Кино — плоть от плоти классические 50-е — с большой долей романтики и наивности, а с данным сюжетом я бы не сказал, что это большой плюс. В ленте не чувствуется нагнетания или напряжение, хотя ситуация здесь просто кричит и требует именно этого. Всё словно идёт само по себе — действие развивается, смотрится вроде с интересом, но эмоционально здесь мало что трогает. К тому же, здесь зачем-то много уделяют времени достаточно второстепенному персонажу (и его взаимоотношениям с девушкой и матерью), который вообще в фильме мало на что влияет и смысловой нагрузки от него не сказать что много.
Снят фильм хорошо и картинка глаз радует — яркие краски, антураж, сцены и на свежем воздухе и в зале суда — смотреть весьма приятно. Актеры здесь фактурные зубры и смотрятся здорово — Хосе Феррер, Фред Макмюррей и, конечно же, главный виновник торжества Хамфри Богарт, у которого здесь сочнейший и крутой бенефис на срыве стереотипа крутого парня. В небольшой роли матроса появляется и молодой Ли Марвин. В общем, мне кажется такое кино надо было снимать в 70-х зубрам вроде Паркера, Копполы, Скорсезе или тому же Фридкину в расцвете сил, тогда возможно вышла бы действительно бомба. А здесь — дань времени, и не веха. Нормальное неплохое кино с отличными артистами.
Военная драма о неприкосновенности параноидальной власти
В начале 1950-х о 'Восстании Кейна' знал весь мир. В 1951 г. Герман Вук, служивший во время Второй мировой войны в ВМС США, получил Пулитцеровскую премию за свой роман о военных моряках, отказавшихся выполнять приказы капитана и сместившие его от власти.
Спустя 3 года вышел фильм 'Восстание Кейна', который получил 7 номинаций на Оскар, но звание лучшей картины года уступил драме Элиа Казана 'В порту'. А в течение следующих десятилетий эту историю неоднократно экранизировали не только в Америке, но и в других странах. Последняя экранизация вышла в 1988 г., а недавно стало известно, что Уильям Фридкин выпустит новую версию и перенесет события в современное время.
Что же заставляет кинематографистов вновь и вновь возвращаться к этой истории?
Дело в том, что 'Восстание Кейна' касается вопроса, который не особо принято осмыслять и тем более широко обсуждать. А что, если руководитель, которому все должны безоговорочно подчиняться, сошел с ума? Что, если капитан не может контролировать и регулировать даже самого себя, но сотни людей должны рисковать своими жизнями, выполняя приказы этого безумца? Что делать в этой ситуации?
В фильме 1954 г. роль такого безумного параноидального капитана корабля великолепно исполняет Хамфри Богарт ('Мальтийский сокол', 'Касабланка'). Он отдает бездумные приказы, откровенно труслив и зациклен на каких-то казалось бы совершенно неважных мелочах.
'У капитана паранойя'. Когда эта фраза оказывается однажды озвучена, она отравляет жизнь всего экипажа. А когда случается шторм, под страхом смерти и крушения корабля, субординация окончательно рушится. Подчиненные устраивают бунт и отстраняют капитана от его обязанностей.
Корабль остается цел, члены экипажа оказываются на суше и конечно же отправляются на военный трибунал. Они спасли себя, отобрав власть у снедаемого паранойей капитана, но вполне возможно теперь всю свою жизнь проведут в качестве военных преступников.
Сложно назвать 'Восстание Кейна' хорошим фильмом с художественной точки зрения. Но это точно одна из тех лент, которая заставит вас всерьез анализировать показанное, чтобы попытаться понять, кто в этой истории прав, а кто виновен.
В самой ленте однозначно провозглашается то, что должно восприниматься как правильное. Но принять эту навязываемую точку зрения вам, наверняка, будет нелегко. Особенно сегодня, когда реальные события Второй мировой войны остались в далеком прошлом, а ветераны, защищавшие страну в сражениях, не продолжают нести службу в войсках.
'Восстание Кейна' безусловно достойный ознакомления фильм. В начальных титрах значится, что подобного бунта в американском флоте на самом деле не происходило, но показанная история является уроком того, как нужно разрешать конфликтные ситуации. И это безусловно правда, ведь это отличный проект, наглядно демонстрирующий то, что каждому из нас нужно всегда заставлять самих себя сомневаться в том, что кажется нам истиной и реальностью.
Впечатляющий актерский состав уже подкупает к просмотру данного творения. Жанр военной драмы всегда мне был симпатичен, идея фильма так же весьма интересна. Этот фильм посвящен американскому военно морскому флоту. И я с опаской ожидал избыток пафосности и пропаганды США. Но всё это сразу же развеялось в начальных сценах, когда показывают выпускников 'академии' и дают понять, что их обучали и переучивали из фермеров и т.п. на заправских офицеров всего 3 месяца (может это и перевод подводит) когда показывают маменькиного сынка и состояние 'Каина'. Фильм достаточно подробно описывает и раскрывает задействованных персонажей офицеров.
Особняком здесь стоит капитан Куиг. В плане роли, актером сыграно достойно, но в качестве персонажа он вызывал у меня отвращение с самого начала, до самого конца. Может это связано и потому, что в фильме о нем не показано ни одного достойного поступка, только его ошибки, некомпетентность и слепой устав. Последний монолог фильма, в котором я должен был изменить мнение, меня никак не убедил.
Сочувствия у меня вызвал персонаж Фреда МакМюррэя, как человека военного его конечно я осуждаю, но как обычного писателя его можно понять. Ведь по его словам он 'никогда не заблуждался на свой счет' и сам неоднократно говорил о своей натуре своим товарищам.
Персонаж Ван Джонса предстает перед нами примером военного офицера. И должен отметить у Ван Джонса это получилось убедительно. Этот персонаж вызывает у меня симпатию и восхищение.
До судебного разбирательства фильм фокусируется вокруг молодого офицера Вилли Кейта. Это тот самый 'маменькин сынок' (ничего не имею против мужчин, которые любят своих матерей и близки с ними.) Сделано это скорее всего из-за того, что этому персонажу отведена любовная линия. На мой вкус линия эта выглядела фальшивой и лишней вовсе.
Еще одними из главных персонажей стали адвокат и прокурор, друг другу под стать, оба прекрасные специалисты и знатоки, всегда непоколебимы, уверены и до мозга костей профессионалы. Так же проявили себя предшественник капитана корабля, со своим подходом к командованию и дисциплине на корабле и Ли Марвин, в своем лице представляющий матросов на борту. Блекло выглядел персонаж второго новичка на корабле, кроме сцены на мачте и прощания с товарищами по службе он практически не был заметен.
Внимание зрителя прежде приковано к игре актеров, от того не самый лучший сюжет уходит на второй план. Неуместная любовная линия, откровенное гнобление капитана, ход с шарами перегибает палку и выглядит дешевым, забавная концовка скрасила картину.
Начинается эта картина как рядовая морская военная 'пропаганда'. Вскоре мы понимаем, что перед нами версия 'Бунта на Баунти'. Через некоторое время мы оказываемся в строгом жанре судебной драмы. Но, это только прелюдия.
Именно так я охарактеризовал бы сюжет этого фильма. Чтобы оценить картину - ее нужно просмотреть. Ведь сейчас, после просмотра, любая спойлерная характеристика о 'тиране-капитане', 'честном адвокате' или 'бунте' - вызывает у меня неодобрение. Картина гораздо глубже, чтобы переводить все в шаблонные рамки.
Не случайно, что эту картину снял Эдвард Дмитрик. Человек, который на протяжении конца 30-х - начала 40-х штамповал студийное кино от RKO очевидно вышел совсем на новый уровень. К тому же, в 'Восстании Каина' он продолжил сразу две начатые им ранее темы: морскую (начатую им ранее в 'Мятеже') и тему, более глубокую - душевных травм, нанесенных войной (Cross fire и Жонглёр).
Для меня очевидно, что 'Восстание Каина' - это самое лучшее, что снимал Дмитрик до 1954 года. Первый шедевр в карьере - переход из ремесленников в ранг мастеров. В этой картине он продемонстрировал мастерскую режиссуру.
Несмотря на то, что стиль Дмитрика, на первый взгляд не заметен - присмотритесь: динамика, ритм, повествование, актерская игра - именно Дмитрик, незаметно рулит всеми указанными категориями. Даже морские батальные сцены сделаны интересно и качественно.
Этому переходу очень помогла замечательная актерская команда. Про Хэмфри Богарта и говорить нечего. Хэм сыграл одну из лучших своих ролей в карьере непринужденно и технически идеально.
Меня конечно же не мог не потрясти человек со стальными нервами - которого так прекрасно сыграл Хосе Феррер. Сыгранный им военный адвокат - один из эталонов в профессии.
С ними прекрасно контрастировали Ван Джонсон и Фред МакМюррей (который очень напомнил мне Денниса Куэйда). Молодой Роберт Френсис также показал отличный актерский потенциал, несмотря на излишне прямолинейную роль. Печально, что снявшись в нескольких картинах этот актер погиб молодым в авиакатастрофе.
В итоге:мне этот фильм очень понравился. Он выходит за пределы жанровых военных и судебных драм. Поднятые темы действительно глубоки и неочевидны - после просмотра хочется порассуждать о жизни и справедливости. Шедевр
Время событий показанных в фильме происходит в разгар Второй Мировой Войны. Молодого лейтенанта, только окончившего школу офицеров, Уилли Кейта назначают служить на эсминец «Кейн». Попав на корабль, Кейт понимает, что «Кейн» явно не то о чем он мечтал – команда «расхлебанная», дисциплина страдает, да и сам корабль явно не соответствует последнему слову техники, но все же решает остаться, несмотря на то, что он может пойти служить при штабе.
Вскоре на долю «Кейна» и его команды выпадет новые испытания, связанные не с военными событиями, а назначением нового капитана – Филиппа Френсиса Куига. С самого начала Куиг показывает то, что он наведет порядок в этом «бардаке». От простых мер по укреплению дисциплины Куиг иногда переходит к неординарным мерам, что некоторыми офицерами корабля начинает расцениваться как психическое расстройство. В конечном результате действия капитана, который не смог сориентироваться в обстановке во время шторма, приводят к тому, что один из офицеров отстраняет капитана от управления кораблем и берет командование на себя. Фактически «мятеж» привел к трибуналу. Только один военный адвокат решился защищать бутовщиков, но сможет ли он доказать, что же произошло на самом деле?
Насколько мне известно, фильм поставлен по роману Германа Воука, который был удостоен Пулитцеровской премии в 1951 году и в своей основе имеет реальные факты, конечно же, приукрашенные для художественного и литературного воплощения.
В целом Кейн – отлично поставленный фильм, как в техническом, так и в художественном плане фильм. Не идеальный, но очень хороший. Так, к примеру, стоит учесть, стилистику фильмов на военную тематику 50-х годов, поэтому возможно не всем придется по вкусу. Ну и любовная линия, которая не имеет прямого отношения к развитию главного сюжета, но все-таки вплетающаяся в повествование. На удивление, она даже не раздражает, а даже умиляет. И я понимаю, зачем ее включили в фильм – для расширения зрительской аудитории, за счет зрителей женского пола, которым было бы скучно смотреть на военный фильм с элементами «судебной драмы», хоть и с отличными актерами.
Как уже говорил, актерский состав подобран отлично. «Поздний» Богарт отлично воссоздает образ капитана Куига, показывая его нервное состояние. Как говорят многие критики – это один из лучших образов Богарта. Так же отличный второплановый персонаж, воплощенный – Феррером, сыгравшего адвоката – принципиальный человек, который решился взяться за казалось безнадежное дело и все же в конце он дает свою морально-этическую оценку всему происходящему.
Честно сказать, судить героев этого фильма трудно, так как у каждого сложится свое мнение. Кто-то будет сочувствовать команде, кто-то Куигу, а кто-то под конец фильма кардинально поменяет свое мнение, благодаря речи адвоката. Но лично я все же на стороне команды. Все же это как никак флот и место «нюням» тут нет. Да Куиг действительно вызывает сочувствие, но все же капитан должен руководить и пользоваться авторитетом у подчиненных или, в крайнем случае, должен заставить неукоснительно выполнять его приказы, не ставя их под сомнение и уметь признавать ошибки, чего как раз у Куига я не нашел. Да офицеры должны были поддержать его и предложить помощь, когда тот просил, был такой момент, но извините это не телефон доверия, а на дворе не мирное время. Это сугубо мое личное мнение, так, что не судите строго.
В общем, любителям хороших фильмов и классики Голливудского кино 50-х рекомендуется. Так же фильм имел относительный успех по части наград, хоть и не получил весомых наград, но был отмечен 7 номинациями на премию «Оскар» (фильм; мужская роль (Хамфри Богарт); мужская роль второго плана (Том Талли); сценарий; звук; монтаж; музыка для драматических/комедийных картин).
После этого фильма окончательно и бесповоротно понимаешь, что Хамфри Богарт таки великий актер, способный сыграть удивительно неоднозначного персонажа. В процессе общения с командой его герой проходит через все стадии зрительского восприятия – от ненависти до откровенного сочувствия. Действительно, капитан Куиг, в начале фильма вызывающий искреннюю ненависть, ближе к концу ленты может вызвать лишь жалость и сочувствие. А вот абсолютно положительные герои, наоборот, начнут раздражать своей принципиальностью. Но в начале этого нет, что самое поразительное. Сначала персонажи кажутся нам абсолютно однозначными – команде сочувствуешь, а Куига искренне ненавидишь. Затем Куиг начинает вызывать некую брезгливую жалость – это когда становится понятно, что он явно невменяем. Команда корабля по-прежнему при этом остается в категории потерпевших. А вот в финале…
В финале, после зажигательной речи адвоката Берни (блестящая роль Хосе Феррера), мы вдруг понимаем, что Куиг на самом деле глубоко несчастный и одинокий человек, не умеющий, но по-своему пытающийся наладить отношения с командой. И самое страшное, что понимаем это мы лишь в финале, вместе с героями.
Таким образом мы оказываемся на месте того самого победившего большинства, и это, повторюсь, действительно страшно. Потому что в финале благородная борьба с закосневшим в своем сумасшествии Куигом вдруг становится позорной травлей одинокого старика. И вместе с героями мы понимаем, что гордиться своей победой особо не стоит.
В итоге получился сильный и необычный фильм, чей жанр определить довольно трудно – потому что присутствуют в нем элементы и военной, и судебной, и просто драмы. Драмы одинокого и никому не нужного человека, оказавшегося в состоянии полной изоляции. В этой истории великолепный Хамфри Богарт занимает, безусловно, ведущую роль – и капитан Куиг в его исполнении «на раз» отодвигает в сторону целую плеяду положительных и симпатичных героев. Потому что даже в безумии капитан Куиг остается именно что главным героем этого фильма – героем, чье безумие, и чье одиночество разрушительно и абсолютно. Великолепная роль.
В заключение немного о минусах, точнее, не о минусах, а о некоторых небольших недочетах. Некоторые вопросы к сценаристам вызывает вроде совершенно необязательная (и совершенно иногда не в тему возникающая) любовная линия между главным героем и певичкой Мэй, хотя при желании и ей можно найти оправдание. На мой взгляд, таким образом режиссер давал нам понять, как меняется характер героя, как он из инфантильного юнца становится ответственным и решительным человеком. Другое дело, что возникает эта история отношений в фильме как-то не всегда вовремя, и изрядно отвлекает от собственно главного конфликта фильма – конфликта между Куигом и командой. Но, как говорится, нехай будет. Тем более что за Богарта фильму можно простить все!