К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Самое смешное, что
Кубрик готовился снимать
серьезный фильм, но по ходу
дела решил, что человечество
его не заслужило»
Михаил Трофименков


Почему-то от злой сатиры на такие страшные и вполне вероятные события (думаю, мы – «простые смертные», очень обольщаемся на темы всемогущества дипломатии, «мира во всем мире» и «нет ядерной войне!») мне всегда становится не по себе. Где-то глубоко внутри происходит неравная борьба восхищения автором, способным ТАК смотреть на жуткие вещи, с растущим смутным беспокойством, сливающимся с тоской вселенского масштаба.

Судьбами мира вертят клоуны-параноики с говорящими фамилиями: генерал Потрошитель, полковник Гуано, майор Кинг-Конг. Выживание человечества зависит от их желудка и страха импотенции. (с) Михаил Трофименков

Кубрику каким-то непостижимым образом удается жестко и беспощадно высмеивать и конкретных людей, стоящих у «руля» холодной войны, и всю сложившуюся мировую систему в целом, не перетягивая одеяло «невиновности» ни в одну из сторон, а просто выдергивая его, оставляя врагов без прикрытия, абсолютно и нелепо виновными.

И русские и янки – жизнерадостные идиоты, которые приводят в экстаз доктора Стрейнджлава, старого нациста, воплощенную мечту Кубрика о человеке-машине. (с) Михаил Трофименков

Вся ситуация намеренно выглядит глупой, непредсказуемой детской игрой, дирижируемой рукой Стрэнджлава, руководящей не только самим доктором, но и миром, м-да… Я вообще воспринимаю эту неуправляемую конечность, как некий искусственный интеллект – рукотворную реинкарнацию фюрера.

Забавное: человек в американском самолете, с упорством достойным лучшего применения приближающемся к стратегическим объектам СССР, который отвечает за связь (как правильно называется эта деятельность?), имеет потрясающее внешнее сходство с действующим на данный момент президентом РФ Владимиром Владимировичем. Именно от него – связиста, технически зависит «быть или не быть»: принимает код отмены – ракеты остаются в «стойле», а иначе – летательный аппарат с ядерной бомбой на борту продолжает движение к намеченной цели. Его устами произнесено решающее: «Это код нападения».

«Доктор Стрэнджлав», пожалуй, один из самых мощных фильмов, что я видела в последнее время (наряду с «Малышом» Чаплина). Причем для меня он стал потрясением не сразу. За визуальной простотой, даже аскетичностью, и отсутствием действия в картине Кубрик умудрился выложить штабелями многоуровневые и многообразные размышления на единую тему. Режиссер заселил в моем мозгу «заразу»: нечто развивающееся, 'долбящее' мое сознание и меняющее мировоззрение, восприятие реальности.

Вывод: этот фильм не из тех, что стОит посмотреть всем и каждому. В принципе, по форме он скучен и малопривлекателен. «Доктор Стрэнджлав» для тех, кто любит «кино для головы», кому интересно погружение в содержание, в замысел. Вот вроде бы ничего нового Кубрик не сказал, но, чем больше проходит времени после просмотра, тем сильнее я ощущаю непревзойденность и гениальность посыла маэстро.

Где-то написано, что Кубрик был очень неоднозначной и энергетически-мощной личностью. По-моему, он нес в себе какое-то пророчество… Это лучшее, что я видела на тему противостояния сверхдерждав.

10 из 10

19 июля 2007 | 10:24
  • тип рецензии:

Грань между миром и войной, между жизнью и смертью хрупка и ненадежна. Порой достаточно чьей-то глупой шутки, легкого помешательства, и равновесие нарушится, а устраивать разбирательства в духе «кто прав, кто виноват» будет уже слишком поздно. Да и некому. Когда ядерный гриб будет висеть в воздухе, пропитанном медленным ядом, когда на земле не останется никого живого, и лишь там, в подземельях, горстка людей «первого сорта» будет пытаться сохранить остатки морально-этических норм и при этом «активно размножаться», дабы возродить этот мир... И только доктор Стрейнджлав со вскинутой вверх рукой довольно улыбнется и втайне признает себя гением, пускай и злым. И спорить с ним никто не станет, потому как и спорить будет некому. Уже поздно. Слишком поздно. Время неумолимо несется вперед, и, быть может, именно это не позволяет многим оценить по достоинству превосходную картину Кубрика сейчас – жизнь изменилась. А тогда, в 1963-м, когда словосочетания «Карибский кризис», «холодная война» и «ядерная угроза» не были пустым звуком, тогда было самое время для выхода подобной картины – безумно смелой, актуальной, в чем-то новаторской, а в чем-то абсурдной.

Именно тогда другой самый настоящий гений, один из богов мира кино, снял лучшую на свете сатиру о самом несмешном событии на земле – о фактическом конце света. Тема гибели всего сущего особо любима кинематографистами всех стран и во все времена. Ничто с таким упоением не пытались реализовать киномифотворцы, как идею масштабного краха этого мира. Смертельные вирусы самого разнообразного происхождения, мерзкие твари этого и других миров – все это хоть и пугает, хоть и пытается выглядеть серьезным, но не позволяет в полной мере ощутить угрозу, реальную угрозу. У Стэнли Кубрика не было задачи напугать. Тем более он не снимал свою ленту, чтобы просто насмешить. Однако ему одинаково хорошо удалось и то, и другое, несмотря на то, что «Доктор Стрейнджлав» это и не стопроцентная комедия, и не триллер с элементами ужасов. Именно потому, что все вроде бы происходит в реальном мире, вернее, в слегка абсурдной его версии. Герои тем не менее ведут себя ну очень серьезно и пафосно. Как в жизни.

ПЛAH R

В основе сюжета – актуальная в то время (и не только) проблема взаимоотношений между двумя сверхдержавами – СССР и США. Обе страны обзавелись коллекцией ядерных ракет и только и ждут со стороны противника повода, агрессии, неверно сказанного слова. Нервы на пределе. Вот у одного из американских военнокомандующих, а именно у Джека Д. Риппера, они и не выдерживают. На почве ненависти к коммунистам в его голове рождается бредовая идея о том, что они крадут у несчастных американцев бесценные телесные соки (жидкости - в другом переводе). Что под этим подразумевается – пусть каждый понимает по-своему. Впрочем, такая идея наверняка пришла в светлую голову командира не просто так, а была продиктована личным опытом и собственными проблемами. Обвинив коммунистов в том, что они используют метод фторирования воды, и решив тем самым спасти свою родину, а заодно весь остальной мир, Джек Риппер направляет на Советский Союз бомбардировщики с ядерным оружием. Самолеты входят в режим секретности, и теперь вернуть их назад не может никто, кроме командира, единственного знающего секретный код отзыва. Запертый вместе с ним в одной комнате офицер британской армии Мэндрэйк безуспешно пытается уговорить его отозвать бомбардировщики и наблюдает за тихим помешательством Риппера.

Собравшимся в большом военном зале президенту и главам государства предстоит ответить на два наиболее важных в данный момент вопроса: кто виноват и что делать? Действительно, как же так вышло, что приказ начать атаку, соответственно приняв такое важное решение, как начало ядерной войны, отдавал не глава государства, а командир базы? Действительно, абсурдная ситуация. Пожалуй, это один из первых фильмов, в котором всерьез продемонстрировали извечное стремление военных начать то, чему их обучили и к чему настоящий боец должен стремиться всей душой – войну. Для них политика – это вечные диалоги и пустая трата времени, они жаждут действия.

Ситуация усугубляется тем, что оказывается в СССР имеется секретная машина, которая сама, без вмешательства человека, реагирует на совершенную ядерную атаку и автоматически запускает ответный удар по противнику. Отключить ее нельзя. И это изобретение, по мнению доктора Стрейнджлава, также находящегося в большом военном зале, поистине гениально. Фигура доктора, сидящего в инвалидной коляске, кажется сперва наименее важной для развития сюжета, несмотря на то, что имя его вынесено в заглавие фильма. Однако дело не в количестве экранного времени, которого у Стрейнджлава не так уж и много, а в его словах и тех действиях, что он успевает произвести.

Доктор, выходец из Германии, постоянно путая звание главы американского правительства с «президента» на «фюрера» и периодически ведя борьбу с собственной рукой, которая его не слушается, высказывает несколько весьма любопытных предложений. Его проблема – рука, то пытающаяся его задушить, а то вскидывающаяся вверх в приветственном фашистском жесте, - действительно существующий недуг, называемый синдромом чужой руки, а после выхода фильма также получивший название синдрома доктора Стрейнджлава. Если поведение его руки вызывает улыбку у зрителя, то вот слова, сказанные доктором, скорее пугают. Зло живет, старые идеи не погибают. Предложение Стрейнджлава дать возможность выжить избранным людям, которые впоследствии смогут дать жизнь и возродят этот мир. Старая песня, знакомая мелодия. Зло торжествует, пускай и искалеченное. Зло встает с инвалидного кресла и возвещает на весь мир: «Мой фюрер, я могу ходить!»

При всей своей напускной простоте, картина завораживает своей красотой и силой. Стэнли Кубрик всегда доводил свое дело до конца, пускай порой и до весьма плачевного. Под милую мелодию песни «We'll Meet Again», лирическую и торжественную одновременно, этот мир накрывает ядерная катастрофа. Мы и правда обязательно встретимся. Если выживем. Или же – как завещал Дейл Карнеги – научимся не волноваться и полюбим атомную бомбу. Выбор за нами.

30 января 2010 | 17:52
  • тип рецензии:

Холодная война. Самолеты снаряженные ядерным оружием постоянно патрулируют территорию вблизи противника. Экипаж одного из самолетов эскадрильи в замешательстве – поступил невероятный приказ. Повторный запрос подтвердил худшие опасения – начинается война. Приняв на себя ответственную миссию, пилот достал любимую ковбойскую шляпу. Средства связи отключены. Играет величественный марш. Они летят бомбить СССР. А вот Пентагон тем временем пребывает в шоке – президент взволнован, генералы дезориентированы, и вся верхушка страны, из которой никто не отдавал странного приказа, собралась обсудить вечные вопросы: кто виноват, и что делать; в ходе чего обнаружится, что у СССР есть оружие Судного Дня, которое, в случае ядерной атаки, уничтожит мир. Виновник нашелся – это командующий базы ВВС чуток двинулся умом и на почве ненависти к коммунистической заразе решил поторопить судьбу, сохранив за собой единственный код для отзыва самолетов, и запершись в кабинете в компании своего верного помощника, сигары и пулемета - он готов ко всему. Какую роль во всем этом играет бывший фашистский ученый Доктор Стрейнджлав? У него всего два монолога под занавес, и, тем не менее, он становится самым запоминающимся и комичным персонажем, который, может, и не спасет мир, зато заставит отдельных людей полюбить атомную бомбу, хотя его личная влюбленность в оружие массового поражения носит абсурдный характер извращенного антагонизма.

Сценарий хорош именно в традиционной отлаженности, где несмотря на глобальный масштаб, действие разворачивается всего в нескольких точках, перескакивая с одних участников разворачивающегося конфликта на других. Сюжет проще будет сравнить с ракетой, появляющейся на краю радара и равномерно идущей к заветной цели, казалось бы линейно и предсказуемо, но при этом вызывает магическое ощущение кинематографической неопределенности и надежды на чудо при напряженном ожидании. Но завязку, которую можно было бы использовать как триллер, в политических реалиях противостояния СССР и США, неизбежно ставший бы политизированным, Кубрик обращают в сатирическую, если не сказать издевательскую, комедию о нравах американских патриотов, иронизируя даже над типичными для обывателя вещами: телефонными аппаратами, Дейлом Карнеги, автоматами «Кока-Колы» и абсурдной практичностью с формальной религиозностью («Библия» и «Англо-Русский словарь» в одном томе). Даже традиционное изображение русских в западных фильмах не бросается в глаза – карикатурных американцев тут много больше, и лишь президента Маффли, озабоченного улаживанием конфликта любой ценой можно назвать более-менее адекватным персонажем. Остальные напоминают комическую труппу коммунистоненавистников во главе с Джеком Риппером (Джек-Потрошитель, дословно), который и начал заварушку с самолетами из-за сумасшедшей идеи коммунистического заговора, который он «раскусил» по хлорированной питьевой воде. Вторит ему «доблестный» генерал Тергидсон, готовый обвинить в собственных просчетах «злобных коммуняг». Но главный идейный персонаж тут обаятельно-отвратительный доктор Стрейнджлав, бывший нацист по паспорту, и действующий нацист в душе, путающий президента с фюрером, и спонтанно вскидывающий руку в фашистском приветствии. По сути, именно нацист здесь более всех и неуместен, но своим присутствием он намекает, откуда в США пришла эта слепая ненависть к коммунистам, и то, что только бывший сподвижник Гитлера, переживший контузию, может найти плюсы в ядерной катастрофе.

Актуальность этого произведения в 1963-ем году сложно переоценить, тем более что книга «Красная Тревога», по которой он снят, считалась серьезным произведением, но, как и прочие книжные первоисточники, была «подкорректирована» под видение киношного мира Кубриком. Его стиль великолепно подходил, чтобы подчеркнуть разницу между реализмом кино и реализмом жизни, позволяя создавать совершенно абсурдные образы и карикатурные зарисовки, но при этом оставаться совершенно серьезным. А главное этот фильм попал как раз на период, когда общественность пересмотрела отношение к гонке вооружений, ведь до этого действия американского правительства негласно принимались за всесторонне правильные, а Кубрик одним из первых дал повод задуматься, показав пугающую комичность хитроумной системы, из-за малейшей ошибки в которой, могут пострадать миллионы людей. Значимым фильм стал именно потому, что сосредоточился на наличии знаменитого «человеческого фактора», ведь известно, что система, в теории, может быть идеальной, но человек – никогда. В итоге фильм станет символом антивоенной гражданской позиции, направленной на прекращение Холодной Войны, а после, утратив столь яркую актуальность, перейдет в раздел классики кино.

Отличным полем «Доктор Стрейнджлав» оказался и для основной мысли Кубрика во всех фильмах – человек, самостоятельно изолирующийся от окружающего мира. Всего три локации понадобилось режиссеру, чтобы показать глобальность – зал Пентагона, кабинет «зачинщика» и салон самолета с отважными пилотами, чей командир еще и родом из Техаса. Очень редко мелькают сцены из других областей, но их недостатка почему-то и не чувствуется. Но именно эпизодами с самолетом Кубрик смог порядочно посмеяться над хваленым героизмом американцев, ведь от успеха их миссии зависит наступление Судного Дня, и придется поймать себя на мысли, что двояко смотрится эпизод, когда майор Конг (кличка «Кинг») пытается починить контакты для открытия бомболюка, когда с одной стороны по-привычке сопереживаешь этому герою, но с другой - понимаешь, что лучше бы ему этого не удалось. И главный эффект заключается в том, что все три главные линии проходят независимо друг от друга, в отчаянной попытке связаться, ведь теперь от этого зависит судьба мира.

Ну, и нельзя забывать главного достоинства – это, действительно, смешная комедия, с разными уровнями юмора, от откровенного стеба до тонкой иронии в подтекстах. Смеяться тут можно и над Питером Селлерсом, кусающим собственную руку в отместку за то, что та пыталась его задушить, можно над тем, как американцы «обожают» коммунистов, можно над забавными фамилиями героев, а можно и над тем, как замечательно все это закончилось. Хотя, последнее, это уже черный юмор – апогей доктора Стрейнджлава, которого теперь внимательно слушают и с надеждой ищут спасение в его словах. Несмотря на то, что в действиях немца нет ничего злодейского, именно такой образ рисует ему режиссер, будто бы все это было спланированной авантюрой чудака с вечной заигрывающей улыбкой и неспособностью контролировать собственные нацистские рефлексы. Ну, и Кубрика можно уже назвать гением лишь потому, как уместно он умеет подбирать мелодию «в тему»: «We'll Meet Again» под конец придает картине неповторимую лиричность и ностальгические нотки старого кино.

27 ноября 2010 | 06:56
  • тип рецензии:

«Вопросы, определяющие судьбы людей, не ставятся ныне и не решаются широкой общественностью. Понятие всевластной общественности – это не описание реальных фактов, а догматическое утверждение идеала, утверждение нормативной схемы, выдаваемой за действительность…»
Райт Миллс


Эта история случилась в то самое время, когда будущая миссис Тэрджидсон готовилась закатить возлюбленному истерику за то, что тот посмел оставить ее посреди ночи из-за какой-то там бомбы. Эта история могла остаться по большей части плодом воспаленного воображения одного свихнувшегося генерала, если бы не стала тем спусковым крючком, благодаря которому сложившаяся система выработки и принятия решений явилась цепью роковых ошибок, взращенных на питательной почве из бережно и охотно культивируемых предрассудков, обладающих чудным свойством преобразовываться в трактуемые как единственно верные убеждения.

Холодная война – особое время. Время, когда сорт предпочитаемых сигар (как, собственно, и пристрастие именно к этому виду табачной продукции) скажет о человеке решительно все, и даже то, о чем он сам не подозревал. Время, когда шутки на тему противостояния сверхдержав и уничтожения человечества атомной бомбой практически наверняка отправят отпускающего их в творческое (а может, и не только) небытие. Но Стэнли Кубрик попробовал. И прошелся огнем сатиры по всем порокам, которые открывало сложившееся положение вещей, обозначив свой фильм весьма эффектным названием - «Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» и зарядив его целой обоймой… нет, не персонажей, но образов, походящих более на самые вычурные, зло-смешные карикатуры, нежели на людей.

Неудивительно, что получившаяся картина, изображающая властвующую элиту, оказалась весьма зловещей: генерал-фанатик Джек Риппер, вошедший в тот процент брачка, что допускается системой отбора кадров и совсем некстати обнаруживший при весьма странных обстоятельствах свою оригинальную идею о «бесценных телесных соках»; майор «Кинг» Конг – живое воплощение архетипа Героя, причем типично американского, в ковбойской шляпе, мало понимающего, «что там творится», но готового исполнить свой долг; советский посол – сама подозрительность и принципиальность; вечно печальный американский Президент, словно удрученный проделками нашкодившего ребенка; и, конечно, доктор Стрейнджлав, этот сборник ответов на все проблемные вопросы, осколок Третьего Рейха, вонзившийся в самое сердце и ставший неотъемлемой частью «самого демократического» в мире государства – ну чем Вам не пороховая бочка в ожидании толчка?

И бочка завалится, завалится на бочок и покатится, рассыпаясь порохом самых невероятных и неожиданных сюжетных поворотов не раз угрожая врезаться в ту самую подставку, на которой стоит роковая свеча.

Но самое интересное, что во всей этой истории, показывающей штабы, кабины самолетов, полигоны для перестрелок и вновь штабы практически забывается, остается в стороне остальной, словно оцепенелый, мир, слишком нормальный для подобного действа и потому только изредка заглядывающий в фильм томными улыбками со страниц «Плэйбоя» или голосом из телефонной трубки, говорящим о том, что спасение мира – это само собой, но заплатить-то 55 центов нужно наперед. …Весь этот безумно нормальный мир, даже не подозревающий о том, что его благополучно послали ко всем чертям и скоро судьба его загремит и закружится в пыльном огненном облаке, позолоченном лучами восходящего солнца, под сладенький женский голосок, вещающий о том, что жизнь хороша!

Итак, «Доктор Стрейнджлав» - фильм, который мог стать искрометной драмой, но стал черной, что ночь, комедией. Фильм, который мог забыться вскоре после выхода на экраны, но сохраняет свою актуальность и по сей день просто потому, что пока существует общество, пораженное инертностью, и верхи, научившиеся не волноваться, Стрейнджлавы будут «спасать» мир.

13 мая 2008 | 09:51
  • тип рецензии:

Самое забавное, что фильм должен понравится как тем, кто любит атомные, водородные и кобальтовые бомбы, так и их противникам, потому что всем будет смешно.

Бомбардировщик, летящий вблизи от водной поверхности, доктор Стрейнджлав с постоянно выскакивающей рукой «Хайль Гитлер» при разговорах об угрозе начала ядерной войны, первый летчик (ковбой), который идет сам (!) в бомбовый отсек проверять створки, чинить их руками, даже не руками, а, ударяя ковбойской шляпой по проводам, военные, смыслом жизни и работы которых является войнушка, иначе и не назвать по их поведению.

Тут еще несметное количество специальных несуразностей, иронии, насмешек над собственным идиотизмом, когда одна из сторон создает оружие, вдумайтесь, убивающее все на Земле, то есть и тех, кто им обладает (по крайней мере население страны, которая им обладает), в случае, если на территорию этой страны падает вражеская бомба. Сногсшибательный бред. И это есть правда не только политики 50-60-х годов, а типичный бред вообще политики человечества, основывающегося и поныне на захвате и проявлении мощи.

Кроме того, Кубрик сумел уплотнить это ощущение благодаря где-то мастерски поставленным кадрам с изображением лица говорящего о роли и задачах военных в мире (вести постоянно войну) генерала, где-то с ироничным подчеркиванием девиза военной базы, с которой все и начинается (Мир – наша профессия) и заканчивается перестрелкой солдат одной и той же стороны, только разных видов армии.

А порой Кубрик и вовсе смеется взахлеб над начинающими набирать силу брэндами на примере компании Кока-Кола, над нашей зависимостью и ответственностью перед ними. И вина в этом не конкретных людей, кто создает подобные корпорации, или не тех, у кого власть и кто руководит странами. А результат действий и бездействий всего человечества. Над этим глобально и подшучивает грустно Кубрик.

18 декабря 2007 | 19:46
  • тип рецензии:

Великий Стэнли Кубрик был на удивление всеядным режиссером - за свою блистательную карьеру он попробовал многие жанры и направления в кинематографе. Легендарная картина 'Доктор Стрейнджлав' является не только одной из самых изумительных комедий за всю историю кино, но также - очень тонкой и умной политической сатирой, бескомпромиссно и зло высмеивающей весь политический маразм правящей элиты 'двух ядерных сверхдержав'.

В данной ленте Кубрик смело проходится практически по всем наболевшим 'политическим вопросам'. Мы становимся свидетелями настоящего цирка уродов, главными клоунами в котором выступают: генералы, политики, послы и, наконец, президенты. Начиная своё действие на военной базе одного обезумевшего генерала, сюжет картины в последствии закручивается по такой головокружительной спирали, что остается удивляться мастерству великого автора, сумевшего сохранить стиль и вкус, не скатившись в 'клюкву'. Стэнли Кубрик блистательно 'расчленяет' множество архетипов холодной войны. Его деконструкции подвергаются, как говорится, 'и наши, и ваши'. Каждый из героев картины несет в себе определенную смысловую печать. Кубрик словно зашифровывает в своих персонажах занимательные идейные ключи, вынося вердикт каждой из противоборствующих политических систем.

Виртуознейшим образом спародировав Президентов США и Советского Союза, Кубрик открыто указывает на их пороки. Сарказм режиссера касается и совершенно не вменяемых генералов Джека Д.Риппера, из-за которого и началась вся заваруха, и генерала Тургидсона, гениально сыгранного Джорджем К. Скоттом, который, несмотря на внешний протест против действий Джека Риппера, готов продолжить наступление, ведь, по его мнению, в этом случае потери США будут 'минимальны'.

Однако главный 'клоун' выходит на аван-сцену Кубриковской постановки ближе к концу. Сам доктор Стрейнджлав, страдающий явным психическим расстройством - это нечто невероятное - 'непонятный' гибрид ученого, политика и машины убийства. Он - это производная Второй мировой войны и немецкой военной диктатуры. Его рука, живущая своей собственной жизнью, словно финальный аккорд в этом гениальном балагане.

Центральными аспектами успеха картины стали блистательная режиссура Стэнли Кубрика и гениальная игра Питера Сэллерса. Последний сыграл в фильме сразу три роли, блестяще воплотив образ каждого из сыгранных им персонажей. Также следует отметить и великолепную актерскую рабту Джорджа К. Скотта. Режиссер же создал совершенную визуальную форму, которая весьма проста и минималистична, и что самое главное - не отвлекает при просмотре от содержания картины.

Могущественный разум режиссера создал одну из самых проникновенных политических утопий, высказавшись на проблему 'холодной войны' таким образом, что все картины снятые на данную тематику после его фильма - являются лишь неким послесловием. Гениальный режиссер замаскировал свой монументальный анализ глобального вопроса о политическом дуализме, который весьма насущен в любое время и при любых политических раскладах, под видом черной комедии, создав галерею неповторимых образов и ситуаций. Однако к описанию моих эмоций в отношении этой картины как никогда подходит пословица: 'И смех, и грех'.

Шедевр Стэнли Кубрика, который продолжает быть актуальным и сегодня.

10 из 10

22 марта 2009 | 11:46
  • тип рецензии:

Холодная война является сложным, противоречивым и болезненным этапом в нашей истории. Столкновение двух могущественных держав в гонке лидерства, могло перейти к плачевным последствиям обоих стран. Многие пытаются забыть те нелёгкие годы, другие же, без устали разжёвывают, переворачивают и интерпретируют события прошлых лет, пытаясь найти истину, забывая о том, что правда тех событий останется в глазах у каждого совсем разная. И тут дело не только в различном мировоззрении СССР и США, а в личном непрекословном восприятии политики, вооружения и всей этой стремительной гонки.

Различные режиссёры, снимая свои картины на данную тематику, изначально исходили из своего видения этого конфликта. Кто-то с чистым американским патриотизмом раскрывал на экране стремительную гонку двух могущественных держав с точки зрения интересов и взглядов политики Америки. Другие же, подходили к решению этого вопросу более лояльно, не прибегая к каким-либо мнениям и оценкам, а просто выносили на обозрение факты, тем самым, давая зрителю самому делать выводы и выносить сугубо свою личную оценку тем событиям.

Стэнли Кубрик не побоялся перенести события тех лет на экран, не давая при этом конкретной оценки, и абстрагируясь от чужих мировоззрений, приоткрыл занавес борьбы за лидерство через другую призму действительности. Перевернув противоречивый этап в истории, и переработав его, Кубрик решил передать его через юмор и сатиру. Многим такой подход может показаться несуразным и даже оскорбительным, но режиссёр картины «Доктор Стрейнджлав», ловко увиливая от строгости и серьёзности, тем не менее, через улыбку не насмехается над ошибками и действиями одной из сторон, а умело преподносит весь столь сложный этап в истории через «чёрный» юмор, не прибегая при этом симпатией к одной из сторон.

Действия рассматриваемой картины происходит в США и по началу может показаться, что Кубрик на стороне американцев, ведь события будут происходить на их территории, да и главными лицами здесь будут почти одни жители и патриоты своей страны. Но ловко пробираясь через страх, ожидание и неизвестность дальнейшего хода, который может повлечь за собой непоправимые ошибки, режиссёр выносит на обозрение обыденность и юмористичность самой жизни. И почти невидимый юмор может лишь укрыться за опасностью, но не полностью спрятаться за ней, и тут главное, умело и тонко чуть обойти ситуацию и правильно разглядеть её.

Обыденная глупость, неосторожность, паника и абсурдность выявлена в верхушке правительства страны, которая для патриотичного американца является чем-то неприкосновенным и даже немного божественным. Главной проблемой сложившейся ситуации является генерал Джек Д. Риппер, имя которого очень созвучно с Джеком-Потрошителем. Он отдаёт нелепый приказ атомной бомбардировки на СССР, провоцируя на начало войны, и уже не остаётся сомнений в том, что на экране снова воссоздан легендарный маньяк, только теперь он в военном обмундировании. Плохие известия доходят до верхушки правительства, и тут уже предстаёт её глава – сам президент США, образ которого напоминает маленького мальчика, случайно разбившего мамину любимую тарелку.

В каждом персонаже картины, режиссёр закладывает свою долю сатиры и сарказма. Генерала «Бака» Тургидсона, вроде бы и не беспокоит сложившаяся обстановка, и отправляя свою «крошку» спать и не дожидаться его возвращения, он готов через пять минут к бомбовой атаке. Капитан Лайонел Мандрейк никак не может остановить начинающуюся войну из-за нехватки нескольких центов в кармане, а Майор Дж. Т. «Кинг» Конг ловко нахлобучивает в кабине пилота на голову ковбойскую шляпу, да ещё и с диком криком не прочь прокатиться верхом на атомной бомбе. Заключительной точкой этой абсурдности является сам доктор Стрейнджлав, хитро улыбаясь в инвалидной коляске и не контролируя свою вверх выбрасывающуюся руку с явным намёком на фашистское прошлое, он ловко обрисовывает итог этим событиям и находит «гениальное» решение в вопросе сохранения человеческой жизни.

Почти в каждом поступке, в каждом действии любого персонажа спрятана злая сатира, которая вмиг разрушает сложившиеся стереотипы о политике и о военных не только в Америке, но и в Советском Союзе. Ведь хныканья и панику премьер-министра, неслышимые через телефонную трубку, но отчётливо понятные из разговора, достойны улыбки, не говоря уже о клоунском образе посла и его манерах поведения.

Гениальный режиссёр Стэнли Кубрик, через юмор и «чёрную» комедию пытался с другой стороны взглянуть на те неспокойные события, и у него это очень тонко получилось, ведь данная картина остаётся единственным грамотным и уникальным примером слияния комедии и драмы. Грамотно балансирующий фильм и на нынешний день остаётся примером для громких обсуждений, подражаний, и конечно же восхищений, которые не утихаю по истечении стольких лет.

30 октября 2008 | 22:00
  • тип рецензии:

Впервые я посмотрел этот фильм лет 6-7 назад, когда учился классе в 8-ом. Родители уехали на дачу, и я случайно часа в 2 ночи нашел этот фильм на СТС, когда уже собирался закругляться с теликом и ложиться спать, но эта ночь оказалась первой бессонной в моей жизни...

До этого момента Кубрик казался мне каким-то олдскульным старпером, снявшим скучного 'Спартака', но 'Доктор Стрейнджлав' полностью изменил это мнение.

Если попытаться подобрать определение жанра для этого фильма, на ум приходят штампы: сатира, черная комедия, псевдодокументалка, политический триллер, однако если взглянуть глубже, то картина не вписывается полностью не в один из этих жанров. Драматургически, по-моему, никто до этого, ни после так фильмы не снимал. Представьте, что если бы в 'Броненосце Потемкине' чередовались бы сцены знаменитого расстрела на одесской лестнице и балагана в офицерской кают- компании, которым заправлял бы негритенок Максимка в духе Яшки-цыгана из 'Неуловимых мстителей'. Бред! Или гениальная находка. Да именно таков 'Доктор Стрейнджлав'. Действие фильма перескакивает с изображенных с документальной точностью сцен штурма авиабазы или полетной обстановки стратегического бомбардировщика (Кубрик долго изучал документальную фактуру) на сцены полнейшего бурлеска в штабе коммандования.

Каждый актер - просто выстрел, каждый образ - находка. Питер Селлерс, игравший в фильме сразу три роли абсолютно наподражаем, если бы не знал, низачто бы не догадался, что взрывной холерик-генерал, меланхолично-гамлетовский британский офицер и флегматичный циник Доктор Стрейнджлав - это продукт одного актерского гения. Другие главные роли также врезаются в память острой стамеской: капитан Кинг, полковник Риппер, президент Маффли, сержант, арестовавший британца...

И теперь мы заходим на какой-либо ресурс, где есть информация об этом фильме и смотрим, что он был снят в 1963 году, попутно развенчивая еще один стереотип, что пол века назад жили люди, которые просто физически не могли снимать смешных комедий. Сегодня 'Доктор Стрейнджлав' поражает, если и не актуальностью социального месседжа (все таки Холодная война давно закончилась), то свежестью сатиры нестареющего мема о паранойе во властных кругах, ищущего то там то здесь себе врагов. Сочность некоторых цитат и ситуаций просто не передать на словах, это лучше увидеть и смаковать перечитывая нарытые где-нибудь цитаты, на которые разошелся этот фильм. Или улыбаться, увидев очередной cultural reference на этот фильм где-нибудь в Симпсонах или Гриффинах (например капитан Кинг, идящий верхом на атомной бомбе, и машущий ковбойской шляпом на характерный манер. Сцена, ставшая неофициальным символом фильма).

10 из 10

22 июня 2010 | 16:34
  • тип рецензии:

Без преувеличения культовый режиссер Стэнли Кубрик всегда работал в разных направлениях... Режиссеру от Бога, как я его называю, все фильмы удавались на ура, но из всех его мировых шедевров, больше всего я обожаю 'Доктора Стрейнджлава'.

Итак, представьте... На дворе 1963 год. Прошел год после Карибского кризиса, холодная война в разгаре. И тут в 1964 году в прокате появляется фильм-сатира 'Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу' с великолепным Питером Селлерсом, которого многие любители хорошего кино знают ещё и по роли инспектора Клузо из 'Розовой пантеры'.

В самом начале фильма есть небольшое, но обнадеживающее вступление. Дословно не помню, но суть такова: 'То, что показано в данном фильме никогда не произойдет в жизни'. И тут начинается демонстрация гениальности Кубрика.

Гениальность заключается в...

а) сюжете (Кубрик показал то, о чем спорили, как во время холодной войны, так спорят и до сих пор... 'А что было бы, если бы мы запустили ядерную ракету?!'

б) крылатые имена героев (Джек Потрошиллинг, доктор Стрейнджлав, майор Кинг Конг и т.п.)

в) великолепный сатирический юмор (боевые действия на фоне плаката 'Мир - наше все')

г) стопроцентном попадании в выборе актера на главную роль. Браво, мистер Селлерс. Ваше 3 в 1 удалось на славу.

Итог: Этот фильм невозможно оценить, невозможно как-то объективно анализировать, надо просто смотреть и восхищаться лучшей политической сатирой всех времен и народов.

Данная картина не подлежит оценке, потому что её невозможно оценить по десятибалльной шкале.

10 из 10

02 августа 2011 | 15:29
  • тип рецензии:

Работа Стэнли Кубрика 'Тропы славы' была запрещена к показу во Франции на 20 лет. Работу 'Лолита' Кубрику пришлось перемонтировать, чтобы ее пустили в прокат и все же фильм вызвал массу недовольств со стороны критиков. Но этот фильм вышел еще скандальнее. Я имею в виду то, что за этот фильм Кубрика хотели даже покалечить, так было написано в одной статье того времени. Журналист так и написал: 'Стэнли Кубрика надо покалечить за этот фильм'. И все же через не многий промежуток времени этот фильм стал классикой.

Должен сказать, что этот фильм очень актуален для своего времени. В то время, когда Третья Мировая война могла начаться со дня на день. И это тот фильм, который одновременно и рассмешит, и напугает. Точнее пугал, в то время, когда он был снят. Сейчас же он просто очень смешной. В одном из интервью художник-постановщик Кен Адам сказал, что однажды на съемки фильма пришли люди из спецслужб и они были поражены актуальностью этого фильма.

Многие считают этот фильм антивоенным. Возможно я с ними соглашусь. Вообще слово 'анти' в кинематографе меня немного отталкивает. Также как и пропаганда. Потому что обычно те фильмы навязывают зрителю свое мнение, говорят, что надо делать. А вот у Кубрика все в порядке. Этот фильм, как и 'Тропы славы', не пытается отстоять свое мнение. Не пытается что-то навязать зрителю. 'Доктор Стрейнджлав' просто рассказывает какое безумие творилось в мире в то время. Конечно не все, что показано в фильме правда, но по рассказам современников, в то время действительно царило безумие. И этот фильм не переходит на чью-либо сторону. Русские или американцы, или, возможно, немцы: все равно. Все в этом фильме ведут себя, как идиоты, хотя они и есть идиоты. Один генерал Риппер чего стоит. И хотя сюжет всего фильма вертится вокруг того, что натворил Риппер, фильм показывает куда большее, чем сумасшествие одного генерала. Как я писал выше, фильм показывает безумие того времени.

Фильм очень смешной. В фильме есть несколько параллельных сюжетных линий, объединенных между собой. Это и разговоры с президентом Америки, и разговоры между Риппером и британским офицером Мэндрэйком, и небольшие злоключения летчиков, особенно ближе к концу фильма, когда все зависело от них. Вобщем, посмеяться в этом фильме есть над чем.

Фильм снят по роману Питера Джорджа 'Красная тревога'. Книгу я не читал, но знаю, что фильм и книга это совершенно разные вещи. Ведь, книга является серьезным романом о войне, которая могла случится. А фильм является сатирой. Он высмеивает все это положение. Поэтому, я бы не сказал, что это полноценная экранизация книги, просто книга послужила основой для фильма, причем сценарной основой, а не смысловой.

Помимо всех этих разговоров, которые вызывают смех, фильм порадует зрителя именами главных героев. Генерал Джек Потрошитель, полковник Экскременты Летучей мыши, майор Кинг Конг, генерал Сын Опухоли, президент США Бурчащий Под Нос и т.д. Причем, имена героев полностью соответствуют самим персонажам.

Стэнли Кубрик снял великолепное кино. Само то, что несет в себе это кино, уже великолепно, но помимо этого фильм еще отлично поставлен в техническом плане. Работа Кубрика, как всегда потрясает. Стиль фильма просто великолепен. Стиль Кубрика. Фильм снят с интересных ракурсов. Не скажу, что весь фильм снят с подобных ракурсов, здесь они присутствуют только тогда, когда нужны. Например, показать крупным планом лицо персонажа, но так, чтобы камера была направлена снизу вверх. Или сделать быстрое приближение к какому-то предмету. Как бы подчеркнуть его.

Актеры играли чудесно. Особенно мне понравились работы Питера Селлерса и Джорджа К. Скотта. Но не стоит и забывать о том, как отлично сыграл Стерлинг Хейден, исполняющий роль генерала Джека Потрошителя. И все же огромную работу проделал Селлерс. Он исполнил в этом фильме три роли. Президент США, британский офицер и доктор Стрейнджлав. И все эти роли были исполнены на высшем уровне. В одном из интервью вдова Стэнли Кубрика Кристиана Кубрик рассказала о атмосфере на съемках этого фильма, а особенно о взаимоотношениях Селлерса и Кубрика: 'Многие сцены Стэнли смотрел, как зритель, а не как режиссер. Он мог просто поставить камеры, чтобы Питер мог делать что он захочет. Стэнли говорил: 'Я хочу, чтобы ничто не пропало'. Он ложился и помирал со смеху. Поэтому Питер достиг огромных высот'.

Большое значение в фильмах Кубрика уделяется музыке. В этом фильме музыки немного, но она играет свою роль. Например, музыка в конце фильма. Или музыка, звучащая почти каждый раз, когда показывали действия в самолете. Музыка дополняет все то, что уже создано режиссером и актерами. Она, как часть пазла, без которой не получилось бы полной картинки.

Просто великолепное кино! Которое я еще точно пересмотрю и не один раз.

'Он мог сказать о том, что все мы знали. О безумии происходящего. Он купил книгу и пытался сделать все точно. Но он понимал, что это невозможно. То, что происходит настолько безумно, что переделать это нереально. Ему удалось донести безумие. Сказать: 'Кого мы обманываем?' (Джон Калли о работе Стэнли Кубрика над этим фильмом).

10 из 10

22 мая 2010 | 20:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: