Колоссальный гедонист. Лишний Дон Жуан. Худрук и президент. Александр Ширвиндт

Обсудить0

15 марта умер легендарный актер советского кино и конферанса, звезда, худрук и президент московского Театра сатиры, артист, которому всегда были малы рамки нашего кино и сцены. О том, почему столь масштабная фигура долгое время была лишней в любой советской пьесе и что скрывалось под надетой им маской остряка-бонвивана, рассказывает театровед Лилия Шитенбург.

Лилия Шитенбург

Театровед, кино- и театральный критик, автор книг «Алан Рикман. Творческая биография», «Макс фон Сюдов», «Труппа Ее Величества»

«Колоссально!» — «С ума сойти!» — «Это просто невозможно сформулировать!» — пищали три взволнованные девицы, разглядывая выпавшую из любовного письма фотокарточку молодого брюнета с многообещающе нежным овалом лица и прекрасными темными глазами.

Так на киноэкране в 1956 году дебютировал 22-летний Александр Ширвиндт. В роли красавца-певца, по недоразумению встретившегося на пути простой советской девушки, которая обречена была найти счастье с неким Канарейкиным. А из Ширвиндта Канарейкин получиться никак не мог. Слишком хорош, чтобы быть правдой. Тем более правдой соцреализма. «Можно в вашем лице поцеловать великое русское искусство?!» — с надеждой не унимались поклонницы. «Спасибо, не стоит!» — произносил жгучий брюнет с комически невозмутимой интонацией, которая осталась с ним навсегда.

«Она вас любит»

Быть колоссальным в послевоенном мире простых рабочих парней и фабричных девчонок без адреса автоматически означало быть чужим. Тут даже происхождение (оказывается, не только еврейское, но еще и немецкое) не стоит упоминать, даже интеллигентность не главная помеха — довольно одних глаз, романтического чуба и мальчишеского ехидного оскала как раз там, где должна была бы быть открытая пролетарская улыбка. После Щукинского училища он пришел в театр имени Ленинского комсомола — еще совсем не захаровский «Ленком». Десять лет театральной карьеры — просто беда: сплошные вводы, персонажи, называемые «парень», «глашатай», «диктор», дивные советские пьесы «Товарищи-романтики», «Друзья-сочинители» и «Вам 22, старики!» (это все разные сюжеты: ромком о целине, стилизация под старинный водевиль, комедия о физиках). В 1962-м наконец Гамлет, но в пьесе по повести некоего Аугусто Куссани «Центр нападения умрет на заре» про аргентинский футбол.

Однако «центр нападения» умирать на заре и гибнуть на вводах в расцвете творческих сил решительно отказался. На пятом этаже московского Дома актера возник, как говаривал Ширвиндт, «вольер для интеллигенции»; клуб, куда для отдыха от высокого искусства и цензуры госбезопасности приходили острить, играть скетчи, пародировать коллег, импровизировать, временами петь матерные частушки — словом, выпускать пар — и народные артисты, и любимцы публики, и начинающие авторы Аркадий Арканов и Григорий Горин. Это было место друзей и для друзей. Михаил Державин, Андрей Миронов, Михаил Козаков, Майя Менглет, Анатолий Адоскин, Всеволод Ларионов — те, кто непосредственно участвовал в этих проказах. Там Александр Ширвиндт придумал все, что впоследствии составит его телевизионную славу. Там, среди бесчисленных «обвязок» и прочих кунштюков насмешливого конферанса, сочинил свою вальяжную манеру светского фата, отточил мурлыканье и томное урчание на баритональных низах, освоил великое искусство тайминга (заграничное!), то есть умение рассчитать паузу или вписаться на полувздохе в реплику партнера.

Ему было уже за тридцать, когда театр наконец разобрался, к чему все это богатство применить. В 1963-м в театр Ленинского комсомола пришел работать Анатолий Эфрос, и в репертуаре Александра Ширвиндта появились персонажи Чехова (сыграл в «Чайке» Тригорина), Брехта, Радзинского. Случился и казус — как раз такой, о каких потом рассказывают тонну актерских баек и анекдотов: Ширвиндт сыграл нацистского генерала Гудериана. Спектакль назывался «Каждому свое» — как тут было не иронизировать?

Леонид Каневский и Александр Ширвиндт в спектакле «Мольер», 1967 год
Екатерина Градова и Александр Ширвиндт в спектакле «Чудак», 1980 год

Перед самым уходом из «Ленкома» Эфрос поставил своего первого «Мольера» (то есть булгаковскую «Кабалу святош»). Так впервые Александр Анатольевич оказался в Пале-Рояле. Тогда в роли Людовика, «короля-солнца»; кто еще мог так милостиво махать комедиантам изнеженной лапкой и тянуть капризное «Господин аббат, от меня, кажется, чего-то требуют»?

Эфрос твердо пообещал ему Дон Жуана. Особенного, мольеровского, который не столько соблазнитель, сколько богоборец, верующий «только в то, что дважды два — четыре». Ширвиндт ушел вслед за режиссером в театр на Малой Бронной, но той самой роли не случилось. У Эфроса были уже планы на другого актера. Зато он вернул долг своеобразным способом, дав Ширвиндту роль пусть и не главную и даже, кажется, не вошедшую в канон его самых популярных ролей, зато определяющую, объясняющую внутреннее устройство этого актера лучше и точнее, чем остальные. В шекспировской комедии «Как вам это понравится» Ширвиндт сыграл Жака-меланхолика. Пока аристократическая детвора носится по Арденнскому лесу в поисках любви, а герцоги и графы делят власть, одинокий Жак тихонько грустит на полянке. Зато каждое слово из его печальных размышлений знает любой человек театра, ну хотя бы несколько: «Весь мир — театр, // Мужчины, женщины, все люди в нем — актеры, // У них свои есть выходы, уходы, // И каждый не одну играет роль…» Эфрос разглядел в Ширвиндте эту отдельность, одиночество даже в кругу своих, печаль о несбывшемся.

Зато в «Ромео и Джульетте» привычный ход вещей был восстановлен, и Ширвиндт, разумеется, играл Герцога (снова небольшая роль, присутствие над сюжетом). Вероятно, брата-близнеца другого герцога, о котором шекспировская Беатриче говорила: «Выйду за вас, только если у меня будет муж на будние дни. Ваше Высочество слишком драгоценны, чтобы носить вас каждый день».

Спектакль Театра сатиры «Чудак», 1980 год

Впрочем, мольеровского Дон Жуана у Эфроса Александр Ширвиндт все-таки сыграл в телеспектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», где Мольером стал Юрий Любимов, а Людовиком — Леонид Броневой. Ширвиндтовский Дон Жуан был пухлощеким красавцем с изящной эспаньолкой, циником, пресытившимся даже собственным цинизмом. Он был поистине неутомим в своих естественнонаучных опытах: «Желал бы, чтобы существовали еще и другие миры, где я мог бы продолжить свои победы!» А иначе никак, останавливаться нельзя, остановиться — значит не просто умереть, но сгинуть без следа и смысла; знаменитое деревянное колесо из старого спектакля крутилось беспощадно. Это был глухой, застойный 1973 год, и Дон Жуан с его безнадежным «дважды два — четыре» был его героем.

После Малой Бронной был Театр сатиры более полувека. Ширвиндт служил там актером, режиссером, драматургом, худруком, в последние годы даже президентом. В легендарной «Женитьбе Фигаро» его граф Альмавива неотразимо ленился, топал ножкой в белом чулке, досадуя на дерзкого слугу — любимого друга Андрея Миронова — за то, что тот какими-то дьявольскими ухищрениями принудил его к состязанию в остроумии (это так утомительно!). Граф утешался в обществе дам и тащил ночью в беседку сомлевшую графиню, обогатив лексикон театралов на ближайшие десятилетия неотразимо фривольным: «Да что мы, читать, что ли, собираемся?!»

Потом был министр-администратор в «Обыкновенном чуде», Добчинский в «Ревизоре», Молчалин, Гектор в «Доме, где разбиваются сердца», трагик в горинском «Счастливцеве-Несчастливцеве», множество больших и маленьких ролей в современных комедиях и спектаклях-концертах.

Михаил Державин и Александр Ширвиндт в спектакле «Ревизор», 1974 год

В 2009-м Ширвиндт сам стал Мольером в той же булгаковской пьесе; теперь он был главным держателем труппы и худруком в родном Театре сатиры.

А в кино и на телевидении Ширвиндт прочно занимал амплуа тех самых «слишком драгоценных» мужей выходного дня. Все эти шермеры-майоры («Небесные ласточки»), страстные антрепренеры-итальянцы («Принцесса цирка»), невозмутимые сибариты («Трое в лодке, не считая собаки»), коварные изменщики («Самая обаятельная и привлекательная»). В рязановском «Вокзале для двоих» роли для Ширвиндта и вовсе не было, режиссер предложил ему придумать что-нибудь самому. И тот придумал опустившегося сонного пианиста Шурика в привокзальном ресторане с коронной репликой «Что ты мне этот стюдень накладываешь?»

«Живем мы что-то без азарта…» — через губу и, кажется, не вынимая сигареты изо рта, напевал Шурик. Это были ранние 1980-е, «стюдень» был главным содержанием времени. Александр Анатольевич спасался от него друзьями и иронией, занимался конферансом в телепередачах, вел «Утреннюю почту» и «Голубой огонек», «Театральную гостиную».

«Самая обаятельная и привлекательная»
«Вокзал для двоих»

Он обладал внешностью баловня судьбы, за что простодушная публика слишком часто отказывала ему в драматизме. Тем ценнее в его актерском наследии роли атипичного Ширвиндта, те, где из-под благодушной маски многоопытного гедониста проглядывали грусть, отчаяние, раннее разочарование (в узком кругу его прозвищем и было Маска). Конечно, студент Гнесинки в фильме «Приходите завтра», очаровательный юный нахал, авторитетно представившийся Фросе Бурлаковой: «Я — Константин Сергеевич Станиславский!» — это останется навсегда. Но секунды, когда Татьяна Доронина в «Еще раз про любовь» поет про то, как «кораблик оказался из газеты вчерашней», а у легкомысленного Феликса дрогнет лицо, вдруг обнажив изнанку отчаянно непобедительного бытия, или неожиданно мечтательно прояснившееся от чужой любви лицо Павлика в «Иронии судьбы» — это из настоящего, актерского, сбывшегося не до конца.

«Сегодня перевоплощение подменено непосредственностью», — писал Александр Ширвиндт в своей последней книжке (а он был литератор, хоть и отрицал). Сам он, способный импровизировать на сцене текст с ходу, в своем актерском мастерстве таких подмен никогда не позволял. С его уходом рушится едва ли не последний, давно находящийся в осаде бастион благородного старомодного артистизма, щедрого лицедейства, язвительного каботинажа, прячущего за маской горький смех над твердолобой глупостью.


Фото: Persona Stars / 048 / Legion-Media, Коньков Александр / ITAR-TASS, Малышев Николай / Фотохроника ТАСС, Строков Михаил / ITAR-TASS

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

Вчера2
Вчера3
26 апреля3
25 апреля0

Главное сегодня

26 апреля3
26 апреля1
26 апреля5
Вчера0
26 апреля2
Вчера11
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации