всё о любом фильме:

Осенняя соната

Höstsonaten
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсер-
операторСвен Нюквист
композитор-
художникАнна Асп, Ингер Перссон
монтажСильвия Ингемарссон
жанр драма, музыка, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время99 мин. / 01:39
Номинации (1):
На судьбах одной семьи — известной пианистки Шарлотты Андергаст, ее мужа архитектора Юсефа, и их дочерей, Евы и Елены в фильме показывается крушение семейных уз, распад семьи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
20 + 2 = 22
8.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Прототипом образа Шарлотты Андергаст стала одна из жен Ингмара Бергмана — пианистка Кэби Ларетай.
    Трейлер 02:22

    файл добавилUral Highlander

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 9 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Это осень стучится опять…
    Вновь тебе она сердце встревожит.
    Солнце греть нас, как прежде, не может
    И ложится не вовремя спать…
    Это осень стучится опять…
    Как поблекнул, как замер весь мир!…
    Не натянуты струны у лиры,
    Засушили природу вампиры
    И надежды окончился пир.
    Как поблекнул, как замер весь мир!…»


    Деревья роняют свой багряный убор, птицы спасаются от наступающих холодов, а звери готовятся к испытанию (для многих смертельному) зимним голодомором. У людей другие трудности — их угнетает тоска, апатия и депрессия, набегают мысли о смерти, старости, одиночестве и постепенном, медленном, но неизбежном увядании.

    В это грустную осеннюю пору к своей дочери Эве (Лив Ульман) приезжает всемирно известная пианистка Шарлотта Андергаст (Ингрид Бергман). Присмотримся к ней поближе — ведь Шарлотта из тех женщин, чья экспрессивная натура проступает прежде всего во внешности. Высокая, красивая пожилая женщина в стильной одежде. Постоянно курит, говорит очень громко и быстро, почти скороговоркой (большей частью «универсальными» фразами), много шутит. На дочь она взирает с некоторым снисхождением и отстраненностью, сохраняя при этом как можно более искреннее выражение любезности, заботы и материнской ласки.

    Теперь обратимся к дочери — Эве. Во всем это полная противоположность матери. Ее внешний вид словно служит оборонительной крепостью, за которой она скрывается. Немного сутулая, волосы аккуратно и строго убраны, мешковатая одежда, робкие движения. Единственное что выдает ее натуру, так это глаза, особо выделенные огромными круглыми очками. Что можно прочитать в ее взгляде? Она раболепствует перед матерью, смотрит на нее с восхищением и каким-то преклонением, будто на кумира или икону. Хотя есть в этом взгляде и что-то необъяснимо тревожное…

    Вечером Эва предлагает матери сыграть на рояле. Та, после долгих уговоров соглашается. Шарлотта играет потрясающе, словно открывает далекие и недоступные человеческому взору области своей индивидуальности, вкладывая всю глубину своих чувств в эту завораживающую мелодию. Взор дочери застывает на глазах матери, она пристально вглядывается в эти бездонные пропасти, силясь отыскать сокровища и богатства души, от которых ей не доставалось ни гроша. Эва вспоминает бесчисленные одинокие, бессонные, пустые ночи, когда мать была где-то далеко, одаривая своей любовью, своей чувственностью битком набитые залы, в то время как ее собственная дочь рыдала в углу, считая саму себя виноватой в этой разлуке, себя — глупую, некрасивую, невоспитанную. Ей бы хватило и одной капли, одного атома любви матери. Тогда бы она знала, что эта любовь по крайней мере существует. Но Шарлотта всегда была где-то далеко, космически далеко… Даже, когда репетировала в соседней комнате или как сейчас, сидела так близко, что можно было услышать ее ровное дыхание. Чтобы изменять своему мужу и предавать дочь, ей не было нужды куда-то уезжать. Она делал это прямо за роялем…со своими многочисленными любовниками — Шуманом, Брамсом, Бетховеном…

    Но мы назвали еще не всех членов семейства Андергаст, ведь у Шарлотты есть и младшая дочь — Хелена. Она неизлечимо больна параличом, прикована к постели и полностью лишена самостоятельности. Ее речь понимает только Эва. Ей шестнадцать лет. Также, как и сестра, в духовном смысле, Хелена абсолютно удалена от матери. Даже несмотря на тяжелую болезнь, отчаянно нуждаясь в любви и сострадании родительницы, та годами к ней не приближалась. Хелена несет на своих хрупких девичьих плечах не только тяжесть эгоизма и страха перед любовью своей матери, не только ненависть и злобу оставленной в одиночестве и нелюбимой дочери, но и беспрерывные физические страдания, в чем-то подобные искупительной жертве за первородный грех, переходящий из века в век от отца к сына, от матери к дочери. Только Хелена, испив последнюю чашу страдания, способна прервать этот порочный замкнутый круг ВСЕПРОЩЕНИЕМ. Происходит ли это в нашей истории? Нам этого знать не дано.

    Зато мы может видеть, как в попытках сблизиться и, наконец, объясниться друг с другом Шарлотта с Эвой лишь расширяют пропасть, существующую между ними. Эва (Куда делись ее очки, сутулость?!) откровенно признается, и сама окончательно уверяется, в своей безоговорочной ненависти к матери, которая становится подобна жертве внезапно обрушившегося на нее урагана (даже незыблемая внешняя красота обратилась в руины, обнажив лик старой, усталой, одинокой и слабой женщины). В непроглядной тьме, Эва и Шарлотта скидывают свои маски. Одна — любящей, заботливой матери, другая — послушной, скромной, благоговеющей дочери. Открывается ужасающая истина. На следующее утро Шарлотта поспешно собирает вещи и уезжает, чтобы вернуться к своим иллюзиям. Эва, тем временем, посещает могилу, где покоится ее четырехлетний сын. Впрочем, в этом нет необходимости, ведь та же могила существует в ее душе — там почиют три сестры: вера, надежда и любовь…С севера дует ледяной ветер. Пролетая мимо уединенного дома Эвы, он подхватывает душераздирающий крик отчаяния. Страшные звуки несутся по воздуху, перерастают в гулкое эхо и, наконец, рассеиваются в беззвучной и мертвой тишине опадающего осеннего леса.

    »…Это осень стучится опять…
    Астра молит её о пощаде,
    Но нет жалости в мёртвенном взгляде.
    Астра может лишь тихо роптать…
    Это осень стучится опять.»
    Ницше.

    Честно говоря, я не совсем понимаю, почему некоторые считают «Осеннюю сонату» лучшим фильмом Бергмана. По сути дела, эта картина ни что иное как сфокусированная компиляция основных тем его творчества. Некоторые сцены являются прямыми цитатами из ранних фильмов: вступительная — «Час волка», ночной диалог (и целая серия мизансцен) — «Персона», заключительная — «Молчание», а Хелена вообще в точности повторяет Агнес из «Шепотов и криков». В общем, рассматривая «Сонату» в контексте творчества Бергмана вряд ли можно ссылаться на ее оригинальность как в плане формы, так и содержания. Тем не менее, конечно, стоит отметить несколько интересных моментов. Во-первых, структурно фильм четко соответствует трехчастной сонатной форме (свет, колористика и даже речь персонажей меняют темп и окраску). Во-вторых, отметим, что в техническом отношении сама картинка просто безупречна. Бергман, напару со своим бессменным оператором Свеном Нюквистом и супер-камерой Arriflex творит чудеса. По качеству (художественному и чисто техническому) визуального ряда «Соната» неповторима. В-третьих, интересно наблюдать в фильме актрису Ингрид Бергман с ее совершенно нехарактерной для картин своего однофамилица манерой актерской игры «по-американски», т. е. экспрессивной, блестящей и несколько вычурной. Любимица же режиссера, Лив Ульман, напротив работает в чисто европейском, интровертном, каком-то чуть ли не арт-хаусном стиле. На этом исключительно техническом контрасте двух культур, удачно вырисовывается основной дискурс тотального отчуждения личности. В целом, можно сказать, что «Осенняя соната» является последней точкой в развитии этой темы. Это очень «бергмановский» фильм, в системе координат мирового кинематографа, являющийся безусловным шедевром, но если же мерить, собственно, «по-бергмановски» же, то назвать его таковым уже нельзя.

    12 октября 2015 | 10:44

    Семья — самое дорогое, что есть в жизни человека. Или… Когда мать приезжает к своей дочери и её мужу, она обнаруживает, что в этом же доме живёт её вторая дочь, у которой неизлечимая болезнь, и которую она поместила в психиатрическую клинику. С этого момента мать и дочь, мучаясь от горьких воспоминаний, высказывают друг другу всё, что было недосказано в детстве. Высказавшись, они теряют друг друга…

    Основной плюс фильма — игра актёров. Они играют настолько эмоционально, что трудно поверить, что это всего лишь кино. Да и сам фильм спектакль напоминает больше, чем фильм. На их лицах выражено гораздо больше, чем в их словах.

    Конечно, есть и минусы. Например, кульминационная сцена, в которой мать и дочь ругаются, а больная дочь выползает из своей кровати и подползает к лестнице. Я подумал, что она сейчас упадёт. Но никакого продолжения у этой сцены не последовало. И ещ один минус — монтаж, не всегда переходы камеры выполнены удачно.

    В целом это замечательный фильм, очень эмоционально насыщенный. Трудно представить, что полтора часа, когда нет никаких действий, а герои просто ведут диалог, пролетели как один миг. Действительно, надо быть настоящим мастером, чтобы поставить такой замечательный фильм.

    10 из 10

    31 марта 2011 | 09:03

    Картина Бергмана — осенняя меланхолия, заполняющая пространство «Сонаты» муками уходящей молодости, обидами детства, несостоявшейся любовью и одиночеством. Только взглянув на героев семейной драмы, можно узреть их тоскующие взгляды, почувствовать истерзанные сердца и услышать сквозняки душ Шарлотты, Евы, Елены, Виктора …

    Живя во множестве иных реальностей, созданных воображением, чувствами, увлечениями, нереализованными желаниями, горем — хочется двух вещей: спокойствия и тишины. Протянуть руки близкому человеку, обнять, утешить, дать силы и защитить от тяжести мира — может способный на нежность человек, не обойденный родительской заботой и теплом домашнего очага. Копаясь в прошлом, жалея себя — мы сами взращиваем внутреннюю пустоту души, уже неспособную на любовь, лишь потому, что нас недолюбили в юности.

    Как найти силы, живя с малой толикой веры? Женщина, потерявшая ребенка, надломлена внутри. Но душевная пустота, появилось значительно раньше, нежеланием Шарлотты быть матерью, ее увлечением музыкой и только ею. Прелюдия Шопена, звучащая в картине, выражает тоску и душевную смуту двух, связанных воедино людей: близких и далеких, но одинаково несчастных, плачущих, каждая о своем горе…

    Картину отличает четкость и ясность сюжетных линий, жесткий сценарий, которому сопротивлялись обе главные актрисы (матери), осуждающие Шарлотту, для которой дети — на втором плане, а карьера — на первом. Бергман прав, не поддающийся на сантименты, показывая дочь (матерью), а героиню Ингрид, лишенную материнского инстинкта. Этот факт переворачивает с ног на голову естественный процесс бытия, но и такое бывает.

    Шарлотта, стала для Ингрид Бергман одной из последних киноработ. Между режиссером и актрисой установилась связь, похожая на родственную, Ингмар оберегал Ингрид, как сестру, и сокрушался, что не снимал ее ранее. «Осенняя соната», запахом осени, желтизной листьев, прохладой вечеров и подкатывающей тоской, сжимает сердце от мысли, что никогда не поздно начать жизнь заново. Только бы найти силы бабочке, бьющейся о стекло, в отчаянии стремящейся на свет, попасть в дом, нет повредив свои крылышки. Бабочка и есть — человек, ищущий тепла и уюта, жаждущий прикосновения рук, душ и родных сердец…

    10 из 10

    6 сентября 2011 | 21:11

    Как часто мы делаем что-то для своих близких, считая это правильным, единственно верным для них. Как часто наши родители в детстве заботились о нас, а когда мы вырастали — продолжали делать что-то, что было по их мнению нужным нам?

    Этот фильм Бергмана — о семье, о взаимоотношениях внутри нее, о тех проблемах, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый на своем пути. Все проблемы имеют корни из детства — недостаточное внимание родителей к своим чадам или же наоборот, чрезмерное внимание и любовь, когда ущемляется свобода ребенка.

    В фильме нет готовых решений, нет положительного или отрицательного пути — режиссер преподносит свои мысли, зритель же сам должен вынести решение для себя.

    Можно принять сторону Евы, девушки, которая выросла замкнутым, забитым ребенком, которая боится в этой жизни многого, которая привыкла молчать. Она выросла по сути без матери, которая вечно была на гастролях, наведываясь домой как на выходные — ненадолго. Ей не с кем было делиться своими проблемами и радостями — за это она ненавидит свою мать. Но в то же время — она ее и любит. Но эта любовь — это скорее привязанность, желание быть с человеком, с которым раньше проводил мало времени.

    - Ты меня любишь?
    - Ты же моя мать
    - Что ж… Это тоже ответ.


    Шарлотта же, мать Евы — полная ее противоположность. Это полностью раскрепощенная женщина, которая отдается насколько может музыке — своему делу. Она любит своих дочерей — но до тех пор, пока они не мешают ей. Как только те начинают её доставать, она делает шаг в сторону — уходит, уезжает на гастроли, просто бросает их. Она не хочет замечать того, что с ними происходит.

    Фильм затрагивает непростую ситуацию, спорную, где каждый по-своему прав. Единственно верного решения тут не может быть. Но в то же время фильм — и о прощении, о возможности примирения. Ведь на протяжении стольких лет Ева хранила ненависть к своей матери, она ничего ей не говорила — не могла и/или не хотела. Но весь была возможность найти общий язык спустя годы — и Ева попробовала ступить на этот путь примирения. Но вот ее мать…

    Это не простой фильм, который можно посмотреть и забыть, который как жвачка можно посмотреть в кинотеатре. Это фильм выбора, фильм-раздумье, который стоит посмотреть, если вы его еще не видели…

    30 июня 2012 | 13:04

    В каждой семье есть тайны. В каждом доме своя особенная пыль. Разные роли, разные игры и разные правила. Ингмар Бергман рисует раскалывающуюся по трещинам семью знаменитой пианистки Шарлотты и ее дочерей.

    Эва приглашает свою мать, всемирно известную пианистку, Шарлотту, к себе в Норвегию в загородный дом, так как та, по ее мнению в отчаянии после смерти ее очередного мужа — Леонардо. Видно, как старательно Эва пишет письмо своей матери, с каким трепетом она ее ждет. Мать приехала. Но Шарлотту поджидал неприятный сюрприз. Ее собственная дочь, Хелена, которую Шарлотта некогда поместила в клинику для душевнобольных. Напряженность между Шарлоттой и Эвой накаляется и однажды ночью они решаются высказать друг другу все, что накопилось за долгие годы.

    Как не просты отношения между людьми, особенно, если они родные, особенно, если это дочь и мать.

    Как сложно быть матерью. Как больно ждать от матери того, на что она не способна. Две трагедии в одной семье: трагедия матери и трагедия ее дочерей. Весь конфликт развивается вербально: до селе я не видела подобного в кино. Столь мощный и содержательный диалог, который заставляет буквально чувствовать удушье от захватываемых чувств, делает кино особенным.

    Дочь говорит о том, что мать не хотела уделять ей внимание. Эва восхищалась матерью, но была ей абсолютно не интересна. Шарлотта вспоминает момент в их жизни, когда она решила заняться дочерью и посвятить себя семье. Но оказывается, что это не было счастьем для маленькой Эвы. Внимание матери давило Эву. И отсутствие внимания матери и забота матери не делали Эву счастливой. Так что же ей надо было? Для меня это действительно важный вопрос. Пытаясь на него ответить, я не нахожу иных вариантов: ребенку нужна любовь. Даже тогда, когда Шарлотта решила посвятить себя семье и ответственно взялась за воспитание детей, в ней не хватало одного — любви. Ей это неведомо. Шарлотте не нравилась дочь, она пыталась ее переделать, переклеить и это внушило Эве отвращение к себе самой. Она всегда знала, что она не такая красивая, как мать, не такая талантливая, не такая утонченная

    Сцена, когда Эва играет для матери. Шарлотта слушает, но потом показывает, как надо. Шарлотта не принимает дочь, она не дает ей права быть такой, какая она есть.

    Шарлотта не любит проблемы. Не любит наблюдать несчастье и расстраиваться. Ей нельзя переживать. После надрывной ночи она уезжает. И только после мы понимаем, что мать не услышала дочь. У Шарлотты много масок.

    Трагедия матери не меньше трагедии дочери — она тоже несчастна. Она не умеет любить своих детей, потому что сама недолюблена с детства. Вечно страждущая, ищущая счастья душа Шарлотты пытается найти упоение в музыке, славе, мужчинах. Но она не может заполнить пустоту внутри. После смерти Леонардо, она с надеждой едет к дочери. Может семья заполнит ее? Но увы. Там она не находит ничего кроме того, от чего она убегает…

    Фильм глубокий, многогранный и мне в моем сегодняшнем настроении не описать всего.

    Очень советую посмотреть тем, кто не видел.

    Интересно, что увидели в этом фильме вы?

    18 марта 2014 | 21:52

    Темы, которые в своих фильмах затрагивает Бергман, не просто проникают в душу, а залезают в самые сокровенные ее уголки.

    «Осенняя соната», фильм, к которому я отношусь с трепетом. мне вообще кажется, чтобы его досмотреть нужно обладать немалой силой: диалоги, сцены — все бьет точно в цель, и под конец ты готов закричать вместе с Хеленой.

    В фильме столько боли и она проникает в тебя смешивается с твоей и потом уже непонятно чья она Эвы, Шарлотты или твоя собственная.

    К дочери Эвы в гости приезжает ее мама Шарлотта, они не виделись много лет и с тех пор многое изменилось. Извечная тема между родителями и детьми, пропасть, которая разделила Эву и Шарлотту, маму и дочку, она безгранична и сколько ненависти в ней, боли, любви, отчаянья. И в то же время, связь между ними не разрывная.

    «Несчастье матери должно стать несчастьем дочери. Это как пуповина, которую не разрезали, не разорвали»

    »-Эва… ты любишь меня?
    - Ты же моя мать.
    -Это тоже ответ.»


    Психологическая линия фильма натянута как тетива. Я бы назвала это попыткой Эвы вырваться из тиранства матери, они не виделись много лет, но она всегда испытывала давление матери. Как она рассказывает о прошлом, об истории с абортом, о болезни Хеленой и, мне кажется, в ее монологе нет ненависти, больше боли. Она хочет, чтобы мама ее услышала и, наконец, поняла и полюбила. Но Шарлотта никогда не видела грани между своими потребностями и желаниями своей дочери. Она тоже слишком одинока и Эва понимает это, но и понимает, что не сможет ее простить и полюбить. Хотя Бергман в конце фильма дает нам слабую надежду.

    «Чувство реальности — это бесценный редкий талант. Большая часть человечества им не обладает, на свое счастье.»

    10 апреля 2015 | 13:36

    Фильм об «отцах и детях»? Определенно. Но я не могла отделаться от ощущения, что на самом деле все проще и сложнее одновременно. Для меня это фильм о любви: безжалостной, разъедающей изнутри, перерастающей в злобу и ненависть. Но, тем не менее, остающейся любовью — прощающей и верящей.

    Тихий разговор, слезы, упреки — попытка рассказать все, что томило душу в течение десятилетий. И, конечно, надежда, что тебя услышат. Услышала ли мать свою дочь? Очевидно, нет. Но любовь прощает даже это. Прощает и ждет.

    Гениальные диалоги и монологи. В каждом слове, в жесте скрыто выражение характера, психологии героя. Особенно выразительна в этом отношении Шарлотта: проникаешь в душу этой женщины, видишь все маски, которые она держит в своем «гардеробе». О ее поведении, наверное, можно написать небольшой трактат. Символичен ее отъезд в финале картины: ничего не меняется. Ее смирение с болью дочери, для которой откровение было выстрадано невероятными усилиями, кажется несправедливым, злым… но при этом таким жизненным и правдивым!

    В некоторых фильмах надеешься на счастливый конец. Но, как говорится, истина дороже.

    10 из 10

    3 июня 2012 | 12:22

    И кто скажет после просмотра фильма «Осенняя соната», режиссёра Ингмара Бергмана, что скандинавы холодный, бесчувственный народ ?По силе воздействия это кино ни сантима не уступает напряжённым детективным триллерам, а ведь это драма в рамках одной семьи!Но как поставлена!И как сыграна!Для меня была только одна шведская актриса Ингрид Бергман, а после «Осенней сонаты» я прозрел и увидел Лив Ульман совершенно другими глазами. Пальму первенства между этими женщинами затрудняюсь отдать кому-либо, а поставлю знак равенства, поскольку и та и другая выжали из себя всё и бросили на алтарь Искусства в «Осенней сонате». Думаю неплохо, что я начал знакомиться с творчеством Ингмара Бергмана именно с этого фильма. Теперь уже точно продолжу изучение этого шведского режиссёра.

    В каждой семье случаются ссоры, обиды и непонимания. Как тут не вспомнить Толстого, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Но то, что показал Бергман — это определённо не рядовой случай, не стандартное выяснение семейных отношений, а годами копившаяся в двух людях ненависть и боль, которые как сказала героиня Лив Ульман, идут рядом бок о бок.

    Дочь написала письмо матери, чтобы та приехала погостить, поскольку они давно не виделись и родственные чувства никто не отменял. Мать (Инрид Бергман) приехала и сначала всё очень даже чинно и благопристойно. Но потом Ингмар завертел такую карусель, что в пору приглашать и Ницше и Фрейда и Юнга с Юмом вместе взятых, чтобы разобраться кто прав, кто виноват и что можно сделать, дабы исправить грехи прошлого.

    Но к разбору полётов я ещё вернусь, а сейчас бы хотел сказать пару слов о Шопене, которому Шарлотта (Ингрид Бергман) посвятила 50 лет своей жизни. С биографией этого композитора я не знаком, а вот музыка Шопена завораживающая. А как говорит Шарлотта о Шопене, что он был саркастическим, гордым, но никогда слащавым. Шопен был мужественным. Если вы любите актрису Ингрид Бергман, если вы доверяете её слову, то вполне вероятно захотите послушать Шопена, и чем чёрт не шутит, познакомиться с его жизнью.

    Такое вот небольшое отступление. Что же до фильма, то может быть именно с Шопена, с той игры, которую показала дочь матери по приезде последней и начались размолвки. Вернее они просто проснулись, выбрались наружу и давай нещадно терзать двух женщин. Эва (Лив Ульман) потеряла ребёнка, сыну было практически 4 года. Начав рассказывать матери про сына Эрика, Эва отошла от главного и пустилась в философские рассуждения. Думаете она найдёт сочувствие и поддержку о у своей матери ?Вряд ли, поскольку между ними пропасть.

    Как хочется привести все цитаты из фильма, коих достаточное количество. Но негоже браться за пересказ. Помимо сильнейшей драмы, в картине Бергмана проступают нотки тонкого юмора. Это видно из книги, которую на ночь читает Шарлотта.

    «Она отдала ему красный цветок девственности, он молча принял этот дар без всякого энтузиазма».

    Простите, не удержался и привёл может на самую сильную выдержку из фильма, но это так, чтобы развеять эмоциональное общее давление, которое оказал знаменитый швед. Кстати в фильме есть одна сцена, в которой муж Шарлоты Леонардо играет на виолончели, а полукругом сидят люди, родственники и слушают его. Эта сцена достойна кисти великого художника. Я не имею ввиду Леонардо да Винчи.

    Царство высвободившихся чувств по Бергману имеет место быть и не просто существовать, а раскрыться во всей своей полноте и многогранности. Картина на любителя. Понравиться не всем. Но мне в душу запала. Поэтому с лёгкой совестью ставлю 10!

    10 из 10

    30 мая 2014 | 09:44

    На первый взгляд, сюжет фильма прост и банален. После прочтения аннотации, становится ясно, что где-то подобное вы уже видели. И даже не подозреваете, что кроется за возможной тривиальностью картины. Этот фильм — лучшее, что я видела не то чтобы за последнее время, а за всю жизнь.

    Сначала хочу отметить, что построение кадров до безобразия гениально. Крупным и статичным кадром достигается высшая степень реалистичности. Персонаж не смотрит на тебя, но ты все равно ощущаешь его присутствие. В связи с этим от актеров требовалась игра высокого мастерства, ибо каждый промах бросался бы в глаза. Так вот, игра исполнительниц главных ролей — высший пилотаж. Станиславский не посмел бы сказать «Не верю!».

    Вернусь к персонажам. Чувственные, глубокие, они не могут не впечатлить. Диалоги с самими собой это явно подчеркивают. Да-да, именно диалоги. Непринужденная манера разговора и мирские темы, на которые герои рассуждают, когда их никто не видит и не слышит, это подтверждают. Иная ситуация с ведением диалогов в привычном понимании этого слова. Если Шарлотта наедине с собой размышляет, куда ей потратить миллионы, то дискурс бесед матери с дочерью совершенно другой. Более того, их реплики напоминают, на сей раз, монологи театральных актеров. Такая смена понятий придает «Осенней сонате» особого шарма и неповторимой атмосферности.

    Классическая музыка, использованная в фильме, — беспроигрышный ход. Будучи объектом высокой культуры, она дает все основания причислить фильм к этому разряду. Но об этом чуть позже.

    Безумно понравилось то, как показаны воспоминания. Они немы, ведь они более не имеют отношение к реальности. Лишь музыка все так же будоражит память вечной красотой своего звучания.

    Пора перейти к другому, на мой взгляд, главному аспекту, который выделяет сие творение Ингмара Бергмана среди прочих кинофильмов. На развитии линии личностных отношений матери и дочери, создатель затрагивает ряд важных нравственных проблем.

    «Мать и дочь — какое страшное сплетение любви и ненависти, зла и добра, хаоса и созидания».

    То состояние, в каком находятся отношения Шарлотты и Эвы, не поддается описанию. Уверена, ни одна мать в жизни не хотела бы услышать от своей дочери такие кошмарные слова: «Такие, как вы, опасны для общества». Сестра Эвы, Хелена, пораженная неизлечимой болезнью, будто символизирует сложившуюся ситуацию. Выходит, что и их отношения неизлечимы. Или все же.. .?

    Так или иначе, все проблемы идут из детства. И фильм Бергмана это доказывает. Как и в детстве, все мы слабые и беззащитные. И хотим, чтобы другие это понимали. Но каждый живет своим, не желая никого понять и принять. Абсолют одного — Чужой другого. Ах да, чуть не забыла. В «Осенней сонате» прекрасным образом поставлена проблема понимания реальности.

    «Чувство реальности — ценный талант. Большинство человечества им не обладает, на свое счастье».

    В итоге, фильм вышел реальней, чем сама реальность. Ведь заключительный и продолжительный разговор матери и дочери можно отнести к разряду тех, которые мы часто прокручиваем у себя в голове, но в реальной жизни они вряд ли произойдут.

    Не хочу называть этот фильм поучительным, слишком уж по-школьному. Он просто напоминает нам о том, о чем мы постоянно забываем. Обвиняя и осуждая ближнего, мы не осознаем, что сами неправы и слишком многого требуем. А потом жалеем и раскаиваемся. For Mercy, Pity and Peace, сказал бы Уильям Блейк.

    Этот фильм — Искусство с большой буквы. Я аплодирую стоя. Можно было бы больше, поставила бы, не раздумывая.

    10 из 10

    22 августа 2011 | 15:28

    Боевик для интеллектуалов. Такого мощного и напряженного вербального конфликта на экране, создаваемого всего двумя персонажами, я, признаться, не видел очень давно. Правда, оба эти персонажа — женщины. Мать и дочь. Между прочим, это единственный случай сотрудничества на экране Ингмара и Ингрид Бергман (не родственники).

    Мы все родом из детства. Там рождаются все наши страхи на дальнейшую жизнь. Стоит матери чего-нибудь недодать ребенку, то можно в будущем пожать очень горькие плоды. Ребенок — как чаша весов, чуть перевес и…

    Обычная семья — муж, жена с сестрой, спокойно живущая в тихой Норвегии. Ева (постоянная актриса режиссера Лив Ульман) вся в радостном напряжении. Вот-вот должна приехать ее мать — знаменитая пианистка Шарлотта. Вроде все ничего, но в этом ожидании кроется что-то тревожное, что-то смутное и неясное. Тревога. Даже не совсем тревога, а угроза. Угроза тихому и спокойному складу жизни Евы. Однако полностью и инициированная самой Евой. Семья Евы живет по своим законам — жена только позволяет себя любить мужу, постоянно воображая, что умерший сын на самом деле не умер, продолжая разговаривать с ним. И заботится о своей умственно больной сестре, когда-то отправленной матерью в клинику для душевнобольных.

    Итак, сцена готова для появления Шарлотты. Акт первый — вечер. Шарлотта (Ингрид Бергман), как было сказано выше, пианистка мировой известности, устала от своей кочевой жизни, пытается заново нащупать почву под собой. Сбросить душевное одиночество, заполнить ту пустоту, образовавшуюся после смерти любимого мужчины. Однако, сама Шарлотта также смутно догадывается, что все неспроста. И ее подозрения усиливаются, когда она узнает, что ее вторая дочь находится в этом же доме. Шарлотте тяжело справляться с собой, но она выдерживает первый экзамен на прочность. Правда, в мыслях проклиная себя за ту минуту, когда она дала согласие на эту поездку. Ее внутренний мир снова приходит в беспорядок. Старые мысли не дают спокойно уснуть. Тихая Ева начинает вести свою игру и мать невольно затягивает.

    Бергман медленно разгоняет главную интригу — небольшая сцена с игрой на пианино дает нам небольшой ключик к пониманию дальнейшего происходящего. Ева пытается лишить Шарлотту ее самого сильного оружия — высокомерия и отчуждения, заставляя мать снять эту опостылевшую маску. Повествование набирает силу и движет нас к самому напряженному моменту. Занавес.

    Акт второй — ночь. Ева и Шарлотта в комнате. Разговор по душам, постепенно превращающийся во взаимные упреки друг друга. Фраза за фразой режиссер раскручивает клубок непониманий между матерью и дочерью, показывая обоснованность наших подозрений во время первого акта.

    Ева — одинокий брошенный ребенок, до которого матери попросту не было дела. Шарлотта была всецело занята своей карьерой. Когда Еве требовалось хоть чуточку материнского внимания и тепла, Шарлотта предпочитала быстренько уехать с гастролями в другую страну. И Ева просто замкнулась в себе, лишенная духовного контакта с матерью. Постепенно вырастая, Ева начала строить свою жизнь по подобию того, что видела в детстве. И ни к чему хорошему это не привело — природного музыкального таланта бог ей не дал, единственного сына не сберегла. Остался только нелюбимый муж, как и у матери, да больная сестра. Которой и досталась вся нерастраченная любовь Евы.

    Конечно, было бы легко обвинить Шарлотту в бесчувствии, но режиссер начинает устами героини рассказывать другую историю. Историю Шарлотты. Выясняется, что в детстве Шарлотта также была лишена материнской любви, познавая мир только по своим ощущениям, пробираясь вперед почти на ощупь. Единственное спасение — музыка, полностью поглотившая молодую женщину. Музыка, заменившая ей все и ставшая проклятием. Не видев положительного примера в детстве, Шарлотта сама не смогла построить свою жизнь, найдя полное забвение в творчестве. И, как выяснилось, одиночество. Одиночество, не осознанное до конца и от этого очень страшное. Этим одиночеством страдает и Ева, однако компромисса нет. Каждая из женщин замыкается в себе, лишь ненадолго открывшись и выговорившись. Отчуждение не преодолено. Занавес.

    Акт третий и последний — утро. Шарлотта уезжает в новое турне, снова оставив Еву. Однако, произошедшее ночью не прошло бесследно для обеих женщин. Что-то в их отношениях неуловимо изменилось. Ева пишет матери вслед письмо — «Прости меня». Конец пьесы.

    Признаюсь, что добавить к тому, что рассказал Бергман, безумно сложно. Режиссер с безупречной точностью хирурга препарирует человеческие страхи, отсекая все ненужное, оставляя зрителю почти все на тарелочке. Свен Нюквист в этом ему незаменимый помощник. Картинка идеально подходит рассказу.

    Картина построена на сонатной форме — начало, напряжение и развязка. Неслучайно соната названа осенней — в этой семье еще только осень — а там дальше возможно либо зима, либо весна. Бергман нарисовал нам довольно четкую картину — постепенное вырождение семейных ценностей у отдельных слоев общества. Мертвая мать рождает мертвых детей, не способных наладить контакт с окружающим миром. Безразличие и эгоизм только усиливаются. Родители становятся не в состоянии передать какие-нибудь ценности детям. Они сами их не познали.

    Однако, некоторые, что делает им честь, стараются исправить ошибки и понять другого человека. Отыскивая грань соприкосновения, не отсиживаясь каждый в своем углу до самой смерти. Шанс на понимание в этой семье есть — сделан первый, но очень важный шаг. Но за ним надо сделать еще и еще один. Ведь как говорил Конфуций — даже самая длинная дорога начинается с первого шага. И первый шаг уже есть.

    Мать и дочь, не имея верных спутников, должны найти счастье именно друг в друге, но для этого необходимо переступить через ненужные амбиции и гордость. Они должны научиться прощать. Прощать даже то, что причинило так много горя. Надо излечить ту болезнь, чтобы она больше не передавалась дальше. Это тяжелое испытание, но оно соединит этих людей.

    Бергман пригласил однофамилицу в картину не зря. Всем известно, что Ингрид, шведская подданная, практически всю карьеру выстроила в США. «Осенняя соната» — это возвращение домой. По сути Бергман бросил Лив Ульман на произвол судьбы, заставив последнюю играть исходя из своих собственных ощущений. Все время Ингмар посвятил Ингрид. Подтекст? А как же. Ситуация на съемочной площадке повторилась и в кино. Забытая режиссером Ульман и капризная, трудно входящая в кинопроцесс Бергман. Поэтому на экране все так убедительно выглядит.

    Так достоверно показывать эмоции и чувства персонажей, заставить зрителя сопереживать доступно не всем режиссерам. Напряжение, создаваемое практически из воздуха и запечатленное на пленку, — это сильно. Без взрывов, только два человека и разговор длиною в жизнь. Во многом бессловесный, но от этого не менее волнующий.

    17 ноября 2008 | 04:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>