- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
В жизни многих режиссёров случаются моменты, когда снятый фильм становится не просто очередным в фильмографии, а самым настоящим веховым, рубежным, знаковым. Придумав в 1914 году образ человечка с тростью, огромными мешковидными штанами, стоптанными ботинками, шляпой-котелком и короткими усиками, Чарли Чаплин долгое время работал над характером его героя от фильма к фильму. Если в фильмах студии «Кистоун» это был нахал, дамский угодник, задира, то с приходом Чаплина на «Эссеней» его персонаж стал проявлять больше трагикомизма, ценить человеческое отношение, уважать животных. Так что в каком то смысле, вышедшая в апреле 1915 года короткометражка «Бродяга» позволила окончательно сформировать тот образ комика с грустными глазами, каким мир и запомнил Чаплина по ролям в полнометражных фильмах.
Безусловно, как и в предыдущих работах Чаплина, здесь будет много тех элементов, из которых состоит комедия положений. Будут и удары молотком по голове, и пинки под зад, и швыряние муки и другие гэги. Лично мне запомнился замечательный комедийный тандем Чаплина с Пэдди Макгуайром. Просто без смеха нельзя не смотреть на страдания помощника фермера от действий Бродяги, не смыслившего ничего в сельском хозяйстве. Да и антагонисты подобрались колоритные. Уж больно эта троица грабителей в лице крупного верзилы (Бад Джеймисон), шкета с острым носом (Лео Уайт) и долговязого (Ллойд Бэйкон) напоминала троицу Трус-Балбес-Бывалый в комедиях Леонида Гайдая. Но в остальном же, «Бродяга» разительным образом отличается от предыдущих работ Чаплина. Ведь именно здесь на первый план вышла личность Бродяги, его доброта, сострадание и самопожертвование.
Возможно для меня было недостатком тот образ Девушки (Эдна Пёрвиенс), который недостаточно раскрыли. Уверен, будь фильм полнометражный, ей бы дали ещё больше экранного времени.
Немного необычным кажется и финал картины. По традициям кинематографа тех лет это должен был быть либо открытый финал (герои продолжают драться до финальных титров), либо happy-end (катастрофа закончилась/добро победило/все упали замертво без чувств). Но Чаплин же предложил иную трактовку: трагикомичную. Вроде как добро восторжествовало, но Бродяга потому так и зовётся, что не может взять и остаться там, где ему хорошо. Ему нужно уйти прочь, навстречу новым приключениям.
Несмотря на то, что для меня «Бродяга» 1915 года является одним из любимых короткометражных фильмов Чаплина, я всё же не могу не посоветовать его посмотреть тем, кто ещё думает, что посмотреть у талантливого Чаплина после череды полнометражных картин. Да, это именно тот же Бродяга из «Малыша», «Золотой лихорадки», «Цирка», «Огней большого города» и «Новых времён». Это тот самый одинокий и ранимый человек с большим сердцем, который готов совершать большие поступки. И если есть желание увидеть раннего Чаплина, но в привычном амплуа Бродяги - это самое то.
10 из 10
|
прямая ссылка
19 апреля 2022 | 09:59
Можно ли жить так, что бы каждый новый день был совершенно непохож на предыдущий? Парень, с тросточкой в руках и котелком на голове, превратил свою жизнь в одно большое приключенческое путешествие. Он не знает, что ждет его завтра. Он привык быть независимым, изворотливым и умеет постоять за себя. Этот парень ценит каждый день и умеет его прожить как никто другой.
Один из знаковых кинофильмов для творчества великого Чарли Чаплина. Образ его персонажа становится совершенно иным в этой картине. На наших глазах беспринципный задира превращается в милого, чуткого парня, которому не чуждо чувство настоящей любви (а не случайные увлечения). Этот герой больше не делает все ради своей выгоды, а учитывает интересы других людей, пусть даже они практически незнакомы. Но одно остается неизменным – он был, есть и будет оптимистом.
Перемены в образе героя Чарли повлияли на события, происходящие на экране. Внезапно комедия проникается драмой. Здесь все еще присутствуют некоторые трюки Чарли, но они отходят на второй план, уступая место искренним переживаниям.
Даже музыка временами становится более спокойной и лирической. Громкие аккорды уступают нежной мелодии, что прекрасно дополняет атмосферу фильма.
Финальная сцена вызывает бурю эмоций! Чарли с такой легкостью завершает эту короткую историю, что невозможно ему не сопереживать. Браво!
Что бы оставаться хорошим человеком не нужно иметь славу или деньги… Достаточно, что бы в Вашей груди билось сердце, которое способно любить.
|
прямая ссылка
19 октября 2010 | 22:41
После 'Бегства в автомобиле', где герой Чаплина впервые по-настоящему влюбился и проявил истинно джентльменское благородство по отношению к женщине, настало время больших перемен. Эволюция двинулась вверх семимильными шагами, превращая от фильма к фильму бездумного и карикатурного бездельника в остросоциальный, щемящий, трогательный, глубокий, человечный, собирательный, трагический, созидательный, гениальный образ, самый знаковый и необходимый в истории кино.
Конечно, нечто похожее - элементы образа - возникали у Чаплина с 1914 года, в десятках фильмов студии 'Кистоун', с тех самых пор, как Чарли в порядке полной импровизации схватил в костюмерной какое-то рванье, ставшее впоследствии облачением Маленького Бродяги, самой знаменитой одеждой в мире и самой продаваемой торговой маркой, с какой не может сравниться ни один кутюрье. Но именно на студии 'Эссеней' Чаплин вырос из своего тесного пиджачка, заключавшего его в человекообразную комическую маску и превратился в колосса актерской игры. Самым заметным это перерождение было как раз в 'Бродяге', фильме, уже отвечавшем большинству хрестоматийных понятий об этом образе.
Что случилось за эти 10 дней, прошедшие с того момента, как герои Чаплина и Первиэнс поцеловались, сидя в угнанном автомобиле, я не знаю. Быть может, что-то ёкнуло в душе самого Чарли, быть может, в отношениях с Эдной что-то разладилось...но за 10 дней Чарли выдал качественно новый фильм, отличный от всех его предыдущих картин.
Трюки, гэги, мешком по голове, вилами в зад, драка с грабителями, беготня от взбешенного фермера - все это осталось. И все это осталось на втором плане. На первый во всем своем великолепии, помахивая тросточкой, стесняясь своих безразмерных штанов и дырок на заднице, скромно, но твердо вышел Бродяга. Тот самый. Бродяга, который через много лет станет 'Великим диктатором', слово которого разлетится по всему миру, который будет защищать слабых и униженных, причем не только в кино, бороться за мир, ненавидеть несправедливость, стяжательство, войну, который откроет людям глаза на пустоты в 'американской мечте'...
Появился рыцарь, доспехами которому служили не просторное дранье, а его искреннее желание помочь. В первых фильмах он наверняка бы, накостыляв ворам, пофлиртовал с девушкой, а потом удрал бы, прихватив с собой и денежки в качестве трофея, оставив в какой-нибудь речке и папашу и его красотку-дочку. Теперь движущей силой всех его действий стала любовь. Не шебутное веселье, не бездумный оптимизм - любовь, которая превращает его то в удальца, раскидывающего ногами мощных громил, то в мужчину-ребенка, чуть не плачущего от свалившихся на узкие плечи обид и неприятностей.
В 'Бродяге' Чаплин окончательно и бесповоротно встал на сторону добра, отказавшись от прочих масок, став на десятилетия актером одной роли, но и сумев воплотить в этой роли многие замыслы, на первый взгляд, не имевшие к ней никакого отношения.
Впервые в этом фильме появились сентиментальные нотки, которые станут характерным признаком чаплинских творений на десятилетия. Все его трюки и гэги стали получать смысловое обоснование. Если драться, то драться за кого-то, помогая кому-то, если обижать, то тех, кто достоин этого - ленивого батрака, злостных грабителей, скрягу-папашу. Согласно новому Чаплину, влюбленные имеют право на счастье, и он благоразумно уходит, уступив место сопернику, не тронув его и пальцем, чего он раньше никогда не делал. Задиристый Бродяга укротил свой пыл ради счастья девушки, которая не чувствовала к нему ничего, кроме жалости и немножко благодарности.
Главное, чтобы ей было хорошо!
Вот это уже настоящее самопожертвование, настоящая любовь, сильная, искренняя, обретающая черты идеологии. Я, конечно, не о политической идеологии, тем более, в этом фильме никакой сатирической окраски нет, я о том, что любовь в этом и последующих фильмах Чарли становится главным действующим лицом. Чаплин действует так, как велит ему любовь, она становится его идеологией, она толкнет его героя на жертвы, которые он принесет в 'Огнях большого города', 'Золотой лихорадке', 'Малыше', 'Великом диктаторе' и т.д.
Я не буду говорить о техническом новаторстве Чаплина в этой комедии. Говорить можно много, и это уже земля киноведов. Изобретение бандитской троицы, из которой позже родились все бяки-буки мирового кино, включая нашу Никулин-Вицин-Моргунов. Дойка быка, которую потом не повторял только ленивый. Я не говорю уже о потрясающей финальной сцене, в которой Бродяга уходит по дороге, и зритель угадывает перемены его настроения по игре спины и ног, сцене, для которой словно и было придумано немое кино, настолько много она говорит при таком минимуме действий, сцене, которая стала одним из столпов кинематографа, которая побуждала к поискам Эйзенштейна, Феллини, Лелюша....И многое другое. Просто мне важнее сейчас Чаплин-человек, который, возможно, впервые приподнял маску и глянул на мир уже своими глазами.
Фильм стал переломным в карьере Чаплина, переломным и для него, и для зрителя, который теперь уже по другому смотрел на Бродягу, который все больше становился похож на совесть нации. Превратив комедию пощечин в поэтическую романтическую трагикомедию, Чаплин не просто создал новый жанр, он перевернул основы, показав, как в смешной и бестолковой сумятице можно родить настоящего человека. И именно это открытие - поиск грустного в смешном и наоборот, станет одним из самых важных для кино.
И хоть скромное место занимает этот фильм в истории кино, эта скромность ложна. На фундаменте, построенном на студии 'Кистоун', выросли ноги, ноги одного из самых ярких образов в кино, и над этими ногами уже забилось сердце. Впервые зритель увидел непривычную ему комедию положений (!!)с трюками и гэгами на заднем плане, и с Человеком на первом. Именно от этого фильма идет та самая дорожка, по которой шаркающей походкой Бродяга шагнул в вечность.
10 из 10
|
прямая ссылка
29 июня 2009 | 13:17
'Бродяга' - сентиментальная, чувственная и довольно проникновенная картина, в которой наравне с юмором и иронией выделяется и грустная, печальная тема, впоследствии всё более разивающаяся в поздних фильмах Чаплина. Она же - заключительный уход героя в пыльную даль (однако правильно было подмечено до меня), навстречу всё новым приключениям и событиям, которые он переживёт со смехом, улыбкой и не менее оригинально, чем в предыдущих своих похождениях.
Данная картина повествует о том самом Маленьком бродяге, какого мы привыкли видеть на экранах - щупленького, прыткого, и, как всегда, в смешной шляпе-котелке с тросточкой в руках. На сей раз нашему герою предстоит стать настоящим героем-спасителем и обрести, но, к сожалению, безвозвратно потерять свою любовь. Маленький бродяга, не знающий понятия 'опускать руки', 'вешать нос', всё время улыбаясь, встречает любые невзгоды и пощёчины судьбы с улыбкой, умудряясь выпутываться даже из сложнейших ситуаций, в которые попадает. Однако, брошенный на произвол судьбы, никому не нужный и забытый, всё тот же бродяга ищет свою вторую половинку, стремится обрести себя в личной жизни, но, тщетно...
Как и всегда, переживая вместе с героем Чаплина радостные минуты, мгновения триумфа и победы, но и, достойно встречая различные проблемы и невзгоды, проходишь весь путь рука об руку вместе с Маленьким бродягой, где-то радуясь, а где-то горюя за жизнь этого человечка. Не исключением является и эта лента, в которой, как уже и упоминалось, кроме смеха и счастливых мгновений присутствуют и горестные думы, лишения и неудачи. Конечно же, куда без этого, но, благодаря мужеству, выдержке и смелости нашего героя и море оказывается по колено, всякий раз, даже проигрывая, бродяга даёт тонкий намёк, что ещё не прошло его время, что он ещё вернётся.
В итоге мы видим столкновение двух миров - мира мечтаний и стремлений, а также мира реальности - далёкого от идеала и такого диструктивного... Однако, находясь на рубеже этих двух антитез, лавируя и не сдавая своих позиций, Маленький бродяга олицетворяет пример стойкости, невозмутимости и верности свои идеалам, верности своему стремлению к лучшему и вере в эти понятия. Даже несмотря на то, что сильные, влиятельные и богатые люди пренебрегают, тыркают и унижают его личность, он отнюдь не собирается с этим смиряться, как-то проигрывать своей судьбе или давать ей фору.
Жёстко, серьёзно и, вместе с тем, по-взрослому прямо показывает нам Чаплин своё мнение, свои мысли по этому поводу. Мысли верные, даже актуальные и по сей день, не уставал говорить это Великий комик, не перестают уставать и многие люди, кому небезразлично будущее общества.
'Развивается оно или деградирует?'; 'Обрекает себя на гибель или встаёт на новый виток своего развития?'
- Этими вопросами задавался Чаплин, эти вопросы волнуют многих и сегодня, ведь это не утопия, а печальная действительность, печальная реальность нашего несовершенного мира...
|
прямая ссылка
18 мая 2009 | 12:10
|
|