К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Одноимённый роман Гектора Мало был, похоже, настолько популярен, что экранизировать его начали, видимо, ещё в эпоху немого кино, как 'Хижину дяди Тома' - но немая экранизация только что названной книги доступна в Сети, а вот из всех переложений на экраны 'Без семьи' доступны только три фильма из четырнадцати, если верить моим данным. Первый из них снят в 1934 году, и переведён на русский язык только субтитрами, и обязателен к просмотру всем любителям романа, две же экранизации поновее: 1984 года и 2000, первая советская, вторая французская, должны быть ещё ближе современному зрителю, несмотря на то, что обе сняты для ТВ и не могут похвастаться красивыми видами и шикарной съёмкой. Но в фильме, в котором ты видишь горькую правду жизни, когда бедная женщина вынуждена продать приёмного сына фокуснику, а также продать единственную корову, чтобы рассчитаться с долгами и продолжить влачить жалкое существование; а фокусник и сам живёт далеко не шикарно, а мальчик ему нужен для помощи в цирковых номерах, за которые люди платят не так уж и щедро... Разве хочется видеть спецэффекты в фильме, в котором они совсем не к месту. Гениальный режиссёр Владимир Бортко в конце советской эпохи порадовал двумя замечательными ТВ-экранизациями: 'Собачье сердце', в котором удаётся насмеяться от души; и фильм, о котором идёт речь, в котором в красках описана жизнь бедных французов.

Честно, я не помню, проходил ли я в школе 'Без семьи', но то, что его задавали на лето, это точно, и эта книга стала одной из моих любимейших, несмотря на то, что читать я не очень-то люблю. Когда совсем недавно узнал про наличие трёх доступных экранизаций, очень обрадовался, и посмотрел все три одну за другой. Советский фильм практически идеально показал бедный быт французских людей, находящихся на дне общества, а так же морального урода, издевающегося над нищими детьми, и продажного полицейского, готового упрятать в тюрьму невиновного. Вот такой и должна быть настоящая драма, в которой будешь переживать за героев. Первая серия мне понравилась гораздо больше, чем вторая, которая немного изменила события книги и сделала их менее интересными. Но это не значит, что вторая серия совсем никакая. Похожее наблюдалось в 'Отверженных' 2000 года с Жераром Депардье (французам-то, по идее, легче снимать экранизации книг, написанных в их же стране), там третья серия была не вполне удачной. Будучи знакомым с литературным первоисточником, я с интересом наблюдал, как его воплотил на экране один из любимых режиссёров, что он добавил, что убрал из книги. Экранизация получилась на высоте, как и древний фильм 1934 года, а вот в фильме 2000 года 'свернули' немного не туда, хотя тоже отличный фильм. В советском фильме меня слегка не устроил образ деспота Гарафоли, я его представлял себе гораздо более брутальным, а здесь он, конечно, творит зло, но ведёт себя как сонная муха. Может, Бортко видел его именно таким. Может быть, и нет абсолютно идеальной экранизации 'Без семьи', но есть лучшая из трёх, которая ближе русскому зрителю. Это фильм, который перед вами.

9 из 10

06 февраля 2016 | 09:31
  • тип рецензии:

Над экранизацией классической французской повести Гектора Мало «Без семьи» Владимир Бортко, так же как и над шедевральным «Собачьим сердцем», работал на «Ленфильме» вместе со своей женой-сценаристом и композитором Владимиром Дашкевичем. Но при всей стильности и уровне постановки истории о Реми качество этих двух экранизаций отличается на порядок. Некую сумбурность и неслаженность телефильма можно попытаться объяснить недостаточным опытом режиссёра или необходимостью работы над данным проектом параллельно со съёмками «Блондинки за углом», но объяснения эти будут выглядеть слишком уж извинительно и недостаточно серьёзно.

Основная претензия состоит скорее в какой-то расхлябанности, нежелании съёмочной группы ответственно подойти к своему делу. Удачно сжать литературную основу было, конечно, нелегко, но сцены в итоге настолько не стыкуются друг с другом, что без знания оригинала зрителю придётся додумывать чуть ли не половину сюжета. Персонажи вышли слишком картинны и плоски, игра взрослых шаблонна и не пробуждает и капли интереса. Дети же либо в силу игры, либо даже в силу дёрганного повествования и монтажа выглядят не настолько настоящими, чтобы вызывать сочувствие. Всё это дополняется поверхностным подходом к производству: многие сцены явно снимались с пары дублей и без надлежащей тщательности (очень хорошо эту тотальную небрежность видно в неудовлетворительной игре массовки).

Безусловно, музыка Дашкевича, как и песни Кима, здесь очень радуют. Также видны старания художника и оператора, которые, когда это позволяли обстоятельства, пытались привнести в кадр атмосферу и символизм. Но большую часть времени занимают съёмки либо на одних и тех же улицах, либо на фоне довольно невзрачных пейзажей. Всё это венчает советская киноплёнка — как известно, лучшая в мире. В целом фильм не выглядит ни достаточно ярким, ни достаточно мрачным, скатываясь по совокупности просмотра в холодный схематический пересказ. К тому же экзистенциально-страдальческие голоса детей привносят и передают зрителю некую странную отстранённость как от печалей, так и от радостей, и кажутся не совсем уместными для столь простой истории.

Заявляемую оригиналу коммунистической критикой реалистичность тягостей жизни в буржуазном обществе фильм не передаёт ни в малейшей мере. Во что-то большее, чем простое жизнеописание он тоже не превращается; он не выглядит ни приключением ни притчей, ни комедией ни поучительной историей. Ни тем более драмой. А быть снисходительным к всё-таки детскому кино мешает фамилия постановщика.

Поскольку Бортко замахивается на класс, то и судить его нужно по правилам высшей лиги. И по её канонам перед нами достаточно простой телефильм, созданный без должного внимания и чаяния. Не будучи достаточно зрелищным, он вряд ли привлечёт, впечатлит и вообще как-то повлияет на юную аудиторию. Нынче он интересен только ностальгирующим и любителям советских детских фильмов.

Господам с «Ленфильма» нужно было сконцентрироваться на какой-то одной идее и едином авторском посыле, видении мира — тогда, возможно, вышла бы действительно неплохая притча. Но сделать вечной эту экранизацию у Бортко не получилось. Интересующимся произведением Мало лучше обратить внимание на достаточно близкий к первоисточнику японский анимационный сериал (он будет интересен детям) либо на французский четырёхсерийный телефильм 2000 года (в нём сильно изменены характеры оригинальных персонажей, но из-за прекрасного исполнения он придётся по душе взрослым).

18 мая 2015 | 13:58
  • тип рецензии:

'И ты, мой мальчик, помни о том,
Что ты не одинок.
Все ж легче жить, когда есть дом,
В котором горит огонек,
Посветит в дороге трудной,
Укроет в степи безлюдной,
Пока в нем горит огонек,
Огонек...' (c)


Я пишу свой отзыв только сейчас, но фильм смотрела еще в детстве, а становясь старше, неоднократно пересматривала его. Видимо, для каждого приходит свое время, когда он готов найти правильные и нужные слова. Я могу смело назвать себя одной из немногих счастливчиков, которые знакомы с таким шедевром советского кино как 'Без семьи'. Потому что те, кто не смотрели этот кинофильм, однозначно многое потеряли.

'Вот увидишь, нам с тобой непременно повезет!
Потому что не везло слишком долго'. (c)


Режиссура

Как важно доверить работу настоящему профессионалу своего дела. А Владимир Бортко всегда отличался умением снимать достойные кинофильмы. В очередной раз, результат на лицо.

'Ну а нам с тобой, искусства ради,
Должно выступать в ином наряде,
Чтобы каждый знал: актер идет!' (c)


Актеры

Сос Саркисян - великий, талантливый актер армянского происхождения. Я преклоняюсь перед его творчеством. Игра такого уровня заслуживает самых бурных аплодисментов. В его глазах мы читаем страдание, разочарование и безысходность. Настолько сильно он передает всю боль, как будто переживает ее по-настоящему. Его герой - Виталис - бродячий артист, в полной мере испытавший муки, которые ему предоставила судьба; человек потерянный, но не потерявший честь и достоинство.

Александр Васильев и Ян Хвилер. Будучи десятилетними подростками, эти мальчики сыграли одни из своих первых ролей - героев Реми и Маттиа. Их задачей было не просто сыграть, а прочувствовать и осознать главный смысл как этого кино, так и нашей жизни: насколько важны семья и взаимопомощь? что такое дружба и предательство?

Елена Соловей - актриса, о которой всем наверняка доводилось слышать не раз, и не зря. Ее роль миссис Миллиган - это образ настоящей женщины; матери, которой никогда не смириться с потерей ребенка.

'- У меня был сын. Я не знаю жив ли он, но если он жив, мне хочется, чтобы он был похож на тебя...' (c)

Музыка

Музыкальное сопровождение наряду с действующими лицами является главным героем ленты. Именно музыка трогает за душу до слез. Буквально каждая фраза, пропетая в песне, содержит огромный смысл.

'Я спрашиваю вас, зачем звезда небес
Манит нас в этот мир, где бедам нет числа?
И ты идешь, идешь, покуда наконец
Поймешь, как надо жить - а жизнь уже прошла...' (c)


Очень сложно в пару слов вместить все то, что испытываешь к этому невероятно жизненному и трогательному фильму. Да, этот фильм - сама жизнь. И каждое действующее лицо (начиная с актеров, заканчивая маленькими дрессированными песиками и крошкой обезьянкой) рассказывает свою историю...

10 из 10

21 марта 2014 | 23:40
  • тип рецензии:

Трогательная история маленького сироты Реми, который путешествует по живописным дорогам Франции, зарабатывая себе на хлеб актерским ремеслом, заставляет нас плакать с самого детства. Роман Гектора Мало – это одна из тех книжек, с которыми мы растем, взрослеем, влюбляемся, учимся делать добро и ненавидеть зло.

Режиссер Бортко переложил эту историю на киноленту. Какие были причины сделать мелодраму музыкальной и часть истории маленького артиста убрать и заменить ее музыкальными номерами, не знаю. Но сюжет от этого не выиграл. Бортко – талантливый человек, он создал фильмы, один из которых смело можно назвать шедевром, но детское и музыкальное кино не его жанр. Подборка маленьких актеров оставляет желать лучшего, так как ни один их них не соответствуют книжным образам и только Ян Хвилер, исполняющий роль Маттиа, вжился в свою роль. А песни в исполнении детей слушать невозможно, настолько плохо они исполнены. Философский финал фильма, измененный по сравнению с первоисточником дает волю фантазии на вторую часть.

Фильм добрый, нескучный, но роман заслуживает лучшей экранизации.

5 из 10

06 декабря 2012 | 17:17
  • тип рецензии:

'Без семьи' - это великолепный фильм по одноимённому роману Гектора Мало.

Ну наконец я нашёл действительно хороший российский(советский) фильм. Это единственный фильм в российском кинематографе который я бы выделил. В списке моих любимых фильмов он занял твёрдое 2 место.

Сюжет В сюжете нет слишком запутанных сцен, и большая часть 'шагов' просчитывается на перёд.

Актёры

-Реми (Саша Васильев) Главный герой фильма (повести) мальчик брошенный на произвол судьбы, в поисках своих 'корней'. Актёр был очень искренен, правдив, одним словом великолепен.

-Маттиа (Ян Хвилер) Лучший друг Реми который не имеет ни дома, ни денег, и даже не умеет читать, но зато он верный и преданный друг. Ян же в отличии от Саши, вжился в роль, и жил её на протяжении всех съёмок.

Все остальные, 'второстепенные актёры' сыграли очень хорошо.

Я думаю стоит посмотреть всем без исключения от мала до велико, потому что в наше время не так много фильмов которые учат дружбе, верности, и любви.

10 из 10

22 сентября 2010 | 18:33
  • тип рецензии:

Замечательное кино. Смотрю и пересматриваю по многу раз в целом и отдельные эпизоды. Добрый, светлый, иногда грустный, но в целом очень жизнеутверждающий фильм о любви, дружбе и верности, честности и порядочности, милосердии и сострадании, о том, что при самых трудных жизненных обстоятельствах всегда есть черта, которую переступать нельзя, не рискуя потерять самого себя. Фильм еще раз подтвердил мое убеждение в том, что Владимир Бортко – талантливый режиссер и умеет успешно работать в самых разных жанрах кино. Прекрасные актерские работы прежде всего детские – Саши Васильева и Яна Хвилера. Очень непосредственная, по-детски простая искренняя игра – и в их честность веришь. В их слова веришь. Их чувствам веришь.

Удачен выбор актера на роль Виталиса. Сос Саркисян идеально подходит по типажу, темпераменту, характерна роль бродячего музыканта, а в далеком прошлом – известнейшего оперного певца Карло Бальзани.

Все остальные роли - второго и третьего планов – сыграны тоже прекрасно, ни к кому претензий нет. Особо хочется отметить Елену Соловей в роли миссис Миллиган, сыгранной ей с большой глубиной и чувством, а также девочку в роли мальчика – Юстину Ширвинскайте в роли Артура – очень необычный ход, на мой взгляд, но весьма удачный. Хорошо подготовлены в фильме и актеры-животные – трупа Виталиса, которых целиком заслуженно можно считать полноправными и далеко не второстепенными участниками фильма.

Ну и, безусловно, музыка Владимира Дашкевича. Замечательные песни на хорошие слова – самые разные, но неизменно высокого качества. Запоминаются. Да и в целом отдельные музыкальные темы выполнены прекрасно. Взять хотя бы тему в конце фильма, когда мать выходит в гостиную к детям и видит двух своих сыновей (как умудрились их в кадре такими похожими сделать! Ведь они не похожи друг на друга!), а потом следует потрясающее для всех открытие истины. Да, эта тема звучала в картине ранее несколько раз, в том числе и в начале, но в данном эпизоде она мне показалась особенно к месту – сильная, эмоционально насыщенная.

Картина хоть и не следует строго в соответствии первоисточнику – книге Гектора Мало – но в то же время просто поразительно передает дух этого произведения. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют целые главы и даже разделы романа, все основные акценты лента В. Бортко сумела сберечь и донести до зрителя.

И благодаря всему этому фильм явно выигрывает у французской экранизации этого романа 2000 года с Пьером Ришаром в главной роли. Наш фильм «без семьи» позиционируется как «по мотивам», но соответствует первоисточнику куда в большей степени, чем французское кино, заявленное как «по роману Г, Мало». Сюжет тут, по сути, вообще сильно изменен, переработан практически до слабоузнаваемости в нем вышеупомянутой литературной основы. Да плюс еще ряд не совсем удачных кастинговых решений и трактовки персонажей вообще, на мой взгляд, свели очень перспективный проект (особенно учитывая то, что этот фильм – многосерийный) практически на нет. Наш фильм, считаю, лучше по всем статьям. Буду пересматривать его еще, даст Бог, не один раз.

Ну и естественно, оценка фильму

10 из 10

09 февраля 2010 | 02:56
  • тип рецензии:

Тем, кто ни разу не видел этот фильм и читает рецензии, чтобы определиться, могу сказать только одно - смотреть!

Фильм для добрых людей. Тех, кто не по наслышке знает, что такое 'честь' и 'достоинство'. Тех, кто умеет быть хорошим другом. Тех, кто имеет большое сердце. И обязательно верит, что обязательно станет лучше, потому что слишком долго не везло!

Через много лет, в 2000 году, французы сделают свой 'Без семьи'. Но не будет у них этой пронзительной музыки, этих лучистых детских глаз, вот такого мудрого синьора Виталиса...

И 'наш' фильм гораздо лучше передает то, как из маленького испуганного мальчика вырастает хороший Человек.

04 июля 2009 | 06:37
  • тип рецензии:

Совершенно случайно выловил по ТВ этот фильм. Никогда его раньше не видел, и пожалуй зря ) Фильм захватывает внимание с первых минут и держит его до последнего кадра. Картина полна символов и метафор. Каждый себя в ней может найти. Есть все: и бывший певец-бунтарь, который доживает свои дни бродячим актёром, не растратив таланта и приобревший верных друзей (собак, обезьянку и мальчика, которого он купил за 30 франков), этот самый мальчик, который к концу фильма вырос до самостоятельной жизни, хотя прошло всего несколько месяцев.

Путешествия по городам, познание науки быть бродячим артистом. Разные люди, разные цели, но есть на свете дружба и преданность, которая не позволяет нашим героям забыть друг друга. Английские заговоры ради наследства, отношение взрослых к детям, отношение детей между собой, забота о ближнем, переживания за жизнь друга, смерть близких, тяжёлые удары судьбы и палок 'хозяина'. Всё это удалось вместить в 163 минуты этого замечательного фильма.

05 мая 2007 | 12:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: