К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Современная психиатрия разложила все человеческие страхи по полочкам. Кто-то боится пауков (арахнофобия), кто-то избегает встречи с клоунами (коулрофобия), а кому-то страшно даже подумать о походе к стоматологу (дентофобия). Человечество опутано фобиями и каждый чего-нибудь, да боится. И все страшатся темноты. Даже те, кто утверждает обратное.

Все дело в том, что тьма бывает разной. Смею утверждать, что мало кого пугает бытовая темнота. Разве что маленьких детей и слабонервных взрослых. И мало кто источает адреналин, путешествуя из гостиной в кухню, чтобы ночью проведать холодильник. Очертания квартиры нам знакомы, мы не ждем сюрпризов и знаем, что в любой момент можем включить свет.

Куда менее приятно зайти с улицы в темный подъезд. Здесь уже чужая территория, а в кромешной тьме могут скрываться неприятные вещи. И, упаси бог, оказаться ночью в непролазной чаще или бродить в сумерках по незнакомому району. Тут уже у самых смелых душа эмигрирует в пятки и храбрость состоит в том, чтобы не поделиться своим страхом с окружающими. Что, разумеется, не является панацеей.

В 2002 году испанский режиссер Жауме Балагуэро снял интернациональный фильм под названием «Тьма» – мистический фильм ужасов, вторящий классическому хоррору «Ужас Амитивилля» и повторяющий сюжетные ходы более раннего произведения чилийца Алехандро Аменабара «Другие». Лента Балагуэро понравилась европейским зрителям, после чего была закуплена для показа в Америке, где также неожиданно пользовалась успехом. Неожиданно, ибо при всех достоинствах картины, по моему скромному мнению, она сыровата и не предлагает зрителю ничего принципиально нового.

… Американская семья переезжает на ПМЖ в Испанию. Типичная интеллигентная ячейка общества: он – учитель, она – медработник и двое детей – старшеклассница Реджина и малолетний Пол. Пока мама упахивается на работе, а дети осваивают новые учебные заведения, глава семейства Марк, родившийся и выросший в этих местах, намеревается до начала семестра привести в порядок их ветхий загородный домишко. Однако беда приходит оттуда, откуда уже не ждали: у папы вновь проявляется старая болячка, его мучают периодические приступы эпилепсии и агрессивного поведения.

Жизнь на новом месте не ладится. Марк тихо сходит с ума, его жена устало отмахивается от всех проблем, а дочь пытается защитить младшего брата, у которого на теле появились странные синяки и порезы. Мальчик стал бояться темноты, рисует зловещие картинки с детьми и толкует о том, что по ночам по дому шастают мертвецы. Единственный, кто ни о чем не беспокоится и призывает всех делать то же самое – это дедушка Альберт, отец Марка. По его словам все происходящее – это временный стресс, связанный с переездом.

Напуганная поведением брата и отца, Реджина вместе со своим приятелем, фотографом Карлосом, пытается найти любые сведения о прежних жильцах дома. Поиски приводят к архитектору, в разговоре с которым молодые люди выясняют, что дом был построен по секретному заказу сектантов и предназначался для проведения некоего зловещего ритуала. 40 лет назад в этих местах пропало семеро детей, следы которых обрываются в особняке. Сбежать удалось только одному ребенку. И имя ему - Марк…

Самое сложное в фильмах ужасов – это создать злодея. Убийца или маньяк должен иметь хотя бы смутные мотивы для своих злодеяний. Месть там или психическое расстройство. Вампиры пьют кровь, потому что хотят кушать, как и зомби, охотящиеся за живой плотью для поддержания тонуса. Призраки и приведения тоже обычно чего-то хотят от живых, будь то спасение души, возмездие или простое желание насолить. А Балагуэро обманул всех. Он не стал напрягать мозги, а просто выключил свет. Всё! Бойтесь темноты, страх приносящей! Темноте не нужно никаких причин, объяснений, поводов. Она бесконечна, всепоглощающа, повсеместна. Вот и вся формула успеха: где темно – там страшно.

Говоря об успехах, мы, в первую очередь, имеем в виду деньги. Да, «Тьма» заработала в прокате немало, при этом критический рейтинг у ленты поразительно низкий: на известном сайте Rotten Tomatoes фильм испанца получил всего 4% положительных отзывов. Другими словами, только 1/25 зрителей осталась довольна картиной.

Причина такого негатива понятна. Во-первых, сюжет. Приведенный мною синопсис кажется адекватным, но на самом деле в кадре происходит черте что. Балагуэро, будто человек, страдающий манией накопления вещей, затащил в свой фильм все, что попалось под руку: мертвых детей, оккультные ритуалы, затмение, призраков, ползающих по потолку демонов и шизофрению. Его произведение – как лоскутное одеяло, где каждый лоскуток – это чей-то фильм. Проклятый дом является отправной точкой огромного количества ужастиков, как и привидения, гуляющие по нему в ночное время суток. Съезжающий с глузда папаша многим напомнит знаменитое «Сияние» Кубрика, а мальчик, общающийся с мертвецами – это и «Шестое чувство», и «Другие».

«Тьма» порождает тьму вопросов, от ответа на которые авторы «изящно» в концовке уклонились, поступив по принципу «и сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли». Спрашивается, на кой черт нужны были эти психоделические рисунки? Зачем мертвые мальчики и девочки упорно запугивали своего живого сверстника? Откуда у малыша Пола на шее синяки и, главное, зачем? Кто и на кой выдумал отцу семейства редкое заболевание, если можно было просто объявить его психом и дело с концом? И вообще, какую цель преследует этот ритуал по вызову злых сил, если призванное Абсолютное Зло не имеет ни формы, ни содержания, ни ясных мотивов? Вызвали, порадовались, сдохли.

Испанцу можно простить вторичность, благо, что этим грешат даже маститые авторы. Все-таки в фильме ужасов первую скрипку играет атмосфера, а не сюжет. Нельзя простить бесцельность происходящего. Ох и любят же эти горячие южные парни повоевать с ветряными мельницами. Саспенс ради саспенса – вот суть происходящего на экране. Нас пугают, и мы пугаемся. Но пугают как-то вяло, без выдумки, без огонька.

Об актерах в таких фильмах – либо плохо, либо ничего. Поэтому опускаем маму и папу в исполнении Лены Олин и Айэйна Глена, они убедительны и точка. Лучше всех смотрится еще молодая Анна Пэкуин, звезда «Пианино», «Людей Икс» и сериала «Настоящая кровь». А вот Джанкарло Джаннини жалко. Видать, совсем плохи дела у актера, некогда работавшего с Линой Вертмюллер, Дино Ризи, Марио Моничелли и прочими мастерами итальянского кино, что он вынужден сниматься в столь непримечательных опусах.

Но завершим наш разговор на мажорной ноте: Балагуэро не спился и не опустился до пошлых самоповторов, а позднее снял весьма достойный хоррор «Репортаж», где, наконец- то, доказал, что способен по-настоящему испугать.

4 из 10

20 февраля 2014 | 20:49
  • тип рецензии:

Прожив много лет в США, Марк возвращается на Родину, в Испанию, и привозит сюда свою жену, взрослую дочь и маленького сына. Они селятся в мрачном и старом особняке, в котором сорок лет назад случилась некая таинственная история, связанная с похищением детей. Впрочем, Марк об этом, разумеется, даже и не догадывается. Вскоре у Марка начинаются приступы психической болезни, которая донимала его и в Америке. А тут ещё и маленький Пол странно себя ведёт и рисует страшные картинки. Его старшая сестра Реджина начинает беспокоиться за семейное благополучие...

Несмотря на обилие жанровых клише, начиная от семьи, заселившейся в пустующий, страшный особняк и заканчивая маленьким мальчиком, принимающим сигналы от неведомой силы, а также некоторую небрежность сценария по части мотивации персонажей, каталонскому режиссёру Жауме Балагуэро всё же удалось снять неплохой фильм ужасов, лейтмотивом которого стала одна из самых распространённых фобий — боязнь темноты. Эта самая тьма будет в прямом смысле слова преследовать героев картины и её зрителей до финальных титров, а особенно впечатлительных, вероятно, и позже.

Не могу сказать, что Жауме Балагуэро блестяще справился с работой сценариста. Да, возможно, его герои и не делают ничего феерически глупого, к чему мы привыкли в стопроцентных Голливудских 'ужастиках', однако, как минимум, один из нескольких финальных твистов просчитывается ещё в первые минуты фильма, а мотивация главной 'бабайки' вызывает некоторое удивление своей бессмысленностью. С другой стороны, финал картины — это то, за что Балагуэро, как сценариста, хочется похвалить. Сделано изящно, хоть и ничего не объяснено толком.

А вот как режиссёр, каталонец, на мой взгляд, отработал очень хорошо. Фильм, при всей его штампованности, не кажется скучным, одно событие ярко сменятся другим, все персонажи 'выпуклые' и харАктерные, а уж визуальная составляющая для более чем скромного бюджета и вовсе отличная. Некоторые сцены действительно удалось сделать по-настоящему страшными и жуткими. И это, заметьте, без набивших уже оскомину бу-эффектов.

Одним словом, 'Тьма' — картина довольно неровная. Впечатляющая атмосфера, бодрый темп и изящный финал здесь соседствуют с клише и невыразительной игрой актёров. Один раз, впрочем, посмотреть вполне стоит. Хотя бы ради нескольких красиво и страшно снятых сцен.

7 из 10

25 августа 2015 | 16:11
  • тип рецензии:

Чем может привлечь своего зрителя не самый известный фильм ужасов Тьма? Чтобы найти здесь нечто уникальное, придется изрядно пропотеть, и все равно результат не будет гарантирован. Несмотря на это, фильм вполне может заинтересовать довольно стандартной, но небезынтересной аннотацией, располагающей к неплохому мистическому хоррору.

Семья возвращается на свою историческую родину в отцовский дом, - самый такой обычный особняк, стоящий на отшибе, всем своим видом радушно улыбающийся каждому прохожему. Помимо банальнейшего места жительства, еще и семья к нему подобралась соответствующая: отец, страдающий припадками ярости, донельзя флегматичная не видящая дальше собственного носа мать, младший ребенок, обожающий рисовать отдыхающих детей с красными росчерками на горле, ну и резко выделяющаяся в описанном оазисе спокойствия девушка, тренирующаяся в бассейне и мечтающая вернуться в штаты. Вот ведь бесстыдница!

Если серьезно, то сюжет ни разу не удивляет, но наблюдать за стандартным ходом событий все же любопытно. Просто-напросто киноман, покусившийся на подобное, уже в курсе того, как будут развиваться внутрисемейные отношения и в какие моменты из-за угла нагрянет очередной jump scare. Быть может лишь концовка способна немного удивить, к тому же последняя сцена в полностью преобразившемся Доме (теперь уже с большой буквы) выполнена на потрясающем уровне, при ее просмотре становится физически жаль, что не все кино наполнено аналогичными сюрреалистическими картинами.

В целом довольно неплохой ужастик, способный подарить любителю страшных историй чуть более полутора часов пребывания в Доме, где всегда царит уют и разливающееся повсюду тепло.

7 из 10

04 августа 2013 | 00:28
  • тип рецензии:

Общее впечатление: Почти все дети бояться темноты, да и взрослым порою страшно. Нас пугает неизведанное, что таится в бескрайнем мраке и почему мы так боимся увидеть нечто страшное там? На самом деле ответ прост — генетический фактор. В древности люди привыкли к тому, что тьма скрывает опасности в виде диких зверей, стихии, врагов. Во тьме сложно сориентироваться, победить и, соответственно, выжить. Ну а мистическая часть лишь выдумка, людям которые склоны фантазировать, тяжело абстрагироваться от навязчивой мысли страшных монстров. Те кто уже вырос или попросту хладнокровен к темноте, смотрят фильмы ужасов.

«Тьма» именно про неизведанное во мраке. Семья вернувшись в Испанию после долгого пребывания в Америке, поселяется в старом величественном особняке, пустовавшем почти 40 лет. Вскоре одному из детей начинает казаться, что в холодных стенах их нового дома присутствует кто-то невидимый и страшный. Пугающие, необъяснимые события и странное поведение отца семейства подсказывают детям, что их мрачная обитель хранит некую зловещую тайну.

Лично мне не было страшно, все потому что многие ходы я видела ранее, но неискушенного зрителя кино порадует, где-то напомнит «Ужас Амитивилля», где-то «Приют», а где-то даже «Сияние». Скримеры неплохи и всегда к месту, а история увлекает. Атмосфера мрачная и жуткая, оттягивает истинный момент, самый сок в конце.

7 из 10

28 октября 2021 | 17:31
  • тип рецензии:

Назвать этот неплохой фильм страшным, жутким и ужасным я бы не решилась.

Не представляю, как и чем он мог напугать многих. Лично мне страшно не было ни секунды. И если кто-то утверждает, что страшнее фильма он в своей жизни не видел - посмотрите тот же 'Ужас Амитивилля', и вы убедитесь, что есть фильмы, которые действительно могут напугать.

Сама по себе история не из новых. Соглашусь, впечатлил конец (но не напугал опять же). Действительно, можно было поломать голову, на какой поступок решатся герои. Но всё остальное в фильме - это по шаблону семейные разборки родителей и детей, которые иногда прерывались, а иногда подогревались присутствием потусторонних сил.

Кстати говоря, призраков вот до конца не раскрыли. После их появления у меня осталась масса вопросов, на которые фильм не дал ответ: при чем тут дети, зачем они приходили, что за странная картина, как это все связано, и так далее. И это не говоря уже о том, что роль потусторонних сил и тьмы реально оставили только на последние минуты фильма. Все остальное снова затмевает мать, у которой всегда все хорошо, дочь, которая вечно скандалит с родителями, отец с нервным расстройством и мальчик, который рисует странные картинки.

И хотя актеры были хороши, снят фильм грамотно, дом подобрали подходящий, финал не замяли - высокую оценку за ужас я поставить не могу. Пускай ее ставят трусишки, которые боятся темноты.

6 из 10

21 февраля 2013 | 16:31
  • тип рецензии:

Если хочется потрепать нервы ночью в одиночестве, то «Тьма» — один из достойных претендентов. И всё-таки не самый лучший выбор. Чуть ли не половину фильма приходится скучать, вникая в семейные отношения и происходящие события, которые медленно ведут к кульминации. Но! Очень понравилась атмосфера, которая держит под впечатлением и после просмотра. Хорошо сделанный видеоряд, заставляющий прилипать к экрану в особо эффектные моменты.

Фильм вроде бы снимался испанцами для американского рынка. Отсюда в Испании «почему-то» газетные заголовки на английском. :) Не дают покоя оставленные на усмотрение зрителя вопросы: что стало с архитектором? каким же образом его достала тьма? Красивая, но непонятная загадка. Отсутствие хэппи-энда да и концовки как таковой вообще — быстро и здóрово, под общим впечатлением... Но хотелось бы повнятнее.

Существенный минус — этот самый маловразумительный ритуал, вокруг которого пляшет сюжет, его истоки и последствия (в том числе и промежуточные, ведь столько лет прошло). Если обо всём этом не задумываться, смотрится просто отлично.

6 из 10

02 июня 2010 | 19:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: