• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Арт-директор «Людей Икс» и «Прометея» об эволюции концепт-арта

В конце ноября Москву посетила Виржини Бурден — французский художник, прошедшая путь от графического дизайнера в рекламе и художника в анимационном телесериале до супервайзера концепт-арта и арт-директора визуальных эффектов на масштабных голливудских проектах вроде «Людей Икс», «Золушки» и «Кредо убийцы». КиноПоиск выяснил, как ей удалось построить такую карьеру и какую роль в этом сыграли походы на рыбный рынок, обмазывание художников глиной и настоящая волшебная палочка.
Арт-директор «Людей Икс» и «Прометея» об эволюции концепт-арта

В конце ноября Москву посетила Виржини Бурден — французский художник, прошедшая путь от графического дизайнера в рекламе и художника в анимационном телесериале до супервайзера концепт-арта и арт-директора визуальных эффектов на масштабных голливудских проектах вроде «Людей Икс», «Золушки» и «Кредо убийцы». КиноПоиск выяснил, как ей удалось построить такую карьеру и какую роль в этом сыграли походы на рыбный рынок, обмазывание художников глиной и настоящая волшебная палочка.

Иногда полезно идти напролом, не задумываясь

Свое попадание в мир кино и визуальных эффектов сама Виржини, которая в университете изучала живопись и графический дизайн, называет случайностью. В 2003 году она сняла свой режиссерский дебют — короткометражный мультфильм «Женщина-бабочка» — и отправилась с ним на крупнейший фестиваль анимации во французском Анси. Для того чтобы снять «Женщину-бабочку», Виржини отказалась от всех коммерческих проектов на целых три года, поэтому решила, что на фестивале не будет искать работу, а просто отдохнет.

Виржини на мастер-классе в Москве

Виржини на мастер-классе в Москве

«Я решила, что схожу только на питчинг, где французские компании представляют свои новые проекты и рекрутируют художников, но проспала и пришла уже под конец презентации. На сцене как раз были американцы, рассказывали о новом мультфильме, который будут снимать на лондонской студии. Их презентация меня немного взбодрила, и, увидев, что к американцам выстроилась очередь художников со своими портфолио, я решила сбегать в отель, взять свое портфолио и тоже постоять, несмотря на то что это был 3D-мультфильм, а у меня был опыт только в 2D. Я даже по-английски тогда практически не говорила!»

Импровизированная двухминутная презентация оказалась успешной. Спустя пару недель Виржини вызвали для второго собеседования. «Мне пришлось выучить текст своего выступления наизусть. А вместе со мной в группе были женщины с опытом работы в Disney, свободно владеющие английским. Когда мне позвонили с предложением работы, я едва поняла два слова, поэтому просто говорила: „Yes, yes“. Оказалось, меня брали на должность художника по освещению».

  • художник по освещению — специалист, отвечающий за свет в цифровых кадрах или кадрах с применением компьютерной графики; как осветитель в кино, только с помощью цифровых инструментов;
  • matte painting (мэтт-пейнтинг) — создание фоновых изображений (например, природных или городских пейзажей), составляющих реалистичную окружающую среду в том случае, если ее невозможно отснять на натуре или выполнить с помощью декораций;
  • VFX — общепринятое сокращение для visual effects, визуальные эффекты;
  • мудборд — коллекция референсных изображений, отражающих определенный визуальный стиль;
  • ILM — Industrial Light and Magic, студия визуальных эффектов, основанная Джорджем Лукасом;
  • Weta Digital— студия визуальных эффектов, основанная Питером Джексоном.

За полгода работы в Лондоне Виржини благодаря коллегам-французам освоилась с английским, но освещать долгое время было нечего. «Мне говорили, что я инвестиция. Окей, ребята, но я полгода работаю тут цветочным горшком. Мне нужна работа! Когда работа наконец началась, я была счастлива, хотя учиться освещению пришлось на ходу». После завершения работы над мультфильмом Виржини решила, что возвращаться во Францию ей не хочется, и отправила резюме в четыре студии визуальных эффектов.

«Мне снова повезло. Очень быстро ответили из Moving Picture Company (MPC), и скоро я уже разговаривала с Адамом Вальдесом, супервайзером визуальных эффектов „Властелина колец“, работавшим над созданием Голлума. Он в тот момент занимался развитием MPC. Я его спросила: „У вас есть крутые проекты? А то я уже провела год в темноте перед компьютером, и хочется идти на такие жертвы только ради чего-то действительно крутого“. Видимо, ему моя наглость понравилась, раз он нанял меня».

Дизайн среды для «Битвы титанов» и «Гарри Поттера»

Дизайн среды для «Битвы титанов» и «Гарри Поттера»

Виржини начала работать над проектом «Эдди Дикенс» — мультфильмом, который так никогда и не был запущен в производство из-за конфликта между продюсером и режиссером. Так как освещать ей пока было нечего, она стала рисовать концепт-арт. «Я была, по сути говоря, первой, кто рисовал концепт-арт специально для фильма. В студиях компьютерной графики этим обычно занимались мэтт-пейнтеры. Были, конечно, художники, работавшие на художника-постановщика и рисовавшие декорации, но это другое. Как таковой отдельной профессии концепт-художника визуальных эффектов не было. По крайней мере в Лондоне. Я знаю, что концепт-художники были в ILM и Weta. Вот, кажется, и все. В MPC я была первой, кто стал концепт-художником на полную ставку».

Здесь нужно сделать отступление и рассказать, чем концепт-арт в визуальных эффектах отличается от концепт-арта, который выполняют ассистенты художника-постановщика для будущих декораций. Именно с этого Виржини начала свой мастер-класс для студентов школы компьютерной графики Scream School и Московской школы кино.

«Раньше, когда к визуальным эффектам приступали только на этапе постпродакшна, не было потребности в концепт-арте. Уже был отснят определенный кадр на фоне зеленого экрана, и дальше за дело брались мэтт-пейнтеры, придумывая в рамках видения художника-постановщика то, что могло быть на этом месте. Художники, которые работают непосредственно над созданием декораций на производстве, рисуют совершенно четкие и понятные картинки, которые буквально можно измерить и строить декорацию или создавать предмет реквизита. Им не нужно создавать красивые соблазнительные картинки, которые призваны кого-то в чем-то убедить. Сейчас, когда проекты требуют все больше визуальных эффектов, студии уже на этапе запуска хотят увидеть, как будет выглядеть мир будущего фильма. На этом этапе студия, если она находится в поисках режиссера, или режиссер, который ищет финансирование для своего проекта, обращаются в студии визуальных эффектов, чтобы создать привлекательный облик фильма. Тогда проекту дадут зеленый свет».

Стражи из «Люди Икс: Дни минувшего будущего» — результат работы команды Виржини

Стражи из «Люди Икс: Дни минувшего будущего» — результат работы команды Виржини

Как концепт-арт стал одним из ключевых этапов для создания блокбастеров

Позиция MPC заключалась в том, что нужно максимально понять желания клиента, перенести видение режиссера в визуальный формат, создав своего рода визуальный пакет проекта, и, конечно, выиграть тендер на работу с визуальными эффектами. «Важно понимать, что для художников это не то место, где можно выпендриваться и показывать все свое мастерство. У меня были случаи, когда я нанимала великолепных иллюстраторов, отлично создающих собственные миры, но не способных понять и развить чужую идею. В то же время концепт-арт будущей картины должен быть очень привлекательным, продавать проект, чтобы руководители студий в него поверили», — объясняет Виржини и добавляет, что концепт-арт от студий визуальных эффектов значительно облегчил жизнь кинематографистов. «Теперь не нужно сразу обращаться к художникам-постановщикам, а это очень дорогие ребята в индустрии. У них-то есть отдельная номинация на „Оскар“! Конечно, художника-постановщика тоже можно заразить историей, чтобы он влился в работу над проектом на самом раннем этапе, но для этого его тоже нужно соблазнить чем-то!»

Студии визуальных эффектов стали нанимать большое количество художников-фрилансеров, чтобы готовить визуальные пакеты, устанавливать хорошие отношения с продюсерами и понимать режиссера еще до запуска фильма в производство, надеясь позже получить и заказ на работу над картиной. «Как-то раз мы с моей командой подготовили мудборд для одного проекта, так режиссер захотел прилететь к нам из Лос-Анджелеса, потому что увидел, что мы очень точно передали то, что он хотел видеть на экране», — говорит Виржини.

Антиматерия из «Ангелов и демонов»

Антиматерия из «Ангелов и демонов»

Сейчас концепт-артом на раннем этапе развития проекта занимаются многие. Есть отдельные компании, есть художники-фрилансеры, есть люди, работающие в связке с художниками-постановщиками (к ним, например, часто обращаются за помощью режиссеры, зная, что хотят работать именно с этим художником-постановщиком). Наконец, есть департаменты концепт-арта в студиях визуальных эффектов. Именно такой в MPC создала и возглавила Виржини. «VFX-студии заинтересованы в том, чтобы проекты запускались, поэтому часто над созданием визуальных пакетов к еще не запущенному в производство проекту занимается сразу несколько конкурирующих компаний. Мы все хотим, чтобы у нас впоследствии была работа, чтобы отрасль развивалась», — говорит Бурден.

Случалось ли ей готовить визуальные пакеты к проектам, которые так и не были запущены, хотя были многообещающими? «Честно говоря, почти все проекты, с которыми мы работали, получили зеленый свет. „Эдди Дикенс“ был бы очень крутым мультфильмом, но не случилось. Еще мы разрабатывали визуальный пакет к фильму „Белоснежка и семеро“, до того как проект заморозили. У режиссера было очень интересное и ни на что не похожее видение, своя эстетика, с которой было очень приятно работать».

«Гнев титанов»

«Гнев титанов»

Виржини прошла путь от концепт-арт-художника до ведущего концепт-арт-художника и, наконец, до консультанта и арт-директора визуальных эффектов — именно так сейчас звучит ее должность. «Последние четыре года сама я мало рисую, хотя иногда все же делаю это, поддерживаю своих ребят. Но я больше не художник. Моя задача — подбирать лучших людей по всему миру и обучать их, тренировать. Я служу проводником между художниками и режиссером, художником-постановщиком и супервайзером визуальных эффектов. Мы создаем мудборды и с их помощью задаем направление движения. Мы проводим мозговые штурмы внутри команды, я формулирую все идеи, которые поступают, отбираю наиболее подходящие и решаю, в какие стороны нужно двигаться. У меня есть опыт работы в рекламе, поэтому я знаю, как важно, чтобы идея была понятной, ясной и не являла собой только лишь эстетическое решение. Еще важно, чтобы наше предложение было оригинальным. Не вообще, а конкретно для этого фильма».

«Гнев титанов», над которым тоже работала команда Виржини, стал важным этапом для индустрии визуальных эффектов. Впервые герои, полностью созданные на компьютере, получили собственные персонажные постеры.

«Мне нужно найти точки соприкосновения, в которых видение режиссера и супервайзера визуальных эффектов сойдется, построить коммуникацию между ними. Кто-то из супервайзеров способен к творческой работе, кто-то склонен уходить в технические детали, и мне нужно компенсировать то, чего недостает. Часто и у режиссера, и у супервайзера тонна идей, но невозможно оставить все. Нужно выбрать, нужно определиться с брифом. Для этого я и делаю мудборды, чтобы задать уточняющие вопросы, обозначить границы, уловить их вкус и давать задачи художникам тогда, когда бриф уже максимально точный. Любые поправки, любые лишние варианты — это дополнительные часы работы над визуальными эффектами, которые стоят и денег, и сил. Творческую энергию нужно сохранять, чтобы по максимуму выложиться в нужный момент».

За плечами Бурден работа над «Золотым компасом», «Битвой титанов», «Хрониками Нарнии», «Гарри Поттером», «Прометеем», «Кодом да Винчи» и многими другими фильмами. Есть ли какой-то созданный при ее участии персонаж, эффект или пейзаж, которым она особенно гордится?

«Золотой век»

«Золотой век»

«Мне нравится создавать элегантных монстров! Точно одним из самых запоминающихся и приятных был процесс работы над „Золотым веком“ с Шекхаром Капуром. Обычно, если ты работаешь только в рамках постпродакшна, у тебя нет доступа к режиссеру. А так как это был скромный в плане визуальных эффектов фильм, режиссер контактировал с нами напрямую. Его пожеланием было создание оператичной картинки в последней морской сцене. То есть как в опере и кинематографично. VFX-супервайзер не понимал, как ему быть, потому что он-то должен создать реалистичную картинку. „Виржини, помоги мне!“ Я поняла, что кинематографичность уже была заложена в композиции, а от оперы стоит позаимствовать освещение, чтобы кадр был подсвечен так, как на сцене. Мы вдохновлялись фламандскими картинами морских сражений и искали золотую середину, чтобы свет был уже сценическим, экспрессивным, но кадр при этом оставался достаточно убедительным для VFX-супервайзера. Вот чем я горжусь: мне удалось построить мост между двумя людьми. Я вообще люблю забираться в голову кинематографистов и копаться в их мире. Если бы я работала только с собственным стилем, это было бы страшно скучно. А так я могу взять два художественных взгляда, смешать их, вычленить что-то оригинальное и добиться наилучшего результата. Вот тогда я горжусь своей работой».

Еще один приятный опыт — работа с Деннисом Гасснером над «Золотым компасом». «Это был первый человек, чьи мысли я буквально научилась читать! В итоге каждый концепт, который мы сдавали, принимался без правок. Мы просто говорили с ним на одном языке». Не обходится работа Бурден и без неловких моментов: «Для „Ангелов и демонов“ мы создавали то, как выглядит антиматерия. Как-то раз я ехала в поезде рядом с сотрудником ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований — Прим. КиноПоиска), работавшим на адронном коллайдере. Пришлось перед ним извиниться. Он всю жизнь положил на изучение того, что это такое, а мы одним фильмом перечеркнули всю его работу.: да она вот такая, эта антиматерия!»

Кронос из «Гнева титанов»

Кронос из «Гнева титанов»

О художниках-атлетах, рыбных рынках и природе как главном источнике вдохновения

Чтобы создавать убедительных и живых монстров, Бурден и ее команде не привыкать обмазываться глиной, препарировать сердца (не человеческие), сжигать свиную кожу и делать прочие не самые привычные вещи. «Да, я люблю экспериментировать и завоевала благодаря этому определенную репутацию, — смеется Виржини. — Как-то раз гордо прошлась по офису с топором наперевес. Все испугались: что она еще придумала? Мне хочется шокировать моих ребят. Они ведь сидят целый день за компьютером, а им же творить нужно. Творчество не сидит внутри маленького цифрового экрана. Иногда нужно выходить на улицу и своими руками потрогать грязь, почувствовать ее».

Для создания убедительной кожи Кроноса одного из художников покрыли глиной

Для создания убедительной кожи Кроноса одного из художников покрыли глиной

Тут Виржини вскакивает с места и бросается к рюкзаку. «У вас там топор?» — спрашиваю настороженно. «Где-то здесь у меня было... А, вот!» — и достает из рюкзака короткую темно-коричневую деревянную палочку, кривую, как у Волан-де-Морта. «Это мой амулет и лучший подарок, который я когда-либо получала. Его сделал Марк Томкинс, когда придумывал концепт для изломанной палочки Волан-де-Морта. Нам нужно было сделать модель микроуровня, и мы не знали, как нарисовать все эти трещины в увеличенном виде. А Марк — это такой человек, который всегда вдохновляется природой. Он уверен: чтобы нарисовать воду или огонь, нужно идти и изучать воду и огонь в естественной среде, в динамике, чтобы потом специалист по компьютерной графике, создающий цифровые частицы воды, понимал, что имел в виду своей картинкой, и так далее. Не рисовать красоту ради красоты, а внимательно и подробно изучать и наблюдать природу, переваривать полученные знания и только потом творить. Вот однажды он вбежал в офис с палочкой из дерева, которую сам вырезал, чтобы рассмотреть, как дерево себя ведет, как трескается и сохнет. Я у него очень многому научилась, а когда уходила, он подарил мне палочку с надписью „Inspired by nature“ («Вдохновлено природой» — Прим. КиноПоиска)».

Морское чудовище из фильма «Хроники Нарнии: Покоритель зари»

Морское чудовище из фильма «Хроники Нарнии: Покоритель зари»

В рамках своего мастер-класса в Scream School и МШК Виржини показала несколько примеров своих экспериментов. Например, создавая Морского змея для «Хроник Нарнии», Виржини первым делом отправилась в рыбный магазин. «Супервайзер визуальных эффектов хотел, чтобы кожа монстра напоминала кожу осьминога. В тот момент это было сложно сделать. Нужно было разрабатывать специальную технологию. Кожа должна была растягиваться, деформироваться, и все это должно быть убедительно. Я отправилась в рыбный магазин и купила маленького осьминога, но выглядел он как-то неинтересно. Тогда я встала пораньше и поехала на рыбный рынок, чтобы найти какого-то морского гада с нужной мне кожей — красивой, тянущейся. Ведь взять естественный природный рисунок куда проще, чем пытаться его придумать. И я нашла отличную рыбину. С одной стороны она была белой, с бугорками. Я беру нож, отрезаю кожу, отдаю художнику — сканируй! Благодаря этому он смог создать убедительную кожу большого монстра с двухуровневой детализацией. Но не хватало цвета. Тогда я нашла на рынке гигантского осьминога потрясающей цветовой палитры. Там был и розовый, и коричневый, и голубой, и зеленый. Мы не сканировали ее, а фотографировали. В фотостудию меня с тех пор не пускали. Она располагалась рядом с переговорной, где шли совещания с клиентами, и запах туда отлично проникал».

Одна из задач Виржини — поддерживать свою команду художников в первоклассной форме. Она фактически тренер. «Художники — это как атлеты. Знаете, лучшие профессионалы своего дела работают как сумасшедшие день и ночь. Мне кажется, это нездорово. Как атлетам, художникам тоже нужно хорошо спать, питаться, и только тогда они смогут хорошо выступать. Если ты работаешь как круглосуточный робот, сможешь ли ты регулярно выдавать стоящие идеи? Это просто невозможно. Из-за этого можно встретить много копирующих друг друга идей. Многие фокусируются на технике исполнения и достигают в этом невероятного мастерства. Но вот содержание? С этим проблемы. Не вдохновляет, не затрагивает эмоции. Хотите быть лучшими? Да, планка очень высокая. Давление высоко. Хочется всех удивить. Я знаю это, потому что сама работала художником. Но нужно принять, что невозможно постоянно выдавать гениальные идеи. Всегда будут поражения».

Та самая волшебная палочка

Та самая волшебная палочка

В команде Бурден работали и двое русских художников. «Забавно, что у обоих очень яркая цветовая палитра. Они используют много цветов. Знаете, в американском кино любят, чтобы все было в одной цветовой гамме. Иногда приходилось просить снизить количество цвета, чтобы разговаривать на одном визуальном языке. У китайских художников, кстати, тоже очень пестрая палитра, как у русских. Это весело, конечно, как радуга! А у американцев чаще всего синий, бежевый и зеленый. Зеленый — самый скучный цвет. Он очень просто смотрится. А в Европе что-то среднее, но все-таки тоже не очень пестро. Но я не столько про фильмы говорю, сколько именно про концепт-арт».

Два года назад Бурден ушла из MPC, создала собственную консалтинговую компанию The Art of direction, которая обеспечивает препродакшн, связывает команду художника-постановщика с командой VFX-студии и помогает подобрать лучших профессионалов компьютерной графики для определенных задач. В последнем проекте — это «Кредо убийцы» Джастина Курзеля — она работала уже в качестве супервайзера концепт-арта на художника-постановщика Энди Николсона, ранее трудившегося над «Гравитацией». Виржини признается, что ничего не может говорить о проекте, разве что о том, как ей понравилось работать с Курзелем и Николсоном. Впрочем, уже через год зрители смогут оценить результат их совместной работы. «Давайте после фильма поговорим. Тогда смогу ответить на ваши вопросы!» — смеется Виржини.

Читайте также
Новости Арт-директор «Людей Икс» и «Прометея» об эволюции концепт-арта Москву посетила Виржини Бурден, прошедшая путь от графического дизайнера до арт-директора визуальных эффектов на масштабных проектах вроде Людей Икс», «Золушки» и «Кредо убийцы». КиноПоиск выяснил, как ей удалось построить такую карьеру и какую роль сыграли походы на рыбный рынок, обмазывание художников глиной и настоящая волшебная палочка.
Комментарии (13)

Новый комментарий...

  • 20

    negrisha 10 декабря 2015, 19:32 пожаловаться

    #

    отличное интервью, спасибо!

    ответить

  • 12

    FlashBack2210 10 декабря 2015, 23:55 пожаловаться

    #

    Спасибо за шикарное интервью! Очень актуальная и интересная тема.

    ответить

  • d0lphin 11 декабря 2015, 20:49 пожаловаться

    #

    тема интересная бесспорно
    но вот Мудборд вызывает некоторый когнитивный диссонанс :)

    ответить

  • 31

    profet15 10 декабря 2015, 23:59 пожаловаться

    #

    Вот это было действительно интересно читать, побольше бы интервью не только с актерами и режиссерами но и вот с такими людьми.

    ответить

  • 10

    dina7911 11 декабря 2015, 16:03 пожаловаться

    #

    Inspired by Nature — мне понравилось! Спасибо за рассказ о человеке, который остаётся ЗА кадром, но не менее важен, ведь, благодаря ему в том числе, мы смогли увидеть много достойных картин. «Гарри Поттера» в том числе.

    ответить

  • 3

    El_principe 11 декабря 2015, 17:45 пожаловаться

    #

    шикарный материал! спасибо

    ответить

  • 1

    Bahtiyar Bars 11 декабря 2015, 18:03 пожаловаться

    #

    Всегда смотрю арты к различным фильмам… хорошая статья)

    ответить

  • 3

    HesleElsJohnson 11 декабря 2015, 18:26 пожаловаться

    #

    Интересно. Спасибо большое!

    ответить

  • 3

    Daniyar Dark Knight 11 декабря 2015, 18:33 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья

    ответить

  • 5

    Sirius33 11 декабря 2015, 18:52 пожаловаться

    #

    Отличная статья! Визуальные эффекты научились делать классно, но когда будут делать вменяемые сценарии? Это относится к большинству современных фильмов, а не только к «Гневу Титанов». Стражи из Людей Икс меня впечатлили.

    ответить

  • 1

    Сан 11 декабря 2015, 19:04 пожаловаться

    #

    Да уж как классно уметь красиво рисовать!
    За статейку спасибо!

    ответить

  • 4

    Andrewdesignersinger 11 декабря 2015, 22:22 пожаловаться

    #

    Многие фокусируются на технике исполнения — и достигают в этом невероятного мастерства. Но вот содержание?

    Золотые слова!

    P.S.: Дарико, спасибо Вам за интервью с такими людьми, как Виржини. Я сам графический дизайнер и очень опечален тем, что не имею возможности учиться у таких людей, как она и достигать каких-либо высот. Остальное — рутина.

    ответить

  • Spider@man 7 февраля 2016, 02:44 пожаловаться

    #

    Прям отлично все рассказывается в деталях. Спасибо!!!

    ответить

 
Добавить комментарий...