Отпуск в сентябре (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссер Виталий Мельников
сценарий Виталий Мельников, Александр Вампилов
директор фильма Игорь Лебедь
оператор Юрий Векслер
композитор-
художник Белла Маневич-Каплан, О. Коковкина, Римма Штиль
монтаж Зинаида Шейнеман
жанр драма, ... слова
релиз на DVD
15 декабря 2009, «Lizard Cinema Trade»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время135 мин.
Виктор Зилов на работе получает долгожданную квартиру и устраивает новоселье для друзей, с которыми дружит еще со школьных времен. Галина — жена Виктора — возлагает на квартиру большие надежды. Ей кажется, что теперь начнется счастливая жизнь.

В последнее время Виктор часто не ночевал дома, весь изолгался, пил, болтался с женщинами. Галина устала от его бесконечных пустых обещаний, но она любит Виктора и ждет от него ребенка. Зилова эта новость не обрадовала. Привыкнув к бесцельной жизни, он понимает, что ребенок — это обуза. Дома отношения не складывались, да и на работе тоже. Чтобы излишне не утруждаться, Зилов — в общем-то способный человек — подсовывает своему начальнику липовый проект…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    «Утиная охота» — одна из моих любимых пьес. Поэтому вопрос о просмотре фильма «Отпуск в сентябре» не стоял. И хочу сказать, что фильм не разочаровал, а даже наоборот явился идеальной инсценировкой пьесы.

    Главный герой Зилов получает от своих друзей похоронный венок на свое имя. Потом оказывается, что он устроил в ресторане разнос своим друзьям, где каждому в принципе сказал правду, которую, как водится, никто не захотел слышать и знать. Зилов сумел достать свою жену, зачем-то вызвав воспоминания об их первом вечере наедине, а затем все расстроив одной фразой: «Разве ты думаешь мужчина помнит, что он говорит в такие моменты». Затем он очаровывает юную абитуриентку Ирину, которая еще слишком глупа, чтобы понять его игру. Игру с самим собой. Он никак не может успокоиться. Потому что он не знает чего хочет. Успокоить его может только один человек, который абсолютно самодостаточен и спокоен. Это Дима, работающий официантом в ресторане. Он оставляет его наедине с самим собой, а когда нет зрителей спектакль Зилова становится ему не интересен. Дима же произносит самую важную фразу для Зилова в этом действии: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Остается надеяться, что это когда-нибудь произойдет.

    Олег Даль великолепен в этой роли. Он как будто родился Зиловым. Ему это к лицу. Ирина Купченко блестяще сыграла жену Зилова, эту измученную женщину. Замечателен и Юрий Богатырев в роли подкаблучника. В роли лопуха блеснул Николай Бурляев. Прекрасен и исполнитель роли Димы. От него веет спокойноствием и уверенностью в каждом своем действии. Он очень размерен и решителен. Очень хорошая работа режиссера Виталия Мельникова.

    Итог: замечательная экранизация замечательной пьесы. Смотреть стоит обязательно, особенно если вы обладаете чертами характера главного героя.

    10 из 10

    Спасибо за внимание!

    4 мая 2010 | 14:32

    В свое время в вузе в рамках курса «драматургия» преподаватель высказалась настолько хорошо об «Утиной охоте», насколько плохо об «Отпуске в сентябре». И я поспорила с ней.

    Споры о том, что же есть искусство и как оценивать его, не затихают. Я выберу для себя здесь, на этом сайте, как и в жизни, простой путь. Признание субъективности любого восприятия. Да, мои рецензии будут субъективны, и это первая.

    Роль будто создана для Олега Даля. Это о нём и о всех, кто не нашёл себя.

    История передает атмосферу времени, параллельно создавая атмосферу абсурда.

    Дождь стеной, пустота квартиры-коробки. Это действительность. А события прошлого, получение квартиры, любовница, коллеги, расставание с женой… Фарс, их будто и не было. Есть мечта. Всего-то об охоте, чего проще. Но погода перечеркивает эту мечту. И Зилов остается наедине с собой. И я, зритель, тоже. Не с ним, но с собой. Вне времени, работы, отношений… Голым и с венком в руках.

    «Что это, нереальность? Но ведь… смешно».

    10 из 10

    26 июня 2013 | 12:26

    Александр Вампилов — гениальный драматург, самородок с Байкала, который его в итоге и поглотил, при жизни был совершенно свободен как художник, свободный прежде всего от страха, что его пьесы никогда не увидят свет. Не скажу, что он не был честолюбив, этого я не знаю, но по крайней мере в его пьесах мысль и слова явлены так, будто человек пишет без оглядки не то что на цензуру, а на потенциального читателя даже. При этом поражает глубина и трагичиский лиризм, при всей будничности сюжетов, обстановки и вообщем — то заурядных персонажах, которые перестают казаться таковыми, как только вырисовывается конфликт, как правильно внутренний, ибо внешне мир пьес Вампилова — провинциальное болото, в котором ничего не происходит, пока не появляется некто со стороны, будь то Бусыгин в «Старшем сыне», Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске», метранпаж Потапов и агроном Хомутов из «Провинциальных анекдотов». Даже в «Утиной охоте» появляется приезжая девочка Ирина, в которой доведённый до полного опустошения Витя Зилов на мгновение увидал спасительный маячок, который, он впрочем гасит безжалостно и топчет как истлевший окурок. О трагедии Зилова было уже много написано, но мне лично почему-то его не жалко, ибо ему самому не жалко никого и ничего, кроме своей ничтожности, которую он даже боится назвать таковой, для этого нужно иметь хоть какую-то силу и мужество.

    Страшно смотреть на Олега Даля, как было страшно и самому Виталию Мельникову, но в этом его, Даля, художественная победа, он не побоялся высказать через этот образ то, что мучило его самого и не давало жить и работать сообразно его, без дураков, великому таланту. Прекрасен и другой великий актёр, Юрий Богатырёв, в роли Саяпина, а вот Кушак — Леонов, тем более, после Сарафанова как — то не очень убеждает, гораздо органичнее смотрелся бы, например, Басилашвили, но это частное мнение, никому не навязываю. Органичен и убедителен Геннадий Богачёв в роли Димы, Бурляев — Кузаков тоже весьма неплох, касаться личного отношения к сему общественному деятелю не стану принципиально. Из женских ролей почему — то хочется выделить Веру — Ирину Резникову, актрису малоизвестную, но попавшую в роль всецело, и внешне и психологически достоверна. Смотреть фильм зрителям неподготовленным, честно говоря, не порекомендую, в лучшем случае им будет скучно, в худшем — грустно, а подготовленные уже давно и не раз посмотрели.

    10 из 10

    5 августа 2016 | 00:51

    Знаю, что будет стыдно за свою первую рецензию на кинопоиске, но не могу молчать после просмотра.

    Потрясающий фильм. Снят по пьесе Вампилова «Утиная охота», которую конечно же, не читала; я просто сидела на стуле и боялась спугнуть родную сссрщину из кадра, эту безысходность, тлен, аскетичное убранство квартиры и льющуюся рекой водку.

    Потому что всё это правда и от осознания этого хочется завернуться в одеяло, выключить свет и уйти глубоко в себя, в думы о человеческой природе.

    Это история человека без цели. Часто Зилов ведет себя как животное, он непоследователен, непредсказуем, к женщинам он относится примерно также, как к мебели, то есть потребительски. Но не могу сказать, что глав герой внушает лишь отторжение. В какой-то степени он даже обаятелен. И он одинок.

    Атмосфера фильма очень камерная и личная, как будто подглядываешь в замочную скважину или в открытое окно.

    Одна из кульминационных сцен, когда жена глав героя закрывает его в комнате, и Зилова прорывает на поговорить нагло стырена в первой же серии плохого современного сериала «Оттепель».

    Господи, фильм снят в 1979 году, а проблемы и вопросы, которую я формулирую внутри себя здесь и сейчас в 2015 году не изменились совершенно — как вести себя с мужчиной, как пережить измену, и главное, когда следует перестать доверять человеку и посмотреть на положение вещей взрослыми глазами.

    И вот как со всем этим жили в стране Советов, когда не было ни секса в стране, ни мебели в квартирах, а была лишь плановая экономика, скучная работа и непонятное зарождающееся желание чего-то большего, чем просто женщина на стороне — все это есть в фильме.

    И состоится ли главное — утиная охота??? Смотрим фильм.

    20 января 2015 | 19:28

    Я очень часто неосознанно нарушаю логику знакомства с разного рода произведениями искусства, которые существуют в двух видах — в литературе и в кино. Я часто смотрю экранизацию, а потом только подступаюсь к книге. В случае «Отпуском в сентябре» все еще печальнее: я не читал пьесу Вампилова, но посмотрел спектакль МХТ им. Чехова «Утиная охота» (2006), а затем — этот кинофильм 1979 года. Надо полагать, однажды я и до литературного источника доберусь, однако к тому моменту столько всяких лишних и ненужных представлений об этой истории будет у меня в голове, что воспринимать текст, как он есть, вряд ли получится. В общем-то, к моей рецензии это тоже относится, потому что мне уже очень сложно было уйти от внутреннего сравнения постановок Вампилова 2006 и 1979 года.

    Главный герой «Отпуска» — Виктор Зилов — это очень сложная фигура, как в личностном плане, так и в функциональном — очень большой объем работы выполняет в этой картине персонаж: он и резонер, и эдакий Правдин, и сосуд пороков советского человека в одном лице; он и обличает окружающих, и сам тонет в тех грехах, в которых обвиняет других, и в этом, кстати, самая большая трагедия этого персонажа; он не осознает, что ни чем, ни на йоту не лучше тех завистливых, суетных, мелочных, распутных и меркантильных людей, в обществе которых живет, не пытаясь вырваться.

    Есть в нем некий неосознанный импульс к спасению, к бегству — это страстное желание поскорее выбраться на утиную охоту. Но охота — это только один месяц в году, один лишь сентябрь, а потом что — очередное погружение в мутную обыденность? Это очень характерная для советского/русского человека черта: осознание того, что «так жить нельзя», но неумение/нежелание как-то переменить свою жизнь.

    Вообще «Отпуск в сентябре» можно рассматривать как некую пощечину советскому человеку. Гоняется советский человек за квартирой, подличает и изворачивается ради нее. Здесь вспоминается оценка Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…". Это актуально и для той эпохи, которую изображает Вампилов, а за ним режиссер фильма Виталий Мельников. Для добродетельного читателя и зрителя в этом нет ничего революционно нового, но при этом как остро, как вызывающе и даже гнусно все это известное ранее здесь выставляется напоказ.

    - Неслыханный обман! У нас в городе так не поступают.

    Вся актерская группа здесь сработала на ура, но особо хочется выделить Даля и Леонова. Леонов сыграл здесь совершенно не типичного для себя героя — он запомнился нам на экране (за редкими исключениями, вроде «Снежной королевы», «Убить дракона» или «Обыкновенного чуда») застенчивым, добродушным, простосердечным и искренним, а здесь играет умудренного сединами женатого чиновника, отвратительного в сущности старика, который не прочь приволокнуться за молодой. Но как играет! Резкий контраст несоответствия роли с привычным образом Леонова дает совершенно уникальный эффект. Что же касается Даля, то он, видимо выдающийся актер (мне с его фильмами еще только предстоит познакомиться). Он играет еще более отвратительного персонажа чем леоновский Кушак. Его Зилов (в отличие от того же Хабенского, например) напоминал мне всю дорогу человека с вечного перепою, а потому и злого, резкого, раздражительного и гадкого. Здорово сработано, но как отталкивающе… Если героя Хабенского я еще как-то с различными натяжками могу пожалеть, то для героя Даля во мне нет сожаления.

    Очень мастерски сделанное кино. Тот случай, когда определение «советский» — не ругательство, а знак качества.

    9 из 10

    11 апреля 2014 | 19:07

    Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится…

    У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно.

    Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.

    19 августа 2012 | 21:04

    Пронзительный фильм.

    История падения личности.

    Главному герою Зилову 27 лет. У него есть практически всё для так называемого счастья: красивая жена, преданные друзья, хорошая работа, он увлечён охотой и музыкой, вдобавок ко всему он получает жилплощадь, чего ещё надо — живи. Другим и этого не дано. Но Зилов порочен. И чем дальше он углубляется в неведомую ему пропасть, тем ленивее ему скрывать свою прогнившую сущность, свою двуличность, своё безразличие, которое он неумело маскирует посредственными шуточками. Помимо увлечений на стороне женщинами, он всё чаще выпивает и выпивает так, что это становится проблемой для всех. Законченный эгоист, он перестаёт понимать и слышать свою жену, которая хочет от него ребёнка, но ему не нужны лишние хлопоты, он не подкаблучник, он — индивидуалист, он — в себе. Это кризис, болезнь. Его нежелание взрослеть отчётливо и неприкрыто. Он взрослый ребёнок, не отдающий отчёта своим действиям. Поиграв как с игрушкой со своей бывшей однокласницей Верой, он даже не удосуживается чётко и ясно объясниться с ней (вдруг понадобится), тем самым оставляя влюблённой в него женщине право за него бороться и она идёт на крайние меры. Она преступает гордость и добивается приглашения на новоселье и там остро и на грани шутит ("Подарите ему женщину»), заигрывает с его начальником, чтобы разбудить в Зилове ревность, но всё напрасно.

    Деградация и внутреннее опустошение главного героя пошагово исследуется создателями ленты довольно необычным образом. Зилов с похмелья пытается вспомнить происходящие накануне события ("Мальчишник в Вегасе», хе-хе) и прокручивает свои воспоминания. Чем кончится для него этот дождливый бесконечный сентябрьский день? Успокоится ли его неиствующее эго? Осознает ли он глупость собственного положения?

    «Счастье — это наслаждение без раскаяния» — говорил Толстой Лев. Цените людей с которыми вы счастливы и с которыми вам хорошо. Посмотрите этот фильм — предупреждение о том, как просто стать обыкновенной сволочью и растерять весь свой авторитет. Полюбуйтесь гениальной игрой актёров. Ощутите как убог и поверхностен ширпотребный современный кинематограф.

    Кино с большой буквы.

    10 из 10

    7 ноября 2010 | 08:30

    Сразу укажу, сюжет — лютый коммунистический угар, и по большей части смысл происходящего будет понятен только пьяницам…

    Единственное что цепляет — картина безисходности. Эта тема похоже приходит к человеку периодически на протяжении всей жизни…

    Я хоть и не жил в то время, но полагаю что быт, данность, мысли и досуг — показан исчерпывающе. Эта убивает идиллия отсутствия цели.

    Экранизация — бесподобна.

    28 июля 2013 | 04:09

    Прекрасная студенческая пора. Задание — прочитать пьесу Вампилова «Утиная охота» и посмотреть ее экранизацию под названием «Отпуск в сентябре». Задание выполнено. Преподаватель в восторге. Студенты — в замешательстве. Где же смысл? Где сюжет?

    Чтобы разобраться во всем, нужно копать глубже, а не просто мести веничком наружный слой песка. Ведь «Отпуск в сентябре» — хороший фильм уже потому, что он так отличается от современного отечественного и уж тем более зарубежного кинематографа. В силу своего юного возраста, я привыкла к фильмам-картинкам, когда операторская работа завораживает, а лица актеров притягивают своей неправдоподобной красотой. В данной же ленте всё по-настоящему: обычная квартира (а не двадцатиэтажный особняк), человеческие лица, настоящие эмоции. Эти особенности присущи всем фильмам, которые принадлежат к советскому самобытному кинематографу, где еще существовали собственные отечественные традиции и законы (а не слизанные с запада идеалы).

    Зилов — человек, который запутался, заврался и не понимает, чего хочет и к чему стремится. У него есть хобби (та самая утиная охота), работа, друзья, жена, любовницы, но «у него нет сердца» (как неоднократно будет сказано и в пьесе и в экранизации). А что такое сердце? В данном случае это слово не означает человеческий орган, без которого мы жить не можем (это вам не почка), оно означает жизнь. «В нем жизни нет» — так можно сказать про главного героя. Труп. Не зря Зилову в начале фильма приносят венок.

    Так как показывается жизнь обычного рядового человека (типового персонажа), то остросюжетного сюжета не ждите. Он не будет пуляться паутиной, не будет гонять на мотоцикле. Он будет пить. Пить и еще раз пить. Будет бросать трубку телефона, кричать на свою жену и будет делать еще множество вещей, которые так часто встречаются в нашей жизни. Трагедия одного человека. Трагедия народа.

    P.S. «Отпуск в сентябре» стал для меня отправной точкой в путешествии по советскому кинематографу.

    8 декабря 2012 | 12:31

    Картина изобилует очень интересными и, порой, мудрыми фразами сказанными крайне между делом. Что можно сказать и о самом фильме в целом, который получается снят, как бы, наизнанку. В нём отчётливо прослеживаются несколько степеней глубины заложенного смысла. Что создаёт впечатление очень хорошей защиты от цензуры тех лет.

    На первый взгляд, происходящее повествует о кризисе среднего возраста и моральном разложении обычного человека, которому всё остачертело. Взгляд по глубже показывает, что главный герой явно не получает удовлетворения в этом процессе разложения. Очередная глубина раскрывает нам глаза на реальность вокруг героя. Всё в этом мире ненастоящее, ритуальное и фальшивое, кроме утиной охоты и ружья, которое появляется как символ несбывшихся надежд, как вещь из другого, настоящего мира. «Самое главное в жизни — это утиная охота.»

    Квартирный вопрос всегда был жизнеобразующим для нашего гражданина. И если рассуждать по Булгакову, то герою этой пьесы несказанно повезло — ему дали квартиру. Однако, само по себе новоселье играет совсем другую роль в судьбе Виктора Зилова. С каждым новым воспоминанием становится ясно, что он получил ключи не от новой жизни, а скорее от собственной могилы, где ему предлагается обманывать самого себя и окружающих, которых он едва ли может назвать близкими.

    За несколько лет до своей смерти Олег Даль сыграл свою любимую роль. Роль была очень сложная, надо было сыграть самого себя. И он справился с ней. Он не дожил 7 лет до премьеры этого фильма. В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.

    2 апреля 2012 | 18:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: