Венеция-2016: Два лица Натали Портман

Обсудить0

Президентская вдова

Снимать «Джеки» изначально собирался Даррен Аронофски, а главную роль в фильме должна была сыграть его жена Рэйчел Вайс, но супруги расстались, и проект одновременно остался и без режиссера, и без актрисы. Роль первой леди предложили Натали Портман, и она некоторое время раздумывала: непонятно было, кто станет постановщиком драмы, рассказывающей о нескольких днях из жизни Жаклин после убийства ее мужа.

В результате Аронофски, оставшись продюсером, доверил фильм Пабло Ларраину, чей «Клуб» получил «Серебряного медведя» на Берлинале-2015. В том году автор «Рестлера» был председателем жюри фестиваля, а Портман представляла в Берлине картину Малика. Кандидатура Ларраина Портман удовлетворила, и она согласилась на роль.

Конечно, интересно, как справилась бы с ролью Жаклин Рэйчел Вайс, которой хорошо удаются драматические образы (об этом напомнил нам слезливый «Свет в океане»), и что вышло, если бы фильм снимал Аронофски, но и без условного наклонения все получилось удачно. Вариант Ларраина и Портман критики встретили овациями.

«Джеки»«Джеки»

Ларраину действительно удалось оживить фарфоровую статуэтку, создать живой портрет одной из самых загадочных женщин XX столетия, о которой будто бы известно так много и при этом на самом деле не известно ничего. Биографии, хроники, передачи — все это формирует знакомый нам образ, в котором не так уж много правды. «Есть официальная информация, но большая часть важных событий всегда происходит за закрытыми дверями, и нашей задачей было пробраться туда с камерой, предположить, что именно там происходило», — объяснял Ларраин на пресс-конференции.

В фильме сразу две Джеки: одна, из официальной хроники, смущенно улыбается, проводя экскурсию по Белому дому; вторая, реальная и живая, пытается пережить смерть мужа и добиться того, чтобы он навсегда остался в истории. «Мы пересматривали хроники, прослушивали записи и заметили, что голос и поведение Джеки во время публичных интервью и во время общения с друзьями значительно различались. Ее голос был выше. Она казалась более застенчивой, так как играла роль жены политика, — рассказывает Портман. — И основной конфликт был в том, что мне нужно было играть символ, но этот символ должен проявлять человеческие слабости».

«Джеки»«Джеки»

Сценарное решение — это сочетание кадров хроники и бесед Жаклин с журналистом и священником. Операторское — обилие крупных планов. Камера следует за Натали-Джеки, подходя все ближе и ближе, словно пытаясь разглядеть суть, найти ответ на вопрос, кто же эта женщина. «Помню, в первый день съемок я попросил Натали подойти поближе. Она подошла. Я попросила подойти еще поближе. Она подошла еще ближе. И еще раз ближе. Она приблизилась вновь, пока у нас не получился максимально крупный план. Так и был снят наш фильм. Он полностью держится на ней, — рассказал Ларраин. — Думаю, это было сложно для Натали — постоянно терпеть такое количество людей на очень близком расстоянии. Но создание интимности — единственный способ понять, через что проходила Жаклин».

Понятны и сомнения Портман по поводу этого проекта. Есть априори выигрышные роли, а есть роли, которые скорее бросают вызов, когда, например, весь фильм держится на одном актере, или когда речь идет о всеми любимой исторической фигуре, или когда эта фигура вдруг становится не идеальным образом, а живым человеком. В «Джеки» сошлись все три условия. «Это если не самая сложная моя роль, то точно самая опасная, — призналась Портман. — Потому что все знали, как она выглядела, как говорила, как ходила и каждый представляет ее по-своему. Сцены с экскурсией по Белому дому мы восстанавливали так близко к оригиналу, что вы можете покадрово их сравнить. Я никогда не считала, что у меня есть талант к подражанию и имитации, поэтому просто старалась играть так, чтобы зрители поверили в мою версию Джеки».

«Есть биографические фильмы, в которых актеры так стараются походить на прообраз, что в итоге мы будто видим ожившую фотографию. И мы, конечно, много работали над сходством, но при этом понимали, что фильм не может быть основан только на имитации. Что мы хотели сделать, так это средствами кинематографа создать иллюзию. И эта иллюзия рассказывает о боли, красоте, желании — вот об этом наш фильм. Я даже не могу назваться его байопиком», — комментирует Ларраин.

«Джеки» впервые рассказывает о своей героине как о живом человеке, то есть о женщине, потерявшей мужа, оставшейся с двумя детьми, растерянной и одинокой.

«Планетарий»«Планетарий»

Поиски духов

«Планетарий», в отличие от «Джеки», чистой воды выдумка, веселое и балаганное представление с грустным концом, где Натали Портман и Лили-Роуз Депп играют сестер, проводящих спиритические сеансы. Фильм был показан вне конкурса и после первого сеанса освистан, что вовсе не означает, что он был плох.

Режиссера Ребекку Злотовски вдохновила история сестер Фокс, прославившихся в XIX веке своими спиритическими сеансами. Их успех был ошеломителен и обеспечил им миллионы последователей. У одной из сестер был клиент-банкир, который через нее общался со своей умершей женой. Но в фильме Злотовски действие перенесено в 30-е годы XX века в Париж, а вместо банкира клиентом стал кинопродюсер. Для него тоже нашелся исторический референс в лице актера, режиссера и продюсера Бернарда Натана, который в 1929 году приобрел студию Pathe, а в 1942-м умер в Освенциме. Из этого причудливого сочетания эпох, героев, сюжетных линий и соткан «Планетарий».

Приехавшие в Париж в рамках спиритического тура сестры знакомятся с кинопродюсером, который приглашает их домой на приватный сеанс. Впечатлившись результатами, он хочет попробовать зафиксировать на пленку момент появления духа. Эксперименты он проводит с младшей сестрой, которая как раз и является медиумом, а старшую, выполнявшую роль организатора, отправляет сниматься в кино. Девушки переезжают в дом продюсера и между ними начинают складываться странные отношения.

«Планетарий»«Планетарий»

Колорита всей это вакханалии добавляет и выбранная эпоха. «С точки зрения художественности 1930-е годы добавляют беспокойства. Драма в какой-то момент становится почти триллером, — объясняет режиссер. — Проще говоря, мы знаем, что скоро произойдет катастрофа, и чувствуем ее неизбежность. Так что эпоха становится мощным повествовательным элементом, добавляет смыслов, о которых нужно говорить сегодня».

Пытаясь рассказать обо всем сразу, Злотовски путается в смыслах и символах, и увлекательный балаган, к тому же на двух языках, распадается на части: фокусник достает из шляпы не того кролика, звери разбегаются, а грустный клоун рыдает в сторонке настоящими слезами. Все это усугубляется ощущением, что самое страшное у героев, конечно, впереди.

Елизавета Окулова

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

29 марта12
8 января17
22 декабря 202326
21 декабря 202351

Главное сегодня

24 апреля24
Вчера4
Вчера1
Вчера3
Вчера8
Вчера0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

«Планетариум»?;)

1