Топ-10 российского проката за июль
- «Гипнотик» — 190,2 млн рублей
- «Жанна Дюбарри» — 176,8 млн рублей
- «Вызов» — 118,8 млн рублей
- «Кентавр» — 96,7 млн рублей
- «За Палыча!» — 80,5 млн рублей
- «Круче некуда» — 74,1 млн рублей
- «Назад к динозаврам» — 67,1 млн рублей
- «Через Москву» — 62,6 млн рублей
- «Три добрых дела» — 59,7 млн рублей
- «Дыхание» — 57,2 млн рублей
Король говорит
Одним из главных итогов минувших недель в российском прокате можно назвать впечатляющий старт драмы «Жанна Дюбарри» с Джонни Деппом в одной из главных ролей. В кинотеатрах страны фильм вышел 20 июля, и за это время картина, согласно данным ЕАИС, суммарно собрала порядка 233 млн рублей, из которых на начало проката пришлось 67 миллионов. Картина была широко представлена в отечественных кинотеатрах, поэтому легко обошла не только «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса, собравшую в 2019 году на старте 35 млн рублей, но и исторический боевик «Три мушкетера: д’Артаньян» с 42 млн рублей в первый уик-энд, который сработал хуже возложенных на него высоких ожиданий. Костюмированная история «Красотки» в декорациях Версаля и Джонни Депп в роли Людовика XV пришлись по душе отечественным зрителям. Возвращение кинокороля на большие экраны, которое сопровождалось информацией о приезде актера в Россию, оказалось удачным позиционированием для фильма и сыграло на руку, даже несмотря на наличие пиратки к началу его проката в стране.
Сказки патриотов
Удачно стартовали в прокате и отечественные релизы. Так, 7 августа фильм «Вызов» преодолел отметку в 2 млрд рублей с начавшегося 20 апреля проката. Это самый кассовый фильм, показанный в российских кинотеатрах не в новогодние праздники, и второй по сборам релиз 2023 года после «Чебурашки». Кроме того, «Вызов» стал седьмым российским фильмом, которому поддалась отметка в 2 млрд рублей.
Патриотическая картина «За Палыча!» заработала 70 млн рублей, несмотря на низкий интерес публики к комедийным релизам в минувшие несколько месяцев. Наибольший интерес ВДВ-комедия вызвала у регионального зрителя, чему способствовало промо на телеканале «Россия 1». Поспособствовал и релиз 27 июля — прямо перед днем Воздушно-десантных войск, 2 августа.
Семейная картина «Баба-яга спасает мир», стартовавшая в августе, на фоне отсутствия конкурентов также смогла собрать 96 млн рублей в начале проката, едва не пробив отметку в 100 миллионов. Благодаря такому результату сказочный релиз однозначно входит в топ-20 стартов в российском прокате в 2023 году. В целом, по данным из рассылки «Бюллетеня кинопрокатчика», результат нынешнего июля оказался лучше того же месяца в 2022-м на 51,5%, увеличив общую кассу до 1,6 млрд рублей. Есть прирост и относительно июня 2023-го — на 7,7%. Несколько оживить кинотеатральный прокат в августе может мультфильм «Леди Баг и Супер-кот: Пробуждение», хотя у самих кинотеатров ожидания от последнего месяца этого лета весьма сдержанные.
Никакого «Барбигеймера»
По итогам июля лидером отечественного кинопроката стал «Гипнотик» Роберта Родригеса с Беном Аффлеком в главной роли, заработавший за месяц 190,2 млн рублей. Узнаваемое лицо в совокупности с широким присутствием в кинотеатрах позволили релизу попасть в пятерку самых кассовых боевиков в российском прокате в 2023 году. Для сравнения: боевик «Крушение» с Джерардом Батлером, выходивший в кинотеатрах страны в начале 2023 года, заработал 163 млн рублей.
В первую десятку месяца вошли также короткометражные фильмы «Через Москву» и «Три добрых дела», за которыми в действительности прячутся голливудские релизы (их показывают в рамках предсеансового обслуживания). И нет, это не «Барби» и «Оппенгеймер». Под личиной российских короткометражек прячутся новые «Трансформеры» и «Флэш». За минувший месяц эти релизы суммарно заработали не менее 122 млн рублей.
Что касается «Барбигеймера», то до российского зрителя эта лихорадка дойдет не скоро. В ближайшие месяцы мы останемся без пиратских показов «Барби» и «Оппенгеймера». Ранее Кинопоиск рассказывал, почему так произошло (если вкратце, пираты поругались с пиратами, и копий теперь нет). Российские СМИ распространяют информацию, что «Барби» и «Оппенгеймер» могут попасть в кинотеатры страны из Армении, не дожидаясь премьеры на легальных площадках, но есть большие сомнения в своевременности таких релизов осенью и окупаемости этих копий для кинотеатров.
Топ-10 американского проката за июль
- «Барби» — 366,4 млн долларов
- «Оппенгеймер» — 181,4 млн долларов
- «Звук свободы» — 151,3 млн долларов
- «Индиана Джонс и колесо судьбы» — 143,9 млн долларов
- «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» — 140,5 млн долларов
- «Астрал 5: Красная дверь» — 78,5 млн долларов
- «Элементарно» — 64,6 млн долларов
- «Человек-паук: Паутина вселенных» — 47,1 млн долларов
- «Особняк с привидениями» — 26,4 млн долларов
- «Без обид» — 26,1 млн долларов
В первый уик-энд августа «Барби» продолжила уверенное шествие в мировом прокате, заработав 1 млрд долларов — это второй после «Братьев Супер Марио в кино» проект, преодолевший миллиард в 2023-м, а также пока самый успешный релиз Warner Bros. этого года. Соседствующий с ним «Оппенгеймер» перевалил через отметку в полмиллиарда, собрав в мире 552 млн долларов. Теперь релиз занимает пятое место среди самых кассовых проектов Кристофера Нолана.
Другие блокбастеры не смогли выдержать напор «Барбигеймера». В американском прокате «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая», учитывая ранний релиз 12 июля, заработала на старте 78,8 млн долларов. Этот не самый выдающийся результат для франшизы вряд ли соответствует ожиданиям студии, которая рассчитывала приблизиться к результату «Топ Гана» — 160 млн долларов на старте за праздничную четырехдневку. Уже во вторую неделю проката сборы боевика обвалились на 65%, и в настоящий момент релиз едва преодолел результат в 150 млн долларов при производственном бюджете в 290 млн долларов.
Июльские титаны несколько помешали проекту «Индиана Джонс и колесо судьбы» поработать на длинную дистанцию: проект появился в кинотеатрах США 30 июня, в праздничный уик-энд, и заработал за пять дней лишь 60 млн долларов. Для сравнения: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» в 2008 году в первую пятидневку собрали 151 млн долларов. Сейчас на счету у новинки 170 млн долларов в домашнем прокате, что, конечно, выше результата «Миссии», но все еще меньше итога предыдущего фильма франшизы в 317 млн долларов. Можно предположить, что при другом конкурентном окружении релизы сработали бы лучше.
Десятку лидеров замыкает комедия «Без обид» с Дженнифер Лоуренс в главной роли. Проект с возрастным рейтингом R заработал за все время американского проката 50 млн долларов при производственном бюджете в 45 млн долларов. В премьерный уик-энд фильм собрал 15 млн долларов, что несколько ниже другой комедии режиссера Джина Ступницки — «Хорошие мальчики». Но даже при таком раскладе «Без обид» продержался в топ-10 с минувшего месяца.
Американский прокат оживает
Если рассматривать отдельно американский бокс-офис, с января по август 2023 года размер местного кинотеатрального рынка составил 6 млрд долларов, что на 22% больше аналогичного периода минувшего года. Кроме того, первые выходные августа 2023-го сработали на 20% лучше тех же выходных 2019 года, когда прокат возглавлял «Форсаж: Хоббс и Шоу».
Сейчас американский прокат постепенно восстанавливается. О рекордной выручке за всю историю существования, установленной с 21 по 27 июля, заявила крупнейшая американская киносеть AMC, а киносеть Cinemark во втором квартале 2023 года увеличила выручку до 942 млн долларов (+27% относительно того же периода 2022-го). Однако подъем может продлиться недолго: из-за забастовки голливудских актеров и сценаристов уже остановлены съемки кинокомикса «Дэдпул 3», производство «Венома 3», также на неопределенный срок из графика релизов выпало продолжение мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных», а сиквел «Плохих парней» переехал на 2024 год — это лишь немногие проекты, которые стали жертвой стачки.
Вестник забастовки: сценаристы и продюсеры встретились
4 августа Гильдия американских сценаристов и Альянс продюсеров провели первую встречу в рамках забастовки, которая началась в мае 2023 года. В число требований сценаристов входят, например, изменение размера минимальной зарплаты и авторских отчислений и введение минимального числа сотрудников в сценарных комнатах, однако на первом этапе переговоры ни к чему не привели — требования не были одобрены Альянсом продюсеров. При этом сценаристы отмечают, что продолжат протестовать вместе с Гильдией актеров, даже если достигнут сделки с продюсерами.
Забастовка сценаристов длится более трех месяцев, в июле к ним присоединились актеры, и при таком раскладе стачка продлится дальше. Ведущие голливудские актеры, в числе которых Мэрил Стрип, Николь Кидман, Леонардо ДиКаприо, Бен Аффлек, пожертвовали по 1 млн долларов протестующим сценаристам и актерам. Ожидается, что в ближайшее время переговоры возобновятся, но пока индустрия довольствуется лишь анонсами об остановке съемок и переносах фильмов в графике релизов, а студии уже несут убытки, в частности из-за простоя съемок.
Автор: Виолетта Палий
Фото: Alexi Rosenfeld / Getty Images