Статьи

Как это смотреть: Фильмы Бергмана, нигилиста и проказника

В день столетия режиссера рассказываем, почему в его фильмах так много секса, скандалов и ссор и отчего они так похожи на спектакли и сны.
Как это смотреть: Фильмы Бергмана, нигилиста и проказника
Ингмар Бергман / Фото: Getty Images

У Бергман презумпция гениальности и образ колосса режиссуры. Но человеческого в нем было куда больше, чем титанического. Бергман был невротиком, заикой, замкнутым типом с больным желудком и вечным страхом смерти, донжуаном, известным своими отчаянными романами с актрисами. И, конечно, именно доскональное знание человека сделало Бергмана , как сейчас бы сказали, «трендсеттером» и «инфлюенсером» — из его фильмов выросли многие сегодняшние режиссеры.

«Молчание»

«Молчание»

Например, Вуди Аллен, который в 17 лет посмотрел «Лето с Моникой» и очаровался Бергманом на всю жизнь. В нескольких своих драмах он нещадно эксплуатировал его темы (муж и жена на грани развода в «Интерьерах»), копировал стилистику (угадайте «Осеннюю сонату» в «Сентябре») и иронизировал над кумиром ( «Любовь и смерть» — великолепный пример того, как наложение двух женских лиц из «Персоны» может быть смешным, а пляска смерти из «Седьмой печати» — стать одой жизни).

«Любовь и смерть»

Особый интерес к Бергману — и, кстати, обоюдный — питал Андрей Тарковский. Перекличка двух великих современников проявляется как в любви к временным сдвигам («Зеркало» и «Земляничная поляна»), так и в особой сновидческой эстетике. Чтобы увести зрителя из реальности, камера Тарковского могла подолгу медитировать, вглядываясь под музыку Баха в текучую воду и водоросли. Бергман с тем же упоением рассматривал человеческие лица, иногда напрочь забывая про развитие сюжета. Более того, в свой последний фильм «Жертвоприношение» Тарковский пригласил бергмановскую съемочную группу — оператора Нюквиста, актера Юзефсона, звукооператора Ове Свенсона. Неслучайно ненавистники этого фильма называли его «Бергманом для бедных».

Наконец, Бергманом долго болел Ларс фон Триер. Однажды в каком-то приступе подражания он купил точно такой же видоискатель, какой был у Бергмана, а в 1995-м даже предложил старшему коллеге вооружиться ручной камерой и снять фильм по заветам движения «Догма-95». Бергман просто не ответил, и от былого пиетета не осталось и следа. «Он был очень похотливым, и даже с годами это не ушло, — доложил Ларс в документальном фильме «Вторжение к Бергману».

«Не говоря обо всех этих женщинах»

«Не говоря обо всех этих женщинах»

Главное препятствие, мешающее смотреть Бергмана сегодня, — это, конечно же, стереотипы. Принято считать, что его фильмы очень мрачные. Хотя вообще-то Бергман снял более 60 картин (а спектаклей поставил около 170). И, конечно, среди них есть не только угрюмые философские трактаты о смерти и старости, но и замечательные комедии «Улыбки летней ночи» или «Не говоря обо всех этих женщинах».

Еще одно предубеждение: Бергман скучный. Про комедии мы сказали выше, а ведь еще у Бергмана много секса, шока, хулиганства. Любовные многоугольники похлеще, чем в латиноамериканских сериалах. Откровенные намеки на инцест (в «Молчание»), перверсии (в «Шепотах и криках») или, в конце концов, эрегированный член, на секунду мелькающий в «Персоне» (потом ровно тот же трюк повторит Финчер в «Бойцовском клубе».) Юный Вуди Аллен пошел на «Лето с Моникой» вовсе не за экзистенциальным уроком (хотя он в фильме тоже есть), а чтобы посмотреть на голую Харриетт Андерссон. Какая уж тут скука.

«Лето с Моникой»

«Лето с Моникой»

Наконец, последняя и обязательная претензия к Бергману заключается в том, что «ничего не понятно». Почему Исаак Борг из «Земляничной поляны» все время обращается к своему прошлому, а Бергман постоянно показывает зрителям его сны и воспоминания? Почему герои «Персоны» и «Шепотов и криков» все время касаются друг друга? Или как в одном режиссере может сочетаться отчаянное богоборчество и страстное желание увидеть присутствие бога в этом мире?

Отец

Фильмы Бергмана полны автобиографических сюжетов. Фигура режиссера и членов его семьи читаются в персонажах, его собственные любовные истории — в мелодраматических коллизиях, а маленькие детали из прошлого нередко переходят на экран во всех подробностях (каша, которой завтракают герои «Земляничной поляны», — прямиком из его детства).

«Причастие»

«Причастие»

А было это детство несладким, и многие картины Бергмана можно понимать как сведение счетов с авторитарной властью родителей. В первую очередь с отцом — строгим пастором, который держал своих детей в ежовых рукавицах. Вот самые распространенные наказания, которым подвергались маленькие Ингмар с братом: допросы, розги, таскания за волосы, а еще заточения в темной гардеробной, где «обитало крошечное существо, обгрызавшее большие пальцы ног у злых детей». Если Ингмар не успевал добежать до туалета и мочил штаны, на него надевали красную юбочку до колен и заставляли ходить в ней весь день (эхо этого наказания звучит в «Молчании» — маленького мальчика там наряжают в платьице жуткие карлики).

Трудно было Бергману и с матерью (см. короткометражку «Лицо Карин»), которая предстает в его воспоминаниях дамой с нежным овалом лица и маленькими сильными руками. «Удар был молниеносный, левой...» — вспоминал Бергман. Уже после ее смерти Бергман нашел тайные дневники матери, в которых подтвердил давнюю догадку: он был нежеланным ребенком, «созревшим в холодном чреве». Образ этого живота, где, трясясь от холода, растут нелюбимые младенцы, присутствует в «Земляничной поляне». Там мать главного героя жалуется: «Я все время мерзну, особенно живот». Отцу Бергман, кстати, тоже отомстил. Сначала изобразил в «Причастии» сломленного, утратившего свою веру пастора, а после в драме «Фанни и Александр» вывел его в виде чопорного отчима с прямой спиной и изощренными методами воспитания. Смерть для этого героя, как можно догадаться, была заготовлена самая что ни на есть изощренная.

«Лицо Карин»

«Лицо Карин»

В общем, неудивительно, что после всего этого мотив унижения стал навязчивым для Бергмана. Об унижении он мог говорить бесконечно, распространяя его холодную свинцовую тяжесть и на нуклеарную семью, и на буржуазный уклад жизни, и на протестантизм, требующий от человека признать свою ничтожность перед богом.

Бог

Протестантская концепция, допускающая прямой, безо всяких посредников, контакт бога с человеком, определяет все творчество Бергмана. Но в трех фильмах христианская проблематика затрагивается прямо. Это «Сквозь темное стекло», «Молчание» и «Причастие», объединенные критиками в «трилогию веры». Все они камерны, пасмурны, хотя и не сказать чтобы чопорны (половину «Молчания», например, занимают сексуальные похождения брюнетки). И все они как раз о трудностях разговора с богом, который замолчал, перестал слышать мольбы людей и внимать их страданиям.

«Сквозь темное стекло»

«Сквозь темное стекло»

А в каких отношениях с верой был сам Бергман? Иногда его справедливо называли «протестантом-атеистом», и все из-за яростного богоборчества, которое проявляется во многих его лентах. Так, в уста Александра («Фанни и Александр») Бергман вкладывает весьма емкую формулировку: «Если бог и есть, то это дерьмовый бог, которому я бы с удовольствием дал пинка под зад». Пинки эти режиссер, кстати, раздавал регулярно, изображая пасторов в своих картинах по меньшей мере далекими от истины людьми, а по большей — исчадиями ада.

Но был и другой Бергман — автор, наполнявший свои фильмы христианскими аллюзиями. Показательный пример — флешбэк со сценой на пляже из «Вечера шутов», где клоун с выбеленным лицом несет, ступая по острым камням, свою обезумевшую жену вверх по холму. В какой-то момент становится ясно: это не просто трагикомичечская сценка из будней цирка, а изгнание из рая и одновременно восхождение на Голгофу.

«Вечер шутов»

«Вечер шутов»

Отношения Бергмана с религией не ограничивались цитатами и памфлетами. При всем своем богоборчестве он оставался глубоко религиозным художником, не оставлявшим надежды увидеть все-таки присутствие божественного. В музыке Баха, которая разрушает отчужденность и соединяет слушателей в общем эстетическом переживании, превосходящем по силе все слова. Или в человеческом лице — его крупный план останавливает течение сюжета, выключает время и делает неважными все земные конфликты.

Протестантизм оказал влияние не только на содержание фильмов Бергмана, но и на их форму. Ведь если католицизм (а это Бунюэль, Феллини, Висконти) строится на понятии пути (к богу), на истории с началом, серединой и концом, то протестантизм акцентирует внимание на феномене откровения, непосредственном контакте человека с божественным, которое может произойти в любой момент. Бергман в строгом смысле слова не опирается на сюжет. Завязка, кульминация и развязка в его фильмах так же условны, как и время, в котором течет действие. Например, Исаак Борг в «Земляничной поляне» не вспоминает прошлое, а находится одновременно и там, и тут, может легко зайти в комнату, где много лет назад собиралась его семья, или подглядеть за давней изменой жены, оставаясь стариком.

Сон

Однажды Бергман сказал: «В сущности, я все время живу во снах, а в действительность лишь наношу визиты». И правда, сны были очень важны для режиссера. Неслучайно в числе самых важных влияний на свое творчество Бергман называл пьесу Августа Стриндберга «Игра снов», имитирующую логику сновидения и отрицающую необратимость течения времени. Свои сны режиссер запоминал и потом детально воспроизводил в кино. Многие хотя бы слышали про сновидческий фрагмент в «Земляничной поляне», но все фильмы Бергмана полны таких инсайтов. Например, уже упомянутый эпизод «Вечера шутов» тоже из сна.

Театр

«Кино — это грандиозное приключение, как дорогая и требовательная любовница», — сказал как-то Бергман. Женой же в этой метафоре, очевидно, была театральная сцена. Бергман ставил и Шекспира, и Ибсена, и Чехова, и Стриндберга. В лучшие времена по 5—6 спектаклей в год, не переставая при этом снимать фильмы.

Некоторые из них рождались из театрального сырья как «Седьмая печать» — из одноактной пьесы «Роспись по дереву», которую Бергман написал специально для своих актеров, чтобы те могли тренироваться в монологах. Фильм «Лицо» во многом появился из-за обещания Бергмана сохранить труппу театра в Мальме, которым тогда руководил. Ему пришлось долго ломать голову, как подобрать роль для каждого артиста да и что вообще делать со всеми этими людьми.

«Седьмая печать»

«Седьмая печать»

Фильмы Бергмана полны чисто театральных приемов. Тут и долгие монологи и диалоги, замкнутые интерьеры, статичные или быстро, но механически сменяющиеся малофигурные мизансцены (все «Шепоты и крики», к примеру, смотрятся как спектакль в современном театре с хорошими инженерами сцены).

Тело

Эротические сцены в фильмах Бергмана — та приманка, на которую всегда клевала публика. Бергман ведь был не просто режиссером-интеллектуалом, но и коммерчески успешным автором, который пользовался большим успехом в прокате. Сражение с цензурой продолжалось от картины к картине. Бергман шел навстречу сексуальной революции семимильными шагами. Но в какой-то момент эротизм в его кино стал важнейшей частью образной системы. Две молодые женщины, отправляющиеся на уединенный остров в «Персоне», касаются волос друг друга, их лица то сливаются, то отдаляются, и с помощью предельной тактильности Бергман говорит уже не о сексе — он поднимает вопрос о границах индивидуального и о том, что такое подлинная близость.

«Молчание»

«Молчание»

Своего апофеоза кинэстетика достигает в «Шепотах и криках». В этой тяжелой картине две сестры вынуждены наблюдать за медленным угасанием третьей, раковой больной, не находя в себе сил подарить ей хотя бы толику тепла. За них это делает служанка. В одной из сцен она подходит к умирающей (Харриет Андерссон), целует ее в губы, раздевается и ложится в кровать. Этот физический контакт действует как болеутоляющее и заменяет собой речь и утешения. Так предельная телесность у Бергмана легко преодолевает границы эротического и становится способом выражения другой, нехристианской любви к ближнему.

Что смотреть (и в каком порядке)

Для начала скандальное «Молчание», в свое время так возмутившее шведское общество, что на режиссера обрушился шквал анонимных писем и звонков (грозили даже убить). Дело в том, что история Анны и Эстер — двух ненавидящих друг друга сестер, приезжающих в столицу вымышленной страны в разгар некой войны — стала крупной победой Бергмана над цензорами. Отдельные сцены даже спустя десятилетия кажутся ну очень натуралистическими. Но рядом с сексом, как водится, смерть и трагедия отчуждения и экзистенциального одиночества, которое не преодолеть никакими случайными связями.

 Face swap Биби Андерссон и Лив Ульман в «Персоне»

Face swap Биби Андерссон и Лив Ульман в «Персоне»

После «Молчания» можно перепрыгнуть в 1970-е и посмотреть мини-сериал Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Этот увлекательный телефильм о кризисе брака произвел такой фурор, что к Бергману прямо на улицах подходили парочки за советом. Сериал спровоцировал в Швеции волну разводов, что очень радовало режиссера.

«Сцены из супружеской жизни»

«Сцены из супружеской жизни»

Дальше «Персона» — лаконичная и загадочная картина о полулюбовной близости вдруг замолчавшей актрисы (Лив Ульман) и ее болтливой сиделки (Биби Андерссон). В этом фильме, несомненно, главном для Бергмана 1960-х, сходятся эпатаж и фирменные режиссерские приемы, самый знаменитый из которых — соединение двух женских портретов в одно лицо. Подобное наложение лиц Бергман будет использовать еще не раз.

«Фигляр, шумящий на помосте»

«Фигляр, шумящий на помосте»

Наконец, чтобы составить представление о позднем Бергмане (он ничуть не менее интересен, чем ранний или зрелый!), смотрите телефильм «Фигляр, шумящий на помосте». Его действие разворачивается в 20-е годы прошлого века. В центре — одержимый инженер, который лежит в психиатрической больнице и видит наяву андрогинного клоуна с обнаженной женской грудью. Это зрелище легко даст фору самым диким фантазиям Линча. Другой страшный образ, который навсегда западет в память, — душевнобольной Измаил, подросток-ясновидец без бровей и четкого гендера из последнего кинофильма Бергмана «Фанни и Александр». К этому автобиографическому произведению, взявшему в 1984 году сразу четыре «Оскара», стоит подходить, уже зная подробности о прошлом режиссера (читаем «Латерну Магику» и «Исповедальные беседы»).

Вместо послесловия

Ингмар Бергман / Фото: Getty Images

Ингмар Бергман / Фото: Getty Images

Раз уж этот текст выходит к 100-летию Бергмана, вспомним одну историю. Она произошла как раз на дне рождения режиссера, во время празднования в его островной резиденции на Форе. Среди гостей Бергмана, друзей и близких родственников, была и Лив Ульман, приехавшая с их пятилетней дочкой Линн. Бергман, шутя, спросил Линн: «Вот когда тебе исполнится шестьдесят, что ты будешь делать?» Та ответила: «Я устрою большую вечеринку, и моя мама будет там. Она будет очень старой, глупой, с выпученными глазами, но это будет круто». «А что насчет меня? — спросил Бергман — Неужели меня там не будет?» И дочь ответила так: «Я уйду с вечеринки, спущусь на пляж, и ты придешь ко мне туда, танцуя по волнам».

Читайте также
Статьи Мамочка, маньячка, убийца: Какие матери встречаются в кино К выходу фильма «Талли» собрали самые популярные материнские образы на экране.
Статьи Как это смотреть: Фильмы Тарковского, самого медленного режиссера СССР По случаю начала кинофестиваля имени Тарковского пробуем досмотреть «Ностальгию», не заснуть на «Сталкере» и понять «Зеркало».
Статьи Проститутки на экране: «Гулящая», «Красотка», «Интердевочка» Эволюция кинообраза — от падших ангелов до индивидуальных предпринимательниц.
Комментарии (45)

Новый комментарий...

  • 19

    SpaceStationOne 14 июля 2018, 14:50 пожаловаться

    #

    «Седьмая печать» — мой самый любимый фильм Бергмана. Колоссальное произведение искусства.

    Что смотреть (и в каком порядке)

    Всё. В хронологическом.

    ответить

  • 15

    Mr NS 14 июля 2018, 15:10 пожаловаться

    #

    «Седьмая печать» — мой самый любимый фильм Бергмана. Колоссальное произведение искусства.
    1000%.

    Что смотреть (и в каком порядке)
    Всё. В хронологическом.

    Как раз этим потихонечку занимаюсь.)

    ответить

  • Gerc0g 15 июля 2018, 20:35 пожаловаться

    #

    Всё.
    Разумеется
    В хронологическом.
    А с этим категорически не согласен. Ранние фильмы (до «тюрьмы») откровенно слабые и посредственные драмы, в которых конечно проскальзывает то, чем Бергман интересовался всю жизнь и чему посвятит свое творчество, и то, за что он впоследствии будет цениться благодарными зрителями, но это «то» заметят и оценят лишь те, кто уже имеет представление о его самых удачных и лучших фильмах.

    Сам я начинал с «Седьмой печати» и «Земляничной поляны». Я полюбил не только Бергмана. Я полюбил КИНО!

    ответить

  • 31

    Mr NS 14 июля 2018, 15:16 пожаловаться

    #

    Сейчас тут будет сотня комментариев, сейчас, сейчас. А, стоп, нет, это же статья о лучшем режиссёре в истории кино, а не о летающих людях в трико, тогда вряд ли.

    ответить

  • 8

    MrRyder 14 июля 2018, 15:23 пожаловаться

    #

    Бергман — воистину гениальный режиссёр, но как раз «Молчание» является одним из наименее приглянувшихся мне фильмов, который я бы рекомендовал только тем, кого уже заинтересовало творчество Бергмана. Я бы советовал начинать с картины «Стыд». Пожалуй, это одна из самых легко воспринимаемых работ, но в то же время одна из самых сильных в плане посыла.

    ответить

  • 21

    Elena S. 14 июля 2018, 15:50 пожаловаться

    #

    «Земляничная поляна», кмк, самая простая для восприятия у Бергмана. Неподготовленному зрителю лучше начать с нее. А потом и за более тяжелые фильмы можно браться.

    ПС: у вас ссылка в тексте статьи на «Молчание» Скорсезе, поправьте, пожалуйста.

    ответить

  • 18

    AKA0077 14 июля 2018, 15:58 пожаловаться

    #

    На самом деле очень легко воспринимается как раз знаменитая и действительно великолепная «Земляничная поляна», да вообще-то обычно об этой картине многократно уверенно и говорят, когда предлагают, с какого фильма Бергмана начинать. Удивило, что предложили куда более острое «Молчание», вдобавок завершающее «трилогию веры», совершая переход к «Персоне».

    Хотя мое мнение таково, что стоит всё-таки не бояться и выбрать первым фильмом что-то до «Земляничной поляны» — «Лето с Моникой», «Вечер шутов», а после этого «Улыбки летней ночи» — все они может и не покажут в полной мере того Великого Бергмана, о котором обычно говорят, но это всё равно уже сильные, замечательные фильмы, которые могут подарить теплое (но конечно же и с холодком!) знакомство с мастером.

    ответить

  • 2

    Алиса Кай 14 июля 2018, 16:20 пожаловаться

    #

    Люблю его ранние и ранне-средние фильмы с Мальмстеном, Андерсон, Тулин. А вот фильмы с Ульман не люблю.

    ответить

  • 1

    dalecooper 14 июля 2018, 16:35 пожаловаться

    #

    «Молчание» пожалуй слишком экстремально для знакомства.

    Я бы советовал в хронологической последовательности его фильмы смотреть.

    Но если не охота всё подряд отсматривать, то «Летняя игра» (1951) его первый по-настоящему выдающийся фильм отлично подойдёт для знакомства.

    Лето, молодость, первая любовь, фильм, в котором хотелось бы оказаться.

    ответить

  • Специфичный режиссёр. Хотя лучше «Седьмой печати», фильма на религиозную тему так никто и не снял. Включая экранизацию Библии, лол.

    ответить

  • 16

    arthur yeats 14 июля 2018, 17:14 пожаловаться

    #

    Очень нравиться «Земляничная поляна», «Девичий источник» и «Седьмая печать», но самая любимая картина у Бергмана «Стыд».

    ответить

  • 3

    nekit1337 14 июля 2018, 17:19 пожаловаться

    #

    шикарная статья

    ответить

  • 26

    Bowie 14 июля 2018, 17:30 пожаловаться С чего начать знакомство с Бергманом.

    #

    Ингмар Бергман — величайший режиссёр за всю историю кино. Лично для меня.
    Пересмотрел почти все его фильмы по несколько раз. И буду пересматривать на протяжении всей жизни. Неиссякаемый запас вдохновения!

    На мой взгляд список КиноПоиска несколько резок. Я бы посоветовал начать знакомство с Бергманом плавнее, небольшими блоками.
    1) «Седьмая печать» (1957)
    2) «Девичий источник» (1960)
    3) «Улыбки летней ночи» (1955)
    4) «Вечер шутов» (1953)
    5) «Стыд» (1968)
    6) «Шёпоты и крики» (1972)
    7) «Осенняя соната» (1978)
    8) «Фанни и Александр» (1982)

    После этого можно смотреть в любом порядке остальное («Персона», «Молчание», «Лицо», «Причастие», «Лето с Моникой», «Дьявольское око», «Сцены из супружеской жизни» и т. д.).
    Это просто совет, не воспринимайте его слишком серьёзно.
    Искренне завидую тем, кому только предстоит все это смотреть в первый раз! Приятного просмотра!

    ответить

  • 8

    AnastasiaKvitko 14 июля 2018, 18:04 пожаловаться

    #

    Спасибо!

    ответить

  • 12

    Ponchita 14 июля 2018, 19:33 пожаловаться

    #

    Будем наверстывать упущенное.

    ответить

  • 10

    gala-gala 14 июля 2018, 18:34 пожаловаться

    #

    Может и неплохая статья… но, как то Зинаида Гиппиус сказала-если надо объяснять, то не надо объяснять:)… Бергман, он у всех разный:)

    ответить

  • Умница)))

    ответить

  • 11

    nabliudateli 14 июля 2018, 18:47 пожаловаться

    #

    Лучше всех сказал Вуди Аллен:
    «Есть уровень средних режиссеров, которые год за годом поставляют хорошие, крепко сделанные зрелищные фильмы. На следующем уровне располагаются мастера, снимающие фильмы более глубокие по содержанию, более личностные, более оригинальные, более волнующие.
    И надо всеми ними есть Ингмар Бергман, возможно, самый великий художник кино со времени изобретения кинокамеры.»

    «Земляничная поляна» и «Сцены из супружеской жизни» идеально подходят для того, чтобы преодолеть первичный страх перед мастером. Закрепить успех помогут «Седьмая печать» и «Осенняя соната», которую Бергман пусть и не любил. Ну, а дальше гениальная «Персона», «Шёпоты и крики», «Стыд» и «Причастие». Промахнуться сложно, Бергман плохо не снимал.

    ответить

  • 10

    nabliudateli 14 июля 2018, 19:04 пожаловаться

    #

    Пару лет назад делала таймлайн по жизни и творчеству Бергмана на основе его книг. У него есть прекрасные «Волшебный фонарь» и «Картины», которые интересно почитать после просмотров.
    https://www.tiki-toki.com/timeline/entry/596053/-/

    ответить

  • ShwarcArn 15 июля 2018, 08:46 пожаловаться

    #

    Ну были у него слабые работы (относительно себя самого в начале и конце карьеры), всё таки более 40 полнометражных фильмов и ещё десяток телефильмов (часто по чужим сценариям). Но великое конечно перевешивает. А к количеству выдающихся фильмов в истории кино никто не приблизился.

    ответить

  • 1

    IngmarWeyland 15 июля 2018, 00:20 пожаловаться Любимые фильмы у Бергмана

    #

    1)Час волка
    2)Стыд
    3)Земляничная поляна
    4)Ритуал
    5)Осенняя соната
    6)Персона
    7)Молчание
    8)Шепоты и крики
    9)Дьявольское око
    10)Сквозь тёмное стекло

    «Седьмая печать» о которой я был более всего наслышан к сожалению не так понравилась, а «Улыбки летней ночи» оставили равнодушным.

    ответить

  • 10

    Миша Семёнов 15 июля 2018, 10:19 пожаловаться

    #

    Стыдно, что слышал этого человека, но не смотрел ни один его фильм. Ошибка будет исправлена!

    ответить

  • 2

    Walden 15 июля 2018, 11:31 пожаловаться

    #

    Бергман, как один из величайших режиссёров, безусловно заслуживает того, что зритель ознакомился с его полной фильмографией. Смотреть при таком подходе нужно в хронологическом порядке, чтобы проследить развитие режиссёра и главных тем его творчества. Ранние работы в большинстве своём посредственны (за исключением нескольких добротных фильмов) и созданы в период сильной зависимости режиссёра от шведской киностудии. Первый фильм, который действительно можно считать шедевром — «Седьмая печать». После него Бергман получил мировое признание и независимость и вступил в свой средний, лучший период творчества, который продлился до «Фанни и Александра», где большая часть фильмов — шедевры (опять же за исключением нескольких ужасных фильмов). Последний этап, продлившийся до смерти, мастер почивал на лаврах и фильмов почти не снимал; а те, что снял — далеко не лучшие в его карьере.

    ответить

  • 2

    ingmarantonioni 15 июля 2018, 17:14 пожаловаться

    #

    Как это смотреть? Лучше по классике — в хронологическом порядке. Так лучше понять эволюцию режиссерского взгляда и почерка. Бергман — велик. «Персона» — вершина всего, что он снял. Особенно для синефилов

    ответить

  • 6

    ДжиМэн 15 июля 2018, 18:04 пожаловаться

    #

    Неофиту, не знающему Бергмана надо смотреть с «Лето с Моникой»- как самый простой филльм. А мой любимый (не значит что лучший) — - «Стыд «(19968) с Максом фон Сюдовым и Лив Ульман. О том как быстро из тонкого интеллектуала можно превратиться в настоящее быдло и убийцу..

    ответить

  • Отрадно, что на Кинопоиске не забыли про юбилей одного из величайших режиссеров кинематографа. Надеюсь эта статья подтолкнет людей, до сего момента не знакомых с творчеством Бергмана, окунуться с головой в его прекрасные фильмы. Лично я, знакомство с фильмографией Бергмана, начал с ленты «Седьмая печать» и ни сколько не пожалел. Это великое кино, которое сразу же влюбило меня в творчество этого замечательного художника из Швеции.

    ответить

  • 3

    Fuchsia 16 июля 2018, 10:32 пожаловаться

    #

    Замечательная статья! Вспомнила, что еще не всё было смотрено мной у Бергмана. Возможно, теперь буду восполнять пробелы.

    ответить

  • 5

    Badboy001 16 июля 2018, 17:17 пожаловаться

    #

    Настоящий титан кино, имхо лучший режиссер в истории, которого наверно по его наполнению фильмов смысловой нагрузкой и психологией можно сравнить с великими писателями. Как верно было сказано выше, лучше начать с раннего творчества его смотреть, например с лета с моникой или вечера шутов, ну уж точно ни с тяжелого для понимания молчания. А так у Бергмана куча выдающихся фильмов, кто еще не видел, очень повезло)

    ответить

 
Добавить комментарий...