Бурный сентябрь: Как поднять российское кино?

Обсудить0

КиноПоиск подводит итоги месяца.

Квотирование: Нужно ли законодательно обязывать показывать российское кино?

Выделяемые Фондом кино и Министерством культуры средства практически не возвращаются государству. Если взять сборы всех фильмов в прокате, то на долю российской кинопродукции в 2012 году приходится, по последним прогнозам, около 16—18 % сборов. Для сравнения: во Франции показатель французского кино в прокате в 2011 году составляет 41,6 %.

Именно планки в 18 % будут придерживаться в правительстве. Если оборотная доля кассовых сборов опустится ниже, то будут приниматься соответствующие меры, которых на данный момент две. Первая — отмена льготного финансирования на производство лент и отмена 0%-ного НДС для кинотеатров в отношении билетов на иностранные фильмы, что приведет к росту цен на билеты. Вторая — квотирование.

Европейское кино ближе по ментальности к российскому, чем американское
Чиновники считают, что проблему можно решить, дав отечественному кино фору перед западным уже в кинотеатре. То есть дать российскому кино больше сеансов. А поскольку кинотеатры — это предприятия коммерческие, рисковать по собственной воле они не будут, то можно их обязать брать российские картины на установленное законом минимальное число сеансов. Затея большинству самих кинематографистов и владельцев кинотеатров кажется не самым адекватным решением, но Министерство культуры другого мнения.

На прошедшем 17 сентября заседании правительственного совета по кино Дмитрий Медведев спросил Владимира Мединского о том, какая мера ему кажется на данный момент наиболее действенной. Последний назвал квотирование, которое поможет избежать дополнительной дороговизны билетов. Тем не менее меры по поддержке отечественного кино будут обсуждаться до конца года.

Чиновники часто ссылаются на «мировой опыт»: по их мнению, квоты на показ национального кино есть во Франции. На самом деле ничего подобного во Франции нет.

Впрочем, не все согласны с тем, что квоты — это плохая идея. Юрий Грымов у себя в блоге на сайте радио «Эхо Москвы» написал, что квоты нужны, только российское кино должно оккупировать не 30 % сеансов, как предлагают в правительстве, а 40 %. «Но в эти 40 % на первом этапе должно входить европейское кино, поскольку российское кинопроизводство не обеспечит заполнение квоты. Европейское кино ближе по ментальности к российскому, чем американское», — считает режиссер.

«Дорожная карта»: Чего продюсеры хотят от государства?

Режиссеры и продюсеры давно поняли, что не стоит ждать решений государства и нужно предлагать свои. Тимур Бекмамбетов, Сергей Сельянов, Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Леонид Верещагин и их коллеги подготовили проект «дорожной карты» развития отечественного кино. Разработка документа началась в июле этого года, когда новое руководство Министерства культуры вышло на связь с кинематографистами. По мнению продюсеров, не самую радужную ситуацию способны исправить снижение цен на билеты, установка единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) в кинотеатрах, льготы на промоушен фильмов и развитие проката в регионах.

28 сентября с авторами «дорожной карты» встретился отвечающий в Министерстве культуры за кино Иван Демидов. Встреча в каком-то смысле знаковая: министерство дает понять, что к голосам экспертов будет прислушиваться и с их предложениями работать. Однако «дорожная карта» не станет сама по себе законом, а лишь поводом для обсуждения и внесения поправок в законы существующие.

Если билет в кинотеатр на российский фильм будет стоить в два раза дешевле, то людей придет больше
Одну из самых свежих идей внес на совещании с Демидовым Тимур Бекмамбетов. Не секрет, что многих отпугивает высокая цена на билеты, и зритель побаивается тратить деньги на отечественный продукт. Бекмамбетов предложил дотировать зрителя, поощряя его смотреть именно российское кино. Например, с помощью системы льготных абонементов. «Если билет в кинотеатр на российский фильм будет стоить в два раза дешевле, то людей придет больше», — считает Бекмамбетов. Эта мера может быть отчасти альтернативой квотированию, которое предлагает ввести Владимир Мединский.

Проблему низких сборов может решить и более четкий контроль за кинотеатрами, которые утаивают часть вырученных средств, считают продюсеры. Поможет в этом субсидирование кинотеатров на установку системы электронного кинобилета, которая позволит отслеживать все проданные билеты через сеть.

Участники встречи напомнили Демидову и его коллегам по Минкульту, что государство не занимается комплексной медийной поддержкой национального кино, выделяя средства на рекламные кампании уже на стадии завершенного проекта. Эффект от таких припарок получается не самым удачным. Отсутствует институт звезд, а зрителям по большому счету все равно, кто снялся в том или ином российском фильме.

Министерство услышало продюсеров и намерено уже этой осенью провести еще несколько рабочих встреч с экспертами. Понятно, что те нововедения, которые потребуют бюджетного финансирования, скорее всего, будут отложены на 2014 год, ведь в бюджет на будущий год внести экстренные поправки уже не получится. Так что масштабных законодательных перемен стоит ждать только через год.

Субсидии: Куда готово направить деньги государство?

У российского кино есть два государственных канала финансирования. Фонд кино распределяет 2,2 млрд рублей между десятком студий-мейджоров, еще 1,5 млрд выделяются на социально значимые проекты, а около 0,2 млрд уходит на поддержку участия российских фильмов в международных кинорынках и фестивалях. Министерство культуры России выделяет свои небольшие гранты на авторские и экспериментальные проекты, а также на детские и юношеские фильмы.

В конце сентября стало известно, кому собирается выделить деньги Минкульт. Среди проектов, которые получат финансирование, новый фильм режиссера «Овсянок» Алексея Федорченко, экранизация подросткового романа Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» Ольги Каптур, киноверсия спектакля Виктора Шамирова «Игра в правду», комедия Романа Каримова о двух подмосковных ребятах «Провинциалы», полнометражный фильм победительницы конкурса студенческих фильмов Каннского кинофестиваля Таисии Игуменцевой и режиссерский дебют известного оператора Михаила Кричмана. Всего экспертный совет при министерстве выбрал 27 проектов из 138 заявок.

Фонд кино распределяет 2,2 млрд рублей между десятком студий-мейджоров, еще 1,5 млрд выделяются на социально значимые проекты, а около 0,2 млрд уходит на поддержку участия российских фильмов в международных кинорынках и фестивалях.

В экспертный совет Министерства культуры входят чиновники Иван Демидов и Вячеслав Тельнов, продюсеры Роман Борисевич, Александр Акопов, Евгений Гиндилис, Наталья Мокрицкая, Дмитрий Рудовский и Сабина Еремеева, режиссеры Алексей Учитель, Алла Сурикова, Николай Хомерики, Вера Сторожева, Александр Миндадзе, Алексей Федорченко, Павел Лунгин и многие другие.

В 2013-м Министерство культуры решило ввести новый вид поддержки проектов. В начале года ведомство объявит конкурс киносценариев на заданные темы. Это идея министра культуры Владимира Мединского, которую он озвучил во время заседания правительственного совета по развитию российского кино 17 сентября. Правда, наиболее актуальные для кино темы Минкульт будет определять не самостоятельно, а при помощи общественного совета и открытого голосования. А заявки будут рассматривать независимые эксперты-профессионалы. Финансировать реализацию десятка проектов, победивших в конкурсе, будут и через Фонд кино, и через гранты Минкульта. Что из этого получится, увидим ближе к ноябрю 2013-го, когда появятся первые победители.

«Ленфильм»: Спасать нельзя бросать

Судьба одной из старейших студий страны была у всех на устах уже давно. «Ленфильм» из-за акционирования потерял в середине нулевых права на золотую коллекцию своих фильмов. Так студия лишилась важного источника средств. Павильоны не ремонтировались, помещения находились в плачевном состоянии. Когда коммерческие структуры предлагали создать партнерство и инвестировать в ремонт и развитие студии, руководство и общественный совет пугались отъема площадей «Ленфильма» в центре Санкт-Петербурга. Наконец, когда угроза навязанного партнерства отпала, а убытки остались, решение приняло Министерство культуры.

Минкульт согласился с концепцией, которую предложил действующий совет директоров студии, возглавляемый Эдуардом Пичугиным. Эта концепция предполагает инвестировать в развитие студии 1,5 млрд рублей при сохранении студии в госсобственности. При этом съемочные павильоны должны переехать в здание в Сосновой Поляне, а помещения в центре Петербурга перепрофилируют для оказания услуг постпродакшна. Для финансирования всех этих новшеств студия должна взять коммерческие кредиты и привлечь частных партнеров. Другую концепцию, дороже на полмиллиарда, представлял член общественного совета студии, продюсер Андрей Сигле — ее министерство отклонило.

«Ленфильм» из-за акционирования потерял в середине нулевых права на золотую коллекцию своих фильмов. Так студия лишилась важного источника средств.

Нужно ли вообще возрождать «Ленфильм»? Этот вопрос не кажется странным, например, Карену Шахназарову. По его мнению, если студия не пользовалась спросом и не сумела выжить в рыночных условиях, то очередные инвестиции (а уж тем более субсидии от государства, если они будут предоставлены) ей не помогут. И держаться за бренд, созданный во времена СССР, нет смысла. Действительно, для государства самым простым решением было бы студию закрыть, а ценную землю продать. Но «накопленный за годы творческий потенциал», по словам Владимира Мединского, Министерство культуры хочет «сохранить и развить». Правда, не очень ясно, подтверждены ли эти планы какой-то аналитикой и расчетами.

Новый совет директоров «Ленфильма», который будет утвержден в октябре, займется воплощением в жизнь концепции по возрождению студии. Одного частного партнера — АФК «Система» — студия уже упустила как раз из-за страхов потерять контроль над «Ленфильмом». Компания просто отказалась от своего предложения. Теперь новому руководству предстоит искать других частных инвесторов. Минкульт предложил в качестве председателя совета директоров кандидатуру Федора Бондарчука, который недавно запустил в Подмосковье другую студию — «Главкино». Режиссер согласился, но официального объявления пока не было.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

29 апреля18
13 апреля33
1 марта0
22 февраля5

Главное сегодня

Вчера3
Вчера2
Вчера2
Вчера7
Вчера0
30 апреля1
30 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации