Отпуск в сентябре (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВиталий Мельников
сценарийВиталий Мельников, Александр Вампилов
директор фильмаИгорь Лебедь
операторЮрий Векслер
композитор-
художникБелла Маневич-Каплан, О. Коковкина, Римма Штиль
монтажЗинаида Шейнеман
жанр драма, ... слова
релиз на DVD
15 декабря 2009, «Lizard Cinema Trade»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время135 мин.
Виктор Зилов на работе получает долгожданную квартиру и устраивает новоселье для друзей, с которыми дружит еще со школьных времен. Галина — жена Виктора — возлагает на квартиру большие надежды. Ей кажется, что теперь начнется счастливая жизнь.

В последнее время Виктор часто не ночевал дома, весь изолгался, пил, болтался с женщинами. Галина устала от его бесконечных пустых обещаний, но она любит Виктора и ждет от него ребенка. Зилова эта новость не обрадовала. Привыкнув к бесцельной жизни, он понимает, что ребенок — это обуза. Дома отношения не складывались, да и на работе тоже. Чтобы излишне не утруждаться, Зилов — в общем-то способный человек — подсовывает своему начальнику липовый проект…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Прекрасная студенческая пора. Задание — прочитать пьесу Вампилова «Утиная охота» и посмотреть ее экранизацию под названием «Отпуск в сентябре». Задание выполнено. Преподаватель в восторге. Студенты — в замешательстве. Где же смысл? Где сюжет?

    Чтобы разобраться во всем, нужно копать глубже, а не просто мести веничком наружный слой песка. Ведь «Отпуск в сентябре» — хороший фильм уже потому, что он так отличается от современного отечественного и уж тем более зарубежного кинематографа. В силу своего юного возраста, я привыкла к фильмам-картинкам, когда операторская работа завораживает, а лица актеров притягивают своей неправдоподобной красотой. В данной же ленте всё по-настоящему: обычная квартира (а не двадцатиэтажный особняк), человеческие лица, настоящие эмоции. Эти особенности присущи всем фильмам, которые принадлежат к советскому самобытному кинематографу, где еще существовали собственные отечественные традиции и законы (а не слизанные с запада идеалы).

    Зилов — человек, который запутался, заврался и не понимает, чего хочет и к чему стремится. У него есть хобби (та самая утиная охота), работа, друзья, жена, любовницы, но «у него нет сердца» (как неоднократно будет сказано и в пьесе и в экранизации). А что такое сердце? В данном случае это слово не означает человеческий орган, без которого мы жить не можем (это вам не почка), оно означает жизнь. «В нем жизни нет» — так можно сказать про главного героя. Труп. Не зря Зилову в начале фильма приносят венок.

    Так как показывается жизнь обычного рядового человека (типового персонажа), то остросюжетного сюжета не ждите. Он не будет пуляться паутиной, не будет гонять на мотоцикле. Он будет пить. Пить и еще раз пить. Будет бросать трубку телефона, кричать на свою жену и будет делать еще множество вещей, которые так часто встречаются в нашей жизни. Трагедия одного человека. Трагедия народа.

    P.S. «Отпуск в сентябре» стал для меня отправной точкой в путешествии по советскому кинематографу.

    8 декабря 2012 | 12:31

    Это, пожалуй, одна из лучших, если не лучшая, киноработа Олега Даля. Видел спектакль по каналу «Культура» с Контантином «Всем выйти из сумрака» Хабенским, читал пьесу Вампилова и наконец смотрел фильм «Отпуск в сентябре», именно в таком порядке. И именно «Отпуск в сентябре», по моему, наиболее аутентичное воплощение пьесы. Измененное название пьесы ничуть не коробит и как-то сразу придает ей некий оттенок грусти.

    Даль, до некоторой степени, играет самого себя: любимца женщин, выпивоху и человека сложного, с мятущейся душой. Не буду пересказывать фабулу, это сделали выше. Фильм как и пьеса, по сути, моноспектакль Зилова, все остальных персонажей можно охарактеризовать как, в большей или меньшей степени, проходных. Остановимся однако на некоторых из них: Галина — жена Зилова, единственный стопроцентно положительный персонаж и стопроцентная мещанка. Вера — разлучница, Ирина — типичная инженю. Дима-официант, остановимся на нем чуть подробнее, — это типичный лакей, из ленинской лакейской, имеющий «характерное для лакея, как социального типа, лицемерие». Зилов, бросивший ему это оскорбление, получает кулаком по лицу. Однако Дима, на вопрос протрезвевшего Зилова, не отвечает, что именно он виноват в определенном опухании зиловской физиономии. Зилов — человек немогущий найти себя в этом он и хуже и лучше остальных, играющих раз и навсегда затвержденные роли. Дима говорит про охоту: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Успокоиться для Виктора, значит, как и все окружающие его, впасть в духовную спячку. Зилов не может выбрать себя «в этом он и хуже и лучше остальных»… лучше тем что он остается в поисках, хуже тем, что он, вероятно,(чеховская интонация) так и не найдет свое истинное «Я». Понятно, что утиная охота, это не охота, в собственном смысле слова, а некое экзистениальное «другое место», место «там, где чисто, светло». Зилов, по моему скромному мнению, намеренно не бьет в живую цель, в глубине души он мягкосердечен, а «успокоиться и попасть» для него значит стать димой. «Но утки уже летят высоко, летать так летать, я им помашу рукой»…

    18 апреля 2012 | 00:57

    Я очень часто неосознанно нарушаю логику знакомства с разного рода произведениями искусства, которые существуют в двух видах — в литературе и в кино. Я часто смотрю экранизацию, а потом только подступаюсь к книге. В случае «Отпуском в сентябре» все еще печальнее: я не читал пьесу Вампилова, но посмотрел спектакль МХТ им. Чехова «Утиная охота» (2006), а затем — этот кинофильм 1979 года. Надо полагать, однажды я и до литературного источника доберусь, однако к тому моменту столько всяких лишних и ненужных представлений об этой истории будет у меня в голове, что воспринимать текст, как он есть, вряд ли получится. В общем-то, к моей рецензии это тоже относится, потому что мне уже очень сложно было уйти от внутреннего сравнения постановок Вампилова 2006 и 1979 года.

    Главный герой «Отпуска» — Виктор Зилов — это очень сложная фигура, как в личностном плане, так и в функциональном — очень большой объем работы выполняет в этой картине персонаж: он и резонер, и эдакий Правдин, и сосуд пороков советского человека в одном лице; он и обличает окружающих, и сам тонет в тех грехах, в которых обвиняет других, и в этом, кстати, самая большая трагедия этого персонажа; он не осознает, что ни чем, ни на йоту не лучше тех завистливых, суетных, мелочных, распутных и меркантильных людей, в обществе которых живет, не пытаясь вырваться.

    Есть в нем некий неосознанный импульс к спасению, к бегству — это страстное желание поскорее выбраться на утиную охоту. Но охота — это только один месяц в году, один лишь сентябрь, а потом что — очередное погружение в мутную обыденность? Это очень характерная для советского/русского человека черта: осознание того, что «так жить нельзя», но неумение/нежелание как-то переменить свою жизнь.

    Вообще «Отпуск в сентябре» можно рассматривать как некую пощечину советскому человеку. Гоняется советский человек за квартирой, подличает и изворачивается ради нее. Здесь вспоминается оценка Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…". Это актуально и для той эпохи, которую изображает Вампилов, а за ним режиссер фильма Виталий Мельников. Для добродетельного читателя и зрителя в этом нет ничего революционно нового, но при этом как остро, как вызывающе и даже гнусно все это известное ранее здесь выставляется напоказ.

    - Неслыханный обман! У нас в городе так не поступают.

    Вся актерская группа здесь сработала на ура, но особо хочется выделить Даля и Леонова. Леонов сыграл здесь совершенно не типичного для себя героя — он запомнился нам на экране (за редкими исключениями, вроде «Снежной королевы», «Убить дракона» или «Обыкновенного чуда») застенчивым, добродушным, простосердечным и искренним, а здесь играет умудренного сединами женатого чиновника, отвратительного в сущности старика, который не прочь приволокнуться за молодой. Но как играет! Резкий контраст несоответствия роли с привычным образом Леонова дает совершенно уникальный эффект. Что же касается Даля, то он, видимо выдающийся актер (мне с его фильмами еще только предстоит познакомиться). Он играет еще более отвратительного персонажа чем леоновский Кушак. Его Зилов (в отличие от того же Хабенского, например) напоминал мне всю дорогу человека с вечного перепою, а потому и злого, резкого, раздражительного и гадкого. Здорово сработано, но как отталкивающе… Если героя Хабенского я еще как-то с различными натяжками могу пожалеть, то для героя Даля во мне нет сожаления.

    Очень мастерски сделанное кино. Тот случай, когда определение «советский» — не ругательство, а знак качества.

    9 из 10

    11 апреля 2014 | 19:07

    Знаю, что будет стыдно за свою первую рецензию на кинопоиске, но не могу молчать после просмотра.

    Потрясающий фильм. Снят по пьесе Вампилова «Утиная охота», которую конечно же, не читала; я просто сидела на стуле и боялась спугнуть родную сссрщину из кадра, эту безысходность, тлен, аскетичное убранство квартиры и льющуюся рекой водку.

    Потому что всё это правда и от осознания этого хочется завернуться в одеяло, выключить свет и уйти глубоко в себя, в думы о человеческой природе.

    Это история человека без цели. Часто Зилов ведет себя как животное, он непоследователен, непредсказуем, к женщинам он относится примерно также, как к мебели, то есть потребительски. Но не могу сказать, что глав герой внушает лишь отторжение. В какой-то степени он даже обаятелен. И он одинок.

    Атмосфера фильма очень камерная и личная, как будто подглядываешь в замочную скважину или в открытое окно.

    Одна из кульминационных сцен, когда жена глав героя закрывает его в комнате, и Зилова прорывает на поговорить нагло стырена в первой же серии плохого современного сериала «Оттепель».

    Господи, фильм снят в 1979 году, а проблемы и вопросы, которую я формулирую внутри себя здесь и сейчас в 2015 году не изменились совершенно — как вести себя с мужчиной, как пережить измену, и главное, когда следует перестать доверять человеку и посмотреть на положение вещей взрослыми глазами.

    И вот как со всем этим жили в стране Советов, когда не было ни секса в стране, ни мебели в квартирах, а была лишь плановая экономика, скучная работа и непонятное зарождающееся желание чего-то большего, чем просто женщина на стороне — все это есть в фильме.

    И состоится ли главное — утиная охота??? Смотрим фильм.

    20 января 2015 | 19:28

    Картина изобилует очень интересными и, порой, мудрыми фразами сказанными крайне между делом. Что можно сказать и о самом фильме в целом, который получается снят, как бы, наизнанку. В нём отчётливо прослеживаются несколько степеней глубины заложенного смысла. Что создаёт впечатление очень хорошей защиты от цензуры тех лет.

    На первый взгляд, происходящее повествует о кризисе среднего возраста и моральном разложении обычного человека, которому всё остачертело. Взгляд по глубже показывает, что главный герой явно не получает удовлетворения в этом процессе разложения. Очередная глубина раскрывает нам глаза на реальность вокруг героя. Всё в этом мире ненастоящее, ритуальное и фальшивое, кроме утиной охоты и ружья, которое появляется как символ несбывшихся надежд, как вещь из другого, настоящего мира. «Самое главное в жизни — это утиная охота.»

    Квартирный вопрос всегда был жизнеобразующим для нашего гражданина. И если рассуждать по Булгакову, то герою этой пьесы несказанно повезло — ему дали квартиру. Однако, само по себе новоселье играет совсем другую роль в судьбе Виктора Зилова. С каждым новым воспоминанием становится ясно, что он получил ключи не от новой жизни, а скорее от собственной могилы, где ему предлагается обманывать самого себя и окружающих, которых он едва ли может назвать близкими.

    За несколько лет до своей смерти Олег Даль сыграл свою любимую роль. Роль была очень сложная, надо было сыграть самого себя. И он справился с ней. Он не дожил 7 лет до премьеры этого фильма. В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.

    2 апреля 2012 | 18:12

    Как мы проводим выходные дни? Кто-то лежит растянувшись на диване, уставившись бессмысленным стеклянным взглядом в ящик, кто-то шатается по злачным местам в поисках удовлетворения чувственности, а кто-то мечтает поехать… на утиную охоту. Последее — про главного героя (Зилов) этого кинематографического шедевра. Но погода (сплошные дожди) не позволяет осуществить эту простую мечту.

    Что происходит, когда человек уже очень давно устал от жизни? Бесконечная достоевщина, самоанализ, тонкие переживания, неумение находиться в гармонии с собой, людьми, миром, тоска и уныние… Всё это приводит к некоему тупику, когда всё кажется бесполезным: во всём изверился, и не любишь, и не можешь любить… А огрубеть тоже не можешь.

    Зилов подходит к мысли о самоубийстве, и даже почти совершает его, но выглядит на экране это как-то совсем неубедительно. Самоубийство — тоже бессмысленно. Герою даже скучно застрелиться, но он считает это своей обязанностью.

    Фильм для тех, кто потерял смысл жизни, и непротив перекопать в себе всю эту гадость, посмотреть на неё заново глазами другого человека, других людей.

    10 из 10

    28 января 2016 | 20:07

    Я люблю пьесы Вампилова, а эту — в особенности. Очень сложен для какого-то конкретного определения главный герой — Виктор Зилов. В фильме в исполнении Олега Даля он получился таким, какой должен быть: многогранным, не до конца отрицательным, но и не положительным. Сложным, как любой человек.

    Если начать не с героев, а именно с времени, которое существует в пьесе, то можно сказать, что показано оно с уверенной достоверностью. Было такое. Были чиновники, которые приходили на работу неизвестно зачем, писали бестолковые бумажки неизвестно кому, и не было конца и края этому «неизвестно». В фильме есть эта фраза, сказанная со злой иронией о Зилове «Да, всем известно, как любит свою работу Витя». Не скажу, что цитата точная, но смысл общий передает.

    Бестолковое время, в котором существует бестолковый человек. Зилов бестолков, он не несчастен, он бежит по своей жизни куда глаза глядят, как и все остальные. Пытается вести такую жизнь, какую все ведут. Но выходит (впрочем, как и у всех) достаточно пошло, чтобы почувствовать собственную пустоту и никчемность. И Виктор видит это, знает это… Но винить в этом некого, поэтому все шишки летят в окружающих…

    Но в бестолковом человеке, на пределе его жизни, проявляется запертый поэт. Какой бы ни была жизнь, безысходной и пустой, даже в такой жизни люди стремились ее чем-то наполнить. И Виктор здесь проявляет вдруг неожиданную человеческую глубину, и Олегу Далю удалось это перевоплощение из чудовища в… нечто чудесное. Ведь это чудесно — найти в своей жизни некий прекрасный смысл и пожелать разделить ее с любимым человеком.

    Потрясающая сцена. В которую тем не менее врывается жестокая реальность в виде наивной глупой Ирочки, в которой, несмотря на всю ее невинность, нет глубокого чувства. И вопрос об охоте звучит пошло. Пошлость эту, как человек чувствительный, слышит Виктор Зилов. Он и является зеркалом этой пошлости, когда смеется. В его смехе горечь. И это просто швыряет тебя в какую-то пропасть, где не знаешь — сочувствовать герою Даля или просто сидеть, восхищаться его игрой и не принимать все близко к сердцу?

    Меня заинтересовал еще один персонаж. Незаметный Дима-официант, который возмутился званием «лакей». А ведь он единственный видел всю суть Зилова, видел все его интрижки, все уловки и прочее… И как всевидящий :) жалеет и по-своему, по-мужски понимает, прощает выходку, но не спускает ее. 

    Вот такие мысли… Не каждый фильм способен заставить все эти мысли появиться и уж тем более изложить их в виде текста. Но больно сильный эффект производит данная картина. Целый спектр эмоций, чувств, переживаний. Ради них посмотрите это кино, не пожалеете.

    9 июля 2010 | 02:21

    «Я хочу остаться один» — наверно главная фраза фильма. Главный герой хочет остаться один, но не потому что он не желает больше быть с другими, а потому что не хочет больше им делать больно… По какой-то причине он причиняет боль тем, кто его любит и от осознания этого хочется лезть в петлю. Или приставить ружье к груди.

    Фильм ошибочно рассматривается некоторыми зрителями как картина о кризисе среднего возраста, но здесь он совершенно ни при чем. Такой «кризис» как у Зилова наступает гораздо раньше среднего возраста по причине слишком острого восприятия жизни. Обмана и лжи, не в последнюю, а может быть в первую очередь, своих собственных. Бессилия. Боли, которую причиняют друг другу люди.

    И в данном случае здесь совершенно не уместна пошлость в духе «в жизни много прекрасных моментов, надо только захотеть их увидеть» или что-нибудь другое в этом духе.

    14 февраля 2012 | 19:09

    Тема лишнего человека в русской литературе всегда была особенно актуальна. Онегин, Печерин, Чацкий, Базаров и даже Обломов — все эти люди с одной стороны в силу своего интеллектуальных, нравственных, и духовных внутренних качеств, всегда невольно возвышались над общей массой. Но в тоже время именно из-за этого оставались в жизни несчастными и одинокими. Великий русский драматург (советским его назвать язык не поворачивается) Александр Валентинович Вампилов в 1968 году написал пьесу «Утиная охота» в которой тема лишнего человека, была помещена в то советское время. А в 1978 ленинградский режиссер Виталий Мельников поставил по этой пьесе фильм «Отпуск в сентябре».

    Главный герой Виктор Зилов обычный советский гражданин. Ему около 30. У него приличная работа, верная и красивая жена, довольно много друзей, а недавно он получил еще и квартиру. Прекрасную двушку в новенькой хрущевке. Но у него есть одна существенная беда. Он вдруг потерял смысл жизни. Окружающая действительность видится ему исключительно в темных тонах, а люди, которые его окружают, кажутся не слишком-то достойными. И вот в какой-то момент он высказывает всем в глаза всю правду и соответственно остается после этого совсем один. Но у него есть одна страсть. Цель можно сказать всей жизни — Поехать на утиную охоту. Именно там он по настоящему счастлив. Утиная охота для Зилова это можно сказать единственный повод, чтобы продолжать жить.

    С точки зрения кинематографических форм, достоинств у этого фильм не так уж много. Снимался он не для широкого экрана, а для телевидения. Режиссер Виталий Мельников не в коем случаи не претендует на звание великого автора. Он не Герман и не Тарковский, поэтому и этот камерный фильм больше похоже на теле спектакль, нежели на полноценное художественное кино. Но есть тут одна важная деталь, которая делает это произведение настоящим шедевром. А именно игра солирующего тут актера Олега Даля. Хотя уже слово игра здесь будет не очень уместно. И это даже не проживание. Просто человек совершенно не менялся и оставался самим собой как в кадре так и за его границами. Все что заложил в Зилова Вампилов, Даль не просто понимал, он именно так существовал все последние годы.

    Мне кажется стихотворение самого любимого поэта Олега Даля, говорят и об этой пьесе и об этом герои гораздо больше любых слов.

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…

    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка;
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
    Такая пустая и глупая шутка…

    19 октября 2013 | 16:11

    «Утиная охота»… Как сейчас помню письменное задание на уроке литературы «надцать» лет назад. Дескать, Ваше отношение к главному герою. Кратенько. А ты сидишь, и тебе, в принципе, без разницы, потому что не читал ты, разумеется, накануне никакой «Утиной охоты». Обсуждение в классе тоже не особо заинтересовало. В общем, опус свой честно начал со слов: «Я не читал, но попробую». Не помогло. За попытку — трояк, а само выражение надолго стало в устах преподавателя синонимом того, как не надо делать. Кто бы мог подумать, что познакомиться с товарищем Зиловым поближе мне всё-таки придется.

    О. Даль, И. Купченко, Ю. Богатырев, Е. Леонов, Н. Гундарева!.. Купился, как есть купился на красивую обложку и подозрительно высокий рейтинг! До того заинтриговали, что спал и видел буквально, как бы, наконец, уже посмотреть это таинственное кино. И вот, пожалуйста, — свершилось…

    Отношение к главному герою, говорите? Кратенько? Да… Не знаю даже, если честно. Не знаю, что и сказать. Просто-таки недоумеваю, чем этот персонаж заслужил столь высокую честь: быть обсуждаемым на уроке литературы. Нешто мало в мире книг, герои которых представляют несравнимо больший интерес? Я удивлен.

    Проще всего, наверное, было бы ограничиться двумя словами. Что-нибудь вроде «гнусная пьянь», на мой взгляд, очень даже подходит. Но, боюсь, это уж очень «кратенько», хотя и бесспорно. Что ж, попробуем дополнить картину. Палитра приблизительно такая: никчемность, аморальность и безволие. Щедрые мазки, буйство означенных красок — без вариантов, по-моему. Светлые тона, что могли бы символизировать сочувствие, сострадание? Совершенно не к месту. Никаких оснований.

    Не люблю и не понимаю подобные картины. Не могу уловить, какие именно чувства и эмоции предлагает тебе испытать, ощутить автор. А главное — с какой целью? Почему если кто-то намеренно (ибо никаких обстоятельств, с необходимостью вынуждающих заниматься этим изо дня в день, нет и быть не может) превращает свою жизнь в болото, другие должны непременно в этом поучаствовать? Так ли уж порочны законные презрение и отвращение? Способны ли что-то изменить усилия любимых актеров, пытающихся хоть как-то очеловечить омерзительные образы? Сдается мне, вряд ли. 

    3 из 10

    18 июня 2012 | 12:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: