всё о любом фильме:

В бой идут одни «старики»

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Быков
сценарийЛеонид Быков, Евгений Оноприенко, Александр Сацкий
директор фильмаНиколай Злочевский, Илья Фидман
операторВладимир Войтенко
композиторВиктор Шевченко
художникГеоргий Прокопец, Л. Коротенко
монтажМ. Зоровой
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
$500 000
зрители
СССР  44.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время87 мин. / 01:27
Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали.

Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль советских истребителей в фильме исполняют учебно-тренировочные самолёты Як-18, роль Мессершмитта — чехословацкий спортивно-пилотажный Злин Z-326 Акробат. Пилотированием занимались лётчики ДОСААФ. Настоящие истребители времён второй мировой появляются только на вставках с кинохроникой.
    • Еще в 1967 году Леониду Быкову предложили поставить картину о летчиках по сценарию Владимира Кунина «Хроника пикирующего бомбардировщика». Однако он непременно хотел включить в нее песню Смуглянка, что было категорически отвергнуто Куниным. Свой замысел о летчиках, поющих «Смуглянку», Быков воплотил в ленте «В бой идут одни «старики».
    • История Героя Советского Союза Надежды Поповой и Героя Советского Союза Семёна Харламова легла в основу любовной линии фильма.
    • Леонид Быков поступал в летную школу в 1945 году, но малый рост не позволил ему стать летчиком.
    • Быков осуществил свою давнюю мечту и освоил управление самолетом во время съемок картины.
    • Поющая эскадрилья на самом деле существовала во время Великой Отечественной войны.
    • Студентка театрального института Евгения Симонова снималась во время учебы — на съемочную площадку ее привела мама.
    • Государственные чиновники долго не принимали сценарий фильма, вначале производства картины для съемок выделили всего один самолет. После того как сценарий фильма очень понравился одному из маршалов авиации — на площадке появилось ещё два самолета.
    • Руководство Госкино запретило фильм, ссылаясь на то, что он на самом деле не о войне. Однако когда сценарий показали командующему ВВС СССР Александру Покрышкину, он прямо на весь лист поставил резолюцию: «Вот это и есть война!».
    • Занимает по посещаемости 61-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Изначально Леонид Быков хотел снимать фильм цветным. Но цветная пленка, которая лежала на студии Довженко, давалась только на соцреалистические фильмы. Быкову говорили: если будешь снимать под заказ фильм о трактористах – дадим цветную пленку. На фильм о войне дали только черно-белую.
    • На роль Смуглянки пробовался Владимир Герасимов.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В роли «догорающего мессера», сбитого «Кузнечиком» был использован планер КАИ-12 «Приморец».
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3467 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Настоящий фильм о войне — и веселый, и безумно грустный. И «Смуглянка» звучит так задорно, и в то же время я готова навзрыд плакать в конце фильма. Капитан Титоренко в исполнении незабвенного Леонида Быкова — один из моих любимых персонажей, игра актеров великолепна. И Быков так органичен.

    Проникаешься чувством гордости за наших дедов, прошедших эту страшную войну. Пока есть такие фильмы, я уверена, не будет забыт этот великий подвиг. Хотела обойтись без пафоса, но не могу — я так чувствую. Душевный фильм.

    10 из 10

    25 августа 2008 | 20:52

    Фильм — боль. Она пронизывает фильм насквозь через игру актёров, через черно — белую атмосферу траура, через реалистичность событий и многого другого.

    Фильм, в котором ощущаешь какой — то камень в груди и комок в горле. Конечно это не американское кино про Вторую мировую, где даже «МЕ BF109» настоящие из музеев (в фильме использованы как я понимаю спортивные модели самолётов а не боевые истребители), нет «экшн» сцен с кучей смертей как наших так и немцев, даже воздушные бои, по сути, только в репликах пилотов по радио — тем не менее фильм смотрится на одном дыхании.

    Актёрская игра на высоте, в наше время почему — то недостижимой. По эмоциональной встряске этот фильм можно сравнить только с картиной С. Бондарчука «Они сражались за Родину».

    Считаю это один из лучших фильмов про Великую отечественную войну и лучший фильм про лётчиков всех времен и народов.

    Недавно вышла цветная версия фильма. О ней много спорили, особенно те, кто смотрел черно — белую версию. На мой взгляд, фильм в «цвете» выглядит вполне достойно, ведь он не изменил суть фильма.

    Очень жаль, что многих актёров уже нет с нами, и они не могут порадовать нас своей игрой. А жалкие и «безвкусные бредни» вроде сериала «Небо в огне» не пробуждают никаких чувств, кроме отвращения и непонимания куда были потрачены деньги на съёмку.

    10 из 10

    1 сентября 2011 | 11:10

    Не знаю плохо это или нет, но «В бой идут одни старики» стал моим первым военно-патриотическим киноопытом. Была показана война, по словам легендарного Покрышкина — «как есть». И комедия, и трагедия, и мелодрама, и вечная музыка на преходящей войне. Просто снятый, но с гордостью, с уважением к солдатам и пилотам, к их подвигу. Не показывая масштабный негатив войны, нам предлагается частная и честная история, коих было превеликое множество, в исполнении талантливейших актёров (которые правда иногда, казалось, переигрывали — хотя такой эмоциональности, может, и был подвержен советский солдат в те непростые годы).

    Поначалу фильм вызывает улыбку, демонстрируя нам неуставные отношения внутри отряда истребителей, показывая облегчённую версию дедовщины, но дедовщины не унижающей человеческое достоинство, а просто привносящей развлечение в службу. Во всяком случае, я не заметил, чтобы кого-то в этом фильме обижали кроме немцев. Всё строится на взаимоуважении и сопричастности единому великому движению — движению к победе. А так же на движении к любви. Обычной человеческой любви на границе боевого фронта. Потом происходит первая трагедия с участием одного из знакомых нам персонажей, затем вторая… но музыка вечна. И настоящие мужчины на экране сохраняют самообладание в то время как зрителю преподносят всё увеличивающимися порциями реалии войны, которые, как известно, меряются человеческими жертвами. В конце фильма хочется плакать из-за несправедливости этой жизни, из-за разрушенных, хоть и чужих, мечт и счастливых историй.

    8 из 10

    15 декабря 2009 | 14:22

    Поющая эскадрилья стала для меня символом победы еще с самого детства.

    Леонид Быков снял картину, которая будет жить вечно в сердцах потомков.

    Капитан Титаренко командовал уникальным «поющим» отрядом. В тяжелые военные времена солдаты поддерживали боевой дух песнями, благодаря которым летчики не теряли веру в победу и шли в бой.

    Пули врагов не могли пробить самое дорогое- чувства людей. Солдаты влюбляются, шутят, ссорятся, познают дружбу, переживают предательство. История любви Ромео и Маши трогает до слез. Двое влюбленных летчиков не успели с головой окунуться с головой в это прекрасное чувство. Оба погибают на фронте практически одновременно.

    Цитаты героев фильма уже давно разлетелись на крылатые фразы, а сами персонажи стали для меня близкими и такими родными. Смуглянка, Кузнечик, Титаренко, Макарыч. Потрясающий актерский состав смог передать всю боль потерь и радость побед в военное время. Все таки советское кино неповторимо. Такие душевные картины могли снимать только наши режиссеры. Их труд заставляет восхищаться советским кинематографом. Спасибо Леониду Быкову за то, что он подарил возможность расти на его творчестве.

    11 мая 2016 | 16:38

    .. именно это слово мы должны как можно чаще говорить тем людям, которые положили свою жизнь ради нас, благодаря чьим подвигам над нами чистое, свободное небо, благодаря кому мы просто существуем.

    Не важно — 1ая или 2ая эскадрилья, пехота или летчики, «старики» или «желторотики» главное, что победа — за нами!

    Война не вечна. Вечна любовь, дружба и музыка. И всё это сплелось в прекрасном фильме Леонида Быкова.

    Замечательный актерский состав — красивые, добрые, искренние лица Маэстро, Кузнечика, Смуглянки, Ромео, Макарыча… Они вселяют веру в счастливое будущее.

    Когда закончился этот фильм, я пожалела лишь об одном — что я не видела его раньше. Гениальный фильм о великой войне!

    Спасибо!

    10 из 10

    29 января 2012 | 18:05

    Война — короткое, но очень емкое слово. Её ужасы рассказаны многочисленными фильмами и не только художественными, а негативные стороны разложены писателями по полочкам и фотографами отлично проиллюстрированы. Но какой бы плохой она ни была, война породила одно замечательное явление — узы военного товарищества, которые по крепости ничем семейным не уступают, а в некоторых отношениях — даже их превосходят.

    В фильме «В бой идут одни старики» нам показана одна замечательная семья — семья Второй «поющей» эскадрильи, которая ведет бои за освобождение Украины. Семья эта большая, но молодая, где ее члены делятся на две категории «старики» и «желторотики». Деление происходит не по возрасту, а по наличию или отсутствию боевого опыта. В фильме как раз и показан переходный период ВВС, когда «желторотики» стареют.

    Смотря современные фильмы, где есть минимальное количество главных и второстепенных героев, из-за многочисленных штампов они особо ничем не запоминаются, а в этом фильме такого нет — раз увидел и запомнил уже навсегда неизгладимый, яркий, харизматичный образ, созданный талантливыми актерами.

    Титаренко — он же «Маэстро», спокойный и рассудительный командир эскадрильи, который научит и даст ценный совет, радостно похвалит и строго накажет, сдержанно чертыхнется и молча… зарыдает. Быков очень много личного вложил в образ капитана Титаренко, ведь он мечтал быть летчиком и несколько раз поступал в летные училища, но летать так ему и не довелось. Так что грусть (от того, что не довелось) и радость (от того, что наконец-то) на лице актера есть неподдельные и стараться ему сильно не надо было. Особо отмечу его умение преподносить шутки — это такой… поучительный стиль, который заставлял смеяться на протяжении всего фильма («Стой! Кто идет?». «Не идет, а — едет»; «Танцы — общепотребительская кооперация»).

    Скворцов — старлей, коротким прозвищем не обзавелся, поскольку слишком серьезный был. Поэтому ему придумали длинное — солист Большого, очень большого театра. Амплуа Талашко было чрезвычайно сложно, поскольку он должен был реалистично сыграть противоречивого по фильму героя, который боится боевых вылетов (трус), но потом перебарывает свой страх и вступает в бой (герой). Мимика лица, выражение глаз и их стремительное вращение и моргание, порывистые движения телом — все это отлично подчеркивало тот или другой образ. Честно говоря, его образ сначала у меня вызвал некоторую антипатию из-за некоторой прилизанности героя, но когда начал открываться внутренний мир «труса», и пошло проявления его чувств, то и отношение изменилось.

    Александров — он же «Кузнечик», из семьи ученых, но за себя может постоять, за словом в карман не полезет (кто-то мог бы сказать, что немного нагловат), полон юношеского задора и… отлично декламирует стихи (адаптация классики под военную тематику). После Титаренко самый харизматичный и запоминающийся образ, который был создан в этом фильме талантливым актером Ивановым. Настолько естественным получился образ самоуверенного отличника и всезнайки, что не можешь ему не симпатизировать, даже когда у него выходит промашка. Он вместе с Быковым создал отличный комедийный дует, который поднимет настроение даже утонченному зрителю. Его фраза «…гуляй — Вася!» стала нарицательной и будет в обиходе еще долгое время.

    «Макарыч» — вошел в ВВС без имени. Ему сразу дали прозвище, которое должно подчеркнуть его дедовский статус в лучшем смысле этого слова. Набожный механик «Маэстро», в нужный момент может выбить запчасти для аппарата, по ходу дела пройдется словом по немцам да так, что под стул свалишься, искренне волнуется за своего пилота и других членов ВВС. Честно говоря, актер Смирнов меня сильно удивил. Я в основном смотрел комедийные фильмы с его участием, а тут он выступил в драматической роли. Когда глядишь на это большое и добродушное лицо, которое с трепетом и надеждой вглядывается в вечернее небо, оно, возможно, и выглядит гротескно, но зато настолько убедительно, что сопереживаешь вместе с ним. А его теплые, заботливые отношения со своим пилотом прикрывали искреннюю дружбу в реальной жизни двух великих актеров.

    Есть еще много других членов этой семьи — «Ромео», «Смуглянка», Вано и др., но всех подробно не могу описать, хотя и хочется, чтобы вы по достоинству оценили её внутренние узы, талант и юношеские мечтания и таким образом еще больше полюбили этот фильм.

    «В бой идут одни „старики“ — это военно-драматический фильм, где собственно войне уделено мало внимания. Боевые действия занимают очень малый хронометраж фильма, да и те что есть — в основном кадры из военной кинохроники. Так что любители военных экшенов, скорей всего, будут разочарованы. Зато фильм очень насыщен яркими образами военных летчиков и механиков, их непосредственным отношением к жизни и друг другу, где найдется место для развлечений и грусти, войне и любви (в стиле Дюма).

    И хотя фильм больше говорит о бытовой, а не о военной жизни летчиков, драматизма от этого в нем меньше не стало: раскрытие характера героев, их мировоззрения (где следует отдать должное их поверхностному восприятию смерти, учитывая их молодость). Небольшие боевые сцены только подчеркивали и усиливали этот драматизм (чего только стоит молчаливая сцена парной посадки Титаренко и раненого Ромео). Позитивным следует считать также то, что фильм уделяет мизерное внимание советской партийной пропаганде и отдает должное опыту немецких военных летчиков, то есть фильм не заполитизирован. Возможно потому Быкову и не дали цветную пленку и долго Госкино не хотело пускать фильм на экран.

    Песни из фильма очень лиричны, а мелодия настолько запоминающаяся, что раз услышишь — узнаешь где угодно. Они, как и актеры должны были исполнять свою роль — с одной стороны сопровождать драматические моменты и простые будни военной эскадрильи, а с другой — должны были выступить визитной карточкой фильма (с последним песни справились на отлично). В своё время этот музыкальный аккомпанемент был на устах у всей страны, и все знали, откуда они (даже я сдавал экзамен в музыкальной школе по классу баян на песню «Ніч яка місячна»). Песен много, так что некоторым покажется, что данный фильм — музыкальный, но это не так. Ничего плохого в таком количестве песен нет: уж очень они за душу берут.

    Быков как режиссер всегда мечтал не только стать летчиком, но и снять про них фильм. Он долго ждал этой возможности, и видно, что идея им в голове была продумана не единожды и очень детально. Он развил её до мелочей, чем создал атмосферное и душевное кино, которое пронизывает тебя всего и наполняет изнутри исключительно приятными эмоциями. Мелкие штрихи — и вмиг создаётся целостный образ, который ярко горит в вашем сознании.

    21 июня 2013 | 20:58

    Самый любимый фильм о войне. Вся картина, каждая сцена, каждый диалог построены так, что зритель непринужденно становится участником действий. Это заслуга как игры актеров, так и съёмочной группы.

    Почерк Быкова-режиссёра чувствуется всюду: персонажи кажутся родными и близкими с первых кадров картины. В первую очередь, потому что, с одной стороны, они обыкновенные живые люди, с другой стороны, они все умные, талантливые, творческие личности. Каждый человек интересен по-своему, каждый не похож на других, здесь нет героев — это жизнь.

    Важной особенностью картины является тонкий юмор, который переплетается с трагизмом (сцена возвращения Маэстро на Мессершмитте, когда его считают погибшим, и Макарыч выходит встречать его с дубиной в руках; «горячий прием» Маэстро у артиллеристов, когда те его принимают за фашиста). И так на протяжении всего фильма смешиваются счастье и несчастье, радость и горе, улыбка и слезы — все так тесно связано, настолько неотделимо друг от друга, что не возникает никаких сомнений насчет реальности событий.

    Важно отметить, что именно подлинность чувств, настроений и переживаний, а не времени, мест и событий сделали фильм бессмертным. После просмотра этого фильма летчик-истребитель Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин с трудом мог сдержать слезы и произнес лишь фразу: «Все так, как было…» — настолько глубоко и полно фильм воспроизводит дух того времени.

    10 из 10

    8 мая 2011 | 21:28

    Поколению, появившемуся на свет в конце 20 века очень сложно понять все ужасы той Войны. И, слава Богу, что мы не знаем всего того, что прошлось пережить нашим дедам и прадедам. Они подарили нам счастливое беззаботное детство, мирное небо и чувство невероятной гордости за свою страну.

    «В бой идут одни старики» невероятный по своей силе фильм. Все гениальное просто. Так прост и этот фильм. Но он тебя не отпускает, невозможно оторваться от экрана, нельзя не сопереживать героям…

    Про этот фильм не возможно рассказать. Его нужно прожить, прочувствовать. «В бой идут одни старики» необходим к просмотру каждому.

    Мирное небо… Странное словосочетание, не очень понятное. Небо может быть голубым, необъятным, но что бы мирным?

    Спасибо за то, что я не знаю обратного.

    17 сентября 2009 | 17:15

    Даже не знаю с чего начать. Давно «натыкался» на этот фильм, но все время как-то откладывал его просмотр. Уж не очень интриговал советский фильм о Второй Мировой войне, снятый черно-белым в 1973 году. Решился посмотреть, когда увидел его в первой десятке лучших комедий по версии IMDB, и ни капельки не пожалел, тем более что ленту то и расскрасили уже.

    Если, вкратце, то в фильме рассказывается о советских летчиках — простых ребятах, которые в воздухе ожестестеченно сражаются, а на земле шутят и поют песни. Режиссером, сценаристом, и человеком который сыграл главную роль является Леонид Быков.

    Фильм незапачканный перестрелками, кровью, насилием и матом, как всякое кино о войне. Она тут изображена с другой стороны — фактически всю ленту занимают сцены «военного быта», а воздушные баталии мы, можно сказать, только «слышим» через переговоры пилотов по рации. Конечно, это обусловлено возможностями кинематографа того времени, но тем не менее, как по мне, из этого удалось извлекти огромный плюс — в картине нет ничего лишнего.

    Это комедия. Грустная комедия о войне, как бы странно это не звучало. Как говорят в таких случаях, смех сквозь слезы. Юмор тут простой, «военный», саму ленту можно смело разбирать на цитаты, что все давно уже сделали.

    Стоит сказать и пару слов о музыке — при чем не о той которую поющая ескадрилья исполняет в перерывах между боями, а о той которой звучит за кадром, лично меня она очень впечатлила, и играла именно там где надо.

    И о политике. Сразу видно, что ее в фильме очень пытались избежать. Украинцев показано именно украинцами, а не хохлами, а Леонид Быков через своего героя неплохо передал украинский колорит. В фильме герои не умирают с криками «За партию» или «За Советский Союз», но в том же время ненавязчивые шутливые сцены про «дружбу народов» грех назвать советской пропагандой. Да и, как по мне, на войне все, кто по одну сторону барикад — братья.

    Лента смело можно отнести к категории «вечные фильмы». А искреннюю (именно это слово больше всего подходит к картине) комедию о войне, музыке и любви стоит посмотреть всем, кто еще этого не сделал.

    18 января 2016 | 05:10

    Жизнь, смерть и музыка.

    В бой идут одни «старики» (я люблю этот фильм)

    Перед нами великая классика советского кинематографа. Этот фильм вышел в далеком 1973 году. Для актера и режиссера Леонида Быкова этот фильм стал третьим проектом. Нужно сказать, что это его самый лучший фильм. Даже можно сказать, что это, возможно, самый лучший фильм про советских летчиков, которые сражались за свою страну и за нас. Рассказывать про этот фильм я думаю, не стоит, потому что практически все знают этот фильм, ну а если не знают, то нужно обязательно его один раз посмотреть.

    Я просто хотел сказать, что снимать такие фильмы было очень тяжело. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы режиссировать такой фильм. Я просто преклоняюсь перед храбростью Леонида Быкова. Он подарил нам всем настоящий шедевр мирового кинематографа. И даже за границей этот фильм очень сильно любят. Такие фильмы просто невозможно оценить, потому что их надо просто смотреть и любить.

    Данный фильм стоит выше всех оценок. Такие фильмы всегда будут жить в наших сердцах. Лично я смотрел этот фильм очень внимательно, и в самом конце стало очень грустно. Грустно, что люди сами виноваты были в этой войне. Люди убивали других людей. Наверное, это у нас в крови. Война поглотила очень много невинных людей. Все это очень грустно, но герои этого фильма никогда не грустили. Вместо этого они всегда пели песни. Живите в мире и смотрите хорошие фильмы.

    Раскудрявый клен зеленый лист резной,

    Я влюбленный и смущенный пред тобой…


    Спасибо.

    10 из 10

    5 июля 2010 | 20:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>