, безысходной и пустой, даже в такой жизни люди стремились ее чем-то наполнить. И Виктор здесь проявляет вдруг неожиданную человеческую глубину, и Олегу Далю удалось это перевоплощение из чудовища в... нечто чудесное. Ведь это чудесно - найти в своей жизни некий прекрасный смысл и пожелать разделить ее с любимым человеком.

Потрясающая сцена. В которую тем не менее врывается жестокая реальность в виде наивной глупой Ирочки, в которой, несмотря на всю ее невинность, нет глубокого чувства. И вопрос об охоте звучит пошло. Пошлость эту, как человек чувствительный, слышит Виктор Зилов. Он и является зеркалом этой пошлости, когда смеется. В его смехе горечь. И это просто швыряет тебя в какую-то пропасть, где не знаешь - сочувствовать герою Даля или просто сидеть, восхищаться его игрой и не принимать все близко к сердцу?

Меня заинтересовал еще один персонаж. Незаметный Дима-официант, который возмутился званием 'лакей'. А ведь он единственный видел всю суть Зилова, видел все его интрижки, все уловки и прочее... И как всевидящий :) жалеет и по-своему, по-мужски понимает, прощает выходку, но не спускает ее.

Вот такие мысли... Не каждый фильм способен заставить все эти мысли появиться и уж тем более изложить их в виде текста. Но больно сильный эффект производит данная картина. Целый спектр эмоций, чувств, переживаний. Ради них посмотрите это кино, не пожалеете.

09 июля 2010 | 02:21
  • тип рецензии:

Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится...

У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно.

Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.

19 августа 2012 | 21:04
  • тип рецензии:

Помню, когда-то, лет пять назад, пытался посмотреть эту прославленную и считающуюся эталонной экранизацию «Утиной охоты» после первого прочтения вампиловского текста, но бросил из-за разночтений с режиссером в интерпретации пьесы: многое показалось шаржированным и намеренно огрубленным (особенно в сцене танцев на новоселье, после которой я смотреть ленту и не стал). Сейчас, перечитав произведение Вампилова и многое поняв по-иному, склонен полагать, что подход Мельникова имеет право на жизнь и, если не исчерпывает всей глубины текста, то очень близко к ней подбирается. «Отпуск в сентябре» может вызвать много нареканий у читавших «Утиную охоту» по крайней мере по двум основополагающим параметрам.

Во-первых, вопросы вызывают трактовки большинства персонажей: так Саяпин в исполнении Богатырева вышел каким-то уж совсем безмозглым пошляком и весельчаком, в пьесе он сохраняет по крайней мере хотя бы налет серьезности; Купченко в роли Галины как-то уж излишне красива и стильна (хотя этот акцент имеет место быть, ведь советские учительницы действительно по воспоминаниям живших в то время были образцом вкуса и стиля), а Резникова в роли Веры выглядит как-то слишком уставшей от жизни и лишена особой очаровывающей мужчин задоринки, на что намекают многие сцены в пьесе с ее участием.

Так же и Леонов в роли Кушака как-то комичен, странен, непохож на начальника из пьесы, лишен его тошнотворной правильности и серьезности, Ирина же у Мельникова выглядит какой-то уж совсем бесцветной, лишенной обаяния юности, зрителю даже непонятно, почему Зилов покусился на эту серость, променяв на нее красавицу жену (тот же момент и с Верой). Официант Дима у Мельникова перестает играть роль одушевленного инфернального символа законченного конформизма, как это было в пьесе, и становится просто обычным парнем. Наконец сам Зилов в исполнении Даля при всей виртуозности этого великого актера в создании психологического портрета героя производит впечатление полного ничтожества и законченного негодяя, по сути дела это антигерой, алкоголик и эгоист и непонятно, что в нем находят женщины. У Вампилова же Зилов получился куда сложнее – это собирательный образ человека «застоя», шаг за шагом вместе с эпохой приходящего к катастрофическим выводам о самом себе.

Неудивительно, что, так сгустив краски особенно в образе главного героя (который у Вампилова может и пошутить, и элегантно вывернуться из жизненной проблемы), Мельников обрек свою картину на «полочный» статус и даже был обвинен в «очернении образа советского человека. Однако, этот излишний режиссерский произвол в трактовке персонажей – не единственная вольность фильма: второе допущение Мельникова – это странная перетасовка эпизодов-воспоминаний Зилова, восстановить вампиловский порядок которых может только читавший пьесу. Из-за этой перетасовки часто теряется драматургическая логика «Утиной охоты», повествование дробится, и герои опять же становятся уже персонажами не Вампилова, а Мельникова.

Подобный претензии к «Отпуску в сентябре» похожи на придирки, потому скажу и о бесспорных достоинствах этой картины: во-первых, два с лишним часа смотрятся удивительно легко, во-вторых, типовые интерьеры и клаустрофобия однушки вкупе с дождем за окном создают удивительно верную для замысла «Утиной охоты» депрессивную атмосферу, все актеры без исключения в рамках тех задач, которые поставил перед ними постановщик, работают с полной самоотдачей (в первую очередь, это, конечно, Даль, во-вторых, на мой взгляд, Гундарева – единственная, кто сто процентов попала в цель с образом, сыграв именно вампиловскую Валерию). В-третьих, явно телевизионная операторская работа и такой же монтаж ленту не только не портят, но и добавляют атмосфере налет какой-то совсем уж безысходной заурядности.

По этим причинам, наверное, именно «Отпуск в сентябре» наряду с панфиловской «Темой» вплотную приблизился к выражению духа своей эпохи – торжества мещанства и карьеризма, духовной подлости и повседневного негодяйства, окончательной гибели революционных идеалов, в которые последними верили, скорее всего «шестидесятники» (вспомним финал «Заставы Ильича»), - одним словом, вещевого материализма, за который так ругали Запад, но именно он, этот вещизм и консюмеризм в конечном итоге и развалил СССР.

В заключение скажу, что «Отпуск в сентябре» и по режиссуре, и по актерскому исполнению, и даже по не мешающим им монтажу и операторской работе несмотря на всю вольность в прочтении, не побоюсь этого слова, этапной для советской драматургии пьесы, - конечно, хотя и не эталонная экранизация Вампилова (здесь я отдаю пальму первенства Панфилову и его «Валентине»), но более чем качественная и добротная. И в конечном итоге это просто хороший фильм.

21 декабря 2020 | 14:23
  • тип рецензии:

У меня возникла стойкая ассоциация с фильмом 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе', когда герои приходят в себя в разгромленном номере отеля и как бы вся их задача провалена. Также и тут, только по-советски. Единственное отличие, что там, вроде бы весело, а тут настоящая драма. Утро, льет дождь, за окном уныло копается в грязи экскаватор, квартира завалена бутылками, главный герой очухивается, идет на кухню, находит в холодильнике свою кепку (!) и пузатую бутылку пива, начинаются попытки дозвониться друзьям и родным, почти никто не берет трубку. У зрителя складывается полное понимание того, что вся жизнь героя пошла под откос. После чего, ему доставляют похоронный венок с его именем и только после этого начинают показывать, как он дошел до такой жизни. Фабула гениальная, как по мне.

Актеры отличные и играют изумительно. Изумительно играют мерзких, заурядных личностей, которых не жалко, глядя на которых не весело и в их компании, за теми разговорами, которые они ведут, находиться особо не хочется. Как и главному герою, который явно чувствует себя среди них абсолютно чужим, хотя, вроде бы, все знакомы еще со школьной скамьи. Очень интересно наблюдать за игрой гениальнейшего актера Леонова, в амплуа, которое ему абсолютно не свойственно. Хмурый серьезный начальник, который отчитывает раздолбаев-подчиненных и, как бы, должен являть собой голос разума в компании людей, которые водку на обеденном перерыве хлещут стаканами. Совершенно не тот образ, к которому привык зритель. И как же они пьют! Умеючи, аппетитно, с толком, с расстановкой. Глядя на то, как в этом фильме пьют, мне самому захотелось хлопнуть, хотя уже больше 4-х лет ни-ни. Явно, сказывается реальный жизненный опыт актеров.

В целом, картина страшная. И страшно от того, что до такого дойти может каждый, стоит только расслабиться, уйти в себя, потерять хватку, вкус к жизни. Как говорили в царской России: 'обабиться', зачерстветь. Пока внутри у тебя что-то теплится, можно смотреть на всё это окружающее уныние и радоваться и даже как-то жить, любить. Как только потухнет - всё. Бери ружье, снимай носок.

03 июля 2020 | 10:34
  • тип рецензии:

Фильм по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Кино явно не из числа популярных, хотя по телевизору иногда шло. Я обожаю Вампилова (Старший сын, например, – вообще лучший фильм всех времен), поэтому смотрел все экранизации его пьес.

Звезды: Даль, Купченко, Гундарева, Богатырев, Леонов, Бурляев разыграли потрясающее и цепляющее за душу действо.

Эти метания советского (в данном случае) интеллигента, из «тех, что поумней» (по Достоевскому), думаю, стоит принудительно показывать нашему молодому поколению. В фильме показаны все пороки, которые могут казаться не такими уж и страшными, но которые, подчинив себе человека, запросто могут лишить его не только семьи и друзей, но и жизни.

Главный герой, человек откровенно слабый и даже жалкий, и только этим можно объяснить тот факт, что у него есть семья и друзья. Ибо, не жалея его, иметь с ним дело в здравом уме просто невозможно. Но, герой гениально сыгравшего Даля делает все возможное, чтобы потерять в жизни всех, кто ему дорог и кому небезразличен он сам. Правда, понимает он, что ему вообще кто-то дорог, поздновато, когда потери уже неизбежны. Безразличие ко всему (к работе, друзьям, жене), кроме утиной охоты, отсутствие элементарных морально-этических принципов, подлость, постоянные сделки со своей совестью, позерство приводят в итоге к настоящей драме…

Монолог Даля у закрытой двери по истине шедеврален. Герой в отличие от зрителя еще не знает, что случилось непоправимое, и потому сопереживаешь ему еще сильнее. И вообще, мне кажется, это лучшая роль Олега Даля в кино. Не хочется так думать, но, по-моему, он и не играл вовсе, а был самим собой. Если же играл, то это вдвойне гениально.

И еще одна сцена у меня всегда вышибает слезу: попытка супругов перенестись в «тот вечер, когда все случилось в первый раз». Купченко была совершенно под стать Далю, и спокойно смотреть на этих двоих глубоко несчастных людей, цепляющихся за соломинку во время двеннадцатибального шторма, настоящие удовольствие и пытка…

10 из 10

20 мая 2015 | 17:00
  • тип рецензии:

Виктор Зилов - человек не самый приятный: врет, пьет, изменяет жене и халтурит на работе. Для него нет ничего святого кроме утиной охоты, которой он вот-вот сможет себя посвятить - в наступающем сентябре ему светит отпуск. Да еще получил квартиру - вот где счастье, рай на земле! Теоретически. На практике все не так просто: жена узнала о его интрижках, на работе пришлось сдавать липовый проект, а давнюю подругу, единственную женщину, которая его еще любит, не получилось сосватать начальнику в качестве любовницы. На улице не прекращается дождь, а в жизни - бытовуха. Иногда кажется, что никакой охоты не будет, так и останется серая жизнь, состоящая из дождя, водки, бытовых подлянок и скандалов. А может, и не в охоте счастье, и даже не в отпуске? Ответ на этот вопрос Зилов будет искать в течение всего фильма.

Нет это не агитка про человека, оторвавшегося от коллектива (над этим жанром в одной из сцен даже посмеялись). Это просто история человека, не доброго и не злого, а самого обычного, испорченного жизнью. Зилов не хулиган-антисоциал, которому надо напомнить о важности коллектива, а просто безвольный тип, который не смог найти себя в повседневной жизни и теперь отыгрывается на окружающих. Но вечно так продолжаться не может, и пора делать выбор между женой и любовницей, между друзьями и собой любимым. Чаще всего в истории понятно, кто герой а кто злодей, но только не здесь. Здесь ярлыкам не место, здесь просто люди с человеческими трагедиями.

Причем прекрасно сыгранные люди. Актеров подобрали идеально. Олег Даль бесподобен в роли безвольного подлеца Зилова. Ирина Купченко прекрасно сыграла его жену - сломавшуюся, несчастную женщину, у которой где-то за кадром появился шанс начать новую жизнь. Евгений Леонов в роли шефа главного героя одновременно начальственно монументален и скромен. Великолепно сыграли и Юрий Богатырев, и Геннадий Богачев, и все остальные.

Отдельная благодарность за картинку. Операторская работа в то время в СССР приоритетом не была - ну, есть герои в кадре, и отлично. Но за камерой 'Отпуска' стоял Юрий Векслер ('Шерлок Холмс'), которому мало было просто показать героев - художественная композиция в кадре тоже присутствует. Без изысков. но все равно кадры в фильме сделаны со вкусом. Даже характерная для советской пленки тусклая желтизна на своем месте, потому как общему тоскливому настроению фильма вполне соответствует.

Бытовые катаклизмы - вещь неизбежная, но страшная, особенно если бросаешься в них с головой просто от скуки. И 'Отпуск в сентябре' прекрасно это показывает. Это великолепный фильм об обычной жизни обычных людей, шедевр мелодрамы и история о вечном: все-таки бытовуха в нашей жизни была, есть и будет. И фильмы о ней тоже никуда не денутся. Но именно этот фильм рассказал о ней идеально.

10 из 10

20 апреля 2020 | 15:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: