К сожалению, как правило 3-ёх часовые фильмы означают не 3 часа фана и экшена, а 3 часа тягомотины, которую другой режиссёр урезал бы в 1,5 часа.
Семь самураев (1954), того же автора, были исключением и попали ко мне в коллекцию.
Ран (1985) – не стал и вот почему:
- Диалоги, в которых герои между словами делают паузы по полминуты
- Однообразный ландшафт зелёных лугов, которые нам статичной камерой показывают постоянно
- Герои, которые делают однообразные вещи такие, как брождение по этим зелёным лугам туда-сюда и вхождение-выхождение из ворот очередного замка
Однако в других областях тоже недостатки:
- За три часа фильма сражения занимают минут двадцать. Поставлены они на уровень ниже, чем в Семь самураев. Там был азарт, адреналин, переживание за бойцов и лицезрение их хитрых тактик. Здесь же бои выглядят очень театрально. Бойцы сверхкарикатурно дерутся, падают и умирают. Воин окровавлен и имеет 4 стрелы в груди? Не беда! Он ещё бегает по лестнице и докладывает ситуацию на фронте своему боссу. Половина армии вооружена однозарядными мушкетами? Не беда! Они стреляют из них без перезарядки как из полуавтоматических винтовок. В один момент эти стрелки попадают в бойца, который падает с лошади, а опять в такого же, который также падает, а потом в такого же бойца на лошади и это повторяется несколько раз. Я подумал, что у меня фильм залагал и одну и ту же сцену показывает по 10 раз. Но нет, это такая постановка боёв. Причем стрелки со своим беспорядочным полуавтоматическим огнём попадают исключительно в наездников. Ни одна лошадь за весь фильм не пострадала. Вот ведь снайперы.
Такая постановка битв — это минус, а учитывая, что Семь самураев, вышедший на 31(!) год раньше, имеет битвы гораздо адреналиновее и эпичнее, это двойной минус.
Недостатки сюжета:
- ГГ, по задумке авторов - это мудрый правитель своего царства, однако на деле это полоумный дед, который принимает такие импульсивные и эмоциональные решения направо и налево, что остаётся непонятным, как он вообще удержался на троне до седых волос.
- В каком-то Тмутараканье находится слепой отшельник, который идеально выбрит, постиран и чист. Как? Почему? Опять же будь это театральная сцена, на которой происходит спектакль «Ран» это бы выглядело менее вырвиглазно
- Любовная линия одного из брата с недоженой балансирует на грани абсурдности и кринжа, добавляя ложку дёгтя в следующий пункт:
- Сюжет превращается в самурайскую Санту-Барбару. У нас есть отец, несколько братьев и несколько замков, все они ходят к друг другу взад-вперёд, то влюбляясь, то желая убить друг друга
Недостатки азиатского колорита:
Для меня как для европейца возникают трудности с азиатскими именами, особенно, если они похожи. Также у меня возникают проблемы с азиатскими лицами, особенно, если они покрыты шлемами половину фильма.
Опять же – в Семь самураев у меня с этим проблем не было. Здесь же имена героев превратились в неразбериху наподобие: cтарший брат Suzuki и младший брат Subzero. А однотипные лица, покрытые шлемами, путали меня, какой именно брат стоит передо мной, что конкретно сейчас происходит и в чьём замке сейчас мы находимся.
Как итог:
В отличие от 'Семь самураев' не было сопереживания героям, не было крутого экшена, не было завораживающего сюжета. Не было в принципе ни одного аспекта фильма, сделанного на высоком уровне. Всё либо середнячок, либо хуже, чем 31 год назад в 'Семь самураев'.
То ли сказ о трех сыновьях и мудро-глупом отце, то ли ещё что. А может, это костюмированное шоу. Или это мудрое предостережение для правителей века сего?
Очень тяжелый фильм по современным меркам, очень вялотекуще развивается. Он больше про интриги, подковерную игру, если вдруг вам это ещё не надоело.
Но время... время, когда был снят фильм. Обычно по постановке, по качеству съемки, по даже картинке можно определить время, десятилетие. Этот фильм, судя по всему, опередил своё время на пару десятилетий.
А ещё подобные проекты хороши тем же, чем хороши советские фильмы - в них много чести. Да, люди мельчают. Раньше для мельчания нужны были тысячелетия. В средние века - столетия. Сейчас уже десятилетий... десятка лет хватает. Всё больше разочарования и культура в целом, и кино в отдельности приносит. В первую очередь духовного разочарования.
Поэтому можно отправится вспять, к истокам кино, быть может... к истокам истории будущего.
_
Чего только не снято уже о чести, безумии и вражде всех родов. Сколько империй древних и новомодных пало не под гнетом врагов, а от врагов внутренних: гордыней, страсти к власти, желания обладать всем, до чего дотянулся глаз человеческий.
Скольких забрал ад. Скольких забрала война. Сколько ещё пепси кровавой я выпью. Ммм-а-ааа!!! Ширкардос. Воюйте дальше, империи! Иначе по чему ещё такие фильмы снимать. История сама соткает нам, куёт истории кино. Шедеврально, хоть и врально.
Жаль, конечно, что род людской от обычных войн подустал. На полноценную Третью мировую в 20-ом веке даже запала не хватило, ограничились холодной, но тоже норм кино поснимали. А японцы сейчас уже вполне себе пацифисты, хотя и там армию хотят вновь создать. Но, к сожалению, люди просто устали от этого всего морально. Сейчас модно больше о мире и процветании вести беседы, а если и воевать, то с ковидом, с нехваткой чипов в мозгах. Слабаки!
Ладно. Мир так мир. А ведь у меня такая коллекция в ножнах духовных лежит, пылится. К сожалению, даже врага достойного нет. Всем в лом сражаться, если только в WoT и WoW. Слабаки!
Вот и наш главный герой подустал от сражений. Решил своё оружие в ножнах держать, да и стрелы переломить, чтоб урок дать детям. Но поздняк. Что-то в его мыслях, его мозгу уже изменилось. То ли безумие, то ли ещё что. Он всю жизнь воевал. На самом деле человека войны к миру иногда трудно приручить именно. Он всю жизнь сеял войны и раздоры в станах врагов своих - не удивительно, что пожал то, что сеял в 30, 60, 100 крат и более.
Хотя в этом мире нет ничего красивей войны. Она такая настоящая, оголяет чувства, показывает то, из чего человек сделан, что действительно живёт в нём. Все эти военные преступления, о которых модно говорить со Второй мировой - это всего лишь слепок этого мира и цена мира. Это предупреждение грядущим поколениям, как и весь наш фильм.
_
Суровый фильм. Вообще интересно смотреть на времена, когда, как кажется, поражение считалось неким поступком хуже смерти, а честью было даже умереть в бою. Сегодня понятия изменились. Отступления и гибкость на фронте и в жизни считаются нормой. Лучше извиваться змеёй в руке врага, чем на сковородке адовой - ведь при шансе можно и укусить в отместку.
И в нашем фильме много таких змей и змеёнышей. 'Давить их всех!',- кричал безумный король, запивая колой с мыльным вкусом
Наверное каждый кто является знатоком кино и киноискусства, рано или поздно сталкивался с именем Акира Куросава, вот и я несколько лет назад впервые услышал это имя из истории про создание ' Звездных Войн ' в контексте того откуда Дж. Лукас черпал своё вдохновение. И спустя несколько лет я решил узнать чем же Акира Куросава привлек именитого режиссера, и просмотрев ' Семь Самураев' я начал понимать какие же дороги открыл Акира Куросава мировому кинематографу и каким первопроходцем он был в те далекие года.
И вот я добрался до одной из жемчужин в фильмографии режиссера, своего рода исторического эпоса, шекспировской трагедии, под названием 'Ран' (Хаос, Смута), и теперь поведаю вам что же в данном фильме цепляет в первую очередь.
Часть 1. Аналогии
Следуя Шекспировской трагедии, Куросава выстраивает перед нами знакомую проблему отцов и детей, и в то же время грамотно вплетает туда линии отмщения, покаяния, сострадания в декорациях Японии, 16 го века. И следуя знаменитому 'Королю Лир' мы видим как порой из за любви жизнь может обрушится, и стареющий правитель сходит с ума, в то время когда его побуждения были дать детям всё что он имел, когда очевидная истинна была перед глазами но он не смог её увидеть.
Часть 2. Создание
Акира Куросава создавал данный фильм 10 долгих лет, и уже на закате своей жизни, практически ослепнув он доделал данное произведение, и да это именно произведение так как в каждом кадре видно с какой любовью делался данный фильм, саундтрек, идеально выверенные детали, бесподобные костюмы, огромное число массовки, и каждый кадр можно брать в рамку и вешать на стену. Да, это именно Произведение с большой буквы и огромная хвала режиссеру за то что он сотворил, сейчас в наше время трудно увидеть фильмы сделанные с такой любовью, отчего порой грустно, ведь время Акиры Куросавы было временем первопроходцев, и оно закончилось, и мы вряд ли увидим что то похожее в будущем.
Часть 3. Признание
Стоит ли говорить что после выхода данного фильма, и без того знаменитый режиссер стал одной из икон мирового кинематографа, внеся огромный вклад в киноискусство, Акира Куросава занял место наравне с Эйзенштейном, Тарковским, Кубриком.
Часть 4. Один из немногих
Советую ли я данный фильм к просмотру?
- Определенно да, ведь вы добрались уже до Акиры Куросавы, и это значит что вы уже являетесь ценителем искусства кино, и знаете имена многих великих режиссеров, и скоро ваш список пополнится ещё одним из немногих людей который повлиял на мировой кинематограф.
Снимать фильмы так, как делал это Акира Куросава - вот триумф кинематографа. Этот японский режиссер снял ни один шедевр, и его картины прекрасны. Погрузиться в творчества Куросавы, значит открыть для себя нечто невероятное, проверенное кино временем.
Трагедия Шекспира часто экранизировалась в мире кино, и вот совсем недавно выходила новая телевизионная экранизация 2018 года 'Король Лир' режиссера Ричарда Айра. Главная роль досталась Энтони Хопкинсу, а на трех дочерней очень удачно выбрали актрис. Фильм кстати неплох.
Данный роман Шекспира истинное золото, и в нем столько жизни, правды, величайшей семейной трагедии. Люблю ряд цитат из этой книги. Ну, например 'Совсем не знак бездушья молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри'. Лучше и не скажешь.
Шекспир гений, но экранизировать его произведения чрезвычайно сложно, и это дело действительно неблагодарное. Ни каждый режиссер с этим справиться. Это нельзя сказать в адрес Акиры Куросава, ведь в 1985 году он снял настоящий исторический шедевр 'Ран'.
В этом костюмированном фильме он скрестил трагедию Уильяма Шекспира 'Король Лир' и истории о загадочном и легендарном даймё Мори Мотонари. Фильм получился на ура грандиозным. Было интересно то, что вместе дочерей у главного героя, Акира в своей вольной экранизации сделал трех сыновей. История получилась альтернативной и потрясающей.
Япония, XVI век. Правитель огромных территорий уважаемый Хидетора уже стар, и он решает отдать власть и все свои владения сыновьям. Став обманутым лицемерием старших двух сыновей, отец отдает им все, а младшего лишает всех титулов. В итоге отца выгоняют родные сыновья, а между собой они за трон устраивают кровавую, масштабную войну...
Эту историю должен увидеть каждый. В ней сама жизнь, нечто философское и вечное. Я люблю то, как режиссер нам здесь ее преподнес. Сцены масштабны, ракурсы удачны, операторская работа и вовсе гениальная. Актеры играют изумительно хорошо. А какие костюмы, это и вовсе отдельный разговор.
Куросава снимает глубоко, чувствуется мощь и сила этой драмы. Самое больное всегда предательство самых близких людей, самых родных. Когда такое случается, как будто мы и жили зря, как будто все было и бессмысленно, если наши дети нас так ненавидят, и они пустые, мы им что-то не додали вовремя, не объяснили в детстве.
Мудрое и кровавое кино, вечное и жизнеутверждающее. Женский персонаж здесь тоже запомнился - олицетворение Леди Макбет, очень опасной женщины, которая руками своих любовников делает страшные вещи.
Я бы этот фильм смело занес в список самых лучших кинокартин мира. 'Ran' - это классика японского кино, и эту экранизацию должен увидеть и правда каждый.
'Ран' - историческая, костюмированная драма 1985 года. Шедевр от Акиры Куросава вечен и на все времена. Кино очень сильное и особенного внимания, как и высокой оценки заслуживает.
Великий Куросава, обладатель двух премий «Оскар» Куросава и просто замечательный человек Куросава. Но все перечисленные достижения не уберегли японского мастера от присущего подавляющему числу людей, процесса старения, влекущего за собой – угасание творческих сил. Нечто подобное, очень ярко можно наблюдать на примере другого выдающегося постановщика Ридли Скотта. Вроде он делает всё то же самое, что тридцать лет назад, но вместо предыхания и восхищения, зритель ощущает недоумение и безразличие от его последних работ. На момент начала съемок «Ран» Куросаве было уже за семьдесят, и видно, что Акира хочет сказать, вот только сил, чтобы в полном объеме передать на экран свои мысли, уже не хватает. Что получалось в пятьдесят и даже в шестьдесят, не выходит в семьдесят пять.
Великий князь Хидеторо Ичемондзи разменявший восьмой десяток, устав от 50 лет непрерывных войн, решает принести мир на землю Японии. Для чего в присутствии противоборствующих князей, отрекается от титула и передаёт его старшему сыну Сабуро. Хитрый Хидеторо, захотел и рыбку съесть и на лошадке покататься, передав сыну власть, оставил себе регалии и статус. По сути, обеспечив, тот самый Ран или Смуту. И к чему это удивительное решение приведёт и поведает нам Куросава.
Вся картина построена на метафорах и аллегориях. Понятных сразу или только тем, кто хорошо разбирается в японской культуре или творчестве Куросавы. Сами по себе метафоры переданы, как и подобает мастеру, все эти порывы ветра, движения облаков, догорающий замок, слепец Цурумаро, откинутый шлем и музыка флейты. Они красивы и достойны статей в киноэнциклопедиях. На них делается акцент, их выводят на первый план. Вот только построить сюжет на одних лишь метафорах/аллегориях не получается, что вызывает провисание сюжета.
К тому же, на мой взгляд, Куросава не смог определиться с жанром. Что же собственно он снимает? Историческая сага – слишком мало деталей. Средневековый политический триллер – если бы не Каэдэ, успешно проворачивающая свои схемы в патриархальном обществе так и говорить было бы нечего, слишком невнятны почти все мужчины во главе с Хидеторо. Трагедия Хидеторо проживающего свою последнюю осень – вот это направление Куросава явно вымучивал, превращая и без того не самый динамичный фильм в монотонно повторяющуюся тягомотину. Военный фильм с битвами и штурмами крепостей – даже здесь зрителя ждёт разочарование, всего два сражения, да и те поставлены так, что догадаться о происходящем в густом тумане, можно только по комментарию «мы победили». В своё время многие посмеивались над «Тарасом Бульбой» Бортко, мол, как коряво поставлена сцена штурма замка, вот, пожалуйста, у Куросавы, конница из статистов замечательно скачет возле леса и активно умирает от пуль засевшей там пехоты из статистов.
Ещё одной серьёзной проблемой фильма является затянутость. Два с половиной часа. Это необоснованно много, причём хронометраж увеличивается, не столько за счёт раскрытия персонажей или подноготной конфликта, (нам толком и не объяснили, кто же убил Таро или в чем смысл таких персонажей как Цурумаро и его сестра), сколько за счёт долгих диалогов. Пример: Сабуро подходит к отцу, говорит, отец (пауза) отец (пауза) отец (пауза), Хидеторо отвечает, почему ты назвал меня отцом (пауза), Сабуро – потому, что я твой сын (пауза), Хидеторо – у меня есть три сына (пауза), наверное, ты один из них (пауза). И так далее и в таком ключе.
Куросава размазывает все, что он накопил за долгое годы и хочет рассказать, вот только его собственная осень, отбирающая силы, мешает собрать из отдельных, снятых мастерски кусков, цельный сюжет. Работающие по отдельности детали, никак не желают соединиться в самостоятельный механизм. И даже такой любопытный факт, как саморучная прорисовка Куросавой раскадровки, не делает фильм цельным. Одно дело наброски, другое дело готовая картина на их основе.
Актёрский состав также не самая сильная сторона. Главная роль - Каэдэ в исполнении Миэко Харады. С первого произнесенного слова, чувствуется, она здесь будет хозяйкой, ей удается не просто лавировать в дворцовых интригах, а управлять ими, направлять в нужное русло своих жалких мужчин. Даже печально, что Харада так мощно играет, оттеняя всех остальных, особенно Тацую Накадаэ, того самого Хидеторо, открытый рот, взгляд в никуда, подведенное лицо, да именно так Куросава видит безумие, а может старый князь просто играет в сумасшествие, тогда недоигрывает актёр. Почему не использовать гениального Тосиро Мифунэ, это его роль, от начала и до конца. Отдельное слово про, бездарнейшее выведение из сюжета Сабуро. Куросава его представил как самого, адекватного, сильного и порядочного из братьев, превратив его в ружьё, обязанное выстрелить в конце. А что получили, два раза брякнул что-то и пулю получил. Видимо к концу долгого фильма порох в ружье Сабуро отсырел, и его персонаж холостым залпом подвёл итог метаний Куросавы от одной темы к другой.
У Игоря Можейко (он же Кир Булычёв) есть замечательная книга «1185 год», одна из глав которой посвящена японской смуте 12 века. Всего 50 страниц позволяют даже тем, кто не особо увлечен историей, представить настоящий мини-фильм, о той самой смуте. Всё безумие, хаос, грязные интриги и гниение державы изнутри. Не зная перевода, мне казалось, «Ран» это, наверное, изгой или отщепенец, (то есть Хидеторо), но никак не смута - являющаяся трагедией государства. То, что представляет Куросава, это вражда князьков, на которую крестьяне взирают как на обыденность, существовавшую из покон веков, так было и так будет. Смута это сумасшествие не отдельного клана или государя, а сумасшествие всей нации. Куросава и близко не смог передать атмосферу агонии Японии как страны, ограничившись одной из многочисленных свар между феодалами.
Великие произведения искусства отличает глубокий творческий замысел. Но замысел еще нужно реализовать, порой на это уходит полжизни. Акира Куросава готовил воплощение своего замысла, который в итоге вылился в картину «Ран», долгие годы. Одну лишь раскадровку Куросава рисовал десять лет. К моменту начала съемок ему было далеко за семьдесят. Снимая «Ран», он уже практически ослеп. Но мастер знал, ради чего упорствует. В саду его разума, среди иных пышных деревьев, цвела акация грандиозной идеи о смертоносности тщеславия.
Трагедия Акиры Куросавы про развал некогда крепкого семейного клана Ичемодзу поражает прежде всего не масштабом военных сцен, не убранством локаций и не роскошью отмеченных Оскаром нарядов. «Ран» или «Смута» - это тоска по идеалу, пронзительная мелодия, ставшая гимном борьбы с алчностью и предательством.
«Счастье в неведении», - восклицает в исступлении придворный шут. Три четверти века счастливо прожил великий князь Хидеторэ: гордо правил, расширял свои земли, избавлялся от конкурентов, прославлял родовое имя, создавал большую династию. Все замыкалось на нем. Его боялись, пред ним преклонялись. Но настал тот миг, когда старый волк промахнулся, дал слабину – проявил сентиментальность, излишнюю заботу, отеческую любовь. На этом неведение кончилось, старик узнал всю правду – кого он воспитал и как на самом деле к нему относятся близкие. Тут же в его жизни начался ад, и чаша некогда крепкой семьи дала предательскую трещину. Казалось бы, незыблемые восточные традиции, вековые японские скрепы семьи и уважения к старшим, рухнули в один миг. Основная трагедийность истории в растаптывании ценностей, попрании священных канонов.
Нет ничего уродливее междоусобной вражды. У Куросавы этой вражде, сотканной из сонма кровавых событий, вторит такая бездна душевного страдания, что не проникнуться невозможно. Все тонет в звуках заунывной флейты – зловещем аккомпанементе терзаний разбитого подлостью сыновей отца. Возникают соответствующие смыслу тона - солнце резко становится красным, пустыня черной, а лицо главного героя безжизненно белым. В руках мастера природа превращается в инструмент. Гроза здесь символизирует безумие, палящие лучи – отчаяние.
Не бывает до конца плохих или хороших персонажей – бывают бездарные авторы. Куросава мастерски обращается с характерами и напоминает нам, что даже родные люди подчас – вовсе не те, кем кажутся. Некоторые образы в «Ране» карикатурны, оставаясь на протяжении всего сюжета в низших или высших точках коварства и преданности. Но Акира-сан не мыслит простейшими категориями, и, в том числе за счет изменчивой, не понятной человеческой натуры, у него в кадре - непостижимая в своей сложности и непредсказуемости правда жизни.
При этом «Ран» не рождает никаких иллюзий и не дает ответа. Как и положено истинному произведению искусства, он лишь заявляет проблему. Зритель сам должен отыскать решение, ответить на извечный вопрос. Но, не оставляя готовых ответов, «Ран» приводит к очищению. Наивысшая точка просветления картины – прозрение Хидеторэ, отца семейства, хозяина земель и большого самодура. Его осознание собственных ошибок, его боль и в результате его смерть - оставляют нам ощущение веры. Недаром изображение Великого Будды – последнее, что мы видим в кадре.
«Гений связан для меня с перспективой, светом. Если нет перспективы, то нет и драматизма, и выхода из него. Вот чем, в частности, так плохи демагогические пропагандистские картины. А великий демагогический обман искусства (у него своя демагогия!), его иллюзия заключены в другом: проведя человека сквозь драматические, трагические ситуации, сквозь безнадежность— дать ему выход в покой, в радость, в состояние надежды», - Андрей Тарковский.
Хидетора, феодальный правитель средневековой Японии, собирает сыновей, чтобы объявить им свою волю. Он хочет уйти на покой и поделить свои владения между наследниками. Главой клана он назначает старшего сына Таро. Младший сын Сабуро поднимает престарелого отца на смех, когда тот говорит о том, что его дети должны держаться друг за друга и укреплять мощь клана. «Да все же передерутся!» - говорит Сабуро и объявляет отца сумасшедшим. Так он попадает в немилость. Но со временем старый Хидетора обнаруживает, что Сабуро был прав. Очень быстро он выясняет, что добровольно лишился почти всех привилегий. Нанося визит старшему сыну Таро, он с унижением должен сидеть ниже него. А оказываясь в гостях у среднего сына Жиро, он вынужден входить в замок без охраны, что тоже унизительно. Жиро родился всего на год позже Таро и, конечно, видит себя главой клана. Так начинаются междоусобицы, а старый Хидетора сходит с ума.
В фильме Куросавы кипят шекспировские страсти. Все эмоции предельны, поведение героев архетипично, а опыт универсален. Даже сами сюжеты фильма пропитаны духом средневековья. Это и безумие по причине невыносимого унижения, и козни женщины, подчиняющей себе властного мужчину и преследующей только свои цели, и братоубийственная война, и выходки шута, которому позволено то, что не позволено остальным. Но здесь есть место не только голой манифестации безумия, на котором могла бы закончиться пьеса Шекспира. Куросава это безумие как бы продлевает, приводя Хидетору к парадоксальным выводам. Происходит тотальная переоценка ценностей и смена полюсов. То, что раньше Хидетора почитал как дерзость и неуважение к своему сану, теперь принимается им как высший жизненный смысл, и именно поэтому он решается на шаг, который бы не сделал в трезвом уме – вернуться к непокорному Сабуро. А тот и рад принять отца, осознав, что тот наконец понял его. Жаль только, что война не щадит никого и не суждено Сабуро стать новым главой клана. Поэтому жизнь всех без исключения героев этого фильма как бы отдается во владение силам хаоса, над которыми они не властны.
Вывод, который робко пытается озвучить режиссер, состоит в попытке богоборчества. Хотя это не столько борьба против божественных сил, сколько отказ признавать их и тем более их благость. Вся история, рассказанная в «Ран», служит как бы плацдармом для такого заключения. Если боги допускают безумие людей, то их не может быть. Впрочем, непонятно, можно ли утешиться таким выводом.
Слишком уж интересным и замысловатым получился фильм в цветовом изложении, чтобы быть простой жанровой зарисовкой. По правде говоря, я не увидел в этой ленте ни намеков на Шекспира, ни особой исторической тематики. Безусловно, формальное сходство есть и с историческими сюжетами, и с 'Королем Лиром'. Но по наитию, предполагаю - все гораздо глубже.
Еще в фильме 'Под стук трамвайных колес' мне стало очевидно, что Акира Куросава полностью отошел от неореализма. Его стала интересовать метафоричность, иносказательность, концептуальность. Он перестал 'прятаться' за сюжет и без опасений стал 'орудовать' архетипическими установками. Тем самым, простой обыватель, пришедший с поп-корном посмотреть 'еще один фильм от автора 'Расемона' повергался в смятение и выходил из кинотеатра с единственным вопросом. Вопрос был прост - 'О чем это кино?'.
Такой же самый вопрос должен возникнуть и после просмотра фильма 'Ран'. Уверен, что даже те зрители, которые 'спрятались' за логические сопоставления фильма с 'Королем Лир' и историческими темами после просмотра также оставались немного разочарованными. Ибо совсем не все тут понятно.
Но фильм, как мне кажется, и не задумывался развлекательным или доступным для понимания. Зритель получил почти трехчасовую визуальную медитацию на тему старости и одиночества, воздаяния за дела и подведения итогов. Всмотритесь в безумные глаза Тацуи Накадаи, присмотритесь к красочно изображенным битвам, обратите внимание на пустынные пейзажи по которым приходится ходить главному герою. Эти визуальные образы настолько универсальны и фундаментальны, что они несут в себе гораздо больше информации, нежели предполагается по сюжету. Да и важность сюжета в этой ленте сведена к минимуму.
Небольшие философские фразы оказываются куда более точными, чем любые сюжетные перипетии:
'Люди рождаются - плачут, и умирают - плачут';
'- Я заблудился. - Весь мир заблудился';
'- Эта дорога. Я помню ее. Мы по ней уже шли'.
Поделюсь своим мнением, относительно толкования ленты. Считаю, что страдания главного героя очень похожи со страданиями дядюшки Бунми (это изображение его предсмертного пути), а изображение битвы - есть не что иное, как собирательный образ подведения итогов человеческой жизни, столкновения хороших и плохих дел, сводящего все к воздаянию и искуплению.
Так что, мне остается лишь зафиксировать один из лучших фильмов 1985 года, показывающих нам совсем другого Акиру - глубокого философа, концентрирующегося на созерцании глубинного смысла Бытия.
«Ран» (Хаос/Смута) - однозначно один из лучших фильмов Акиры Куросавы. Десять лет великий мэтр киноискусства продумывал каждую сцену этой, без преувеличения, эпохальной самурайской драмы. Специально для фильма был выстроен аналог средневекового замка (пущенный на заклание огню), изготовлены более тысячи костюмов, задействованы две сотни обученных лошадей. Куросава хотел снять поистине масштабный фильм, и ему это удалось.
- Легко сломать одну стрелу, но три вместе сломать не так уж просто. (с)
Так думал Итимондзи Хидэтору, безжалостный феодал кровавой эпохи Сэнгоку, когда передавал бразды правления своими землями троим сыновьям во главе со старшим отпрыском Таро. Но воспитанные в жестокости самураи не способны на чувство любви к родному отцу, лишь лесть в их устах, а в глазах — жажда власти. Только младший сын Сабуро, сохранив преданность отцу, пытается раскрыть тому глаза на безрассудность затеи с передачей власти. Но Хидэтору слышит в словах младшего сына лишь зависть и отрекается от него. Этот фильм — интерпретация Шекспировского «Короля Лира», переложенная в реалии феодальной эпохи Японии. Куросава по истине гениальный режиссер, умеющий тонко вплетать легенды других народов в своеобразную и ни на что не похожую культуру его родной страны.
- В сумасшедшем мире разумен лишь безумец. (с)
Одной из главных особенностей фильма является непревзойденная актерская игра. Особенно великолепен исполнитель главной роли Тацуя Накадаи. Его роль — яркий пример тому, как нужно отдаваться на съемочной площадке, проходя со своим героем весь сюжетный путь. Этот пронзительный одичалый взгляд обезумевшего Хидэтору вызывает мурашки на коже зрителя. Уверенно и ярко Накадаи двигался по этой роли от решительного самурая, через оскорбленного отца, и к совершенному сумасшедшему. Да-да, именно «совершенному», потому как его помутнение рассудка является одним из самых ярких в истории кино. Другие актеры так же держаться на высоте, и в этом наверняка кроется заслуга умелого режиссера, знающего, что именно он хочет видеть в своем фильме.
- Настоящий воин никогда не бежит с поля битвы к своей женщине! (с)
Две девушки, родители которых когда-то были убиты жестоким Хидэтору, как две капли абсолютно разной жидкости, схожи по форме но абсолютно различны по своей сути. Каэдэ, супруга старшего сына, всю жизнь вынашивает ненависть к семье Итимондзи, ставшей и её семьей, но не заменившей родную. Каэдэ жестокосердна и властолюбива, она поочередно подминает под себя волю, борющихся за власть в провинции, братьев. Недаром один из генералов среднего брата Дзиро сравнивает эту женщину с Кицуне (лисой-оборотнем), ибо в её планах отведать холодное блюдо мести, погрузив все вокруг в хаос. Полной противоположностью ей является супруга брата среднего, тихая девушка по имени Суэ. Годы убили в ней ненависть к своему кровавому свекру, а вера во всепрощающего Будду укрепили силу духа. Эти два образа вводятся Куросавой как антиподы, демонстрация разности характеров людей, переживших одинаковое горе.
- Да что я, привязан к этому старику? Если камень, на котором ты сидишь, начинает катиться вниз по склону, надо с него скорее спрыгивать, иначе разделишь его судьбу. (с)
Как и в Шекспировской пьесе, в фильме очень важным героем является шут. Он не просто глупец, наделенный правом гласности, а куда более мудрый человек, чем многие из тех, кому он служит. Тонко подмечая каждую мелочь, шут завуалировано, а иногда и явно, высмеивает своего господина и его приближенных. Не потехе ради, а для того, чтобы натолкнуть их на верный путь. Хидэтору не внемлет предостережениям шута, и вскоре сам становится похож на глупца, потерявшегося в собственных воспоминаниях и мыслях. Шут остается рядом со своим хозяином на протяжении всей картины, не осмеливаясь оставить его одного, даже когда отчаянье переходит все разумные пределы. Роль шута, исполненная Питером, бесспорно является второй по мастерству в этой картине.
- Не богохульствуй! Боги не могут спасти нас от самих себя! (с)
События в «Хаосе» развиваются по принципу постоянного нагнетания, недаром Куросава периодически демонстрирует в кадре небо, сначала затянутое легкими облаками, а позже тонущее в черных тучах. Отдельно стоит отметить сцену взятия и сожжения замка, которая не выходит из памяти после просмотра, оставляя ярчайшие впечатления, пестрящие в основном кроваво-красными оттенками. Главной задумкой режиссера стало то, что эта батальная сцена лишена звука. Не слышно ни воплей умирающих, ни выстрелов орудий, ни свиста мечей, лишь пронзительная и гнетущая мелодия сопровождает эту завораживающую сцену. Затем еще долго в памяти всплывают ползающие в грязи и утыканные стрелами воины, наложницы, убивающие друг друга, солдат, держащий в собственной руке другую свою руку…отрубленную мечом. А опустевшее от душевной боли лицо старшего Итимондзи, неподвижно сидящего посреди горящего замка, является апогеем развернувшегося вокруг ада.
Куросава, пожалуй, наилучшим образом проиллюстрировал возвратность всех злодеяний. Блуждая по замку, собственноручно разрушенному когда-то, великий князь Хидэтору задается вопросом — зачем же он это сделал? Все те события, что сваливаются на голову старика в течении повествования, лишь следствие его собственной политики, не оставившей в сердцах окружающих ни доли сострадания.
Вывод: Однозначный шедевр кинематографии. Потрясающие и масштабные сцены, безупречная актерская игра. Этот великий фильм получил всего один «Оскар», за дизайн костюмов. Награду за лучшую режиссуру Куросава не получил, хоть он бесспорно заслуживает её, причем именно за «Ран».
'Ран' - несомненно великолепный фильм по великому произведению. Замечательная постановка и отличная игра актеров. Если вы хотите посмотреть драму, то 'Ран' станет хорошим выбором. Атмосфера трагичности и ощущение неизбежного конца не покидают в течение всего фильма.
Для меня фильм немного противоречив. С одной стороны - он довольно 'японский'. Созерцание природы перемежается с созерцанием людей, их характеров, принимаемых решений и их страстей. И это делается в типичной японской манере: нам стараются показать истинные чувства, а суждения мы уже вынесем сами.
С другой стороны, фильм 'европейский' - яркие цвета, символизирующие разных братьев. В некоторых эпизодах эмоции персонажей свойственны, скорее, европейцам, чем японцам.
С третьей стороны - это не исторический фильм, а настоящая театральная постановка. Яркий грим, яркие костюмы... Фильм не претендует на звание исторического, да им и не является. Его задача не показать быт японцев средних веков, а рассказать историю. Историю 'Короля Лира'.
Я в фильме на разочаровался. Фильм производит впечатление и заставляет сопереживать героям. Однозначно смотреть.