всё о любом фильме:

Рыцарь кубков

Knight of Cups
год
страна
слоган-
режиссерТерренс Малик
сценарийТерренс Малик
продюсерНиколас Гонда, Сара Грин, Кеннет Као, ...
операторЭммануэль Любецки
композиторХанан Тауншенд
художникДжек Фиск, Рут Де Йонг, Жаклин Уэст, ...
монтажА.Дж. Эдвардс, Кит Фраэс, Джеффри Ричман, ...
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время118 мин. / 01:58
Номинации:
Сценарист, живущий в Лос-Анджелесе, пытается разобраться в странных событиях, происходящих вокруг него.
Рейтинг фильма
IMDb: 5.80 (10 970)
ожидание: 97% (7437)
Рейтинг кинокритиков
в мире
46%
64 + 75 = 139
5.6
в России
100%
5 + 0 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 237 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Года идут, а Терренс Малик все также не изменяет своему яркому, чуждому для многих, визионерскому почерку. И его новое творение «Рыцарь кубков» в очередной раз это доказывает. Все также неспешно и грациозно, с легкой руки Эммануяэля Любецки, Малик, аккомпанируя теплым органным саундом, погружает зрителя в закадровые рассуждения о проблемах человеческого бытия, базируясь на отрывке из жизни американского сценариста, переживающего внутренний кризис и ищущего свое место в этом мире.

    Нарратив фильма, как водится у этого визуального поэта, самобытен, и созерцание его фильмов — как новая, своего рода радикальная форма кино-исследования, где каждый зритель становится соавтором фильма и сам трактует тематику и проблематику произведения. Это притом что радикализм формы — условный, мягкий и выверенный.

    «Рыцарь кубков» — произведение современного искусства, достойное всяческих похвал и оставляющее после себя пищу для дальнейших размышлений. Стандартные пункты Терренса Малика: именитый каст, фирменные прогулки Любецки со стедикамом и закадровый голос — прилагаются.

    9 из 10

    9 января 2016 | 14:58

    никакогоЛев Толстой не любил стихов, они казались ему неестественными и надуманными. Так вот и претензия уже ко второму фильму Малика такая же. Где жизнь? Что показывает автор, это что? Странные рассуждения понятные только самому автору под видео — это кино?

    Сценарист, живущий в Лос-Анджелесе, пытается разобраться в странных событиях, происходящих вокруг него. Неправда ли очень краткая аннотация? Типа знаем, что сценарист, а дальше, что-то типа разобраться ему надо в жизни…

    Это же надо так умудриться… Сидят на пресс-конференции, посвящённой фильму, актёры и актрисы. Их спрашивают: о чём этот фильм? Они отвечают что-то вроде «о жизни», кратко и без лишних слов. Помнится, когда в школе не знал, что ответить, так и говорил, что задача по математике «о жизни». Как так, что актёры сами не знают, о чём фильм? Как так?! Хорошие актёры, но даже они блекнут на фоне НИКАКОГО сценария.

    Как и Пол Томас Андерсон после шедевра «Нефть», Теренс не снял ничего даже просто интересного. То, что представляет собой полноценную картину, рассчитанную на зрителя, а не на подростка, косящего мод моду в стиле «я умный, понимаю, а вы — дураки, не понимаете». Так скажите, что в этом фильме? Слабо? Или выдумка, которую придумали сами? Скорее всего, только так, потому что то, что представляет вниманию зрителя режиссёр — откровенная нудятина. Если Вы умный и воспитанный человек, любящий понимать и ощущать кино, то этот опус не даст Вам ничего!

    Как называют кино, которое понятно только самому режиссёру? Как называется форма, в которой показывают фрагменты жизни под голос за кадром? Интересно ли кино, которое не просто не даёт тебе ничего, но даже не заставляет с интересом следить за картинкой?

    Теренс Малик! Что дал он кинематографу? «Пустоши», «Дни жатвы»,

    «Тонкая красная линия» и «Древо жизни». Последнее творение было экспериментальным, но при этом имело смысл, имело тайну, заставляло думать и сопереживать и понимать главных героев, ощущать красоту!

    В итоге, имея два превосходных фильма «Тонкая красная линия» и «Древо жизни» Малик попал в список любимых творцов в кино. Следующий всплеск активности «К чуду», который многие рьяно ждали, откровенно говоря, был не просто слабым, а просто никаким. Кроме красивых кадров и симпатичных Голливудских звёзд ничего! Каково было ощущать, что то, чего так ждал, не просто не оправдало желаний, а скорее, расстроило. Люди ходят, будто озабоченные чем-то, редко смотрят друг на друга. Голос за кадром читает какую невнятную, неинтересную ерунду. Скажите, что значит арт-хаус? Это длинные планы и какой-то философский подтекст? Ладно, что может сказать интеллектуальное кино образованному взрослому человеку? Да ничего! Прочитать что-то существенное энциклопедическое или даже художественное — это да, даст какую-то пищу для ума. Посмотреть видеонарезку с известными актёрами — нет.

    Есть такое понятие, мелодекламация. Это когда автор читает стихи под музыку. Здесь видео и голос за кадром. Всё.

    Люди не так чудесны и прекрасны, как показывает Теренс и самое главное, то, что показывается — неестественно и надуманно.

    Кто бы смотрел это кино, если бы не режиссёр Малик, который сделал себе имя?

    9 февраля 2016 | 18:59

    Несмотря на то обстоятельство, что «Рыцарь кубков» попотчевал меня внушительной порцией ярких впечатлений и оставил после себя насыщенное послевкусие, я все-таки постараюсь не сильно ударяться в обильный поток мыслительных излияний по этому поводу и не стану топтаться вокруг да около, поскольку сэр Терренс Малик уже прошел сей тернистый путь и сделал это с присущими ему достоинством и благородством.

    В финальной картине своей релятивной кинотрилогии («Древо жизни», «К чуду») режиссер полностью сбрасывает с себя стандартные и привычные для законодательства принятого на территории «Голливудского царства» оковы реалистичного повествования, облачается в свежую камизу странствующего министреля эпохи пост-модернизма, берет в руки лютню и запевает изящную тантрическую Chanson de geste,тем самым отправляя героя по имени Рик (Кристиан Бэйл) вместе со зрителем/слушателем в долгий экзистенциальный (местами и пост-структуральный) «Крестовый поход» по необъятным трансцендентальным дебрям современного «города ангелов» (в простонародье LA), совершенно неограниченный даже условными пространственно-временными рамками и какими-либо локусами восприятия, что в принципе вполне должно истинному произведению искусства. Баллада, как и само путешествие, о котором она повествует, изобилует богатым спектром эмпирических оттенков, как негативного характера, так и наоборот, что наполняет ее лирической пронзительностью, характерной академической поэтике и риторике, но это отнюдь не делает нашу историю классическим произведением. Художественно-выразительных средств тоже хватает, — литературных: эпитеты, метафоры, олицетворения, иносказания, реминисценции и визуальных.

    Сценарист Рик, истерзанный различными жизненными невзгодами, пребывает в творческом кризисе и предстает перед нами самым настоящим «рыцарем кубков» из заметно поредевшей колоды Таро, со всеми присущими персонажу характеристиками. Рик — нежный любовник и верный друг, дипломат, верующий в высшие силы, хотя и не всегда знает в какие. Самый настоящий «Рыцарь Святого Грааля», который продолжает нести свою высокую миссию сквозь иллюминированные неоновыми огнями непреступные крепости ночных стрип-клубов, наносит многочисленные визиты в стеклянные феоды многочисленных «голливудских лордов и маркизов», обрамленные пестрыми лужайками и лазурными бассейнами, осаждает и без того разрушенные горем владения членов своей семьи, резвится с прекрасными дамами, наслаждаясь морскими приливами или несется на верном четырехколесном коне за пределы горизонта, перестав заботиться о мнении очевидцев и отдавать себе отчет, что из озвученного выше реальность, а что воспоминание-ширма. Когда карта лежит прямо, наш Айвенго внушает силу и доверие, блещет умом и красотой, хоть и не без нарциссизма, мирно сосуществует с другими картами из колоды, — «Луной» и «Верховной жрицей», сопереживает с «Отшельником» потерю «Повешенного» и защищает его от нападок «Короля жезлов», в общем, полностью олицетворяет и воплощает собой абсолютную конвенциональную гармонию с собой и окружающим миром, городом, природой, жизнью на радость себе, Огюсту Конту и ряду неопозитивистов. Когда карта перевернута, Рик предстает перед нами в роли самоистязателя, которому не дают покоя внутренние инверсии, резиньяции, будто бы врожденные дистимии, или приобретенный от всего этого дерматозойный бред, заставляющий судорожно конвульсировать в такт балладе нашего многоуважаемого менестреля, которая периодически разбавляется то величественными канонами Пахельбеля, то психоделическими запилами хулиганов из Thee Oh Sees, что время от времени приводит к воспалению у нашего Ланселота аффективных уплощений, на потеху любителям Шопенгаура и Чорана. И поскольку у обозначенной карты есть две стороны (а у многих из нас и того больше), вполне естественно, что на протяжении всего этого действа постоянно разгораются как внутренние, так и внешние философские (и не только) столкновения-антитезы: духовного и материального, добра и зла, релятивистских представлений о категориях бытия, пространства, времени и субстанциальных, происходит конфликт в котором нет правых и виноватых, где совершать выбор вовсе не обязательно, поскольку наш рыцарь и сам не знает полон его кубок или пуст, он просто делиться всем, что у него есть с той же легкостью, что и принимает дары от других. Именно в результате всего этого структурного напластования, повествование прекращает быть классическим рыцарским романом и объединяется с сюрреализмом, абсурдизмом и прочими формами литературы «потока сознания», получается полотно, на котором францисканская Мадонна предстает перед нами супрематистским ромбом светло-оранжевого цвета, нечто напоминающее «Историю безумия в классическую эпоху» Мишеля Фуко или литературные опусы Итало Кальвино.

    Само это шествие, представляет собой динамичное перекатывание многострадальной карты, подгоняемой ветряной мельницей перемен, вдоль демаркационной тропы, которая играет не только разъединительную функцию, но и является, в то же время, центральной деталью, соединяющей фрагменты модернизированной схоластической фрески. Здесь рождается конфликт вышеупомянутой тропы и движущейся по ней энергии, где само это движение, ввиду почти полного отсутствия привычного кинематографического нарратива как такового, становится главной повествовательной единицей, посредством потрясающего визуального ряда, за который стоит поблагодарить мейстера Эммануэля Любецки, который в свою очередь, вступает в гармоничную дуэль с бардом Маликом. Каждый звук, каждый вздох, каждое слово, слетевшее с уст гипертекстуального глашатая, проиллюстрированы оператором настолько ярко и досконально, что картинка оживает не только ментально, но чуть ли ни тактильно. Природа, показанная на экране объята запахами, любовь учащает сердцебиение, прогулки персонажей по береговой линии обволакивают мурашками, а страдания Рика откликаются неприятным сосанием под ложечкой. И вот зритель снова предстает пред эмоционально-рациональной дихотомной развилкой и снова решает куда отправиться, то ли сделать шаг в сторону эпикурейского наслаждения, то ли продолжить шествие в долине вертеровских страданий. Посему, учитывая все озвученные и продемонстрированные обстоятельства, не следует считать поход съемочной группы за «Золотым медведем» неудачным, несмотря на то, что шкура его так и не была добыта. Само шествие получилось триумфальным. Да будет пир на весь мир!

    Баллада подошла к завершению. Сражения превращаются в далекие отголоски эха, страсти стихают, знамена развеваются на ветру, дворцовые стены восстанавливаются. Битва окончена, но война продолжается.

    10 января 2016 | 13:16

    В Голливуде нынче наметилась тенденция к критике творчества Терренса Малика, по отношению к которому вообще не позволительно навешивать какие-либо ярлыки. Да и определение «режиссер» к его персоне подходит меньше, чем, скажем, «творец». Вот, именно так. Бич современного кинематографа — ленивые зрители. Уйди чуть в сторону от всеми понятного ходового кино с привычным началом и концом, а также с наличием смысла (которого может и не быть вовсе), лежащего прямо здесь, на поверхности — разбалованный экшеном и искусственными диалогами человек будет давиться от попавшего «не в то горло» попкорна или поливать экран газировкой. Малик своей работой «Рыцарь Кубков» поднимается еще на одну ступень в понимании кино, приравнивая свои повествования к искусству и трактатам по философии, нежели оставаясь на уровне жанрового кино.

    Прокатные компании все меньше верят в конкурентоспособность фильмов Терренса, обходя их стороной, haters gonna hate, собака лает — караван идет. Не контактирующая с репортерами и журналистами, не принимающая участия во всевозможных фестивалях, творческая личность отдаляется от публичности, но все же Малик как никогда ближе к человеку как таковому. В центре повествования рассматриваемой ленты молодой сценарист в исполнении Кристиана Бэйла, работа его не радует, казалось бы, что он попробовал все, что только можно в этой жизни, как Есенин или Лермонтов, но он все еще не знает, кто он такой и каково его истинное предназначение. Говорят, что смысл всего — обретение счастья и посвящение себя любви. Перед нами исповедь Рика.

    Высшее общество. Бесконечные тусовки. В рабочее время подборка видов, местности, антуража, прослушивание актеров, просмотр фотосессий лучших моделей. Дом, отец, брат. Недопонимание. Говорить не с кем, самое время покопаться в себе, глубже, чтобы возникло столько вопросов, сколько еще способен выдержать твой разум. Внутренние диалоги, трансформирующиеся в разговор со зрителем, такие картины и не нужно смотреть в кинотеатрах, здесь важно уединение, только тогда есть возможность соприкоснуться с атмосферой и в прямом смысле жить этой историей. Что касается основного связующего звена между зрителем и «Knight of Cups», то помимо самого Малика, это, безусловно, Эммануэль Любецки. Оператор, способный сказать безмолвной, но выразительной камерой в несколько раз больше, чем собеседник во время разговора.

    В песне «God Bless the Girl» Дэвида Боуи поётся: «Но я буду дорожить, дорожить каждым моментом, Боже благослови девушку…" ("But I will treasure, treasure every single moment, God Bless the Girl…"), — именно по такому принципу построена эта картина. Рик взглядом, полным грохочущей безнадежности, пытается останавливаться на жизненных моментах, отворачиваясь от компьютеров и социальных сетей, тем самым пытаясь выцедить из каждого мгновения хотя бы каплю чего-то, что даст ему ответы на волнующие вопросы. И, конечно же, рядом женщины: бывшая, настоящая, будущая. Каждая — как твой личный учитель, чувственный, капризный, веселый. Их было много, но Терренс Малик выделяет для нас утонченных и величественных Кейт Бланшетт и Натали Портман, а где-то рядом, будто небесные птицы — Имоджен Путс, Фрида Пинто и Тереза Палмер. «Жалеешь ли ты, что у нас с тобой не было детей?» — ответ виснет в воздухе.

    «Рыцарь Кубков» — это смысловой и психологический наследник предыдущих работ Терренса Малика («Древо жизни», «К чуду») с отсылками на самого себя. Помимо философского контекста, нам предоставляют возможность обдумать и религиозную основу всего мироздания, по которому, едва касаясь земли, плывут резкие и бьющие прямо в лоб мораль и стечение пороков. Разнообразие людских душ со сходными страданиями, все мы рано или поздно оказываемся посреди дороги, разделенной двойной сплошной.

    9 января 2016 | 15:29

    Рассветы, закаты, вода, детство, ритмичный закадровый голос рассказывающий нам сказки поэтично и медленно, красота в каждом кадре, в каждой мелодии, в каждом слове, в каждом обрывке фразы. Все-таки «Рыцарь кубков» зрелище в большей степени медитативное. Тебя будто бы погружают на глубину, сквозь толщу которой ты пытаешься разглядеть окружающий мир.

    Как такого сюжета в фильме нет, лишь полутона и ощущение хрупкости всего происходящего, молчаливый и инертный главный герой, в глубине души жаждущий какого-то разрешения, он ждет знака, благословения, любви, чтобы все что с ним происходит, чтобы он сам, обрели смысл. Думаю, всем знакомо ощущение, что ты не на своем месте, подспудная тоска, что ты что-то упустил, невыносимость ожидания, желание заполнить чем-то пустоту. Все эти эмоции Малик обнаруживает и вытаскивает наружу в Рыцаре кубков. В купе с потрясающей операторской работой Эммануэля Любецки, и удивительным подбором музыки, фильм производит впечатление ожившего стихотворения. А стихотворение в первую очередь ловит ощущение.

    Не могу сказать, что в данном случает, это ощущение было положительным, скорее мне передалась инертность, какая-то инопланетность главного героя, который на все смотрит будто впервые и при этом ощущает какую-то непереносимую вселенскую усталость. Он меняет женщин, места, но в сущности повторяется одна и та же рутина. Малик очевидно не оптимист и надежды он не дает, скорее он пытается передать и обрести смирение. Принять вещи такими какими они есть- жизнь, смерть, любовь, время.

    Актерские работы в фильме не то чтобы впечатляющие, они просто органичные, вплетенные в запутанное кружево фильма. Бэйл замечательно справляется со своей ролью, плеяда прекрасных актрис феерически проходит перед нашими глазами. С каждой повторяются одни и те же мотивы. Почему я в начале говорила о глубине, фильм наполнен водой (не в том плане, что бессмысленен)- каждый раз нас упорно возвращают к теме воды, вот вечеринка у бассейна, вот фонтан, вот океан, вот руки хрупкой Фриды Пинто тоже в воде, вот Кейт Бланшетт плывет, вот Натали Портман плачет у океана, вот прекрасные женские ножки по щиколотку в воде. Вода для меня символ, и жизни, и времени, и силы одновременно. «Будь водой, друг мой»- сразу всплывает у меня в голове известная фраза Брюса Ли.

    Хотелось бы отметить в фильме ощущение эмоциональной и социальной депривации, главный герой- отшельник, но в сущности, каждый герой в фильме- отшельник, добровольный изгой, страдающий от невозможности подлинного и долговечного человеческого контакта. Быть вместе, невозможно не открываясь, не вытащив голову из своей же глубины. Герою Бэйла так и не удаётся это сделать (на мой взгляд).

    Думаю, Рыцаря Кубков стоит рассматривать скорее как меланхоличную поэму о невозможности достижения счастья, о скоротечности жизни и о любви, а не как художественный фильм. Но это не делает его плохим, эта особенность очаровывает, поэтому моя оценка будет достаточно высокой. Но я не могу поставить высшие баллы, потому что атмосфера фильма обезличенная, равноудаленная от всего не дает даже шанса на возможность эмпатии. Несмотря на то, что большая часть мыслей и ощущений мне действительно близка. Поэтому

    8 из 10

    6 мая 2016 | 12:02

    Где-то на просторах интернета, я увидела кадры из данного фильма, и они меня заинтриговали, к тому же я очень люблю Кристиана Бейла. Вообщем, надежды на этот фильм у меня были. В итоге, я получила лишь сожаления об потраченном времени.

    Сразу же, мы замечаем, что фильм снят в необычном стиле, мы называем это арт-хаус, или авторское кино. Я не всегда люблю подобные фильмы, потому как они сродни современному искусству: кто действительно делает, что-то новое и необычное, прилагает к этому усилия и ум, и действительно получается шедевр, который не все может поймут, но ценители оценят, а кто-то, разбивает яйцо на полотно и называет, это опять же шедевром. Так, вот в арт-хаусе та же штука, например фильм Алехандро Ходоровски «Танец реальности», это произведение искусства, гениальная картина, которая поражает, ты не всегда можешь понять, что происходит, что режиссер имел ввиду, но смотришь не отрываясь, она восхищает визуально, и заставляет думать, как картины Сальвадора Дали. «Рыцарь кубков» же просто халтура, картина с претензией на гениальность.

    Сюжет. Как бы, режиссер не пытался запудрить мозги, и сделать фильм глубже Марианской впадины, сюжет плавает на поверхности. Главный герой переживает кризис, что не редкое явление у мужчин слегка за сорок, и пытается понять свое место в жизни. Ищет ответы в прошлом, мы видим не простые отношения с отцом, с младшим братом. Так, же он ищет ответ в женщинах, вообщем депрессия с уклоном на самокопание. Все просто как двери, и фильмы со схожим сюжетом начали снимать, еще задолго до Карибского кризиса. И уж, если снимать на заезженную тему, то хоть, что-то мало мальски достойное. Почему бы не снять просто драму, это было бы куда лучше.

    Еще обидно за Бейла, он без лишней скромности гениальный актер, который известен своими невероятными преображениями, он может сыграть кого угодно, его мастерство вживаться в роль, просто поражает. А тут, мы наблюдаем его затылок, без преувеличений добрую часть фильма, мы наблюдаем за главным героем со спины. С этой ролью справился бы даже Пореченков.

    Вообщем, господа, «а король то голый», псевдоинтеллектуальное кино, которое напичкано мудростями, снято в виде притчи, а на деле «болтовня ни о чем». Ничего полезного из этого фильма я не вынесла. Он напомнил мне как герой пьесы «Бесприданница» Карандышев, поставил на столь бутылки с дешевым вином на которых были наклеены этикетки из-под дорого, и был уверен, что никто этого не заметит. Так, и тут пустышку замаскировали под шедевр.

    Отдельный минус, за сцену с засовыванием ноги в рот, лично для меня это выглядело мерзко. Уж, не знаю, может кто-то в этом увидит что-то прекрасное, но меня простите, увольте.

    Из плюсов, это музыка, единственное, что мне понравилось в этом фильме. И пару эпизодов с пейзажами.

    Никому не рекомендую, не обессудьте.

    13 февраля 2016 | 20:03

    Сегодня посмотрел этот фильм. Очень неординарный сюжет. С первых минут подумал: — Что то похожее я уже видел (имеется ввиду сюжетная линия), и вспомнился фильм «Древо жизни», потом почитал в интернете: оказывается и тот фильм тоже работа Терренса Малика, и тут все стало на свои места.

    Что касается фильма: в целом впечатления разные, очень двоякие. С одной стороны кажется: из чего же состоит сюжет? И в чем смысл картины? Может многим зрителям фильм показаться скучным и однообразным, но если смотреть и чувствовать сюжет, и окунуться в него, то в нем описывается очень много событий. Событий ярких и жизненных, чувств. Это фильм про чувства, то есть описание чувств испытываемые человеком. Таких как любовь, радость, наслаждение, страсть, разочарование, потерянность, страх, умиротворенность, бесчувственность, хладнокровие, поиск, поиск себя, потеря и многие другие. Все чувства поочередно дополняют друг друга и тем самым украшая картину.

    Очень рад что главную роль исполнил Кристиан Бэйл. Могу сказать с ней он справился отлично, а все потому что он не играет, он живет на экране. В целом фильм понравился, потому что он не обычный, потому что когда смотрите его, то представляете все это мысленно, все эти чувства, и еще больше дополняете его, тем самым расширяя сюжетную линию в своей голове… И вы плывете в этих воображениях, кажется глаза вам не нужны вовсе, вам достаточно слушать этот фильм и воображать.

    В заключении хочу сказать, что смотреть фильм стоит. Хотя бы потому что он очень необычный, таких фильмов очень мало. Понравится или нет, вам судить.

    7 из 10

    2 февраля 2016 | 03:17

    Есть два типа хороших режиссеров. Те, кто снимают хорошие, но разные фильмы (например, Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Питер Джексон или Роберт Земекис). И те, у которых есть свой уникальный отличительный стиль (Уэс Андерсон, Тим Бёртон, Дэвид Финчер, или Вуди Аллен), позволяющий лишь по короткому отрывку их фильма определить авторство. Терренс Малик относится ко второму типу. Однако принадлежность ко второму типу не отрицает характеристику фильмов режиссеров первого типа. Другими словами, следуя своему стилю и манере съемки, могут получаться как плохие, так и хорошие фильма. Терренс Малик снимает «свое» кино, такое, каким он его видит. Он — автор, художник-импрессионист, мыслитель, поднимающий каждый раз все более сложные философские мотивы в своих фильмах. Он все больше отходит от привычного повествования, рассказывая историю скорее не для глаз и ушей зрителей, а нацеливаясь глубже — прямиком в подсознание. Где постепенно, уже после просмотра, очередное его творение приобретает форму. Его слова — это образы, символы, планы окружающей среды. Его речь — это поток сознания. Его новый фильм — «Рыцарь кубков».

    Само название исходит из карт Таро, где карта «рыцаря кубков» символизирует молодого, привлекательного, артистичного, беззаботного и авантюрного по своей натуре человека, коим в фильме является Рик (Кристиан Бэйл). С самого начала голос за кадром повествует нам историю о неком принце, отправленным королем в Египет за прекрасной жемчужиной, однако по прибытию принцу предлагают испить из кубка, после чего тот теряет память и впадает в сон. Таким нам и предстает Рик, голливудский сценарист, погрузившийся в пучину пафосной, полной безвкусной роскоши, жизни Лос-Анджелеса. Познав всю эту помпезность, так сказать, испив из кубка, Рик серьезно поплатился. Он потерял себя. Мы видим, как персонаж Бэйла скитается по безжизненной пустоши, которая указывает на точно такую же мертвую пустоту в душе Рика. Он не знает, куда идти, что делать, кто ему нужен. Лишь шепчет за кадром: «Все те года, что я жил жизнью того, кого я не знал», подчеркивая манеру повествования Малика — обрывками фраз, произносимых за кадром (а, может быть, даже в наших головах) — и окутывая зрителя всё плотнее элегией происходящего на экране.

    Малик не изменяет себе, с первых же секунд, как только голос за кадром читает отрывок из «Путешествия пилигрима» Джона Буньяна, и камера подхватывает первые пейзажи дикой природы, сомнений не остается, что это будет стилистическое продолжение «Древа жизни» 2011-года и «К чуду» 2012 года. Но в то же время, «Рыцарь кубков» диаметрально отличается от них. В первую очередь, тем, что Терренс впервые перенес основное место действия в город, теперь нет никаких широких полей с высокой травой и рек, стремящихся вдаль, только городской декаданс, токсичные облака которого проникают в атмосферу, в людей, в их образ жизни, в их души. Рик пытается раствориться, забыться в этой помпезной бессмысленной жизни. Для девушек он словно магнит. Одна за другой сменяется, будто в калейдоскопе. Одна красивее другой, стройнее, изящнее. Девушка с красными волосами (Имоджен Путс) говорит, что «любовь не для любви, любовь для впечатлений». Но Рик уже забыл о ней, теперь он увидел сногсшибательную модель (Фрида Пинто) на светской вечеринке, где она чувствует себя лишней. Дальше — стриптизерша, предпочитающая мир фантазий, где «ты можешь быть кем угодно», обнаженная девушка на балконе, говорящая по телефону. Нам даже не показывают её лица, а нужно ли оно? А были ли у предыдущих девушек лица? Вообще, какое это имеет значение, когда твое собственное лицо лишь маска былых лет?

    Тема любви, вся её суть, была проанализирована Маликом в его предыдущем фильме «К чуду». Однако значение любви в этих фильмах совсем разное. В «К чуду» любовь представляет собой чувство, одновременно земное и божественное, единственный путь к познанию бытия. А в «Рыцаре кубков» любовь — лишь оправдание. Оправдание той пустоты в душе Рика. Она будто специально показана пошло, вымышлено, как действие на втором плане. Оттого и повторяется один и тот же диалог между Риком и очередной его девушкой: «-Как тебя зовут? — А тебя?». Любовь здесь ненастоящая, как и всё вокруг. Только воспоминания о бывшей жене (Кейт Бланшетт) на секунду позволяют почувствовать Рику хоть что-то. Сама Бланшетт, путем сурового монтажа Малика, появляется в фильме на 5 минут, как и еще одна пассия главного героя — замужняя девушка (Натали Портман). Однако игра Кейт настолько ошеломляющая, что за те 5 минут ей удалось не только раскрыть свою героиню, но и оставить лучшее впечатление, чем вся роль Бена Аффлека в «К чуду».

    Каждый персонаж олицетворяет свою карту Таро. Свой символ. Этим фильм приобретает некую структуру повествования, чего в фильмах Малика почти нет. Здесь есть главы, которые создают лишь иллюзию упорядочности. Но это все тот же поток сознания, глубочайшие мысли сменяются бессмысленными фразами. Разве мы с вами мыслим иначе? Каждый раздел полон соответствующих символов. Если в части «Свобода» мы наблюдаем за океаном, то в главе «Смерть» нам крупным планом показывают высохший и заброшенный фонтан. Вопрос лишь в том, сможет ли зритель отыскать эти символы.

    Чтобы запечатлеть умопомрачительные виды, как городских ландшафтов, так и творений природы, игры стихий, камерой управляет лучший на данный момент оператор в кинематографе — Эммануэль Любецки. Камера буквально ни на секунду не останавливается (как и жизнь в Лос-Анджелесе?). Любецки то водит нас по морскому побережью, двигая камеру в такт приливам и отливам, то на сумасшедшей скорости провозит нас по неоновым, сверкающим яркими огнями, ночным дорогам неспящего города.

    «Рыцарь кубков» — это апогей всего позднего творчества Терренса Малика. В нем прослеживаются идеи и тематика всех фильмов, снятых им в 21 веке. За что и нужно любить творчество Терренса Малика это ха то, что каждый его фильм заставляет зрителя думать, думать во время просмотра, думать после просмотра. Не о том, есть ли линейное повествование или четкий сюжет в фильме, а о том, что он хочет сообщить, передать. Чтобы зритель после просмотра сам начал задавать вопросы. А есть ли у меня цель? Есть ли куда идти? Вдруг я буду одной из тех собак, что ныряют в бассейн за мячиком, но ни у одной не получается его достать? «Рыцарь кубков» — это синтез, смесь, переплетение живописи, кинематографа, музыки, фотографии и дизайна. Совокупность художественной и философской мысли. Искусство. Его воплощение. Противоречивое, запутанное, тайное. Изящно выложенная колода карт Таро, а как её интерпретировать — дело сугубо личное для каждого.

    8 из 10

    28 июня 2015 | 13:04

    Фильм был снят в 2012-ом, но еще два с половиной монтировался. Все делалось в обстановке строгой секретности. Посмотрев, я поняла, почему. Сразу скажу, что поклонникам творчества режиссера, лучше не читать.

    Если коротко охарактеризовать фильм, то это — поток режиссерского сознания. Достаточно бредовый и бессистемный. У меня сложилось впечатление, что Малик перед съемками вдохновился приемом, описанном в рассказе Андрэ Маруа «Рождение знаменитости». Ибо фраза оттуда: «А вы видели когда-нибудь, как течет река?», — прекрасно подошла бы в качестве девиза картины. Будь я снобом, написала бы, что «Рыцарь кубков» — шедевр, сотворенный гением. А так скажу, что гений в составе съемочной группы один, оператор Эммануэль Любецки. Снова Любецки, тот самый, что работал над «Выжившим». Всяческие отсылки к Библии, старшим арканам Таро, закадровый текст, звучащий, практически, при полном молчании актеров — мишура, призванная вытащить фильм на уровень артхауса, который понятен лишь «избранным».

    «Рыцарь кубков» запомнится, как кино, где Кристиан Бэйл красиво ходит и бегает с цветочным горшком. Конечно, можно и дыру в заборе считать порталом в соседнюю вселенную, пытаться найти там нечто неизведанное, неподвластное массам, но не стоит.

    14 января 2016 | 14:19

    Долгое время независимый режиссёр, сценарист и продюсер Терренс Малик демонстрировал всему миру свою оригинальность даже вне искусства кинематографа. Первая же лента его производства «Пустоши» (1973-ий год выпуска) с Мартином Шином и Сисси Спэйсек в главных ролях, рассказывающая о путешествии убийцы с необузданным нравом и его юной спутницы, сделала Малика знаменитым на всей планете. Только ленивый критик не восхищался работой тридцатилетнего тогда постановщика. Спустя пять лет Малик снимает новую картину — в 1978-ом году на экраны выходит драма «Дни жатвы» с Ричардом Гиром, которая также оказывается обласканной критиками и зрителями тоже. И после этого Малик уходит из мира кино, спрятавшись от него на целых двадцать лет, за что получил прозвище «режиссёр-затворник». Но в 1998-ом году Малик выпускает военную драму «Тонкая красная линия», в которой снимается большое количество звёзд первой величины.

    В дальнейшем у Малика так всё и продолжилось — в его лентах с удовольствием снимались даже в крохотных ролях немало знаменитостей. А после «Тонкой красной линии» Малик стал более-менее стабильно показывать миру свои новые работы. А начиная с 2010-го года, когда режиссёр снял семейную драму «Древо жизни», его фильмы принимаю образ фэнтези, но фэнтези внутреннего, психологического, его герои практически не произносят реплик, это заменяется закадровым нарративом, где участники проектов вещают мысли своих героев. Таким образом Малик решил раскрывать психологическое состояние своих героев, так, чтобы это мог понять любой зритель, чтобы зритель смог проникнуться внутренним насыщением персонажей фильма. Также Малик начиная с того же 2010-го года начал совместную работу с оператором Эммануэлем Любецки. Да-да, тем самым оператором, который три последних года подряд берёт «Оскар» за свою работу (за фильмы «Гравитация» (2013-ый), «Бёрдмэн» (2014-ый) и «Выживший» (2015-ый)).

    В совместных фильмах с Маликом Любецки играет с камерой, делая из неё порхающую и вольно плавающую машину. Съёмка обтекает как бы героев фильма то с одного кадра, то с другого, выныривая с неожиданных сторон, кружась и танцуя. Сложная маневренность оператора привлекла своей оригинальностью в «Древе жизни», вышла на новый качественный уровень в «К чуду» (2012-ый год), но в «Рыцаре кубка» эта оригинальность сошла на нет. Если честно, то было уже совершенно безынтересно смотреть за этими манипуляциями Любецки, а таким образом и сама картина становится скучной. С ленты «К чуду» с Маликом также работает композитор из Новой Зеландии Ханан Тауншенд. К нему нет претензий — он создаёт особенный материал, который по своей атмосферности погружает внутрь показываемого кадра. Вообще музыка — это одна из сильнейших сторон всех фильмов Малика и Ханан Тауншенд не подвёл поверившего в него кинематографиста и пишет действительно правильную сопутствующую «Рыцарю кубков» музыку.

    Но жаль, что всё остальное не так совершенно. Можно взять на рассмотрение хотя бы сюжет. Да, Малик никогда не раскрывает своих карт сразу же, зритель должен сам догадаться, что же произошло или происходит с героями его фильмов. Правда, по отношению к главному герою «Рыцаря кубков» в исполнении Кристиана Бэйла загадки практически никакой нет и можно довольно быстро понять, что гложет этого человека. Но всё остальное — это совершенная сумятица, постоянно добавляющиеся персонажи, которые не несут особой какой-то ценности для фильма и, в конце концов, они просто меняют друг друга, как меняются люди в автобусе. И когда ты уже понимаешь, что там с главным героем, то остальное действие становится скучным. Я помню как в ленте «К чуду» Бен Эффлек и Ольга Куриленко привлекали своей игрой, своими образами, в «Рыцаре кубков» этого нет и в помине, есть разве что восхищение таким скопищем звёзд первой величины, даже наш Сергей Бодров тут мелькнёт, но от самой игры актёров удовлетворения не получаешь никакого.

    В общем, Терренсу Малику было бы неплохо вернуться к своим истокам, когда он снимал такие фильмы как «Пустоши» и «Дни жатвы», потому что его новая вариация постановки фильмов исчерпала себя и «Рыцарь кубков» это точно подтвердил. В фильме есть глубокомысленность, неплохая музыка, оригинальность, но в общем они вряд ли становятся каким-то привлекательным зрелищем, даже несмотря на то, что оператором картины стал сам Эммануэль Любецки.

    5 из 10

    30 апреля 2016 | 15:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>