• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Петербург XIX века как Город грехов: «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва

Режиссер картин «Кремень» и «Бубен, барабан» рассказывает про дворянские дуэли и честь в утрированно беспросветном пространстве, где нет такого героя, который был бы безгрешен.
Петербург XIX века как Город грехов: «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва

«Аттенция, господа!» — призывает конферансье и объявляет выход рыцаря. Рыцарь (Петр Федоров) забьет гвоздь в доску шестью выстрелами, пуля в пулю, собьет рикошетом серебряный стакан с собственной головы и тем же приемом пустит финальный заряд себе в грудь, лишь частично прикрытую доспехами. Расплачиваясь с исполнителем смертельных номеров, конферансье уважительно шепнет: «Редкий аттракцион. Публика понимает». На улице ждут карета, Петербург второй половины XIX века и продолжение кровавого пути за отнятой честью.

Режиссер Алексей Мизгирёв («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой») снял историю про рыцаря без страха, но с упреком. Самоубийственным трюкачеством отставной капитан Яковлев занимается во время, свободное от еще более рискованных и морально сомнительных заработков. Яковлев — бретер, убивающий бретеров, дуэлянт, принимающий анонимные вознаграждения за поединки с теми, кого не знает лично. Однако цепочка посеянных им в Петербурге смертей оказывается неслучайной. Где смерть, там и граф Беклемишев (Владимир Машков), напрямую говорящий: «Вокруг ложь, а я бог лжи». Тут никто не скрывает от зрителя своей сущности, что не мешает детективной составляющей сюжета.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Самой грубой ошибкой, в какой-то мере оправданной в случае критика-иностранца, будет поиск в «Дуэлянте» исторической достоверности. Мизгирёв цитирует параграфы из реальных дуэльных кодексов, но превращает каждый поединок в изощренный аттракцион (впрочем, тоже по мотивам реально практиковавшихся). Художники находят для съемок подлинные дуэльные пистолеты, но только для того, чтобы режиссер поместил их в свой собственный, авторский от начала до конца мир. Мир, далекий от реалий исторического романа, зато узнаваемый для тех, кто видел фильмы того же автора, где место имперской столицы 1860-х занимала Москва 2000-х, а место ищущего потерянную честь героя — офицер военной комендатуры и начинающий сотрудник МВД.

Чтобы понять природу антиисторицизма «Дуэлянта», достаточно всмотреться в Петербург Мизгирёва. В нем дождь не стихает ни на минуту. Буквально льет и льет, и это не столько штамп, сколько условность кинокомикса. Представленный парой углов город — частично выстроенный декораторами, частично нарисованный, с угрожающе растущим над Невой скелетом исполинского моста — уже вызвал у критиков ассоциации с Лондоном из гай-ричевского «Шерлока Холмса». Внешне оправданное сравнение, но в гораздо большей степени Петербург Мизгирёва — это русские Готэм-Cити (город Бэтмена) и Бэйсин-Cити (место действия «Города грехов» Фрэнка Миллера), утрированно беспросветные пространства, где нет такого героя, который был бы безгрешен.

Раньше внешне реалистическое кино этого режиссера сбивало с толку тех, кто ждал чернухи про отечественные реалии. Сбивало концентрированными эмоциями героев и странным языком, на котором они изъяснялись. Дело в том, что реалистический Мизгирёв снимал своего рода кинокомиксы (сценарии к которым, как и в случае с «Дуэлянтом», писал всегда сам) — с тем же Городом грехов как средоточием зла, с героями, упрямо прущими напролом, с рублеными репликами, которые хочется заключить в баблы. «Твердость не тупость» и «Помогай мне простить тебя» — в «Кремне». В «Конвое» — «Во мне беспредела нет», «Хорошая рука — хорошо» и как образцовый диалог: «Здесь больно?» — «Здесь? Здесь не больно». — «А где больно?» — «Нигде не больно».

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Язык героев «Дуэлянта» тот же — скупые, рваные, словно поломанные грубыми ударами то ли трубы какой, то ли приклада фразы. Преимущественно про кровь. «Не бойся крови. Она сама боится тебя», — заговаривает героя от смерти алеутская шаманка. «Сумасшедший, но дворянин. Я всегда вижу эту кровь», — заключает председатель общества офицеров. «Дела крови — самые тонкие», — оправдывает сложность решения дела чиновник-взяточник.

Добавьте к этому антиутопически прекрасные костюмы, красоту выстрелов (в упор и через полупрозрачный экран), эффектные углы съемки в интерьерах петербургских дворцов, выбранные оператором Максимом Осадчим, и серию выдающихся ролей (от второго плана до эпизодических). Трогательный в роли единственного на фильм слишком правильного (вспомните, чем это чревато в беспросветных комиксах) героя Павел Табаков. Превращающийся из клоуна в негодяя Сергей Гармаш с деревянной рукой. Немец Мартин Вуттке, не то по-гоголевски, не то по-фаустовски посредничающий в сделках с дьяволом. Александр Яценко и Юрий Колокольников, каждому из которых хотелось бы подарить спин-офф — отдельный комикс про героя, пока малознакомого, но уже интересного.

От идеального фильм отделяют буквально две сцены — обе в карете, обе с героиней Юлии Хлыниной, — но это не вина актрисы. В этом утрированно маскулинном кино любовная линия выглядит навязанным компромиссом, отсюда избыточная неуместность этих сцен. В первом случае представьте себе, что каретоподобный кузов автомобиля с ДиКаприо и Кейт Уинслет перенесли средь бела дня из темного трюма на оживленную верхнюю палубу (то есть в данном случае на петербургскую улицу). Во втором просто вообразите, что последние тридцать секунд фильма подклеила студийная комиссия по приведению финалов в соответствие ожиданиям фокус-групп.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Лучше вытеснить эти кадры наглыми отсылками к религиозному искусству и евангельским сюжетам. Мизгирёв открывает фильм фреской, на которой изображено не то положение во гроб, не то снятие с креста. В середине истории живописная поза воспроизводится, когда герой Федорова перейдет границу между жизнью и смертью, и алеуты опустят его побелевшее тело в воду. И закрепление эффекта наступит в сцене битья шпицрутенами: прохождение сквозь строй солдат с прутьями превращается в эпизод Страстей Христовых (а сюжет фильма — в парафраз «Бен-Гура» — тоже историю про поруганную честь, ссылку на верную смерть и чудесное возвращение).

«Не молись за меня — мне не помогает», — резюмирует путешественник по ту сторону смерти Яковлев. Это не только русский «Город грехов», но и русские «Мертвец» с «Псом-призраком». Аттракцион и правда редкий. Хочется верить, публика поймет.

КиноПоиск смотрел фильм еще на фестивале в Торонто и писал первый обзор с канадского смотра.

Читайте также
Новости Владимир Машков и Светлана Ходченкова снимутся в «русском „Борне“» Карен Оганесян готовится к съемкам боевика с Владимиром Машковым и Павлом Прилучным под рабочим названием «Герой».
Новости Вышел первый трейлер фильма «Движение вверх» от создателей «Легенды № 17» Владимир Машков тренирует сборную СССР по баскетболу в полноценном трейлере российской ленты.
Новости Российское кино на приеме у психоаналитика: В Сочи открылся «Кинотавр» 7 июня стартовал 28-й фестиваль «Кинотавр», на церемонии открытия которого выяснили, что отечественное кино нуждается в лечении, и показали новый, но старомодный фильм Павла Чухрая.
Комментарии (25)

Новый комментарий...

  • 4

    El_principe 27 сентября 2016, 15:32 пожаловаться

    #

    хочется верить в этот проект…

    ответить

  • 19

    barselonic 27 сентября 2016, 15:34 пожаловаться

    #

    Не этот ли фильм был назван скучным и претензионным неделю-две назад в репортаже из Торонто? Или тогда не платили?

    ответить

  • У нас разные люди пишут.

    ответить

  • 3

    Christu 27 сентября 2016, 15:37 пожаловаться Хочется верить…

    #

    Думаю этот проект сродни «Сталинграду». Если он окажется пустым и без идейным, то спасет его техническая часть. Но пока ожидания в целом высоки

    ответить

  • 1

    Alisa S 2 октября 2016, 12:42 пожаловаться

    #

    Такое очень редко бывает — когда техническая часть может спасти весь фильм. «Трансформеры» разве что. Все же нужны хорошие актеры и хоть мало-мальски качественный сценарий — в противном случае даже очень хорошим актерам будет нечего играть.

    ответить

  • 10

    nelegus 27 сентября 2016, 16:33 пожаловаться

    #

    А, я все равно буду ждать этот фильм! Помню, хоть и пафосный, трейлер мне понравился, когда смотрел впервые в кинотеатре. Так же охота посмотреть новый фильм Машкова. Дополнительно, хочется до конца понять о чем сюжет.
    Короче, ждем фильм.

    ответить

  • 6

    apupezig 27 сентября 2016, 17:36 пожаловаться

    #

    поговорим после первых отзывов и оценок, а сейчас нечего поддаваться на рекламную компанию!

    ответить

  • DzinDzon 27 сентября 2016, 18:11 пожаловаться

    #

    Жду с нетерпением, не надеюсь на успех и овации, мне это все не нужно, буду оценивать своим внутренним миром, понравится — значит хорошо, не понравится — что поделаешь, будем ждать другие фильмы с участием Федорова.

    ответить

  • 4

    ShakOG 27 сентября 2016, 18:30 пожаловаться

    #

    Непроходящее ощущение ангажированности данной статьи…

    ответить

  • 2

    staplesnout 27 сентября 2016, 20:20 пожаловаться

    #

    А мысль про комиксы повторяется на каждой строчке для рекламы или это правда?

    ответить

  • 2

    thirteenth sonata 27 сентября 2016, 22:16 пожаловаться

    #

    Любопытный взгляд на «Конвой» и «Бубен, барабан» (который по моему скромному практически шедевр) как на комиксы — местный колорит мешает все-таки воспринимать их так.

    Ссылка на фильм «Кремень» в статье неверная — ведет на сериал Епифанцева)

    ответить

  • 2

    Миша-35 28 сентября 2016, 02:45 пожаловаться

    #

    Статья — настоящий подарок тем, для кого, подобно мне, «Дуэлянт» — одна из главных российских премьер года и премьер 2016-го в целом. Жду не дождусь, чтобы самолично убедиться: в ожиданиях не обманулся.
    Некоторые опасения продолжают вызывать разве что постоянные отсылки и параллели с картинами Гая Ричи. Они были достаточно очевидны в трейлерах, на них постоянно натыкаешься в статьях, посвященных «Дуэлянту», в том числе, и в данном материале. Надеюсь все же, что это будет фильм именно Мизгирева. Готов простить ленте многие недостатки и предпочту неидеальную, но самобытную ленту российского режиссера идеальной ретрансляции в Санкт-Петербург 19 века идей и типажей режиссера британского.
    К слову, «Дуэлянт», скорее всего, станет для меня знакомством с Мизгиревым как постановщиком. Очень надеюсь, что кроме этого, — и открытием нового таланта в российской режиссуре.

    ответить

  • 2

    Vadim Kuzmenko 1 октября 2016, 12:08 пожаловаться

    #

    Такое чувство что кинопоиск получит свой процент от сборов. Уж очень часто расхваляют этот фильм.

    ответить

  • 1

    Mr_Karandash 2 октября 2016, 01:18 пожаловаться

    #

    А вот когда на каждый фильм от Марвел появляется уйма интервью с актёрами, репортажи с Комик-конов, трейлеры на главной странице — это как? есть «чувство», что кинопоиск в доле?
    Уже выше в комментариях отметили, что настрой данного отзыва отличается от настроя отзыва предыдущего. Хотя и там человеку видится, что всё куплено.

    ответить

  • 3

    FunnyFarm 1 октября 2016, 14:24 пожаловаться

    #

    Только посмотрел фильм. Он оставил исключительно приятные впечатления. Работа художников, художников-постановщиков, декораторов, визуализаторов выше всяких похвал! Операторская работа Максима Осадчего — апофеоз его мастерства. Не думал, что всё получится настолько удачно. Создатели прямо таки смогли погрузить зрителя в ту эпоху. Все их старания не прошли даром. имхо.

    ответить

  • 2

    nuarrr 1 октября 2016, 20:33 пожаловаться

    #

    с Городом Грехов эстетически мало общего (а форма и сюжет у Миллера неделимы). по картинке больше напоминает Шерлока Гая Риччи и французского Видока.

    ответить

  • 1

    a1evtinka 2 октября 2016, 19:07 пожаловаться

    #

    У меня во время просмотра возникали ассоциации с «Багровым пиком» (визуально, конечно). Но, надо сказать, у создателей «Дуэлянта» получилось создать оригинальную и самобытную стилистику. И это не может не радовать.

    ответить

  • 2

    Dana-Lana 2 октября 2016, 22:53 пожаловаться ППКС!

    #

    Хочется верить, да. Но уже сейчас читаю ругательные отзывы и мрачно думаю: слушайте лучше свои Валенки, блн.
    Лично я в восторге.

    ответить

  • 1

    Миша-35 3 октября 2016, 01:41 пожаловаться

    #

    Фильм полностью оправдал мои ожидания. Все, что я от него хотел, я от него получил. Это относится и к картинке, и к актерской игре (в частности, после перезапуска «Тихих зорь…» меня снова очень порадовал Петр Федоров), и в целом к сюжету, где единственным и небольшим недостатком является интрига, закрученная чуть менее лихо, чем нужно.

    ответить

 
Добавить комментарий...