Критики ликуют, но не все. «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — его «Список Шиндлера». Что получилось, а что не очень?

Обсудить0

После «Барби» мы наконец-то дождались отзывов прессы и на «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — его, кажется, самую важную работу в карьере. Главной звездой фильма оказался Роберт Дауни-мл., а сам режиссер удивляет большим количеством диалогов.

О чем это

«Оппенгеймер» рассказывает о жизни «отца атомной бомбы», научного руководителя «Манхэттенского проекта» Роберта Оппенгеймера. Сюжет картины охватывает четыре десятилетия из жизни ученого и касается всех самых важных событий в его биографии, в том числе первых испытаний бомбы на полигоне в Лос-Аламосе и закрытых сенатских слушаний, на которых физика обвинили в симпатиях коммунистам и лишили секретного допуска к американской ядерной программе.

«Оппенгеймер» — самый длинный фильм в карьере Нолана, его продолжительность составляет три часа. И это неудивительно, ведь литературной основой картины стала книга «Триумф и трагедия Американского Прометея» — объемный, детализированный 800-страничный труд, над которым его авторы Мартин Шервин и Кай Бёрд работали четверть века. В 2006 году книга завоевала Пулитцеровскую премию в номинации «Лучшая биография или автобиография».

Картина не обошлась без нескольких стилистических находок. Сценарий «Оппенгеймера» написан от первого лица, а в самом фильме цветные кадры чередуются с черно-белыми, имитирующими документальную хронику тех лет. В цвете показана жизнь самого Оппенгеймера, а в черно-белом — сцены слушания, на котором Льюиса Штраусса, человека, виновного в падении Оппенгеймера, утверждали на пост министра торговли.

Роберта Оппенгеймера играет Киллиан Мёрфи («Острые козырьки»), Льюиса Штраусса — Роберт Дауни-младший («Железный человек»). Кроме того, в фильме снялись Мэтт Дэймон («Марсианин»), Флоренс Пью («Черная Вдова»), Эмили Блант («Девушка в поезде»), Рами Малек («Мистер Робот»), Кеннет Брана («Убийство в Восточном экспрессе»), Джош Хартнетт («Счастливое число Слевина»), Кейси Аффлек («Манчестер у моря») и Джек Куэйд («Пацаны»).

Что пишет пресса

Активно использует слово «самый». Если верить СМИ, «Оппенгеймер» — самый классный (AV Club), самый амбициозный (Atlantic), самый нолановский (IndieWire) фильм Нолана с самым впечатляющим актерским составом (Empire) в его карьере. «Нужно отметить, что Нолана всегда восхищали люди, разрывающиеся между субатомными частицами личных амбиций и огромными космическими силами нашей Вселенной, — пишет Дэвид Эрлих из IndieWire, — и Роберт Оппенгеймер, пожалуй, первый человек, который на самом деле жил в той единственной версии истории, которую всегда хотел рассказывать Кристофер Нолан».

Называет картину нолановским «Списком Шиндлера». «Кажется, Нолан достиг своего „Списка Шиндлера“ — перехода к смертельно серьезному, зловеще резонансному, взрослому материалу», — отмечает Empire.

Подчеркивает очередной нелинейный подход к сюжету. «Как он часто это делал за свою карьеру, Нолан выбирает нелинейный подход к сюжету, — предупреждает AV Club. — Фильм четко и изящно скачет между ключевыми моментами в жизни Оппенгеймера, начиная с дня, когда он встретил свою будущую жену Китти, и заканчивая моментом его прибытия в Институт перспективных исследований в Принстоне и, разумеется, запуском „Манхэттенского проекта“, который и подарит жизнь первой ядерной бомбе». «Оппенгеймер действительно прыгает по хронологии, переключаясь между линейным рассказом о жизни Роберта, начиная с его университетских дней, сенатскими слушаниями 1954 года, срежиссированными обиженным Льюисом Штрауссом, и еще одними слушаниями 1959 года, посвященными утверждению самого Штраусса на должность министра торговли», — добавляет Vulture.

Эмили Блант и Киллиан Мерфи

Фильм не про бомбу. «„Оппенгеймер“ существует не для того, чтобы продемонстрировать мощь бомбы, — пишет Ричард Лоусон из Vanity Fair. — Нолана больше заботит то, что случилось с Оппи после войны. Последняя четверть картины практически полностью посвящена политическим махинациям, превращая происходящее из масштабного эпика „что-же-я-натворил“ в запутанный закулисный триллер в духе Аарона Соркина».

Почти целиком состоит из диалогов. «В картине есть академические перепалки между физиками-теоретиками, пишущими на доске ядерные уравнения; беседы на повышенных тонах между американскими политиками и военными лидерами о Второй мировой войне и судьбе страны в случае победы нацистов; краткие, но насыщенные обмены мнениями на слушаниях и заседаниях Конгресса в попытках отсеять слухи и догадки, чтобы определить верность этих ученых Соединенным Штатам. Нолан редко тормозит, чтобы позволить своему герою, сыгранному Киллианом Мёрфи, по-настоящему о чем-то подумать», — отмечает Atlantic.

Нолан впервые в карьере показывает секс. «„Оппенгеймер“ временами высекает искры эротического жара, прежде невиданные в его фильмах», — подмечает Los Angeles Times. «Режиссер впервые в карьере показывает секс-сцены с длительной обнаженкой», — соглашается Empire. «Впрочем, не обольщайтесь слишком сильно, — предупреждает Jezebel, — вся „длительная обнаженка“ ограничивается грудью Флоренс Пью, которая скачет на Мёрфи в позе наездницы, а затем они заканчивают, и мы становимся свидетелями всей гениальности ума Оппенгеймера, когда он по просьбе своей любовницы вслух зачитывает ей отрывки из „Бхагавадгиты“ на санскрите».

Флоренс Пью и Киллиан Мерфи

За что хвалят

За впечатляющую актерскую игру. «Игра Киллиана Мёрфи впечатляет, так же как и его кастинг на эту роль, — пишет Дэвид Эрлих из IndieWire. — Его Оппенгеймер скорее художник, чем физик, редкий человек науки, которого бог мог бы принять за пророка». «Роберт Дауни-младший выдает один из лучших перформансов за долгие годы, Пью и Блант прекрасны, а Мэтт Дэймон крадет каждую сцену со своим участием в роли генерала Лесли Гроувза, военного руководителя „Манхэттенского проекта“», — перечисляет AV Club. «Самая выдающаяся роль в фильме — это Роберт Дауни в роли Льюиса Штраусса», — считает Guardian.

За сцену взрыва. «Это одна из самых ослепительных, отрезвляющих, моментально завоевавших культовых статус сцен, которые вы увидите в кино в этом году», — подытоживает IndieWire. «Однако, — добавляет Эрлих, — еще более жгучими оказываются последствия взрыва: Оппенгеймер вынужден отказаться от контроля над своей драгоценной „штучкой“ и вместе со всеми остальными сидеть возле радио, чтобы узнать о том, что случилось, когда ее применили на практике».

За музыку, монтаж и операторскую работу. «Нолану значительно помогают его прилагающие все силы соавторы, начиная с великолепной кинематографии Хойте ван Хойтемы, запечатлевшего все от снегов Нью-Мексико до черно-белых слушаний в Сенате, и заканчивая обжигающей неустанной музыкой Людвига Горанссона, которая заставит вас прочувствовать каждый удар», — пишет AV Club. «Безупречному нолановскому контролю над тоном и напряжением неизмеримо помогают ловкий монтаж Дженнифер Лейм и необычайно мощный саундтрек Людвига Горанссона, — добавляет Guardian. — В сочетании с потрясающим звуковым оформлением музыка придает фильму лихорадочную энергию, которая не утихает, отражая нервную внутреннюю жизнь главного героя».

Киллиан Мерфи

За что ругают

За то, что Нолан не пускает в голову персонажей. «Несмотря на то, что большую часть трехчасового хронометража Нолан показывает крупный план лица Мёрфи, он редко позволяет нам представить, что происходит за этими мраморно-голубыми глазами, не говоря уже о возможности увидеть происходящее этими глазами. В результате получается фильм, одновременно необычайно захватывающий и разочаровывающе тупой, излишне детализированный камерный фрагмент, работающий на энергии суперколлайдера, — пишет IndieWire. — „Оппенгеймер“ страдает от непримиримого разрыва между формой и функцией, потому что, не пользуясь преимуществами снов и астральных библиотек, Нолан понятия не имеет, как драматизировать то, что он не знает. Парадокс, влекущий его к Оппенгеймеру, — та же самая сила, что удерживает картину на расстоянии».

За то, что плохо передает последствия ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. «Как только „Оппенгеймер“ минует свой ядерную кульминацию, из фильма исчезает определенная напряженность», — отмечает Variety. «Нолану не удается передать всю тяжесть креста, который ложится на плечи Оппи после взрыва бомбы, — развивает мысль Дэвид Эрлих из IndieWire. — Фильм становится досадно расплывчатым в тот самый момент, когда кажется, что он собирается посчитаться с уникальным бременем гениальности его героя. Мы не видим бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, потому что их не видел Оппенгеймер. Но по этой логике мы хотя бы должны быть причастны к его мыслям, какими бы противоречивыми они ни были, потому что главный герой постоянно от них страдает».

За то, что фильм преуменьшает роль жены Оппенгеймера. «Эмили Блант не повезло с ролью жены с алкогольной зависимостью. Ее унижение кажется особенно вопиющим в фильме, который даже не удосуживается выразить, что о ней думает муж. Если он вообще о ней думает», — продолжает ругаться Эрлих.

Эмили Блант

За то, что сюжетная линия Штраусса слабо связана с остальным фильмом и лишь затягивает хронометраж. «Арка Штраусса — поверхностное отвлечение от бесконечной тьмы, которую Нолану предлагает исследовать история Оппенгеймера, — не может остановиться Эрлих. — И ни один фильм не должен заканчиваться сценой выступления Рами Малека перед Конгрессом, разве что он дает показания о своих преступлениях против Фредди Меркьюри».

«Кинопоиск | Ждем» в Telegram

Ежедневные новости об ожидаемых фильмах и сериалах


Автор: Алексей Ионов

Омар Хайям заключает сделку с будущим основателем ордена убийц. Величественная сага о борьбе за власть
В главных ролях:Карим Абдель Азиз, Фати Абдель Вахаб, Мирна Нур Эль Дин, Ахмед Эйд, Ислам Джамал, Николас Муавад, Самми Шейк
Режиссер:Питер Мими, Ахмед Джамал
Смотрите по подписке

Смотрите также

22 июля 20234
20 декабря 202211
24 апреля 20233
4 июля 202323

Главное сегодня

Сегодня, 11:002
Сегодня2
Сегодня2
Сегодня5
Вчера1
Сегодня2
Вчера32
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации