всё о любом фильме:

Человек тьмы

Darkman
год
страна
слоган«They destroyed everthing he had, everything he was. Now, crime has a new enemy and justice has a new face»
режиссерСэм Рэйми
сценарийСэм Рэйми, Чак Пфаррер, Айван Рэйми, ...
продюсерШон Дэниэл, Дэрил Касс, Роб Таперт
операторБилл Поуп
композиторДэнни Элфман
художникРэнди Сер, Фил Дэгорт, Грэниа Престон, ...
монтажБад С. Смит, Дэвид Стивен
жанр фантастика, фэнтези, боевик, триллер, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  8.01 млн,    Испания  432 тыс.,    Франция  188.4 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Доктор Пэйтон Уэстлэйк находится на пороге грандиозного открытия: он заканчивает эксперименты по созданию искусственной человеческой кожи. Но банда уголовников во главе с извращенным садистом Робертом Дюраном вторгается в лабораторию Пэйтона и взрывает ее вместе с несчастным доктором.

Чудом оставшийся в живых и обезображенный до неузнаваемости Пэйтон, решает отомстить подонкам. Но теперь он предстанет перед ними не как доктор Уэстлэйк, а как грозный и жуткий Человек Тьмы.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
47 + 10 = 57
6.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Джулию Хастингс должна была сыграть Джулия Робертс, но актриса предпочла роль в «Красотке».
    • После выхода фильма на экране оговаривался проект создания на его основе телесериала, но эта идея так и не была осуществлена. Зато в 1992 году был снят пилотный 30-минутный эпизод сериала, но он также не попал на экраны.
    • Роль Человека тьмы едва не получил Билл Пэкстон.
    • Сэм Рэйми очень хотел экранизировать комикс «Тень», но не смог получить права. И тогда он придумал своего Человека тьмы. А «Тень» через четыре года перенес на экран Рассселл Малкейхи.
    • Картина снималась в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния, США).
    • Брата режиссера картины Сэми Рейми, Теда Рейми, можно заметить и в этом фильме в роли Рика — одного из бандитов Роберта Дюранта.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • На роль Человека тьмы режиссер хотел пригласить своего друга Брюса Кэмпбелла, который сыграл в его трилогии «Зловещие мертвецы». Однако продюсеры отказали режиссеру. Тем не менее, Кэмпбелл сыграл-таки Человека тьмы — в финальной сцене именно он уходит прочь, а не Лиам Нисон.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:45
    все трейлеры

    файл добавилcomshat

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    Если соединить, например, ленты «Бэтмен» / «Человек-Летучая мышь» Тима Бёртона (кстати, композитор Дэнни Элфмен во многом повторил себя, сочинив через год столь же торжественно-мрачную музыку к «Человеку тьмы») и «Человек-слон» Дэвида Линча, добавить немного мистики и побольше перестрелок, погонь и жестоких пыток, как в гангстерском кино, то как раз получится «Человек тьмы». Философско-фантастическая подоплёка сюжета об учёном Пейтоне Уэслейке, которого беспощадные гангстеры вынудили стать этим самым Человеком тьмы и принимать, если нужно, чужой облик, чтобы отомстить им, придаёт картине Сэма Рейми некоторое культурное реноме, заставляя вспомнить о тех или иных перекличках с произведениями литературы и кино, успевшими стать уже классикой фантастики. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм Сэма Рейми с жу-у-у-у-утеньким названием «Человек тьмы» — еще одна вариация на тему не совсем ницшеанских, но сверхчеловеков, обернутая в комиксоидную оболочку. Хотел товарищ Рейми срежиссировать историю про Тень, что есть кино с Аликом Болдуином 1994 года, да не вышло: прав у него на это не было. Не растерялся он и придумал кое-что свое. Самое смешное, что «Даркмен» — вовсе не тень «Тени», а предупреждающий удар, сдобренный ложечкой расистского юмора, поварешечкой трэшевой съемки, бочкой праведной мести и налетом печальных, непривлекательных выводов. Абсолютно нескучная байка про ученого, хавающего орешки прямо в лаборатории, которому не очень повезло в жизни. Его убили.

    Ну, почти. Стартовая несерьезность повествования не предполагает таких бешеных криминальных разборок в том же ключе, как не ожидаешь суровой расправы над будущим Робокопом. Но Рейми сложно упрекнуть в наличии чувства меры. Сохранив в этом бренном мире остатки тела, ползущего аки Скайуокер Эни из лавы по лабе, постановщик мастерит свое собственное Создание. Шитый-перешитый Лайам Нисон корчится, стрессует, но не пасует — играет, в общем. Интриги-то во всей этой басне на грош — человека обидели, чуть не отправив на тот свет, и ему приходится мстить, ну а как нет-то? Только вот фриковатый тон повествования, научно-научно-фантастическая подоплека, неперегруженность в определенной степени даже дельными мыслями и явивший миру почти трагикомедийный талант Нисон придают фильму ровно ту порцию обаяния, чтобы увидеть в нем что-то эдакое. Забавное, притягательное, достойное. Реальный вариант нежной привязанности родом из детства 90-х, которую проносишь сквозь года, а посмотрев сейчас, не разочаровываешься.

    Мужчина, отличающийся от «английского пациента» Файнса лишь тем, что в состоянии надрать задницы своим врагам, — несчастный мужчина. Как оказалось. С утроенной силой переживает доктор Уэстлейк потерю милой североирландской мордашки Нисона. И строится на этом весь конфликт, фундамент мести: не сломленную жизнь свою пытается вернуть док, а личико прежде всего. Поначалу, конечно, хочется заиметь обратно собственное, но затем вопрос уже не стоит столь конкретизировано. Красивые слова финального монолога не убеждают в том, что внешнее уродство начинает пускать метастазы вовнутрь, и доктору становится совестно. Лицо — это все, и это все, что мы знаем о нем. Можно менять парики с ледигажьей частотой, но осознание того, что со своими-то волосами полный швах, никуда не уйдет. И любовь ученого не спасает. Пусть бы в данной ситуации пара представляла собой относительно красавицу в исполнении Фрэнсис МакДорманд и стопроцентно чудовище, химия вроде как наблюдалась не только в лаборатории. Но стремно, стремно быть уродом среди людей, рядом с любимой, в отражении. И это, конечно, правда.

    27 сентября 2015 | 06:10

    Отличный фильм, хорошего режиссёра Сэма Рэйми, который за копейки (по меркам Голливуда) создавал настоящие шедевры. Его Зловещие мертвецы (1-3), стали эталоном чёрного юмора и ужаса в одном флаконе. Дешёвые спецэффекты, снятые с выдумкой и юмором, заставляют удивляться до сих пор, а хорошая игра и подборка актёров только усиливает уважения к этому талантливому и неординарному человеку (хотя талант его несколько специфичен).

    Сюжет достаточно прост, но в тоже время и гениален. Одарённый учёный Пейтон Уэслейк работает над созданием искусственной кожи. Всё идёт хорошо, исследование движутся к своему логическому завершению, единственная проблема при дневном свете, в течение часа происходит полное разрушения тканей. Уэйслик ищет на этот вопрос ответ и почти находит его, но происходит непоправимое, в лабораторию врываются банда головорезов… Дальше надо смотреть, а не рассказывать и ценить, ибо такое кино в наше время больше не снимают.

    Сэм Рэйми сам придумал Человека тьмы, сам выбил под него деньги у киностудии и сам снял. К сожалению Брюс Кэмбел (Нэш в зловещих мертвецах) не снялся в главной роли, хотя режиссёр и настаивал на этом. Лайем Нисон сыгравший в результате изуродованного огнём учёного, справился на отлично.

    После этого фильма Сэма Рэйми поглотил большой Голливуд, со своими громадными бюджетами и яркими кинозвёздами… и режиссёр перестал творить, он стал делать свою работу. Его следующие фильмы (Быстрый мёртвый и Человек паук) были неплохими лентами, но в них не было того, за что мы любили молодого Рэйми, любви к своей профессии и энтузиазма творить.

    9 из 10

    14 июня 2010 | 02:09

    Смотришь фильм и веришь происходящему. А это не всегда происходит и не у всех получается режиссеров. Эта история показывает силу человеческой души. Ученый лишенный человеческого обличия, но не умерший внутри человек. Это сильно волнует ум и сердце. Сопереживаешь герою до последней минуты действия. Человек, которого так тяжело поцеловала судьба, но не сломила его, погрузив во тьму одиночества, а пробудила в нем новые силы и сделала его защитником обиженных. Продолжение фильма радует не в меньшей мере. Фильм, который стоит посмотреть. 100 баллов.

    12 апреля 2009 | 23:47

    К творчеству Сэма Рэйми можно относиться только с двух сторон — либо вы его поклонник, либо вы абсолютно не разделяете видение режиссера относительно кино. Третьего не дано, и себя отнести к первой группе я не могу.

    Для многих почитателей кинематографа, имя этой персоны ассоциируется уже с рангом культовых, пользуясь своей популярностью в конце прошлого века, режиссер Сэм Рэйми занял удобное для него место среди жанров, и снял несколько фильмов, которые через свою нестандартность приобрели колоссальную популярность.

    Фантастическая картина «Человек тьмы» несмотря на почти девятилетнюю разницу с дебютом режиссера «Зловещие мертвецы», в техническом плане в отрыв не ушла. Убогая визуализация, пластилиновые спецэффекты, пластмассовый грим — это не те качества жанрового фильма, которые способны увековечить фильм на пьедестале.

    Но самое плачевное — это абсурдность картины, хотя видать абсурдные ужасы и комедии мне удавалось, но то чем балуется фильм «Человек тьмы» простительным назвать сложно. По большому счету, Сэм Рэйми своей забавой изуродовал актерскую игру замечательных актеров Лиама Нисона и Фрэнсис МакДорманд.

    Дни фильма «Человек тьмы», как и его жанра, сочтены, кинематограф за более чем двадцать лет структурно поменялся и покажи на широких экранах подобный эксперимент, понять его бы мог мало кто. Поэтому абсолютно не разделяю гениальности режиссера Сэма Рэйми за его стилистику, и в подобных экземплярах не нахожу много различий с псевдогениальностью Уве Болла к примеру.

    1 из 10

    4 мая 2012 | 12:23

    Впервые о «Даркмане» я узнал много лет назад, поиграв в одноименную игру на приставке «Денди», мне она тогда не очень полюбилась (кто играл, знает почему), а потому просмотр фильма я то и дело откладывал. Но вот посмотрел — и не пожалел ни разу, ведь у руля режиссера стоял великий трэшер Сэм Рэйми! Ну, «Даркман» — это, разумеется, совсем не «Зловещие мертвецы», но картина толковая, хоть и видно, что снята довольно дешево.

    Общая сюжетная канва довольно банальна — грубо говоря, тематика чисто супергеройская (не забывайте, что Рэйми в будущем снял «Человека-Паука»). Зато вот мотивы и идеи уже несколько выбиваются из рамок этого жанра. Идея фильма не в том, что очередной бедолага перековался из слабака в сильного героя и покарал негодяев. Нет, в центре повествования находится непосредственно личность доктора Пейтона Вестлэйка и его драма превращения в Человека Тьмы — изуродованного и одержимого ненавистью ученого, неспособного чувствовать боль и потерявшего все. Ужасный взрыв уничтожил его как человека и превратил в монстра: он может носить сотни лиц, но не имеет собственного. Покалеченная психика жаждет мщения, но при этом он мечтает вернуться к прежней мирной жизни. Именно эти стремления толкали Пейтона на обман, заставляя являться перед своей девушкой в маске из искусственной кожи, до тех пор пока он окончательно не осознал, что не может жить как прежде.

    Злобный бизнесмен, заметающий следы своих преступлений, и банда головорезов во главе с мордатым садистом Дюрантом (Ларри Дрейк) служат здесь все-таки фоном. Хотя Дюрант весьма и весьма выразительный негодяй; по крайней мере, глядя на него не возникает сомнений: этот мужик — полный отморозок. И действительно, сами посудите, будет ли адекватный человек, даже гангстер, коллекционировать отрезанные пальцы своих жертв?

    Экшн сцен в ленте совсем мало. По сути полноценных всего две: разборка Дюранта с какими-то фуфелками на складе в начале фильма и полет Даркмана над городом, свесившись с канатной стремянки вертолета. Остальные — все довольно малозначительны, кроме разве что момента расправы над Пейтоном. Визуальные эффекты тоже так себе: грим уродливого лица Человека Тьмы смотрится отвратно — даже резиново-пластилиновые маски дедайтов из первых «Зловещих мертвецов» солиднее выглядят. Но опять же — это не главное! Говорю ведь — снято дешево, зато очень атмосферно и смотрится картина на одном дыхании.

    Главная же интрига кроется в умении Пейтона создавать маски из искусственной кожи и соответственно в бесконечных переодеваниях, которыми озлобленный ученый вносит хаос в ряды отморозков и саботирует их криминальные делишки. Как по мне, прекрасная режиссерская находка, хоть и не новая, но как реализована!

    Я не знаю, как сейчас относиться к этой своей роли Лиам Нисон (все-таки он с той поры значительно «зазвездился»), но в фильме он выкладывается на сто процентов и доказывает, что и прежде был талантливым актером. Тем паче, что Даркман — фактически одна из первых серьезных актерских работ Нисона, а значит, возможно, именно ей он обязан своим дальнейшим успехом в карьере.

    8 из 10

    18 июля 2015 | 15:54

    Сем Рейми интересный режиссер! Его стиль нельзя спутать, с чьим нибудь другим! Резкие передвижения камеры, гнетущая темная атмосфера, атмосфера безысходности и отчаяния дает четко понять, что этот фильм снял сам Рейми в своих лучших традициях. И такой стиль очень даже классный, в «Зловещих мертвецах» подобный прием действительно вызывал ужас и переживания по отношению к главным персонажам! Но «Зловещие мертвецы» были черной комедией(ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ) и эталоном хорошего ужастика. Вот теперь попробуем представить себе, что будет если такой стиль перенесется в супергеройское русло.

    Чисто по жанру. Вступительные титры сразу дают понять, что сейчас не комедию будем смотреть, а что то крайне напряженное! И действительно, весь фильм держит зрителя в напряжении, благодаря замечательной актерской игре и гнетущей атмосфере. Вот и получается, что в некоем городе орудует ну очень жестокая мафия, в ряды которой угодил брат режиссера- Тед Рейми. Но речь пойдет не о Теде, а о Роберте Дюранте, который собственно весь фильм своим видом и поведением превращает в триллер. Собственно от этого налогоплатильщика пострадал и главный герой сего произведения Пейтон Уэстлэйк. Ну и в дальнейшем, Уэстлекй, получивший многочисленные травмы и ожёги начинает мстить. И вот все вроде бы идет как надо, но чрезмерно мрачная атмосфера портит все впечатление. Возникает ощущение, что ты смотришь уже не фильм о супергерое, а некий фантастический триллер с элементами драмы. И вот, с одной стороны очень жалко пострадавшего ученого, хочется проникнуться к нему со всей душой, но как то не получается, а всему виной атмосфера, которая больше вызывает угнетение чем сострадание.

    Пожалуй еще один недостаток заключается в практическом отсутствии супергеройских похождений Человека тьмы. Практически все сцены, с так называемым супергеройским прикидом главного героя, очень коротки, но и те что есть очень даже хорошие, особенно предфинальная сцена с вертолетом!

    Чисто по создателям. Как бы сильно я не любил Сема Рейми, я всегда буду его критиковать, ведь и у него бывают слабые работы, но в отличии от многих режиссеров, у Рейми есть талант. Я уважительно отношусь к его трилогии «Зловещие мертвецы» и знаю, что он способен снимать кино еще куда круче!

    Зато актеры молодцы! Весь актерский состав идеально исполнил свои роли. Злодеи получились настолько плохими, что так и хотелось их самому прикончить! Лиам Нисон и Фрэнсис МакДорманд, смотрелись хорошей парой, но концовка все впечатление испортила. Зато в конце появляется Брюс Кэмпбелл, и это уже хоть как то радует глаз!

    Чисто к оценке.Я не хочу сказать, что это уж совсем плохой фильм, напротив, все очень даже неплохо. Определенно фильму не хватает драйва и энергичности, зато все это компенсируется замечательной актерской игрой.

    Пожалуй, кино смотрелось бы лучше, если бы концовку сделали не столь печальной, а так могу поставить сему фильму

    4 из 10

    3 июня 2013 | 22:18

    Я отношусь к творчеству Сэма Рэйми хоть и положительно, но уж слишком он неровно идет. После успеха Зловещих мертвецов, что казалось бы должно было быть стимулом для развития себя в жанре ужасов, он вдруг решил сменить направленность и попробоваться в фантастике. Не скажу что у него это получилось отлично, но «Человек тьмы» вышел на удивление достаточно неплохим фильмом. По крайней мере до этого я не видел ни одного фильма на подобную тематику.

    Ученый Пейтон Уэстлейк работает над созданием искусственной кожи. Эксперименты проходят с переменным успехом, так как по истечению 99 минут материал начинает распадаться. В лаборатории происходит взрыв, устроенный мафиози, и Пейтон попадает в больницу. В больнице, из за страшных ожогов его не могут опознать, а его девушка считает Пейтона погибшим при взрыве. Что бы облегчить невыносимые страдания, врачи перерезают Пейтону таламический путь, после чего он перестает чувствовать боль. После он сбегает. Восстановив свою лабораторию, Пейтон начинает вынашивать план мести и изготавливать из искусственной кожи лица. Но эксперимент не закончен, и у каждого лица есть срок — 99 минут…

    Фильм на самом деле достаточно увлекательный. Свежая интересная сюжетная линия, которая постоянно держит в напряжении. Сначала идет по нарастающей, потом недолго держится на одном уровне. А когда зритель начинает затухать от монотонности происходящего на экране, случается резкий всплеск экшена, заставляющий очнуться и опять с интересом наблюдать. Мне только непонятно почему Человека тьмы приписывают к жанру супергероики и кинокомиксов. Это скорее фантастический боевик-драма. Способностей у него нет, кроме отсутствия чувствительности к боли и резких вспышек адреналина, когда из-за первого, его мозг начинает испытывать дискомфорт и эмоциональное голодание.

    Если бы я не знал имя режиссера, то в конце фильма все равно бы озвучил фамилию Рэйми. Его стиль спецэффектов не перепутаешь ни с кем. А также вездесущего брата в очках — Теда Рэйми, которого Сэм снимает во всех своих фильмах, и куда уж без человека-камео Брюса Кэмпбелла.

    Фильм получился для тех времен добротный. Да и сейчас смотрится относительно неплохо. Разве что на этом надо было остановиться и не снимать продолжения. Но видимо Сэм Рэйми посчитал что история не завершена.

    7 из 10

    18 апреля 2016 | 12:03

    Фильм действительно в духе Сэма Рейми (для тех, кто его не знает, — это великолепный режиссёр, снявший такие фильмы, как «Человек-паук», «Зловещие мертвецы»).

    О творчестве Сэма можно рассуждать бесконечно — но надо подчеркнуть одно: ни один из его фильмов ни разу не провалился (ни в мировом прокате, ни на видео). Я поддерживаю этого галантного режиссёра и его ценное творчество.

    Насчёт сюжета также необходимо подчеркнуть то, что это «вечная тема» режиссёра о тёмных силах и человеке, окружённом ими.

    Хочу отметить, что этот фильм я люблю ещё с детства, так как ещё в раннем возрасте «Человек тьмы» произвёл на меня неизгладимое впечатление. А впечатления детства, как известно, запоминаются на всю жизнь.

    Пользуясь случаем, хочу посвятить этот отзыв Гомадрилу — он меня поймёт.

    Фильм великолепный, Сэм Рейми как всегда на высоте, ну а моя оценка — конечно же,

    10 из 10

    16 декабря 2008 | 15:04

    Есть фильмы, которые банально не проходят испытание временем, хотя на момент выхода были очень даже ничего. Одним из таких является «Человек Тьмы».

    Самое странное, что у картины нету определенного стиля. Она не может похвастаться красивыми мрачными кадрами или светлым реализмом. И виной здесь даже не бюджет.

    Такое ощущение, что авторы создали лишь завязку и очередные супер способности своего персонажа, а об остальном благополучно забыли. На протяжении всей картины, я пытался найти самый близкий ее аналог в области кинематографа. Первым на ум приходит известный боевик «Тень», затем повествование больше напоминает «Дик Трейси», после чего переходит в разряд фильма «Спаун». Практически каждые 20 минут, лента меняет свой стиль и манеру подачи сюжета. В результате — полная каша.

    Стоит отметить, что «Человек Тьмы» никогда не был популярным блокбастером, но для своего времени, был более чем приемлемым кином. Сейчас же все выглядит совершенно иначе: актерская игра очень часто хромает, спецэффекты примитивны даже для 90-го года, а сама история — особо не впечатляет. В наше время все это смотрится невероятно нелепо, банально и по детски, а излишняя психоделичность — может отпугнуть обывалого зрителя.

    С другой стороны, если вы фанат комиксов, то посмотреть все-таки можно. По крайней мере, для общего развития. В фильме есть довольно интересный главный герой и его уникальные супер-способности (перевоплощаться в любого человека), а также несколько красивых моментов.

    Оценка:

    5 из 10

    27 июля 2012 | 13:13

    Эксперимент эксперименту рознь, но доктор Пейтон Уэстлейк был чрезвычайно близок к тому, чтобы его карета никогда больше не превратилась в тыкву. Опыты по регенерации человеческой кожи вошли в финальную стадию, но ткани упорно расползались по швам и клеткам ровно через 99 минут. И только тьма могла ненадолго продлить жизнь искусственному покрову. И вот, на пороге открытия, в судьбу перспективного ученого, как всегда, вмешалась женщина. И ладно бы жена, так просто сожительница.

    Когда его подружка Джулия раскопала компромат на видного бизнесмена, Пейтон и не предполагал, что его лицо намылят первым. Подручные предпринимателя, во главе с садистом-уголовником Робертом Дюрантом, ворвались в лабораторию ученого, замочили его помощника, а самого Пейтона хорошенько макнули фейсом в бурлящие кислотные жидкости. После чего, заметая следы, взорвали все к чертям собачьим. Но доктор оказался еще тем живчиком.

    Пока ненаглядная Джулия оплакивала кусок уха (единственное, что обнаружила полиция на месте сгоревшей лаборатории), Пейтон оказался подопытной крысой в больничке, где его замотали в бинты по обычаям фараонов и удалили лишние нервы. Теперь новоявленная мумия не чувствует боли от ожогов, а неизрасходованные нейронные импульсы переводит в эмоции, в частности, гнев и отчаяние. С последним у Пейтона все в порядке: его враги по-прежнему на свободе, девушка крутит роман с тем самым подонком-бизнесменом, а сам ученый вынужден бомжевать и скрывать свое уродство.

    Но справедливость — упрямая штука. Собрав остатки гордости и оборудования, доктор Уэстлейк уходит в подполье, где не только воссоздает собственное лицо, но и аки Фантомас примеряет внешность своих недругов. Вернуть жизнь в прежнем радужном обличье Пейтону уже не удастся. Остается лишь шанс испортить ее другим…

    Короткой дорогой режиссер Сэм Рэйми пробежался от живых мертвецов к полуживым. После громогласного успеха дилогии про «Зловещих мертвецов» постановщику было предложено снять что-нибудь человечное и со смыслом. Чтоб не только кровавая баня, но и любовь, и криминальные разборки, и с фантастическим душком. Пятерка сценаристов (включая самого Рэйми и его старшего брата Айвена) изящно переработала сюжет французского «Фантомаса», изъяв оттуда фокус про злодея со сменными масками. Полярность поменяли на противоположную. И «человек тьмы», несмотря на грозное имя, оказался добрым парнем в трудной ситуации.

    Изначально Рэйми, как и полагается закадычным друзьям, планировал снять в главной роли своего приятеля Брюса Кэмпбелла из вышеупомянутых «Зловещих мертвецов». Но Кэмпбелл не мог похвастаться большим опытом работы в кино, а продюсеры выкидывать 16 млн. долл. на ветер побоялись. И пригласили характерного ирландца Лиама Нисона, уже имевшего наработки в жанре («Игра в смерть» с Клинтом Иствудом и «Ближайший родственник» Джона Ирвина). При всем моем уважении к Кэмпбеллу, выбор обоснованный. Последнему же досталось крошечное камео в последних кадрах. Все-таки совсем проигнорировать товарища Рэйми не мог.

    Познакомившись на предыдущем проекте «Волна преступности» (1985) с братьями Коэнами, на роль Джулии Рэйми любезно позаимствовал у Джоэла новоиспеченную миссис Коэн, актрису Фрэнсис МакДорманд. Она сменила на этом ответственном посту Джулию Робертс, которая предпочла сняться в «Красотке». Что получилось, сами знаете. А главным злодеем сделал американца Ларри Дрэйка, чья характерная внешность как нельзя лучше подходила на роль садиста и коллекционера человеческих пальцев Роберта Дюранта. Фактически, для Дрэйка участие в «Человеке тьмы» и чуть более позднем «Хихикающем докторе» стали венцом кинокарьеры и нынешнему поколению зрителей он неизвестен (начальный эпизод в «Американском пироге 2» в расчет не берем).

    Как и следовало ожидать, визуалист Рэйми создал весьма впечатляющее действо. Местами порывы начинающего кинематографиста даже приходилось сдерживать: продюсеры после долгих баталий таки заставили режиссера удалить из финальной версии фильма ряд особо смачных сцен. Особой революции в выбранном жанре авторы не свершили, но явно предугадали перекос Голливуда к зрелищному, «спецэффектному», кино. «Человек тьмы» — это бурная смесь драмы, фантастики, ужасов и приключенческого боевика, где каждой составляющей совсем не тесно.

    Мрачный комикс неожиданно нашел отклик в сердцах зрителей. Театральный опыт позволил Нисону максимально вжиться в образ и наглядно продемонстрировать трансформации доктора Уэстлейка. Сначала перед нами добродушный парень, воодушевленный работой и своим любовным романом. Затем — окрысившийся на весь мир ученый. Темный мститель, холодно и расчетливо выжигающий огнем и мечом своих обидчиков. И, наконец, потерянная душа, изгнанный из мира людей урод, вынужденный стыдиться своего облика и поступков. Лиаму Нисону прекрасно удались и приступы гнева, и редкие романтические сцены, и эпизоды, когда его герой впадает в отчаяние от своей незавидной участи.

    Разумеется, сегодня «крутые» спецэффекты «Человека тьмы» вызывают улыбку. Визуальное мастерство Голливуда с тех пор сильно выросло. Сэм Рэйми в курсе, ведь именно его перу принадлежит трилогия о «Человеке-пауке». Впрочем, даже по тем временам подобные спецэффекты считались устаревшими. А вот грим создателям удался неплохо. Бедняга Нисон часами просиживал у зеркала, ежедневно превращаясь в аналог Фредди Крюгера. Сам актер был даже рад потерпеть ради такого интересного опыта, ведь играть ему приходится только глазами.

    Ходили слухи, что картину хотели превратить в телесериал. Не получилось. Зато за последующие шесть лет на видео вышло два продолжения. В сиквеле «Возвращение Дюранта» снова ожил мерзопакостный злодей, а третья часть и вовсе и не связана с событиями оригинала. В этих лентах Нисона заменил южноафриканец Арнольд Вослу, позднее прославившийся ролью мумии Имхотепа. Сэм Рэйми оба раза выступал в качестве продюсера, но идея превратить его героя в очередного супермена и борца с преступностью не вызвала у режиссера энтузиазма и в 1996-м проект заглох окончательно.

    7 из 10

    4 февраля 2014 | 22:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>