Что вы видите снаружи? А если присмотреться? Это история о внутреннем и внешнем. Мы видим в кадре атмосферную 'бытовуху'весьма своеобразного заведения, хозяйкой которого является немолодая, но крайне привлекательная 'настоятельница' мама люба. Справедливая и чуткая, она относится к миру так, как если бы она действительно была бы матушкой в благопристойном доме бога, а не в одесском борделе. Сопереживая людям и даже насекомым, она близко к сердцу воспринимает происходящее вокруг, чувственно наслаждается солнцем, морем и грозой, а также компанией престарелого, сумасшедшего, да к тому же нищего романтика-философа Адама.
Фильм - чистый экзистенциализм. Жизнь течет в своем укладе, люди мыслят как их научили, проецируя печать презрения к представительнице древнейшего ремесла. И лишь зрителю раскрыты кусочки души героини мамы Любы, ее сострадательный характер, и тут ты понимаешь почему она - мама... Не особый статус ее по роду занятий, но материнское начало. А чего стоят ее искупительные визиты в деревню к матери, где она выполняет не свойственную себе физическую работу, терпя пренебрежительное отношение со стороны местного населения? Снимаю перед ней соломенную шляпу, она почти слилась с образом дочери, которую хотела видеть ее голубоглазая старушка-мать. Она, можно сказать, отрабатывала карму. Такая вот жизнь, сплошное служение, искупление за то, что пошла своим путем вопреки бытующему в обществе порицанию.
Вернувшись изможденной из паломничества по родным местам, она мирно засыпает под звуки грозы, а белая занавеска, покрывающая ее лицо, намекает нам на чистую и непорочную природу представительницы столь непристойного, казалось бы, ремесла. Голубоглазый мальчуган, угрюмо смотрящий весь фильм в камеру, наконец улыбается. Мораль сей басни - не все то черное, что таким нам думается.
Ч'тоб ви знали, мутерша Любка держит притон в районе 5-го фонтана и не любит мудовых рыданий. Обстановочка там ништяк. Среди клиентов - не кугутня какая с Пересыпи, а законные мореманы в чинах. Пипкой там работают Зинка-Гитлер и Зигота, но мутерша бикс не обижает. Сама карбач имеет, и девкам на голубцы в кастрюле хватает. Дыша духами и фонтанами, куртизанки в рабочий полдень играют в морской бой. Любка тоже себе ни в чем не отказывает. Гуляет по бульвару Фельдмана в фильдеперсовом платье. С понтом под зонтом в барбарисовой бухте пьет вино 'Перлина степу' с больным на голову Адамом Савафовичем.
Адам - шлимазл, ч'то откинулся недавно с кичмана, а все ж не последний в Одессе поц. Хоть и профукал фашистам установку 'Катюша', Адам – таки пророк, ровный талантом самому Александру Сергеевичу Пушкину, ч'то с Холодной Балки. Играть в шашки с простыми шлюхами за бутылку шмурдила он не будет. Любка через это его уважает, и все время рвется постирать его смердючие носки.
Но не все так гладко в работе женского коллектива. На улице стоит 1958 год. Иногда такой фуцен попадается, не дай Бог. Хламидники и прокуроры с Водотранспортного района морочат голову. Завистницы сравнивают с страшным вавилонским пленом. Каждый шабес крутит пуговицу и качает права. Как, например, бамбино-прокурорыш, он же говнистый мальчик и 'убийца' Аркаша. Любка не хочет фаловать Аркашу. Чикается с ним как с ребенком, а он поднимает кипеш и требует козинаков!
'Шо я за все это имею? Шматик солнца от старого дурака Адама и жменю грязи от юного фраера Аркаши? А оно мне надо, спрашивается вопрос?' - на Очаковском автобусе Любка решает ехать до мамы, в Карманiвку, рiдне село. Тут начинается и самый цимес фильма Александра Гордона, злого гения 'Закрытого Показа', закатавшего в асфальт половину русского арт-хауса.
…Многие рецензенты 'Огней притона', отмечая экранную живопись и неповторимость воссозданного в картине мира, жаловались на, что то, что все сюжетные линии оборваны, а смысл утонул в где-то в Черном Море. 'О чем этот фильм?' 'Для кого он снят?' – твердили они, выходя из 6-го зала кинотеатра 'Октябрь'. Некоторые трактовали ленту как реабилитацию самой древней профессии. Пожалуй, я соглашусь с обвинениями в недосказанности, половинчатости, однако, фильм – вовсе не о гетерах и даже не о тяжелой судьбе женщины. В течение всего сеанса меня терзали смутные догадки. И вскоре они подтвердились.
Так вот, слушайте сюда и не делайте беременную голову.
Если взять и прочитать повесть Гарри Гордона 'Огни Притона', на основе которого был снят фильм, то можно увидеть, куда шли сюжетные линии и в чем заключался замысел. Первоначальная идея картины проста как дуля и легко укладывается в формулу: 'История духовного одичания мира' (Раньше вода была мокрее, а девки – сисястее). Центральным смысловым моментом повести и эмоциональным аттракционом фильма являются пророчества Адама Сафавовича, а отнюдь не злоключения Любы. Адам, армейский капитан и бывший узник Карлага, сидит на пляже и рассказывает о грядущем так, что ему могла бы позавидовать сама Кассандра.
Под разоблачительный пресс Адама последовательно попадают: эпоха Хрущева, Брежнева, Ельцина и, самое главное, вырезанное из сюжета время Путина. В устах Адама история изображается как спуск в преисподнюю. На фоне будущих поколений даже блудницы и сумасшедшие 1958 года выглядят как страдальцы, исполненные человеческого величия. Характерно, что и время, предшествующее 1958-му году, а именно, 20-е годы, уже в устах второстепенных персонажей, выглядит как Золотой Век:
'Вино уже никто по-настоящему делать не может, а главное, не хочет, кому это надо, сойдет и так, алкоголик схавает. Рыбу уже никто не ловит, потому что не может: поставят ставники и ждут – чи катран попадет, чи скат. А если белужку поймают – несут начальству.
Боягузы, дистрофики душевные. Кто теперь ловит кефаль на рогожку… Должно, и не упомнят, что это такое, с чем едят. Рыбы нет, а людей еще больше – нет. С кем пойдешь в море, с Федькой Проданом? Вот именно. Только и может, что на ближней банке бычка дергать. Через неделю-другую скумбрия пойдет, баламут по-нашему, а у него мотор разобранный, вон валяется. А паруса Федька не знает, где ему…'
Похоже, что кинолента задумывалась как плач о потерянном рае. Все буйство образов: Любка, фраера, хазы, купальни - это небо в алмазах, о котором тоскует прокурор Заславский (Богдан Ступка). 'Огни притона' должны были воссоздать величие этого рая. Но не вышло. Фильм был лоботомирован. Уж не знаю, кто в этом виновен. Может у Александра Гордона не хватило таланта. Может он хотел убрать однозначность месседжа и напустить туману. А, может, вмешалась, не дай Бог, цензура. В результате, мы имеем то, что имеем. Недоварил Александр своих козинаков, не довел до нужного градуса. В результате блюдо получилось сырое, недоделанное.
Нельзя не отметить изумительное благочестие и возросшее мастерство режиссера. В картине о борделе нет ни гениталий, ни постельных сцен. В сравнении с 'Пастухом своих коров' Александр Гарриевич вырос. Теперь уже он не 'последний поц' в кино, а 'законный режиссер'. Отдельное спасибо – молодой актрисе Екатерине Шпица, блистательно сыгравшей Зинку-Гитлера. Что касается, исполнительницы главной роли - Оксаны Фандеры, то мне кажется, что ей не хватило женского обаяния.
Последнее пророчество Адама:
'А главой государства станет маленький троечник, потому что он знает приемы самбо. Носители языка, журналисты и писатели, будут по лености и равнодушию нести такое, что Тургенев с Буниным перевернутся в гробу, не говоря уже о Гоголе. Кстати, писателей и художников станет как грязи. Они будут булькать и шипеть по всей поверхности, как карбид в луже. Еврейские мальчики будут владеть футбольными командами – не самим же играть.
Вы хотите купить киевское 'Динамо', Аркаша? Пожалуйста. А западногерманскую 'Баварию'? – Ради Бога.
Только вы, Аркадий, как раз и не купите, потому что будете старый и бедный'.
Очередное утро в одесском бардаке. Хозяйка квартиры, в которой каждый честный или не очень честный советский труженик мог получить женское тепло и ласку, смотрит в окно на родной город, и видит его иначе, чем привыкла за долгие годы своего ремесла. Высокая миловидная особа, нареченная своими подопечными девчонками мамой Любой, не из тех, что будут долго плакаться в жилетку или изводить окружающих стенаниями о бесцельно растраченной молодости, но амплуа некрасовской женщины – совсем не то, к чему она стремится и о чем мечтает. За пределами притона у нее не так много мест, где душа обретает хотя бы кратковременное умиротворение, но шумящее побережье Черного моря, где частенько обитает пожилой философ-алкоголик, позволяет Любе забыть о приставке «мама». Загорая под ярким солнцем, она всегда может вспомнить радостные минуты своего нестандартного быта, мужчин, что захаживают в бардак и вызывают веер разнообразных чувств, или просто предаться мечтам, в которых гораздо больше смысла, чем могла бы предположить даже она сама.
Одесса один из тех городов, мифов о которых так много, что за правдой порой приходится нырять в самые отдаленные уголки. В экранизации отцовского произведения Александр Гордон меньше всего ориентировался на поэтическое воспевание Пушкина, что легко объяснимо, все-таки времена порто-франко давно позади, и в «Огнях притона» ничего «Европой ни дышит, ни веет», но любопытным образом сама Одесса от этого менее прекрасной не становится. Гордон перенес на экран оптимистичный период жизни советских граждан, хрущевскую оттепель, и царящее в картине многообразие ярких красок изумительно гармонирует с внешностью главной героини, при созерцании которой в последнюю очередь вспоминается ее древнейшая профессия. Уж скорее очаровательная Оксана Фандера отсылает зрительское сознание к «Малене» Джузеппе Торнаторе, даром что мама Люба в куда меньшей степени заложница своего положения, чем героиня Моники Беллуччи. Но каким сильным не было сходство между двумя женщинами, а их судьбы – цепь невеселых событий, усиленных непреходящим общественным презрением. У мамы Любы много терпения и достоинства, но когда и тому и другому наступает предел, она отправляется на родное побережье, где словно сходятся линии жизни людей, по разным причинам ощущающих себя гостями в одесской обители.
Ремесло проститутки оставляет обладательнице не так много вариантов планирования будущего, и это тот редкий случай, когда женщина боится прислушаться к голосу своего сердца. Проще всего было бы вообразить героиню Фандеры аналогом циничной мадам Анаис из «Дневной красавицы» Бунюэля. Криминальная слава Одессы, в свою очередь, подбрасывает весомую долю скепсиса в адрес мамы Любы, ведь нельзя же, в самом деле, считать владелицу притона положительным персонажем. Но в фильме Гордона наряду с какой-то не советской красочностью действуют свои толкования, и сильный характер женщины – лучший ответ всем злопыхателям и ненавистникам. Фандера изобразила свою героиню очень разной, ловко приспосабливающейся к текущей обстановке. С влюбленным в нее мальчишкой Люба охотно играет роль ласковой мамочки, с пожилым юродивым она сама скорее девчонка и не считает зазорным вслушиваться в его полубредовые пророчества. Гордон не стал демонстрировать прошлую жизнь посредством флэшбэков, а решил поддерживать вокруг Любы мягкий ореол загадочности, и справедливость этого режиссерского хода подтверждается по мере того как владелица борделя решается на неожиданный поступок, который можно считать как актом отчаяния, так и трезво обдуманным шагом.
Годами устоялось, что повернуть назад и построить свою жизнь как-то иначе никогда не поздно, главное лишь как следует захотеть и иметь крупицу удачи за пазухой. Режиссер последовательно разрушает собственный же миф, будто его фильм о бардаке. Огни горят, это правда, но вовсе не над притоном, где почти нет места надеждам на более крепкое в моральном отношении будущее. Огни горят над женской волей, над наивными мечтами, над добротой, способной растопить оскорбленное сердце матери. Над героиней Оксаны Фандеры небо в алмазах, и в глубине души она это хорошо сознает, но вовсе не считает такую жизнь проклятием. Люба руководствуется уверенностью, что хоть и прошла немалый путь и приобрела бесценную мудрость, но по-настоящему она еще и не жила, потому как нет рядом с ней плеча, на которое ей бы хотелось положить голову. Пока жизнь продолжается, этот поиск не будет окончен.
Гордон не зря иронично заметил как-то, что у него «абсолютно женские мозги». Будь иначе, мужской контингент его фильма имел бы большую значимость, чем сугубо контурные персонажи, наделенные лишь по паре эмоций каждый. Удивительное дело: известный телевизионный деятель, за которым закрепилось устойчивое амплуа едкого циника, нашел верный ключик к загадочной женской душе. Режиссеру не отказало его видение, и Оксана Фандера отыграла едва ли не лучшую роль в своей карьере. Статная, интеллигентная дама убедительно доказала способность падшей женщины чувствовать, мечтать и стремиться к чему-то большему, чем выручка за обслуживание клиентов. Мама Люба достаточно испила горечи, ей хочется простого женского счастья, что тут нелепого? Сердечная женщина это заслужила, только даже самые светлые желания и их воплощения - по-прежнему «две большие разницы», как говорят в Одессе.
Есть город который я вижу во сне
О если б вы знали как дорог
У Чёрного моря явившийся мне
В цветущих акациях город... Семен Кирсанов
Неважно, бывали ли вы в Одессе и любите ли вы этот город - вы все равно слишком мало знаете о нем. Может быть, вы ловили бычков с волнореза, покупали брынзу на Привозе или обшаривали катакомбы, а возможно — прочитали Бабеля и посмотрели «Ликвидацию» - в любом случае вам что-то показалось за Одессу, ведь она у каждого своя. Александр Гордон в картине «Огни притона» не ставит себе цели воссоздать реальность конца 50-х: он оживляет память, подернутую дымкой ностальгии, запечатлевая на пленке город-воспоминание своего отца - одессита Гарри Гордона. В его лирическом, курьезном, залитом солнцем пространстве он рассказывает историю про Любовь.
Название фильма и даже его краткий синопсис — это абсолютная обманка для наивных: главная героиня — бывшая проститутка Люба содержит «притон» с двумя «девочками» в своей маленькой квартире на Польском спуске, и в первом кадре даже показывают голую грудь Катерины Шпицы: на этом намек на «клубничку» заканчивается, лишь обозначив место и время действия. Здесь нет эротических сцен и рефлексирующей сексуальности, нет и изучения проституции под микроскопом как мрачного социального явления. Никаких соней мармеладовых, загнивающих в «Яме» вы не встретите; мироощущению жителей солнечной Одессы не свойственен трагизм: южный жизнелюбивый темперамент, озорная острота языка, коммерческая деловитость и умение получать удовольствие от простых жизненных радостей роднят женских персонажей Гордона с кинематографическими итальянскими «жрицами любви» - Кабирией Феллини и Филуменой Мортурано Де Сика.
В этом интимном фильме-размышлении перед нашими глазами без пафоса и надрыва, в бытовой простоте раскрывается личность его героини. Мама Люба, как называют ее подопечные, давно завязала с профессией и в каком-то смысле продвинулась по карьерной лестнице, открыв свое дело на этой же самой ниве по ее словам «культурного фронта», дабы «заработать пару копеек на старость». Она сохранила красоту и свежую грацию несмотря на все что ей, по всей вероятности, пришлось пережить. Возможно этому способствует ее страсть к купанию в черноморских волнах и солнечным ваннам — но не лишь ради поддержания формы посещает Люба уединенный пляж у желтых камней: здесь ждет ее постоянный собеседник Адам, человек странный и одинокий, приморский сумасшедший с изломанной войной и лагерем судьбой, алкоголик и пророк с даром провидца. В разговорах с ним Люба отдыхает душой от своей утомительной житейской повседневности, доверчиво или снисходительно внимая его рассказам - то ли сказкам, то ли предсказаниям о том, что будет в мире лет эдак через тридцать. Но не это тянет ее к Адаму: она женщина простая, практичная, абсолютно земная, и видя его беззащитность и неприкаянность, в своей симпатии она стремится позаботиться о нем: «А что вы кушаете? Кто вам стирает?» Симпатия, жалость и желание спасти — это готовый стол, накрытый для Любви, которая усмиряет кошмары воспоминаний, утишает и утешает. Здесь не говорят о чувствах — а признаются в них стиркой мужских носков в море — и это стократно интимнее и искреннее, чем любые слова.
Обделенная любовью в жизни женщина с говорящим именем сохраняет доброту, терпимость и сочувствие в сердце ко всему живому. Она не ожесточилась от прожитых ей муторных лет, о которых можно только догадываться, - и она по-своему честна и сердечна с «девочками» и хочет, чтобы они жили «как белые люди», не хлебая того лиха, которое пришлось на ее долю. Она не плюет в душу влюбленному в нее юному скрипачу — а по-матерински заботливо и заинтересованно гуляет с ним по городу, через призму своего житейского своего опыта понимает и характеризует картины в галерее. Любовь - единственная из всех окружающих ее селян не относится к природе и людям потребительски — а спасает, исправляет, помогает, хоть не всегда ее поступки бывают поняты, и эта непонятость окружающими и внутренняя чистота роднит ее с Адамом.
Фильм Гордона идейно и сценарно разделен на две части: первая посвящена жизни Любы в Одессе, а вторая тонким мостиком надежды и возможности изменить свою жизнь ведет ее в родной поселок, где живет ее мать. Отношения с матерью — это ее давняя боль, ведь одинокая пожилая деревенская женщина непримирима в своем осуждении блудной дочери. Все просходящее в поселке не дает героине шанса на новую счастливую жизнь, попутно характеризуя недобрых сельских жителей как грубых, жестоких и алчных потребителей всего что движется и растет, не понявших и не принявших даже сам факт ее появления. Но примирение с матерью, ее прощение и ее прощание — это облегчение тяжелой ноши Любы, и попытка начала становится подготовкой к концу. Диалектический тандем Любы и ее матери в чем-то тождественен диалогу Гордона-режиссера-сына с Гордоном-отцом-автором рассказа «Огни притона». Маленький мальчик открытыми голубыми глазами смотрит на мимо проходящих жителей старого одесского дворика, трет абрикосовой косточкой о камешек, рассматривает ноги наклонившейся у колонки женщины, сидит на развилке ствола дерева, не откликаясь на зов матери. Эти сценки - кропотливое визуальное воплощение почти всех стихотворений Гарри Гордона о его одесском детстве: режиссер словно меняется местами со своим отцом, заново создавая его таким, каким он был много десятилетий назад и воскрешая на экране его воспоминания.
Уже ставшие взрослыми блудные дети ищут путь домой и дорогу к счастью. Размышления режиссера о путях человеческих здесь не испорчены дешевыми анекдотами и пошлыми пародиями на одесский говор и одесский юмор. Они богаты тонкими и умными жанровыми сценками, поверены колоритными двориками, полупотемкинской лестницей и старыми трамваями. Это лирическая, светлая и умиротворяющая история о Любви, солнечный фильм о человеческой судьбе и о примирении с вечно бушующим и штормящим миром.
Очень люблю картины про свой родной город - Одессу, заинтересовал и этот фильм.
Кино, я бы сказала, на любителя. Не для каждого. Хочется отметить блестящую игру актрисы. В этой картине Оксана Фандера превзошла себя - грациозная, красивая, сильная и в то же время, такая слабая. Картина наполнена летом - яркое солнце, любимое море, спелые арбузы, чувствуется тепло и атмосфера родного города. Отлично проработаны образы - прически, декорации, одежда, макияж актеров. Особенно нравятся старые одесские дворики, коммуналки, шумные соседи.. Режиссеру удалось предать всю их прелесть в нескольких сценах.
Правда, одесский говор проработан плохо, но это не так страшно. Все остальное сыграно и передано великолепно.
Картина переносит зрителя в далекое послевоенное время. Довольно интересно слышать рассуждения и наблюдать за повадками людей прошлого столетия.
Актерский состав подобран профессионально: игра живая, практические полностью отсутствует броская наигранность. Присутствует определения доля уместного юмора и нотки драматизма. Освещены извечные проблемы - непонимание и любовь.
Если вы решите посмотреть этот чудесный фильм, то не пожалеете о своем решении ни на минуту.
«Огни притона» - российская драма 2011 года режиссера Александра Гордона. Фильм получился намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Мне это кино понравилось, и оно несомненно имеет свою кинематографическую ценность в нашем кинематографе. Драма снята достойно и качественно, и это при просмотре чувствуется и радует глаз. Кино это и иронично, и драматично. В нем много чего намешено, но оно сильное и настоящее, поэтому я эту картину люблю.
Мы видим Одессу в 1958 году. Главная героиня мама Люба содержит небольшой бордель из двух проституток. Они живут гладко и дружно. Спокойствие мамы Любы нарушается тогда, когда она влюбляется в одного загадочного старика, который каждый день сидит у моря. Мы видим нелегкую судьбу Одесской блудницы, ее иллюзорные грезы и финал без «хэппи энда»…
Вообще, Оксана Фандера сильная и глубокая актриса, и я ее давно заметил. Она играет чисто и воодушевленно, и ей веришь. Мама Люба далеко непростой и незаурядный персонаж со своими пороками, тайнами и болью. Фандера шикарно играет проститутку в возрасте, и ее игра в этой картине заслуживает самого пристального внимания. Некоторые сцены с ней в этой картине были очень неожиданными, смешными, некоторые невероятно драматичными и пугающими. Во второстепенной роли было приятно увидеть Евгения Цыганова. Он тоже отличный актер со своим врожденным обаянием и актерским талантом. Звезда советского фильма на все времена «Вечный Зов» Ада Роговцева нравится мне с детства с ее роли Анны. Она прекрасная актриса, и в этой драме в роли мамы главной героини было приятно и неожиданно ее увидеть. «Огни притона» - одна из грустных историй о жизни и судьбе проститутки, но данная история получилась не банальной, в ней чувствуется какая-то интеллигенция, обаяние, чувственность и свобода.
Никогда не замечали, что лица некоторых людей излучают свет? над головой тарелочки нет, но идёт какое-то сияние, и ещё что-то у них с глазами… Есть и в этом кино - три красивых, не совсем обычных лица. И есть такие слова:
… будущее давно уже накрыто, как праздничный стол, надо только приподняться на цыпочки, чтоб разглядеть этикетки
… если бы роман был без слов, я бы его с удовольствием прочёл… правда живопись я тоже не смотрю, она всасывается в меня помимо моей воли, как вода в песок, если я час простою у картины, от неё останется только чистый холст, вернее грязный
… и я знаю такое, чего не знает никто, даже я … вот Менделеев, предположил ещё не открытые элементы и указал их место в своей таблице… я тоже знаю удельный вес и валентность таких элементов души, как например, Тщеславий, Обидий, Милосердий, Христарадий, некоторые из них, кошмар, тяжелей урана
Или такие ещё, пусть не свои, Пушкина слова, но взятые то из вашей души:
… нехай у гробового входа гуляет молодая жизнь… красиво, да?
И вообще, всё это напоминает картинки импрессионистов, одесских… много живого цвета, настроения наполнения светом, красотой испытываемой, и не совсем может достоверной, но растворённой, больше возможно являя отражение жизни внутренней, духовной - такое вот осталось впечатление…
и нельзя кажется не увидеть такие вот светлые лица в необыкновенно красиво ясном слиянии берега моря высоких его мыслей притягательным чувством слова открытых окон тронутых до потери приличия души откуда льется теперь колыхающий художником ветер и падает раняемый им золотистый свет.
И третий персонаж, который ничего не говорит, он ещё мал, и его нет даже в повести автора, его появление надо полагать простая житейская находка.
Фильм эстетически приятен и невероятно красив. Начиная от живописных пейзажей и заканчивая мельчайшими деталями. Замечательная операторская работа, меня привлек этот глянец, который в привычной жизни мне неприятен. Очень тонкие диалоги с чувством юмора. Фильм не показался мне затянутым, я буквально наслаждалась им.
— Хорошо, а что будет при капитализме?
— Много чего будет, но мало чего останется.
Главная героиня. Сильная и прекрасная женщина, её сила духа, воля и красота вызывает исключительно уважение и восхищение. Примечательно, что сила характера проявляется не в злости и стервозности, как принято в последнее время в кино. Отдельно хочется отметить, что героиня очень чувствительна к чужим человеческим страданиям. Великолепная и мощная работа Оксаны Фандеры.
В целом игра актеров просто на высоте, персонажи изумительно способствуют раскрытию центрального персонажа и прекрасно продуманы. Работа Алексея Левинского просто завораживает.
Фильм о поиске себя в жизни и любви. О чистой и широкой любви всем сердцем. Однозначно эта картина достойна внимания.
Так редко видишь красивые, воздушные и смысловые картины в российском кинематографе. Если бы заранее знала, что режиссер фильма 'Огни притона' Александр Гордон, может даже, и смотреть бы не стала, настолько неприятен этот высокомерный, саркастический и циничный персонаж отечественного шоу-бизнеса, так много в нем напускного, чужого и нечеловеческого флера, которым он окутал свой шовинистический образ. Но этот фильм доказывает, что он может не только насмехаться и 'разбирать по косточкам' чужие работы, но в состоянии создать и что-то свое.
Сама картина рассказывает о жизни 'мамки' одесских проституток, эта жизнь не тяжелая и не легкая, не развратная и не строгая. Эта картина о жизни женщины Любы, невероятно красивой и очень чувствительной к человеческим страданиям и несправедливости. Саму маму Любу играет Оксана Фандера - колоритная, яркая актриса, чей образ независимой и самостоятельной женщины следует за ней из картины в картину. Замечательно то, что режиссер изобразил главную героиню не циничной и злой стервой, которая наживается на работе своих подопечных работниц, а понимающей и справедливой дамой, которая волею случая стала сначала сама зарабатывать себе на жизнь 'чем могла', а потом, разобравшись в тонкостях профессии, взяла под свое крыло девочек - Гитлера и Зиготу, которых опекала и помогала.
Весь фильм очень светлый, яркий, насыщенный великолепными морскими пейзажами и летними панорамами. Герои фильма очень настоящие, разные и искренние, в каждом из них можно увидеть человека того времени: обремененных работой сельских жителей, городского сумасшедшего, рекетиров (если было такое слово в те времена), интеллигентов, партийных служащих - со всеми с ними главная героиня сталкивает по долгу своей работы или в повседневной жизни, каждый стремится оставить след в её душе, но мало кому это под силу, потому что душа Любы незапятнанная, несмотря на такую 'марающую' профессию.
Во многих странах Европы проституция является профессией, женщины создают профсоюзы и защищают свои трудовые права, и, на мой взгляд, так и должно быть. Гордон показал реальную картину о реальной женщине, которую портит не её профессия, а мнение людей, которые её окружают.
Удивляет, почему многие не поняли, о чем этот фильм. Вполне очевидно, что 'Огни притона' - о Женщине. Нигде и ни в чем не нашедшей себе места.
Ей не много было нужно для себя: возможность хорошо выглядеть, толика человеческого общения, 'женское счастье'. Лишенная предрассудков, когда-то она выбрала притон как единственное в ее положении и не слишком тягостное 'меньшее из зол'. Люба бережно соблюдала границы общежития, жила экологично и никому не переходила дорогу, и ей все еще хотелось верить в лучшее в людях. Жизнь ее не баловала и уже не радовала. В свои за 40 она искала хоть каких-нибудь простых радостей и пристанища, и эти поиски незаметно для нее самой сопроводились лихорадочностью и отчаянием.
В итоге она оказалась невиннее и чище 16-летнего ученика консерватории, проявила не адекватную здравому смыслу самоотверженность в деле спасения пророка-алкаша, искалеченного войной и дочерью, и 'получила' сполна от поездки к матери. По сути, запоздавшее примирение с матерью - единственный положительный бонус, который она вынесла из этого судорожного leap of faith, попытки сдвинуться с места.
У нее ничего не вышло. Не повезло. И она не захотела продолжать.
Я благодарна Александру Гордону за эту тонкую, атмосферную картину и чуткий реверанс в адрес женской хрупкости. За возможность созерцать без всякого усилия от начала и до конца и ничего от себя не требовать. Недооцененная Оксана Фандера хороша, и это очень ее роль. За полновесное воплощение замысла -