Главная героиня Хлоя решила замутить с близнецами: Пол – заботливый и консервативный, представляет собой Сверх-Я (Super-ego), культурные нормы и ограничения. Его брат Луи – воплощение сексуального инстинкта, агрессивности и либидо, символизируя Оно (Id). Это если по Фрейду.
Сиблинги. Это братья и сестры. Люди, имеющие сиблингов или нет, вырастая, получаются совершенно разными. Что такое быть одним? Что такое иметь брата, сестру? Вы когда-нибудь задумывались над тем, какой бы была ваша жизнь?
Эдипов комплекс и мать. Согласно теории Фрейда мать становится первым объектом желания и одновременно фигурой, вызывающей чувство вины. Хлоя постоянно сталкивается с проблемами, связанными с её телесностью, неспособностью принять свою женственность. Нежеланность ребенка матерью накладывает неизгладимый отпечаток и на его самооценку, и принятие себя. Обратите внимание, как со временем героиня начинает ходить в чулках и на каблуках, меняя свой стиль.
Кот. Это проводник между различными аспектами психики. В фильме мы видим двух котов: один серый, который где-то прячется, убегает, а другой мохнатый, вальяжный и трехцветный. Серый кот - это аллегория подавленной женственности, которую девушка скрывает за грубыми ботинками, свитерами и джинсами. Лохматый кот - это яркая расцветающая сексуальность, тот идеал, к которому стремится героиня. Три цвета кота еще можно рассмотреть как три аспекта личности по Фрейду: Я, Сверх-Я и Оно. Помимо этого, тайный смысл меха не упущен режиссером, ведь это аллегория с женскими половыми органами.
Стресс. Вы часто замечали, что совершенно нормальные люди, когда в их жизни происходят какие-то потрясения, теряют контроль, становятся странными. Дело в том, что в трудные периоды жизни человек может регрессировать на более низкие стадии: на пограничную или даже психотическую. Основными признаками такого состояния является сложности определить, что фантазия, а что реальность. И в таком же непонятном состоянии мы находимся во время просмотра.
Диссоциация. Могущественная психологическая защита, откуда и идут все эти близнецы, раздвоения, другие миры, субличности. Когда плохо, мы начинаем мечтать, уходя все глубже и глубже в себя.
Тератома. Это такая доброкачественная опухоль, которая формируется при нарушении деления стволовых клеток. Не буду пугать вас страшными картинками, а лишь скажу, что слово “терас” в переводе с греческого означает “чудовище”. А как это относится к фильму, узнаете, посмотрев.
Эротика. Ах да! совсем забыла: куда же без наготы. А она с самого первого кадра. Скорее, глубина.
В «ДВУЛИЧНОМ ЛЮБОВНИКЕ» Я УТВЕРЖДАЮ, ЧТО ИМЕТЬ ТАКИЕ ФАНТАЗИИ МОЖНО, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ СОСТОИШЬ В СЧАСТЛИВЫХ ОТНОШЕНИЯХ», — говорит Франсуа Озон
И снова Озон и Марина Вакт.. Так бывает, когда пишешь рецензию на какой-то фильм (в данном случае это была «Молода и прекрасна») и начинаешь читать материал про режиссера и его любимых актеров. Ведь это не секрет, что многие известные режиссеры предпочитают снимать одних и тех же актеров.
С одной стороны, Марине Вакт идут короткие волосы, что подчеркивает ее нежное лицо. С другой – стрижка мальчишеская, то есть абсолютно дурацкая и неженственная. Так что визажистам фильма двойка.
«Двуличный любовник» - это 21-я лента известного француза, основанная на романе Джойс Кэрол Оутс. «Мои картины очень интимные», - говорит режиссер. И добавляет: «Главная сюжетная тема у нас всегда 'мужчина встречает женщину'. В этом суть французского кино, а еще в стремлении к визуальной эстетике». А еще, как мне показалось, Озон безошибочно ухватил и эксплуатировал тот факт, что женщин непреодолимо тянет к плохишам (можно было бы тему развить, но будет спойлер).
Признаться, от фильма я ожидала большего. Но скорее потому, что ожидания были продиктованы не совсем верно переведенным на русский названием, откуда проистекало неверное представление о сюжете. Название фильма безусловно уводит зрителя в сторону от истинного понимания происходящего на экране. Но и Озон – мастер запутывать. «Мне очень понравилось манипулировать восприятием зрителя. Мне хочется вытащить зрителя из его зоны комфорта, заставить напрячь свои мозги и задавать вопросы. Пусть даже самые нелепые... Зритель не должен дремать перед экраном, пусть живет активной жизнью, пусть пытается понять», - говорит он.
Экранные события зритель видит воспаленным взглядом главной героини Хлои. На протяжении всего фильма Озон подбрасывает нам ключики к разгадке. И если отмотать картину обратно в хронологическом порядке, то это особенно очевидно. То, что видит вокруг себя психически и физически нездоровая девушка, трансформируется и перерабатывается ее мозгом в иную картину мира.
«Двуличный любовник» считается эротическим триллером. Я бы назвала его еще и медицинским триллером, поскольку у Хлои налицо СРК (синдром раздраженного кишечника). В 2017 году со стороны Озона было очень смело ухватиться за идею, что живот - это наш второй мозг. Это сейчас о связи головного мозга и ЖКТ посредством вагусного нерва кричат из каждого утюга, а тогда эта идея только получала свое распространение.
Обычно считается, что психосоматика ответственна за физические проявления какой-либо болезни. Однако, в случае с Хлоей мы видим, что физиопатология диктует изменения в ее психике. Все в Хлое сплетено в один гигантский клубок. Кажется, что это сплетение змей, вызывающее в ней такие странные поведенческие проявления. Складывается ощущение, что Франсуа Озон тонко поддевает новомодное направление в психологии – КПТ (когнитивно-поведенческую терапию), заполонившую собой психотерапевтические кабинеты. Ведь именно КПТ занимается в фильме Луи - один из антагонистов истории. И то, как он ее занимается - это очень «смелая» трактовка КПТ, поскольку смысл ее - в выполнении специальных психологических упражнений, нацеленных на переосмысление жизненных сценариев при помощи преодоления когнитивных искажений. Только упражнения эти чаще всего выполняются на бумаге, а не в кровати.. По мнению психолога Вероники Степановой (и по моим наблюдениям), КПТ незаслуженно вытеснила классический психоанализ по Фрейду. И зря. Лично я на своем опыте могу сказать, что КПТ подходит далеко не всем. Безусловно, КПТ должна примеряться в психологии, но она не является безусловной панацеей. Недаром считается, что максимальный эффект КПТ дает в сочетании с гипнозом. А что такое гипноз? Это – способ проникнуть в бессознательное пациента, что также характерно для метода классического психоанализа по Фрейду, когда бессознательное является причиной проблем пациента, и задача психоаналитика это бессознательное (вытесненное из сознания) «выудить». Недаром в фильме Хлое снятся множественные сны, и она пытается найти трактовку этих снов.
«Мне важно показать, какое значение имеют фантазии. Их ведь совершенно необязательно воплощать в жизнь, но впускать их в нее нужно. Это часть нашего личного пространства, а без него ты теряешь себя. Так ты ощущаешь себя тем, кто ты есть на самом деле, а не тем, кем тебя хотят видеть окружающие. В «Двуличном любовнике» я утверждаю, что иметь такие фантазии можно, даже если ты состоишь в счастливых отношениях», - говорит Озон. Что ж, фантазий в фильме предостаточно. Главное – не потерять от них голову.
Ни для кого не секрет, что Франсуа Озон как режиссер - мастер исследовать глубинные мотивы поступков как мужских, так и женских (в случае с женщинами, конечно, его взгляд чуть более поверхностный, но многим и многим мастерам камеры, так же как и литераторам, ой как есть чему у него поучиться). И, как и ментальный отец его Зигмунд Фрейд, не к ночи будь помянут, Озон с уверенностью изрекает - все мотивы, так же как и все первопричины, лежат исключительно в сексуальной сфере; а все психотравмы, как правило, зарыты в очень-очень раннем детстве.
О том, что 'Двуличный любовник' так же, как и большинство фильмов Озона, будет посвящен чёрным дырам внутри женской души, мы понимаем с первого кадра - ибо камера старательно и неотвратимо погружается в чёрную дыру между очаровательных женских ножек. Ну, в общем, у всех, кто не в очень в курсе относительно прямолинейности данного режиссера, еще есть шанс встать и уйти.
Я, конечно же, не ушла - ибо считаю французского мэтра одним из лучших режиссеров современности. И мне почти понравилось. Почти - то есть фильм был великолепным практически по всей продолжительности сюжета, и вдруг стал каким-то иносказательно-идиотским, когда нам в финале все 'растолковали'. Вот просто захотелось встать и уйти - то есть отмотать время минут эдак на пять назад, забыть только что просмотренное, и выйти из зала, не узнав абсолютно бессмысленной 'разгадки'. В общем, мне категорически не понравилась развязка.
Картина начинается медленно, плавно и эффектно - нет, я не имею в виду самый первый эпизод, где изображение женского полового органа накладывается на женский же глаз (глаза - зеркало души, ну, вы помните), этот момент вполне можно пропустить. Завязка отношений между героями, визиты Хлои (Марина Вакт) к психиатру, ее бесконечные монологи, взгляды Поля (Жереми Ренье), эдакого французского Дэниэла Крейга в роли Джеймса Бонда - это просто до мурашек по коже, особенно когда понимаешь, что Поль действительно не произнес ни единого слова, говорила только Хлоя. Озон, как всегда, прекрасен в деталях.
Потом Хлоя переезжает к Полю, и начинается собственно эротическая история. Естественно, из двух близнецов Луи красивее, эффектнее и в постели лучше - если бы мне сразу сказали, что это просто мир фантазий героини, я бы весь фильм смотрела по-другому. В общем-то, как мне кажется, процентов эдак 90 женщин смиряется с реальностью (и с семейными отношениями в том числе) только потому, что слишком много фантазирует, так сказать, 'поверх' этих отношений, в мечтах, в инстаграмных фото и в рассказах подругам многое преувеличивая и додавая своей второй половинке львиную толику романтичности. В общем, живут не в реальности, а в какой-то иллюзорной матрице, созданной отчасти женскими романами и фильмами про 'прекрасных принцев', отчасти глянцевыми фоточками таких же, как они, жертв общественного мнения.
В случае с Хлоей происходит еще одна метаморфоза, столь типичная для представительниц женского пола. Будучи особой нервной, эта дамочка сочиняет себе не только характер своего избранника, но придумывает на пустом месте целый триллер (или, может быть, ближе будет слово 'трагедия') - с изменами, расставаниями и бурными сценами примирения. Короче, если кто вдруг был не в курсе, как женщина из ничего может сделать салат, шляпку и скандал (с упором на третье, конечно) - Франсуа Озон расскажет и покажет вам в подробностях.
Озон досконально исследует сексуальность героини, - хотя, по-моему, фильм снимался не совсем ради этого (хотелось бы сказать, что ради потрясающе показанных отношений братьев-близнецов друг с другом, отчасти просто через слова Хлои - но боюсь, что в том числе и ради эпизода анального секса, очень уж режиссеру хотелось отыметь исполнителя главной роли, хотя бы опосредованно).
В общем, лента потихоньку движется к финалу, и развязка как бы уже представляется очень крутой, но тут - оп! - и все переворачивается с ног на голову. Большая часть происшедшего (не буду спойлерить, хотя французское название фильма уже чистой воды спойлер) оказывается фантазиями героини (вообще, конкретно ее я понимаю, если бы у меня был такой скучный партнер, я бы либо его убила, либо сама повесилась... да шучу, конечно, просто бросила бы его после первой же ночи), мать возлюбленной Поля - на самом деле мать Хлои, да тут еще и 'девочки кровавые' в глазах. Нет, что, серьезно? то есть вот так можно было? редкостный бред.
А в целом и в общем - Озон, конечно, очень повзрослел, и старается не очень провоцировать народ (хотя сцена, где героиня имеет возлюбленного с помощью страпона, подробная весьма, конечно, понравится не всем).
Для себя я бы расшифровала главную идею, явно прослеживающуюся через всю картину, как тоску, страдание, если хотите, крик мужской души о возвращении женского целомудрия в жизнь нашего общества.
Если положить руку на сердце, затаенная мечта каждого мужика, даже неисправимого современного дон Жуана, встретить недотрогу (гордую ли, кроткую ли), покорить ее, сделать из нее икону домашнего очага, и беречь ее, единственную, как зеница око.
Режиссер Франсуа Азон, тонкий психолог душ человеческих и мастер интриговать зрителя демонстрацией сокровенных тайн сексуальных взаимоотношений, несомненно и, как всегда, накаляет зрительский азарт.
Однако, захватывающий сюжет, неожиданный его финал - всё говорит о том, что лишь на телесной усладе и сексуальных удовольствиях 'на грани и за гранью' счастливой судьбы не построить.
Великолепная игра актеров Марины Вакт и Жереми Ренье лишь подтверждает этот вывод.
Потраясающе разочаровывающий фильм. Его сюжетная линия сложна, и трудно решить, что в ней было реальным, а что воображаемым, особенно когда Хлоя узнает, что у её возлюбленного есть брат-близнец, и она взаимодействует с ними обоими, а также испытывает чувство, что у неё тоже… сестра-близнец. Романтика сомнительна, эротика переходит в шок-контент до такой степени, что когда героиня примеряет на себя роль мужчины, даже хочется перекреститься. Наглядно присутствуют вагиноскопия, акушерство и гинекология. Полный смысл истории ускользает. Возможно, так должно было быть. Только лишь красота Марин Вакт вопреки депрессивному её оформлению сияет на протяжении всего периода демонстрации утончённо-интеллектуального и одновременно гротескно-физиологического стиля Франсуа Озона, что само по себе может являться поводом для просмотра.
В завязке нет ничего необычного: Хлоя, бывшая модель с травматической семейной историей, встречает Пола (Жереми Ренье), своего психоаналитика, и безумно влюбляется в него после нескольких сеансов. В результате терапии 'чердак' у главной героини подобен комнате в серийном панельном доме с тараканами: протравят одних тараканов, через какое-то время от соседей через щели приползут другие. Так всю жизнь только по 'психоаналитикам' и ходить... О причине душевных страданий главной героини в фильме высказывается мнение, что повлиял лишь тот факт, что она была нежеланным ребёнком у своей матери, отчего та ленилась делать УЗИ.
Проблема в том, что сюжет не может быть представлен в общих чертах, и в результате «Двойной любовник» кажется больше всего похожим на довольно поверхностную историю об одержимой женщине, сражающейся со своими демонами, с финалом, лишенным определенной ориентации и теряющимся в нерешительности режиссера.
Двадцатипятилетняя бывшая фотомодель по имени Хлоя (Марина Вакт) долгое время страдает от болей в животе. На приёме у гинеколога она получает совет обратиться к психиатру, так как, по мнению врача, эти боли имеют, скорее, психосоматическое происхождение. Хлоя обращается к психоаналитику Полю (Жереми Ренье), ходит к нему на сеансы и влюбляется в него. Поль тоже влюбляется в свою пациентку. Они снимают квартиру и начинают жить вместе, а через некоторое время Поль делает Хлое предложение. Но Хлоя обнаруживает, что у Поля есть двойник и тоже психотерапевт, но куда менее нежный и податливый...
Несмотря на название, главной стала всё-таки героиня, сыгранная знакомой по предыдущему фильму Озона - Мариной Вакт. И тема фильмов близка - исследование женской, отчасти мужской сексуальности.
Наверное, кого-то смутит откровенность сексуальных сцен, лёгкая 'замороженность' главной героини, физиологичность и в чём-то предсказуемость разгадки, но Озон делает всё как всегда эффектно, на грани и за гранью. Начинаешь верить, что именно геи лучше, тоньше понимают женскую природу... Конечно, двойственную - в данном варианте садомазохистскую. И делает это Озон мастерски без комплексов и сентиментальности, предав свой тонкий юмор и иронию и ступив на мутную дорожку эротического триллера. Но... мастерства же не растерял. А то, что не оправдал чьих-то ожиданий (критики скептически приняли фильм), так это проблемы ожидающих.
Причина всех наших болезней кроется внутри нашего сознания. Можно годами проходить всех врачей, но пока не разберешься в себе, исцеления не настанет. Чаще всего корень проблемы находится в детских травмах. Точнее в обиде на родителей, которые не уделяли достаточно внимания, не заботились и не любили. Вырастет ли в такой обстановке психологически здоровый человек?
Конечно, нет. Он не будет чувствовать, что хоть сколько-нибудь важен в этой жизни, не будет чувствовать, что живет. Ему будет казаться, что он лишний. А еще, что занимает в этом мире чье-то место.
Эта мысль не будет давать человеку покоя и наполнит всё его сознание болью и отрешённостью. Душевная боль трансформируется в физическую, а отрешенность в желание быть кем-то другим, в раздвоение личности.
Аналогичная ситуация происходит с главной героиней, которую сыграла потрясающая Марина Вакт (в сравнении с картиной 'Молода и прекрасна' совсем не узнать, что вызывает восхищение!). Девушка запуталась в себе и совершенно не понимает, почему она несчастна и постоянно плачет без причины. Эмоции отчаяния сменяются хитрой насмешкой. Ей даже нравится играть в двойную игру, не быть собой. Двуличный любовник Жереми Ренье только способствует продолжению игры.
В течение всей картины героиня Вакт разбирается со своей проблемой, попадая в коварные сети сознания и мира собственных фантазий, чтобы наконец прийти к разгадке.
Картины Франсуа Озона удивительно честные, без наигранных эмоциональных сцен и диалогов. Честные действия и слова. Чтобы проверить, просто подумайте, какие действия вы совершаете, когда находитесь на сеансе у психотерапевта, у врача, когда стоите в душе или занимаетесь любовью. Благодаря бескомпромиссной честности Озона буквально проживаешь все то, что происходит с главной героиней. И крайне сложно понять, как режиссер-мужчина может так тонко проникнуться женской психологией.
По своей стилистике фильм соединяет в себе сильную основу психологической драмы, в которой очень интересно разбираться, а также триллер, что попросту не дает ни одного шанса оторваться от экрана. Из-за обилия честных эротических сцен создается ощущение, что проникаешь в самую сокровенную часть жизни, открываешь тайну, и это просто будоражит сознание. Какие эмоции вызывает фильм? Адреналин. Провокация. Тайна. Боль.
И последнее, очень хочется обратить внимание в этом фильме на символизм, о котором буквально кричит с первого кадра режиссер. Очень тонкие метафоры, очень нужные. Если получается понять, зачем они здесь так нужны, получаешь еще больше удовольствия от просмотра.
Потрясающий, провокационный, спорный фильм, который, безусловно, заслуживает внимания каждого.
Озон создал вполне милое и даже, поначалу, увлекательное полотно. Психологически напряженный квест затягивал нас в самую глубь непростого романа одной странной женщины. Показывая как физиологическую, так и психологическую подоплеки автор постарался передать то, что обычно оказывается скрытым от глаз посторонних. Сам фильм - это приглашение зрителя совместно лицезреть интимные тайны молодой девушки.
Тема раздвоений личности излюблена кинематографистами и уже вред ли там можно предложить нечто новое. И вот, на этот раз, все параллели так или иначе направлялись к 'Связанным намертво' Дэвида Кроненнберга. Только тут можно запутаться - она представляет свою сестру - близнеца, а тут еще роман с двумя мужчинами - тоже братьями, тоже близнецами. И поди разберись в том, где была реальность, а где - игра воображения. Мне вот, этим анализом было заниматься неинтересно, ибо слишком много разных толкований допускает картина.
Вторая составляющая ленты - эротическая. Озон не смущается эпатировать публику, показывая вагину крупным планом. Будто ради этих моментов фильм и был снят. Показывает он и множество различных моментов сексуальной близости. Жереми и Марина очень старались держаться на уровне, предложив контент явно в разы более мощный и убедительный, нежели то, что мы можем видеть в модных 'оттенках серого'.
Однако, так уж сложилось, что психологическая и эротическая составляющие в ленте Озона не смоделировали единую реальность (пусть по сюжету она и была бы возможно лишена идеальности). А это сделало фильм поверхностным, лишенным метафизичности. Совсем не здорово войти на территорию Кроненберга и Бертолуччи с вполне внешне соответствующим материалом и даже не начать соревноваться с ними по причине недостатка глубины.
Вот представьте себе сами 'Последнее танго в Париже', если бы оно начиналось тем, что Марии Шнайдер врач сам рекомендовал необходимость половой жизни. Такой прагматизм многое бы перечеркнул. И конечно, Озон не справляется с балансом между высмеиваниями буржуазной жизни и психологической константой. В остатке остается просто вполне добротно сделанный эротический жанр
Знакомство с режиссёром Франсуа Озоном, произошло сейчас впервые. В целом, фильм оставил не плохое впечатление, не настолько, что это прям супер найс, но лента, просто удалась. Понравился фильм наверно тем, что это экранизация романа 'Жизнь близнецов', как могут проявляться эротические мысли и фантазии. Тема 'близнецов' (даже нескольких), показанная в этих формах - выглядит весьма удачно.
Повествование необычное, фантомные боли в животе Хлои, медленными, но верными движениями, всё же дадут о себе знать, в довольно неожиданный и в тоже время подходящий момент. Эти боли, являются почти что основным двигателем сюжета, но напряжение накаляется, когда в игру вступает психоаналитик Поль, с которым у Хлои, выходит страстная пылающая связь в постели. Но своеобразное безумие, вносит брат-близнец, ярко подливающий масло в огонь.
Актёры. Марина Вакт достойно исполнила образ своей героини. На модель и актрису было приятно смотреть, смогла выдать хороший спектр эмоций. Хлоя, своими явными сокровенными фантазиями и страхами - приоткрыла занавесу (см. концовка) того, если бы всё было иначе, то её жизнь, была бы налита, совсем другими красками, и сама бы смогла вершить то, что делает Поль и его же брат-близнец, но увы. Жереми Ренье, сыгравший 2-х героев - тоже приковывает к себе внимание, его братья-близнецы чуть параллельны друг другу, но особая притягательность, у обоих героев присутствует.
'Двуличный любовник' - французский эротический триллер 2017 года от Франсуа Озона. Фильм с оттенком 'для взрослых' получился идейным. В целом, смотреть было интересно, волнительная атмосфера погружает в себя. Откровенные сцены выглядят очень эстетичными, но именно развязка, перед финалом, получилась чуть смазанной, связана она с одним из ключевых персонажей. Но сам финал, убедил собой, и смог подвести черту, тем самым донося до зрителя, общий вывод.
«Обычно двухцветными бывают кошки, а самцы трёхцветного окраса рождаются в одном случае из ста и всегда близнецы. Это своеобразная причуда генетики…».
Официальный синопсис: Хлоя влюбляется в своего психоаналитика Пола. Когда пара начинает жить вместе, Хлоя обнаруживает, что ее возлюбленный совсем не тот, за кого себя выдаёт – не совсем соответствует содержанию.
Правильнее будет так: Главной героине Хлое, находящейся на грани нервного срыва, врач-гинеколог даёт контакты знакомого психотерапевта, чтобы девушка могла разобраться с фантомными болями в животе. Хлоя оказывается в кабинете, а следом и в постели своего психоаналитика. Через какое-то время она узнаёт, что у возлюбленного есть брат-близнец и он также психоаналитик. А дальше начинается пси-эротический триллер. Ну то есть как начинается…
Свежая идея, приятная актёрская игра, щедрая наполненность фильма откровенными, эротическими и интимными сценами, коктейль из любовь/ предательство/ секс/ насилие, парочка сюжетных поворотов и всё это в визуальной стилистике Брайана де Пальмы вкупе могли поразить и шокировать. Но не сложилось, и на выходе получился не интригующий эротический триллер, а пресная и затянутая психологическая драма, развязку которой поняла почти в самом начале.
5 из 10
Если бы не очевидный для меня финал, то можно было бы назвать «Любовника» интересным. Хотя. Желания прочитать книгу-первоисточник не возникло.