всё о любом фильме:

Земляничная поляна

Smultronstället
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерАллан Экелунд
операторГуннар Фишер
композиторЭрик Нордгрен, Ёте Ловен
художникДжиттан Густафссон, Милли Стрём
монтажОскар Розандер
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
Смотрите в кино:
7 сеансов в 2 кинотеатрах
Москва
сменить город
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
38 + 2 = 40
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в больнице.
    • «Strawberry fields» — земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержанию фильма.
    • Инициалы главного героя «И. Б» (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
    • Как и многие другие картины Бергмана, эта во многом автобиографическая.
    • Исполнитель главной роли, Виктор Шёстрём, умер через два года и неделю после выхода фильма.
    • В Швеции «Земляничная поляна» — жаргонное название психиатрических больниц.
    • «Smultronstället» в дословном переводе со шведского означает «Дикий земляничный участок».
    • Музыка к «Земляничной поляне» была написана Эриком Нордгреном несколькими годами ранее — для фильма Бергмана «Летняя игра» (1951).
    • Найма Вифстранд, сыгравшая мать Исака Борга, в действительности на 11 лет младше исполнителя этой роли Виктора Шёстрёма.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 03:33

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Пожалуй, «Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить в то, что новаторский по средствам кинематографической выразительности (прежде всего — по использованию приёма «внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм рассказывает о пожилом мужчине, который отправляется получить почетную докторскую степень, но на самом деле можно сказать, что он отправляется и в иной путь — по своей жизни. Все начинается с тревожного сна, а после продолжается цепочкой воспоминаний, встречами с новыми людьми и со старыми знакомыми и очередными снами. Можно не раз услышать, как говорится об одиночестве, эгоизме, черствости. Увидеть, как это начинает беспокоить Борга старшего. И в тот момент, когда между Марианной и Исааком происходит разговор, мужчина решает пересмотреть свою жизнь. Ведь, по сути, каждое воспоминание — это распутье на дороге. Каждое решение в прошлом — это выбор куда свернуть. И после разговора со своей невесткой, Исаак понимает, что он вновь на очередном распутье. Его жизнь почти закончена и он действительно уже на пороге смерти. Так разве сейчас не лучший момент пойти навстречу людям? Хоть немного открыться и стать чуточку мягче?

    На первый взгляд фильм кажется простым. Все мы рано или поздно начинаем переосмысливать свои слова, действия, жизнь. И вроде все понятно. Но в голове само собой возникает вопрос: «зачем сводить главного персонажа с новыми людьми?» И ответ есть, он также незамедлительно приходит в голову: «параллель». Да, в фильме присутствуют параллели, но от этого у меня остался странный осадок, словно я что-то упустила, не увидела.

    К сожалению, фильм заинтересовать меня не смог. Хотя возможно, пересмотрев его через пять или десять лет, я открою в нем нечто новое, увижу то, что сейчас не смогла.

    5 из 10

    3 мая 2015 | 23:07

    «Земляничная поляна» — «взрослая» картина Ингмара Бергмана, в которой главной фабулой становится «причина» (отсутствие смысла жизни) и следствие его — одиночество. Режиссер, помещая зрителя в сновидения Борга, как бы просит человечество: «Берегите отпущенное время. Помните: жизнь не вечна, а потому не допускайте того, чтобы она проходила мимо вас». Время — одно из действующих (реальных и ирреальных) течений драмы, представлено часами без стрелок — символом уходящей жизни, и свидетельством отторжения с семьей и внутри семьи героя… Старость в фильме, «держится за руки» с более древней старостью (сын с матерью), а молодость, лучиком света, озаряет дорогу к «пропасти» жизни. Если старику, вдруг, молоденькая девушка крикнет на прощание: «Из всех мужчин — я выбираю вас», как он отреагирует? Что почувствует?

    Визуальный ряд картины, в замкнутом пространстве, созданной иллюзией, безупречен, а любая деталь, появляющаяся в кадре, кажется отшлифованной донельзя. Бергман, в своем творении, возводит, «эгоизму», пьедестал, с которого его же и свергает. В какой же из моментов, Борг, понимает, что переосмыслив прошлое, он постигнет «вечное» завтра?.. Несомненно, в пугающих и волшебных снах, заключаются многие ответы: зритель находит их. Молодые люди, узнают себя в молодых героях (состязающихся в красноречии, с иронией и снисходительностью относящихся к старости), старики же, думают, как главный герой: «Я точно знаю одно, что ничего не знаю: ни о жизни, ни о смерти».

    Актерская работа Виктора Шестрема (основателя классической шведской школы кинематографа), стала последней в его творчестве, и, «лебединой песней» в картине… Прекрасные женские образы Марианны (Ингрид Тулин) и Сары (Биби Андерссон), всецело порабощают зрителя: крупными планами лиц (одного — сдержанно-благородного, другого кокетливо юного). Смотря на них, хочется остановить время или растянуть его в бесконечности, убрать стрелки с часов, а потом, «метафорично», завести их, храня в памяти волшебные воспоминания. Что может быть хуже старости? Наверно, ощущение человеческой смерти, еще при жизни…

    10 из 10

    7 февраля 2012 | 22:24

    С «Земляничной поляны» началось мое знакомство с творчеством великого шведского режиссера. И сейчас посмотрев около 11 фильмов Бергмана, для себя я прежде всего выделяю «Земляничную поляну», «Седьмую печать» и «Персону».

    «Земляничная поляна» — это экзистенциальная драма, имеющая как и многие фильмы Бергмана биографическую основу.

    Мать профессора Борга предстает перед нами маленькой старушкой, которая живет в своем доме одна. Она не очень рада приезду сына, даже складывается впечатление, что ей все равно и тут идет пересечение с биографией самого режиссера. В своей автобиографии Бергман писал о том, что всегда чувствовал отчуждение со стороны матери. Ему казалось, что она намного больше любит брата и сестру и это причиняло ему боль.

    Уже позже когда появился кинематограф, Бергман начал отражать свои страхи в фильмах. И наверняка поэтому его фильмы задевают за живое.

    Профессор Борг, проживший уже довольно долгую жизнь начинает понимать, что совершил много ошибок. Связано это непосредственно с его страшным сном, который он видит в начале фильма. Сон — предупреждение, которое говорит, что смерть уже дышит профессору в затылок.

    Он вспоминает ошибки своей молодости, понимает, что он отчасти испортил судьбу своего сына и действительно сожалеет. А уж его страшные сны, которые он видит в дороге, видения, которые приходят к нему в памятных местах — все это способствует духовному перерождению профессора.

    Этот бергмановский шедевр будет жить вечно!

    10 из 10

    16 сентября 2008 | 15:24

    У меня нет слов просто. Этот фильм по сути прост и нарочито «не зануден». Но в то же время это очень глубокая картина, практически философская притча о важных частичках человеческой жизни. Конечно основной мотив лежит в размышлениях о произошедшем в жизни на склоне лет, но тем не менее. Огромное количеств будоражащих мыслей возникает и с пересечением образов отцов и детей, ворчливой старости и беспокойной молодости. Любви, которая может как придавать новый смысл жизни, так и наталкиваться на неразрешимые препятствия. О смятении перед встречей со смертью. О потерянном смысле существования. О разочаровании. О Боге и человеке. Об утерянном счастье. О сознательном одиночестве и эгоизме. О невозможности изменить прошлое.

    Гениальный Бергман уместил целый философский трактат в каких-то полутора часах одного фильма. За кажущейся банальной историей пожилого врача, блуждающего в воспоминаниях и при этом чуждого ностальгии, скрывается бег мыслей о всем течении жизни. Встреченные им люди, их судьбы, произошедшие события — все сплетается в неспешном ритме вдумчивых размышлений и воспоминаний главного героя. А земляничная поляна — образ практически забытых, а то и сознательно загнанных поглубже в себя дум о времени, когда ты был другим. Нет, не старческое брюзжание, а озарение о позорно утерянных чувствах любви и признательности, теплоты и понимания. В этом смысле фильм несет высокую мораль о том, что человек несет в себе положительное начало, но часто оно теряется за увлеченностью собственным внутренним миром.

    10 из 10

    Хотя я бы поставил даже 15. Если такое кино существует, значит кинематограф стал не только фабрикой грез, но и властелином умов и сердец человеческих. В общем такое кино нужно видеть, а не бесполезно пытаться объяснять примитивными словами его великолепие.

    3 декабря 2011 | 00:26

    При просмотре Smultronstallet все время не покидало ощущение, что что-то тут не так, что не все так просто в этой мрачной драме. Этот слабо уловимый луч так и остался бы невидимым, если бы я не решил поинтересоваться картиной подробнее. И все стало на свои места.

    Это история о сложной судьбе профессора Исааке, который шел по жизни исключительно своими принципами и со свойственным ему презрением к другим людям. Если окинуть взглядом картину в целом, то может сложиться достаточно противоречивое мнение, поскольку это тот случай, когда перед нами история «обо всем и ни о чем». Но чем внимательнее следишь за душевными терзаниями протагониста, тем ярче и четче приходит понимание, что перед нами не что иное, как суд, где главным судьей и подсудимым в одном лице предстает непосредственно Ингмар Бергман. Да-да, вы не ослышались. Вся история основана на жизни этого именитого режиссера и по сути является автобиографической и все, что произносит закадровый голос, это самые настоящие мысли автора.

    Как только зритель это поймет, ему сразу станет легче воспринимать все происходящее, а переживание за главного героя вырастут в разы. Если начать вспоминать все нюансы, о которых рассказывается в картине, то можно ненароком пересказать весь фильм. Но все же ведущей мыслью явилось то, что автор признал все свои ошибки и в конце своей жизни наплевал на все свои святые принципы. Он наконец-то перестал быть мертвым при жизни. Не знаю как вы, но мне эта история показалась очень близка, а герой чертовски напоминает меня и эта картина стала для меня нечто большим, чем просто фильмом. В ней не место идиотам и недорослям, она заглядывает в вашу душу и проверяет вас на прочность. Она жесткая, но предельно честная и за это ее можно назвать шедевром!

    10 из 10

    24 ноября 2012 | 19:53

    Все нужно делать наиболее простыми путями — но не проще того.

    - A. Эйнштейн

    Фильм сделан очень просто, в нем нет ничего лишнего, что могло бы оторвать зрителя от того тонкого психологического процесса, происходящего на протяжении всего просмотра. Герой, 78-летний профессор из Стокгольма, Исаак Борг, вместе с женой сына едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая места, связанные с прошлым и встречая разных людей, которые помогают ему оживить свои воспоминания, осознать ошибки и успеть их исправить.

    В какой-то момент простая история становится сюрреалистическим скачком в прошлое. Каждый персонаж, встреченный профессором в настоящем, является прообразом старых знакомых из далеких воспоминаний прошлого. Все это очень похоже на принцип «Ленты Мёбиуса», попасть из одной точки ее поверхности в любую другую можно, не пересекая края. И действительно, весь фильм очень четко построен на принципах топологии. Топология изучает место и его возможность. Место, занимая которое, мы что-то можем или не можем; особую последовательность мест, из которой складывается путь. Поездка становится для Борга способом познать себя, своё сознание, свою психику на материале личных впечатлений и переживаний, но не в линейном построении, а по случайным всплескам эмоций и проявлений памяти. И это уже не просто кино, это настоящий психологический роман, с тонким проникновением в сознание человека, точнейшим разбором личности, ее проблем и переживаний, проникновением в такие закоулки сознания, от которых Исаак Борг пытался убежать всю свою жизнь.

    Такие психологические хитросплетения сюжета, с непредсказуемыми путями человека в глубины своей внутренней вселенной, можно наблюдать в гениальных романах Марселя Пруста. Бергман же совершил гениальное творение, показав, как можно с помощью кинематографа соединить настоящие и минувшие события в единую цельную картину.

    4 мая 2011 | 23:10

    Это третий фильм Бергмана, который мне довелось посмотреть. И мне показалось, что во многом тема прощения объединяет его работы. В «Осенней сонате» Ева взывает к матери — «еще не поздно, мама, еще не поздно…» — так ей хочется простить свою мать, да пока не выходит… И в «Земляничной поляне»: прожив всю жизнь эгоистом, профессор вдруг начинает ступать на едва осязаемый путь переосмысления — вдруг становится мягче, вдруг начинает сквозь призму далекого прошлого, общения с невесткой, а еще с помощью снов, — иначе смотреть на окружающих, на себя… Так, что даже своей экономке, служащей ему много лет, в конце концов предлагает перейти на ты… Прощает долги. Прощает себя. И, кажется, радуется своему новому мироощущению, новому восприятию себя. Ведь его коснулась… доброта. Не важно, когда. Пусть хоть в самом конце пути. Главное, и его Бог не оставил без своей светлой метки…

    23 мая 2011 | 15:50

    Хорошо, что я не помню, кто мне посоветовал к обязательному просмотру «Земляничную поляну», не то бы я затаила на этого человека зло. Шучу, конечно, и тут два варианта. Либо я чего-то не поняла в сюжете, постановке и глубине фильма, либо он считался действительно «обязательным к просмотру» в 60-е года, когда и вышел на экраны.

    Все же ценители в нем видят философский смысл, не зря у картины высокий рейтинг. Возьмем, к примеру, тему одиночества, когда старик, отодвинув всех людей на второй план, живет в своем мире, но мучается воспоминаниями детства, всплывающими картинами радости общения с близкими. Или тема готовности к смерти. Все эти страшные сны и медленная жизнь, будто смерть уже присутствует, стоит только дать ей свое согласие. Постановка снов, метафора часов без стрелок, бесчувственная, но живая мать — в современных фильмах, особенно арт-хаусе, отражается подобное наиболее лучшими способами. Еще раз повторюсь, это было круто и необычно, может даже впервые для прошлых времен. Поэтому, нам избалованным нынешним кинематографом, смотреть подобное кажется затянутым и нудным.

    28 апреля 2013 | 17:25

    Очень интересная работа настоящего художника. Фильм представляет собой три явных повествовательных пласта. Первый пласт — один день из жизни главного героя — пожилого доктора, который отправляется на церемонию награждения за заслуги в медицине. Второй пласт это его довольно странные сны. И третий пласт воспоминания о прошлом, которые появляются время от времени на протяжении фильма.

    Каждый из пластов построен на четырех компонентах — сюжетное повествование, слова, визуальные образы и игра. При этом сюжетное повествование и слова в явном виде не содержат каких то особенно глубоких философских мыслей и идей. Но цельная подача всех компонентов и их развитие в хронометраже вызывает во время просмотра очень сильные и четкие инсайты. И когда это происходит раз за разом, то фильм начинает вызывать неподдельный интерес, а ближе к концу и искреннее восхищение.

    А самое интересное то, что все те переживания, которые происходят во время просмотра не являются истинной ценностью этого шедевра. В полной мере величие художественного замысла раскрывается уже после того как идут титры, потому что именно в этот момент все те элементы из которых построен фильм — пласты, компоненты и отдельные инсайты собираются в один невероятно сильный образ. При чем явно описать этот образ в отдельно взятой рецензии даже не представляется возможным. Это глубокое и концентрированое ЗНАНИЕ, после получения которого уже никогда не будешь прежним!

    10 из 10

    9 апреля 2015 | 23:59

    Когда упоминается имя шведского режиссёра Ингмара Бергмана, то у людей сразу в голове рисуется картинка чего-то мудрого, сложного и далеко не каждому понятного. «Земляничная поляна», одна из первых работ шведа, хоть и является мудрой, сложной и прочее, тем не менее, будет понятна абсолютна каждому, потому что основным лейтмотивом всей картина является, как не странно, лейтмотив жизни. И каждый здесь волен видеть то, что хочется. Потому что основываясь на банальный даже для 1957 года сюжет, Бергману удаётся поднять такие вопросы, как смысл человеческого существования, значение жизни человека и т. д.

    Главный герой, 78-летний профессор из Стокгольма, осознает, что смерть неминуема близка. Перед ним образами всплывают воспоминания из далекого прошлого. Опираясь на них, профессор пытается проанализировать свою собственную жизнь. Кстати, стоит отдельно отметить, как мастерски Бергману удаётся коррелировать основное повествование со вставками из прошлого.

    На протяжении всего фильма мы слышим внутренний монолог главного героя, в ходе которого он силится понять, что бы он хотел изменить в своей жизни, какие ошибки лучше бы не совершать, что он сделал правильно, чего добился и т. д. Герою не хватает жизненных сил двигаться дальше, поэтому Бергман показывает мать профессора, которой, несмотря на почтительный возраст, этих самых жизненных сил хватит на них обоих. Профессору кажется, что он умер ещё при жизни, а его мать считает иначе: она полагает, что каждый сам волен решать, когда умирать.

    Итак, «Земляничная поляна» — это очень личный фильм, который, как бы это ни было парадоксально, подходит для просмотра абсолютно каждому. В этом, наверное, и заключается его гениальность.

    9 из 10

    4 мая 2016 | 11:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>