К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Александр Вампилов - талантливейший советский драматург. По всем пьесам, которые он успел написать за свою короткую жизнь, поставлены фильмы. «Отпуск в сентябре» снят по лучшему его произведению, «Утиная охота».

Режиссер картины, Виталий Мельников, – уникальный режиссер. Продолжая снимать кино на девятом десятке жизни, имея за плечами удивительную фильмографию, которой позавидовал бы любой великий режиссер, он остается неизбалованным наградами мастером с малоизвестным именем. «Отпуск в сентябре», - пожалуй, лучшая его картина. Конечно, во многом благодаря превосходному тексту Вампилова и великолепной актерской игре Даля и других. Выходит, что скромный режиссер и здесь остался в тени драматурга и исполнителей ролей. Это несправедливо, потому что экранизация всегда неблагодарное дело. И когда случается такая редкость, как удачный фильм, без первостепенной роли режиссера тут не обходится. Вот и «Старший сын», по другой пьесе Вампилова, тоже удался.

Не желая обмануть зрителя, потому что на утиную охоту герой так и не попадает, название первоисточника поменяли на прозаичное «Отпуск в сентябре». Наверно, зря, потому что от этого принизился смысл, значение пьесы. Утиная охота, которой главный герой живет и к которой готовится на протяжении всего фильма, служит символом его просветления. Зилов – заблудившаяся, погрязшая во лжи, пьянстве, прелюбодеянии личность. Личность неординарная, но слабая. К счастью, искра божья, не совсем почерневшая душа, еще теплится в нем. Он стремится к исправлению. Это очень трудно. Ему готовы помочь и жена, которая безуспешно пытается воскресить самые счастливые моменты их любви. И наивная юная Ирина, объявленная им невестой, но, конечно, служащая очередным его увлечением. И легкомысленные, но верные друзья. И даже строгий начальник. Никто не в силах на него повлиять. И лишь утиная охота, о которой герой говорит с благоговением, как о некоем рае, царстве божьем, способна его перевоспитать. И перед последним шагом на пути к духовному очищению, от него требуется только терпение, чтобы переждать нескончаемый дождь за окном, не отчаяться под грузом мучительных воспоминаний, глупых шуток друзей, одиночества. На пике этого отчаяния, Зилов даже пытается покончить с собой.

Этот фильм напоминает, что никакой человек не потерян. В каждом живет его личная «утиная охота», личное счастье, частица Бога.

07 марта 2012 | 10:51
  • тип рецензии:

Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится...

У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно.

Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.

19 августа 2012 | 21:04
  • тип рецензии:

Смотря данную ленту в наши дни, снятую, казалось бы, в уже альтернативной для нас реальности, невольно удивляешься тому насколько неизменна человеческая природа, которая по сути не зависит не от каких внешних факторов.

Советская система, с ее сильно предсказуемым планированием жизни, как нельзя лучше подходит для раскрытия образа человека-паразита, с которым наверняка хоть раз в жизни сталкивался каждый.

То как постепенно раскрывается гнилое нутро протагониста – это как минимум не ниже уровня Афони, а в виду отсутствия комедийных элементов и значительно более объемного действия оказывает значительно больший психологический эффект.

Как тот же Афоня, протагонист прекрасно разбирается в структуре социума и рассматривает его исключительно как ресурсную базу для удовлетворения своих меркантильных интересов, для достижения которых не просто манипулирует окружающими, а буквально занимается психологическим террором.

Буквально каждая сюжетная арка пропитана манипуляциями, даже полученная в начале квартира очевидно является результатом манипуляции и после достижения цели протагонист откровенно вытирает ноги обо всех, благодаря кому это стало возможно. А то, как товарищ на лету способен извратить любую ситуацию не просто в свою пользу, а буквально поменяться с жертвой местами – это получилось настолько естественно и цинично, что хочется поаплодировать стоя Олегу Далю, воплотившему образ.

Единственное что в картине вызывает недоумение, так это отношение создателей к подобным персонажам. Сложно сказать, действительно ли в те времена практиковалось подобное человеколюбие или это было что-то другое, но плохо представляю, как объяснить почему второстепенные персонажи, часть из которых отлично понимают с кем имеют дело, дают протагонисту второй-пятый-десятый шанс.

Лично мной концовка трактуется как очередная мастерская манипуляция, но складывается впечатление, что создатели в это дело закладывали значительно более оптимистичный посыл, который вроде как подводит к идее если не исправления, то как минимум изменения, при том что даже по содержанию данной картины явно читается, что исправлять тут банально нечего.

Резюмируя – как психологическая драма, фильм бесспорно гениален, однако однозначно рекомендовать его язык не поворачивается. Для правильного восприятия требуется некоторый багаж жизненного опыта плюс желание погрузится в тему. Если опыт и желание имеется – то уникальный опыт от просмотра гарантирован.

9 из 10

23 апреля 2024 | 16:57
  • тип рецензии:

Виктор Зилов - человек не самый приятный: врет, пьет, изменяет жене и халтурит на работе. Для него нет ничего святого кроме утиной охоты, которой он вот-вот сможет себя посвятить - в наступающем сентябре ему светит отпуск. Да еще получил квартиру - вот где счастье, рай на земле! Теоретически. На практике все не так просто: жена узнала о его интрижках, на работе пришлось сдавать липовый проект, а давнюю подругу, единственную женщину, которая его еще любит, не получилось сосватать начальнику в качестве любовницы. На улице не прекращается дождь, а в жизни - бытовуха. Иногда кажется, что никакой охоты не будет, так и останется серая жизнь, состоящая из дождя, водки, бытовых подлянок и скандалов. А может, и не в охоте счастье, и даже не в отпуске? Ответ на этот вопрос Зилов будет искать в течение всего фильма.

Нет это не агитка про человека, оторвавшегося от коллектива (над этим жанром в одной из сцен даже посмеялись). Это просто история человека, не доброго и не злого, а самого обычного, испорченного жизнью. Зилов не хулиган-антисоциал, которому надо напомнить о важности коллектива, а просто безвольный тип, который не смог найти себя в повседневной жизни и теперь отыгрывается на окружающих. Но вечно так продолжаться не может, и пора делать выбор между женой и любовницей, между друзьями и собой любимым. Чаще всего в истории понятно, кто герой а кто злодей, но только не здесь. Здесь ярлыкам не место, здесь просто люди с человеческими трагедиями.

Причем прекрасно сыгранные люди. Актеров подобрали идеально. Олег Даль бесподобен в роли безвольного подлеца Зилова. Ирина Купченко прекрасно сыграла его жену - сломавшуюся, несчастную женщину, у которой где-то за кадром появился шанс начать новую жизнь. Евгений Леонов в роли шефа главного героя одновременно начальственно монументален и скромен. Великолепно сыграли и Юрий Богатырев, и Геннадий Богачев, и все остальные.

Отдельная благодарность за картинку. Операторская работа в то время в СССР приоритетом не была - ну, есть герои в кадре, и отлично. Но за камерой 'Отпуска' стоял Юрий Векслер ('Шерлок Холмс'), которому мало было просто показать героев - художественная композиция в кадре тоже присутствует. Без изысков. но все равно кадры в фильме сделаны со вкусом. Даже характерная для советской пленки тусклая желтизна на своем месте, потому как общему тоскливому настроению фильма вполне соответствует.

Бытовые катаклизмы - вещь неизбежная, но страшная, особенно если бросаешься в них с головой просто от скуки. И 'Отпуск в сентябре' прекрасно это показывает. Это великолепный фильм об обычной жизни обычных людей, шедевр мелодрамы и история о вечном: все-таки бытовуха в нашей жизни была, есть и будет. И фильмы о ней тоже никуда не денутся. Но именно этот фильм рассказал о ней идеально.

10 из 10

20 апреля 2020 | 15:37
  • тип рецензии:

«Утиная охота»… Как сейчас помню письменное задание на уроке литературы «надцать» лет назад. Дескать, Ваше отношение к главному герою. Кратенько. А ты сидишь, и тебе, в принципе, без разницы, потому что не читал ты, разумеется, накануне никакой «Утиной охоты». Обсуждение в классе тоже не особо заинтересовало. В общем, опус свой честно начал со слов: «Я не читал, но попробую». Не помогло. За попытку – трояк, а само выражение надолго стало в устах преподавателя синонимом того, как не надо делать. Кто бы мог подумать, что познакомиться с товарищем Зиловым поближе мне всё-таки придется.

О. Даль, И. Купченко, Ю. Богатырев, Е. Леонов, Н. Гундарева!.. Купился, как есть купился на красивую обложку и подозрительно высокий рейтинг! До того заинтриговали, что спал и видел буквально, как бы, наконец, уже посмотреть это таинственное кино. И вот, пожалуйста, – свершилось…

Отношение к главному герою, говорите? Кратенько? Да… Не знаю даже, если честно. Не знаю, что и сказать. Просто-таки недоумеваю, чем этот персонаж заслужил столь высокую честь: быть обсуждаемым на уроке литературы. Нешто мало в мире книг, герои которых представляют несравнимо больший интерес? Я удивлен.

Проще всего, наверное, было бы ограничиться двумя словами. Что-нибудь вроде «гнусная пьянь», на мой взгляд, очень даже подходит. Но, боюсь, это уж очень «кратенько», хотя и бесспорно. Что ж, попробуем дополнить картину. Палитра приблизительно такая: никчемность, аморальность и безволие. Щедрые мазки, буйство означенных красок – без вариантов, по-моему. Светлые тона, что могли бы символизировать сочувствие, сострадание? Совершенно не к месту. Никаких оснований.

Не люблю и не понимаю подобные картины. Не могу уловить, какие именно чувства и эмоции предлагает тебе испытать, ощутить автор. А главное – с какой целью? Почему если кто-то намеренно (ибо никаких обстоятельств, с необходимостью вынуждающих заниматься этим изо дня в день, нет и быть не может) превращает свою жизнь в болото, другие должны непременно в этом поучаствовать? Так ли уж порочны законные презрение и отвращение? Способны ли что-то изменить усилия любимых актеров, пытающихся хоть как-то очеловечить омерзительные образы? Сдается мне, вряд ли.

3 из 10

18 июня 2012 | 12:22
  • тип рецензии:

Некоторые фильмы нужно немного подержать в голове, прежде чем ты сможешь составить о них мнение. У меня так вышло с “Отпуском в сентябре”, так как сейчас, спустя пару недель после просмотра, понимаю, как высоко стоит этот фильм оценить.

Фильм (как и пьеса, собственно) о неспокойном человеке. Вроде бы у него есть многое из того, что можно желать (обаяние, работа, квартира, жена, любовница, друзья), но этого герою мало. Он кидается в различные омуты, играет с чувствами близких, ведет себя эгоистично по отношению ко всем окружающим, не ожидает ничего хорошего от людей. Он как будто специально испытывает свою “неплохую” жизнь на прочность. Ему грустно, дождь мешает планам, холодный сентябрь в своей душе герой постепенно распространяет и на окружающих, портит им настроение, доводя свои отношения с близкими до критических отметок.

С одной стороны, где-то Виктор Зилов (главный герой) и прав в своем беспокойстве, ведь жена все-таки готова уйти от него, друзья не всегда показывают свои лучшие стороны, отец “врет”, жалуясь на здоровье, начальник демонстрирует слабость характера, любовница ведет себя уж слишком развязно, работа не приносит какого-то духовного удовлетворения. Виктор знает, что может легко соблазнить любую девушку, ему так же кажется, что он может понять мысли и угадать желания любого человека. Герой способен манипулировать людьми, и он знает об этом. В какой-то степени Зилов похож на Печорина. Он, по словам приятеля, плохо думает о людях. Но Виктор действительно находит для этого основания. Внутри него - грусть, вокруг него - серый пейзаж с очень земными людьми. Не удивительно, что окончательно всех от себя оттолкнув, проверяя окружающих на надежность, испытывая их чувства к себе, находя в чужих глазах “соринки”, Виктор решает покончить с жизнью.

Но вот здесь вдруг начинает проглядывать свет истины. А истина в том, что нужно успокоиться, тогда и на охоте начнет везти, тогда и по целям будешь попадать, тогда сможешь набраться терпения и осуществить свои мечты. А если при этом посмотреть на вещи адекватным взглядом, то можно еще и понять, что друзья у Виктора очень даже верные, ведь не каждый после откровенного хамства в лицо (пусть и правдивого), останется рядом с тобой. А это дорогого стоит, ведь любить и “терпеть” хорошего, веселого и оптимистичного могут многие, а вот быть рядом, когда ты не в лучшем расположении духа, когда из тебя выходят внутренние демоны, могут единицы. Поэтому испытание на прочность друзья героя проходят на отлично, оставаясь с ним, переживая за него, в самые тяжелые моменты жизни героя.

Мне показалось, что мораль “сей басни” в том, что нужно стараться побеждать в себе беспокойство, бороться с внутренними страхами, верить в свои мечты и уметь ждать, доверять близким людям, а не пытаться устраивать им и себе проверки на прочность. И как бы все это сложно не было, нужно наводить ружье на цель, крепко держа его в руках. Нужно обдумывать свои поступки.

8 из 10

16 июля 2011 | 15:34
  • тип рецензии:

Сразу укажу, сюжет - лютый коммунистический угар, и по большей части смысл происходящего будет понятен только пьяницам...

Единственное что цепляет - картина безисходности. Эта тема похоже приходит к человеку периодически на протяжении всей жизни...

Я хоть и не жил в то время, но полагаю что быт, данность, мысли и досуг - показан исчерпывающе. Эта убивает идиллия отсутствия цели.

Экранизация - бесподобна.

28 июля 2013 | 04:09
  • тип рецензии:

Вам нравится наш мир? Государство? Город? Если ответ — да, то хорошо. Если нет, то вы будете делать всё для того чтобы создать вокруг себя зону комфорта, свой дом. Дом сможет оградить вас от всего, это свет в конце тоннеля, в конце рабочего дня. А что, если, этот свет, эта навязчивая идея рая никогда не реализуется, как приход Годо? А ведь у тебя всё для этого есть, и новая квартира, и работа, даже семья. Вот в таком положении и брошен герой, которого играет Олег Даль, в беспросветный быт, бездну экзистенциального одиночества Виктор Зилов.

Виталий Мельников создал одну из лучших картин советской эпохи. Но мне ни в коем случае не хочется привязывать её к территории или времени, она за пределами этих рамок. Это философский трактат, наполненный опытом. Благодаря камерности атмосферы, которую создал режиссер, а волшебник-оператор Юрий Векслер воплотил в жизнь, я вместе с Зиловым погрузилась в экзистенциальный ужас. Но ему, в отличии от меня, проще, он верит в свое спасение — утиную охоту. Только жаль, что жизненные цели, поставленные лишним человеком алкоголиком, крайне редко реализуются.

Этот фильм можно сравнить с величайшим достоянием кинематографа, режиссера Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог»: тот же мир, те же квартиры, те же люди, только Декалог дарит возможность увидеть тонкую оболочку бытия со стороны, а пронзительный Олег Даль и его игра, склеивают наш внутренний опыт с Зиловым. Итог — откровение.

17 апреля 2015 | 22:39
  • тип рецензии:

Я очень часто неосознанно нарушаю логику знакомства с разного рода произведениями искусства, которые существуют в двух видах - в литературе и в кино. Я часто смотрю экранизацию, а потом только подступаюсь к книге. В случае 'Отпуском в сентябре' все еще печальнее: я не читал пьесу Вампилова, но посмотрел спектакль МХТ им. Чехова 'Утиная охота' (2006), а затем - этот кинофильм 1979 года. Надо полагать, однажды я и до литературного источника доберусь, однако к тому моменту столько всяких лишних и ненужных представлений об этой истории будет у меня в голове, что воспринимать текст, как он есть, вряд ли получится. В общем-то, к моей рецензии это тоже относится, потому что мне уже очень сложно было уйти от внутреннего сравнения постановок Вампилова 2006 и 1979 года.

Главный герой 'Отпуска' - Виктор Зилов - это очень сложная фигура, как в личностном плане, так и в функциональном - очень большой объем работы выполняет в этой картине персонаж: он и резонер, и эдакий Правдин, и сосуд пороков советского человека в одном лице; он и обличает окружающих, и сам тонет в тех грехах, в которых обвиняет других, и в этом, кстати, самая большая трагедия этого персонажа; он не осознает, что ни чем, ни на йоту не лучше тех завистливых, суетных, мелочных, распутных и меркантильных людей, в обществе которых живет, не пытаясь вырваться.

Есть в нем некий неосознанный импульс к спасению, к бегству - это страстное желание поскорее выбраться на утиную охоту. Но охота - это только один месяц в году, один лишь сентябрь, а потом что - очередное погружение в мутную обыденность? Это очень характерная для советского/русского человека черта: осознание того, что 'так жить нельзя', но неумение/нежелание как-то переменить свою жизнь.

Вообще 'Отпуск в сентябре' можно рассматривать как некую пощечину советскому человеку. Гоняется советский человек за квартирой, подличает и изворачивается ради нее. Здесь вспоминается оценка Воланда из 'Мастера и Маргариты': 'Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…'. Это актуально и для той эпохи, которую изображает Вампилов, а за ним режиссер фильма Виталий Мельников. Для добродетельного читателя и зрителя в этом нет ничего революционно нового, но при этом как остро, как вызывающе и даже гнусно все это известное ранее здесь выставляется напоказ.

- Неслыханный обман! У нас в городе так не поступают.

Вся актерская группа здесь сработала на ура, но особо хочется выделить Даля и Леонова. Леонов сыграл здесь совершенно не типичного для себя героя - он запомнился нам на экране (за редкими исключениями, вроде 'Снежной королевы', 'Убить дракона' или 'Обыкновенного чуда') застенчивым, добродушным, простосердечным и искренним, а здесь играет умудренного сединами женатого чиновника, отвратительного в сущности старика, который не прочь приволокнуться за молодой. Но как играет! Резкий контраст несоответствия роли с привычным образом Леонова дает совершенно уникальный эффект. Что же касается Даля, то он, видимо выдающийся актер (мне с его фильмами еще только предстоит познакомиться). Он играет еще более отвратительного персонажа чем леоновский Кушак. Его Зилов (в отличие от того же Хабенского, например) напоминал мне всю дорогу человека с вечного перепою, а потому и злого, резкого, раздражительного и гадкого. Здорово сработано, но как отталкивающе... Если героя Хабенского я еще как-то с различными натяжками могу пожалеть, то для героя Даля во мне нет сожаления.

Очень мастерски сделанное кино. Тот случай, когда определение 'советский' - не ругательство, а знак качества.

9 из 10

11 апреля 2014 | 19:07
  • тип рецензии:

Я ходила на прошлой неделе в киноклуб, и там показывали именно этот фильм, и я думаю, его показывали не просто так.

Фильм снят во время 'расцвета застоя', но от него совсем не пахнет советчиной, если можно так выразиться, хотя некоторые специфические черты присутствуют.

Я думаю, а точнее, я уверена, что этот фильм понравится далеко не многим, тем более молодому поколению, хотя бы из-за самой депрессивной, угнетающей атмосферы, атмосферы безысходности. Но в этом фильме поднимается очень важная и довольно распространенная тема - одиночество, одиночество, когда вокруг полно людей, которых ты называешь друзьями, когда есть любимая женщина, которую ты думаешь, что любишь, есть работа, квартира, но внутри - пустота, а снаружи - совсем не ты. Бывает, что наступает такой момент, когда ты уже не понимаешь, реально, искренне все это, или нет... или просто тебе приходиться играть какую-то роль балагура, лишь потому что ты уже не можешь быть самим собой... И в 'Отпуске в сентябре' просто гениально показано именно это состояние человека, и тот момент, когда наконец выходит наружу истинное 'я' (монолог о утиной охоте), и когда уже становится предельно ясно, что в жизни твоей все было не так, а жить как хочется уже не получится никогда... Не поленитесь, досмотрите до конца (фильм действительно довольно долгий), развязка очень эмоциональная, хотя я бы не называла это развязкой, так как выхода никто найти не сможет, и даже мне показалось, что его попросту нет...

27 октября 2010 | 12:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: