Статьи

Босоногий мальчик: Как комик Брюс Уиллис стал Крепким орешком

12 июля — 30 лет со дня премьеры классического боевика Джона МакТирнана. Рассказываем, как появился непобедимый герой в майке.
Босоногий мальчик: Как комик Брюс Уиллис стал Крепким орешком
«Крепкий орешек»

Тридцать лет назад в разгар лета на американские экраны вышел «Крепкий орешек». Этому голливудскому экшену удалось невероятное — превратить комедийного актера Уиллиса в героя боевика. Как проблемный в производстве фильм, впустивший на территорию, где прежде заправляли несокрушимые Шварценеггер и Сталлоне, неочевидного уязвимого героя, стал американской классикой и породил волну подражаний? И можно ли считать этот летний блокбастер рождественским кино?

Естественный отбор

История «Крепкого орешка» началась в 1979-м, когда Родерик Торп, средней руки автор полицейских триллеров, выпустил роман «Ничто не вечно» — продолжение своего хита «Детектив» (1966), с большой помпой экранизированного в 1968-м с Фрэнком Синатрой в главной роли. По контракту студия 20th Century Fox, выпустившая «Детектива», была обязана предложить Синатре роль и в продолжении. 73-летний певец предсказуемо не проявил интереса, и сценарий переписали под Шварценеггера, чтобы сделать из него сиквел к «Коммандо» Марка Лестера.

Но Железный Арни тоже отказался: в сценарии осталось германское происхождение большинства злодеев, а герой и антигерои, одновременно говорящие с очевидным немецким акцентом, превратили бы боевик в фарс. Тогда продюсеры обратились к Сильвестру Сталлоне. Когда тот тоже сказал «нет», они перепробовали всех актеров, так или иначе ассоциировавшихся с жанром боевика: Берт Рейнолдс, Дон Джонсон, Джеймс Каан и т. д. Сценарист Стивен де Соуза вспоминал, что «в 1987-м у нас уже были „Рэмбо“, „Хищник“ и „Коммандо“. Парни, делавшие их, заявили, что герой (Джон Маклейн) — слабак».

«Крепкий орешек»

«Крепкий орешек»

От отчаяния студия обратилась даже к актерам с репутацией серьезных. Так список отказников пополнили неожиданные Ричард Гир (по мнению которого, герой должен был быть персонажем в духе Яна Флеминга) и Аль Пачино. В конце концов, сценарий отправили Брюсу Уиллису, известность которого в тот момент держалась на ряде романтических и эксцентрических комедий, в первую очередь на сериале «Детективное агентство „Лунный свет“». Свое предложение студия подкрепила чеком на 5 млн долларов, убеждая актера, что если фильм провалится (были даже опасения, что, снимаясь в «Орешке», Уиллис рискует карьерой), то у него будет чем утешиться. Уиллис согласился.

Человеческий фактор

В кастинг Уиллиса настолько не верили, что его портрета даже не было на первых промопостерах — только пылающая высотка и вертолеты. Ирония в том, что, несмотря на пару эффектных сцен с пиротехникой, основное внимание в фильме уделено именно человеческому фактору — перипетиям героя, а также отношениям между персонажами.

Фактически «Орешек» — это не только экшен, но и психологическая драмедия. Само знакомство зрителя с главным героем — рядовым нью-йоркским полицейским, задающее тон всему фильму, начинается не с типичной для боевиков 1980-х сцены кровавого правосудия над очередным негодяем, а с эпизода человеческой слабости. Маклейн испытывает страх высоты, и весь полет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес он сидит, вцепившись в ручки кресла (крупный план его рук — первое появление героя в кадре). Дальше всякий раз, как Маклейн оказывается на краю крыши, шахты лифта и т. п., на лице Уиллиса появляется едва заметное выражение досады и стоического терпения.

«Крепкий орешек»

«Крепкий орешек»

Образ Макклейна отошел одновременно и от накачанной неправдоподобности Сталлоне и Шварценеггера, которые стали популярны в рейгановскую эпоху, и от лощеной, столь же неправдоподобной изысканности Джеймса Бонда, чья популярность в конце 1980-х уже шла на убыль. Он действительно не герой в привычном понимании. У него нет ни суперспособностей (если не считать неожиданного таланта эквилибриста, который Макклейн демонстрирует в шахте лифта), ни стероидного флера Слая и Арни, ни непререкаемого апломба звезд фильмов категории Б вроде Стивена Сигала или Чака Норриса. Он просто «делает свою работу вот уже 11 лет» и остается при этом как бы с нашей стороны экрана (например, Макклейн несколько раз шутит про звезд вестернов и боевиков, в том числе и про Шварценеггера).

Сценарий Стивена де Соузы и Джеба Стюарта довольно близок букве первоисточника, но не его духу. Помимо косметических правок, за кадром осталась одна из центральных для романа тема алкоголизма героя. В результате фигура Макклейна потеряла в фатализме, но отчетливо прибавила в обаянии. Хотя Брюс Уиллис, по его словам, старался играть Макклейна так, чтобы было видно: он чувствует боль и может умереть, и это, несмотря на ироничный тон фильма, снова сближает его с романом, в финале которого автор намекает, что его герой скончался от полученных ранений.

На съемках фильма «Крепкий орешек»

На съемках фильма «Крепкий орешек»

Неожиданным стало и место протагониста в системе персонажей. Традиционно в голливудской схеме характеры второго плана не выходили за рамки жанровых амплуа: подруга главного героя, мертвый напарник, за которого надо мстить, дочка в беде и т. д. Однако из-за того, что Уиллис был связан контрактными обязательствами по сериалу «Детективное агентство „Лунный свет“» и мог сниматься в своем первом экшене только урывками, линии второстепенных героев были существенно расширены.

Жена Макклейна перестает казаться просто стервой-карьеристкой — она сама переживает из-за вынужденного разрыва с мужем. Злоумышленник-сноб Ханс Грубер (Алан Рикман в своем дебютном появлении на американских экранах) странным образом также вызывает симпатию и становится не просто безликим подонком, но ироничным злодеем, за которым приятно следить. Забавный коп-афроамериканец, на эфирные диалоги Макклейна с которым опирается значительная часть экшена, становится кем-то большим, нежели просто комическим дистанционным оруженосцем. Он, как настоящий протагонист, тоже переживет внутреннюю трансформацию и в финале снова становится полноценным копом, преодолев посттравматический синдром и разрядив обойму в неожиданно воскресшего злодея Карла.

Карла, кстати, играет балерун Александр Годунов, звезда труппы Большого театра и заслуженный артист РСФСР, удравший в Америку в 1979-м.

Александр Годунов в «Крепком орешке»

Александр Годунов в «Крепком орешке»

Теснота

Одиночество героя — ключевое обстоятельство сюжета. Несмотря на обилие объемных персонажей и эффектные сцены рукопашных и перестрелок, большую часть экранного времени Макклейн сам по себе, перебегает из одной части пустого небоскреба в другую, иногда оказываясь в пространствах настолько тесных, что грудную клетку сжимает не только у него, но и у зрителя. Несмотря на размах большого летнего блокбастера, фильм ощущается как почти что камерный.

Кроме того, все эти перемещения из-под стола в шахту лифта, из шахты в вентиляционную трубу и так далее неизбежно приводят к обилию в «Орешке» необычных ракурсов съемки, которые в то время ассоциировались исключительно с европейскими рекламными клипами.

Европейская экзотика, нордические блондины, тевтонский акцент и цитаты из Плутарха — это вообще важная часть аттракциона фильма, так же как и ориентальный антураж небоскреба «Накатоми». Фильм во многом обязан своим обаянием этой эклектике, столкновению противоположностей, которое возможно, конечно, только на волшебной американской земле. Западная Европа и Дальний Восток, жара и рождественская атрибутика, кровь и гэги.

«Крепкий орешек»

«Крепкий орешек»

Удачным было и решение режиссера Джона МакТирнана (вдохновленное, по его собственным словам, пьесой Шекспира «Сон в летнюю ночь») ужать время действия с трех дней, как в романе, до одной ночи, усилив напряжение классическим театральным приемом единства места, времени и действия.

В «Орешке» практически нет ружей, которые не стреляют. Все многочисленные детали складываются в сюжетный узор, каждая попадающая в объектив камеры мелочь становится частью большого механизма экшена. Всякий новый фабульный поворот логически определен действиями и обстоятельствами, находящимися на дальнем конце сюжетной арки.

Знаменитая сцена с битым стеклом, по которому бежит босой Уиллис, рождается из самого первого диалога фильма, того, где попутчик Макклейна дает ему совет снимать обувь, для того чтобы расслабиться. Фото Макклейна с детьми, которое кладет плашмя его жена в своем роскошном кабинете, будет поднято полфильма спустя, чтобы сыграть поворотную роль в сюжете. Дремлющий в подземном гараже небоскреба водитель лимузина Аргайл проснется в кульминационный момент и не даст грабителям скрыться из здания. Наградные часы Холи Макклейн (которые нам даже поначалу не покажут) в финале отправятся в бездну вместе с Грубером и неприятным полугодием разлуки с мужем.

«Крепкий орешек»

«Крепкий орешек»

Фильм не обходится и без рискованных шуток (сказалось, скорее, комическое амплуа Уиллиса): про Перл-Харбор, про Вьетнам, про слепоту (и одновременно черную кожу) Стиви Уандера (сейчас бы этот гэг точно не прошел тест на политкорректность). При этом в целом «Орешек» расово нейтрален: афроамериканцы есть и среди хороших, и среди плохих парней; более того, чернокожий сообщник Грубера — компьютерный гений, интеллектуал. Смеясь, авторы сценария проговаривают главную фобию американцев конца 1980-х — японскую экономическую экспансию. Японская компания «Накатоми» уводит у Макклейна жену. Точно так же, как через год после выхода фильма японская компания Sony увела у Америки часть самого святого — Голливуда, — купив Сolumbia Pictures.

Операция «C Новым годом!»

Да, «Орешек» не изобрел жанр «герой-одиночка в замкнутом пространстве», но он точно отполировал его схему до идеала. С тех пор появились «Крепкий орешек» на корабле («В осаде»), «Крепкий орешек» в самолете («Пассажир 57»), «Крепкий орешек» в горах («Скалолаз»), «Крепкий орешек» в автобусе («Скорость», 1994), «Крепкий орешек» на хоккейном корте («Внезапная смерть»), «Крепкий орешек» в телефонной будке («Телефонная будка»), «Крепкий орешек» в Белом доме («Штурм Белого дома») и т. д.

Белая майка-алкоголичка на много лет вперед закрепилась в кино как непременный атрибут простого хорошего парня, а в 2007-м и вовсе попала в Национальный музей американской истории при Смитсоновском институте.

Фильм и его персонажи вошли во всевозможные списки лучших и главных, а год назад, в 2017-м, копия «Орешка» поступила в Библиотеку Конгресса, узаконив его как важную часть американского культурного наследия.

«Крепкий орешек»

«Крепкий орешек»

Прокатный успех «Орешка» повлек появление соответствующей франшизы. Уиллис превратился в звезду первого эшелона; впрочем, его карьера тут же пошла на спад из-за череды провалившихся в прокате проектов, и в «Криминальном чтиве» он уже снимался именно как большая звезда прошлого (однако картина Тарантино реанимировала его карьеру).

Рикман через три года с колоссальным успехом сыграл шерифа Ноттингема в «Робин Гуд: Принц воров», и амплуа обаятельного кинозлодея навсегда закрепилось за ним.

Что же касается Рождества, то споры о том, считать ли «Крепкий орешек» Сhristmas film, идут до сих пор. Хотя какие могут быть сомнения? Осколки разбитого огнем стекла изморозью ложатся под ноги. Ценные и неценные бумаги разлетаются по воздуху как конфетти. Горит свечой небоскреб «Накатоми». Let it snow, let it snow, let it snow.

Читайте также
Статьи Культовые сериалы: Как «Клан Сопрано» стал новым «Крестным отцом» Шоу про мафиози в депрессии заставило сочувствовать антигерою и превратило телевидение в новый Голливуд.
Статьи Доигрались: Какие роли стоили актерам карьеры Как танки, стриптиз, вода и космос разрушили карьеру Лори Петти, Элизабет Беркли, Кевина Костнера и Эдди Мёрфи.
Статьи Буду резать, буду бить: Зачем кино играет в опасные игры со зрителем Как понимать «Голодные игры» и фильмы Михаэля Ханеке, что устроил на ТВ Ларс фон Триер и почему авторы триллеров очень любят героев-психопатов?
Комментарии (47)

Новый комментарий...

  • 18

    Mr NS 12 июля 2018, 17:47 пожаловаться

    #

    Интересно.

    ответить

  • 31

    theGitarist 12 июля 2018, 17:59 пожаловаться

    #

    Один из моих любимых фильмов! Спасибо за статью!

    ответить

  • 20

    zoxan259 12 июля 2018, 17:59 пожаловаться

    #

    12 июня или 12 июля?
    А, так неплохая статья, узнал много нового. Приятно осознавать, что есть фильмы, которые спустя 30 лет смотрятся не хуже, а то и лучше современных боевиков.

    ответить

  • ushacha 15 июля 2018, 13:15 пожаловаться

    #

    полностью с вами согласна

    ответить

  • 1

    El_principe 12 июля 2018, 18:00 пожаловаться

    #

    12 июня — 30 лет со дня премьеры классического боевика Джона МакТирнана.
    Может таки июля?)

    ответить

  • 11

    El_principe 12 июля 2018, 18:00 пожаловаться

    #

    А фильм просто отличный!
    Из разряда «фильмы детства».
    Ну и эталон боевика.

    ответить

  • 4

    Ahsarbek 13 июля 2018, 23:08 пожаловаться

    #

    Отличные даже все 4 части. (для меня в Крепком орешке всегда будет только 4 фильма)..

    ответить

  • 2

    El_principe 13 июля 2018, 23:10 пожаловаться

    #

    нет) 1 и 2
    ну 3я… 4 уже вариация на тему

    ответить

  • 1

    logunovanataliy 14 июля 2018, 18:44 пожаловаться

    #

    а я все 10 посмотрю)))

    ответить

  • 2

    Antarctic-frost 15 июля 2018, 20:50 пожаловаться

    #

    3-я тоже супер. Шуточки, напарник афроамериканец, загадки. А дальше да — конец…

    ответить

  • 14

    Norman94 12 июля 2018, 18:10 пожаловаться

    #

    У Брюса получаются по истине запоминающиеся герои кинобоевиков. Ироничные, «живые», не гора мышц, постоянно отхватывает ото всех, и даже драму сможет нормально изобразить. К слову, аналогичная Макклейну роль была и в Последнем Бойскауте (я даже помню пиратскую кассету с этим фильмом, где в названии стоял «Крепкий орешек 3).

    Но к сожалению всё закончилось. 5-ый фильм поставил крест на серии, и превратил Брюса в пародию на самого себя. Приятно было снова увидеть его в Жажде смерти, но былого чувства, увы, не вызвало.

    ответить

  • Сами вы балеруны))

    ответить

  • 25

    Ашела 12 июля 2018, 18:26 пожаловаться

    #

    «Прокатный успех „Орешка“ повлек появление соответствующей франшизы. Уиллис снялся в двух из четырех сиквелов фильма и превратился в звезду первого эшелона.» Это о чем речь вообще? Он во всех пяти фильмах играл главную роль

    ответить

  • 10

    toomanynights 12 июля 2018, 18:59 пожаловаться

    #

    Тоже хотел задать этот вопрос

    ответить

  • 11

    toomanynights 12 июля 2018, 19:00 пожаловаться

    #

    Наверное имеется в виду: он снялся во второй части, в третьей части, превратился в звезду первого эшелона, затем далее по тексту. Хотя формулировка странная, бесспорно

    ответить

  • А Годунова оскорблять зачем? Имперскость в жопе заиграла?

    ответить

  • 6

    Alternativasinitsy 13 июля 2018, 09:41 пожаловаться

    #

    В чем заключается оскорбление? В слове «удрал»? Так ведь именно удрал, причём бросив жену, Людмилу Власову, бывшую тогда вместе с ним на тех гастролях Большого театра.

    ответить

  • 2

    wsad 15 июля 2018, 21:35 пожаловаться

    #

    Я думаю в слове «балерун», тук как это некорректный термин и для некоторых действительно оскорбительный.

    ответить

  • 8

    Fuchsia 12 июля 2018, 20:56 пожаловаться

    #

    Люблю его пересматривать.

    ответить

  • 5

    Forrull 12 июля 2018, 21:51 пожаловаться

    #

    Собственно поэтому Орешек полностью заслуживает свой статус культового боевика! А самое интересное то, что похождения МакКлейна, будут помнить ещё долго, а всякие пародии и проходняки, забудутся не успев и появиться.

    ответить

  • 4

    Bryane 12 июля 2018, 21:55 пожаловаться

    #

    ЛЕГЕНДА

    ответить

  • 7

    Altair1978 12 июля 2018, 22:05 пожаловаться

    #

    Захотелось пересмотреть. Спасибо за статью.

    ответить

  • 2

    Nigan 12 июля 2018, 23:04 пожаловаться

    #

    Фильм легенда и этим всё сказано.

    ответить

  • 2

    VitoKorleone 13 июля 2018, 00:11 пожаловаться

    #

    до сих пор вся оригинальная трилогия на кассетах есть, в классическом переводе Андрея Гаврилова)))

    ответить

  • 11

    skanay 13 июля 2018, 03:08 пожаловаться

    #

    Хм, это что же получается, что фильм «Небоскрёб», который является по факту вольным ремейком первого «Крепкого орешка», не просто так выходит в прокат 12 июля? То есть создатели этого фильма даже не скрывают, что копипастят орешек. Тогда почему на главный герой из обонятельного полицейского превратился инженера-архитектора с фигурой бодибилдера (давайте честно, таких инженеров не бывает). Я уже молчу что Дуэйну Джонсону до харизмы и таланта Брюса Уиллиса как Уве Боллу до Мартина Скорсезе

    ответить

  • 2

    VitoKorleone 13 июля 2018, 03:25 пожаловаться

    #

    Тогда почему на главный герой из обонятельного полицейского превратился инженера-архитектора с фигурой бодибилдера…
    это было бы уже слишком, та впритык копировать считай расписаться в своей полной творческой несостоятельности. Плюс отчасти это еще и вольная интерпретация «Ада в поднебесье»…

    ответить

  • 1

    Gustavus 14 июля 2018, 20:21 пожаловаться

    #

    Давай уж честно: ты понятия не имеешь о теме разговора. Иначе бы знал, что карьерная история, профессиональные навыки и фигура главного героя «Небоскрёба» раскрываются даже в кратком описании сюжета.

    ответить

  • skanay 16 июля 2018, 07:28 пожаловаться

    #

    Ну давайте порассуждаем на тему его профессиональных навыков и фигуры: бывший агент ФБР (абсолютно все агенты ФБР должны выглядеть как перекачанные рестлеры, инфа 100%. Вон и агент Малдер также выглядел), который спроектировал этот небоскрёб (это нормально, в ФБР все отменные инженеры-архитекторы, посещали курсы наверное в перерывах между качалкой). А если он всё таки профессиональный инженер, который просто почему-то работал в ФБР (ну мало ли), то он всё равно не должен выглядеть как перекачанный рестлер! Потому что Скала выглядит именно так, а не как агент ФБР или инженер. Вопросы?

    ответить

  • skanay 16 июля 2018, 07:30 пожаловаться

    #

    И чего это вы мне тыкаете? Вроде на брудершафт не пили, в засос не целовались

    ответить

  • 5

    _My-Way_ 13 июля 2018, 04:19 пожаловаться

    #

    Похождения бравого МакКлэйна — одно из любимых блюд киномана. Шикарный культовый боевик, получивший три прекрасных продолжения, как и от Харлина, и снова от Мактирнана, так и от Уайзмана. Пятый фильм не в счёт — без половника дёгтя в бочке мёда не обошлось — эта поделка верх абсурда, пример того как не надо писать сценарии для боевиков, тем более когда у тебя на руках такая франшиза, и Уиллис, конечно, сглупил, что в этом снялся. Ну да ладно, не будем о плохом, а квадрология прекрасна. А коронное «Yippee-ki-yay» как вишенка на торте.

    ответить

  • +44 13 июля 2018, 08:07 пожаловаться

    #

    Уиллис во ВСЕХ частях снимался. Какие еще два продолжения из четырех?

    ответить

  • 2

    toomanynights 13 июля 2018, 10:15 пожаловаться

    #

    https://www.kinopoisk.ru/article/3219664/comm/2086375/#comm2086375
    > Наверное имеется в виду: он снялся во второй части, в третьей части, превратился в звезду первого эшелона, затем далее по тексту. Хотя формулировка странная, бесспорно

    ответить

  • 8

    DEN15 13 июля 2018, 12:45 пожаловаться

    #

    «балерун Александр Годунов, звезда труппы Большого театра и заслуженный артист РСФСР, удравший в Америку» — очень не профессионально!

    ответить

  • Спасибо за статью! Брюс Уиллис очень хорошо сыграл, а фильм, конечно, не бомба, но резко выделяется на фоне огромного количества цифрового и бездарного мусора, что без устали выпускает Голливуд в последние годы.

    ответить

  • 1

    logunovanataliy 13 июля 2018, 16:24 пожаловаться

    #

    очень удачная роль, очень удачный персонаж.
    Самый любимый орешек- 4.0

    ответить

  • logunovanataliy 14 июля 2018, 18:45 пожаловаться

    #

    что за минус? не любите орешка?)))

    ответить

  • Прочел на одном дыхании, шикарная статья)))

    ответить

  • 1

    steaze 18 июля 2018, 08:17 пожаловаться

    #

    Отличная статья, Кинопоиск так держать. Несмотря на то, что Брюс гробит свою карьеру однотипные ролями в ужасных фильмах, мы всё равно его любим именно из-за Маклейна.

    ответить

 
Добавить комментарий...