«Зловещие мертвецы»: почему все так любят фильмы о дедайтах, Эше Уильямсе и хижине в лесу

Обсудить0

21 апреля в зарубежный прокат вышел фильм «Восстание зловещих мертвецов» — новая часть культовой франшизы Сэма Рэйми об инфернальном домике в лесу и кровожадных демонах. Критики и зрители называют картину прекрасным возрождением канона. Рассказываем, почему все полюбили оригинальную трилогию и как так вышло, что даже современные ребуты не разочаровали фанатов.

Кто такой Сэм Рэйми

Режиссер и сценарист Сэм Рэйми с детства увлекался кино. Отчасти благодаря отцу, который не расставался с камерой и снимал семейные посиделки детей, а отчасти — трагическому случаю: брат постановщика, Сандер, который привил любовь Сэма к фокусам и комиксам, утонул в 15 лет. С тех пор юный Рэйми был одержим мыслью, что с помощью пленки и киноаппарата он может творить на экране магию и даже оборачивать время вспять.

Как только Рэйми заполучил свою первую камеру, он начал снимать фильмы с единомышленниками и друзьями. А в старшей школе и колледже собрал полноценную съемочную команду на основе общей любви к дешевому аппарату Super 8. Сначала роли распределялись неравномерно, каждый делал то, что умел, но постепенно коллеги Сэма определились с амплуа.

Сэм Рэйми на съемках «Зловещих мертвецов»

У Брюса Кэмпбелла была «отпадная челюсть, симпатичное лицо, да и девушкам он нравился», поэтому ему была уготована судьба актера. Роберт Таперт обладал прекрасным складом ума, так что стал продюсером шайки. Родственные связи тоже оказались кстати: старший брат Айван Рэйми, который работал врачом-остеопатом, начал помогать со сценариями к «Армии тьмы» и «Затащи меня в ад», тогда как младший, Тед, стал актером и снялся в «Зловещих мертвецах» и «Человеке тьмы».

Команда впервые поверила, что их фильмы могут приносить прибыль, после премьеры своей короткометражной комедии The Happy Valley Kid. Ее показывали в кампусе Мичиганского государственного университета, где учились Сэм и Айван Рэйми, а также Роберт Таперт. Кино с бюджетом 700 долларов окупилось восьмикратно — сборы составили 5600 долларов.

The Happy Valley Kid

После этого друзья отправились покорять публику с полнометражной детективной комедией «Это убийство!» за 2000 долларов, но она провалилась и похоронила все надежды Рэйми выпустить успешный слэпстик. А вот спустя год, в 1978-м, на ферме Роберта Таперта за 1600 долларов и рабочую неделю команда сняла хоррор «В лесах» — эдакий промотрейлер для инвесторов к амбициозному хоррор-проекту о демонах. Позже именно он станет известен под названием «Зловещие мертвецы».

Девиз Сэма Рэйми — «дешево и сердито»

Сначала Сэм Рэйми устраивал тестовые показы «В лесах» перед сеансами «Шоу ужасов Рокки Хоррора» в детройтском кинотеатре «Панч и Джуди» — реакция публики подтвердила, что идея была хорошей. Друзья начали искать деньги на полнометражный фильм, предлагая инвестировать в проект всем подряд — от старых знакомых до случайных владельцев продуктовых магазинов. А когда все-таки собрали 85 000 долларов, которых, как тогда казалось, должно было хватить, то сразу приступили к съемкам. Это был 1979 год, Сэму Рэйми только что исполнилось 20 лет.

Брюс Кэмпбелл и Сэм Рэйми на съемках фильма «В лесах»

Друзья нашли идеальное место для съемок — заброшенную старую хижину на отшибе Теннесси. Правда, чтобы подготовить помещение к съемкам, сперва пришлось расчистить его от коровьего навоза и снять доски с крыши, иначе негде было разместить свет. Вокруг здания ходило много легенд — по слухам, там даже кого-то убили. Но Сэма Рэйми и команду это не пугало. Куда важнее, что в лесной хижине не было ни электричества, ни горячей воды, ни уж тем более отопления, а вокруг бродили дикие животные.

Участники постоянно примеряли на себя необычные роли: одни отгоняли быков, когда те пытались атаковать оператора и режиссера, а другие варили кофе — единственную доступную жидкость, которой отмывалась липкая бутафорская кровь. Разумеется, на площадке не было ни гаферов, ни ассистентов, члены съемочной группы выполняли сразу несколько разных функций и жутко выматывались. А Брюс Кэмпбелл нередко ночевал на холодной площадке, охраняя оборудование; ему повезло меньше всего: тогда в регион, где снимался фильм, пришла аномально суровая зима.

Роб Таперт, Стив Франкель, Сэм Рэйми, Тим Фило и Джош Бекер на съемках «Зловещих мертвецов»
Брюс Кэмпбелл и Сэм Рэйми

Разумеется, бюджетные ограничения и суровые съемочные условия сильно повлияли на внешний вид фильма. Бутафорская кровь молодого гримера Тома Салливана, сделанная вперемешку с кофе и кукурузным сиропом, выглядит фальшиво. На лицах актеров — перманентная усталость: чтобы Брюс Кэмпбелл не засыпал во время съемок, друзья буквально тыкали в него палками за кадром. Но именно дешевые спецэффекты и хаотичный сюжет фильма, который переписывали на ходу, стали визитной карточкой «Зловещих мертвецов».

Важнейший принцип Сэма Рэйми с детских лет заключается в том, что публика не должна понимать, как создавали магию и фокусы на экране. А финансовые ограничения только подталкивали Рэйми к необычным художественным решениям. Например, к созданию эффекта shaky cam — съемки как бы от лица неведомой темной силы, преследующей героев. Оператор просто прикрепил камеру к деревянной шаткой конструкции, чем-то напоминающей стабилизатор, и со всех ног несся за актерами. Помогла и одержимость режиссера монтажом: причудливые сцены с замедлением, ускорением и перемоткой отлично вписывались в любительский стиль.

«Зловещие мертвецы»

Когда у группы закончились деньги, они решили взять перерыв, подзаработать и доснять оставшиеся сцены в ограниченном составе; студийные декорации не понадобились, эпизоды в сеттинге мрачного подвала были поставлены в гараже. Да и в актерах вторых планов Рэйми больше не нуждался: он и его брат Тед просто стали дублерами рук других персонажей. Иногда камера даже снимала их со спины под видом основных героев, так что родственники исполнили в «Зловещих мертвецах» несколько ролей.

DIY-подход Сэма Рэйми никуда не делся и в сиквелах «Зловещих мертвецов». Просто автор начал чаще обращаться к дорогому стоп-моушену вроде сцены, где Эш гоняется за собственной рукой. Или доводить до совершенства свои безумные идеи по гриму — например, как в эпизоде из «Армии тьмы» с изуродованным вытянутым лицом Эша. Кроме того, независимый фильммейкер развивал умения в комбинированной съемке — достаточно вспомнить только сюрреалистичный экшен, где герой Кэмпбелла давит своих маленьких двойников. Вдохновение для всех этих эпизодов режиссер черпал не из «Хеллоуина», а из старых приключенческих фильмов в духе «Ясона и аргонавтов».

Без хорошей комедии нет хорошего хоррора

Сэм Рэйми никогда не был фанатом хорроров и признавался, что до «Зловещих мертвецов» фильмы ужасов его очень пугали. Зато режиссер с детства обладал мрачным чувством юмора. Однажды он в шутку устроил младшему брату «пытки по-китайски», поливая его лицо водой и прислоняя теплые предметы к телу. Остальная часть команды тоже не разделяла любви к мрачному жанровому кино: они росли не на шедеврах Джона Карпентера и Дарио Ардженто, а на неловких слэпстик-комедиях о трех балбесах. Брюс Кэмпбелл и вовсе был подающей надежды комедийной звездой: он лучше всех корчил лица, падал, а еще работал с комиком Томом Смотерсом («Надо знать, где твой кролик») и даже довел его до истерического смеха своими фильмами, снятыми на Super 8. Один из них назывался «Сын Гитлера»; в этом фильме молодой фюрер настолько юн, что мать его возит по городу в фургончике.

Но однажды Сэм Рэйми увидел, что реакция публики на фильмы ужасов и комедии почти идентична, просто в обоих случаях задействованы разные спектры одних и тех же эмоций. К тому же 1970-е были идеальной эрой для молодых хоррормейкеров. Джон Карпентер и Тоуб Хупер сняли «Хеллоуин» и «Техасскую резню бензопилой» без денег, но с горящими глазами и в результате заработали миллионы долларов, за мгновение став звездами индустрии.

«Хеллоуин»
«Техасская резня бензопилой»

Сэм Рэйми и друзья следовали сухому продюсерскому расчету: слэпстик — прошлый век без прокатных перспектив, а вот дешевый кровавый слэшер отобьется при любых условиях. Они отправились штурмовать drive-in-кинотеатры и следить за реакцией аудитории. Так они выяснили, какие приемы наводят ужас, а какие — скуку. Компания вывела идеальную формулу: домик на отшибе, группа молодых людей, мертвецы и черная магия. Фильм перенимал все штампы жанровых хитов, а оригинальное название «Книга мертвецов» отсылало к классике Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Даже прирожденный комедийный актер Брюс Кэмпбелл сдался под напором: «По фиг, мне все равно, где сниматься — в комедии или хорроре. Хотя в хорроре кинематографические приемы гораздо проще».

Сэм Рэйми вдохновился курсами античной истории о шумерской мифологии, а также литературой Лавкрафта (оттуда же пришла книга мертвых «Некрономикон»). Жанровые приемы он подсмотрел у прямых конкурентов — «Техасской резни бензопилой», «У холмов есть глаза» и «Хеллоуина». И именно поэтому в первых «Зловещих мертвецах» хоррор преобладает над комедией. В нем главный герой Эш Уильямс смешно падает и кричит, но еще не напоминает инфернального Чарли Чаплина, а демоны-дедайты пока сдерживают искрометные циничные шутки и больше пугают, чем смешат.

А вот в «Зловещих мертвецах 2» Рэйми нашел идеальный баланс между абсурдистской слэпстик-комедией и сплэттером — жанром хоррора, в котором делается упор на гиперболизированное кровавое насилие. Грань оказалась настолько тонкой, что было непонятно, нужно ли смеяться, плакать или пугаться. Эша кусает мертвец, и он вынужден отпилить себе руку — публика ужасается. Но спустя пару минут зомбированная рука сбегает от героя, и он палит в нее из дробовика, пока та прячется в мышиной норке, словно это «Том и Джерри», — и зрители уже не сдерживают смеха. Сам режиссер определил формулу так: «Вместо того чтобы постепенно выстраивать саспенс и в финале заставлять зрителей дергаться от страха, мы выстроим саспенс и добьем публику гэгом. Они будут либо бояться, либо смеяться и прекрасно проведут время со своими парочками».

«Зловещие мертвецы 2»

Годы спустя Рэйми использует этот же подход во многих других проектах — например, в китчевом хорроре «Затащи меня в ад» и даже в «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (там знаменитый герой Marvel сражается со злом с помощью своего зомби-аватара).

Третий фильм довел формулу Рэйми до абсурда. Эш попадает в прошлое, вооруженный вмонтированной в руку бензопилой, и становится героем-рыцарем. Режиссер как бы вернулся к комедийным истокам: как и в его любимых фильмах о трех балбесах, актеры «Армии тьмы» кривляются, дают пинки под зад и калечатся на потеху публике. За короткий полуторачасовой фильм Эш сражается с маленькими двойниками, картинно падает с лошади и несколько раз истошно вопит. Экранное насилие никуда не исчезло: герой сражается со скелетами и разрубает на части мертвецов. Только теперь кровавые убийства тоже становятся таким же элементом юмора, как и нелепый слэпстик.

Эш Уильямс — кумир гиков и новый Иисус

Главный герой «Зловещих мертвецов» — Эш Уильямс, простой, ничем не примечательный парень, оказавшийся не в то время и не в том месте. Он пережил гибель друзей и расчленил возлюбленную, ведь ею завладели силы зла. Путь героя во франшизе непрост: первые два фильма он выживал в лесной хижине, покрываясь с ног до головы кровью, а в триквеле попал в прошлое, сразился с армией мертвецов и в одной из альтернативных концовок даже проспал апокалипсис.

«Не относитесь к этому слишком серьезно, но публике весело смотреть, как пытают славного парня… Чтобы стать мужчиной, надо вкусить крови. Правда, в случае Эша не просто вкусить, а проглотить ее 50 галлонов», — так описывал концепцию героя сам Сэм Рэйми. Ему было интересно показать, как обычный нерд из S-Mart (в третьей части нам показывают, что Уильямс работает именно там) превращается в эталонного голливудского героя.

Брюс Кэмпбелл в «Зловещих мертвецах»
Брюс Кэмпбелл в «Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы»

Протагонист серии развивается поступательно. Если в первой части Эш слаб и болезненно воспринимает каждый удар судьбы, то в сиквеле он смелее дает отпор злу. Уильямс самоотверженно спускается в мрачные подвалы и заходит в темные комнаты наперевес с дробовиком и бензопилой. А в третьей части Эш и вовсе превращается в экшен-героя поколения: он говорит мощными вайнлайнерами («Give me some sugar»), легко расправляется с дедайтами и завоевывает сердца красавиц. В то же время герой Брюса Кэмпбелла — совершенно обычный и порочный человек; он не спешит встревать в авантюры, нередко бежит с поля боя и предает товарищей. Оно и понятно: единственное, чего хочет Эш после трех фильмов, — попасть домой и никогда не вспоминать о мертвецах.

Да и сам характер Эша вкупе с необычным внешним видом — залог культовости. Американские зрители взяли в привычку во время ретроспектив вслух цитировать ударные фразы персонажа вроде «Groovy», копировать его фирменный внешний вид с потрепанной рубашкой и бензопилой вместо правой руки. Но в какой-то степени это из-за самого образа Эша — частично эгоистичного трикстера, частично голливудского красавчика, а частично — героя злобного слэпстика, покрытого кровью с ног до головы. Весь образ — китч, но китч жутко привлекательный.

«Зловещие мертвецы»
«Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы»

Изначально в голове Рэйми персонаж и вовсе обладал мессианскими мотивами: «Цель дедайтов — испытать героя на прочность, чтобы понять, могут ли они выйти и править землей. Они используют Эша как меру божества: как далеко они могут зайти, пока он не сдастся?» Поэтому неудивительно, что многие фанаты воспринимают протагониста как кумира. Его характер написан очень пунктирно, у него нет трагической предыстории, но с каждым годом сам образ набирает все больший культурный вес.

Мультивселенная безумия

«Зловещие мертвецы» — культовое кино с проработанной мифологией. Частично она основывается на гиковской литературе Лавкрафта, частично — на шумерских верованиях. Так что и сама франшиза создала сообщество со своими ритуалами и правилами. Скажем, съемочная площадка фильма стала «священной»: сначала у сгоревшей хижины, от которой остался всего один камин, собирались фанаты, а в 2016 году поклонники и вовсе реконструировали оригинальный старый дом и сарай.

Появление современных сиквелов, сериалов, комиксов и игр только закрепило франшизу в качестве предмета культа. Новые проекты жили и развивались без ключевых авторов, но не теряли в качестве. Скажем, ремейк «Зловещих мертвецов» Федерико Альвареса отходил от оригинального сюжета, но не от стилистики. В новом хорроре главной героиней становилась девушка с наркотической зависимостью и ее друзья, они приехали в заброшенную хижину в лесу, чтобы защитить девушку от соблазна найти новую дозу. Кэмповый юмор оригинала исчез, а вот гипертрофированное насилие приумножилось многократно: сцены с кровавым дождем и разрубанием рук выглядят вполне в духе Сэма Рэйми.

«Зловещие мертвецы: Черная книга»
«Эш против зловещих мертвецов»

Сериал «Эш против зловещих мертвецов» рассказывал о жизни главного героя после событий третьего фильма и подробнее раскрывал мифологию мира дедайтов. Комиксы же не только адаптировали «Армию тьмы», но и отправляли Эша в невероятно абсурдные приключения: в одном выпуске герой спасает Барака Обаму от мертвецов, а в другом сражается бок о бок с Бэтменом. Правда, во франшизе хватает и апокрифов. Так, в начале 2000-х в Канаде придумали хоррор-мюзикл по «Зловещим мертвецам» и показывали его по всему миру.

Влияние серии не исчерпывается отсылками из «Симпсонов» и песнями «Сектора Газа», оно заходит куда дальше и проникает во всю поп-культуру. «Зловещие мертвецы» изменили взгляд на классические хорроры, а еще популяризировали сплэттер. Позже путем Сэма Рэйми пойдет, например, Питер Джексон с его «Живой мертвечиной». Другие же авторы вдохновятся если не целым направлением, так подходом и приемами — скажем, свой фирменный быстрый монтаж Эдгар Райт перенял из знаменитой сцены, где Эш мастерит конструкцию для руки-бензопилы. Из тусовки же Рэйми вышло сразу несколько мастеров: Грег Никотеро, который работал над эффектами ко второй части, триумфально ворвался в сериальный мир с «Ходячими мертвецами», а из помощника монтажера первого фильма Джоэла Коэна вырос большой американский режиссер.

Каким получилось «Восстание зловещих мертвецов»

Новый фильм франшизы снял Ли Кронин — молодой ирландский хоррормейкер, которого Рэйми приметил после фильма «Другой» и работы над сериалом «50 штатов страха». Как и ребут Федерико Альвареса, «Восстание зловещих мертвецов» почти не связано с оригинальной трилогией. В центре сюжета — бедная семейка из аварийного многоквартирного дома: мать Элли (Алисса Сазерленд), ее трое детей, а также сестра Бет (Лили Салливан). Сын героини находит «Некрономикон» и пробуждает древних демонов. Протагонисты оказываются изолированы от всего мира (лифт выходит из строя, лестница рушится, а связь пропадает) и сражаются с мертвецами.

«Восстание зловещих мертвецов»

С одной стороны, франшиза Сэма Рэйми лишилась нелепого слэпстик-юмора: из шуток здесь один без преувеличения гениальный визуальный гэг-отсылка к «Лило и Стичу» и редкая ирония в диалогах. Зато авторы с уважением подошли к кровожадным канонам первоисточника: во-первых, они не боятся показывать убийства детей (в студийных хоррорах это, как правило, табу), а во-вторых, в деталях демонстрируют все жестокости дедайтов — от снятия скальпов до фирменного разрезания бензопилой. Многие сцены сделаны без компьютерной графики, только с применением практических эффектов и грима, так что это настоящий подарок для олдскульных фанатов классики.

Если оригинальные «Зловещие мертвецы» были довольно маскулинным сплэттером о становлении героя-мужчины, то давний хит Федерико Альвареса (о девушке, сражающейся с демонами прошлого и наркотической зависимостью) и новый ремейк Ли Кронина на поверку оказываются профемхоррорами с внушительными женскими персонажами. «Восстание зловещих мертвецов» фокусируется на Бет — героине, которая сначала узнает, что беременна, а потом оказывается вынуждена защищать племянников от их одержимой мамы. Так фильм остроумно (и подчас шокирующе) размышляет о принятии материнства и страхе родов. Даже спустя 40 лет франшиза умудряется попадать в нерв аудитории, пугать, отвращать и веселить смелыми идеями, а значит, мифология «Зловещих мертвецов» не перестанет расширяться и собирать вокруг себя армию фанатов.


Автор: Влад Шуравин

Фото: United Archives / Legion-Media, PictureLux / Legion-Media, Renaissance Pictures / Legion-Media, Imdb.com

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 февраля 202210
6 октября 202210
7 февраля 202225
11 апреля 202219

Главное сегодня

Вчера2
Вчера3
26 апреля2
Вчера4
27 апреля0
26 апреля6
26 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации