Отличный криминальный триллер, закрученный до предела и пульсирующий, как оголенный нерв.
Это второй полнометражный фильм Кристофера Нолана, который снял его в тридцать лет, думаю это заслуживает восхищения и уважения.
Казалось бы что можно выжить из довольно избитого сюжета:
у главного героя убили жену, он ищет убийцу.
А вот тут и проявилась гениальность данного режиссера, и он в очередной раз показывает как из стандартного сюжета сделать увлекательное и запутанное кино. Оказывается все очень просто нужно главному герою дать редкую форму амнезии, с потерей короткой памяти, наколоть ему татуировки по всему телу, которые являются подсказками к этому запутанному делу и с помощью монтажа начало сделать концом, а конец началом и отправить его на поиски убийцы. Во и все.
Плюс отличный подбор актером на эти роли Гай Пирс и Кэрри-Энн Мосс.
Полнометражный дебют Кристофера Нолана, затем возродившего эпопею о Бэтмене. Кто не в курсе - это история о самопальном детективе, ищущем убийцу своей жены и источник собственных проблем - когда-то напавшие на его дом типы так задели его по голове, что он лишился кратковременной памяти, так что помнит только последние минут 15...
Чтобы зритель не заскучал, Нолан разворачивает действие в обратном направлении в соответствии с феноменом своего героя - отрезками по 10 минут, да ещё снабжает фильм аж двумя линиями флэшбеков.
Переворачивается и система смыслов - герои становятся антигероями, а антигерои - напротив. Смена добра и зла имеет основу не только в ценностном отношении, но и в механизмах человеческой памяти, про которую в таких делах вроде и забывают, не говоря уже о самоидентификации и, самое главное, смысле жизни. Фактически именно она формирует для рядового человека жизненные ориентиры. Забавно, что в нашу эпоху смыслы потому и конструируются, что прошлое уже не имеет значения - всего лишь нужно впечатать в голову нужные схемы...
Ну и далее в том же духе можно порассуждать. А это говорит о том, что Нолан, наравне с Матрицей вернул жанровому кино интеллектуальную начинку, а заодно, чего Вачовски не сделали, вернул психологически сложного человека. Подтвердили это последовавшая трепанация Человека-Летучей мыши и Начало, и Престиж... в общем, каждый фильм Нолана было не только (вполне) захватывающе смотреть, но и покопаться в нём...
Если жизнь потеряла смысл, что же остается делать?
'Помни' - интригующий триллер, с оригинальной сюжетной линией и захватывающим финалом.
Сюжет строится от конца к началу, что придает ему некую самобытность и пикантность. Изначально, все события располагаются в произвольном порядке и сложно разобраться или уловить какую-либо нить ведущую нас к разгадке, но затем постепенно пазл начинает собираться и выстраивается общая картина происходящего.
Жена, главного персонажа Леонарда, была изнасилована и убита в своем собственном доме. Леонард, тем временем, спасая ее получил серьезную травму головы, после которой стал обладателем кратковременной памяти и с трудом запоминал события произошедшие буквально пару минут назад. Но, у него имеется одна единственная цель, которой он готов посвятить всю свою жизнь - это найти убийцу своей супруги, по имени Джон Д.
Атмосфера в фильме безусловно напряженная, в особенности после того, как показанные действия перестают быть хаотичными. Чем ближе финал, тем более остросюжетными становятся события. В итоге, начинаешь вслушиваться в каждое произнесенное слово и пытаешься уловить любой полунамек, готовый пролить свет на происходящее. В течении всего фильма, создается такое ощущение как-будто ты находишься в теле Леонарда и смотришь на ситуацию его глазами: также удивляешься каким-то происшествиям, силишься вспомнить, что же происходило до этого, стараешься не забыть мельчайшие детали - которые, кстати говоря, играют немаловажную роль, но для того, чтобы суметь их уловить, придется посмотреть фильм, как минимум, дважды.
Главной звездой данной кинокартины является Гай Пирс. Получилось что-то вроде 'театра одного актера'. Благо Гай очень грамотный, профессиональный актер и харизматичный мужчина, поэтому наблюдать за ним было одно удовольствие. Хотелось бы отметить, что в общем-то не каждый актер способен тащить на себе весь фильм, даже несмотря на великолепный сценарий. Но, Гай Пирс был на высоте. Его удивление, тревога в определенных ситуациях, ярость и душевная боль читались в глазах, без всяких слов - что, кстати говоря, выше всяких похвал.
Подводя итоги, могу сказать, что мне искренне было жаль Леонарда. Он лишился всего, в одночасье. Единственным смыслом его жизни - являлась месть. Жажда отмщения - это все, что держало его на плаву.
'Помни' - кино заслуживающее внимания, кино-головоломка, кино, которое является единственным в своем роде. Одна из лучших работ Кристофера Нолана:
Еще один 'подарочек' для меня, любителя смотреть проекты в порядке внутренней хронологии. Это клятое лоскутное одеяло, чёрт ногу сломит, пока расположит отрывки в правильной последовательности.
Главного героя зовут Леонард Шелби. Он расследовал страховые случаи, одним из которых был Сэмми – мужчина, потерявший способность запоминать новые события. Леонард решает, что это психическое отклонение, а не следствие травмы, значит, страховая компания не обязана делать выплату. Вскоре в дом Шелби проникают двое преступников, которые нападают на его жену. Леонард убивает одного из насильников, но второй бьёт протагониста по голове.
И теперь у главного героя тот же недуг, что и у несчастного Сэмми — антероградная амнезия. Он помнит всё, что было до нападения, но теперь его кратковременная память ограничена 15-минутными отрезками, после чего новые воспоминания стираются. Собеседник может оскорбить Леонарда, спровоцировать на драку, а уже через 15 минут они вновь друзья, и Шелби, искренне сопереживая, спрашивает 'Кто тебя побил?' Вот как в таких условиях вести расследование убийства жены? Полиция ведь считает, что нападающий был один – дескать, он перед смертью и ударил Леонарда по голове.
Леонарду помогают двое новых знакомых– Тедди и Натали. Примечательно, что обоих играют актёры, прославившиеся благодаря вышедшей годом ранее 'Матрице'. Тедди – это Джо Панталиано, он же начальник 'Плохих парней' и отчим Перси Джексона. Роль Натали исполняет Кэрри-Энн Мосс, которую я кроме 'Memento' и то же 'Матрицы' нигде и не видел.
На мой взгляд, 'Memento' – один из тех фильмов, которые проспойлерить трудно, поскольку на откуп зрителю отдают главный вопрос: что произошло 'на самом деле'? Кому стоит поверить – воспоминаниям главного героя или людям, которые манипулировали Леонардом?
Совершенно шизофреническая на первый взгляд цепочка событий, размотанный клубок, постепенно скатывающийся создателями фильма обратно. Кристофер Нолан заставляет зрителя думать, строить догадки, напрягать мозги (в том числе и уже после просмотра).
В последнее время стало модно использовать реверсивную хронику событий для раскрытия сюжета, однако картина 'Помни', пожалуй, самый удачный пример подобной 'обратной' хронологии. Больше говорить ничего не буду - пусть тот, кто ещё не смотрел обмозговывает собственные гипотезы.
Кстати, хвалить фильм,оказывается, тяжелее, чем ругать! Так и хочется написать что-то вроде: Гай Пирс - умничка, режиссёр - лапочка, сценарист - молодчинка...Но пусть лучше моя оценка свидетельствует об этом:
10 из 10
(любителям подобного жанра советую также посмотреть 'Необратимость' Гаспара Ноэ)
Блестящий сюжет и замечательная постановка. Интрига перекручена настолько, что к концу фильма, по-моему, и сами братья Ноланы решили всё бросить и оставить, как есть. Но всё равно сравнить абсолютно не с чем, шедевр.
Единственная, и самая сложная головоломка в мире, которую так и никто не смог до конца разгадать - это Разум.
Пролог.
В некоторых кругах, фильм был мне известен, но желания посмотреть его не было. И только спустя время, решил посмотреть его. Ох! (Сейчас прозвучит банальная фраза), почему я его не посмотрел раньше? После того как я его напишу, моё субъективное мнение будут извергать тонной несогласия, со стороны тех, кто будут читать мою рецензию, что печально для меня. Но я уважаю, и буду уважать своё и чужое мнение, какое оно противоположным моим оно не будет.
Сюжет.
Всё начинается с того, что в каком-то помещении, кто-то держал фотографию трупа, которая со временем начала исчезать. И время начала перематывать назад события, которые объясняют что: труп на фотографии, это только что пристреленный минуту назад напарник (по имени Тедди) главного героя и обладателя самым злосчастным склерозом в мире, Леонарда. Пристрелил его, оказывается сам Леонардо. Потом, Леонардо просыпается в каком-то номере мотеля, не помня, как он оказался и что он там делает. Непонятно? Дальше будет ещё непонятней. Но только в начале, ведь дальше, детали будут раскрываться всё больше, и больше интересных вещей…
«Помни» - фильм из разряда умного Кино. Надо быть очень внимательным, чтобы обращать во внимание детали, на которых и построен весь фильм. Со временем просмотра, вы точно пройдёте 6 этапов:
1 - с начала Вы не понимаете,
2 - Вас начинает это забавлять,
3 - у Вас просыпается Интерес,
4 - Вы удивляетесь,
5 - Вас поразило и…
6 - Вы капец в каком шоке!
Хотя честно для меня, со временем начал догадываться какая неожиданная развязка меня ждёт. Меня не особо радует, что фильм Нолана «Помни» характеризуют как философское кино. «Помни» безусловно умное и интеллектуальное кино, но ни как философское. Философия это не вопрос, типа...
В чём же разница между армией воинов возглавляемым полководцем и стадом баранов под присмотром пастуха?
А нечто, затрагивающее большие и глобальные вопросы, от «я думаю, значит, существую?» до «я осознаю, что существую?», хотя и это не назовёшь высокой философией. Умное кино, может в открытую похвастаться своими потрясающими идеями, как это сделал Нолан. Но философское кино, даёт лишь смутные и открытые намёки, чтобы мы сделали собственный вывод, который покажется для нас Истиной. Как это делал Сократ, общаясь со своими учениками. Правда, философия всё-таки есть в этом фильме.
В чём же фильм мне понравился, так это хорошо переданной атмосферой и справедливой развязке в конце фильма.
Сюжет: 2,2 баллов.
Персонажи.
Сыграно хорошо, связи с тем, что персонажи загадочны и непонятны.
Леонардо/Гай Пирс - это редкий герой использующий множество способов как продолжить своё дело, имея при себе большие проблемы с памятью, которая осложняет его слепой путь и неплохая, но не настолько актёрская игра. За персонажа переживаешь, потому что Пирс, как актёр сделал хорошую вещь, какую и должен сделать актёр. Он заставил меня забыть, что смотрю на актёра.
Натали/Кэрри-Энн Мосс - интересный персонаж, способная вызывать эмоции к ней, которую воплотила не менее интересная актриса. И… это всё что хотел написать. Что до остальных, то они тоже неплохо отыграли свои роли.
Персонажи: 1,7 баллов.
Саундтрек.
Весьма необычный. Музыкальное сопровождение, включая сюжет и монтаж, третье, что создало в фильме атмосферу непонимания. Нет ничего крутого, пафосного, печального или трогательного, а только какая-то рваная неосязаемость желающая как можно дольше сохранить что-то важное и не упустить из вида, которые и придают фильму эти саундтреки.
Саундтрек: 1,7 баллов.
Постановка.
Таковой постановки нет, только замечательная режиссура, хватающаяся за детали, как место действия и предметы, казалось бы обычные и не влияют на концепцию сюжетной линии, но они становятся либо рычагом, либо сломанным компасом управляющие главным героем. Больше нечего добавить.
Постановка: 1,1 баллов.
Дополнительно:
Операторская работа: +0,4 балл. Пример того, когда только по операторской и монтажной работе, можно снять по-настоящему что-то уникальное, и только ими (не только основном сценарию или актёрской игре) можно превратить 9 миллионный фильм, в культовый шедевр кинематографа. Тут намного больше монтажа, чем операторской работе. Ведь она очень тесно связана с сюжетом. Из среднего фильмица, она превратила его нечто стоящее. Нет, сюжет хорош, но он какой-то типичный и странный, и только монтаж, сделало его более сложным, но и интересным, даже придав больше смысловой нагрузки. Но единственное за что могу упрекнуть за монтаж, это резкие переходы кадров сцен одной к другой. Ими являются переход от чёрно-белого формата в номере мотеля до основных событий фильма. Что насчёт операторской работы, она нормальная, но в серьёз её использовали только для того, чтобы Леонардо рассказывал об истории жизни подобного себя в чёрно-белом варианте.
Последнее.
«Помни» - странное, умное, интересное, своеобразное, уникальное, подлое, хитрое, загадочное и талантливое Кино, снятым дядей Ноланом.
Рекомендую - любителям детективам, киноманам фанатеющие чего-то умного и уникального, придёт по вкусу, эта головоломка.
Кристофер Нолан не подвел меня и в этот раз, когда приступая к просмотру 'Помни' я ждала очередного шедевра. Настолько необычна манера повествования 'задом наперед', первый раз встречаю ее, что с каждой минутой вживаешься в образ главного героя, чувствуешь то, что чувствует он и пытаешься вместе с ним найти разгадку. Бесконечные флэшбэки сначала вводят в ступор, потом начинаешь привыкать, а в конце ждешь их, чтобы самому подтвердить или опровергнуть ту или иную догадку.
Герой пытается найти и покарать убийцу своей жены. Он страдает особой формой амнезии, так называемая потеря оперативной памяти, он забывает все, что делал 15 минут назад. У него лишь два человека, с которыми он общается, доверяет. Но верные друзья или пользующиеся недугом враги окружают Леонарда?
Из актеров очень понравились Кэри-Энн Мосс и Джо Пантолиано, здорово сыграли своих персонажей, очень эмоционально, живо, выразительно. Гая Пирса видела на экране в первый раз, но он произвел на меня положительное впечатление: хорошая игра.
Потрясающая атмосфера и интереснейший сюжет дают сильную нагрузку на мозг, заставляют его работать, думать. Фильм поймет не каждый, поскольку он довольно сложен для восприятия в силу необычной концепции. Но все же посоветую вам: если у вас появится возможность посмотреть 'Помни' Кристофера Нолана, не упустите свой шанс! Посмотрите. А я буду помнить этот фильм и по возможности пересматривать.
Фильм составлен из отрывков воспоминаний Леонарда Шелби. Вначале, мы, как главный герой, просыпаемся в каком-то нам неизвестном месте и пытаемся понять: где мы и как тут оказались? Просматриваем их один за другим. И только посмотрев следующий отрывок, понимаем, что произошло в предыдущем. Нолан дает нам возможность побывать в 'шкуре' человека, страдающего амнезией, связанной с отсутствием временной памяти. Но мы можем связать эти отрывки, а главный герой -нет. Он пытается ухватится за жизнь многочисленными записками, фотографиями и татуировками, и чувство, движущее им - месть. Но как замечает герой, все что у него есть - это его воспоминания, его жизнь не лишена смысла лишь потому, что когда он закрывает глаза - Ленни понимает что мир вокруг него никуда не исчезнет.
Человек остается человеком пока ему есть что вспомнить.
Фильм просто удивительный, ничего подобного не видел. Задумка авторов стоит похвалы, воплощение НЕ ПЛОХО (хотя были не состыковки,но простить можно). Гай Пирс в очередной раз порадовал .
Вот мои 10 баллов. Советую, хорошее кино!