К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В 10-й раз пересмотрев эту картину, поймал себя на мысли, что очень многие из нового поколения имеют представление о Роберте де Ниро лишь по его последним фильмам: комедиям и спорного художественного качества драмам, в которых он, конечно, хорош, но всё равно не то! Настоящий гениальный де Ниро в 'Таксисте', 'Последнем магнате' и 'Разъярённом быке', по его игре можно учиться актёрскому мастерству.

'Таксист' хорош тем, что в герое де Ниро каждый мужчина может найти многое о самом себе, даже если на первый взгляд ничего общего не усматривается. Точно передано состояние души мужчины после 25, когда начинает казаться, что ты уже старик, и одновременно хочется изменить что-то важное в себе и в окружающем мире. И к женщинам отношение меняется. И жизнь в предчувствии взрыва. И как замечательно точен в этой жизни и в последовавшем взрыве Роберт де Ниро. Просто восторг!

А Скорцезе нужно было давать Оскар за этот фильм.

27 января 2007 | 01:01
  • тип рецензии:

Каждый считает себя уникальным, ну большинство, тем не менее все общество это одна большая река, кто то может считать что поступает не так как все, но он все равно в стаде, в реке которая течет по кругу. Мода, понятия, принципы, идеалы, эталоны, ценности.

Таксист это по простому человек который выпал из колеи, из этой реки. Взяли человека, вырвали из толпы и бросили умирать на войну, война закончилась, и вот пожалуйста иди куда хочешь. Крыша уже съехала, там была война а тут проститутки, сутенеры, грязь, нечисть какая то по улицам шатается, с другой стороны сидят офисные куклы, тоже ненормальные, живущие по каким то сказочным понятиям, мечтающие о принцах.

По середине таксист, вот по сути куда ему податься ? Он чувствует что должен что то сделать, может быть изменить, но что ?

Не про такси этот фильм, желаю и вам это понять, и не про добро и зло, и девочка тут ни при чем, таких еще пол мира в притонах. Фильм как и многие другие про мясорубку под названием общество, которое не терпит индивидуализма и перемалывает его.

Фильм смотреть стоит.

26 сентября 2011 | 23:10
  • тип рецензии:

Вот я и добрался до большого, на мой взгляд, числа в двести рецензий на Кинопоиске. Сегодня я бы хотел поговорить о фильме, который не дает мне покоя уже не один год...

Отзыв на эту, без сомнения, восхитительную картину я пытался написать уже более трех лет, но все как-то не складывалось. То времени не было, то было, но не было слов, которыми я бы мог выразить свое отношение к 'Таксисту'. Признаюсь, я до сих пор не могу найти нужных слов, чтобы сказать то, что уже не один год крутится у меня в голове.

Попробую начать издалека, с того момента, когда я впервые увидел рекламу этого фильма. Я тогда учился, наверное, во втором или третьем классе, соответственно это был то ли девяносто пятый, то ли девяносто шестой год. В том возрасте я не был в состоянии хоть как-нибудь адекватно оценить сюжет данного фильма, но выезжающей из белого дыма, величественный желтый автомобиль, сминающий нью-йоркский мусор колесами с хромированными дисками, под музыку Бернарда Херрманна настолько впечатался мне в память, что последующие лет двенадцать, до того момента, когда я снова увидел трейлер 'Таксиста' я помнил вплоть до каждой детали.

И вот, ближе к концу 2009 года я, наконец-то, смог увидеть фильм, от которого ожидал больше, чем рассчитывал увидеть. Но он превзошел все мои ожидания! Не устаю повторять, что Скорсезе может снимать какую-угодно ерунду, откровенные проходняки, но для меня он навсегда останется в ряду великих режиссеров современности лишь только благодаря Трэвису Биклу и Айрис Стинсмаа.

Однажды, один мой хороший друг посоветовал мне посмотреть замечательный фильм - 'Путь Карлито'. Он был несколько разочарован тем, что данная картина понравилась мне меньше, нежели 'Лицо со шрамом' того же режиссера. Потом он посмотрел 'Лицо со шрамом' Брайана де Пальмы и согласился, что несмотря на разный антураж, истории очень похожи и первая увиденная впечатляет больше. Так вот, к чему это я. Дело в том, что может и есть подобные истории, но любая из них впечатлит меня меньше, чем история уставшего от мерзости и грязи Трэвиса.

Тут даже трудно не выделить любого из второстепенных и третьестепенных персонажей. Их характеры такие яркие, что кажется тебя окунули в реальный Нью-Йорк середины семидесятых. Здесь трудно осуждать людей за их поступки, даже видя вместе с героем Роберта Де Ниро их явную ошибочность. Он ведь тоже не идеален. Он ведь с большим трудом возвращается с войны, где все было так просто и так понятно. Ему тяжело вновь оказаться в мире гражданских людей, грязные поступки которых не так-то и просто покарать простым нажатием спускового крючка. Но сколько еще мерзости должно произойти, чтобы уже взорвать терпение ветерана, для которого не осталось полутонов? Как может быть нормой четырнадцатилетняя проститутка? Как может быть нормой красавица с пустой душой и абсолютным цинизмом? Как люди могут врать тебе в глаза и при этом улыбаться во все тридцать два? Как вообще девочка, еще не осознавшая своей сексуальности может ей торговать? Основной мыслью здесь я вижу не столько испорченность отдельных индивидуумов социума, сколько гнилость самого общества, живущего какими-то дикими законами, которые не в состоянии ни понять, ни принять никому ненужный защитник этого самого общества, сражавшийся за тридевять земель за какие-то отдаленные идеалы, которые втоптали в грязь все моральные уроды, привыкшие называть себя людьми.

И да, осознание этого приходит не сразу.

Безусловно, Трэвис не отличается какой-то дьявольской хитростью, но на удивление его прямые методы, которые вырастают отнюдь не на пустом месте в итоге достигают куда больших целей, чем те, на которые рассчитывал он сам. И пусть это происходит лишь в его угасающем, израненном сознании, кто возьмется сказать, что эти его мысли не могут реализоваться? Ведь тот, кто до последнего пытается не столько изменить мир, сколько очистить город от творящегося вокруг дерьма, скорей добьется своих целей, нежели гражданин сердобольный, но пассивный. И пусть изменения коснутся немногих людей, падение во тьму уже будет остановлено. В масштабах одного человека это уже немало.

Подводя итог, скажу, что режиссерский талант Скорсезе раскрылся в данном фильме на сто процентов. Здесь удачно все, актеры, бесподобно исполнявшие свои роли (отдельный плюс импровизации Роберта Де Ниро и взрослой девочке Джоди Фостер), отличная операторская работа Майкла Чэпмена, улавливающего нужные ракурсы, превосходный саундтрек Бернарда Херрманна, все это создало атмосферу настолько мрачную на протяжении всего фильма, что даже солнце в редких сценах светит холодным светом, который попросту угнетает зачатки добрых чувств...

10 из 10

02 января 2013 | 23:38
  • тип рецензии:

Ненадежные стены панельных строений
Впитали в себя вкус побед и поражений
И харкнули это и себя наружу
Прямо мне в душу прямо тебе в душу...


Сегодня я хотел бы написать о фильме Мартина Скорсезе 'Таксист'. Это кино заставившее меня задуматься и задуматься серьёзно, о том что и спустя тридцать с лишним лет, проблема освещённая в фильме, только усугубилась. То как показал Скорсезе в своей картине жизнь в городе и то какой он нашёл выход из замкнутого круга, не может не восхитить. Это кино квинтэссенция злобы, одиночества и безысходности, так ярко и так смело преподнесённой Скорсезе. Этот фильм стал моим любимым из его картин, потому что для меня это фильм откровение. То, чем стал для меня когда-то 'Бойцовский клуб', но другой направленности.

Если честно, Скорсезе не входит в число моих любимых режиссёров и его фильмы меня не цепляют. Да, его стиль, размах и исполнение великолепны и поэтому он снимает отличное кино, только не моё это. Я с удовольствием смотрю его картины и готов с большой охотой променять какой-нибудь блокбастер на его фильмы, но вот дальше дело не идёт. Пересматривать, а уж тем более заносить в список любимых фильмов, не хочется. Но, в любом правиле есть исключения, и этим исключением для меня стал 'Таксист'. Однажды увидев Роберта Де Ниро с ирокезом, я больше не мог выкинуть его из головы и пришлось смотреть кино, где он щеголяет с такой необычной для него стрижкой. И я остался чертовски доволен увиденным.

Сюжет повествует нам о нелёгкой судьбе ветерана вьетнамской войны Трэвиса Бикла. Он живёт в Нью-Йорке. Постепенно он понимает, что спать по ночам он не может. Он ходит в кино (кстати единственный жанр, который он признаёт - это порно), катается на автобусах и метро, но уснуть не может. И поэтому он устраивается таксистом в ночную смену. И здесь, он начинает видеть Нью-Йорк без маски, истинный. С заходом солнца на улицы выползают все, кто боятся света. Убийцы, маньяки, проститутки и прочие представители ночной фауны борются за существование среди помоев и ничуть не думают об этом. И здесь таксисту становится видна вся подноготная жизни. И тут он теряет сон окончательно.

А ещё он влюбляется в девушку из агиткомпании какого-то лживого сенатора, которого потом встретит Трэвис. Только эта девушка посылает подальше незадачливого таксиста. Потому что он не такой как все. Он не понимает зачем нужно постоянно лгать. Он не понимает почему нельзя просто назваться своё имя, когда у тебя его спрашивают. Он не понимает почему вся шваль, правящая ночным Нью-Йорком, до сих пор на улица. Почему, когда он проливал кровь за свою страну, какие-то ублюдки творили всё что захотели. Какая была цель войны, если не улучшение жизни в стране. Все эти вопросы не дают ему покоя. В своих взглядах он чувствует себя одиноким и происходящее его всё больше раздражает. Люди считают его безумцем, а он, пожалуй, самый адекватный из них.

В своих ночных рейсах он встречает разных людей, которых даже людьми то не назовёшь. Он каждое утро оттирает с задних сидений кровь и сперму, и с каждым разом это его гложет всё больше. И он начинает впитывать злость, как губка. Отчаяние заставляет совершать его необдуманные действия. Убить кандидата в президенты, цель знатная. Убрать лживого политика, который говорит лишь о себе и о рейтинге, но не слова о людях. Но последней каплей в бочку с напалмом, становится встреча с малолетней проституткой. Растущая несправедливость, антигуманность и полнейшее отвращение к такой жизни, толкает его на самосуд. Даже на войне всё было логичней и честней. И он разряжается на всех кто повинен в нынешнем положении дел.

'Таксист' мне напомнил два фильма 'Брат' и 'Старикам тут не место'. В первом случае, схожесть у главных героев. Они оба не понимают ради чего всё это творится и они оба берут правосудие в свои руки. Во втором случае, мне вспомнился финальный монолог шерифа. Все три фильма пронизаны фатальной злобой и несправедливостью. И все три не дают ответа на вопрос: 'А что же делать?' Ад во всех фильмах продолжился и после титров.

Актёры в 'Таксисте' справились со своими ролями отлично. Роберт Де Ниро, бесспорно, великолепен. Одна из лучших его ролей. Настолько он вдохновенно сыграл, что порою встают волосы дыбом. А его финальные три пули в голову просто взрыв. Я сидел и не знал, смеяться мне или нет. Один из сильнейших моментов в кино на моей памяти. Ну и конечно Джоди Фостер. Хороша, ничего не скажешь. Остальные все нагло и удачно стянуты из жизни. Таксисты, продавцы, проститутки и прочие обитатели Нью-Йорка смотрятся натурально, насколько это возможно в кино. Ещё имеется восхитительная музыкальная тема. Одновременно и грустная и нейтральная, она полностью погрузит зрителя в фильм, ни на секунду не давая опомниться. Также, не могу не отметить великолепную операторскую работу. Ночной город глубоко контрастирует с дневным, а каждый кадр так и хочется остановить и рассмотреть.

В целом же, мною просмотрен потрясающий фильм. Заставляющий задуматься и погрустить. Подумать только, за тридцать лет ничего не изменилось. Как врали политики, так и врут. Как были полны города всякой грязи, так и сейчас полны. И заветный дождь, в который так верил Трэвис, так и не пошёл.

21 июля 2010 | 09:36
  • тип рецензии:

Чертовски удачный дуэт Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро в полной мере проявляет себя в 'Таксисте', имеющем две полярные грани оценки: или скучно и ни о чем, или шедевр. Что-то среднее о 'Таксисте' трудно вывести.

Для меня эта картина перекликается с шедевром Вима Вендерса 'Париж, Техас', рецензию на который вы тоже можете прочитать у меня. Героев объединяют две вещи: они невероятно одиноки и их обоих зовут Трэвис. 'Таксист' снят раньше и даёт очень своеобразный взгляд на одиночество.

Трэвис Бикл ведёт интровертый образ жизни. Он недавно вернулся из Вьетнама и вероятно, страдает птср. И бессонницей. Именно из-за бессонницы он идёт работать в Такси в ночные смены, дома ему все равно нечего делать. Никакого лечения, никаких попыток разобраться в себе. Бессмысленное скитание по ночным улицам города грехов, безумно красивым на общем плане, но уродливым в деталях. Трэвис предпринимает попытку выйти из этой ситуации, не прибегая к рефлексии. Он встречает Бетси, девушку, работающую в офисе предвыборной кампании. На какой-то момент кажется, что у них всё идёт хорошо, но Трэвис — это 'вещь в себе'... И с ним трудно.

Если рассматривать фильм в парадигме двух Трэвисов, то в отличие от своего тёзки из 'Париж, Техас', Трэвис Бикл выглядит абсолютно опустошенным. У него нет никакой цели, и у него нет прошлого — кроме Вьетнама нам ничего не известно, да и вероятно, сам Трэвис не помнит. Его родители живы, но он даже не думает к ним обращаться. Он пытается выйти из круга одиночества по наитию, вслепую, не думая о том, как его изменила жизнь. В результате у него появляется цель — но необдуманная, в какой-то мере извращённая, но всё-таки цель. И она его устраивает, потому что вписывается в его текущие жизненные устои. Он делает именно то, что должен делать, и по-другому ему не поступить.

Этот фильм о человеке, не смогшем собрать себя после удара судьбы. Трэвис не смог нормально перевязать рану, нанесённую ему в душу, и неудачная попытка спасти себя приводит к тому, что рана только оголяется. Швы накладывать безнадёжно. Его рассудок замыкается и в нем мелькает калейдоскоп из лиц, городов, огней и тьмы. Абсолютной тьмы.

'Таксист' говорит об очень многом, но это недостаточно просто услышать, это нужно прочувствовать. Это драма о маленьком человеке, и что-то в судьбе Трэвиса есть от произведений Достоевского. Главное не ждать быстрого повествования и слезовыжимающей истории, потому что главный герой слишком человечен — а поэтому, ему трудно сочувствовать.

18 мая 2023 | 16:33
  • тип рецензии:

Этот безумный-безумный Нью-Йорк

Что делать, если ты не можешь уснуть?

Что делать, если ты видишь темную сторону жизни?

Как не стать ее частью?

Как жить нормально?

Как осветлить эту темную сторону?

- сделать что-нибудь...

Молодой парень вернулся из Вьетнама. Учился там да сям, как он сам признался. Живет один. Пишет письма родителям, полные оптимизма и хороших новостей.

Но на самом деле Трэвис страдает бессонницей, одиночеством и какой-то одержимостью внутри, которую он сам не может понять. По всей видимости жестокое время войны оставило свой выжженный след на мозге. Он не может стать обывателем, простым жителем Нью-Йорка, коротая время в порно-кинотеатре. Трэвис обитает в ночном Нью-Йорке, обратной стороне медали, гнилой и пахнущей алкоголем кровью и спермой... Он и сам чуть не становится ее частью. Пытаясь изменить свою жизнь, главный герой ищет отношения с девушкой. Но его неадаптированность в дневном мире не дает ему возможность успешного развития любовной линии. Работа в такси тоже не удовлетворяет потребности Тревиса. Сначала он пытается отомстить своей бывшей девушке, но операция срывается...

Тогда воспаленный и невыспавшийся мозг героя Де Ниро вдруг создает идею, которая уже была выжжена во время войны: 'борьба со злом путем полного истребления'. Возможно, здесь была скрыта еще и потребность в убийстве, та потребность, которая была в переизбытке в военное время и отсутствовала в настоящее. Персонаж Де Ниро не проповедует христианских ценностей, но становится героем... Но он всего лишь одна капля из дождя, который должен смыть всю грязь ночного Нью-Йорка...

Эта социально-психологическая драма не удивит вас экшеном и радостью от просмотра, у вас не будут наворачиваться слезы от геройских поступков персонажей. Напротив, весь фильм на вас будет давить и давить атмосфера порочности, жестокости и параноидального безумия персонажей. И хотя в фильме всего две фразы о войне и нет ни одного кадра о ней, она сыграла большую роль не только в жизни главного героя, но и многих жителей Нью-Йорка, в том числе тех подонков, которые стали такими, сломленные ужасами войны. Главный персонаж вообще с трудом вызывает симпатии, разве что в концовке. Хэпи энд видится саркастичным, подтверждая неизменность безумия мира.

Молодой, худосочный Роберт Де Ниро великолепно вжился в роль. Реалистичность происходящего, дополняемая хорошими аранжировками, режиссурой молодого Скорсезе и игрой актеров второго плана, настолько здорово сделана, что выйти из течения этого фильма не можешь очень долго.

Никому не пожелаю попасть в эту липкую атмосферу, советую лишь посмотреть это кино!

21 сентября 2009 | 21:05
  • тип рецензии:

Авторское кино – это искусство говорить о том, что наболело, что мучает, что спать не дает по ночам. В те годы массовым сознанием американских граждан владела одна большая проблема. И режиссер уровня Мартина Скорсезе просто не мог остаться в стороне. В качестве основы фильма выступает одно из следствий участия США в войне во Вьетнаме, а именно - «Вьетнамский синдром». Его сущность заключается в отказе американцев выступать в поддержку участия США в военных кампаниях, которые носят длительный характер и не имеют четких военных и политических целей. Если присмотреться, то можно найти множество аналогий с картиной Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня». Прежде всего – это процесс разложения американской армии, основной причиной которого была видимая для солдат бессмысленность долгой войны. Вот только герой Роберта Де Ниро не плывет на лодке по реке, а колесит на такси по инфернальным улицам самого «свободного» города мира. Однако сути это не меняет, на экране мутное течение войны во Вьетнаме, а «лодку на колесах» то и дело обливают водой из пожарных гидрантов. Кроме того, следует отметить «тягучую» операторскую работу Майкла Чэпмена и блюзовый саундтрек композитора Бернарда Херрманна, который то и дело прерывается жесткой перкуссией.

Многие из будущих дезертиров шли на войну по собственному желанию и покидали части, терзаемые страхами и ужасами войны. Проблему их легализации американская власть пыталась решить сразу же после ее окончания. У Трэвиса нет разрешения на ношение оружия, однако он избегает ответственности. То, что он доброволец, мы видим в начале, когда он устраивается таксистом и готов работать где угодно и когда угодно. Именно там он наблюдает распространение наркомании среди коллег-солдат, продажу своих же боеприпасов-номеров кому попало, изощренные пытки клиентов-вьетнамцев. Но дезертировал в своем сознании он после отказа подружки, который герой воспринимает как предательство, обман. Кстати, о подружке. На мой взгляд, она олицетворяет те призрачные и абстрактные идеалы, за которые воевали солдаты. Зовут ее Бетси (Сибилл Шепард) и работает она в предвыборном штабе некоего кандидата в президенты, где «продает жидкость для промывания мозгов». Ее имя удивительно созвучно с прозвищем будущей первой леди США – Элизабет «Бетти» Форд. Однако события в фильме касаются более раннего периода войны во Вьетнаме, когда ее муж Джеральд Форд еще был вице-президентом в штабе своего предшественника. Таким образом, наш кандидат – Ричард Никсон, будущий победитель президентских выборов 1968-ого года, выступавший под лозунгом завершения войны «почётным миром». Он внимательно слушает в «такси войны» солдата Трэвиса, и, кажется, понимает. Более того, он изначально не хотел в него садиться и говорил о проблеме Калифорнии, которая была основным поставщиком живых ресурсов на войне. В дальнейшем, Бетси в своем штабе помогает ему написать так называемую «Доктрину Никсона», которая была призвана помочь закончить войну. Вот некоторые строчки из нее: «Мы, американцы, самостоятельные люди. Мы - нетерпеливые люди. Вместо того, чтобы поручить кому-то другому сделать какую-либо работу, мы работаем непосредственно сами. Защита свободы – дело не только Соединенных Штатов. Это в первую очередь ответственность людей, свободе которых угрожают». На митинге в свою поддержку он еще более категоричен: «Мы несем бремя страданий по вине кучки политиканов, мы не хотим воевать за интересы кучки олигархов».

Так почему же наш герой в конце хотел его убить? «Чем ты занимаешься, тем ты и становишься, поскольку выбора у тебя нет» - говорит ему Колдун (Питер Бойл), коллега по ремеслу. Дело в том, что персонаж Де Ниро — своего рода всечеловек, наиболее американский из киногероев, бесправная жертва амбиций нации. Он не столько одинокий, как это звучит в слогане или самом фильме, сколько «несвободный». Прическа ирокез, которую выстригали себе солдаты, уходившие берсерками в джунгли, это еще и отсылка на коренное население Америки, индейцев, чью свободу украли и поселили в резервации. И как говорит сам Трэвис: «Нашелся человек, которому всё это надоело, который восстанет против всего этого дерьма». Последние цветы его души сожжены, комок противоречий распутан, время действовать. А поскольку рыба гниет с головы, надо убить президента. Кроме того, в этой попытке мести героя можно узреть акцию протеста «Поход на Пентагон», одно из знаковых событий в истории американского антивоенного движения. Случилось оно на исходе так называемого «лета любви», в октябре 1967-ого года, когда после митинга у мемориала Линкольна огромная толпа двинулась в направлении Пентагона, намереваясь «изгнать духов ненависти» из здания и поднять его в воздух. Однако там она была встречена военными полицейскими и национальными гвардейцами.

Вернемся чуть назад, вспомним эпизод в машине, когда к Трэвису подсаживается полубезумный бизнесмен (в исполнении самого режиссера). Он видит в окне силуэт якобы своей жены, изменяющей ему с цветным, и говорит о намерении убить ее, выстрелить ей между ног. По сути, это предыстория войны во Вьетнаме в миниатюре, когда высшее политическое руководство страны поворачивает мысли населения к насилию. Силуэт жены в данном случае химера той самой свободы, независимости, демократии и прочих громких словечек, которыми политики так любят пользоваться, а также образ матерей лишенных потомства.

В дальнейшем режиссер знакомит нас с движением хиппи, которое появилось из молодёжи, протестующей против этой войны. Эта субкультура включает в себя жизнь в коммунах, равное распределение благ, нередко с участием незнакомых людей, употребление психоделических веществ, «свободную любовь». Но поскольку наш герой способен к критическому мышлению, от наркотиков он все же отказывается. И так как его план мести на высшем уровне не сработал, он решает уничтожить рассадник заразы на уровне борделя-коммуны. В лице малолетней проститутки Айрис (Джоди Фостер), которую якобы любит сутенер Харви Кейтель (и называет дешевкой), можно увидеть собирательный образ рекрутов, призывников американской армии, большая часть из которых были моложе 21 года, то есть, не достигли совершеннолетия, зрелости. Одна дурь (гороскопы) в голове. И расстрел паразитов-рабовладельцев выглядит как ответ на плакаты демонстрантов со словами: «Проиграй во Вьетнаме, но доставь парней домой» и письма матерей: «Верните нам наших мальчиков». Поскольку самостоятельно эти дети цветов домой возвращаться не хотели или под влиянием наркотиков уже не могли. Этот план Трэвиса срабатывает, и в дальнейшем родители девочки пишут ему благодарственные письма. Однако культовая сцена с выстрелом героя в висок не позволяет с уверенностью утверждать, что они дошли до адресата. Количество солдат, покончивших жизнь самоубийством после Вьетнама, зачастую оценивается большим числом, чем погибло на самой войне. Кстати, сам герой тоже пишет письмо своим родителям на открытке с бойскаутами, где (как и каждый солдат) обещает вернуться.

03 мая 2013 | 22:51
  • тип рецензии:

Тусклый свет фонарей, проходящий сквозь мокрое стекло автомобиля, падает на лицо молодого человека. Весь его вид выражает презрение и непонимание. Руки нервно сжимают резиновую поверхность рулевого колеса, счётчик тикает, попадая в унисон с волнами ненависти, возникающими в душе таксиста. Неужели он один видит всю эту грязь, мерзость, похоть на улицах своего города? Проститутки, убийцы, психи, наркоманы, грабители, сутенёры - и это его страна? Ради этого он прошёл сквозь пекло войны и выжил? Но есть в душе и надежда. Когда-нибудь пойдёт 'дождь' и смоет с этих улиц всю грязь и зловоние. Кто знает, может быть, именно ему и суждено стать этим 'дождём'? Ведь Магнум 44 под курткой уже давно готов дать бой.

Хорошее кино. Его главные достоинства - это атмосфера и игра Роберта Де Ниро. Мартин Скорсезе блестяще показал разницу между улицами Нью-Йорка днём и ночью. При свете дня становится не видно всю ту мразь, которая таится в подворотнях, ожидая захода солнца. Так же происходит и с людьми. Они стараются выглядеть благородно, производить приятное впечатление, говорить правильные слова, но стоит покровам спасть, как сразу же прорывается наружу 'моя жена изменяет мне с черномазым и теперь мне придётся её убить, у меня просто нет другого выхода'.

Просто фантастически сыграл Де Ниро. Трэйвис Бикл - слегка тронутый после войны молодой человек, рефлексирующий, отчаянно пытающийся понять почему этот мир опустился так низко. Он постоянно пытается скрыть свою душевную боль за улыбкой, но чувства всё равно прорываются наружу, как это случилось, например, в разговоре с сенатором. А в конце наступает перелом. Разум помутняется, чувства хлещут через край, и он берёт в руки пистолет, чтобы хоть немного уменьшить количество зла.

Многие считают, что герой Трэвиса и наш российский Данила Багров - это один и тот же образ. Мне однако кажется, что 'Брат' - это то, что стало с Трэвисом после финальной сцены. Все сомнения прочь, этот мир не заслуживает ни единой улыбки. Багров точно знал для чего он делает свои хитрые приспособления, Трэвис же делал их на перспективу, авось пригодятся.

Но есть и недостатки у картины 'Таксист'. Во-первых, мне не понравилась линия с девушкой Бетси. Зачем она была введена в повествование? Неужели только для того, чтобы в конце послужить тем человеком, который одобрил поступок Трэвиса? Без этой линии и хронометраж картины бы немного сократился, что по моему мнению, пошло бы ей только на пользу.

Во-вторых, концовка фильма оставляет слишком много вопросов непосредственно к Скорсезе. Что он хотел сказать таким концом? Одобряет он Трэвиса или нет? Создаётся ощущение, что сам Мартин в отличие от Таксиста так и не смог сделать выбор, и я как зритель эту слабину почувствовал.

Тем не менее, я искренне советую посмотреть 'Таксиста'. Возможно, будет немного непривычно. Всё-таки темп, ритм, течение сюжета характерно для тех времён, сейчас так никто не снимает. Но фильм ведь от этого хуже не становится?

8 из 10

21 февраля 2012 | 12:59
  • тип рецензии:

Люди всё-таки поразительные существа. Они могут долго и искренне томиться от одиночества, но как только подвернётся возможность с этим одиночеством распрощаться — способны отсечь себе путь к выходу собственными руками. Они могут сетовать о лицемерии и порочности общества, а в то же самое время быть уверенными, что чистое и абсолютно не запятнанное нашим миром существо может обитать в предвыборном штабе кандидата в президенты. Они клеймят разложение и развращённость нравов, а тем не менее способны привести понравившуюся девушку в кинотеатр на крайне пошлый фильм.

Но самое невероятное, что даже при всех внутренних противоречиях, да даже при безумии в человеке всё равно может оставаться что-то такое, что почему-то не позволяет равнодушно пройти мимо того, чего все благопристойные и респектабельные люди почитают своим долгом попросту не замечать. Игнорирование же вряд ли способствует преодолению проблем городского дна, кварталов, кишащих ворами, национальными бандами, наркоторговцами, продавцами оружия и прочими тёмными личностями. А какая острая и меткая политическая сатира уже в том, что отношение к политику у некоторых так сильно зависит от отношения к девушке, которая агитирует за данного политика! И понимаешь с пугающей отчётливостью, что скорее всего герой Роберта де Ниро не ошибается, говоря, что в некоторых случаях в полицию обращаться абсолютно бессмысленно.

Тема, конечно, очень опасная и щекотливая: все знают, как государство настроено к тем, у кого есть рвение пришибать преступников самостоятельно, конечно, нередко с вескими основаниями для такого отношения. Проблема в том, что это происходит и тогда, когда государство само очень даже могло бы привлечь этих преступников к ответу, да и должно.

Легко, слишком легко скептически укорять героя за то, что он пытается вытащить девочку — та, вроде, по собственной воле выбирает своё существование (жизнью подобное существование, в любом случае, особо не назовёшь). Однако юная Айрис как минимум в психологическом рабстве, и ещё не факт, что такое менее опасно, чем рабство физическое. Не говоря уж о том, что ребёнок, что наркотиками напичкали — какой уж тут в действительности свободный выбор? А если уж решаться прорвать ткань привычного, беспробудного, беспросветного официально отвергаемыми методами, то уж пускай жертвами станут действительно те, кто могли бы толкнуть на чудовищный путь ещё не один десяток таких Айрис. Да, сосчитать убитых не так трудно, заученно изречь, что цель ни в каком случае не оправдывает средства, не трудно тоже, зато невозможно точно сосчитать тех, у кого детство и юность останутся неосквернёнными благодаря тому, что несколькими подонками в мире стало меньше. Притом, конечно, и гарантий того, что хоть одну жизнь удастся отспорить, сберечь такими методами в реальной жизни, нет — но гарантия-то того, что импозантный политик и палец о палец не ударит, чтобы сдержать свои предвыборные обещания, почти что стопроцентна.

Сюда вряд ли стоит наведываться за саспенсом, за атмосферой, действие течёт довольно занудно и неторопливо. Зато де Ниро великолепен, как обычно. И конечно, вряд ли фильм даёт сколь-нибудь окончательные ответы на тяжкие, наболевшие вопросы. Даже едва ли их и ставит — это давно уже сделала сама жизнь. Но, по крайней мере, оставляет уже куда меньше возможностей от них отвернуться и благоприлично сделать вид, что тебя, вот конкретно тебя, такое не коснётся ни при каком раскладе...

19 февраля 2013 | 00:42
  • тип рецензии:

Творчество Мартина Скорсезе, на мой взгляд, тесно пересекается с творчеством Достоевского, так как оба великих мастера создавали гениальные психологические портреты своих персонажей, хотя первый - благодаря великолепной игре своих любимчиков: Роберта ДеНиро, Харви Кайтеля, Джо Пеши и уже в XX веке - великолепного актера Леонардо ДиКаприо. А сложность этих образов, воплощаемых актерами состоит в том, что они соединяют несоединяемые вещи: реалистичность с безумием и гротеском, что является с актерской точки зрения - рисково-противоречивыми действиями. Что же мощнее выглядит? Полное погружение в одну роль, в одного персонажа или неидентичный и тот самый противоречивый характер? Конечно второе, ибо на прямую не показано раздвоение личности, а тут, скорее, идет намек на эту уникальную, по сложности актерского исполнения, стезю.

Сюжет достаточно прост: Трэвис Бикл - очень молодой нью-йоркский таксист, достаточно жадный, стеснительный, но подобно Раскольникову из 'Преступления и наказания', прокручивающий в голове свою теорию, что по его словам: 'Нужно просто дождаться дождя, который смоет с улиц всю эту мерзость'. Но в данном случае, герой Роберта ДеНиро - Трэвис не имел ввиду слякоть, пыль или грязь как таковую, а он показывал: наркоманов, диких и безумных афроамериканцев, сутенеров, шлюх, безумных представителей американских молодежных субкультур и прочих. Однако, это еще цветочки - сам Мартин Скорсезе сел к нему в машину, где его герой в подробностях рассказывает как собирается убить жену за измену, отстрелив ей детородный орган из магнума 44-ого калибра. Лицо Трэвиса в эти секунды застывает параллельно с глазами, направленными в сторону стекла заднего обзора, секунд на тридцать... настоящий шок для водителя такси.

Но, однажды, среди всего этого разврата и мерзости он увидел золотые и непорочные локоны волос красотки Бэтси - сотрудницы избирательного штаба сенатора Пэлентайна, который балатируется в президенты. Трэвис решает спасти свою жизнь от вечного одиночества, начав встречаться с Бэтси, но в один прекрасный день, когда по ошибке Трэвис привел ее на порнофильм в ночной кинотеатр, тем самым разорвав все дальнейшие отношения с холодной и бездушной блондинкой.

Смысл жизни потерян? Ну почти, до тех пор, пока перед машиной не выскочила двенадцатилетняя девочка со слезами на глазах и воплями увезти ее куда-нибудь, но тут выбегает паренек с фразой: 'Коммон, детка, давай возвращайся к работе!'. Естественно, она оказалась проституткой, а паренек по кличке 'Щеголь' - ее сутенером. И в эти секунды Трэвис начал понимать, почему он существует - он и есть этот очистительный дождь, который должен разобраться со всем этим дерьмом, но не с помощью слов, а при помощи пяти стволов. И с этих пор, Трэвис начинает плотно заниматься своим здоровьем, готовя себя к борьбе грязью.

В такие минуты лента Мартина Скорсезе начинает перекликаться с романом Чернышевского 'Что делать?', где главный герой Рахметов, настроил себя плотно готовиться к революции, занявшись своей фигурой и своим здоровьем. Да и как выше упомянуто, другой перекличкой служит главный роман Достоевского 'Преступление и наказание', где Раскольников берет на себя роль и ответственность судебной власти. Безусловно, Таксист - это очень тонкая и трудная работа, которая не заслужила ни один приз американской киноакадемии, возможно, из-за чрезмерной жестокости самого повествования. И так же следует отметить, что это первая в своем непростом жанре лента, которая потом в разных интерпретациях и лейтмотивах цитировалась другими авторами, включая самого создателя этой ленты в фильме 'Воскрешая мертвецов'.

И саундтрек тут просто идеален. Саксофон подчеркнул порочную атмосферу современного ада. Последняя работа великого Бернарда Херрманна, создателя музыки к избранным хичкоковским фильмам.

Крепкая, трогательная и непростая лента, ставшая классической, снятая и исполненная двумя (и в какой-то степени - тремя) лучшими голливудскими мастерами.

22 марта 2010 | 19:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: