всё о любом фильме:

Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу

Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
год
страна
слоган«the hot-line suspense comedy»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийПитер Джордж, Стэнли Кубрик, Терри Саузерн
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон, Леон Минофф
операторГилберт Тейлор
композиторЛори Джонсон
художникКен Адам, Питер Мартон
монтажЭнтони Харви
жанр триллер, комедия, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время95 мин. / 01:35
Номинации:
Одержимый мыслью о том, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки», генерал Джек Д. Риппер, командир военно-воздушной базы посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР.

Президент США Маффи пытается спасти положение, он собирает своих советников, включая доблестного генерала Тергидсона и прикованного к инвалидной коляске бывшего нацистского ученого доктора Стрейнджлава.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
67 + 1 = 68
9.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Питера Джорджа «Красная тревога» (Red Alert, 1958).
    • Более точный перевод слова worry — беспокоиться. Название фильма пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».
    • По первоначальной задумке, Питер Селлерс должен был играть в фильме не три, а четыре роли, однако он не смог подобрать специфический акцент для техасца майора Конга, которого в итоге сыграл Слим Пикенс.
    • В одной из сцен, показывающих атаку морских пехотинцев на базу генерала Риппера бой ведётся на фоне плаката «Peace is our profession» («Мир — наша профессия», девиз Стратегического авиационного командования США).
    • Болезнь доктора Стрейнджлава — синдром чужой руки — после премьеры фильма стала также называться как «Синдром доктора Стрейнджлава».
    • Примечательно, что идея Машины судного дня почерпнута Кубриком из проектов кобальтовой бомбы Лео Силарда, а также реального термоядерного оружия образца Теллера-Улама.
    • Фамилию Президента США Маффли можно перевести как «бурчание под нос».
    • Генерал Джек Д. Риппер — персонаж назван по созвучию с Jack-The-Ripper — Джек-Потрошитель.
    • Капитан Лайонел Мандрейк — фамилия по-английски означает мандрагору, корень которой напоминает человеческую фигуру.
    • Майор Дж. Т. «Кинг» Конг — персонаж назван по созвучию с Кинг-Конгом.
    • Советский посол Алексей Д. Садецкий — персонаж назван по созвучию с маркизом де Садом.
    • Полковник «Бэт» Гуано — кличка и фамилия вместе переводится как «помёт летучей мыши».
    • Доктор Стрейнджлав — фамилия переводится на русский как «странная любовь», из разговоров других персонажей понятно, что до принятия американского гражданства доктора звали Мерквюрдиглибе, что означает то же самое на немецком языке.
    • В сцене, в которой майор Конг читает содержимое неприкосновенного запаса, в оригинале диалог звучал так: «Shoot, a fella could have a pretty good weekend in Dallas with that stuff!» («Черт, с таким оснащением мужику светит неплохой выходной в Далласе.») Так как незадолго до премьеры фильма в Далласе был застрелен президент Кеннеди, эту сцену передублировали на «Вегас» — однако, по губам вполне можно прочесть слово «Даллас».
    • еще 11 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилFarLife

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Одна из самых известных лент мирового кино, вероятно, что-то утратила с течением времени, хотя в 2006 году по опросу журнала «Премьер» попала в число пятидесяти величайших комедий за всю историю. Сейчас трудно оценить немыслимую дерзость переселившегося в Англию американского режиссёра Стенли Кубрика, который решил высмеять игру политиков, сумасшедшие амбиции военщины и создал «суперчёрную комедию» о балансировании мира на краю пропасти перед угрозой ядерной войны. Тогда только что разразился Карибский кризис — судьба человечества висела почти на волоске. Обычное нажатие кнопки красного цвета каким-либо безумцем могло привести к непоправимой катастрофе. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 146 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В условиях вновь похолодевших отношениях России и Америки эта черно-белая лента Кубрика приобретает новую актуальность. Хотя многим сегодняшним зрителям киноязык этой картины справедливо может показаться слегка устаревшим, так или иначе, но в ней можно найти немало интересного и поучительного.

    Итак, обезумевший генерал Риппер (с англ. потрошитель), одержимый идей коммунистического заговора, отправляет самолеты ВВС США бомбить СССР. И все было бы нет так страшно, как если бы не тот факт, что вернуть их обратно не выйдет. Машина, созданная двусторонним противостоянием, которая должна была эффективно работать, вышла из-под контроля.

    Виной тому, конечно же, человеческий фактор: параноик-генерал, его трусливый помощник, тупоумный президент, пилот бомбардировщика — этакий лихой ковбой, которому представился случай совершить подвиг, даже если для этого нужно оседлать бомбу. Даже в часе от ядерной катастрофы, рацио, логика не приходят на помощь в царстве абсурда и безумия. Все успокоились и застыли в ожидании фейерверка атомных взрывов.

    7, 5 из 10

    17 октября 2015 | 13:24

    Сразу окликну, я до безумия люблю Кубрика и данную картину я посмотрела благодаря дисциплине «Исторические типы культур» в университете, а это знаете ли, удивительно включить Кубрика в список произведений искусства наряду с картиной Шишкина.

    Для меня этот фильм стал удивительным откровением, в такое сложное время снять такую чернушную комедию — о многом говорит, это я о стремлении к великому. Самое странное в этом фильме — это довольно оптимальное количество абсурда на экране, а ведь именно картины Кубрика наполнены абсурдом и сумасбродом по умолчанию.

    Бесконечные аллюзии и стереотипы — в этом плане, этот фильм абсолютно непогрешим. Здесь нет чересчур, которого порой так много в других фильма Оного.

    Главное, что даёт нам фильм это — истина. За всей этой сатирой скрывается простое «Давайте жить дружно, ведь по-другому просто не получится». Так просто и ненавязчиво, намекает нам фильм, наш привычный порядок и такой хрупкий мир может быть нарушен нажатием одной кнопки, командой одного человека. Не правда ли очевидно?

    9 из 10

    22 июня 2015 | 07:15

    «Ребята, вот и она! Настоящая ядерная война с русскими!» — майор Ти. Джей «Кинг» Конг.

    Представьте себе такую ситуацию: Один из генералов воздушной эскадрильи США с красноречивым именем Джек Ди. Риппер, на протяжении многих лет медленно сходивший с ума, доходит до «точки». Он думает что русские с 1946 года фторируют воду, соль, сахар, молоко и даже мороженое, тем самым отравляя бесценные телесные жидкости законопослушных американцев. Поэтому он решает положить этому конец, пока еще не поздно. Как раз на такой случай (на самом деле на случай атаки русских) пентагоном разработан план R, который подразумевает сброс водоробных бомб на стратегически важные объекты СССР. «Изюминка» этого плана — это то, что после утверждения его нельзя отменить, так как экипаж самолетов-бомбардировщиков после подтверждения плана выводит из строя все средства связи, это сделанно для того чтобы дезертиры или русские не смогли вмешаться в ход операции. Но он не знает, что у русских для такого случая имеется «машина смерти», которая сама активируется при попадании на территорию СССР вражеских бомб, действие которой заключается в ответном запуске бомб, и остановить ее тоже нельзя, она полностью автоматизированна, это сделано для того чтобы исключить человеческий фактор…

    Вот завязка сюжета военной комедии, или антивоенной комедии, или военной антикомедии. Развязка же будет еще более ошеломительной!

    »- Мендрейк, ты видел чтобы коммунист пил воду?
    - Ну… я не могу сказать Джек.
    - Водка! Вот что они пьют! И не пьют воду!
    - НУ… наверное не пьют.
    - Ни за что на свете коммунист не выпьет воду без серьезной причины!…»


    Однозначно и неоспоримо, что Кубрик лучший режиссер военных фильмов! Он уже доказывал это в 1957 и подтвердит это в 1987. В 57ом были «Тропы славы» с Кирком Дугласом, там он поднимал тот же вопрос: не слишком ли много власти в руках у одного человека? В «Тропах славы» Кубрик грамотно без лишнего пафоса показывает, что солдаты лишь пешки в играх генералов, пешку можно отдать чтоб сохранить более важную фигуру, что собственно в фильме и происходит. Там местом действия была Первая мировая война. В 87ом — «Цельнометаллическая оболочка» о деградации личности, подавлении инстинктов (кроме инстинкта заставляющего убивать) молодых людей решивших служить родине, не имеющих никакого представления через что им придется пройти. Там местом действия была война во Вьетнаме.

    Но не только место действия и период времени отличают эти фильмы, они в отличие от «Доктора Стрейнджлава…» серьезные военные драмы, со всеми составляющими жанра. А как можно охарактеризовать жанровую принадлежность «Доктора Стрейнджлава…»? Это своего рода сатира на тему войны, высмеивание всех штампов, всех легенд касательно холодной войны, просто издевательство над главами держав, послами, премьерами и всей этой «элитой», которые как говорит Доктор Стрейнджлав «проходят вне конкурса в бомбоубежища, для создания нового поколения, чтобы передать по наследству главные принципы правления».

    »- У вас есть 55 центов? Мне нужно позвонить президенту.
    - Ты думаешь, что я беру с собой в бой мелочь?
    - Полковник, вон стоит автомат «Кока-Кола», отстрелите замок там должна быть мелочь.
    - Это частная собственность… Ладно, я достану мелочь, но если вы не позвоните президенту, будете иметь дело с компанией «Кока-Кола»…


    Любой другой режиссер, боясь цензуры и гнева чиновников (которые возможно узнают себя в фильме), попытался бы это донести «между строк», но только не Кубрик! Ему не привыкать быть за гранью допустимого! Это режиссер, который в будущем осмелится снять «Заводной апельсин» и «С широко закрытыми глазами»! Он говорит в лоб все что думает о войне и действующих в ней лицах. Абсолютно прямолинейно и недвусмысленно — небывалая дерзость для 64 года, неудивительно, что фильм стал поводом многих скандалов, как в свое время «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.

    Без сомнения фильм — полностью заслуга Кубрика, но каким бы он был без этого непревзойденного актерского состава?… Питер Саллерс бесподобен во всех 3 образах, как впрочем и в «Лолите» того же Кубрика. Особенно хочется отметить Джорджа К. Скотта игравшего генерала Тургидсона — какая мимика! Столько эмоций на лице!

    А как вам неприкосновенный запас американского солдата на случай ядерной войны:

    «Один пистолет 45 калибра. Две обоимы патронов. Сухой паек на 4 дня. Аптечка, куда входят антибиотики, морфин, витамины, стимуляторы, снотворное и транквилизаторы. Карманная Библия и русский разговорник в одном переплете. 100 русских рублей. 100 долларов золотом. 9 жевательных резинок. 1 презерватив. 3 губных помады. 3 пары нейлоновых чулок.»… тут без комментариев!

    Перед тем как оценивать хочется сказать, фильму нельзя ставить оценку, его нельзя сравнивать с другими фильмами, он выше этого. Он из другого измерения. Как говорил Антон Чигур из «Старикам тут не место» «эта особенная монета, она спасла тебе жизнь, не клади ее в карман, а то она смешается с другими монетами и превратится в обычную монету…».

    Но правила есть правила, поэтому:

    10 из 10

    ну и разумеется We`ll Meet Again…

    3 февраля 2011 | 06:23

    Эту рецензию я вынашивала почти полгода. Именно полгода назад я впервые увидела этот фильм. Тогда он мне жутко не понравился. Но я всё равно продолжала о нём думать. За эти полгода я несколько пересмотрела свои взгляды на него. Теперь вместо отрицательной я пишу положительную рецензию.

    Ещё со школьной скамьи нам известно, что юмор бывает разным, что есть разные виды комичного, и что чаще всего цель его (т. е. комичного) не просто повеселить читателя или зрителя, но и высмеять недостатки общества, его пороки. Вот и в «Докторе…» так же. Цель комедии — раскрыть все недостатки тогдашнего строя общества, образа мышления и поведения «верхушки» правительства страны. Должна сказать, что создателям это удалось. История отношений между США и СССР раскрыта, на мой взгляд, великолепно. А президент, генерал — разве не похожи они на наших современников? И пусть я не хохотала до боли в животе, но всё-таки. Всё-таки улыбка появлялась на губах. Не очень часто, но появлялась.

    Об актёрах даже много говорить не нужно. Мне кажется, в те годы ещё не брали сниматься бездарей. Сколько ни смотри, сколько ни выискивай недостатков в актёрской игре — их не найдёшь практически ни в одном фильме прошлого века. «Доктор Стрейнждлав» исключением не стал. Все актёры играли безупречно.

    Ещё один плюс — чёрно-белый цвет. Наверное, со мной многие согласятся в том, что у чёрно-белых фильмов есть своя изюминка. В таких вот простых, практически одноцветных фильмах кроется гораздо больше, чем если они были цветными. Чёрно-белый цвет оставляет больше места для фантазии. А ещё в данном случае это помогло мне больше прочувствовать атмосферу того времени, в котором был снят фильм, настроение той эпохи, о которой вся кинолента.

    Почти ни один герой мне не понравился. Но и это нельзя считать минусом, ведь эти герои показывают нам, какими быть не нужно.

    «Доктора Стрейнджлава..» я, честно говоря, пересматривать больше не хочу. Пока не хочу. Посмотрим, что будет через несколько лет. К тому же, я до сих пор (!) под впечатлением. И сейчас я практически досконально помню сюжет — настолько он мне врезался в память. Каждый должен увидеть этот фильм. Понравится или не понравится — это уж личное дело каждого. Но увидеть его надо. Лично я не жалею о времени, потраченном на просмотр этого фильма.

    7 августа 2011 | 09:17

    Великий Стэнли Кубрик снимал одну из величайших, если не величайшую, комедию в истории во времена, когда ядерный конфликт не была чем-то сказочным и невообразимым. Холодная война. Немного более года прошло со времен Карибского кризиса. И тут появляется самый антиамериканский и самый антисоветский фильм.

    Самый «анти» вообще, потому что, тогда еще молодой, старик Кубрик высмеял все, что только можно. В первую очередь войну, как таковую, все ценности вместе взятые, бюрократическую систему, двойные стандарты, любовь… Все это Стэнли подвергает циничному анализу, показывая, что человек, так и остался животным.

    Вообще его фильмы жестоки, хотя на первый взгляд могут такими не показаться.

    Хорошая комедия это всегда смех со слезами на глазах. Так и тут, после полтора часа смеха наступает некоторое разочарование, от понимания, что все действительно так. Кубрик помещает людей в критические обстоятельства и показывает их истинное лицо. А лица тут самые подходящие. Больные военные, безвольные президенты. Безвольные военные и больные президенты. Гражданские, вообще не понимающее, что происходит.

    Когда Рональд Рейган стал президентом США, он попросил показать ему «ту самую комнату, с картой в огоньках». А ВВС США всерьез подозревали Кубрика в шпионаже, настолько достоверно ему удалось показать вооружение.

    Фильм давно стал классикой, приемы использованные Кубриком стали затертыми штампами, герои стали типажами. Говорить о технической состовляющей не приходится, это у мастера всегда на высоте.

    Отдельно стоит выделить концовку, именно так все и кончится.

    Хочется надеется, что современные руководители обеих государств смотрели этот фильм в детстве или уже позже, ведь сейчас он актуален, как никогда.

    «Will meet again»

    10 из 10

    17 июня 2015 | 18:25

    Кто бы мог подумать, что один чудаковатый генерал сможет так подставить весь мир! Сбрендивший психопат, что-то там себе вообразивший, решил послать эскадрилью бомбардировщиков на Россию, чтобы разбомбить её. И при этом остановить этих птичек — задача непростая, ведь для отмены операции необходимо знать код, который сам генерал и выдумал. А иначе мир впадет в войну.

    Непростая задача теперь стоит перед целой кучей политиков, сидящих за круглым столом. Их явно шокирует известие о возможной войне. А значит, нужно сделать все, чтобы её предотвратить. Опасаясь вероятной войны, эти людишки сами придумали систему, заложниками которой потом и стали — ситуация почти безвыходная. Счет идет на минуты. Теперь все зависит не от военной мощи, а от мозгов.

    Вот с этого и начинается фильм с длинным и необычным названием «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Смотреть на все то действо, что разворачивается на экране, забавно и интересно, и фильм не раз заставит улыбнуться (жанр — черная комедия и сатира), правда не стоит при этом рассчитывать на приступы смеха. Но картину смотреть интересно несмотря на её возраст. Сюжет здесь получился достаточно захватывающий и непредсказуемый, а персонажи вышли достойные и запоминающиеся. Тут и доктор Стрэнджлав, которому уделено не так уж и много экранного времени, как может показаться исходя из названия. Он периодически кричит «Хай Гитлер» и кидает зигу. И русский президент, который напился (видимо, для него это дело обычное). И недоверчивый генерал Тергидсон. Ну и, куда без него, виновник всего торжества, испугавшийся власти коммунистов (обычный параноик, вероятно).

    И при всей своей забавности, этот, вне всякого сомнения, культовый фильм Стэнли Кубрика несет в себе одну простую мораль — война ни к чему хорошему ни приведет. И даже мысли о войне. А существование оружия — уже повод для беспокойства, пусть даже это оружие и висит где-нибудь не стене. Люди беспомощны, страх сковывает их, заставляя строить мир на очень хрупкой основе. Можно ли вообще доверять им судьбу всего человечества? Конечно, нет. Ведь однажды нажатая красная кнопка сделает процесс разрушения мира неконтролируемым и неизбежным. Лучше бы этой кнопки вообще не было. Но она всегда будет где-то в нашем сознании, пока мы боимся.

    9 из 10

    31 августа 2013 | 22:15

    Фильм снят в жанре политической сатиры. Он напомнил мне плакаты времён холодной войны, которые прославили наших Кукрыниксов, но и другая сторона использовала их, как идеологическое оружие. В кино, как и на упомянутых плакатах, все персонажи показаны в гротескно- карикатурной форме. Фамилии героев больше похожи на клички, сразу объясняя «ху ис ху». Очень выразительными получились лидеры обеих стран. Хотя нашего Генсека мы не видим, а лишь слышим его пьяную речь по телефону. Вечный персонаж. Сразу вспомнился Ельцин, дирижирующий оркестром. Президент США в фильме растерян и не знает, что предпринять, совсем, как Джордж Буш во время атаки на башни-близнецы. Хорош и советский посол, чем-то похожий на Хрущёва. Запомнился бравый американский генерал с неизменной сигарой в зубах. Так вот с кого Рогожкин лепил образ нашего генерала в «Особенностях национальной охоты». И другие персонажи не менее хороши, но особенно ярок командир бомбардировщика — истинный техасец. Получив боевой приказ, он тут же сменил пилотский шлем на ковбойскую шляпу и «вперёд на Восток».

    Столь же выразителен патологически неизлечимый фашист с непроизвольно зигующей рукой, а ныне американский учёный доктор Стрейнджлав. Да и где он ещё мог найти прибежище, как не в стране, ставшей «достойной наследницей великих идей».

    В общем, Стэнли Кубрик снял фильм-плакат, оказавший в своё время должное влияние на западные умы. Но и в наши дни картина смотрится с достаточным интересом и местами весьма забавна.

    7 из 10

    18 июня 2012 | 17:07

    «Доктор Стрейнджлав» — это на самом деле очень серьезный фильм, который зачем-то подан в формате комедии. В нем Стэнли Кубрик показал, как именно может начаться ядерная война при наличии большого количества ракет с обеих сторон. А вспыхнуть искра Третьей Мировой может и без повода или сколько-нибудь весомой причины, а именно что просто так — потому что у одного из генералов началась паранойя.

    На тему возможного перехода Холодной Войны в Атомную было снято множество лент самой разной направленности, но фильм Кубрика заметно выделяется на общем фоне. И дело даже не в том, что он решил снять именно черную комедию на злободневную тему, а в том, что он показал возможный обмен ядерными ударами именно так, как было бы на самом деле — просто и страшно. И именно человеческая глупость или нелепость в такой ситуации может стать роковой и решающей в дальнейшей судьбе Планеты…

    8 из 10

    7 мая 2015 | 09:14

    Холодная война. Самолеты снаряженные ядерным оружием постоянно патрулируют территорию вблизи противника. Экипаж одного из самолетов эскадрильи в замешательстве — поступил невероятный приказ. Повторный запрос подтвердил худшие опасения — начинается война. Приняв на себя ответственную миссию, пилот достал любимую ковбойскую шляпу. Средства связи отключены. Играет величественный марш. Они летят бомбить СССР. А вот Пентагон тем временем пребывает в шоке — президент взволнован, генералы дезориентированы, и вся верхушка страны, из которой никто не отдавал странного приказа, собралась обсудить вечные вопросы: кто виноват, и что делать; в ходе чего обнаружится, что у СССР есть оружие Судного Дня, которое, в случае ядерной атаки, уничтожит мир. Виновник нашелся — это командующий базы ВВС чуток двинулся умом и на почве ненависти к коммунистической заразе решил поторопить судьбу, сохранив за собой единственный код для отзыва самолетов, и запершись в кабинете в компании своего верного помощника, сигары и пулемета — он готов ко всему. Какую роль во всем этом играет бывший фашистский ученый Доктор Стрейнджлав? У него всего два монолога под занавес, и, тем не менее, он становится самым запоминающимся и комичным персонажем, который, может, и не спасет мир, зато заставит отдельных людей полюбить атомную бомбу, хотя его личная влюбленность в оружие массового поражения носит абсурдный характер извращенного антагонизма.

    Сценарий хорош именно в традиционной отлаженности, где несмотря на глобальный масштаб, действие разворачивается всего в нескольких точках, перескакивая с одних участников разворачивающегося конфликта на других. Сюжет проще будет сравнить с ракетой, появляющейся на краю радара и равномерно идущей к заветной цели, казалось бы линейно и предсказуемо, но при этом вызывает магическое ощущение кинематографической неопределенности и надежды на чудо при напряженном ожидании. Но завязку, которую можно было бы использовать как триллер, в политических реалиях противостояния СССР и США, неизбежно ставший бы политизированным, Кубрик обращают в сатирическую, если не сказать издевательскую, комедию о нравах американских патриотов, иронизируя даже над типичными для обывателя вещами: телефонными аппаратами, Дейлом Карнеги, автоматами «Кока-Колы» и абсурдной практичностью с формальной религиозностью («Библия» и «Англо-Русский словарь» в одном томе). Даже традиционное изображение русских в западных фильмах не бросается в глаза — карикатурных американцев тут много больше, и лишь президента Маффли, озабоченного улаживанием конфликта любой ценой можно назвать более-менее адекватным персонажем. Остальные напоминают комическую труппу коммунистоненавистников во главе с Джеком Риппером (Джек-Потрошитель, дословно), который и начал заварушку с самолетами из-за сумасшедшей идеи коммунистического заговора, который он «раскусил» по хлорированной питьевой воде. Вторит ему «доблестный» генерал Тергидсон, готовый обвинить в собственных просчетах «злобных коммуняг». Но главный идейный персонаж тут обаятельно-отвратительный доктор Стрейнджлав, бывший нацист по паспорту, и действующий нацист в душе, путающий президента с фюрером, и спонтанно вскидывающий руку в фашистском приветствии. По сути, именно нацист здесь более всех и неуместен, но своим присутствием он намекает, откуда в США пришла эта слепая ненависть к коммунистам, и то, что только бывший сподвижник Гитлера, переживший контузию, может найти плюсы в ядерной катастрофе.

    Актуальность этого произведения в 1963-ем году сложно переоценить, тем более что книга «Красная Тревога», по которой он снят, считалась серьезным произведением, но, как и прочие книжные первоисточники, была «подкорректирована» под видение киношного мира Кубриком. Его стиль великолепно подходил, чтобы подчеркнуть разницу между реализмом кино и реализмом жизни, позволяя создавать совершенно абсурдные образы и карикатурные зарисовки, но при этом оставаться совершенно серьезным. А главное этот фильм попал как раз на период, когда общественность пересмотрела отношение к гонке вооружений, ведь до этого действия американского правительства негласно принимались за всесторонне правильные, а Кубрик одним из первых дал повод задуматься, показав пугающую комичность хитроумной системы, из-за малейшей ошибки в которой, могут пострадать миллионы людей. Значимым фильм стал именно потому, что сосредоточился на наличии знаменитого «человеческого фактора», ведь известно, что система, в теории, может быть идеальной, но человек — никогда. В итоге фильм станет символом антивоенной гражданской позиции, направленной на прекращение Холодной Войны, а после, утратив столь яркую актуальность, перейдет в раздел классики кино.

    Отличным полем «Доктор Стрейнджлав» оказался и для основной мысли Кубрика во всех фильмах — человек, самостоятельно изолирующийся от окружающего мира. Всего три локации понадобилось режиссеру, чтобы показать глобальность — зал Пентагона, кабинет «зачинщика» и салон самолета с отважными пилотами, чей командир еще и родом из Техаса. Очень редко мелькают сцены из других областей, но их недостатка почему-то и не чувствуется. Но именно эпизодами с самолетом Кубрик смог порядочно посмеяться над хваленым героизмом американцев, ведь от успеха их миссии зависит наступление Судного Дня, и придется поймать себя на мысли, что двояко смотрится эпизод, когда майор Конг (кличка «Кинг») пытается починить контакты для открытия бомболюка, когда с одной стороны по-привычке сопереживаешь этому герою, но с другой — понимаешь, что лучше бы ему этого не удалось. И главный эффект заключается в том, что все три главные линии проходят независимо друг от друга, в отчаянной попытке связаться, ведь теперь от этого зависит судьба мира.

    Ну, и нельзя забывать главного достоинства — это, действительно, смешная комедия, с разными уровнями юмора, от откровенного стеба до тонкой иронии в подтекстах. Смеяться тут можно и над Питером Селлерсом, кусающим собственную руку в отместку за то, что та пыталась его задушить, можно над тем, как американцы «обожают» коммунистов, можно над забавными фамилиями героев, а можно и над тем, как замечательно все это закончилось. Хотя, последнее, это уже черный юмор — апогей доктора Стрейнджлава, которого теперь внимательно слушают и с надеждой ищут спасение в его словах. Несмотря на то, что в действиях немца нет ничего злодейского, именно такой образ рисует ему режиссер, будто бы все это было спланированной авантюрой чудака с вечной заигрывающей улыбкой и неспособностью контролировать собственные нацистские рефлексы. Ну, и Кубрика можно уже назвать гением лишь потому, как уместно он умеет подбирать мелодию «в тему»: «We`ll Meet Again» под конец придает картине неповторимую лиричность и ностальгические нотки старого кино.

    27 ноября 2010 | 06:56

    Шутить над серьёзными темами дело непростое, к тому же шутить так, чтобы действительно было смешно и одновременно в сознании оставалось понимание важности происходящего. Это удалось Стэнли Кубрику в картине с необычно длинным для кино названием — «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу». Она вышла спустя совсем небольшое время после Карибского кризиса и затронула тем самым по-настоящему животрепещущую тему. Ядерная война казалась тогда более чем вероятной. И знаменитый же режиссёр вдоволь посмеялся здесь над всей этой военщиной, паранойей, которая питала американские политические круги. Он довёл ситуацию до абсурда, чтобы послание стало понятным, чтобы показать, что и реальность по сути своей абсурдна.

    По сюжету фильма генерал Джек Риппер, движимый сумасшедшей идеей, инициирует атаку американскими ядерными бомбардировщиками городов вражеского СССР. Вся государственная верхушка собирается для решения проблемы, но времени всё мало, ведь самолёты вот-вот долетят, а остановить их из-за поддержанной же президентом системы безопасности может только тот самый безумный генерал. Когда всё-таки кажется, что удалось вернуть дело под контроль, оказывается, что на самом деле угроза осталась, и она куда страшней, чем можно было предположить. Получившаяся ситуация серьёзна и нелепа одновременно. Последнее убедительно передаётся действующими персонажами. Чего стоят тот самый безумный генерал Риппер, или другой генерал Тёрджидсон, постоянно набивающий рот жвачкой. Но более всего впечатляют персонажи, сыгранные Питером Селлерсом, которых здесь аж три: капитан Мандрейк, пытающийся облагоразумить Риппера, президент США и бывший немецкий учёный доктор Стрейнджлав со своей непослушной рукой. Сатира очень и очень едкая, и просто удивительно как точно выделены черты каждой отдельной группы людей.

    «Доктор Стрейнджлав» отразил самые настоящие реалии своей эпохи. Смех буквально сквозь слёзы. Стоит только вдуматься в возможность подобного — жутко становится. Что любопытно, и поныне почти ничего не изменилось. Пусть возможность ядерной войны кажется маловероятной, однако суть не только в ней. Сама идея войны, идея поиска врага несёт в себе угрозу, и последние годы это только доказывают.

    4 декабря 2010 | 23:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>