Реализм до последнего пикселя: Визуальные эффекты «Дуэлянта»

Обсудить0

Арман Яхин, отвечавший за компьютерную графику в фильме «Дуэлянт», рассказал КиноПоиску, как придумывались эффекты — от поломанного лица до нарисованного Казанского собора.

На российские экраны вышел «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва — атмосферная картина о дворянской чести и дуэлях в XIX веке. Директор студии Main Road Post Арман Яхин, работавший над фильмом, рассказал и показал КиноПоиску, как визуальные эффекты изменили мир «Дуэлянта» — от мелочей вроде затертых труб до поломанного лица и нависающего сквозь завесу дождя Казанского собора.

Внимание к деталям

Я всегда воюю с продюсерами, которые считают, что графика — это просто кнопку нажать. В титрах «Дуэлянта» указано 204 человека, занимавшихся компьютерной графикой. Супервайзером визуальных эффектов был Павел Нефедов. Непосредственно на съемках работал наш специалист Алексей Зайцев. Как супервайзер площадки, он следил, чтобы отснятый материал оперативно поступал к нам, чтобы все записывалось как надо, чтобы мы могли дать комментарии и что-то скорректировать в процессе.

Режиссер Алексей Мизгирёв требовал от нас невероятной тщательности. Какие-то вещи мы исправляли буквально по пикселю. Основная сложность «Дуэлянта» как раз в том, что режиссер и продюсеры требовали предельной реалистичности. Чтобы зритель не понимал, что это графика, чтобы она не отвлекала и не перетягивала на себя внимание. Это трудоемкая работа — сначала нарисовать, а потом довести изображение до идеального состояния.

В случае с «Дуэлянтом» работы было много, а сроки сжатые, и приходилось привлекать много людей со стороны, а это тоже создавало определенную сложность. Одно дело — это наша команда. Мы привыкли к поправкам, к терпению, к перфекционизму. Но далеко не все к такой высокой планке были готовы. Вообще 80 % того, что мы исправляем, никто никогда не увидит в кино. Зрители будут следить за сюжетом, там уже будут диалоги и музыка, будет большой экран, на котором меньше заметны детали, потому что точка фокуса у тебя уменьшается. Но мы понимаем, что проект мы делаем не для одного показа, и надеемся, что он будет иметь продолжительную жизнь, а значит, все нужно сделать по максимуму. Иначе потом мы сами будем видеть свои косяки и расстраиваться.

Уровень внимания к деталям — для зрителя это, наверное, звучит как пустая фраза. Все так говорят. Но здесь количество труда, вложенное в это внимание к деталям, действительно беспрецедентно. Это тяжело. Доходит и до жестких споров, и до невероятной усталости, конечно. Мы в каждом кадре что-нибудь затирали, например водопроводные трубы на зданиях. У нас есть сцена внутри кареты: герои проезжают мимо здания, идет дождь, и там как раз на здании была большой толщины труба. И ведь зритель не должен догадаться, что изображение как-то улучшено. Кажется, что это мелочь, а у нас на аутсорсе работала над этим целая команда.

Кадр из фильма «Дуэлянт»Кадр из фильма «Дуэлянт»

Мы действительно никогда такого не делали. Например, в картине есть созданный нами ночной общий план Петербурга. Все детали проработаны: вода в реке есть, лодки по ней плавают, люди в темноте на мосту что-то чинят, но все в итоге провалено в черноту, чтобы было реалистично. Мне пришлось смещаться в том, что касается визуального подхода, подчиняясь требованиям режиссера. Сделаешь уходящую вдаль улицу чуть в дымке, а тебе звонят: убирай дымку, она там не нужна, нужно, чтобы это было как вид из окна, максимально реальный. Приходилось себя ломать, уходить от попытки придать кадру художественности. Нужна была глухая реалистичность. Внутренне хотелось по-другому, но мы шли за режиссером. Когда на цветокоррекции люди, много лет занимающиеся изображением в кино, не сразу разобрались, что это графика, для меня это было очень важно.

Альтернативный Санкт-Петербург

Хотя графики в фильме много, все снималось на реальных улицах Петербурга, и настоящая фактура в кадре осталась. Грязь на улицах тоже настоящая. Ее привозили для съемок специально, заливали все водой и грязью. Это натуральные вещи, живые фактуры, которые, как и свет, выстроенный и пойманный оператором Максимом Осадчим, сделать на графике очень тяжело. Наша задача — добавить какие-то вещи так, чтобы зритель даже не догадался об этом.

Кадр из фильма «Дуэлянт»Кадр из фильма «Дуэлянт»

Наши ребята сделали архитектурный конструктор из классических питерских фасадов зданий. Они были созданы на основе реальных, и потом мы из них выбирали, как из библиотеки, и составляли новую улицу. Например, есть длинный кадр, в котором герои едут мимо большого количества домов. На самом деле актеры ехали на фоне хромакея, а эти дома — собранный нами конструктор.

В «Дуэлянте» общие планы Петербурга — это полностью рисованные кадры. Часто мы в существующую реальность добавляли элементы прошлого. При этом за исторической достоверностью погони не было, и мы опирались далеко не всегда на реально существующие и существовавшие объекты. Например, у нас есть мост, которого в Питере никогда не было. Но его уже кто-то из продюсеров узнал и принял за реальный мост в самом начале его постройки. В «Дуэлянте» все-таки представлен альтернативный Петербург. Хотя это не педалируется, это не стимпанк, но это и не совсем Петербург, каким мы его знаем. Легко заметить на общих планах: постоянно мелькают Исаакиевский и Казанский соборы, но каждый раз они появляются в разных местах. Иногда мы их ставим рядом, иногда разносим. Мы создавали образ города, а не реконструировали прошлое.

Грозный собор и поломанное лицо смерти

Среди самых сильных в плане визуальных эффектов — сцена на ярмарке у Казанского собора. Сначала эту сцену хотели сделать у самого собора, но потом здание начали реставрировать, чем-то красить, и снимать там стало невозможно. Поэтому на окраине Питера мы поставили большой хромакей и уже на постпродакшене влепили туда собор и питерские улицы. Пожалуй, эта сцена моя любимая из тех, над которыми мы работали в «Дуэлянте». Она получилась по-настоящему крутой, удалось добиться ощущения нависающего над рынком собора, который существует в кадре независимо от движения света и камеры. Например, иногда его почти скрывает плотная завеса дождя, но он все равно там где-то есть.

Блок сцен внутри дворянского собрания тоже был для нас сложным. Но эти трудности было легко предугадать. Нужен был реалистичный задний план, а сцена при этом павильонная. Павильонное освещение — это всегда смоделированное освещение. Его тяжело воссоздать и подобрать так, чтобы фон и детали выглядели реалистично, не отрывались от отснятого материала, не смотрелись плоским искусственным задником, чтобы интерьер и экстерьер сочетались естественно и в соответствии с тем, как наши глаза воспринимают освещение.

Кадр из фильма «Дуэлянт»Кадр из фильма «Дуэлянт»

Помимо крупных, целиком созданных городских пейзажей, есть и куча мелочей в плане визуальных эффектов. Так как фильм о дуэлях, часто требовалось добавление эффекта выстрела, крови. У нас есть страшная сцена, которая происходит в поселении алеутов. Героя Петра Федорова пытаются убить разбойники. Они медленно всаживают в него нож, потом вынимают — все это реалистично, подробно. Стилет, который входит в Петра Федорова по самую ручку, конечно, дорисовывали мы. Волна, которую вы видели в трейлере и которая участвует в открывающей сцене у алеутов, — это тоже наша работа.

Не так много, но есть и работа с персонажами. Например, у героя Гармаша частично нет руки, и он снимался в зеленой перчатке, а мы уже стирали ее и дорисовывали. Один из персонажей в картине погибает от удара булавой и после этого лежит в морге с поломанным лицом. Наши художники, конечно, натерпелись. Нужно было рисовать эскизы с разорванной кожей, сломанным черепом, искать референсы, изучать вопрос. Выглядит в фильме это, конечно, довольно страшно, но технически было просто. Вот поиск того, как это сделать, чтобы лицо погибшего героя не вызывало отвращения, не было мерзким и в то же время устрашало, олицетворяло смерть, был непростым и занял несколько месяцев.

Арман Яхин также работал над визуальными эффектами в фильмах «Сталинград», «Турецкий гамбит», «Адмиралъ», «Особо опасен», «Обитаемый остров», «Август. Восьмого», «Метро», «Призрак» и других.

Полезный опыт «Сталинграда»

Опыт накапливается. В какой-то момент ты просто достигаешь определенного уровня и хуже уже не сделаешь. Опыт «Сталинграда» был очень полезен. Во-первых, тот же оператор. Во-вторых, в «Сталинграде» были стереоформат и длинные-длинные кадры, в которых не скроешься за монтажом. Длинный детализированный кадр продолжительностью 30—40 секунд, который можно долго рассматривать, дал как раз опыт перфекционизма.

Кадр из фильма «Дуэлянт»Кадр из фильма «Дуэлянт»

«Дуэлянт» очень красиво снят. Планка, которую задали оператор и художник-постановщик во главе с режиссером, очень сильно на нас повлияла. Максим Осадчий почти все в «Дуэлянте» снимал с рук. А это вещь почти магическая: чуть-чуть ракурс не тот — и уже другая история. Он тщательно ракурсы выбирал, снимая вживую, и это тоже нельзя потерять, хотя это даже сложно описать словами. Максимальная свобода, которая есть у оператора, потом тоже, бывает, оборачивается головной болью для специалистов по графике, но здесь пришлось эту цену заплатить.

Технологии развиваются и позволяют делать все то же самое быстрее и качественнее. Если бы мы не проработали два года над «Сталинградом», то вряд ли смогли бы завершить визуальные эффекты «Дуэлянта» за три месяца плотной работы после монтажа. Это очень сжатые сроки для фильма, в котором 400 шотов с компьютерной графикой. Но опыт — это ведь не только технические навыки, это еще и опыт внутрикомандного общения, поиска творческих решений. Иногда отдельные сцены вызывают совершенно неожиданные трудности, о которых мы просто не могли знать, пока не увидели отснятый материал. В итоге, например, у нас есть даже работа по персонажной анимации, но надеюсь, что зрители этого не заметят. Это как раз та часть киношного волшебства, которое не хочется разрушать.

Смотрите также

Операторы выбрали «Дуэлянта»

18 апреля 2017

Фильм «Ученик» стал лидером по числу номинаций на «Нику»

1 марта 2017

«Экипаж» и «Дуэлянт» лидируют в номинациях на «Золотого орла»

29 декабря 2016

Бокс-офис России: «Дуэлянт» не оправдал ожиданий

4 октября 2016

Главное сегодня

10 лучших мультфильмов Disney: Выбор редакции и читателей

Вчера

Клип на песню Бейонсе из «Короля Льва» и еще 10 новостей дня

Вчера

«Эх, Гага, Гага, что ж ты натворила»: Россияне устроили флешмоб в Instagram Леди Гага

Вчера

Алек Утгофф: «От „Чернобыля“ я отказался ради „Очень странных дел“»

16 июля

Слух дня: В новом «Человеке-пауке» могла появиться «Зловещая Шестерка»

Вчера

Еще не конец: 10 сериалов, которые нужно было закончить раньше

16 июля

Подкаст3-й сезон «Очень странных дел»: Подростки против страшных монстров и «злых русских»

15 июля
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт