Иэн МакКеллен: «Нельзя считать зрителя идиотом»

В рамках празднования 400-летия со дня смерти Уильяма Шекспира Британский совет привез в Россию Иэна МакКеллена, официального посла Шекспира в мире. КиноПоиск поговорил с актером о важности возраста, четвертой стене в кино и о пародии на Мэгги Смит.

В рамках празднования 400-летия со дня смерти Уильяма Шекспира Британский совет привез в Россию Иэна МакКеллена, официального посла Шекспира в мире. КиноПоиск поговорил с актером о важности возраста, четвертой стене в кино и о пародии на Мэгги Смит.

У сэра Иэна усталый вид. За два дня до интервью он представил в Петербурге отреставрированную драму Ричарда Лонкрэйна «Ричард III» и почти 45 минут отвечал на вопросы из зала. Публика рукоплескала стоя: видеть, как актер на твоих глазах превращается в Гэндальфа и Томаса Мора, дорогого стоит. Показ «Ричарда III» в Петербурге последний. До этого актер представлял фильм в Москве и Екатеринбурге в рамках фестиваля «Шекспир в летнюю ночь». МакКеллену устроили настоящий тур по России — от прогулки по Красной площади и спуска в московское метро до поездки на «Ленфильм». Он с готовностью общался с людьми, просившими у него автографы. Социальные сети в эти дни пестрили фотографиями с подписями «Встретили на улице Гэндальфа!».

Здороваясь со мной, Иэн МакКеллен первым делом обращает внимание на надпись «Не взрослейте, это ловушка» на футболке: «Я запомню эти слова! Вы знаете, что актеры никогда не стареют?»

Конечно, сэр Иэн не стареет. Он, как и его британские коллеги по цеху, с возрастом лишь укрепляется в мастерстве. МакКеллен признается, что с радостью снимается в кино, ведь там не нужно говорить так, чтобы слышали амфитеатр и балкон. Его зритель — камера, а роли, сделавшие его популярным, Магнето и Гэндальф, не вызывают у него никакого отторжения. Он одинаково любит оба образа. Но говорит он по-театральному медленно, аккуратно подбирая слова и делая многозначительные паузы. Наши 10 минут пролетают мгновенно.

В фильме «Костюмер» 2015 года ваш герой работает с пожилым актером, которого играет Энтони Хопкинс. Его персонаж готовится играть короля Лира, а сам Хопкинс недавно сказал, что хотел бы и сам вернуться к этой роли. Раньше он не настолько хорошо понимал шекспировского героя. Как вы считаете, возраст важен для актера, чтобы лучше понимать своего персонажа?

Да, конечно. «Король Лир» рассказывает о многом. Но больше всего в нем выделяется тема возраста. Причем речь не только о самом Лире. Граф Глостер — тоже пожилой человек с детьми. Возможно, Шута лучше играть как пожилого человека. Не суть. Это пьеса о глупости вот этих стариков, которые ничему не научились от жизни. За три часа постановки король Лир проходит через многое и приобретает своего рода мудрость, а к финалу находит покой. По-моему, только пожилой человек может понять, насколько это может быть важно для него. Когда ты чрезмерно самоуверен, то жизнь, скорее всего, не сложится. С другой стороны, когда тебе уже очень много лет, то нельзя играть Ромео. Вообще Ромео делает очень много глупостей. Очень дурацкие поступки у него. Будучи молодым актером, ты этого не замечаешь и просто играешь Ромео. Но если бы мне сейчас предложили сыграть Ромео, то я бы подумал: «Господи, ну что же он за тупой мальчишка!»

Конечно, нельзя быть слишком молодым или слишком старым для определенных ролей, но я могу понять Энтони. Жаль, мы больше не можем вернуть его на сцену. Он довольно ясно дал понять, что больше не хочет играть в театре.

«Костюмер»«Костюмер»

В «Костюмере» есть фраза: «Большевизм погубит театр». Как думаете, какой-нибудь «изм» может вообще погубить театр?

Насчет большевизма не знаю. Я большой поклонник демократии. Несмотря на разницу мировоззрения, каждый из нас имеет право голоса. Таким образом мы определяем, кто будет принимать решения от нашего имени. В театре и кино таким человеком является режиссер. Но он никуда не продвинется, если не будет взаимодействовать с нами, актерами. Важно, чтобы он понимал нас, слушал, убеждал. И мне нравятся режиссеры, которые говорят мне: «Поправьте меня, если я не прав». Режиссеры подсказывают, что нужно сделать, куда встать, как играть. Здесь очень важно знать свое место, понимать, какой вклад ты можешь сделать. Если бы большевизм работал так же, я бы проголосовал за него. Но каждый должен иметь возможность сделать свой вклад. Бывает, нужен лидер. Иногда. Но не диктатор. До чего скучна жизнь диктатора! Я тут ходил смотреть на могилы царей. Наверняка во времена своего правления они считали себя земными богами. Но они все мертвы.

Такова жизнь.

Такова смерть.

«Ричард III»«Ричард III»

В «Ричарде III» вы разрушаете четвертую стену.

Да. Как думаете, это сработало?

По-моему, да. Мне нравится, как он обращается к зрителю напрямую. Как персонаж Кевина Спейси в «Карточном домике».

А он и есть Ричард III. Кевин Спейси играл его в театре и перенес в сериал.

Как думаете, чем отличается разрушение четвертой стены в кино и на телевидении?

Кевин очень хорошо понимал, что такое говорить с залом в театре. И на телеэкране это тоже очень хорошо получается. Мы же привыкли к говорящим головам. Мы смотрим новости, наблюдаем речи политиков, слушаем прогноз погоды. Говорящие головы отлично смотрятся на телевидении, но в кино это сложнее. Приятно слышать, что вы считаете, как нам с «Ричардом III» это удалось. Иначе было никак. Ричард должен обращаться к зрителю. Ему нужна публика, он пытается переманить ее на свою сторону: «Помогите! Идите за мной!» На сцене-то это легко, мы ведь находимся в одном зале.

Недавно был фильм, где герой очень активно разрушал четвертую стену. «Дэдпул».

Не смотрел.

Стал настоящим феноменом, с хорошими сборами. Поп-феноменами стали и сыгранные вами Гэндальф и Магнето, а в свое время такими были и герои пьес Шекспира. Что нужно, чтобы материал стал классикой?

Нужно говорить со зрителем. Нельзя считать зрителя идиотом. Нельзя думать, будто это какие-то люди второго сорта. Не обращать внимания на возраст зрителя. Надо поднимать его до своего уровня. Если хочешь стать популярным, это еще не значит, что твое творение должно быть простым. Некоторая поп-музыка очень и очень непростая. Очень сложные аранжировки. Думаю, в этом и кроется ответ. Во «Властелине колец» все очень непросто. В «Людях Икс» тоже все непросто. Зритель должен сконцентрироваться на фильме. Нужно включиться в просмотр, нельзя просто откинуться и смотреть. Но это же прекрасно! Ты получаешь удовольствие от просмотра. Так что вот мой совет для тех, кто хочет стать популярным: будьте строже к своему зрителю. Заставьте его внимательнее смотреть ваш фильм или спектакль. Пусть наблюдает и делает выводы.

«Властелин колец: Братство кольца»«Властелин колец: Братство кольца»

В 2002 году в программе «Субботним вечером в прямом эфире» вы пародировали актрису Мэгги Смит.

Господи Боже! Как же ей это не понравилось! Но я лучше расскажу, как я вообще оказался тогда в эфире. В тот день в Нью-Йорке проходил парад в честь Дня святого Патрика, и геям запретили принимать участие в этом параде. Можно подумать, в Ирландии нет геев! В общем, я пошел на эту программу, чтобы меня никто не остановил, и сказал все, что думал. Сказал, что с радостью приехал в Нью-Йорк, но не попал на парад. Вся прелесть SNL в том, что это прямой эфир. Можно сказать и сделать все что угодно. Вот я и сказал!

На этом наши 10 минут заканчиваются. Уходя, МакКеллен еще раз смотрит на мою футболку: «Взросление — это ловушка. Я запомню».

Врач в Элисте сталкивается с первой вспышкой ВИЧ в СССР. Сериал про людей перед лицом неизвестности
В главных ролях:Аскар Ильясов, Никита Ефремов, Евгений Стычкин, Павел Майков, Виктория Агалакова, Елизавета Шакира
Режиссер:Сергей Трофимов, Евгений Стычкин
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

От кринж-комедии до неовестерна: 15 сериалов в 15 жанрах на Кинопоиске
Смотрите на Кинопоиске

От кринж-комедии до неовестерна: 15 сериалов в 15 жанрах на Кинопоиске

29 марта
Иэн Маккеллен поддержал Кирилла Серебренникова после приговора по «театральному делу»

Иэн Маккеллен поддержал Кирилла Серебренникова после приговора по «театральному делу»

27 июня 2020
Дефектный ген: Как «Люди Икс» уничтожали самих себя

Дефектный ген: Как «Люди Икс» уничтожали самих себя

9 июня 2019
Иэн МакКеллен получил роль в экранизации мюзикла «Кошки»

Иэн МакКеллен получил роль в экранизации мюзикла «Кошки»

23 июля 2018

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

ПодкастЧего боялись в СССР? Обсуждаем третью серию «Нулевого пациента»

Сегодня
Чего боялись в СССР? Обсуждаем третью серию «Нулевого пациента»
«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар
Мнение

«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар

Сегодня
«Лучше звоните Солу» на финишной прямой. Что показали в первой половине сезона?
Сериалы

«Лучше звоните Солу» на финишной прямой. Что показали в первой половине сезона?

Сегодня2
Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

Сегодня, 14:57
«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

Сегодня, 14:42
Плюс Дача возвращается! На ней покажут «Джентльменов» и «Ла-Ла Ленд»

Плюс Дача возвращается! На ней покажут «Джентльменов» и «Ла-Ла Ленд»

Сегодня, 13:30
Главные фильмы перестройки и 1990‑х

Главные фильмы перестройки и 1990‑х

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.