К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Трогательная мелодрама «Вам и не снилось…» вышла в период постепенного осознания умными людьми, что никакой коммунизм мы не построим, а значит пришло самое время задуматься о вечном. Видимо поэтому постановка Ильи Фрэза смотрится и в наши дни, когда само понятие «любовь» во многом утратило романтический ореол и превратилось в дополнение к удобству и надёжности спутника жизни. По-юношески пылко и безрассудно теперь даже не каждый школьник полюбить способен, а в 1980-м нежное чувство между Романом и Катей оберегали соседи по партам, тогда как родители юноши и девчонки – наоборот, делали всё, чтобы разрушить этот союз. Удивительная прозаичность сюжетных деталей находится в жёстком конфликте с поэзией волнительно бьющихся сердец, так что фильм Фрэза не только и не столько о любви советских Ромео и Джульетты. Прежде всего это кино о женщинах, о тех ролях, что занимают они в семьях, вольно и невольно.

Взяв за основу раннюю повесть Галины Щербаковой, режиссёр уже точно знал, что не обойдётся без Ирины Мирошниченко. Красавица-блондинка в самом расцвете творческих сил выступила сверкающим лучом в сером мире прагматизма и подчинения. Глазами её, Люси, или, если угодно, Людмилы Сергеевны, матери Кати открывается картинка страны, в которой жёны не просто гладят, готовят, стирают, убирают и воспитывают детей. Люся, равно как и её во всех смыслах могучая соперница Вера, сыгранная Лидией Федосеевой-Шукшиной, привыкли управлять. Мужья у таких дам исполняют прикладные функции: принеси, отвези, согласись. Ничего удивительного, что дети в подобных семьях выросли наивными и самостоятельными одновременно. Ни до Ромы, ни до Кати никому не было дела под собственной крышей – так, по большому счёту. Ничто не мешало сойтись двум одиночествам – у родителей постоянно мысли о себе, о своих проблемах. Примечательно, что единственную поддержку юные влюбленные нашли не у родных людей, а у чужого человека – учительницы литературы Татьяны Николаевны, которая и сама осталась той ещё честной девчушкой-простушкой, ценящей искусство и театр больше, чем служебные хитрости своего ухажёра в исполнении Леонида Филатова.

Лента «Вам и не снилось…» представила иной путь взросления, чем тот, что показал Сергей Соловьёв в своей подростковой драме «Сто дней после детства». У Ромы и Кати не было подходящей усадьбы из царских времён, чтобы уединиться в своём шалаше и не становиться жертвами козней ревнивой матери парня, возненавидевшей потенциальную невестку всей силой железного характера. Ребятам Ильи Фрэза пришлось справляться в обычных бытовых условиях, прокладывать путь через преграды из стереотипов и обид. При этом никакой веры в сказки у юных влюблённых нет и близко, что убедительно показано в сцене посещения кафе. Деньги сами себя не заработают, о будущем думать приходиться, хотя с настоящим всё ещё сложнее. Через каскад посконных эпизодов в доме Романа режиссёр показывает, как это важно – слышать и помогать. В то же время, если оставить в сторону лютую злобу и ревность Веры в адрес Людмилы, перекинувшуюся и на дочь успешной противницы, то и действия матери Ромы не вызывают вопросов. Хотя коварный способ услать сына подальше в Ленинград это натурально запрещённый приём – вроде того, который использует муж-подкаблучник Веры, обращая внимания отпрыска на здоровье мамы. Зато без Ленинграда в фильме бы не появилась Татьяна Пельтцер, чья якобы захворавшая бабушка демонстрирует завидный арсенал манипуляционных средств, что могли бы взять на вооружение современные интриганки. Вот она старая школа.

По-актёрски фильм Фрэза претендует на звание едва ли не самой звёздной мелодрамы в истории советского кино. Хотя картина фокусируется на любовных эскападах подростков, каждый взрослый в этой постановке на своём месте. Характерный пример – персонаж ещё малоизвестного в те годы Филатова. Союз ушлого врача-ловеласа Михаила и хрупкой, возвышенной учительницы Татьяны выглядит как натуральный мезальянс, но какая-то неведомая сила тянет равнодушного по натуре медика к печальной даме с котёнком – это ли не свидетельство силы чистого чувства, которому все возрасты покорны? В кино не без иронии обыгрывается истина «от судьбы не убежишь». Идёт ли речь о случайном соседстве семьи Романа с новосёлами – Катей, её матерью и отчимом, или о попытках изобретательной бабушки оградить внука от «порочной» связи. Любовь лишь смеётся над неуклюжими телодвижениями, людям так и иначе приходится выйти на откровенный разговор, а вот уже после – всё зависит от них самих.

Легендарная песня «Последняя поэма», звучащая на стартовых титрах, настраивает на сентиментальный и вместе с тем задумчивый лад, ибо есть она вообще, эта истина? Книга Галины Щербаковой с её неприемлемым финалом давала вполне конкретный ответ, тогда как экранизация Ильи Фрэза оставила интригу на откуп зрителям. Любовь Кати и Ромы стала скорее символом единения душ – вопреки, назло, во имя высокого и великого. Ребята многого не понимают, зато поневоле быстро учатся, ищут и находят, как нашли друг друга. Вероятно, эта решительность и держится в основании удивляющихся отцов и матерей, которым и не снилось такое поведение их детей. Что ж, если мальчики и девочки сумели морально перерасти собственных родителей, то разве родителям надо горевать? Было бы счастье, а за него приходится и побороться, как это удалось Татьяне Аксюте с Никитой Михайловским в главной своей совместной киноработе.

31 октября 2023 | 22:25
  • тип рецензии:

Фильм 'Вам и не снилось' вышел в 1980 году, но судя по тому, что он изображает, - серьёзную подростковую любовь - по духу он относится к перестроечному кино.

В фильме явно прослеживаются положительные и отрицательные персонажи: те, кто мешает любви (мама и бабушка Ромы, директриса), - отрицательные, те, кто способствует её сохранению (учительница, родители Кати, отец Ромы).

Зачем же мешать родному ребёнку? Всё просто: отец Ромы в юности ухаживал за матерью Кати, и мать Ромы ему это не простила... У бабушки Ромы есть подруга, очень рано вышедшая замуж и из-за этого несчастная. А директриса - просто дура.

На первых порах любовь Ромы и Кати кажется слишком наивной, особенно со стороны Кати: они ведёт себя не как девятиклассница, а как ученица начальной школы. Влюбляются друг в друга они, как по мне, слишком быстро и легко.

Но если рассматривать ту часть фильма, где у них всё серьёзно, то тут претензий нет. Видно, как страдают герои друг без друга; испытываешь неприязнь к тем, кто мешает любви, не понимая всю её серьёзность.

Отдельной похвалы заслуживает песня 'Последняя поэма', ставшая для советских подростков гимном юношества.

Катю и Рому нам жаль, однако есть и другой герой, чья судьба трагична, - учитель по литературе. Только с ней на уроках школьники могут поговорить по душам, поговорить о любви... При этом сама она любви не имеет, а человека, любящего него, отвергает. Она - жертва своей матери, разорвавшей её любовь в молодости. И теперь Татьяна Николаевна старается сохранить другую любовь - Кати и Ромы.

Рекомендую

04 сентября 2023 | 23:05
  • тип рецензии:

Вам и не снилось

Есть фильмы, которые я не люблю очень сильно. Есть фильмы, которые я забываю сразу после просмотра. Есть фильмы, которые мне нравятся, но я их не пересматриваю. Есть фильмы, которые я люблю и они есть в моей большой коллекции. Есть один шедевр, который я боготворю и считаю его самым лучшим в кинематографе (Чарльз Чаплин – “Новые времена”). И есть один фильм, который живет в моем сердце, и отдам я этот фильм только самому родному человечку в моей жизни. А вам такое даже и не снилось…

Она и он слишком молоды для любви, так говорят все кроме них самих. Однажды они встретились и начали дружить. Дружба потихоньку исчезала и рождалась чистая любовь. Настоящая любовь (здравствуй Квентин), которая вам никогда не приснится. Время уничтожает все на своем пути, но настоящую любовь уничтожить невозможно. Даже если вы будете далеко друг от друга, любовь будет согревать вас.

“Наверное, я однолюб” – говорит главный герой. Он очень молодой и он любит новенькую в своем классе, а она любит его. Родители против такого выбора (у всех так), но любовь никто не сможет остановить (вы это уже читали). А перед нами, возможно, самый сильный фильм о ранней любви. Можно говорить что угодно, но этот фильм все равно останется лучшим. Таких искренних картин в кинематографе больше нет, и никогда не будет. Мне всегда становится очень плохо, когда я смотрю этот фильм, потому что он давит на мое сердце очень сильно.

Советский режиссер Илья Фрэз снял много интересных картин, но как мне кажется данный фильм стал самым ярким в его фильмографии. Вообще в СССР было много снято фильмов про школьников, но таких душераздирающих картин как “Вам и не снилось” я пожалуй не найду и даже не буду искать. Я благодарен всем тем, кто работал над съемками этого фильма и отдельное спасибо двум главным актерам – Татьяне Аксюте и Никите Михайловскому. За что им спасибо? За слезы на глазах…

24 мая 2023 | 10:10
  • тип рецензии:

Со временем первого просмотра 1,5 года назад успел прочитать оригинал от Галины Щербаковой. Книга, конечно, не такая мягкая, как фильм, однако и в картине можно посмотреть на детали, отсылающие к более жесткой реальности, описанной в повести.

Напоминаю сюжет. Рома и Катя — советские школьники, крепко влюбленные друг в друга. По роковому стечению обстоятельств отец Ромы и мама Кати в школьные годы тоже имели интрижку, из-за чего отношения их детей постоянно подвергаются опасности.

Книга отличается более детальным описанием, как это всегда и бывает у экранизаций. Интересно, что повесть Щербаковой годами лежала в издательстве и не проходила цензуру, в частности из-за упоминания «трусиков сорок второго размера», но по большей части из-за трагичного финала, который под давлением издательства был переписан на открытый в книге, а вот какой он в фильме - узнаете сами.

Первое впечатление было все-таки более нежным, подростковая любовь, все дела — милота, да и только. А пересмотреть решил после поста Кати Гордеевой (журналист такой, жена Солодникова, тоже журналиста) в инсте, где она пишет, что ее дочь абсолютно не понимает поведения взрослых в этом фильме. Почему было так жестоко раньше и почему настолько эмпатично сейчас, хоть и прошло всего 2 поколения людей?

В крутое время живем, товарищи. А «Вам и не снилось» продолжу периодически пересматривать. Посмотрите со своей спутницей/спутником, очень будет в тему.

14 января 2023 | 01:21
  • тип рецензии:

Эта картина снята настолько правдоподобно, что мне даже страшно...

Здесь не смущает ничего: не конфликт родителей, ни образ и поведение учительницы, ни позиция матери мальчика, ни артистизм бабушки... Правдоподобно все: сюжет, игра актеров, отношения мальчика и девочки... Господи, какие у этих детей глаза! Какая игра! В знаменитом на весь мир фильме 'Ромео и Джульетта' (1968) года актеры далеко не так убедительны!

Я прочитала несколько отзывов, кому-то из критиков фильм кажется местами чересчур перегружен количеством сюжетных линей, деталями...

Кто-то оправдывает родителей, в частности бабушку, которая думает, якобы о научной карьере внука за границей. Какая заграница, это 1980 год! Какие ранние беременности, это две приличные семьи, это совершенно по-другому воспитанные дети! Это другой мир, нельзя его сравнивать с сегодняшним временем.

В фильме нет ничего лишнего... Он правдив от начала до конца. Просто я смотрю на все это еще и с точки зрения своего личного опыта... Дело в том, что со мной случилась практически точно такая же история, только в 1982 году и тоже с трагическим концом... Этот фильм про мою юность...

05 декабря 2022 | 16:47
  • тип рецензии:

Ну вот и я приобщилась к этому легендарному фильму, о котором так часто слышала за свою жизнь, что, наконец, решилась оценить его беспристрастно. Заочно он почему-то всегда вызывал у меня недоверие. Бог знает почему! Ведь все мы переживали что-то большое и очень серьёзное в юности. Правда, потом оно оказывалось химерой, о которой иногда и вспоминать неловко. Как, собственно, и произошло с матерью Кати. Ощущения от просмотра остались двойственные.

Я не особо люблю смакование конфликта отцов и детей. На этой теме любили и любят спекулировать, любят утрировать её, и это кажется мне не всегда полезным, а иногда и опасным. Но здесь конфликт выглядит реалистично и в целом вполне оправданно. Я признаю, что подобная история могла и до сих пор может произойти. Я охотно верю в полоумную мамашу, любой ценой готовую отвадить неугодную девчонку. Ревность, комплексы заставили её ТАК видеть ситуацию, ТАК видеть мать девочки и саму девочку, тем более что она убеждала себя, накручивала. Молчаливое противодействие детей, их упорство только распаляло. Это всё понятно. Знавала я таких мамаш.

Понравился и покорный, мягкий отец Романа, до последнего доверяющий жене. Его бездеятельная симпатия к соседке была интересна как раз потому, что, собственно, почти никак не проявлялась и ничем не закончилась. Он вместе с матерью Кати напомнили мне Сомса и Ирэн из 'Саги о Форсайтах'. У неё - необъяснимое отвращение, чуть не презрение к этому человеку, хотя он ничего плохого ей никогда не делал. У него - не до конца изжитое чувство, которое, скорее всего, до сих пор украшает его обыденную жизнь своим отсветом. Мне понравилось, что он не всегда выглядел мямлей, а умел и защитить то, что ему казалось значимым. Сначала - интересы жены, а затем - и интересы сына.

Мать Кати - немного невнятная. В первых кадрах она предстает как лучезарная, обаятельная, моложавая женщина, но её грубоватое отношение к бывшему ухажёру мне совершенно непонятно. Ну, зато она ведёт себя более грамотно и терпимо по отношению к дочери, не препятствует ей, не запирает на ключ.

Бабка у Ромы, конечно, получилась отвратная, какая-то гротескная вредительница. Я заранее относилась к финалу со скепсисом, но тут, в принципе, поняла, почему Ромка поступил так. Не драться же с бабушкой. Мог, конечно, перехитрить её, но парень не из таких, не умеет терпеть.

Очень понравилась учительница литературы. Пожалуй, для меня это лучший образ в фильме. Старая дева с кошкой - казалось бы, классика. Этот образ подвергается осмеянию, старых дев считают извергами в юбке. И на волне этого стереотипа я, признаться, ожидала увидеть в её лице врага, доносчика. Но она оказалась совершенно другой, куда более сложной и интересной. И как здорово она раскрылась в отношениях с врачом, который пытался её сломать, переделать 'под себя'. Но она проявила достоинство. И этот вертун, этот циничный человек никак не мог её забыть, возвращался к ней снова и снова. И ещё вернётся, я думаю. Она не озлобилась оттого, что её жизнь сложилась неудачно, - напротив, отстаивала право подростков на чувства. Просто молодец.

Понравился мне и Роман. Хороший, порядочный мальчишка. Не злобный, не мстительный. Конечно, его мгновенное и абсолютно бесповоротное увлечение выглядит как-то чудно... но в жизни бывает всякое. Бывает, что детям выпадает совсем не детская ноша, и они несут её с честью. Подобная любовь - как раз такая ноша. Я ценю, что фильм каким-то неуловимым образом сумел передать исключительность чувства Кати и Ромы, чувство как дар небес.

Кто мне не понравился, так это, как ни парадоксально, Катя. Я отдаю должное игре актрисы, которая, будучи взрослой замужней женщиной, сыграла влюблённую школьницу. Сыграла убедительно, возраст и жизненный опыт никак не сказывались на качестве роли. Но сам образ мне кажется неоднозначным. Внешне трогательная, смешливая, наивная, абсолютно светлая, она минутами проявляет взбалмошность, говорит странные вещи. То шепчет, что могла бы выдержать всё, то страдает, несколько неравноценно, от необходимости расстаться с любимым на месяц. Потом, чтобы не разлучаться, она вдруг предлагает Роме умереть вместе. Хорошо, что он обращает это в шутку, потому что впечатление иначе осталось бы неприятное. Катя упрекает Рому за чувство долга, за гиперответственность перед матерью, бабушкой. Если бы парень не был так ослеплён и снисходителен, это могло бы вылиться и в ссору. Вдали от Ромы Катя теряет интерес к чему бы то ни было. Она думает только о нём, не спит, плохо учится. Её любовь, как мне показалось, приняла слегка маниакальный характер - несмотря на то, что инициатором общения выступил именно Роман, первым начав демонстрировать сильный интерес. Также меня разочаровало, когда Катя нелестно и безжалостно отозвалась об учительнице в письме к Ромке, выдав что-то типа 'глаза тоскливые, как у больной собаки'. Причём написано это было с оттенком превосходства, с позиции 'нам дано, а ей нет'. В общем, не так уж проста Катя.

Тем не менее, я рада, что составила обо всём этом мнение. А ещё, конечно же, здесь присутствует чудесная 'Последняя поэма', лейтмотив которой, на мой взгляд, внёс немалый вклад в странное очарование этой истории.

09 октября 2022 | 13:50
  • тип рецензии:

В который раз я убеждаюсь, что Советский Кинематограф- это настолько сильно, что не передать словами, что не картина, то настоящее произведение искусства, конечно были промахи, но просмотрев этот фильм я в очередной раз убедился, что это настоящее искусство с сильной драматургией.

Картина Ильи Фрэза начинает радовать с первого кадра, музыка цепляет душу. Герои очень простые и душевные, немало интересных второстепенных персонажей, конечно за такой короткий период сложно всех раскрыть. Главная тема конечно любовь подростков. Рома и Катя- это подростки которых есть за что уважать, они достойные, они любят так искренне и по-настоящему, что за них хочется переживать, ты влюбляешься в их образы с первого кадра, любят так, что взрослые должны учиться, поскольку они взрослее многих взрослых. У них настоящие чувства. Никаких ссор, никаких обид. Искренность и любовь в каждом кадре.

Развязка конечно шокирует, очень больно и трагично. Было ожидаемо, что будет больно, но чтобы так... конечно получилась драматургия высшего уровня. Под диким впечатлением.

Татьяна Аксюта, Катя получилась очень искренняя, надёжная, невинная и очень влюблённая. Этот образ покоряет с первого кадра, чувствуется в ней настоящее, она одна из немногих которая любить сердцем и показывает это как есть, игра потрясает. Мимика, слова, эмоции. Совместные кадра с Ромой были чудесными. Но и конец конечно на разрыв.

Никита Михайловский, к сожалению у этого актёра была очень короткая жизнь. Роль Романа- это роль сильного и уверенного в себе подростка, в нём виден настоящий русский мужик без преукрас, он не говорит, он делает. В нем чувствуется опора и поддержка. В нём чувствуется сильный духом человек, его любовь к Кате видна невооруженным глазом. Это действительно очень сильный образ который я видел.

Елена Соловей, в роли учительницы очень понравилась. Такая вот с одной стороны очень несчастная и убитая, но что касается отношения к своим ученикам она бесподобна, очень понравилось как она билась за детей, несмотря на то что в её жизни всё достаточно плохо.

Мне действительно до этого фильма и не снилось, что в Советском кинематографе так могут показать подростков с их очень глубокими чувствами. Это было великолепно.

Вам и не снилось- это очень сильный Советский фильм, который показывает, что такое любовь, и какими красивыми могут быть чувства двух влюблённых друг в друга людей, конечно фильм трагичный и местами несправедливый, но может быть поэтому он так цепляет, что так отвык от душевного, простого и настоящего, а тут его очень много. Ничего лишнего, только чувства, искренность и настоящая любовь о которой можно только мечтать. Просто Браво.

10 из 10

19 сентября 2022 | 20:19
  • тип рецензии:

Полноценная любовь со школьной скамьи – случай редкий, но не невозможный. Большим открытием для меня стало, что даже в советском кинематографе эту тему поднимали и раскрывали удачно. Если посмотреть на положительные отзывы, то можно увидеть среди них и те, авторы которых родились после исчезновения Советского Союза. Далеко за примером ходить не нужно – я и есть такой автор.

Мне действительно не могло и присниться, что советский фильм окажется настолько динамичным. Быстрое развитие событий воспринимается настолько непривычным, что поначалу даже немного теряешься в трёх сюжетных линиях. Но постепенно просмотр втягивает, и история чистой, искренней любви стршеклассников Романа и Кати окатывает зрителей сопереживаниями до самого финала. Большое значение в таком фильме имеет фон, на котором разворачиваются события. Почти до слёз грустно сопоставлять показанный в фильме хорошо воспитанный, интеллигентный школьный коллектив и тот, в котором пришлось учиться мне. Директор, учительница по литературе и семья Кати тоже образцовые, но куда же в любовной истории без трагедии?

К сожалению, и в реальности бывают такие родители и опекуны, которые сами всё решают за детей даже когда они достигают возраста формирования личности. У кого-то это чуть раньше, у кого-то чуть позже, но говорить 15-летним юношам и девушкам «вы ещё до чего-то не доросли» – уже преступление. Искренне жаль, что Роману так не повезло с семьёй. Отчасти, но не повезло. Поскольку тема больная, поскольку даже повзрослевших зрителей такие события способны пробить на слёзы, финал изменён на позитивный. Спасибо за это, господин режиссёр!

Остаётся лишь похвалить превосходно сыгравших актёров, из которых особо выделяю Татьяну Аксюту. Это чуть ли не единственный случай, когда именно в советском фильме я нашёл образ, близкий моему женскому идеалу! Взгляд, голос, поведение – всем этим меня очаровала Катя. Никита Михайловский воплотил образ хорошего школьного парня, воспитанного и культурного. За добрую учительницу литературы благодарю Елену Соловей, а Ирину Мирошниченко – за проницательную маму. Хочется верить, что сейчас таких родителей, которые могут утешить и всегда утешают детей, когда они в этом сильно нуждаются, значительно больше, чем глупых и эгоистичных.

Рекомендую посмотреть и подросткам, и их родителям.

10 из 10

06 октября 2021 | 13:28
  • тип рецензии:

Я бы охарактеризовала фильм так - проблема отцов и детей в отношении любви. Очень простой и ясный, как две копейки, лейтмотив фильма. Не любовь двух девятиклассников Кати и Ромы, их любовь лишь отправная точка конфликта. А именно разное отношение и взгляд на любовь и жизнь трёх разных поколений того времени.

Старший - в виде бабушки Ромы, мамы учительницы Татьяны и директрисы школы. Женщины, которым в 80-ом году было порядка 60-70 лет. Люди, пережившие войну. Для них странно видеть горе в глазах детей из-за школьной влюблённости.. оно и понятно, горе для них было гораздо более серьёзных масштабов. Они пережили такой страх и ужас, что своим детям и внукам они уж точно хотят обеспечить надёжное будущее! От сюда и безмерный контроль. Ранняя влюблённость приводила к ранней беременности, загубленному будущему и искалеченным судьбам. Поэтому бабуля бросается на Рому словно на амбразуру перед Катей. Ведь для неё эта влюблённость приравнивается к зарубежному будущему ее внука. Любовь в их представлении - проблема, ненужная выдумка.

Зрелое, среднее поколение - родители, папы и мамы в фильме, люди, которым в тот момент было порядка 40 лет. Причём, родители Кати и родители Ромы координатным образом отличаются. Здесь уже поколение послевоенных детей. Родители Ромы представляют из себя самую что ни есть консервативную пару, всю жизнь вместе.. от совместной жизни и брака не в восторге, но вместе, потому что «так надо» и вообще жизнь обязывает. Любви между ними уже давно нет (или может и не было никогда), поэтому то мама Ромы так сильно приревновала отца семейства к матери Кати, школьной любви. Так сильно ее задел этот отголосок настоящих чувств! Но это цветочки по сравнению с тем, как сильно ранила ее история Кати и Ромы. Наивна и трепетная влюблённость, ещё и Катя дочь ненавистной первой любви мужа. Такого она скорее всего не испытывала никогда, вот ей и захотелось посильнее насолить парочке.

Родители Кати же представители новой волны, уже люди с более современными взглядами на жизнь. «Как у вас в квартире все модерново!» восклицает Рома, когда заходит к ним в квартиру.

Мама Кати уже успела развестись и у неё новый мужчина. Они счастливы и она спокойно объясняет дочке, что была влюблена несколько раз в жизни. Развод уже не кажется, чем-то стыдным и ужасным.

Самый интересный же персонаж из этого поколения - Татьяна, учительница Ромы и Кати. Татьяна в сложных и мучительных отношениях. И в постоянном и сложном выборе между материнским «ну ты роди хоть от первого встречного» и своим «я и сама могу со всем справится». Она словно на перепутье между тем, как надо и как хочет она сама. Однако в отличие от молодого, нового поколения она не считает, что любовь в жизни важна. Мать, ученики, ее работа привносят ей смысл с точки зрения долга. Любовь - на втором плане. Важнее поступать «как надо» и долг перед обществом.

Ну и наконец молодое поколение. Им по 16-17 лет, они полны надежд, они образованы и умны и представлены в образе Кати и Ромы. Это поколение не хочет мирится с контролем и с тем, что нужно поступать только из чувства долга в отличие от прошлого поколения. Рома и Катя - страстно влюблённые подростки. И как объясняет фильм, их родители когда-то в школе были такими же. Единственное отличие в том, что они уже не идут на поводу у запретов на любовь и чувства в таком возрасте в отличие от своих родителей. Да и родители в большие своём более благосклонны, так как воспоминают себя в их возрасте.

И интересная получается картина. Ведь с высоты лет можно посмотреть, к чему привела эта открытость новому. Да, люди научились наконец-то быть вместе из чувства любви, скорее даже влюблённости! А не потому что «так надо» и тот или иной человек «подходящая пара». Но дальше? Дальше дело зашло в тупик.

Тебе 18, ты встретил девушку своей мечты, вы влюблены и теперь никто не стоит у вас на пути. Вы женитесь и в скором времени рожаете детей. Год за годом и кажется, что идея «одного и единственного на всю жизнь» не выдерживает натиска быта и жизни.

Это поколение романтизировало брак и любовь. Идея об «одной единственной и настоящей любви» передалась нам. Поколению 90-х.

10 мая 2021 | 02:05
  • тип рецензии:

Пересмотреть в очередной раз «Вам и не снилось…» и даже прочитать одноимённую повесть-первоисточник Галины Щербаковой я решил потому, что случайно обнаружил одну ужасную новость: киностудия имени Горького планирует снять новый фильм «Вам и не снилось…» [1].

Даже не знаю, чем означенная новость меня более ужаснула? Тем, что в новом фильме не будет музыки Алексея Рыбникова, но будет «актуальный саундтрек»? Или тем, что, скорее всего, опять интереснее и полезнее для здоровья окажется просмотр обзора Бэдкомедиана, а не собственно грядущего киношедевра?

Впервые фильм Ильи Фрэза я посмотрел ещё тогда, когда мне было 13-ть, в советском кинотеатре. Повесть Галины Щербаковой я ранее не читал, потому на сей раз решил начать с неё, тем более, что в новости сказано: сюжет будущего фильма «в целом будет ближе к литературному источнику». Честно говоря, читая повесть и пересматривая затем фильм, я не заметил каких-то серьёзных отклонений фильма от повести. Да, Татьяна Николаевна (Елена Соловей) ведёт свои диалоги с живой мамой (Руфина Нифонтова), а не с умершей. Да, конечно, в нормальном советском фильме про школьников нет прямого указания на близость между героями, а что, это прямо вот такая наиважнейшая деталь? Да, в фильме есть невероятно трогательная сцена в кафе, которой нет в повести. Да, финал – как в фильме, так и в книге – оставляет некоторые варианты, хотя, конечно, на экране всё выглядит более обнадёживающе, но не настолько, чтобы прямо-таки считать отклонением.

Но, и это главное: и в фильме, и в книге все мужчины – жалки, все женщины – чудовищны, все дети – прискорбно неинтересны. Да, Никита Михайловский (Роман) в очередной раз достоверно и искренне играет хорошего сына и отличного парня, да Елена Соловей превосходно ведёт свою традиционную линию «Господа, вы звери», а Ирина Мирошниченко (Людмила Сергеевна) условно успешно изображает красивую женщину. Но дети – неинтересны, кроме Романа, я уж не знаю, как это удалось Никите Михайловскому. Но женщины – каждая в отдельности – чудовища. Даже Татьяне Пельтцер не удалось хоть немного очеловечить ужасную бабушку Романа из книги Галины Щербаковой. Но мужчины – жалки. Володю (Евгений Герасимов) в фильме можно заменить манекеном. Папа Романа (Альберт Филозов) в фильме, таки, не настолько убийственно жалок, как в книге, но именно жалок. Учитель физкультуры – это точно был не Скуби-Ду? Я даже не стал выяснять, кто его играл, учителя этого. Все мои замечания – не к актёрам, не к фильму, актёры-то свои роли сыграли прекрасно. И физрук. И даже надувные крокодилы. Просто они такие жалкие в первоисточнике. Жалок даже доктор (Леонид Филатов) – надо быть гениальным актёром, чтобы сыграть ничтожную личность с такой внешностью и в таких шикарных по тем временам джинсовых шмотках.

В итоге, я задался вопросом: а что такого нам и не снилось? Что в школе можно встретить свою единственную любовь на всю жизнь? Что бушевание гормо… в смысле чувств может оказаться погибельным, как одно небезызвестное сидение? Что люди мало изменились не только со времён Вильяма нашего Шекспира, но и с тех дней, когда дружно копали ловчие ямы для мамонтов? Что чувства детей не менее значимы, чем чувства взрослых? Что просто так, то есть безвозвратно, давать деньги современному российскому кинематографу с актуальными саундтреками ни в коем случае нельзя? Ох, вырвалось, простите…

Честно говоря, я не нашёл ответа на свой вопрос – что же нам, собственно, и не снилось? Мне дорог тот старый фильм с музыкой Алексея Рыбникова, с невероятно почитаемым мною Никитой Михайловским и невероятно любимой мною Еленой Соловей. Но, увы, весьма непраздным представляется мне ещё один вопрос: а если бы не музыка Рыбникова, о, если бы не эта удивительная музыка гениального Рыбникова, превращающая в высочайшую молитву строки Тагора, если бы не эта тема «Роман и Катя» или «Катя и Роман» – неважно. Так вот, если бы не эта самая музыка – пересматривал бы я фильм снова и снова? Наверное. Из-за сцены в кафе.

13 февраля 2021 | 02:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: