К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Возможно, чтобы понять смысл фильма, надо было прочитать книгу. Но тогда, слоганом фильма должны быть слова: Не прочитаешь - не поймешь. Я книгу не читала, поэтому отзыв резко отрицательный, постараюсь его аргументировать.

1. События происходят в разное время, отлично. Но если 19 и 20 век легко узнаваемы и идентифицируются, то события будущего разнести во времени удается только к концу фильма, когда очередная героиня Холли Берри говорит, что 'Богиня жила много десятилетий назад'.

2. Идея с героями-перевоплощениями одной и той же личности хороша и нова, но если Берри вполне узнаваема в своих ипостасях, то Тома Хэнкса загримировали на совесть и опознать его иногда довольно сложно. А идея то именно в том, что это та же личность...

3. За что страдают и погибают герои? Вопрос остался открытым. Самым понятным было самоубийство музыканта. А остальные? Невнятное журналистское расследование, что то связанное с переходом от нефти к атому, с готовящейся провокацией, с продажностью сильных мира...

Гибель горстки повстанцев ради выступления по всем каналам юной девочки с философскими идеями. Даже не с сообщением о предназначении 'Прислужниц', хотя их положение вещи, предмета перекликается с положением черных рабов!

Полный опасностей путь на запретную гору. Зачем? Оказывается, чтобы отправить сообщение. Просьбу о помощи. Кому сообщение? Спасение от чего?

4. Отдельные непонятные моменты: героиня Холли Берри в белом говорит о каком то падении, юная богиня называет кораблем фабрику по перепроизводству Прислужниц, сосуществование в одном времени дикарей и людей, пользующихся высокотехнологичным транспортом (причем, они без проблем понимают друг-друга, ни языкового, ни культурного барьера нет и в помине)... Можно продолжать, но тогда будет много спойлеров, чего не хотелось бы.

Итог: фильм похож на сочинение по книге, которую прочитали в кратком изложении.

08 февраля 2024 | 11:17
  • тип рецензии:

«Облачный атлас» – это не просто фильм, это философское произведение искусства, которое переплетает времена, культуры и проблемы, это фильм, который поражает своей необычной структурой и глубиной повествования. Режиссеры Лана и Лилли Вачовски вместе с Томом Тыквером создали удивительное произведение, удачно демонстрирующее сразу шесть временных линий и раскрывающее тему реинкарнации душ.

Одним из наиболее впечатляющих аспектов фильма является его уникальная структура. Пересекающиеся сюжеты позволяют зрителю погрузиться в разные эпохи и миры, создавая сложную, но увлекательную мозаику. Этот подход к сюжету не только требует от зрителя внимания и полного погружения в каждую из историй, но и открывает глубокие смысловые слои, связывающие судьбы персонажей в течение времени.

Актерский состав заслуживает особого внимания. Талантливые исполнители, такие как Том Хэнкс, Холли Берри, Хью Грант, Сьюзон Сарандон, Хьюго Уивинг, Джим Бродбент, Джим Стёрджесс, Бен Уишоу и другие великолепно справляются с множеством образов, перенося зрителя в различные эпохи и культуры. Их мастерство и вовлеченность в роли придают каждой истории убедительность и эмоциональную силу. Порой не сразу можно угадать, какой актер или актриса скрывается в новом образе. К примеру, Хью Гранта в образе охотника в последней арке про жителей Маона-Сол я узнал, только когда увидел титры.

Каждая из шести временных линий в «Облачном атласе» затрагивает актуальные социальные проблемы. В одной из них рассматривается проблема сексизма, раскрывая трудности женщин в обществе и борьбу за равноправие. Другая линия касается эйджизма, обращая внимание на стереотипы и дискриминацию в отношении пожилых людей. Расизм и различия в социокультурных ценностях становятся основной темой еще одной истории, привлекая внимание к вопросам социальной справедливости.

Невероятно важным аспектом фильма является его способность поднимать не только современные, но и гипотетические будущие проблемы. Он провоцирует зрителя задуматься о возможных фобиях и угнетениях, с которыми может столкнуться человечество. Эта фантастическая компонента добавляет киноленте глубину и актуальность, заставляя зрителя задуматься не только над прошлым и настоящим, но и над будущим. Как мы станем относиться к клонированным людям, посчитаем ли их за равных себе? Будем ли бояться технологий, которые станут для нас неотличимы от магии? Обо всех подобных вещах произведение «Облачный атлас» заставит подумать зрителя.

Сценарий картины сложен и глубок, затрагивает темы человеческой связанности, свободы, справедливости и вечного стремления к самосовершенствованию. Фильм заставит пережить массу эмоций, от смеха до слез, оставляя после себя некое приятное чувство понимающей грусти. Грусти по нашей истории, грусти по настоящему, грусти по приближающемуся будущему.

«Облачный атлас» также впечатляет своей красочной реализацией. Визуальный ряд получился удивительно насыщенным, умело перенося зрителя через различные эпохи и миры. От красочных пейзажей до захватывающих боевых сцен, от удивительного и апокалиптического будущего до прошлых столетий – каждый кадр представляет собой произведение искусства, вызывающее восторг и восхищение. И все это сопровождается приятным саундтреком.

Этот фильм оставляет зрителя со множеством вопросов и размышлений, а его красочные образы и сильные актерские работы неизбежно заставляют задуматься о природе человеческой души и ее нескончаемом стремлении к свободе. Каждая эпоха, каждая жизнь человека показывает, что он не готов мириться с несправедливостью и угнетением по тому или иному признаку. А сильная душа не найдет покоя, пока не оставит знаковый след в истории, который поменяет мир бесповоротно, обрекая дискриминацию людей однажды возможно исчезнуть. Сладкая ложь. Ведь такого времени еще не было. Но картина своими историями покажет, насколько предрассудки людей бывают глупыми, опасными и ничтожными. Быть может этот фильм научит больше людей быть более человечными.

10 из 10

12 декабря 2023 | 17:23
  • тип рецензии:

Об этом фильме лучше всего говорят сами авторы устами одного из своих персонажей: «Почти 3 часа безудержного самолюбования, заканчивающегося невообразимо плоским финалом». В этой характеристике можно узреть здоровую самоиронию, что, несомненно, достойно повышения итоговой оценки. Но, откровенно говоря, просмотр был скучным.

Новаторы в области визуальной подачи материала сёстры Вачовски привлекли внимание зрителей ещё со времён «Связи», в которой уже ощущался зарождающийся стиль «Матрицы». Что касается последней — то была истинная революция, хоть и несколько скомканная форматом трилогии. «Облачный атлас» так же получил смешанные отзывы: одни фильм боготворили, другие его проклинали. Идея фильма кажется интересной, да и мастер манипулирования реальностью Том Тыквер обещал нескучное зрелище, но чем более фильм близится к финалу, тем более расплёскивает чашу своего очарования. В конце концов все карты были бесславно раскрыты, обнажая беспомощно мелкий и тривиальный сюжет: очередной сыр-бор из-за какой-то мелкой корпорации, занимающейся безжалостной эксплуатацией своих сотрудниц-клонов, и самый лучший способ их победить — это философская демагогия и разглагольствования на фоне батальной сцены, в которой гибнут твои соратники. И ладно бы говорилось что-то действительно умное, однако же вместо этого вещается самая унылая банальщина, которую только можно себе представить! А вся эта безудержная прыгатня по временам и пространствам кажется абсолютно излишней и чрезмерной для очередной мессианской псевдоистории и только затрудняет восприятие картины. Тем не менее, в ней-то как раз весь и смысл.

Смешение рас, пространств, времён превращает пространство фильма в некий кросскультурный дискурс, в котором со всей очевидностью проявляются контуры новой мировой морали и мироустройства, подобно тому как в «Связи» проявляются контуры «Матрицы». Остаётся лишь удивляться, что Вачовски не додумались ввести в фильм бесполых существ в эпизодах будущего, упразднив тем самым само понятие пола. Но первый шаг был сделан очень толково — чернокожие азиаты действительно производят впечатление универсального, будто взбитого и смешанного в миксере этноса «чистокровных». Разумеется, быть частью этого богочеловеческого этноса дозволительно лишь носителям этой новой морали, предлагающей пересмотр понятий о норме, и в этом отношении фильм был очень своевременным, ибо к 2010-м реформы в этой области давно уже назрели. Вачовски здесь выступают в роли истинных Румат Эсторских — учителей неумытого человечества, беря на себя роль разрушения самого архетипического канона, используя для этого соответствующий «разорванный» киноязык. Знаменательно, что на роль одного из таких, требующих воспитательных мер, дикарей пригласили не кого-нибудь, а православного христианина Тома Хэнкса, герой которого на протяжении всей картины терзается экзистенциальными сомнениями. Его слёзы в сцене убийства товарища, словно плач Кассандры о гибели ортодоксальной христианской морали, которую он не смог отстоять и защитить. Перерезанное горло — словно казнь от рук религиозного фанатика-боевика, выступает здесь как духовная казнь человечества, развёртывающаяся на глазах одного из его представителей, чему он помешать не в силах. Однако наиболее показательна другая, подводящая итог морали сего произведения фраза, звучащая в сцене любви мессианской непорочной девы (впрочем, с этого момента уже порочной…) и её героя-спасителя: «Все условности преодолимы». Под «условностями» здесь следует понимать классические устаревшие понятия о любой норме (социальной, сексуальной, моральной, визуально-изобразительной), которые требуют не иначе как революционного свержения, о чём свидетельствует сцена с разбиванием посуды. Разочаровавшийся в своей вере герой Тома Хэнкса, оказавшийся свергнутым этим революционным порывом, производит в этом отношении удручающее и прискорбное зрелище. Это может показаться жестоким, но ведь ценности патриархальности, шовинизма и мракобесия тоже имеют тенденцию насаждаться агрессивно, так что с их последователями Вачовски здесь поквитались справедливо, заработав тем самым славу адептов нью-эйджа, воспринимаемого их противниками не иначе как форму антиморали и антикультуры. В этом контексте «Облачный атлас» продолжает линию вовсе не «Элизиума», «Эон Флакс» или даже «Острова» Майкла Бэя — таких же сырых, но всё равно выигрывающих у него фильмов, — а именно линию антисоциальных лент наподобие «Исчезнувшей», ниспровергающей институт брака; или «В отрыв!», прославляющего наркотики; а также омерзительного «Клуба Shortbus», пропагандирующего изврат и беспорядочные половые связи. Разница лишь в том, что все эти ленты либо носят развлекательный характер, либо являются слабоумной дешёвкой (чаще всего и тем, и другим), Вачовски же претендуют на статус народных неомыслителей и постфилософов, действительно имея для этого несравнимо большие материальные средства и интеллектуальные возможности. Однако смысл всех этих лент один и тот же — построение новой архитектуры коллективного бессознательного, лишённой старых «предрассудков» вроде религии, морали, гендерной идентификации и пр. Именно для этого и был нужен Том Хэнкс, дабы замысел был реализован не в виде альтернативной эволюции ценностей, но именно как набег на ценности традиционные. Этичность такого подхода — вопрос дискуссионный, но попробовать, наверное, стоило.

Попытка, однако, прошла почти незаметно, если судить по сборам в США и наградам. Чего не скажешь об умной и гораздо более умеренной картине Кристофера Нолана «Начало» — вот уж действительно мастер прыгать между уровнями реальности! Рядом с его шедевром произведение Вачовски-Тыквера меркнет словно упражнение по сольфеджио перед величественной сонатой.

22 мая 2022 | 14:04
  • тип рецензии:

«Облачный атлас» - псевдоинтеллектуальная притча о прописных истинах. Это если подумать что фильм хоть как-то удался. Но нет. Визуально и событийно насыщенная картина является лишь оберткой для банальной, несвязной и очень тягомотной (3 часа) антиутопии.

Центральной нитью проходит фраза «всё взаимосвязано», но кино не раскрывает эту взаимосвязь даже в попытке рассказа своих многочисленных внутри-фильмов. Правда-правда. Биороботы, дикие племена, рабовладельцы, журналист 70-х, вся эта мишура, не представляющая ценность в виде отдельных сюжетов в конце выплескивается в невыразительный финал. Что хотели сказать авторы не понятно, натолкнёт ли кино кого-то на дельные мысли — вряд ли. Попытка осознания в сюжете некой «революции», «революционных изменений» обречена на провал поверхностными измышлениями авторов. Глубина мысли доводит их только до выкрикивания лозунгов «нужно помогать другим», «всё взаимосвязано» и разделения противостоящих групп на четно разделяющихся плохих и хороших, чьи устремления обоснованы лишь жадностью и желанием для себя лучшей доли.

Актеры в лице Тома Хенкса, Холи Бери, и Хью Гранта не спасают. Их актерская игра вымарана калейдоскопным повествованием скучных сюжетов с претензией на лихо закрученную гениальную сказку. Есть чуть-чуть зачем-то вставленного секса (можно было обойтись и без для лучшего рейтинга), есть гей-юноша композитор.

Забавно видеть перетащенного из Матрицы агента Смита. Есть несколько шуток и смешных ситуаций, спецэффекты, интересная, но излишне мультяшная на мой вкус картинка. На этом всё.

3 из 10

28 мая 2021 | 22:10
  • тип рецензии:

Несмотря на то, что многие невзлюбили фильм из-за полного несходства с оригинальным романом, а зрители не читающие книг не поняли фильм из-за трудной структуры, я отдаю должное режиссёрам, так как они привнесли несмотря на такие явные косяки кое-что большее, а именно — собственное виденье, что в моих глазах делает фильм достойным.

При просмотре и пересмотре я постоянно менял мнение, о чём же хочет сказать этот фильм. Сначала я склонялся к тому, что это история об убеждениях о свободе, которые сквозь века помогали людям находить верное решение в разных ситуациях. При пересмотре же я начал подмечать вещи, которые не замечал.

В каждом сюжете есть герой, который противопоставляет себя и свои убеждения против какого-то зла. Злом во всей картине становится общепризнанная правда, то, как мыслит общество. В одной истории это рабство, в другой это притеснение андроидов, в третьей жадность к деньгам. Но больше всех для меня выделилась история, в которой злом оказался первобытный страх.

Но чем-же герои противостоят этому злу? Как они избавлялись от оков правды?

Этот фильм об освобождении разума посредством обучения. О тех, кто хочет быть свободными. Таков Облачный Атлас.

9 из 10

28 февраля 2021 | 03:41
  • тип рецензии:

'Облачный атлас' — одно из немногочисленных произведений, не имеющее аналогов в мире кинематографа, крайнее самобытное и уникальное. Этот фильм - целая история, точнее сказать, шесть историй, каждая из которых тесно взаимосвязана с предыдущей; здесь отсутствуют четкие грани и нет места обыденности. Прежде мне не удавалось видеть ничего, что было бы сделано более искусно, с полной самоотдачей и мастерством, отточенным до совершенства. Это поистине настоящее искусство, такое, которое способно вдохновлять, поражать разум и влиять на чувства, то кино, которое размывает границы между реальностью и вымыслом, воссоздает в голове удивительные образы, доводя до безумия и заставляет переживать катарсис вместе с персонажами.

'Тихоокеанский журнал Адама Юинга' — это ни что иное, как история о человечности, о том, как часто судьба испытывает людей, давая им повод усомниться в тех, кого ранее считал друзьями, а также широко распахнуть глаза на проблемы, господствующие в мировом сообществе, позволяет переосмыслить происходящее, раз и навсегда переменив былой взгляд на жизнь.

При прочтении, 'Письма из Зедельгема' оставили неизгладимое впечатление, заставляя испытывать до боли смешанные чувства, но оттого не менее прекрасные. История непризнанного композитора Роберта Фробишера предстает перед нами словно немое кино, где отсутствуют явные диалоги, но зато без устали льется музыка, которая заставляет сердце трепетать. Секстет 'Облачный атлас' — композиция, впитавшая в себя красоты городских пейзажей, размышления, искреннюю любовь, мучительную разлуку, преданность, безрассудную храбрость, тайны будущего, мудрость веков, смех и слезы. Это мелодия, которая не оставит никого равнодушным. Именно эту линию во всем произведении я по праву могу считать своей любимой.

Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей представляет собой уникальное детективное расследование, наполненное смелостью и решимостью, любовью к своему делу. Это рассказ о сильных личностях, о могуществе, власти, и долгожданном обретении справедливости.

Страшный Суд Тимоти Кавендиша — яркая юмористическая составляющая фильма, которая является замечательным дополнением к сложившейся философской картине. Сюжет здесь повествует нам о мистере Тимоти Кавендише, которому временами в жизни сильно не везет, но неугасаемый дух авантюризма и приключений в силах изменить сложившиеся неприятные обстоятельства.

'Оризон Сонми-451.' рассказывает о действиях, происходящих в Нео-Сеуле - городе далекого будущего, где существует четкая система разделения людей на 'чистокровных' и 'фабрикатов', последние же являются рабами, обреченными на вечное служение, смирение и завершение пути в мире с новыми устоями. 'Сонми-451' отображает основную философскую концепцию произведения, где поднимаются вопросы об изъянах, существующих в системе, о ее неидеальности, о борьбе за свои права, и главное - обретении личности, которая отныне имеет смысл существования.

'Переправа возле Слуши и всё остальное' — завещающий паззл в этой картине. История Закри наиболее спорна, но в то же время она проливает свет на то, как люди способны стать абсолютно другими, изменив самим себе, создать идолов, при этом забывая о тех истинах, которые последние проповедовали и возводили в ранг величия.

Отдельного внимания заслуживает мастерство Тома Хэнкса, Холли Берри, Джима Бродбента, Джима Стёрджесса, Хьюго Уивинга, Бена Уишоу, Сьюзан Сарандон, а также других актеров, за их безгранично талантливые перевоплощения, уникальные преображения и невероятные эмоции.

Безусловно, нельзя обойти стороной музыкальное сопровождение фильма, без которого эта история была бы попросту невозможной, пустой, холодной и бессмысленной. Пожалуй, это величайший дар - такое невероятное умение внедрять музыку в сюжет, ту музыку, которая способна заставить проливать слезы с первых аккордов и навсегда оседать в сердце.

'Облачный атлас' — это фильм-вызов, сенсация, гениальная мысль, великий замысел и его исполнение, это попытка поведать о том, каким прекрасным и жестоким способен быть мир. Это полотно со множеством деталей, и, чем чаще ты погружаешься в его суть, тем больше тайн оно готово открыть.

«Сон на грани пробуждения. Никогда не напишу ничего, хоть на сотую долю столь же прекрасного. Хотел бы я быть нескромным, но не дано. Секстет «Облачный атлас» содержит всю мою жизнь, является моей жизнью; теперь я - отсверкавший фейерверк, но, по крайней мере, я сверкал.»

11 февраля 2021 | 13:39
  • тип рецензии:

Наконец-таки я посмотрел этот фильм и хочу поделиться впечатлениями. Облачный атлас - это море красивой музыки и тонны глупости, загримированной под светлые идеи о свободе и всеобщем равенстве в рамках реакционной борьбы с собственным государством.

Смыслы, заложенные в фильме, уравнивают борьбу за свободу для темнокожих рабов в США и свободу для инакомыслящих в Советской России, где рабов никогда не существовало по определению. Тем ни менее, идеи Солженицына в эмиграции и по женски оскорблённые чувства молодого гомосексуалиста, отвергнутого старым композитором - всё сплелось в этом крайне давящем на эмоции и спекулятивном кино.

Библейские идеи любви к ближнему, заменены в нём идеями борьбы за мнимую свободу и непременное равенство всех наций и рас - это идея т.н. 'демократического глобализма', в котором стираются грани, критерии, традиции и понятия. Истинная патетика заменена идеей всеобщей неисчерпаемой любви к протесту в лозунге 'Долой порядок', где философия бунтарства возводится в ранг путеводной звезды для всего человечества. Для этого режиссёр расчеловечивает само слово порядок и придаёт ему злодейский облик. Здесь можно сразу вспомнить бездумное и ничем неоправданное стремление к свободе робота Эндрю из фильма 'Двухсотлетний человек'. Там герой признаётся, что просто поначитался об этом книжек.

На помощь этой философии в фильме 'Облачный атлас' приходит аляповатое перевоплощение одних и тех же актёров в представителей различных национальностей и рас с помощью грима, что делает его похожим на комедийный театр пародий. Очевидная попытка протащить идею так называемого 'мультикультурализма' при ближайшем рассмотрении становится провальной на фоне абсолютно свинского отношения создателей фильма к другим этносам. Ярким примером очередного пренебрежения культурной историей других народов в американском кино, в данном фильме служит образ некоего полинезийского божества в английском цилиндре и сюртуке - персонажа по имени клыкастый Джо.

Примечательно, что борьба за свободу 'угнетённой души человеческой' и против очередного (хоть и вымышленного) 'кровавого режима', американскими кинематографистами всё чаще переносится на территории других стран, видимо, намекая на то, что там пора навести порядок и ввести 'демократические нормы по американски'.

На этот раз такой страной оказалась Корея... Фантасмагория на лицо... в фильме много забавных моментов: полинезийское племя, проживающее в домах из пластиковых бутылок на месте корейского Сеула, Солженицын, томившийся в Вермонте (а не в каком-нибудь Гулаге), противопоставление единства единодушию (что по сути одно и то же), и прочая невероятно путано, но многозначительно произносимая чепуха, призывающая простодушных американцев побороть собственные комплексы жадности, страхи перед свободомыслящими и ненависть к темнокожей расе, свойственную только англо-саксонской нации. Американцы не свободны от своей жадности, страхов и ненависти, вероятно поэтому снимают так много фильмов о свободе, и порождают так много штампов, а чтобы освободиться от этих новых стереотипов, снимают очередной фильм о свободе.: )

Фильм - редкостная, дешёвая, но великолепно снятая дрянь, пересматривать которую (мне - россиянину) совсем не хочется.

19 сентября 2020 | 09:20
  • тип рецензии:

Посмтрела кино «Облачный атлас» пару месяцев назад. И оно так зацепило, что я решила об этом написать. И вот, наконец, нашла время.

Фильм о перерождениях целого ряда людей. В этом фильме снимается группа актёров, каждый из которых появляется почти в каждой эпохе. Один из которых Том Хэнкс. Режиссёры: Вачовски, создатели Матрицы.

Скажу сразу – фильм сделан очень продуманно. Продумана каждая деталь. Атмосфера показана очень точно. При этом у создателей фильма была непростая задача создать атмосферу 6 разных эпох.

Первая эпоха конец 19 века, потом начало 20го, 1970е годы, наше настоящее, будущее и постбудущее.

Больше всего меня поразила сюжетная линия. Каждая эпоха показывается попеременно с другими. И кажется на первый взгляд, что быстро устанешь от этого. Но нет – фильм захватывает так, что тут не до усталости.

В сюжетной линии очень логично и закономерно показана эволюция души человека. Так тот, кто в одной жизни, позволил себе эгоистические желания во вред другому через одну жизнь становится моральным уродом, насилующий клонов женщин. А тот, кто проявил толику мужества, смелости и пытался бороться за права других укрепился в своих силах и в последующих жизнях не отступал перед трудностями, помогая другим.

Получается, что актёры играли не людей, а через себя показали эволюцию или деградацию души. Притом в каждом воплощении этот актёр мог быть как мужского, так и женского пола. Их гримировали так, что очень сложно было узнать. И только в титрах видишь, как один актёр играл таких непохожих друг на друга героев из разных эпох.

О чём этот фильм?

Этот фильм удивительным образом показывает как жизнь одного человека, так и всё общество в целом, которое в разные эпохи было склонно к жестокости, завоеванию ресурсов, вере ложным богам.

Меня поразило то, что в постбудущем, пережив такую техническую эволюцию: её подъём и разрушение, люди, оказавшись в диких условиях природы, снова стали есть друг друга, жестоко и зверски относиться к другим.

При этом режиссёры вплели и долю самоиронии над нашей настоящей эпохой, когда одного писателя его брат поместил в дом престарелых под надзор страшной медсестры, которую играл мужик. И потом этот писатель комично пытался бежать оттуда.

Режиссёры нарисовали удивительный узор, как порой пересекались сами герои или плоды их труда и творчества из разных эпох.

Так, например, два влюблённых друг в друга юноши были разъединены смертью одного из них, а второй до старости вспоминал своего возлюбленного. Погиб юный композитор, который сочинил свой шедевр. И девушка уже в следующей эпохе, разбираясь с одним вопросом, нашла письма этих юношей друг другу, встретилась с постаревшим другом, а также встретила молодого хиппи, которого играл тот же актёр, что и юного композитора в предыдущей эпохе, а в этой продающего свою любимую пластинку с тем самым шедевром композитора.

Ну разве этот узор переплетений судеб не прекрасен?!

Я уверена, что также происходит и в жизни.

И мы, как эти актёры, лишь меняем оболочки, но встречаемся друг с другом из жизни в жизнь, меняясь ролями. Именно об этом я как раз прочитала в одной книге: «Все души путешествуют группами, попеременно меняясь ролями, как актёры в гастролирующей труппе. Они играют множество различных ролей в разных пьесах и разных городах, пока не закончится их контракт. Действующие лица разные, а актёры – одни и те же» (Тия Александер, 2150 год).

Очень глубокий фильм.

04 июля 2020 | 00:27
  • тип рецензии:

Так случилось, что этот фильм я пересматривал одновременно с чтением 'Диалогов' Платона. Они трудны и очаровательны обилием героев-спорщиков, недосказанностями самого Платона; вовсе не всегда Сократ оказывается правым. Мыслительный поток запутан и всё же чист, как слеза, наивен по сравнению с высокоучеными умами поздних веков. На что же это похоже?.. На этот самый 'Облачный атлас'! Современные же философы - на критиков фильма: новейшее время так изощрено в художественном описании души, что чистое действие уже презирают. И тем не менее вся философия, как бы ни стремилась она вывернуться - лишь подстрочник к Платону.

Мы не хозяева собственной жизни потому, что наши судьбы в ответе за целый мир, символизируемый хотя бы созвездием окружающих душ. Не мы хозяйствуем, это пошлость, но сквозь нас - а мы есть только события, или встречи - происходят великие выборы или жесточайшие падения в отношении мира, данного человеку для заботы. И тогда мы делаем то, чего не можем не сделать: это и есть свобода - важнейший концепт фильма. Свобода как потенциально ежемоментный акт воли. Это фильм не о реинкарнациях, но драма в многомерном пространстве, которое лишь отдельными своими гранями ложится на профанные пространство и время. В нем приуготовление души к Выбору, первому, самостоятельному, судьбоносному, а значит - второму рождению, рождению в духе.

Роли распределены между персонажами; они есть необходимая структура, они будут повторяться из века в век, организуясь вокруг траектории, бесконечно делимой на акты свободы.

Получается, человек с родимым пятном в форме кометы - символ единичного сознания, личности. Луч, светящий сквозь историю и организующий мир вокруг себя. Он окружен множеством собственных эхо, тусклыми фигурами, вроде сиделки Нокс в доме престарелых. Кометой помечена самость. Личность впервые собирается, индивидуируется в Революции. Вачовски трепетно поклоняются идее Революции. Революция - священный акт, один из столпов истинно человеческой реальности. С тех пор, как гоминид встал на две ноги, он движется надломным путем революций. Непременно, авторы должны согласиться с тем, что Иисус Христос как символ самости есть также великий революционер. Еще одна встреча длиной в тридцать три года, изменившая траекторию коллективной судьбы. И, конечно, мы помним о Нео. Восстание, вспыхнувшее в доме престарелых, только возвеличивается от скромного своего начала, как возвеличился Христос.

Революция вечно борется с порядком; однако она служит необходимым условием порядка, превосходящего понимание пошляков и микрологов.

Благодать, спустившаяся на режиссеров, отрывает фильм от книги Митчелла (скорее размышления о философии политики) и уносит в дали намеков и ярких обрывков на ветру; дальше только молчание. Сонми в романе говорит о великой трансценденции Революции: мученики сотрудничают со своими иудами потому, что видят игру, которая развернется по окончании игры.

А в фильме казненная Сонми обращается в дух целиком. Человек становится идеей, идея превращается в богиню, богиня оживает в людях, проливаясь в души шаманов, пророчиц и пастухов множеством капель. Этот фильм античен не только наивно-светлой верой в человека, своей существующей по крайней мере в претензии безупречной архитектурой, не только потому, что полон света, так уютно замкнут - европейцы конца времен покрывают свою кожу татуировками маори; это фильм о великих метаморфозах, коими наполнена греко-римская литература. Здесь люди превращаются в демонов и богов, творцы становятся музыкой, шотландские пейзажи и завсегдатаи пабов истаивают в прозрачном воздухе будущих Гавайев, впрочем, в качестве легкой дымки от братской и столь же рыжей страны остается фраза 'ирландского философа', как о нем с иронией говорил Лейбниц, Джорджа Беркли: 'существовать - значит быть воспринятым'. Согласно одной из трактовок, сам Лейбниц рассматривал человека как событие… Всего лишь событие, но в то же время Монаду, олицетворяющую Вселенную целиком.

«Облачный атлас» - еще одно признание philosophia perennis в любви к самой себе. Звучит искусственно, но это признание есть один из немногих вариантов адекватной биографии: адекватной вечным вопросам, истасканным с обывательской точки зрения.

Каждая встреча способна изменить направление жизни, мысли. Если бы я не начал перечитывать Платона и в тот же день пересматривать фильм восемь лет спустя, что сталось бы со всем этим?.. Сравнил бы с чем-то другим, только и всего. Но фонтан жизни бьет лишь после момента воли, состоявшегося факта экзистенциального выбора: необходимо избрать красоту, чтобы начать следовать ей. Всего лишь 'плотский акт во имя служения', как говорит Фробишер. Но каковы последствия: странным образом вокруг нас начинает организовываться структура, захватывающая дух. Только тогда мы и начинаем жить.

Этот фильм пронизан редкими моментами разговора с Богом: тогда кометы и музыка, все открытые на чертовом синхрофазотроне элементарные частицы несутся сквозь многомерную структуру 'человек', накрепко сшивая сердца друг с другом.

Не обошли Вачовски и любимую свою идею дурной бесконечности: раба кормят мясом другого раба. Но когда раба пронзает Смысл (смыслов много, но Смысл один и он несказуем), он встает и уничтожает мучителя. Вачовски расширили философию книги Митчелла: они сопрягли политический аспект и мистическую апофатику бытия. Родилось высказывание из тех, где сама метафизика вдруг поднимается против тоталитаризма любого рода. В 'Атласе' в лобовое столкновение с тоталитарным злом на стороне света выступают аболиционизм, феминизм, гомосексуализм в союзе с мистикой великих отшельников, кастанедовщиной и экоактивизмом, буддизмом, квантовой физикой и Солженицыным. Так надо для фильма. Так надо для его революционной мощи, ибо он представляет молитву Вачовски богине Революции.

Этот фильм можно успешно трактовать, накладывая на него системы и-цзин, таро, зодиак, любую форму порядка - только для того, чтобы узнать, что всё в порядке, абсолютном и полном. Но отчего не оставить его бриколажем в смысле Леви-Строса - культурной матрицей нашей виртуальной, очень тихой античности?

С юнгианской точки зрения у человека есть тень - скопище его душевных отбросов. В ракурсе коллективного человека этот фильм можно расценивать как высказывание его светового тела. Этот фильм не шедевр в том смысле, что не являет собой неудобный синтезис противоречий, не попадает прямиком в реальную нашу жизнь. Однако на полюсе света возможно законченное высказывание, искра, мгновенный метеор. Таковым является феерия 'Атлас' и в своем роде она чрезвычайно драгоценна.

Можно вообразить идеальный хоррор на противоположном полюсе; в середине будет шедевр. Можно догадываться, что шедевром является сама реальная жизнь, которую невозможно скопировать средствами кинематографа. Но уравнение Шредингера должно стать частицей либо волной. Иногда нужны не инфантильные хотелки, но рискованное решение воспринимать искусство так, а не иначе. Прожить несколько минут его жизнью. И от миллионов этих моментов-капель зависит, проступит ли когда-то виртуальная античность на полотнище нашей повседневности.

24 июня 2020 | 23:44
  • тип рецензии:

Фильм повествует о нескольких историях, происходящих в разное время с различными людьми. Показаны совершенно разные эпохи: как прошлые – времена рабовладения, так и будущие - например супертехнологичный «нео» Сеул. Однако данная история дает понять нам, что все взаимосвязано. Судьбы главных героев переплетены одной историей, причем некоторых из них играют одни и те же, только хорошо загримированные актеры. На персонажах, определённо совершивших подвиг в борьбе с окружавшей их несправедливостью, есть одно родимое пятно в виде кометы. Люди совершенно разных эпох, званий, сословий, расы, рода деятельности и сексуальной ориентации могут быть связаны. События прошлого несомненно повлияли на будущее. Не смотря на то, каким бы незначительным казался поступок во всеобщем масштабе, он несет огромный вклад. Семейные разборки с братом, болезнь во время путешествия, написании одной мелодии и особенно попытка государственного переворота, могут стать ключевым событием в судьбе будущих поколений. Смотря можно сказать на реинкарнации действующих, мы можем понять, что есть наше будущее зависит только от нас. Не только ближайшая жизнь до нашей смерти, но и все последующее существование.

На утверждение, что «неважно как бы вы ни старались – это всего лишь капля в бездонном океане» один из главных героев ответил: «Разве океан не состоит из множества капель?». Это заставляет задуматься о том, чем мы занимаемся. Каждое наше действие или бездействие влияет на общий ход истории, что впоследствии конечно сказывается на будущем. Так что совершая, казалось бы, незначительный поступок, мы прибавляем к уже имеющимся событиям или даже множим их, включая их во всемирное «добро» или же «зло». То, каким мы хотим видеть мир, зависит полностью от нас, от каждого из нас. Так что людям необходимо задуматься, что особенно делают персонально они для своего же будущего? Какие поступки они совершают? Достойны ли эти поступки благополучного будущего?

Фильм заставляет задуматься о нашем прошлом, насколько оно важно. Почему мы – люди - забываем нашу же историю? Сколько событий было уже до нас, которые, казалось бы, должны были научить нас не совершать таких ошибок. Так почему же до сих продолжают вспыхивать вооруженные конфликты по всему? Почему мы продолжаем сталкиваться с преступностью во всех сферах нашей жизни? Человечество стремиться в будущее, не успев при этом исправить всех ошибок прошлого. Мы продолжаем войны, которые уносят множество жизней, мы строим все новые и новые заводы, загрязняющие окружающую среду, что вызывает множество болезней, не говоря уже о том, что авария, например, на атомной электростанции имеют небывалые последствия. Достойно ли то за что люди борются тех жертв, которые они приносят?

В итоге из всего фильма я могу вынести идею того, что мы – это наше прошлое и наше будущее. И нам не стоит забывать об этом.

06 июня 2020 | 15:39
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: