К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

За что человек любит кино? Может за возможность перенестись в параллельные миры или прожить недостижимые эпохи прошлого или настоящего... А может, это единственная возможность заглянуть в индивидуальную авторскую вселенную, увидеть сон другого человека, 'залезть' режиссёру в голову и даже в душу.

Анри Ланглуа называл Франсуа Трюффо лучшим кинокритиком 20 века. Ещё задолго до нашего современника Тарантино, француз снимал киноманские фильмы, нашпигованные под завязку отсылками к киноклассике прошлого от Ренуара и Хичкока до американского фильм-нуар и романных ретро-мелодрам.

Самая 'титулованная' лента Трюффо - 'Американская ночь', стала его нежным признанием в любви 'десятой музе'. Исповедальная и наивная зарисовка: 'о том как создаётся кино', стала его наиболее личной работой позднего периода, где наряду с вопросами самому себе - что есть съёмки: хаос коллективного процесса или авторское наитие, ставится знак равно между миром экрана и закадровой жизнью. Неслучайно, в этой ленте, сюжет фильма, который снимают герои перетекает в реальную жизнь на съёмочной площадке.

Центральным эпизодом фильма становится бесконечно повторяющийся синефильский сон режиссёра (альтер-эго Трюффо - которого играет он сам), где маленький мальчик, раз за разом пытается своровать фото с кадрами уэллсовского 'Гражданина Кейна', с загороженной забором кинотеатральной афиши. Трюффо, словно говорит зрителю - режиссёр это всегда ребёнок, а создание фильма и сам фильм есть 'детская игра' (в жизнь).

'Американская ночь' - метафора кино, искусно препарированная французом, незримо двигающаяся от первого лица. Кадр то и дело рассекают выхваченные камерой имена великих, то автограф Кокто на постере на стене, то россыпь книг на столе по творчеству Брессона или Бергмана. С каждым эпизодом, реалии съёмок и становятся настоящим кино, в отличии от того, что происходит в кадре снимаемого фильма.

Безусловно, 'Американская ночь' настоящий породистый авторский фильм, стоящий на недосягаемом уровне от современных французских 'кинодворняжек'. На самом деле, претензия к этой картине Трюффо может быть только одна, в отличии от рифмующейся с ней пронзительной сновидческой оды Феллини 'Восемь с половиной', она слишком реалистична!

7 из 10

25 апреля 2013 | 17:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: