всё о любом фильме:

Земляничная поляна

Smultronstället
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерАллан Экелунд
операторГуннар Фишер
композиторЭрик Нордгрен, Ёте Ловен
художникДжиттан Густафссон, Милли Стрём
монтажОскар Розандер
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
38 + 2 = 40
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Найма Вифстранд, сыгравшая мать Исака Борга, в действительности на 11 лет младше исполнителя этой роли Виктора Шёстрёма.
    • Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в больнице.
    • Инициалы главного героя «И. Б» (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
    • Как и многие другие картины Бергмана, эта во многом автобиографическая.
    • «Strawberry fields» — земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержанию фильма.
    • Исполнитель главной роли, Виктор Шёстрём, умер через два года и неделю после выхода фильма.
    • В Швеции «Земляничная поляна» — жаргонное название психиатрических больниц.
    • «Smultronstället» в дословном переводе со шведского означает «Дикий земляничный участок».
    • Музыка к «Земляничной поляне» была написана Эриком Нордгреном несколькими годами ранее — для фильма Бергмана «Летняя игра» (1951).
    • еще 6 фактов
    Трейлер 03:33

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Пожалуй, «Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить в то, что новаторский по средствам кинематографической выразительности (прежде всего — по использованию приёма «внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    При просмотре Smultronstallet все время не покидало ощущение, что что-то тут не так, что не все так просто в этой мрачной драме. Этот слабо уловимый луч так и остался бы невидимым, если бы я не решил поинтересоваться картиной подробнее. И все стало на свои места.

    Это история о сложной судьбе профессора Исааке, который шел по жизни исключительно своими принципами и со свойственным ему презрением к другим людям. Если окинуть взглядом картину в целом, то может сложиться достаточно противоречивое мнение, поскольку это тот случай, когда перед нами история «обо всем и ни о чем». Но чем внимательнее следишь за душевными терзаниями протагониста, тем ярче и четче приходит понимание, что перед нами не что иное, как суд, где главным судьей и подсудимым в одном лице предстает непосредственно Ингмар Бергман. Да-да, вы не ослышались. Вся история основана на жизни этого именитого режиссера и по сути является автобиографической и все, что произносит закадровый голос, это самые настоящие мысли автора.

    Как только зритель это поймет, ему сразу станет легче воспринимать все происходящее, а переживание за главного героя вырастут в разы. Если начать вспоминать все нюансы, о которых рассказывается в картине, то можно ненароком пересказать весь фильм. Но все же ведущей мыслью явилось то, что автор признал все свои ошибки и в конце своей жизни наплевал на все свои святые принципы. Он наконец-то перестал быть мертвым при жизни. Не знаю как вы, но мне эта история показалась очень близка, а герой чертовски напоминает меня и эта картина стала для меня нечто большим, чем просто фильмом. В ней не место идиотам и недорослям, она заглядывает в вашу душу и проверяет вас на прочность. Она жесткая, но предельно честная и за это ее можно назвать шедевром!

    10 из 10

    24 ноября 2012 | 19:53

    Сегодня я решил прислушаться к мнению автора шведской программы, которая не только сама начала свой обзор с этого фильма, но и сказала, что его стоит смотреть всем в первую очередь, кто хочет приобщиться к шведскому кинематографу. Ну, в первую очередь у меня не получилось посмотреть, но все же посмотрел во вторую. По ее словам, Виктора Шестрема считают основателем классической шведской киношколы. А мировую известность ему принесла главная роль именно в этом фильме.

    Ну, если судить с точки зрения развития шведского кинематографа, то фильм бесспорно заслуживает внимания зрителей. Но я буду судить с точки зрения обычного среднестатистического современного зрителя. Мне фильм показался скучным, потому что за основу взята банальная тема, которая не менее банально была раскрыта. Уже с самого первого сна было понятно, что главный герой не просто так попадает в абсолютно пустой город, что это говорит об его одиночестве. И все его воспоминания на земляничной поляне нам показывали для того, чтоб мы поняли, когда и почему главный герой стал нелюдимым брюзгой.

    Сама поездка доктора Борга — это переоценка всей его жизни, поэтому там не было случайных пассажиров. У молодежи примерно такой же любовный треугольник, а скандальная парочка напомнила ему о своем супружестве. Кстати, не зря же режиссер показывает, как девушка говорит, что выбирает Борга. Это должно рассеять последние обиды главного героя, то есть перепрограммировать память. Ингмар Бергман показал психологическую драму с мотивирующим посылом. Кино о том, что надо уметь прощать, если не хочется стать одиноким ворчуном на старости лет. Но никаких эмоций фильм почему-то не вызывает. Просто посмотрел и все. Возможно, я не до конца понял какие-то скрытые мотивы и метафоры. Не зря же у фильма такой высокий рейтинг. Хотя любители классики имеют такое же субъективное мнение, как и остальные. К сожалению, фильм для меня не открыл ничего нового и не смог заинтересовать.

    4 из 10

    7 июня 2013 | 23:48

    Что такое «Земляничная поляна»? Это — укромный уголок, место из детства, в которое снова и снова переносишься в мыслях, надеясь ощутить ту полноту жизни, радость и счастье, которые свойственны детям.

    78-летний профессор Исаак Борг — эгоист, педантичный и скупой на эмоции, отправляется в поездку на вручение почетной докторской степени. Но путь из Стокгольма в Лунд также станет для него дорогой искупления. События, которые произойдут в течение этого одного дня, будут ступеньками на лестнице, по которой предстоит подняться старому профессору.

    Действие фильма начинается с 1-го сна Исаака, в нем он видит пустой город, в котором все является аллегорией: часы без стрелок, человек без лица, растекающийся лужей воды, и, наконец, гроб, а в нем — самого себя. В этом месте нет времени, нет людей, нет и самой жизни: это небытие. Таким образом Бергман с самого начала обозначает главный конфликт фильма — экзистенциальный, проблема смысла жизни и смерти. Можно условно разделить всех героев на тех, кто внутренне мертв, и тех, кто жив. К первым относятся все Борги (Исаак, его мать, и его сын Эвальд), ко вторым — Марианна, обе Сары, Андерс и Виктор. Разочарование в жизни и черствость противопоставляются молодости и жизнелюбию.

    Всю первую половину фильма Исаак Борг меняется неосознанно. Он посещяет дом, в котором провел детство, и его первое погружение в прошлое наполнено яркими и милыми сердцу моментами, он замечает в себе появившуюся сентиментальность и нахлынувшую меланхолию. Встреча с благодарными пациентами и обед в уличном ресторанчике, на котором Исаак шутит и веселится вместе с молодежью, также наполняют его новыми эмоциями. Так он меняется под влиянием положительных для него событий и людей, которые сподвигают его иначе взглянуть на жизнь.

    Началом второй половины фильма можно считать фразу Марианны: «А вот и гроза!» В сцене дома у матери Исаака атмосфера меняется. Зритель видит древнюю старуху, такую же черствую и ледяную, как и ее сын. Почти никто из родственников не навещает ее, и она доживает свои дни в одиночестве. «Я все время мерзну. Почему это? Ты же врач. Особенно здесь, в животе», — одна эта, точно написанная, фраза раскрывает образ миссис Борг: она уже морально мертва. Здесь же снова появляется образ часов без стрелок, и это возвращает нас к первому сну. Мертвый город, в котором время остановилось, — это метафора дома, в котором живет мать Исаака.

    Кульминацией фильма является 2-й сон главного героя. Здесь он начинает ясно осознавать то, от чего отмахивался всю жизнь наяву. Кузина Сара, словно голос совести, просит взглянуть Исаака в зеркало, иными словами взглянуть правде в глаза. Он впервые произносит: «Мне больно». Раненая о гвоздь рука также является символом боли во имя очищения. Унизительный экзамен, который профессор провалил, напоминание об измене жены — эти сцены причиняют страдания, как скальпель, которым вырезают осколки из раны, но в конце концов наступит облегчение. И на склоне лет Исаак Борг смог пересмотреть свою жизнь, осознать старые ошибки и получить возможность их исправить.

    Он просит прощения у своей экономки, с которой был груб много лет, прощает долг сыну, чувствует, что любит и Эвальда, и Марианну, и это взаимно.

    «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана по праву считается одной из лучших лент режиссера. Не перегружая сюжет, он простыми словами говорит о главном.

    В фильме нет ничего лишнего, каждая сцена является логическим продолжением предыдущей, и несмотря на то, что в композиции сюжета преобладает принцип ретроспективы, скачки во времени и реальности не запутывают, а наоборот последовательно раскрывают мысль, заложенную режиссером. Здесь Бергман напомнил мне Лермонтова, который в «Герое нашего времени» так же располагал главы своего романа не в хронологической последовательности, а следуя внутренней логике произведения.

    Говоря об актерской игре, стоит отметить, конечно, Виктора Шёрстрёма, который блестяще передал эмоции своего героя, в кадре мы видим много крупных планов лица Исаака. Остальной же актерский состав является типичным для фильмов Бергмана. С Биби Андерссон, Ингрид Тулин и Гуннаром Бьёрнстрандом он не раз работал на съемочной площадке других своих картин. Постоянно общаясь с Бергманом, эти актеры уже впитали его стиль и мировоззрение, они проникновенно и точно воплотили на экране образы, созданные режиссером.

    Разбросав по всему фильму множество символов и параллелей, Ингмар Бергман создал многослойную, но в то же время простую и лаконичную историю о жизни и смерти, духовном росте и искуплении, детстве и старости души. Эти темы проходят лейтмотивом через все творчество режиссера. К ним он обращается в своих картинах «Седьмая печать», «Персона», «Шепот и крики» и многих других.

    «На самом деле я постоянно живу в своем детстве» И. Бергман.

    10 из 10

    11 июня 2014 | 20:43

    Шедевр, один из моих любимых фильмов. История о том, как пожилой мужчина, за одну поездку обретает то, чего ему не хватало долгие годы, и становится лучше. История глубокая, несколько философская, в ней много жизненных моментов, и грусти, и разочарования, и радости, герой блуждает от ностальгических воспоминаний молодости, к реалиям настоящего, благодаря чему становится ясно что годы уходят, поколения сменяют поколения, но жизненные проблемы остаются те же, всё возвращается, и кто знает, как могла сложится его судьба, если что-нибудь сложилось по-другому…

    И несмотря на всё это, фильм простой, лёгкий, смотрится на одном дыхании, он лёгкий и аппетитный как земляничная поляна, что росла за домом в детстве главного героя… Мы видим его воспоминания, сны, видим метафоры, но всё настолько органично и закономерно, что не уходит ни в какие дебри арт-хауса, оставаясь открытым для понимания. Прекрасны все персонажи, встречающиеся в фильме. Здесь нет отрицательных героев, каждый по-своему интересен и привлекателен. И становится немножко грустно, что в наше время так редко можно встретить такое интеллигентное кино.

    10 из 10

    18 марта 2012 | 23:43

    Кто-то сказал, если болит, то значит ты жив. Мне тоже кажется, что боль изначально испытывает каждый взрослеющий человек, просто многие научаются избегать её, путём подавления своих желаний, либо делая вид, что ничего не происходит. Своеобразная моральная анестезия, блокада чувствительности и отказ от переживания момента — вот рецепт для психического здоровья и ампутации души. Страх наказания и воспитание накладывают узду на нашу тонкую и ранимую натуру. В определённый момент мы понимаем, в этом мире нас никто не ждёт с распростёртыми объятиями и за существование надо бороться.

    Таким образом, вновь приобретённая компетенция как целеустремлённость и ограничение собственного сознания позволяют (не всем) многого добиться в каком-то одном профессиональном направлении, направив всю энергию и силу воли в свой карьерный рост. Таких людей мы называем сильными, мужественными, целеустремлёнными и напористыми (кто-то бесчеловечными, чёрствыми, тщеславными, одинокими волками). Вечные сомнения и тяга к прекрасному участь слабаков, а не истинного лидера — обладатели ранимой души остаются за бортом, это лохи, лузеры и т. п. маргиналы, некий мусор планеты земля. Кто из них жив, а кто мёртв -судить Вам, и у тех и у других разные точки соприкосновения с миром, разные ценности и приоритеты. И те и другие по особому привлекательны в сексуальном плане, но как вы думаете кто больше пользуется спросом, брутальный самец, куртуазный джентельмен или щуплый «ботаник»?

    Конечно же это примитивное разделение и в жизни все разнообразней, но в юности, мир воспринимается более простым. Чтобы нравиться женщине, мужчине нужны деньги, слава, смелость, мужественная внешность, напористость и немного чувства юмора (ну если вы будда или ангел, тогда Вам земные радости вообще не нужны). Именно это востребовано в большинстве случаев… Есть возражения? По мне, так нельзя стать живым, не пройдя через все тернии мертвеца…

    Другое дело, что страдания, переживания и сомнения никуда просто так не деваются, они на время трансформируются в подсознание, где оседают глубоко и надолго, деликатно и тонко продолжая влиять на существование. И чем глубже запрятаны наши потаённые эмоции, чем дольше мы прибываем в иллюзиях, тем более счастливы, как нам кажется. Как говорится, во многой мудрости — многие печали, а познание умножает скорбь. Наш разум находится всего лишь на вершине айсберга, сознательной его части, остальное великое -бессознательное. Познание самого себя, осознание своего многоликого «Я»- превращение кошмарного непостижимого неосознанного в осознанное, происходит и при анализе своих снов.

    Чувствительность, разносторонняя развитость, неординарность, истинно творческие качества-всё это возвышает над миром, но делает избранным, уникальным, не таким как все и как следствие, чаще всего ведёт к одиночеству и отчуждённости. Так, Сара (кузина) считает себя ниже Исаака, при этом жалеет его и в мыслях изменяет ему с Зигфридом…Наверное купирование своей души является следствием внутренней борьбы человека между духовным и материальным, между тем, что нравится и тем что целесообразно, полезно и одобряется обществом.

    Иногда человек делает выбор, чтобы преуспеть в карьере и отбрасывает всё лишнее, чтобы сосредоточиться на своей специальности, на плане своего профессионального развития. Чтобы преуспеть, получить одобрения в глазах общественности, понравится многим женщинам, компенсировав тем самым провал в общении с близкими людьми. Так Исаак прожил полезную для других жизнь, ещё и потому, что пожертвовал близкими, в ущерб собственному внутреннему миру. Подавленные переживания молодости вернулись в виде притягательных снов с невыразимым посланиям и необъяснимой болью. Для того чтобы победить эти возникшее на закате жизни страдания, папаша Борг пускается в увлекательное путешествие по закоулкам собственной памяти. Ему удаётся заново извлечь из подсознания переживания молодости, образы и воспоминания, отчасти получается расшифровать символы сновидений, переосмыслить всю свою прожитую жизнь, обрести новые смыслы, почувствовать любовь.

    В нашем суетливом и цивилизованном обществе многие наивно полагают, что можно просто выкинуть из головы ненужное, неправильное, запретное, мешающее и беспокоящее… И на каком-то этапе это помогает и даже полезно. Главное, не на долго застревать на одном лишь этапе своего развития, надо двигаться дальше. Всему своё время, время бегать за девочками и время позволять им убегать от нас. Но и даже в зрелом возрасте я бы хотел иметь возможность и желание немного похулиганить.) Желаю каждому, кому это нужно, найти свою земляничную поляну, в своё время, не раньше, не позже.

    18 ноября 2011 | 23:40

    Наряду с «Персоной» это один из самых любимых мною фильмов Бергмана.

    Вообще стоит отметить, что режиссера почти все называют классиком, гением и т. д. Не знаю. На мой взгляд, некоторые его работы трудны для восприятия и понимания (например, «Причастие» или «Молчание») современному зрителю. Но «Земляничная поляна» — не тот случай. В ленте отсутствует сложный и запутанный сюжет; идеи и поднятые здесь вопросы актуальны во все времена; плюс ко всему, фильм ни в коем случае не похож на сериальное «мыло», распространившееся в наше время по телевидению. Он очень глубокий и утонченный, трогательный и гуманистический, наполненный позитивными моментами и искренними чувствами.

    Земляничная поляна — место воспоминаний, место перемен в жизни Исаака Борга, место его душевной боли и надежды. Центральная идея картины — семейные ценности. Что есть Любовь, Вера, Брак, Одиночество и пр. — на все это предстоит ответить сквозь призму воспоминаний и в реальной жизни на пути в другой город стареющему доктору, подводящему итог своей жизни. Кадры фильма буквально пропитаны магнетизмом и волшебством: льющийся солнечный свет, пустынный город во сне и многие др. Вот она магия кино!

    Все актеры играют великолепно, душевно и с полной самоотдачей. Браво!

    Вердикт: всем смотреть и смотреть неоднократно. Таких фильмов единицы на миллионы.

    9 из 10

    16 марта 2010 | 18:17

    Посягну я на «Земляничную поляну». Безусловно, фильм призван задуматься над своей жизнью, оценить ее.

    Тема религии встречается в фильме очень ненавязчиво. Без нее в фильме нельзя обойтись. Один из женихов Сары будущий священник, а случайный попутчик-верующий католик. Однако, на мой взгляд это всего лишь первый слой.

    Часы без стрелок- знак Вечности. А Вечность может быть как и на райской земляничной поляне, так и в в самом пустом месте вселенной -аду.

    Часы показанные в первом сне еще идут, еще идет механизм. И покойник в гробу скорее взывает о помощи, чем старается утащить с собой. Значит время еще есть, еще стучит сердце, вопреки тому, что стрелки остановились. Тем самым мы увидели смерть, которую еще можно победить.

    Как бы отвечая на вопрос молодой спутницы: «Есть Бог или нет», начинается второе видение.

    Второй этап загробной человеческой жизни-Суд.

    Возлюбленная кузина Исаака — Сара протягивает ему не самый любимый предмет стариков- зеркало, от которого тот пытается отвернуться. Зеркало очень похоже на предмет, который осуждает. Такой вот портрет Дориана Грея. Улыбка старого профессора вызывает у него боль. И любимая женщина его осуждает почти евангельской фразой:«Ты же знаешь, как снимать боль»-«Врачу, исцелися сам»

    Интересное замечание Сары : «У меня вся жизнь впереди, а ты старик». Там где нет часов, там люди не стареют.

    Врач бежит к колыбели. Символ Новой Жизни стал для него символом одиночества вкупе с дождем и ветром.

    Вход в Дом Радости, Дом, где горит Свет и играет музыка, где царит теплое семейное счастье для него закрыт. На месте звонка — вбитый в дерево гвоздь. До гениальности простой символ Христовой Жертвы. Только прикоснувшись к Ней можно войти в Вечную Обитель. И удивительно, что экзаменатором выступает человек, который до этого был не самым привлекательным героем. Тот самый воцерковленный католик, который посмеивается над истеричностью своей жены, причем, делая это не в самой деликатной манере. Одновременно и жена смеется над его религией. Кто скажет, что это случайность? В отношениях этой пары есть что-то сродни отношениям мира и Церкви. И мы порой не идеальны, и общество нас высмеивает.

    Экзамен это и есть Суд. В первоначальном смысле examen — это язычок, стрелка весов. Еще одна христианская аллегория о Страшном Суде.

    Надпись на доске перекликается с библейским пророком Даниилом, прочитавшим непонятные слова Навуходоносору. Наверное эти слова были написаны в заключении о некомпетентности: «Мене, мене, текел упарсин»- ты был взвешен и найден слишком легким.

    Ни Церковь будет выносить приговор, но Церковь хранит те экзаменационные вопросы, которые будут на нашем Экзамене.«Где мудрость века сего?»-,наверное, один из них. Осмеювающему же религиозность миру автор уделил не самый приятный удел- быть мертвым, но порой издавать дьявольски холодный смех. (Тарковский- «Зеркало»?)

    Мытарства были бы не полными без отношений с родными. Эгоизм, черствость, заносчивость -до чего мы доводим своих близких людей? У бедного старика нет ничего, что кровоточит или ранит, когда все удалили, по едкому замечанию церковного экзаменатора :«Чудо хирургии». И результат — одиночество и смерть. Впрочем, экзаменатор не знает вердикта Суда. Его цель вынести заключение, а о помиловании можно просить только Господа.

    Интересно, что вручение награды происходит на фоне Распятия, а сам герой пытается найти какую-то логику во внутренних откровениях. Не напоминает ли вам это поиск Божьего Промысла о себе?

    И третий сон — самый радостный. Пройдя через все муки мытарств и покаявшись, следовательно изменившись, Бонг снова видит свою семью, что делает его счастливым, а улыбку безболезненной.

    Конечно, попытка рассмотреть фильм религиозно может быть оспорена неверующими поклонниками Бергмана. Но во-первых сам шведский режиссер родом из семьи духовника короля Швеции, а во-вторых можно вспомнить слова профессора молодой девушке Саре про выбор между верующим и неверующим женихами:«Главное, кого выберешь ты». Выберешь ли ты мирскую перспективу или красоту христианства.

    7 октября 2011 | 03:24

    «Земляничная поляна» — «взрослая» картина Ингмара Бергмана, в которой главной фабулой становится «причина» (отсутствие смысла жизни) и следствие его — одиночество. Режиссер, помещая зрителя в сновидения Борга, как бы просит человечество: «Берегите отпущенное время. Помните: жизнь не вечна, а потому не допускайте того, чтобы она проходила мимо вас». Время — одно из действующих (реальных и ирреальных) течений драмы, представлено часами без стрелок — символом уходящей жизни, и свидетельством отторжения с семьей и внутри семьи героя… Старость в фильме, «держится за руки» с более древней старостью (сын с матерью), а молодость, лучиком света, озаряет дорогу к «пропасти» жизни. Если старику, вдруг, молоденькая девушка крикнет на прощание: «Из всех мужчин — я выбираю вас», как он отреагирует? Что почувствует?

    Визуальный ряд картины, в замкнутом пространстве, созданной иллюзией, безупречен, а любая деталь, появляющаяся в кадре, кажется отшлифованной донельзя. Бергман, в своем творении, возводит, «эгоизму», пьедестал, с которого его же и свергает. В какой же из моментов, Борг, понимает, что переосмыслив прошлое, он постигнет «вечное» завтра?.. Несомненно, в пугающих и волшебных снах, заключаются многие ответы: зритель находит их. Молодые люди, узнают себя в молодых героях (состязающихся в красноречии, с иронией и снисходительностью относящихся к старости), старики же, думают, как главный герой: «Я точно знаю одно, что ничего не знаю: ни о жизни, ни о смерти».

    Актерская работа Виктора Шестрема (основателя классической шведской школы кинематографа), стала последней в его творчестве, и, «лебединой песней» в картине… Прекрасные женские образы Марианны (Ингрид Тулин) и Сары (Биби Андерссон), всецело порабощают зрителя: крупными планами лиц (одного — сдержанно-благородного, другого кокетливо юного). Смотря на них, хочется остановить время или растянуть его в бесконечности, убрать стрелки с часов, а потом, «метафорично», завести их, храня в памяти волшебные воспоминания. Что может быть хуже старости? Наверно, ощущение человеческой смерти, еще при жизни…

    10 из 10

    7 февраля 2012 | 22:24

    Какой блестящий сценарий! Один из лучших и самых глубоких сценариев, которые я знаю в кино. Ингмар Бергман написал его пока прибывал в больнице, это вероятнее всего было настоящим глубочайшим осмыслением своей жизни. Одна из самых мудрых попыток поиска истины посредством кинематографа, причем истины не только своей жизни, но и целого рода, своего колена, как предков, так и будущего поколения.

    Духовное одиночество — это проклятие гордыни и эгоизма, передающаяся из поколения в поколение, от родителей к детям и так далее (вспомните часы без стрелок из первого сна Борга, эти часы, его мать планировала подарить своему сыну на пятидесятилетний юбилей), избавиться от него можно лишь посредством внутреннего покаяния и искупления, что и происходит с 78-летним профессором, который по ходу всего фильма возвращается в юность, на земляничную поляну, являющаяся своего рода стартом, там где еще есть шанс, где выбор еще не сделан. Но нельзя физически вернуться в прошлое и изменить свою жизнь, сделать другой выбор, вернуться туда можно лишь посредством духовного осмысления, которое и есть суть покаяние.

    Первый сон старика Борга, это олицетворение его нынешнего состояния, ужаса вечного одиночества заблудшей души, в котором родовое проклятие подвластно над ним, этот сон является настоящим прозрением, подтолкнувшим к осмыслению своей жизни и своего прошлого, шанс, который был дан ему подобно Эбенезеру Скруджу Чарльза Диккенса. От сюда старик и начинает поиски истины бытия, то отходя от нее, то вновь приближаясь, блуждая в недрах своего сознания на грани сумасшествия, еще моя бабушка любит говорить, старые люди, которые сошли с ума на старости лет, это те, кто в конце своего пути, не сумел найти Бога в себе. Я с ней согласен.

    Тем и важен последний сон, который через предшествующее осмысление, приносит покой и безмятежность в душу Борга. Ознаменуя победу своей души, снявшей с себя наследственное проклятие и нашедшей покой.

    Но что является искомой причиной покаяния? Не высшее ли бытие? Тут Бергман, мудро остается максимально кинематографически нейтрален, лишь намекая, по средством гвоздя возле двери, ранившим руку старика во втором сне, что олицетворяет распятие и страдание Христа, как главный символ покаяния и искупления. Бергман намекает, на то, что не смотря на воспитание, которое он получает и наследственное духовное заблуждение, человек ответственен только за свои грехи, так же как и возможность прийти к истине дело его собственных рук.

    Но Бергман заходит еще дальше, он едва заметно по ходу фильма раскрывает принцип существования противоположности во всем, как:

    покаяние и осмысление противоположны эгоизму и гордыни

    похоть — чистоте и нравственности

    зазнавшаяся ученая напыщенность — истинной мудрости

    семья и близкие противоположны одиночеству и т. д. во всем остальном, это лишь маленькие примеры, которые использует Бергман, раскидывая их по ходу фильма.

    Можно еще очень много писать, но гениальностью и полноты мудрости сценария, можно только восхищаться, ничего подобного я в кино еще не встречал.

    Все это делает Земляничную Поляну, по моему мнению, одним из самых глубоких и мудрых фильмов, в истории мирового кинематографа.

    10 из 10

    26 мая 2010 | 22:22

    Путешествуя сквозь дебри подсознания, профессор Исаак оглядывается назад с высоты прожитых лет. Он попадает на самый важный экзамен по Жизни, где экзаменатор его Совесть. Какова первая заповедь? Прощать. Он проваливает экзамен. Наказание — одиночество.

    Жена презирает Исаака. Ей видится он эгоист, заносчивый, черствый. Ему все дозволено, и он мнит себя Господом Богом. От его ложного великодушия тошнит. Она просто бесится от своего бессилия. Ей не дано вызвать в нем бурю эмоций. Он неприступен, непоколебим, все прощает, ему все равно. Или он силен? Он любит по-своему. И болит у него по-своему.

    Сны Исаака — его диалог с подсознанием. Он смотрит в глаза тому, от чего отмахивается наяву. Его страхи, сомнения, угрызения.

    Сын Исаака отказывается от ребенка, так как не хочет создавать нити, привязывающие его к этой жизни. Жизнь — нелепейшая штука. Зачем мы должны обрекать на нее других? И тут не осудишь. Нет ни правых, ни виноватых. Каждый исполняет свою роль.

    Исаак проделал главную хирургическую работу в своей жизни. Он удали всех. Нет ничего, что кровоточит и ранит. Так конечно спокойнее. Побочный эффект операции — Одиночество. Без всякого снисхождения.

    Фильм, как бокал хорошего вина. Белое сухое. Без примесей и привкуса. Ничего лишнего. Истинный вкус кино.

    10 из 10

    Ожидание делает человека жестоким. Даже против его воли.

    8 мая 2012 | 18:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>