всё о любом фильме:

Бен-Гур

Ben-Hur
год
страна
слоган«The Entertainment Experience of a Lifetime!»
режиссерУильям Уайлер
сценарийКарл Танберг, Гор Видал, Максвелл Андерсон, ...
продюсерСэм Цимбалист, Сол С. Сигел, Джозеф Фогел, ...
операторРоберт Сёртис
композиторМиклош Рожа
художникВитторио Валентини, Эдвард С. Карфанго, Уильям А. Хорнинг, ...
монтажДжон Д. Даннинг, Ральф Э. Уинтерс, Маргарет Бут
жанр драма, приключения, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  98 млн,    Франция  13.8 млн,    Германия (ФРГ)  13.5 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время212 мин. / 03:32
Номинации (1):
Действие фильма начинается в Палестине в 26 году от Рождества Христова. Два друга, иудей Бен Гур и римлянин Мессала, встречаются после долгой разлуки взрослыми людьми и понимают, что дружба уже невозможна…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
88%
37 + 5 = 42
7.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Этот фильм должен был спасти студию MGM от банкротства. И спас — при бюджете в $15 миллионов он собрал по миру $70 миллионов.
    • Для съемок были приглашены актеры из восьми стран, предпочтения отдавались европейским аристократам.
    • В массовке фильма приняло участие 50000 человек (жители нескольких итальянских деревень), из них 15000 только в гонках на колесницах.
    • Для поддержания жизни массовки студия MGM выстроила специальные павильоны, где 5000 статистов запросто могли пообедать за 20 минут.
    • Итальянки прислали создателям фильма более 160 килограммов волос для изготовления париков и накладных бород.
    • Для съемок батальных сцен MGM хотела использовать точную копию римского корабля. Построенная лодка продержалась на океанской глади лишь несколько минут. Первая же крошечная волна ее перевернула. Так что пришлось переместить «древнюю» посудину в специальный водоем, и управлять ею с помощью канатов.
    • Чтобы превратить водоем с водой коричневатого цвета в настоящее Средиземное море, пришлось вызвать химика. Тот высыпал некое вещество — вода стала лазурной. Зато каждый, кто во время сражения падал за борт, долгое время не мог отмыться.
    • Создатели фильма пытались понять, как выглядел когда-то иерусалимский стадион. Первый археолог ответил — как римский, второй — как финикийский, третий — вообще удивился, что в Иерусалиме существовал стадион. Приняли решение сделать его таким же, как в фильме «Бен Гур» 1926 года.
    • После съемок все декорации были разрушены.
    • В фильме нет ни одной законченной истории, взятой из Библии. Там есть две сцены, которые соответствуют некоторым фактам, изложенным в Новом завете.
    • Берт Ланкастер отказался от главной роли в фильме.
    • В СССР фильм не демонстрировался в связи с тем, что его сюжет привязан к событиям Нового Завета и впервые был продемонстрирован на русском языке лишь в 1994 году на телеканале НТВ.
    • еще 9 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 235 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    (P.S. прежде чем оценивать рецензию, прочтите ее. Если кому интересно, каким образом ставлю оценку, зайдите на мой профиль, там все написано!)

    7,5 из 10

    Так, для тех, кто забыл, что такое «пеплум», напоминаю, что это жанр исторического кино, как правило основанного на античных или библейских сюжетах, с грандиозными по масштабам сценами и большой продолжительностью.

    Бен-Гур (1959) возведен именно на такой основе. И все же, не смотря на жанр, сюжет фильм нисколько не озадачил меня, ибо я тот еще кинозритель! Меня не пугают даже два с половиной часа «истории», если я уверен, что кино с изюминкой. А какая изюминка в истории об Иуде Бен-Гуре?

    57-летний режиссер родом из из Германской империи нашел «колоссальный» подход к постановки ленты, которая по своим признакам, вписывается в чистую классику кинематографа. Но вот ситуация, сам фильм хоть и потрясающей задумки, оказался малость приторным, не цепляющий, слишком сладкий, как «с излишком кремовое» пирожное. А вот сюжет понравился, но боюсь, это не совсем мая тема.

    Я не «кулинарный» критик конечно, но на мой взгляд тесто суховато. Как не крути, но не зацепил фильм меня. Есть множество фильмов и по-старее, но те смогли обворожить меня, но только не Гур, с его историей.

    Но должное отдам — кинофильм, в пятьдесят с лишним лет выдержки, такой истории и знаменитости, ну как не похвалить… достойно!

    17 июня 2012 | 22:04

    Перед просмотром я сильно переживал, так как думал, что подобная картина мне не понравится. Признаться честно, это не совсем мой жанр во-первых, а, во вторых, картина идет три с половиной часа. При том, что жанр не твой, становится как-то боязно, выдержишь ли вообще хотя бы часа два.

    Сразу надо сказать, что картину я смотрел частями. Увы, посмотреть разом мне её не удалось. И не потому, что кино тяжелое для восприятия, а просто потому, что был сильно занят в эти дни. Возможно, если бы я смотрел, от начала и до конца, не прерываясь, я бы отнёсся к этому фильму по-другому.

    Кино очень хорошее. Оно масштабное. Подумать только — около пятидесяти тысяч человек массовки!!! А какие костюмы и декорации! Масштабность этой картины, как говорится, зашкаливает. Это громадный и труднейший проект, который выполнен очень качественно и с достоинством. Эта картина достойна всех одиннадцати Оскаров, которые она получила.

    Замечательно играют актеры. Кино очень атмосферное — в него погружаешься. Особенно, мне запомнились сцены в трюме корабля и гонки на колесницах. В первой безумно чёткая атмосфера, которая затрагивает все, даже самые потаённые, уголки души, а вторая поражает качественностью для того времени. Очень хорошая, интересная, качественная картина, которая по праву считается классикой.

    28 октября 2013 | 22:40

    Запустив фильм и увидев его размер (3,5 часа), я усомнился в том, что мне удастся его посмотреть. Но, начав смотреть его вечером, всего-то отложил 1 ч 15 мин на досмотр утром. Эта картина находилась на сборники со схожими однотипными лентами, где так или иначе (чаще или реже) но употреблялся «Христос». Было интересно: станет ли этот фильм исключением, и, если нет, то каким образом увяжут его с нашим Спасителем. «С нашим» я употребил в собирательном смысле, не обращайте внимания.

    Оказалось, невероятная затянутость по времени здесь почти не обращает на себя внимания, как такового. Оправдать несоизмеримый размер можно реалистичностью самой этой картины. Нет, бывает, что сидишь и думаешь, что Это можно было сократить, То можно было совсем не показать… Например, турнир (забег на колесницах) нам показали полностью, круг за кругом…

    В целом, конечно, кино у нас эпохальное! Сам Бен-Гур называет свою жизнь перипетиями Судьбы. По сути — бег по вертикали. Был знатным выдающимся иудеем, заступником своего народа. Затем, из-за одного несчастливого случая (падения дворцовой черепицы на римлянина) он принимает на себя приговор бывшего друга Мессалы и отправляется в ссылку — гребцом на галеры.

    Немножко спойлерну. После неудачного сражения часть римского флота была уничтожена, а весь его экипаж истреблён. Кроме Бен-Гура и одного римлянина власть имеющего. Бен-Гура амнистируют! Чем не перипетии Коварной? Теперь Бен-Гур восстановлен в статусе и может чинить расправу над Мессалой. Он находит свою возлюбленную. Теперь его цель: отыскать мать и сестру! Судьба сводит его с одним интересным персонажем. Шейхом, у которого великолепные белые скакуны… (Об участии в турнире я уже намекал).

    Есть кое-что в этом фильме, что мне оказалось не по нраву. Это та самая задумка сценаристами, связанная с поиском семьи Бен-Гура. Такие «вещи» в фильмах любит моя мама. У меня такие моменты вызывают скуку и тоску. Однако, там потом вырулят на общее полотно повести.

    И, самое из-за чего я хотел смотреть этот фильм сбудется! Его-таки закольцуют с историей Иисуса Христа!

    8 из 10

    28 декабря 2012 | 10:56

    В жизни каждому из нас приходится проходить через тяжелые испытания. Какие-то трудности могут показаться ерундой, а какие-то действительно предстают жестоким и безжалостным испытанием на веру, на жизнь и порой даже на любовь. Самое страшное, что человек не может предугадать в такой ситуации, на что он готов будет пойти. А вдруг, чтобы преодолеть трудность, он пойдет на убийство. Вопрос: сможет ли он простить перед тем, как что-нибудь предпринять, сможет ли он обрести истинную веру? В таких жизненно важных вопросах и мечется главный герой легендарного блокбастера конца 1950-х гг. «Бен-Гур».

    Сюжет

    Действие разворачивается в Палестине в римской провинции Иудеи в 26 году от Рождества Христова. В Иерусалиме назначается новый наместник римский легионер Мессала, который пытается заручиться поддержкой у своего друга молодого иудея Бен-Гура. Тот, отказавшись, попадает под руку Мессалы и оказывается рабом на римской галере. Но по счастливому истечению обстоятельств ему удается обрести свободу и даже получить римское гражданство. Теперь его цель — отомстить за себя, за семью и за весь народ.

    Игра актеров

    Игра актеров была просто потрясающей. Обычно фильмы про античность представляются чем-то философским и нудным. Здесь же обстоит все иначе. Чарлтон Хестон, сыгравший главного героя Бен-Гура, заслужил премию Оскар. На экране он воплотил поистине драматического персонажа, мужественного человека, который пытается найти себя. Конечно, как и в любом хорошем фильме, на зрителя может произвести впечатление какой-то второстепенный персонаж. Таковым оказался герой Хью Гриффита, исполнившего роль Шейка Илдерима, очень порядочного и честного человека, который помог Бен-Гуру совершить свою месть.

    Режиссура

    Уильям Уайлер действительно сделал картину массовой и мощной. «Бен-Гур» нив коем случае нельзя назвать камерным фильмом, поскольку действия в нем много и разворачивается оно почти на всем средиземноморье и также в Палестине. Стоит отметить, что, несмотря на боевое начало фильма, «Бен-Гур» — весьма религиозный фильм. Уайлер добился от фильма того, что от него так и веяло библейской атмосферой. А сцена распятия Христа произвела сильное впечатление.

    Сценарий

    Конечно я не читал романа генерала Лью Уоллеса, поэтому я не могу судить адаптацию сюжета книги. Тем не менее, отмечу, что сюжет получился философским. Главный герой вынужден встречать на своем жизненном пути испытание за испытанием, мечтая в конце этого пути отомстить своему главному врагу — бывшему другу Мессале. Но когда ему удается совершить свою месть, он сталкивается с новым испытанием, а именно тяжелой болезнью матери и сестры. Тогда он посадил в своей душе новое зерно ненависти, но только уже ко всей Римской Империи. Однако только вера и любовь к Богу смогут ему помочь.

    Работа оператора

    Роберт Сёртис — один лучших кинооператоров своего времени. В любом фильме ему удается не просто запечатлеть живописные ракурсы, но также подобрать такие, которые создают определенную атмосферу в фильме. Так и с «Бен-Гуром», в романтической сцене с Бен-Гуром и его бывшей рабыней Эстер Сёртис подобрал такие ракурсы, благодаря которым нам удается увидеть ту красоту любви, которая возникла между героями.

    Монтаж

    По-моему, фильм получил свой заслуженный Оскар благодаря эпизоду с гонками. Понятно, что гонки — это эпизод, который должен быть напряженным и в меру жестоким. Монтажерам удачно удалось этой сделать. Сколько бы вы ни смотрели эту сцену, вы все равно будете смотреть ее с содроганием, от того с какой трудностью ему удается одержать победу.

    Саундтрек

    Миклош Рожа — один из самых талантливых композиторов в мировом кинематографе. Ему удается не просто написать красивую музыку к фильму. Ему удается почувствовать сам фильм, его атмосферу и основное настроение. Так произошло и с «Бен-Гуром». Ему удалось почувствовать суть фильма, благодаря чему он написал удивительную музыку, передававшую атмосферу строгой римской империи и романтики иудейской провинции.

    Звук

    Конечно, смешно про такое писать, но все-таки я скажу пару слов. «Бен-Гур» получил премию Оскар за лучший звук и не просто так. Создателям и звуковым монтажерам удалось идеально совместить звуковую дорожку с метражом, благодаря чему фильм картина смотрелась реалистично. Особо сильное впечатление произвела та же сцена с гонками, когда за кадром звучали крики и вопли публики.

    Визуальные эффекты

    Конечно, понять можно, что в 1959-м ни о какой компьютерной графике не могло быть и речи, из-за чего можно предположить, что спецэффекты в этом фильме весьма примитивны. Так я скажу, что это не так. Визуальные эффекты были потрясающими, и казалось, будто сцены с крупным планом городов были сняты с настоящей натурой, хотя понятно, что это была пририсовка. По сравнению с современными фильмами, графика в этом фильме и рядом не стоит.

    Декорации

    В фильме продемонстрирована потрясающая работа художников-постановщиков. Благодаря их фантазии и воображению фильм получился очень зрелищным и реалистичным. Особенно впечатлили несколько сцен, с помощью которых ты прямо-таки погружаешься в античный мир. Таковыми были сцены с домом Бен-Гура, который похож на настоящий дворец, а также несколько сцен в Риме.

    Костюмы

    Дизайн костюмов тоже внес немаловажную лепту в создании атмосферы фильма. Дизайнерам удалось не просто воссоздать в деталях античную культуру костюмов, но также просто погрузить зрителя в ту эпоху, когда римские граждане считались настоящими людьми в отличие от остальных народов, что проявилось и в костюмах.

    Итог

    «Бен-Гур» — один из лучших фильмов в истории кино и один из самых зрелищных блокбастеров из всех снятых. Это не просто боевик или историческая драма (стоит учесть, что он лишен исторической канвы). «Бен-Гур» — это, прежде всего, драма о человеке, ищущем самого себя, и, в конце концов, ему это удается посредством веры в Бога и любви к Христу, который был распят на кресте. Вообще фильм проникнут глубоким философским смыслом, поэтому всем любителям подобного кино советую.

    10 из 10

    24 декабря 2012 | 21:59

    Идет уже 52-й год со дня премьеры «Бен Гура», но несмотря на это фильм смотрится гораздо моложе своих лет. Взять к примеру советский фильм этих годов. Будут ужасно тусклые цвета, все действия будут происходить либо в одном помещении, либо вокруг него. Не будет ни одного спецэффекта и все будет основано лишь на диалогах.

    В фильме «Бен Гур» все иначе. Кино красиво снято для того времени. Эффектно показаны сражения, да и потоп и сожжение кораблей тоже сделаны на высоком уровне.

    Кино рассказывает нам о еврее Иуде Бен Гуре, который встретился со своим старым другом — римлянином. Тот попросил выдать имена евреев-мятежников, но Бен Гур отказался и дружба друзей резко превратилась во вражду.

    Продолжительность фильма составляет 212 мин., но я ни на минуту не смог оторваться от экрана. Все события в фильме происходят стремительно, каждый диалог играет весьма важную роль.

    Игра актеров в «Бен Гуре» на самом высшем уровне. Всё таки старая актерская школа в разы лучше современной. Чарлтон Хестон и Хью Гриффит недаром получили Оскар за свои роли Иуды и Шейка соответственно.

    Хочется отметить образ Иисуса Христа в фильме, как образ спасителя, образ человека, дающего веру главному герою. Пусть его лицо и покажется всего один раз, но его появления на экране будут играть ключевую роль.

    Не могу не сказать о 11 премиях Оскар, которые получил этот фильм. Как я уже писал выше, за актерское мастерство все вполне заслуженно. Пусть я и не видел фильмы-конкуренты «Бен Гура», но думаю, что вряд ли кто-нибудь был лучше его в техническом плане. Так что за звук, монтаж и спецэффекты всё тоже честно. Единственную награду, которую не получил «Бен Гур» — это премия за «Лучший адаптированный сценарий». Свою точку зрения по этому поводу я смогу высказать, когда просмотрю фильм «Путь наверх».

    Я хочу выразить огромную благодарность режиссеру этого фильма — Уильяму Уайлеру. Сейчас таких режиссеров как он практически нет. Он снял шикарный фильм, который получает оценку

    9 из 10

    Трудно сохранять веру, когда все вокруг её уже давно потеряли. © (House M. D.)

    19 февраля 2011 | 15:09

    Вот это фильм! Крайне интересен и масштабен. Способен изменить человека. Заслуженно получил свои Оскары.

    30 марта 2006 | 01:44

    Впервые о фильме «Бен Гур» я узнал в интернет-энциклопедии. Посмотрел — победа в одной номинации, во второй, третьей и т. д. Подумал — необходимо его посмотреть. Ведь раньше, по телевидению я его не видел. Скачал — посмотрел.

    Эта (не постесняюсь выразиться) киноэпопея превзошла все мои ожидания. В фильме можно найти все стороны жизни: дружбу и предательство, любовь и ненависть, болезни и их исцеление, взлёт и падения… в общем, всего и не перечислить. Каждый думающий человек найдёт в этой истории частицу самого себя.

    Каждый из персонаж может стать неким учителем для зрителя: Иуда Бен Гур — образ истинного мужчины… того мужчины, в котором есть и сила (он 3 года просидел в галерах… и вытерпел, выжил, не сдался!) и стремление идти вперёд ради поставленной цели (найти сестру и мать, во что бы то ни стало), и… что-то женское: сострадание, слёзы (он не в силах сдержать плач, когда увидел прокажённых мать и Тирзу), нежность (перед гонками на колесницах, он ласкает лошадей и разговаривает с ними, чтоб те были ему верными помощниками). Ведь каждого мужчину порождает женщина.

    Шейх Ильдрим — образ примерного и гостеприимного хозяина и независимого человека. Эсфирь — примерная дочь и верная своему возлюбленному (Иуде) женщина. Мессала — пострадалец от римской идеологии.

    Образ Иисуса — это образ первого земного целителя. А хорошему целителю не нужна реклама. Поэтому лик Христа не столь важен. Важна его фигура (и в прямом, и в переносном значении). Он вселяет иудеям надежду на освобождение от всестороннего римского «гипноза». «Гипноз», который позволил иудеям отдать Христа на растерзание римским захватчика и забыть своего князя Иуду.

    Но Иуда не забыл свой народ! Он не применял судьбу иудея на перстень консула. И Бен Гур остался со своим народом, остался помогать ему. Он остался в своём народе и за себя, и… за «того парня», распятого с другими многострадальцами практически не за что.

    «Бен Гур» не заставляет нас слепо верить в религию… Ведь и у Иуды и у шейха Ильдрима, по сути, — разные религии. Но Бог в их нутре один. «Бен Гур» наставляет нас посмотреть — есть ли внутри каждого из нас Бог? Есть ли в каждом человеке его внутренняя сила? или ту силу нужно приобрести созидательными поступками? Судите сами…

    10 из 10

    17 ноября 2010 | 15:03

    По мнению многих, главный шедевр одного из классиков Голливуда — человека достигавшего успеха сопричастности и сопереживания зрителя в важнейших областях жизнедеятельности и, в данном фильме, на уровне кульминации прозвучала тема чувства собственного достоинства как детища солидарной человеческой жизнедеятельности.

    Мир ведь устроен достаточно грубо и если говорить «о людишках» то «четко и ясно». «Ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак» — сколько болванов живут по этой схеме, а таких вот схем можно набрать из «народной» мудрости целый мусорный контейнер. Не приходилось бы говорить о том, что Уильям Уайлер — режиссер, интеллигент, да еще и крупнейший если бы не массовое взаимоунижение, грубый примитивизм, укорененный в душах сколь многих (ныне офисных) людей!

    В «Бен Гуре» как и других фильмах Уайлера настоятельно звучит тема человеческого достоинства, благородства, отчужденного от политики, от какой-либо системы вообще. Бен Гур — даже не аристократ, а сложнее, он первая фигура в Иерусалиме (надо добавить, что богатейшая), полностью лишенная атрибутов власти, т. е. он не политик. Ведь политик, даже самый ничтожный, все-таки системный болван, впрочем, с побрякушками — удостоверенньицем каким-то обладает. Бен Гур дик в этом мире как лев, он политическое животное — не в том смысле как считал Аристотель, что мол животное, но политическое, а стало быть человек, а совсем в обратном, а именно в смысле что он действительно «не ручной». Он для «политических» людишек животное, потому что полностью отделен от политики, внесистемен. Его Иерусалим, царями которого были его предки, завоеван римлянами и он, как и все жители Иерусалима, живет там у них «из милости».

    Но вот это-то и есть Персона с точки зрения Уильяма Уайлера и то, что Бен Гур — Персона с глубоким чувством сопереживания поняли американские киноакадемики. Как минимум они, хотя я думаю, что аудитория поклонников этого фильма более широка и фильм пользуется признанием не только у богемных, но и у более влиятельных людей.

    Дело в том, что можно культивировать в себе «Бен Гура», отказываясь или неохотно принимая на себя какие-либо начальственные полномочия. Ведь в политике, в истеблишменте вообще есть глубокие люди, ненавидящие в себе … политика. Это люди, которые не ориентируются «по погонам» во многом потому, что знакомы с искусством уровня и класса «Бен Гура».

    Не случайно нам утверждают, что фильм это «история Иисуса Христа, рассказанная генералом». Так, собственно, оно и есть и мы поддерживаем этот миф, что есть еще генералы, способные оценить и восхититься чувством собственного достоинства в другом человеке, а не, скажем, статусом и другим каким-нибудь удостовереньицем.

    В центре фильма противостояние крупного римского чиновника Мессалы и богатого и лишенного какой бы то ни было власти авторитетного иудея Бен Гура. Мессала буквально обожествляет свою способность к политическому влиянию, для него этот, им покоренный, подвластный ему как чиновнику мир есть мир глубоко униженный в его душе. Да, в душе Мессалы живет чувство, позволяющее ему унижать подвластных, возноситься над ними, безжалостно («по-божественному») карать людей этого мира. Как это звучит по-современному, сколь много их таких аристотелевых «общественных животных» (читай «политическое животное») к неэффективным в этом смысле людям относящихся как к зоопарку…

    Уильям Уайлер же пытается доказывать, не знаю насколько успешно, что есть Власть без политической атрибутики, власть по праву чувства собственного достоинства, власть даже … не гражданина. В этом кульминация духовной аскезы Уильяма Уайлера. Фильм не имеет «гражданского звучания» (это было бы слишком просто) — нет, Бен Гур даже не гражданин, но отважно противостоит в наших сердцах, в нынешних терминах, губернатору. Это безумие? Нет, это не безумие, это не манифестация гордыни — это глубокое движение души.

    Фильм обласкан киноакадемией, получил впечатляющее количество «Оскаров» и не мог не повлиять на самооценку даже «политических львов» Запада да и всех регионов, где западное искусство приветствуется.

    Золотой фонд кинематографа. Это даже не национальное, это транснациональное достояние, адресованное … космополитам в погонах.

    А все действительно зависит … от чувства собственного достоинства, все начинается с зарождения этого чувства, несмотря на количество золота на погонах.

    Уильям Уайлер создает образ человека, гражданством которого должна гордиться страна, коей он почтет быть гражданином. Да, это уместно для нации бороться за некоторых из своих граждан! И это не формулировка гордеца — это единственно верная формула самоуважения.

    Фильм для людей, которые учатся уважать себя, чрезвычайно актуальный в наше время в нашей стране.

    6 августа 2012 | 16:50

    Хочу начать с того, что фильм основан на одноимённом культовом романе генерала Льюиса Уоллеса, который очень сильно повлиял на меня и в какой-то мере изменил моё мировосприятие и отношение к жизни. Фильм так же не прошёл для меня бесследно и занимает особое место в моём сердце.

    Итак, приступим.

    ПАРАЛЛЕЛИ

    Параллель первая — роман Александра Дюма «Граф Монте Кристо» (1844-1845). Не исключена возможность, что Уоллес мог частично им вдохновиться, ибо схема и отчасти идея обоих романов очень схожа.

    Параллель вторая — Александр Иванов «Явление Христа народу\Явление Мессии» (1837-1857). В этом случае фигуру Иуды Бен Гура можно трактовать, как олицетворение всего народа, который тогда находился в пограничном состоянии, в том периоде времени, когда произойдёт смена старых римских идеалов и ценностей другими, новыми, светлыми Христианскими. Те же идеи, на мой взгляд, выражены и в картине великого русского художника.

    Параллель третья — Николай Ге «Что есть Истина?\Христос и Пилат» (1890). Тема острейшего конфликта и психологической несовместимости объединяет эти два произведения. Мессала, как и Пилат боготворит физическую силу, фигуру императора, Иуда же приверженец совсем иных убеждений (верность своему народу, семье, высоким принципам).

    ЭКРАНИЗАЦИЯ

    Как я уже говорила, фильм основан на романе Льюиса Уоллеса, поэтому, на мой взгляд, справедливым будет рассмотреть общие идеи характерные как, для книги, так и для нашего фильма.

    Во-первых, это имя протагониста. Мне кажется, что имя «Иуда» для своего главного героя Уоллес выбрал не случайно. На мой взгляд, здесь кроется антитеза двух Иуд — Иуды Искариота-предателя Христа и Иуды Бен Гура, который остаётся с Христом до самого конца.

    Тему антитезы продолжает противопоставление двух главных героев — Иуды и Мессалы. Это противопоставление как моральных принципов, о которых я писала выше, так и Римской Империи и завоёванной ею Иудеи в целом. И самое яркое выражение этого противостояния — гонка на колесницах. Бен Гур одерживает победу над Мессалой в личных целях, во имя мести, но эта победа становиться толчком к восстанию и поднимает дух всей Иудеи.

    В связи с этим раскрывается ещё одна тема — тема двух предводителей, вдохновителей. Если победа Иуды поднимает народ на восстание (по книге даже организуется что-то вроде подпольного отряда, который Иуда и возглавляет), то Христос — это восстание духовное, против низменных принципов и убеждений Империи.

    Так же ценна для меня контекстуальность сюжета и книги, и фильма. На мой взгляд, именно такие сюжеты интереснее, помогают гораздо лучше понять эпоху через личностей, которые в ней жили (вспомним «Андрея Рублёва» Тарковского или «Призраки Гойи» Формана — это всё о том же). В нашем случае на первый план выводится история одного из тысяч современников Христа, а сама евангельская история проходит лишь фоном и изредка выходит на первый план, но зато как!

    РЕМЕЙК

    Фильм 1959 года является ремейком более ранней экранизации романа Уоллеса. И, естественно, что в нашем фильме используются некоторые ходы и приёмы из немой версии 1925 года.

    Один из них — то, как в фильме показан Христос. Ни разу за весь фильм мы не увидим Его лица. Он всегда показан со спины, но при этом он не становится безликим. Образ Христа раскрывается перед нами через взаимодействие с другими персонажами, через их слова о Нём. Особенно в этом плане показательна сцена, когда Христос вступился за Иуду и напоил его водой. В кадре мы видим только лицо Чарлтона Хестона и руку актёра, исполняющего роль Христа. Но мы чувствуем некую благодать, положительную энергию, которая исходит от Христа. И тут, конечно стоит отдать должное игре Хестона, ибо она находится на высочайшем уровне и по праву отмечена Оскаром за главную мужскую роль.

    ФИЛЬМ

    Вот мы постепенно перешли к анализу самого фильма. И раз уж речь зашла об актёрской игре, то нельзя не упомянуть ещё об одном моменте, связанным с этим аспектом.

    Это взаимодействие между персонажами Хестона (Иуда) и Бойда (Мессала). Очень мастерски визуально передан конфликт между двумя персонажами. Эта стрельба взглядами! Как будто между ними ток проходит, гром и молния! И хочется отметить актёрскую игру в целом, всех участников фильма, все великолепно справились со своими задачами.

    Мне хотелось бы отметить один интересный сюжетный ход, использованный в фильме — это очистительный дождь после распятия. Дождевая вода разносит кровь Христа по всей земле и по всему миру, символизируя Его искупительную жертву за всё человечество. Сопровождается эта сцена нарастающей музыкальной темой Христа, что ещё усиливает идею искупления и торжества новой веры, новых идеалов, новых убеждений.

    Не могу, не сказать о технических достоинствах данного фильма. Это и превосходная работа оператора, и мастерская комбинированная съёмка (даже при всех нынешних возможностях многие современные фильмы не дотягивают до того уровня), и великолепное музыкальное сопровождение написанное замечательным композитором Миклошем Рожей и гигантская работа художника-постановщика и художника по костюмам.

    Подводя итог, хочется сказать, что благодаря синтезу различных компонентов, как то: сюжетная канва, великолепная актёрская игра, блестящая техническая сторона на выходе дают нам фильм на все времена, рассказывающий о вечных ценностях, о вечных вопросах и вечных проблемах. Наберусь смелости и скажу, что по силе можно сравнить этот фильм лишь с одной картиной, о которой я говорила в самом начале своей рецензии — это картина Александра Иванова «Явление Христа народу».

    10 из 10

    7 декабря 2015 | 21:48

    «Бен-Гур» — один из трех фильмов рекордсменов по количеству наград «Оскар», целых 11 золотых статуэток. Классическое историческое кино действие которого разворачивается в начале нашей эры, снятое с поистине эпическим размахом по книге Лью Уолласа. Тернистый жизненный путь иудея Иуды Бен-Гура от материального благополучия к духовному блаженству, через предательство, страдания, боль и успех. События фильма происходят на фоне новозаветной истории Спасителя Христа, и не смотря на то, что Библейским сюжетам в фильме отведены всего несколько минут, они играют огромную роль в становлении главного героя.

    - Однажды ты спас мне жизнь.
    - Это лучшее, что я когда-либо делал. (с)


    Любой дружбе может прийти конец, даже самой крепкой, если лбами сталкиваются идеологии и мировоззрения. Мессала и Иуда были друзьями с детства, более того, однажды Иуда спас Мессале жизнь. Но Мессала был римлянином, он был верен идеалам вечного города, политике подчинения и завоевания, так расходившейся с благочестивыми помыслами Иуды. Эта история начинается с предательства, сломавшего, но не сломившего Иуду. Пара героев, исполненных Чарлтоном Хестоном (Иуда Бен-Гур) и Стивеном Бойдом (Мессала), демонстрирует не только конфликт двух старых друзей, но и противоборство разнополярных жизненных позиций. Если добродетельный иудей старается сохранить дружбу, хоть и не готов ради неё предать свой народ, то для гордого римлянина старый товарищ лишь инструмент для достижения личных целей. Дружба рушится словно старая черепичная крыша, а Бен-Гур не по своей воле отправляется в долгие и тяжелые странствия, обещая вернуться и отомстить.

    - В твоих глазах ненависть. Это хорошо. Ненависть заставляет человека жить. (с)

    Путешествие Иуды Бен-Гура — это та самая тернистая тропа лишений, ставшая проверкой его идеалов на прочность. Жажда мести за себя и свою семью сохранили Иуде жизнь, но он сумел сохранить и веру в свои принципы и Бога, не потонув в пучине злобы. Ненависть помогла Иуде вернуться домой, но обрести духовное счастье он смог лишь вытряхнув из души злобу. Хестон великолепно передает эмоции своего героя, будь то ярость во взгляде галерного раба или отчаянье вернувшегося домой человека узнавшего о неизлечимой болезни матери. Бен-Гур многолик, он радуется, страдает, ненавидит и сожалеет. Каждое новое изменение в его жизни влечет за собой эмоциональную смену, идеально выражаемую талантливым актёром.

    - Иуда, ты должен послушать этого человека, он учит нас любить своих врагов. (с)

    Этот фильм наполнен христианскими ценностями, хоть и касается непосредственно библейских историй лишь вскользь. Бен-Гур всегда был противником насилия, но жестокая жизнь заставила его измениться, ступить на путь принципов талиона. Лишь увидев Христа, несущего крест на Голгофу, Бен-Гур осознал, что выбранный им жизненный путь не приносит счастья. В Христе Иуда узнал человека, спасшего его несколько лет назад от смертельной жажды. За свое раскаянье Бен-Гур был награжден истинным чудом. Лицо спасителя в фильме демонстрируется лишь однажды, когда он уже распят на кресте. Тем самым режиссер подчеркивает «прозрение» главного героя фильма.

    Можно по-разному относиться к религии, быть верующим или атеистом, но не признавать эпохальность этого фильма как минимум глупо. Выверенная игра актеров, глубокий художественный сюжет, высококлассная режиссура, все это делает фильм «Бен-Гур» истинным шедевром Голливудского кино. Сейчас на дворе век спецэффектов и практически все можно воспроизвести при помощи компьютера. В далеком 59м все трюки выполнялись в живую, одна только постановка гонок на колесницах вызывает восхищение. Этот эпизод можно смело отнести к одним из самых значимых в истории кинематографии и каскадерского мастерства, причем смотрится он не менее живо и захватывающе, нежели современные 3D поделки. В массовке участвовало более пятидесяти тысяч человек, для сцены морского сражения был специально создан водоем и выстроены аналоги римских кораблей трирем. Вся эта колоссальная работа не была напрасной — «Бен-Гур» смело можно назвать одним из лучших исторических фильмов Голливуда.

    Вывод: Несмотря на то, что фильм идет около трех часов, смотреть его совершенно не тяжело. История Иуды увлекает, давая сразу несколько поводов для размышлений. В нем нашлось место и теме предательства, и притче о благочестии. Фильм уникальный даже по современным меркам, навсегда вошедший в число классики американского кинематографа.

    10 из 10

    1 марта 2011 | 21:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>