К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм силен своей атмосферой наполненной сыростью, сквозняком, одиночеством, и замок, в котором разворачивается действие картины, кажется живым. Не случайно, конечно, полуостров превращается в остров, и ни разу не показали огонь в доме, как символ уюта. Можно ощутить его холод, запах гнилого курятника, сырой земли, моря, осязаемой кажется мебель, предметы, обстановка. Хочется даже сесть за стол с белой скатертью вместе с нежданными гостями, визит которых ставит все с ног на голову, съесть омлет, который мне тоже показался настоящим, и выпить уже вкусной водки.

Изоляция от внешнего мира и экстремальная ситуация - отличная среда для того, чтобы передать отношения между людьми, препарировать их характеры, режиссер уже не в первый раз мастерски создаёт такую обстановку и использует ее ('Нож в воде'). Здесь, в отличие от дебютного фильма Полански, те самые отношения раскрываются в яркой гротескной форме. Герои кажутся карикатурными, нелепыми, чудными, но последовательными в своих поступках, поведении, включая второстепенных персонажей.

И вот, после просмотра, для меня появился вопрос: герои делают замок живым, или люди наполняют жизнью этот остров? Что здесь первично: атмосфера, символы или герои?

20 июля 2009 | 19:45
  • тип рецензии:

Криминальная драма с неким социальным подтекстом и сомнительным образом женщины, как это бывает у Полански.

В замок на острове, который периодически становится отшельническим из-за приливов, приезжаю раненые бандиты. Там живёт богатый тюфяк, его молодая взбалмошная и явно скучающая жена и периодически заскакивают напыщенные богатые гости. Между одним из бандитов и главными героями завязываются странноватый отношения. Хозяева, по сути оказываются в заложниках, но с каким-то подобием стокгольмского синдрома. Жизнь этих людей настолько унылая из-за пресыщенности и скуки, что экстремальная стрессовая ситуация будто открывает для них новые ощущения, дающие хорошую встряску, для пересмотра действительности. Хотя, похоже это ощущение выходит слишком травмирующим для их закостенелых нравов.

Интересный нестандартный сюжет, экспрессивная игра, яркие типажи, отличная постановка кадров. Для киноманов.

Золотой Медведь на Берлинском Кинофестивале.

26 сентября 2022 | 18:06
  • тип рецензии:

Необычайная история жизни Романа Паланского полна кошмарных трагедий и неожиданных удач. История создания данного фильма – это еще и путь самого режиссера к славе, а главное осуществлению своей мечты – съемке идеального фильма, что, по его собственному размышлению, ему и удалось. Полвека спустя, многие посмотрят этот фильм во многом потому, что великий Полански, счел его своим лучшим творением.

Работа над сценарием «Тупика» (изначально рабочее название «В ожидании Кателбаха») началась в 1963 году в Париже, где не признанный на родине поляк Полански познакомился с начинающим сценаристом Жераром Брашем, вдохновленным идеями французской новой волны. Они не питали лишних иллюзий, по поводу возможности экранизировать свое творение, руководствовались рядом весьма специфических идей, которыми трудно было бы заинтересовать кино-производителей. Именно поэтому они творили, что называется, от души, любые идеи приветствовались, здесь и театр жестокости Арто и театр абсурда Беккета, что-то от Кафки, что-то от французских экзистенциалистов, несомненно, что-то от Хичкока… Как позже отмечали многие критики, фильм оказался потрясающей мешаниной из кино-стилей и направлений современного искусства.

Конечно, созданием такого фильма трудно было бы заинтересовать сколь-нибудь серьезных кино-промышленников… Очень трудно это сделать для никому не известных творцов из кишащего грандиозными идеями Парижа 60-х, но только не для восходящей звезды европейского кино! Еще в 1962 году «Нож в воде», фильм Поланского, не принятый в социалистической Польше, начал медленное странствие по кинофестивалям, получил приз кинокритиков в Венеции, вышел в прокат в Британии, и в конечном итоге в 1964 году был выдвинут на соискание золотой статуэтки американских кино-академиков. Этот приз он не получил, но при этом стал первым польским фильмом, номинированным на «Оскар». И Полански стал востребован. Из нескольких предложений он выбрал британцев, снимавших фильмы категории «В», с упором на триллеры и хорроры. Здесь Полански, при сотрудничестве ставшего незаменимым в последующие годы Жерара Браша, создает промежуточную цеховую работу «Отвращение». Картина, также на сегодняшний день ставшая легендарной, была тепло встречена критикой и имела неожиданный успех у зрителя. Неожиданным успех был для студии и прокатчиков, но не для режиссера. Полански намеренно искал подход к сердцам зрителей и кошелькам продюсеров, не давая в полной мере развернуться своей фантазии, ведь он шел к своей мечте – фильму как истинному произведению искусства. После успеха «Отвращения» Джин Гутовски дал отмашку на съемку нового проекта Паланского, дав режиссеру карт-бланш.

«Тупик» снимали в северной Англии на острове Линдисфарн. Здесь над создателями нависли тучи, в прямом и переносном смысле. Погода была ненастной, отсутствие минимальных удобств на острове подливало масло в огонь конфликта, разгорающегося у съемочной группы с режиссером и между собой. Тем интереснее будет в фильме наблюдать за искрометной игрой актеров, учитывая, что и в реальности они находились на грани нервного срыва. Говоря об актерах, нельзя не упомянуть еще одну удачу – кастинговую. Полански счел необходимым взять на роль главной героини неизвестную актрису, а лучше дебютантку. Кастинг проходил в Лондоне и заметно потрепал упрямого режиссера: найти юный талант, обладающий достаточным профессионализмом, оказалось просто не возможным. Когда Полански окончательно отчаялся, некто из продюсеров намекнул, что сейчас в Лондоне находится сестра той самой Катрин Денев, с которой он недавно замечательно поработал в «Отвращении». Так на съемочной площадке появилась Франсуаза Дорлеак. Несмотря на то, что она была француженкой (этого не хотелось режиссеру) и весьма известной ( в 1964 работала у Трюффо в 'Нежной коже' и получила массу одобрительных отзывов), Полански отошел от первоначального плана и утвердил ее на главную роль, даже без предварительных проб. Эта роль стала возможно лучшей в карьере, так рано погасшей французской звездочки, в середине 60-х Франсуаза являла собой символ современной французской женщины – сексуальной, независимой, непредсказуемой. Не менее интересны и ее партнеры на площадке. Лайонел Стендер – актер, уже снискавший славу в Голливуде, но вначале 50-х попал в «черный список» из-за своих коммунистических взглядов, и почти десятилетие провел без работы в США, пока не перебрался в Европу. Дональд Плезенс, известный как «человек с гипнотическим взглядом», играл в своей карьере в основном злодеев либо умалишенных, пожалуй только в «Тупике» он раскрыл свой не малый потенциал.

В целом и в частности в «Тупике» - прекрасно все. Сделав акцент на сценарий и актерскую работу, нельзя не упомянуть и оператора. Гилберт Тэйлор был уже успешен и востребован, он успел поработать с Лестером над «Вечером трудного дня» и Кубриком над «Доктором Стренджлавом». В «Тупик» он принес мрачные натурные планы, что в купе с хмурыми погодными условиями отлично нагнетают атмосферу, кажется, что в этом план Поланского даже перевыполнен. Картина неимоверно мрачная. Ну а там, где атмосфера была избыточно или недостаточно накалена, общий план дополняет еще и стильная джазовая мелодика Комеды. Кшиштоф Комеда написал музыку к более, чем 70 фильмам, в Польше считается родоначальником джаза, а для ранних картин Поланского он, как Морриконе для Серджо Леоне. Трудно представить «Тупик» без джазово-экспериментальной основной темы, или стильного басового вступления с «толканием автомобиля».

Все это и многое другое и было соткано в итоге в потрясающее полотно Романа Поланского «Тупик», признанного критиками в свое время и не забытого по сей день. Он был отмечен «Золотым медведем» Берлинария, куплен для американского проката, в котором однозначно провалился, но приоткрыл, тем не менее, своему создателю дорогу в Голливуд. Впереди был «Ребенок Розмари» и головокружительный успех по обоим сторонам Атлантики, но именно «Тупик» считает режиссер своим наилучшим фильмом. Об этом произведении было сказано и хочется еще сказать очень многое. Но сегодня полвека спустя после выхода, я, пожалуй соглашусь с его автором – это лучшая его работа… наряду, конечно, с «Пианистом», но это уже совсем другая история.

28 января 2016 | 12:50
  • тип рецензии:

Три героя фильма: бизнесмен, ушедший на покой, купивший себе замок-особняк на полуострове, с приливами становящимся островом, отрезанным от цивилизации, его молодая жена, француженка с модельной внешностью и попавший к ним гангстер со своим умирающим другом. Обстановка раскручивается постепенно и не спеша. Вторжение внутрь семьи не изменяет отношения, как может показаться на первый взгляд, а просто оголяет все язвы, все пороки обоих членов семьи. Джордж - чопорный магнат-англичанин, на самом деле женственный трус, омерзительный и слабый, червяк. Показателен момент в конце фильма, когда он пытается прикрыться перед выстрелами за своей женой. Его жена, Тереза, капризная, избалованная гуляющая девчушка. Гангстер Ритчи, глупый мужлан-неудачник, эгоистичная и двуличная дрянь. Постепенно герои осознают, что все они в тупике: Ритчи не может покинуть остров из-за прилива и ждет помощи от своего начальника, Тереза и Джордж не могут избавиться от Ритчи никакими способами, обстановка накаляется с каждой сценой, герои все больше пьют, все больше узнают нелицеприятного друг о друге. И благодаря музыке и великолепной съемке, блестящей как театральная постановка, чувствуется, что в воздухе витает трагедия.

Блестящая картина на тему отчуждения, неминуемости конца. Из минусов можно отметить лишь некую затянутость, что особым минусом-то и не является.

02 сентября 2011 | 19:09
  • тип рецензии:

Это фильм о людях, их слабостях и порочных стремлениях, пропитанный черным юмором и тонкой пародией на классические гангстерские фильмы. Трудно определить жанр картины, вернее, обозначить его каким-либо привычным термином.

'Тупик' очень символичен. Джордж, блестяще сыгранный Дональдом Плезенсом, демонстрирует неуверенность в себе, трусливость и невозможность словесно, путем убеждения дать отпор грубому мужлану Ричарду, который вместе со своим раненным напарником, после неудачного ограбления ворвались в замок в поисках укрытия, и нарушили супружескую идиллию. Жена Ричарда очень красива, однако, также в определенной мере психически неустойчива, что проявится позже. Она на словах пытается помешать действиям грубияна, который уже вовсю хозяйничает в замке. Путем угроз он заставляет супругов предоставить ему помощь, а затем, увидев всю слабость характера Джорджа, и вовсе чувствует себя хозяином положения. Тереза же является олицетворением продажности. Она начинает 'сотрудничать' с более сильным, более грубым и беспардонным, - с преступником Ричардом.

После смерти раненного напарника они остаются втроем. Тут и раскрывается вся сущность героев: Джордж на деле является тряпкой; от него все больше отворачивается Тереза. Беспринципный и жестокий Ричард чувствует свою власть над супругами. Переломным моментом в фильме является визит друзей Джорджа и Терезы, а также их невыносимого ребенка. Всё меняется: Ричард с целью предосторожности перевоплощается в дворецкого, и тут Тереза вовсю мстит ему за унижения, которые он причинил ей и нерадивому Джорджу ранее. Встреча с гостями заканчивается скандалом, который возвращает зрителя к 'обычному' положению вещей...

Игра актеров великолепна. Очень понравилась Тереза в исполнении Франсуазы Дорлеак. Неординарное место съемки, снова символизм Полански, заключающийся в приливе, который делает бегство из замка невозможным. Ни для Джорджа и его жены, ни для бандитов.

10 из 10

06 февраля 2009 | 00:54
  • тип рецензии:

Это по-своему интересное кино действительно ставит в тупик. Нас, люди, настолько избаловали новым кинематографом с их 'вот это поворотами', неожиданными концовками и шокирующими открытиями, что на протяжении всего фильма в голове никак не могла успокоиться мысль о том, что вот прямо сейчас случится Нечто, что уже совсем чуть-чуть так раскроется страшная тайна, что в конце нас ждет грандиозное событие с переворачиванием сюжета с ног на голову. А рожа не треснет, как говорил Лёха Штырь? В итоге, просмотр оставил после себя шлейфик смущения и обмана. Что даже приятно.

Если не считать шумных и назойливых гостей, история на выходе получилась камерной с тремя основными и важными персонажами. Думается, актерам играть такие роли - одно наслаждение. Есть у нас предположение, что Роман Полански даже дал им свободу для импровизации, чтобы заполнить героев до краев. Тем паче на мужские позиции были выбраны не красивые манекены, а прекрасные там типажи. Нахальный, беспардонный и уверенный в себе - Лайонела Стэндера. Мягкотелый, неуверенный и обидчивый - Дональд Плезенса. А над ними возвышается горячая Франсуаза Дорлеак. Вкусно.

Разобравшись с парой мужчин и одной женщиной, внутренняя империя ноленс-воленс захочет получить в подарок захватывающую историю. Особенно жарко стало, когда подвыпивший муж-размазня использовал словечко peculiar (специфический; особенный; своеобразный; необычный) применительно к замку. Как же разыгралось воображение! Представилось, что теперь выяснится: бездетная семейная пара не может выбраться с островка, пока их место в замке не займет кто-нибудь другой. Или что место вроде чистилища для грешников. Или что преступника специально заманили в ловушку навсегда.

Но эти и другие идейки старательно разбиваются о стенку, когда, прогуливаясь с тем режиссером по его лабиринту фантазий и сна, постоянно натыкаешься на очередной тупик. В сценарном плане для рассказчика это чуть ли не идеальный вариант - водить зрителя за носик как можно дольше. В плане режиссуры поставлено всё это блестяще. Без музыки и звуковых шумов Роман Полански создает достойную интригу, не отпуская смотрящего фильм покурить или уж погонять волосатого. Считаем, что бы там ни представлял себе тот, кто смотрит 'Тупик' впервые, поляк, жук, уверенно разобьет его мыслишки туда.

02 марта 2018 | 20:20
  • тип рецензии:

Почему - то не вызывало чувств эмпатии происходящее на экране - т.е. мысленно не ставил себя на место 'угнетённой' семейной пары. Для возникновения соотнесения себя с кино-героями необходим был конфликт - а как раз его и нет в сюжете - т.е. саспенс отсутствует. А нет конфликта потому что и до встречи с криминалом пара женатиков ведёт себя как животные - трахаются как попало, живут в грязи, едят что попало и переход их из 'диких' в 'одомашненные' происходит без излишних сломов и дуг характеров - естественно и не принуждённо.

Это было по содержанию - теперь по форме: она великолепна. Начиная с 'завязочных' кадров - работа камер с объективным приближением или актёрским - такое не часто увидишь в западном кино. Также, как мне кажется, редко увидишь сцены с ветром в голливуде, во всяком случае он тут есть и обращает на себя внимание. И далее сценопостановка и работы камерой хороши, но в начале фильма они просто 'ударны' - взять хотя бы приближение издалёка авто на первый план под музыку.

Далее - музыка тоже хорошо подыгрывает сюжету - особенно 'модная' - заунывная - соответствуя заброшенности и отдалённости местоположения происходящего.

Игра и образы актёров - великолепно 'вылеплены' - прописаны. Злодей - 'вышибала' - груб и внешностью, и одеждой и голосом. Злодей 'интеллигент - на преступление ради детей' - беспомощен, жалок и комедийно истеричен. Муж - полу-обезумевший транжира ренты, ничем в жизни не занимающийся, привыкший покупать - сперва образования - потом 'замок Скотта', а там и жену. А там и 'рента' кончилась - здравствуй погружение в животное существование с прогрессирующей ненормальностью. Жена - тонко отточенная в красивых позах содержанка - бесполезное тело.

Все роли сыграны показательно и фактурно - но остаются сами по себе - без отношению к смыслам и идеям - ничего нам не говоря и не предлагая - красивая упаковочка в заломах которой возможно, конечно, рассмотреть культур-агентам и ответ на вселенский вопрос - а вот увидеть жизнь - нет.

5 из 10

25 августа 2019 | 11:23
  • тип рецензии:

Жанр этого фильма сложно определить. Не комедия: слишком мрачен, хотя элементы черного юмора присутствуют. Не детектив: нет загадки. Не совсем даже и триллер: сюжетного ужаса мало. Как и в ряде других фильмов Поланского, напряжение возникает не сразу и нагнетается исподволь. Поначалу кажется, что ты смотришь сочетание мелодрамы с некой пародией на гангстерский боевик, причем ничего особенно ужасающего не происходит. Медленно и почти незаметно для зрителя режиссер увеличивает саспенс, и ты врастаешь в картину, скорее интуитивно ощущая, чем рационально осмысляя, ненормальность, нездоровость происходящего... В чем она? Думаю, в характерах героев.

Это фильм об унижении. Робкий и слабохарактерный муж вместе с внешне смелой, но в реальности такой же нерешительной женой, оказываются заложниками в руках слабого же и неумелого преступника. Три слабые натуры, но у одного из троих - пистолет... Это запускает череду унижений, в которых сначала торжествует один, потом временно черед берет другой, потом ситуация снова меняется, меняется, - никто из действующих лиц не в состоянии удержать ее под контролем, - пока не заканчивается хаосом.

Поланский чувстствует меру и понимает, что художественно он только выиграет. Это не 'Опасные игры' и не Ларс фон Триер с их изощренными измывательствами. И это не 'Попутчик' с преступником-садистом. Злодей в 'Тупике' не настолько уж зол и отнюдь не садистичен, и его агрессивность выглядит не темнее, чем явная трусость бизнесмена или скрытая - его жены. Но как ощущается беспомощность и страх жертвы!

Концовка грустна, но, увы, правдоподобна. Создается впечатление, что супруги не сумели вынести видения слабости ДРУГ ДРУГА (так они думали), а по большому счету - своей собственной.

11 июля 2009 | 15:12
  • тип рецензии:

Двое преступников, Дики и Элби, после неудачного дела, оказываются в ловушке. Они застревают в сломанном автомобиле посреди водного пространства, окружающего, находящийся на полуострове одинокий особняк. Оба бандита ранены и Дики ничего не остается, кроме как оставить своего истекающего кровью товарища в машине, и попробовать попытать счастья с хозяевами. Что ему с успехом и удается – карикатурная супружеская пара, капризная и своенравная Тереза и бесхарактерный Джордж, влюбленный в нее по уши, оказываются легкой мишенью для манипуляций. Но когда к ним в гости приезжают друзья, Дики приходится разыгрывать из себя прислугу до тех пор, пока не приедет его босс. Ситуация переворачивается с ног на голову, а отношения героев, каждый из которых пытается гнуть свою линию, накаляются до предела.

Один из главных свободных художников кинематографа второй половины двадцатого века, Роман Полански – фигура сама по себе такая же необычная и своеобразная, как и его фильмы. И «Тупик», снятый им в 1966 году, до сих пор считается как режиссером, так и его поклонниками, фильмом, наиболее показательно отражающим основные мотивы в его творчестве. «Тупик» замыкает трилогию отчуждения, начатую «Ножом в воде» и продолженную Поланским в «Отвращение». Снова его герои оказываются в замкнутом пространстве, эмоциональном «тупике», создающим все условия для раскрытия и исследования их личности и внутренних мотивов их поведения. Грубый, но прямой и честный Дики сталкивается с мягким как тесто Джорджем и манипуляторшей Терезой в фактически нерешаемом конфликте интересов, провоцирующем между ними бесконечные противоречия. А сам Поланский, будто опытный ученый-исследователь, наблюдает за своими героями через камеру, как через лабораторное стекло, постоянно подкидывая им новый материал для выяснения отношений, попутно раскрывая перед зрителем характер каждого из них. «Тупик» и действительно обладает почти всеми из привычных атрибутов, свойственных фильмам постановщика. Изрядные порции черного юмора чередуются с непредсказуемостью сюжета и фирменными для Поланского психологическими изысками. Также свойственная ему абсурдность ситуаций в «Тупике», по сравнению с другими его фильмами, достигает максимума – особенно, когда, Дики приходится разыгрывать из себя гувернера перед неожиданными гостями. По сути своей, «Тупик» объединяет в себе практически все жанры и мотивы, к которым Поланский обращался за свою долгую и насыщенную карьеру. Тут и комедия положений («Что?»), и детектив («Китайский квартал»), и криминальная драма («Неукротимый»), не говоря уже о самом иронически-драматическом настрое картины и узнаваемых в своей характерности персонажей. Возможно, если говорить об интересности просмотра «Тупика» с чисто зрительской стороны, перечисленные фильмы стоят и большего внимания, как жанровые и более цельные. Но, с точки зрения самого постановщика и контекста его творчества в целом, «Тупик» переоценить невозможно. Картина, важная для самого Поланского, стоит у истоков его карьеры в кино, а значит имеет огромную ценность прежде всего именно для него, а значит и для тех, кто его ценит – настоящих, преданных зрителей.

17 сентября 2013 | 21:05
  • тип рецензии:

Абсурдистский триллер, который некоторые кинокритики, а также сам режиссер, считают лучшей работой Полански. Черный юмор хлещет из каждого кадра, а действие как будто подначивает зрителя совершить какую-то садистскую шалость. Полански (при рождении Либлинг, что на немецком означает любимчик) вселяет в каждого героя дух того шкодливого, противного мальчика, который появляется во второй половине фильма вместе с назойливыми гостями. За свой короткий визит мальчишка кусает палец главного героя Джорджа, царапает пластинки и даже стреляет из охотничьего ружья, испортив старинную мозаику в окне. Он плоть от плоти того саркастичного, едкого и одиозного любимчика, восседающего в режиссерском кресле.

Первые десять минут фильма насыщены гэгами: убитая машина, которую главный гангстер Дики (внешне и голосом он сильно напоминает певца алко-джаза Тома Уэйтса) толкает по дороге; стоит этому здоровяку сесть в колымагу, она раскачивается, как «лодка»; его полумертвому напарнику по имени Элби упирается в поясницу автомат – это вызывает дискомфорт и стоны; курятник и нескончаемое кудахтанье, а еще ломающееся под весом Дики лестница. Начинает казаться, что весь фильм задуман как пародия на криминальную историю. Напарники возвращаются с какого-то проваленного задания. Два гангстера-бедолаги всем своим видом задают ту нелепую атмосферу, на фоне которой на любые движения чувств и страсти в дальнейшем будет больно смотреть.

В фильме также заметен один прием, который в другой картине режиссера использован как «running gag»: герои имеют увечья (рука Дики на перевязи), терпят мелкие неприятности (разбитые очки). Тут можно вспомнить Джека Николсона в роле пронырливого детектива в «Китайском квартале». Сыщик за фильм собрал на своем лице фингал под левым глазом и глубокий порез вдоль левой ноздри, а еще потерял свой левый ботинок. И на финал, конечно, злой и роковой акцент на простреленном левом глазе главной героини. Такие «приколы» типичны для Полански.

Аттракцион унижения

Мрачноватый замок Линдисфарн с приливами и отливами у своего подножия. В нем обитает Джордж и его жена-француженка Тереза. Во многих описаниях сюжета ее называют бывшей проституткой, нимфоманкой. В порыве гадливой ненависти гостья назовет Терезу «шлюхой», а в начале фильма она крутит шашни с соседским парнем. Лично я считаю, что в такой стигме нет нужды. Терезе явно скучно и ее характер скорее соответствует саркастичному тону картины, в которой свобода или плен – вопрос ответственности и решимости героев. Пара является карикатурой на молодоженов, у которых отношения не ладятся. Супруг – трусливый мечтатель, пленник чар жены, подчиненный. Одна из ярчайших сцен разыгрывается, когда Тереза наряжает Джорджа в белое платье и делает ему легкий макияж, еще не зная, что готовит его к прибытию гостей из криминального мира. При этом Джордж глуповато улыбается зрителю в зеркало. Несмотря на весь фарс ситуации возникает момент странной гармонии, возможно, дающий ответ на вопрос, что же помогает паре ужиться.

Отношения доминации и подчинения, садомазохизм, принуждение властью, откровенный абьюз и насилие – темы, сильно волнующие режиссера и человека Полански. Этим пронизаны многие из его фильмов, особенно классического периода. Однако именно в «Тупике» садомазохистский крен настолько сильный, что заваливает сюжет в сторону тетра абсурда. Говорят, что прототипом Терезы послужила первая жена Полански, Барбара Квятковска. Такое творческое осмысление словно предлагает вывод: «брак – это садомазохизм». Все это интересно, если учитывать, как отзываются о режиссере некоторые люди из мира кино, успевшие с ним поработать. Они выделяли авторитарный тон Полански, порой доходивший до тирании на съемочной площадке. То есть режиссеру-Полански явно не чужда власть и доминирование. Является ли тогда Джордж сгустком его обиды и неудачного брачного опыта, может быть, даже подчинения, вопрос как минимум интересный для биографов. Как бы там ни было, что Джордж, что главный герой из «Жильца» (сыгранный самим Полански), свидетельствуют не только об интересе к кроссдрессингу, но и квирной идентичности. Правда, режиссера пионером на этом поприще не назовешь, поскольку штрихи добавляются не для глубины героя, а ради забавы и чудаковатости. Кроме того, это явные оммажи хичкоковскому «Психо» – одного из любимейших фильмов режиссера.

Итак, Джордж – хозяин замка, мифологема традиционно патриархальная. Случай бросает хозяину вызов в лице двух гангстеров. Прогони их и ты мужик – в первую очередь для Терезы, которая постоянно пытается сподвигнуть Джорджа на героический поступок, упрекая его в том, что он не мужчина. Касательно дальнейшего хода событий у зрителя зарождается ожидание, что Джордж наконец-то соберется и прогонит преступника. Вместо этого недовольство и фрустрация только растут. Героический поступок постоянно откладывается, Джордж позволяет собой помыкать, не может постоять за Терезу, да и в целом пара органично втягиваются в авантюру гангстера, который засел в замке, чтобы дождаться босса. Тереза находится в зазеркалье патриархального мира, где у ее супруга как будто сломана внутренняя пружина, а его антипод Дики – прямодушный мужлан, который «одной рукой» держит в страхе двух заложников. Эмоционально Тереза движется в плоскости безразличия. Ее образ и типаж подсказывают, что если она убежит из этого зазеркалья, то наверняка угодит в другое, – например, в абсурдистскую комедию Полански «Что?».

Душещипательная сцена на пляже длится семь с половиной минут. Пока Тереза купается, Джордж изливает гангстеру свою душу. Эта брачная драма гротескна от начала до конца, как и объятия, в которых Джордж держит Дики, пока открывает ему свое сердце. А может они все заживут одной семьей? И добродушный Дики наведет порядок в этом плохо сооруженном курятнике-браке? Кем бы Джордж в итоге ни казался – тряпкой, слабаком, жертвой, несчастным влюбленным, – он однозначно тот, из кого вьют веревки абсурда. Жертвой обстоятельств может стать каждый, но случай Джорджа – это злая фантазия на тотальное подчинение, где неразделенные чувства обнажают очень правдоподобную асимметрию в человеческих отношениях.

31 мая 2022 | 00:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: