К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Не все зрители воспринимают «Моего американского дядюшку» как полноценную драму, для большинства – это забавная комедия, в которой люди низведены до уровня подопытных животных. Смонтировав истории трех персонажей, в итоге пересекающиеся, с пространными комментариями биолога-бихевиориста Анри Лабори, разъясняющего поступки героев как производные инстинктов, Рене вступил на зыбкую почву синтеза художественного и научно-популярного кино. При этом добавив иронии, режиссер добился того, что «Мой американский дядюшка» достаточно легко смотрится особенно в моменты предельного драматического накала. Это именно драма, почти трагедия и лишь в последнюю очередь комедия. По сути дела перед нами – почти феминистская история о сильной женщине и слабых мужчинах.

Так герой Депардье лишь первую половину фильма выглядит уверенным в себе простым мужиком из крестьянской семьи, католиком и традиционалистом, однако, он также пассивен и слаб, как и персонаж Роже Пьера, предпочитающий, чтобы все в жизни решали за него. Герои лишь внешне совершают обдуманные поступки, по мысли Лабори (который участвует в картине наравне с остальными), на деле их действия – плод жесткой детерминированности животной природой. «Мой американский дядюшка» - естествонаучный фильм, интерпретирующий видимое зрителем с позиции физиологии и этологии. Каким бы порой вульгарным не казалось подобное герменевтическое калькирование, в данном случае оно работает и за счет драматургии, сценарного мастерства Жана Груо, создавшего впоследствии с Рене еще два фильма («Жизнь – это роман» и «Любовь до смерти»), атональной музыки Арье Дзерлатка (работавшего, к примеру, еще с Ромером над «Любовью после полудня») и смелых монтажных приемов.

Можно сказать, что наряду с «Хиросимой» «Мой американский дядюшка» - самое совершенно творение Рене в монтажном плане (здесь есть и изящные рифмы и лаконизм), а то, что люди ведут себя в нем как животные, можно понимать как скрытую критику буржуазного мира, в котором, как известно, господствуют законы социал-дарвинизма. Большей частью аполитичный Рене все же снял в свое время две картины по сценарию Хорхе Семпруна – видного испанского политического писателя (в частности автора романа «Нечаев вернулся», переведенного на русский). Однако, если раньше политика была для Рене скорее антуражем, то здесь происходит сближение законов животного мира и человеческого общества. Человек показан как животное, измученное постоянной конкуренцией и необходимостью доминирования в окружающем мире, именно это и делает его несчастным, согласно Груо, Рене и Лабори.

В этой связи чрезвычайно интересен образ, созданный в ленте Николь Гарсиа, - волевой, целеустремленной женщины, политической активистки, актрисы и модельера, буквально задыхающейся в мире слабовольный мужчин. Единственный из героев, кто ей под стать, - персонаж Пьера Ардити (актера, ставшего частым гостем в последующих картинах Рене), хваткий и циничный делец. Название ленты, на мой взгляд, - намек на самый сильный страх в жизни персонажей, боязнь оказаться социально непризнанным, упустить удачу в муторном деле социализации. В заключение замечу, что «Мой американский дядюшка», как и «Провидение», - наиболее убедительные доказательства тезиса Делеза о том, что Рене всегда создавал головное кино, транслирующее размышление над тем, как работает человеческий мозг, поэтому закономерно, что он пригласил биолога в свой фильм как полноценного героя и комментатора происходящего.

15 июня 2024 | 17:41
  • тип рецензии:

Да, именно, этот фильм не включает в себя какие-либо намеки или аспекты психологии, нет, режиссер сразу дает понять, этот фильм - эксперимент, смоделированный в голове сценариста. Интересный подход, ведь на самом деле не обязательно делать научные фильмы документальными, команда отлично справилась, сделав ленту в художественном ключе, а вставки из жизни животных, как бы держали в тонусе мысли.

Героев передали абсолютно реалистичными, за что большой плюс. Во время просмотра понимаешь, что они показаны максимально точно, без гротеска, что может быть свойственно комедии, в то же время, нам дан определенный опыт из их историй, для того, чтобы у нас в голове сама выстроилась причинно-следственная цепочка. Режиссер, понимает, что его зрителю будет недостаточно просто увидеть, режиссер ждет мыслей от своего зрителя.

Что касается художественной составляющей, так замечу, что фильму не хватает динамизма. Хотя, предположу, что статичность и плавность того, что происходило на экране два часа, на то и было рассчитано, чтобы составить эффект обычной жизненой обстановки со своими мелочами и паузами.

Актеры отыграли хорошо, было приятно наблюдать за персонажем Депардье, в данной ленте он являлся служащим одной из многочисленных конторок, служба в которой и занимала проблему всего его существования. Фильм может не понравится человеку, что противится опыту и отрицает сам факт возможности изучения поведения человека путем сравнительного анализа. Смысл фильма прост - ты то, о чем думаешь, не будешь очищать свою память, она загрязнится, затем последует сбой.

7 из 10

10 февраля 2019 | 23:49
  • тип рецензии:

Ален Рене известен, прежде всего, своими глубоко новаторскими работами, такими как «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, любовь моя». Однако в его творчестве нашлось место и другим небезынтересным экспериментам. «Мой американский дядюшка» балансирует между художественной постановкой и научно-популярным фильмом о закономерностях в поведении людей и животных.

«Смысл жизни в том, чтобы жить. Иначе говоря, сохранять структуру», - произносит голос за кадром, объясняя затем доступным языком разницу между растительным и животным миром. Быстрый и хлёсткий монтаж разбавляет видеолекцию параллельными представлениями нескольких персонажей. Герои фильма дают о себе краткие биографические справки, автор добавляет к их портретам интересный штрих – каждому персонажу присваивается образ какого-нибудь актёра, которым они неосознанно подражают. На экране проносятся ключевые эпизоды их жизни, формирующие базис поведенческих реакций. Эти сцены сопровождаются закадровыми комментариями героев и дополняются врезками из старых фильмов. На примере поступков и реакций Рене, Жанин и Жана профессор Анри Лабори объяснит суть своих теоретических изысканий. Первый тип мозга, «рептильный», запускает простейшие механизмы выживания. Вы ещё не забыли о том, то «смысл жизни в том, чтобы жить»? Млекопитающие выходят на новый уровень взаимодействия мышления с окружающей действительностью. И уже тут всплывает главная тема всего творчества Алена Рене, тема памяти: «Не запомнив, что приятно, а что неприятно, что делает нас счастливыми, грустными и тревожными невозможно рассердиться или влюбиться. Можно сказать, что живое существо - это память в действии». Ну, и третьим пунктом у нас идут ассоциативные связи. «Кора головного мозга особенно развита у человека». Людям и посвящается этот фильм.

Рене (Жерар Депардье) был обычным заурядным крестьянином, но со временем добился хорошей должности на предприятии. Жёсткая конкуренция и постоянное напряжение, не находящее выхода, приводят его к нервным срывам. Показателен пример, в котором Рене борется за место под солнцем, сидя за одним столом с человеком, претендующим на его должность: два телефона подведены к одной линии, успеха же добьётся тот, кто научится быстрее хватать трубку. Линия Жана тоже связана с карьерой – он политик, пишущий параллельно с работой книгу, в которой излагает историю представлений о Солнце разных народов и культур. Он, однако, покидает жену и детей, чтобы соединить свою судьбу с Жанин. Для этой женщины предусмотрена отдельная история, но интересно как эти персонажи пересекаются друг с другом. Режиссёр показывает процесс формирования установок героев в детстве, обозначает, какие воздействия запускают поведенческие акты и как эти реакции вступают друг с другом в конфликт.

Впрочем, не человеком единым. Авторы фильма проводят параллели с лабораторными экспериментами. Крысу помещают в клетку, разделённую перегородкой с дверцей. Ко дну клетки подводят ток, но за несколько секунд до подачи предупреждают животное визуальным сигналом. Как только та, преодолев приступ паники, перебегает на другую половину клетки – подача тока прекращается. Животное быстро учится избегать наказания, а последствия опыта таковы: «10 минут в день на протяжении недели и крыса чувствует себя превосходно. Она здоровая. Шерсть гладкая, давление в норме». Однако, провести прямую параллель с человеком пока рано, ведь «…то, что легко для крысы в клетке, гораздо труднее для человека в обществе. Некоторые потребности были сформированы именно жизнью в обществе, с самого детства». Вторая вариация эксперимента предполагает закрытую дверцу. Крыса мечется, ищет выход, но затем сдаётся, впадает в ступор, ведь все её действия напрасны и ни к чему не приводят. Так запускается реакция торможения. В теории подобный опыт приводит к психосоматическим заболеваниям, которым оказываются подвержены герои фильма. Третий эксперимент – модернизированная версия второго, но разница в том, что в компаньоны к одной крысе помещают вторую. Ток подаётся, и грызуны затевают драку. И в этом, казалось бы, нет никакого смысла – наказания подобное поведение не устраняет. Тем не менее, в этом случае крыса в конце недели находится в прекрасной форме. Какие выводы из этого можно сделать? Дело в том, что мы часто упускаем из виду причинно-следственные связи, а порой вообще не задумываемся о том, что наши поступки и реакции обусловлены не только нашей волей, но и какими-то глубинными причинами, в частности устройством и особенностями функционирования нашего мозга.

«Американский дядюшка» - это, конечно, метафора. Однако, в целом, Ален Рене очень буквально и прямолинейно доносит до зрителя всю суть происходящего на экране. Фактически нам не приходится что-то додумывать и анализировать. Режиссёр очень внятно излагает теорию и украшает её блестящими историями. Сама по себе эта конструкция уже прекрасна, но француз, естественно, обогащает её хитроумными формальными находками. «Mon oncle d'Amerique» - очень простое для понимания, но изящное и интеллектуально насыщенное кино, и, что ещё важнее, отличный пример того, как искусство и научное мировоззрение идут рука об руку.

04 сентября 2017 | 07:57
  • тип рецензии:

Любопытное сравнение человека с животным, борьба, пассивность, бегство... Примитивные инстинкты одомашненного примата, взращенная ненависть ко всему не понятному, не знакомому, страх потерять единение с толпой, страх быть не как все- ведет к гибели индивидуальности и к животной борьбе за существование, за территорию (как та собачка метящая хозяйский дворик), стремление к доминированию или подчинению. 'Пока мы остаемся во власти древних контуров, мы мало чем отличаемся от насекомых. Точно так же, как насекомые из поколения в поколение повторяют свои четырехэтапные программы (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь), мы повторяем наши четырехэтапные циклы. Древние контуры генетически консервативны: они обеспечивают выживание и продолжение рода, но не более того.'(с) Многое становится понятным...

10 из 10

23 июля 2014 | 17:52
  • тип рецензии:

На фоне весьма легких трагикомедийных историй Ален Рене предлагает нам экскурс в эталогию. Нередко повествование останавливается и он рассказывает нам об опытах, которые делали над крысами и их реакциях или приводит другие примеры связанные с поведением животных.

Таким образом, нам приводятся примеры того, что животные не считают бегство чем-то зазорным. Очень подробное внимание Рене уделяет и психосоматическим заболеваниям.

Сюжетные ходы неразрывно связаны с примерами из мира животных, что усиливает эффект от фильма. Однако, если бы не оригинальная режиссерская стилистика, то вряд ли бы меня заинтересовала история инженера, который боится увольнения, но получив повышение попадает в глобальный личностный кризис, а также жены, которая идет на очень сильную хитрость, чтобы сохранить свою семью.

Я не думаю, что фильм относится к числу шедевров, но на фоне многочисленных французских фильмов Трюффо, Девиля, Ромера и Шаброля, 'Мой американский дядюшка' стоит особняком. В гротескности его можно сравнить лишь с работой Бертрана Блие 'Ночные закуски'.

Думаю, что Рене понимал свою исключительность и для того, чтобы усилить тщетность переживаний своих героев сделал интересный ход - они как будто ассоциируют себя с любимыми киногероями Жаном Габеном, Даниелем Дарье, Жаном Марэ. Режиссер технически изобразил это фрагментами из старых фильмов.

Кстати, фильм содержит прямые отсылки на научные труды Анри Лабори создавая тем самым реалистичный подтекст - картину можно рассматривать исключительно как иллюстрацию творчества известного ученого.

В итоге: Анри Лабори считал, что у человека в стрессовой ситуации не так уж и много вариантов- борьба, пассивность или бегство. Это в полной мере распространяется и на отношения семейные. Ален Рене достаточно четко разрабатывает данную теорию на конкретных примерах. Критики и зрители как будто извинялись за недостаточно обласканные успехом 'Стависки' и 'Провидение' (мне кажется фильм получил недостаточное количество наград) признав 'Дядюшку' безусловным шедевром.

8 из 10

23 декабря 2012 | 19:50
  • тип рецензии:

Перенести закономерности природы на ее венец идея сама по себе разумная, сколько бы человек не пытался обозначить себя ее царем, ее ребенком он является. Под благовидным предлогом дедушки-дядюшки затейник Ален Рене в декорациях экзистенциальной драмы располагает весьма остроумное и занимательное рассуждение-аналогию. Причем такое обстоятельное и разумное, что сами герои уходят на второй план, уступая роль инстинктам, заложенным в человека социумом и природой. Рене, конечно, далек от желания демонстративно «пройтись» по человечеству, его идеям не отказать в оправданности, однако трудно принять на веру, что все поступки мотивированы настолько же определенно. Человек – клубок противоречий, все-таки сложнее: жизнь – не только набор определенных событий, а действие, воля и направление задается не только мерилом психофизиологических реакций. Не все возможно извлечь из человека, подвести под один общий знаменатель и разложить на элементы. Это наверное и есть индивидуальность.

Отдельная благодарность автору за усталого Габена и метафоричность беспомощной перевернутой черепашки. Уж слишком глупо выглядят эти люди. Как тут не вспомнить насмешливую фразу человеколюбивого шутника Вуди Аллена о делении людей на две категории – мерзких и жалких. Не так уж далеко от истины, хотя и немного унизительно осознание, что мы только подопытные в бессознательном эксперименте над собой и другими.

8 из 10

18 апреля 2012 | 08:07
  • тип рецензии:

Рене стал известен благодаря своим «сложным» фильмам. «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, любовь моя» - фильмы которые возможно смотреть, но понять до конца что именно в них происходит почти не возможно. И это не Девид Линч с его психоделикой, у Рене герои не сходят с ума, они просто пытаются понять что с ними происходит, а зритель тем временем начинает действительно лесть на стену.

Кино эксперименты мало приносят пользы обществу, киноискусству - несомненно. Но фильмы способны и на большее, через них можно рассказать даже самому недалёкому зрителю в доступной форме такое что обычно его не интересовало, но что знать обязан каждый человек. Самый главный вопрос которым задаётся каждый человек: почему я делаю то что делаю? Действительно интересный вопрос. Ответ на него скрыт в книгах по психоанализу.

По началу кажется что это очередной кино эксперимент, так оно и есть, только теперь зрителю придётся сходить с ума от осознания того что с ними происходит. К работе над картиной был приглашён талантливый врач посвятивший свою жизнь изучению психологии человека, знаниями полученными в процессе работы он охотно делиться.

Но фильм всё же игровой и рассказывает он о трёх людях живущих обычной жизнью в которой разумеется много проблем, в это же время тот самый доктор анализирует их поведения, приводя наглядный пример на мышах. Вывод к которому нас подводит доктор не самый приятный зато очень логичный.

02 марта 2011 | 15:32
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: