К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Не так много фильмов Брайана Де Пальмы смотрел – в основном те, что режиссер снял в 90-е годы и уже в 21 веке: «Воспитание Каина», «Миссия невыполнима-1», «Черная орхидея»… На «Прокол» наткнулся совершенно случайно и знаете – это очень хорошее кино!

Джек (Джон Траволта) работает звукорежиссером на второсортных фильмах и для них записывает различные звуки и шумы. Они могут пригодиться в дальнейшем, а потому Джек ищет их всюду. Однажды в одну из таких вылазок в поисках нужного материала, он видит своими глазами аварию, но главное – записывает звук, похожий на выстрел! И то, что многие принимают за несчастный случай в результате прокола шины, выглядит как убийство! Джек это понимает и начинает собственное расследование…

Первое, что пришло в голову – как же круто наблюдать за увлеченными людьми! Хоть Траволта и ИГРАЕТ роль звукорежиссера, но сцена, где он ночью записывает звуки вызывает восхищение творческим подходом людей данной профессии! Улавливать звуки, обрабатывать их, уметь использовать в зависимости от ситуации – это не только ответственно, но и очень интересно.

Ну и конечно сама работа со звуком в фильме – на высочайшем уровне. Он здесь настолько чистый, что кажется можно услышать биение сердца. С учетом того, что сюжет картины завязан именно на звуке выстрела, по-другому и быть не могло: на звук создатели обратили повышенное внимание.

Фильм открывается с довольно необычной сцены, увидев которую зритель может подумать: «а я точно то кино включил?». Однако этой сценой Де Пальма сделал отсылку к популярным в то время слэшерам – «Черному Рождеству» и «Хэллоуину». Тут и сцена с ножом как с орудием убийства, и явно женское студенческое общежитие.

Кстати снималась эта слэшерная сцена на новейшее изобретение того времени – стэдикам, придуманный Гарретом Брауном.

Брайан Де Пальма в этом фильме недвусмысленно намекает на инцидент с младшим братом Джона Кеннеди – Тедом, который в 1969 году на острове Чаппаквидик вместе с своей спутницей рухнул в машине с моста. Правда в той ситуации девушка погибла, а Тед Кеннеди выжил (в фильме – с точностью до наоборот).

Несложно разглядеть во многих фильмах Де Пальмы дань уважения Хичкоку, на проекты которого режиссер ориентировался. Особенно это подчеркивается постоянно повышаемым уровнем саспенса. Тревожность и неопределенность захватывают с первых минут – когда происходит то событие, которое служит катализатором для дальнейшего сюжета. Де Пальма здорово поработал в этом плане, ибо противник Джека постоянно на виду и зрителю известен, в то время как главный герой не может его распознать.

Хотя атмосферность фильма все же была не так оценена зрителем. Как и некоторые другие фильмы, «Прокол» постиг кассовый провал, что негативно сказалось и на актерской карьере Джона Траволты. По иронии судьбы Квентин Тарантино влюбился в «Прокол» и позднее предложил Траволте роль в «Криминальном чтиве». А фильм Брайана Де Пальмы со временем нашел признание.

Если честно, провал в прокате выглядит странно, тем более, что режиссер за несколько лет до «Прокола» снял «Кэрри» по Стивену Кингу, а главную роль исполнил Траволта – уже на тот момент достаточно известный актер. Не только по роли в той самой «Кэрри», но и по роли в «Бриолине» с номинацией на «Золотой глобус», с «Лихорадкой субботнего вечера» с номинацией на «Оскар».

А еще помимо звука, именитых людей в «Проколе» можно отметить съемку. Комбинирование планов благодаря чему порой создается ощущение 3D-съемки. А все дело в использовании сплит-фокусной диоптрической линзы, которую крепили к основному объектив. Она воздействовала только на левую или правую часть обзора основного объектива, что изменяло фокусное расстояние части изображения, позволяя объектам, находящимся на двух расстояниях (на переднем и заднем плане) и быть в резком фокусе.

Плюс удачно выбранные планы исходя из геометрии пространств, как например сцена с телефонными будками на вокзале, когда девушка выходит из кабинки, идет на камеру, камера отдаляется и в это время в дверном проеме видны телефонные кабинки, и пока девушка идет, зритель видит, как дна из кабинок уже становится пустой, а тот кто был в ней несколько секунд назад, уже идет по пятам…

ФАКТЫ:

- Во время съемок Джон Траволта страдал от бессонницы. Именно поэтому его герой выглядит таким подавленным на протяжении всего фильма.

- Парад в честь Дня Независимости снимался с использованием 11 камер, 1000 статистов, 25 водителей-каскадеров, автомобилей пожарной и полицейской служб Филадельфии, а также специальной операторской установки, установленной на вертолете и привезенной из Норвегии. Вот только пленка со съемкой Парада была утрачена, так как по дороге в аэропорт водитель фургона, в котором находились две катушки с отснятым материалом, остановился у Dunkin' Donuts, оставив фургон без присмотра. Пока он находился внутри, фургон украли, а отснятый материал так и не нашли. Пересъемка привела к тому, что создателям пришлось потратить еще 750 тысяч долларов из бюджета фильма.

- Джек упоминает о работе над вымышленным фильмом под названием «Bordello of Blood», который на самом деле был так и не снятой эксплуатационной комедией ужасов о частном детективе, чье расследование приводит его в бордель, управляемый вампирами. Этот сценарий написали Боб Гейл и Роберт Земекис.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

8 из 10

04 февраля 2024 | 10:55
  • тип рецензии:

Что такое Брайан де Пальма? Это всегда классика.

Человек создал целый ряд новаторских клише, которые активно используются современными режиссерами. (хорошими и не очень)

Отсюда вытекают все корни.

Самое главное для него, показать драму главного героя, что и вышло в Протоколе.

Довольно простой СЮЖЕТ, что построен на истории нескольких людей. Здесь тебе звукорежиссёр, который попадает в неприятности из-за помощи девушке. Во всяком случае, вокруг этой видеозаписи всё и разворачивается.

Напряжение, что постепенно нарастает с каждой минутой и служит основным двигателем. Здесь не стали заворачивать сложные конструкции с персонажами, а просто выложили как на духу. Благодаря этому фильм смотрится просто, доступно и кратко.

ТЕХНИЧЕСКИсделано просто. Никаких тебе новаторских решений.

Это не поражает обычного зрителя, хотя если углубиться в детали — отличная работа со светом, постановкой кадра и общей атмосферной. Это уже было? Да, но акцент здесь на истории.

АКТЁРСКИЙсостав приятно удивляет. Траволта отлично сочетается со жгучей Нэнси Аллен. У одного открылась новая грань, а вторая так и осталась образцом Пальмовского, женского образа.

Нельзя назвать это кино лучшим у Пальмы, но это явно создаёт общее впечатление от его искусства. Хотя, даже для создания общего впечатления нужно начинать с самого великого: «Лицо со шрамом», «Кэрри», «Путь Карлито», «Неприкасаемые».

09 декабря 2018 | 03:35
  • тип рецензии:

Фильм привлек меня, во-первых, режиссером, его снявшим, - Брайаном Де Пальмой, на счету которого 'Лицо со шрамом', 'Миссия Невыполнима', 'Неприкасаемые'; во-вторых, Джоном Траволтой, играющим здесь главную роль. Самым неожиданным для меня в фильме оказалось то, что Траволта играл самого обыкновенного парня, пусть и с не самой обычной профессией. И вот именно это и является ключевым моментом в фильме: противостояние обыкновенного американца злу. Не будем касаться отношения к политике - в фильме оно продемонстрировано однозначно негативно, акцентируем внимание именно на противостоянии обывателя и профессионального убийцы.

Кстати, степень проработки убийцы заслуживает отдельного упоминания: в начале 80х, ещё далеких от мрачного культа восхищения психопатами и убийцами, как, например, в сериалах 'Декстер', 'Фарго' и фильмах 'Старикам здесь не место', 'Исчезнувшая' - антагонист получился на уровне Лорна Малво. Чего только стоят его снайперский выстрел по движущейся мишени, бесчеловечный план по заметанию следов хладнокровность и расчетливость поступков! Исходя из современных стереотипов, справиться с таким под силу лишь спецгруппе ФБР или какому-нибудь отставному сотруднику ЦРУ типа Брайна Милса из «Заложница». И никак не простому обывателю, который при столкновении с подобным монстром начинает напоминать цыпленка перед удавом.

Вот теперь мы и дошли до ключевого момента - обыватель против монстра. Это одна из основных идей фильма. Американцы начала 80х ещё верят в то, что простой хороший парень способен в одиночку противостоять любому плохишу, и даже победить его, конечно же, во имя демократии (шутка). При этом интересен еще один акцент: в процессе противостояния положительному герою вполне разрешается в разумных пределах преступать закон и беспредельничать - это я о ралли в конце фильма. Но вернемся к теме противостояния добра и зла: похоже, среднестатистический американский зритель уже потерял былую веру в самого себя, и в современных фильмах и сериалах монстра побеждают или специальные службы, или другие монстры. Хотя некоторые режиссёры до сих пор дают обывателю шанс проявить себя, например, в первом сезоне «Фарго». Но и там для этого Гассу Гримли приходится уже проделать огромный путь на протяжении всего сезона по преодолению своих страхов к моменту решающей схватки.

Напоследок отмечу еще одну черту или свойство хорошего парня - эта черта отражается в пословице «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», т.е. хорошему парню не дают в друзья мерзавцев или плохих девчёнок. Пожалуй, именно так мне видится граница, а точнее, пропасть, отделяющая этот фильм от, например, уже более позднего «Секреты Лосанджелеса».

Если говорить о фильме в целом, то его стоит посмотреть, если нравится Джон Траволта и интересны американские ценности начала 80х.

7 из 10

12 августа 2018 | 21:12
  • тип рецензии:

Брайан Де Пальма человек безусловно талантливый. За свою карьеру снявший ряд замечательных картин, вошедших в золотой фонд мирового кинематографа. Гигантское влияние на его формирование, как режиссера оказало творчество мастера остросюжетного кино Альфреда Хичкока. Подражание стилю великого мастера нередко ставили ему в упрек, как неспособного изобрести что-то свое. Согласны ли вы с этими обвинениями или нет, это исключительно дело вкуса. Я считаю, что фильмы Де Пальмы, хоть и заимствуют многие элементы и фишки произведений других авторов, все же представляют собой пример качественной и самобытной режиссуры. И данный фильм не исключение.

Картина представляет собой детективный триллер. В сюжете четко прослеживается влияние двух значимых фильмов подобной тематики «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы. В которых и черпал вдохновение Брайан Де Пальма, а он выступил не только режиссером, но и сценаристом. В свое время лента провалилась в прокате и собрала неоднозначную критику. Но со временем стала восприниматься классикой жанра.

Молодой звукооператор Джек Терри, записывая звуки для второсортного ужастика фиксирует звук ночной автокатастрофы. Прослушивая запись, он понимает, что авария произошла не случайно, а в истории замешаны, в том числе и высшие политические круги. Главный герой начинает собственное расследование, которое повлечет за собой цепочку опасных событий.

Режиссеру удалось хорошо передать напряженную атмосферу. Лента снята в стилистике неонуара, с классическими атрибутами данного жанра. Мрачная манера съемки, медленно нагнетаемый саспенс, наличие роковой женщины и другие художественные приемы нуара. Крепкая интрига удерживает внимание и предвещает неожиданную развязку. Но к сожалению заметны недоработки в сценарии. Искушенный зритель непременно обратит на это внимание. Присутствует некая недосказанность.

Джон Траволта тогда ещё юный и не столь звездный актер, сыграл одну из лучших ролей на раннем этапе своей карьеры. Ему очень сильно подошел образ простого технического специалиста, оказавшегося не в том месте и не в то время. Не выдающийся образец драматургии, но достойная и проработанная роль. Нэнси Аллен выступила в роли девушки, замешанной в этих загадочных событиях. Она выглядит не столь уверенно и местами переигрывает, но её игра не вызывает отторжения. А вот таинственный злодей в исполнении Джона Литгоу вышел очень колоритным. Его персонаж не раскрывается, но производит сильный эффект.

Прокол атмосферный, интригующий, напряженный детективный триллер. Достойный представитель жанра в целом и раннего творчества режиссера Брайана Де Пальмы в частности. Не лишенный недостатков и сюжетно недосказанный. Но отлично подходящий любителям остросюжетного кино, а также поклонникам Джона Траволты.

7 из 10

24 июля 2017 | 17:59
  • тип рецензии:

В 1966-м году итальянский кинорежиссер Микеланжело Антониони выпускает фильм «Фотоувеличение» («Blowup»), который становится критической точкой, ознаменовавшей новый виток в творчестве постановщика, впервые поработавшего вне родной Италии, снявшего свой первый фильм полностью на английском языке. Фильм получает самые высокие рейтинги из возможных и даже удостаивается «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Концепция повествования (макет построения истории) перенимается как собратьями-европейцами, так и многими западными режиссерами так называемой «Новой голливудской волны» — используется в частности Френсисом Фордом Копполой в фильме «Разговор» (который также получил «Ветвь» в Каннах) и Брайаном Де Пальмой в более позднем «Проколе», смотревшемся во время своей премьеры в 1981-м году весьма неуместно, наигранно и совсем не в духе времени (если сравнивать с бессмертными творениями Антониони и Копполы, вышедшими в более подходящее время, вовремя уловившими дух назревающего беспокойства в обществе).

Эта самая оригинальная концепция подачи материала заключается в физическом и эмоциональном отстранении зрителя от основной истории. Главные герои всех трех вышеназванных фильмов, как и зрители, наблюдают историю, происходящую с чужими для них людьми, собирают ее по крупицам из имеющихся материалов, косвенным образом или вовсе случайно попавших к ним в руки. Собственно, протагонисты этих фильмов сами являются зрителями, которые словно смотрят фильм или театральную постановку. Отличие только одно: наблюдаемое ими — вовсе не выдумка, не подсознательный фантом. Они узнали то, чего не должны были знать, влезли в чужую частную жизнь, случайно или намеренно — не важно, но все еще не могут разобраться в том, что же именно они узнали, ведь в их руках лишь небольшой кусочек огромного полотна событий, как говорится, вырванный из контекста. Нельзя судить о чем-то с полной уверенностью, но если намеки — действительная правда, то медлить нельзя, нужно срочно действовать. Мотивация к действию у героев каждого из фильмов своя. Если в «Фотоувеличении» главный герой — фотограф, сфотографировавший гуляющую пару в парке, а чуть позже, придя домой и увеличив снимок, заметивший на заднем фоне в кустах размытое изображение убийцы, то протагонист «Разговора» — специалист по подслушивающим устройствам, работа которого косвенно повлияло на большое количество заказных убийств. Работая над последним делом, Гарри Коула приходит к мыслям о том, что на его клиента будет совершено покушение. Весь фильм он, охваченный паранойей, пытается предотвратить планирующееся, как ему самому кажется, убийство. Фотограф из «Фотоувеличения» делает тоже самое, что и Гарри Коул, только он совершенно не причастен к происходящей криминальной истории. Именно поэтому «Фотоувеличение» считается притчей о безучастности и невозможности выбора, а «Разговор» — психологическим триллером с элементами детектива. Брайан Де Пальма же возвращает своего персонажа, сыгранного Джоном Траволтой, к истокам. Джек Терри — звукорежиссер, работающий на студию, снимающую порнографию и дешевые фильмы класса «B». Уже работа главного героя отсылает к Антониони, ведь герой Траволты, как и герой Дэвида Хеммингса, творческий человек, в голове которого обитают собственные тараканы, а также к криминалу, в отличии от героя Джина Хэкмена из «Разговора», не имеет ровно никакого отношения. Брайан Де Пальма словно нарочно игнорирует изменения фабулы, внесенные Френсисом Фордом, делая своего персонажа случайным наблюдателем, как у Антониони, а не непосредственным участником событий, пусть и находящемся в неком отстранении от ситуации, как у Копполы.

«Прокол» стал менее камерным и собранным, рассказал уже не маленькую личную историю, а более масштабную, охватывающую весь город, СМИ и вышестоящие органы. Убили в «Проколе» не простого смертного, а кандидата в президенты. Следовательно — это уже не притча и не детектив, а самый настоящий политический триллер. Только вот сама по себе история убийства одно кандидата другим выглядит довольно сумбурной и скомканной. Никаких деталей этой истории так и не пояснят, довольствуемся лишь важными для героя Траволты мелочами, а интрига или саспинс, как в том же «Разговоре», просто отсутствует, ведь дальнее развитие сюжета угадывается еще в самом начале фильма. В «Проколе» зрителя ждут: армии наемников, то и дело снующих туда-сюда, удушение на площади во время празднования Дня Независимости — прямо под американским флагом и звоном оркестровых труб, порно-студии, оформленные разноцветным неоном с пола до потолка, нелепые отсылки к Уотергейтскому скандалу (результат влияния которого на общественные настроения Коппола в свое время использовал для усиления эффекта «Разговора» на массовую аудиторию, что у него получилось на высшем уровне и повлияло на высокие оценки критиков и зрителей) — Де Пальма нагнал в простую историю ненужный, абсолютно бессмысленный, картинный бред, сдобренный умеренной долей пафоса. Его история не привнесла в поджанр ничего нового, режиссер просто объединил наработки Антониони и Копполы, явно пытаясь вывести свой фильм на качественно новый уровень, но удача была явно не на его стороне. Вместо экстравагантного политического триллера с претензией на гениальность получилось не пойми что — достаточное внимание не уделено ни раскрытию героев, ни истории заказного убийства, расследуемой главным героем, ни политическим мотивам.

«Прокол» — не высокопарный политический триллер, да и с ролью камерной драмы про нескольких отдельно взятых представителей человечества (как «Разговор» и «Фотоувеличение») он не справляется. Удивительно, как один из лучших западных режиссеров того времени, снявший «Лицо со шрамом» и «Путь Карлито», угробил имеющуюся концепцию, проверенную годами, причем наиглупейшим способом — пытаясь совместить несовместимое, убивая драму ради зрелищности и эффектности.

«Фотоувеличение» — 10 из 10.

«Разговор» — 10 из 10.

«Прокол» — 7 из 10.

12 августа 2016 | 01:19
  • тип рецензии:

Уже вступительная сцена фильма, является чуть ли не самой выразительной и семантически многозначной. Это пятиминутный эпизод, снятый одним длинным планом, выполненный в стилистике 'джалло' и целиком снят с точки зрения серийного маньяка с кухонным тесаком, который путешествует по женскому общежитию и вырезает сексапильных девочек. Кончается вступление прямой реминисценцией из хичкоковского «Психо», которая прерывается самым фальшивым и карикатурным криком жертвы в истории кино и смехом героя Траволты - Джека Терри, звукорежиссера второсортных слешеров, один из которых мы только что и наблюдали. Нетрудно заметить, что это кровавое вступление снято намеренно гротескно, вульгарно (секс на полу, мастурбирующая студентка, подглядывающий коп) и с немалой долей черного юмора. Де пальма словно высмеивает типичные каноны слешеров (особенно Хэллоуин!), пик которых пришелся как раз на восьмидесятые. Но не щадит он и себя, ведь все предыдущее десятилетие он проработал в этом жанре, а за год до 'Прокола' снял свой лучший фильм данного направления - 'Одет для убийства', ядреную смесь из психологизма Хичкока и эстетики джалло. Но теперь режиссер как бы говорит, что все это в прошлом (которое все же вернется в 2012 году в фильме 'Страсть') и нужно ждать чего-то совершенно нового.

Но, откровенно говоря, ничего нового как раз и не будет. Если раньше критики могли обвинять режиссера только в копировании визуальных наработок (заимствованных у Марио Бавы или Хичкока), то после 'Прокола' де Пальму можно укорять и в идейном плагиате, которого он правда не только не скрывает, но выставляет напоказ. Уже в названии картины 'Blow out' содержится явная отсылка к фильму Антониони 'Blow up' (Фотоувеличение), дискурсивная линия которого и будет являться формообразующим элементом сценария наряду с сюжетной канвой фильма Копполы (друга и наставника де Пальмы) 'Разговор'.

Звукорежиссер Джек Терри становится свидетелем якобы случайной аварии, в результате которой слетает с моста автомобиль губернатора. Глава города тонет, но Джеку удается спасти пассажирку - молодую девушку Салли, судя по всему, тайную любовницу главы города. В больнице герою советуют держать рот на замке и дело быстро заминают. Но Джек решает провести собственное расследование и обнаруживает, что колесо автомобиля было прострелено. Он решает показать запись автокатастрофы Салли и выяснить какова ее роль во всей этой истории. Оказывается, девушка работает профессиональной проституткой, чья задача состоит в том, чтобы собирать компромат на государственных лиц. Губернатор был ее очередным клиентом. Джек понимает, что ввязывается в опасную игру, но не может остановиться. Его толкает вперед отнюдь не честолюбие или жажда справедливости, сказывается прошлая психологическая травма, полученная после того, как по его вине убили человека. Параллельно с развитием расследования развивается и романтическая линия персонажей, Джек сознает, что все больше влюбляется в Салли. Вскоре ему придется выбирать между любовью и долгом.

Пестрый, динамичный, многослойный сценарий де Пальмы на удивление гармоничен и целостен. Драматический накал достигает небывалого для фильмов режиссера напряжения. Основная заслуга лежит, в первую очередь, на исполнителях, Джоне Траволте и Нэнси Аллен, у которых отлично получается разбавлять насыщенную детективную интригу и напряженную остроту сюжета легким, воздушным идиллическим флером на грани сентиментальности. Естественно, де Пальма не упустит шанса в конце фильма столкнуть лбами две эти противоположности и, по всем законом жанра, развеять радужные и оптимистические настроения персонажей в холодной и беспроглядной тьме реальности.

Но что вообще такое реальность? Это, пожалуй, один из главных вопросов фильма, перешедших по наследству от ленты Антониони. В картине основным генератором реальности является телевидение и средства массовой информации, играющие важную роль в развитии сюжета. Но, продуцируемая ими реальность суть иллюзия, удовлетворяющая массы населения. Джека же интересует истинная и до-'подлинная' сущность вещей, ради которой он готов идти против течения (символически это выражено в гениальном эпизоде, где герой пробивается сквозь ликующие толпы на параде в честь дня независимости). Насколько известно, в фильме Антониони герой Хеммингса также стремился скинуть с вещей иллюзорный покров. Но под ним не оказалось ничего, кроме пустоты, бессмыслицы и «ничтойности». В радикальном антагонизме с мировосприятием итальянского маэстро находится онтологическая точка зрения де Пальмы, которая, как мне кажется куда ближе к действительному положению вещей. Согласно его системе – ядро существования содержит в себе стихийное, иррациональное, насильственное начало. В фильме оно персонифицируется в образе профессионального киллера с наклонностями серийного маньяка (убивающего оригинальной удавкой, т.е. беззвучно) по кличке Берк, в блестящем исполнении Джона Литгоу. Де Пальма, не выходя из пределов строго реализма, несколько размывает фигуру этого персонажа в темных, таинственных красках мистичности и сверхчеловечности, словно наделяя его символическими абстрактными чертами потустороннего ангела смерти. Вышеозначенная страдательно-трагедийная система бытия фундируется онтологией Ницше, также считавшего, что всякая жизнь по сути дела является трагическим спектаклем. Но и другая идея мыслителя нашла в фильме блестящее выражение – а именно оценка существование исключительно как эстетического феномена, материала для искусства и творчества (вместо фальшивого крика героини, слышанного в начале, в конце фильма Джек подставляет настоящий). Можно констатировать, что как минимум в дискурсивном отношении «Прокол» не уступает предшественникам.

Что же касается визуально-технического оформления, то здесь у де Пальмы никогда не было проблем, но данный фильм и вовсе признается многими за вершину его творческой карьеры. Часто маэстро обвиняли в том, что зрительная репрезентация у него является самоцелью и съедает остальные компоненты картины, отчего последняя приобретает «неестественные» диспропорции. Видимо они просто не смотрели «Прокол». Фильм пестрит самыми разнообразными техническими виртуозностями, абсолютно контрапунктирующими с идейным концептом. Никакое движение камеры не является случайным и неоправданным. Более того, само по себе построение мизансцен, угол обзора, фокусировка, чередование планов и т.д. и предстают центральным, формообразующим аспектом фильма. Суть философии таких картин не в абстрактных понятиях или заумных теориях, но в визионерстве, непосредственном видении, которое и является истиной в последней инстанции, просто потому, что никакой другой истины не существует. На мой взгляд, творческий потенциал режиссера полностью раскрылся в последних пятнадцати минутах картины (которые, что интересно, были выкрадены и пересняты с нуля) – тут невероятный градус эмоционального накала страстей, в связи с трагической смертью одного из персонажей, гениально контрастирует с обстановкой окружающего веселья, толпами ликующих людей и поразительной красоты салютом. Это шедевральная сцена, в которой де Пальма как канатоходец сохраняет баланс между гротескной сентиментальностью, карикатурным мелодраматическим изображением и эмоционально-суровой, «бергмановской» безысходностью.

На мой взгляд, «Прокол» - один из лучших триллеров за всю историю, в котором де Пальма вновь блестяще использует весь свой богатый инструментарий и добивается невероятного визуального качества, абсолютно коррелирующего разноплановому и великолепно проработанному сюжетному каркасу. Таких забойных фильмов давно уже не снимают.

12 ноября 2015 | 10:54
  • тип рецензии:

Ночь, улица, фонарь... нет, аптеки нет. Да и не улица, а проезд через парк. А в парке звукорежиссер Джек Терри (Джон Траволта), вооружившись швейцарской 'Нагрой', записывает для фонотеки звуки ночи. Прошла влюблённая парочка. Квакнула лягушка. В деревьях что-то прострекотало. Заухала сова. На дороге появилась машина...

И вот тут начинается. Хлопок - и машина летит в воду. Джек несётся на помощь, но водитель уже захлебнулся, а вот девушку-пассажирку (Нэнси Аллен) он спасает. А в госпитале узнает, что погибший - губернатор и будущий кандидат в президенты, а девушка... ну, вы же понимаете, что семье и прессе лучше не знать, что с губернатором была какая-то левая девушка. Так что, мистер, девушки не было, вы никуда не ныряли, и вообще берите её и увозите куда-нибудь, мы вас проводим до чёрного хода.

Укатив вместе с девушкой по имени Салли в мотель подальше, Джек прослушивает свою запись, и понимает - это не случайный прокол, а запланированный прострел. Но его не хотят слушать. Более того, полицейским это вообще неинтересно. Потрясённый и возмущённый Джек решает, что его долг - установить правду.

Увы, повышенное чувство ответственности имеет и киллер по фамилии Берк (Джон Литгоу), который считает делом чести обеспечить 'операции' идеальное прикрытие. Которое требует полного устранения влипшей по самые уши Салли...

Хороший фильм, мне понравился. Может, для кого-то и затянут, но я его впервые посмотрел ещё подростком, и меня устроило. Острая гражданская позиция режиссёра. Молодой Траволта, играющий одинокого звуковика, работающего над дешёвыми ужастиками. Нэнси Аллен, совсем не похожая на ту, которая ещё будет в 'Робокопах', простодушная до наивности и встрявшая страшную историю. Самый блеск - Литгоу, которому уделено не так много экранного времени, но это одни из лучших мест фильма. Чего стоит хотя бы те слова, которыми он изъясняется с заказчиками...

Хороший фильм.

28 января 2015 | 20:12
  • тип рецензии:

Джек Терри работает звукорежиссером и записывает звуковые эффекты для фильмов. Однажды, прогуливаясь в ночном парке со своей записывающей аппаратурой, Джек случайно записывает на микрофон автомобильную аварию – машина с проколотым колесом не справляется с управлением и слетает с моста в водоем. За рулем был не кто-то, а видный политический деятель, который должен был победить на парламентских выборах, и девушка Салли, сидевшая рядом. Джеку удается спасти лишь эту девушку, вместе с которой они оказываются в больнице. Полиция допрашивает обоих о событиях той ночи, а помощник погибшего убеждает Джека и Салли сделать вид, что ничего не было. Однако, запись, сделанная на пленку, не дает покоя Терри, и он отчетливо слышит выстрел во время повторной прокрутки. Становится ясно, что авария была подстроена, а пытливый Джек непременно захочет докопаться до правды, впутав в это дело и Салли, далеко не случайно оказавшуюся в той роковой машине с политиком.

Брайан Де Пальма решил немного изменить излюбленной хичкоковской теме (хотя и здесь она отчетливо прослеживается) и переключиться на триллеры с политической подоплекой. «Прокол» уже в своем оригинальном названии «Blow out» намекает на классический кинохит Микеланджело Антониони «Blow Up» («Фотоувеличение», 1966), и, соответственно, оммажирует уже Антониони, сделав виновником одержимости главного героя уже не фототехнику, а аудиоаппаратуру. К слову об аудиоаппаратуре, очень много сходств можно заметить и с лентой «Разговор» (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, даже больше, чем с фильмом Антониони, который не имел никакого отношения к заговорам. Де Пальма, который является и автором сценария, и здесь, на мой взгляд, не ударил в грязь лицом, подав зрителю изысканный микс вышеупомянутых фильмов, приправив его своим уже отточенным стилем а-ля Хичкок с нотками черного юмора, вследствие чего получился яркий и незабываемый кинококтейль. Изобретательные ракурсы камеры от мастеровитого оскароносного оператора Вилмоша Жигмонда и музыкальное сопровождение Пино Донаджо, уже не впервой работавшим с режиссером, играют очень важную роль в нагнетании мощного саспенса, намертво примагничивающего зрителя к экрану от вступительных и до финальных титров. Также невозможно не отметить те стильные монтажные приемы, примененные в ленте (особенно в сцене внимательной прослушки пленки героем Траволты). Актеры Джон Траволта (Джек Терри), уже сыгравший в «Кэрри» и Нэнси Аллен (Салли), на тот момент жена режиссера, уже снявшаяся у него в двух фильмах, достойно выступили в качестве экранного дуэта, а Джон Литгоу, также уже проявивший себя у Де Пальмы в «Наваждении», воплотил на экране образ самого настоящего хладнокровного злодея с пугающим взглядом, при виде которого становится и правда не по себе. Только, к сожалению, в свое время этот фильм потерпел провал в прокате и не был встречен критиками с распростертыми объятиями. Классический триллер, являющийся помимо того, что изящным и изобретательным поклоном вышеупомянутым классикам кино, так и вовсе всеобъемлющей кинематографической поговоркой «искусство требует жертв», говорящейся языком кино с экрана в финальных кадрах.

9 из 10

20 марта 2014 | 23:00
  • тип рецензии:

Тарантино, еще перед съемками своего самого известного фильма, говорил о Траволте много лестных слов. Что это потрясающий актер, что режиссеры просто не использовали его талант в восьмидесятые. И это привело к тому, что к началу девяностых о звезде «Бриолина» и «Лихорадки субботнего вечера» начали забывать. Более всего Тарантино восхищался игрой актера в фильме Брайана Де Пальмы «Прокол».

У Траволты все устроилось довольно неплохо. Он успешно переквалифицировался в звезду боевиков и детективных триллеров.

Но в «Проколе» он действительно шикарен! Я уже стал забывать, что молодой он ничуть не хуже сорокалетнего.

Это было как возвращение в волшебный мир. Просмотр фильма, я имею в виду.

Де Пальма сделал классный фильм. Замысел с заговором оброс техническими звукооператорскими подробностями. И это получилось стоящим.

Операторская работа очень необычна. Раздвоенные кадры, виды сверху в комнатах. Смотрится комфортно.

Музыка хороша. Тревожные ритмы, которые погружают в просмотр, перемешиваются с тягучими мелодиями, очень подходящими для неоновых вывесок.

Джон Траволта бесподобен. Простой звукооператор, который ездит на джипе и живет своей работой. И не безразличный к тому, что происходит вокруг него. Сначала он был абсолютно спокойным и умиротворенным. Слушал звуки ночи, наслаждаясь этим. Но в одну из ночей все изменилось кардинальным образом. И больше спокойствия у героя нет. Он взволнован, нервы накалены до предела. И прежним он не будет никогда.

Именно сама атмосфера заставляет проникнуться к фильму с симпатией. Начальная сцена, титры – все кричит о том, что фильм создается, а не просто снимается. Все технические подробности с записями, стиранием и прочими штучками. Обстановка, в которой главный герой живет. Один угол с койкой. Остальное предназначено для работы со звуком. Бобины, магнитофоны, приемники, кассеты, микрофоны. И наушники. Без них абсолютно невозможно работать.

Политическая подоплека вмешивается во все это так же несуразно, как сама жизнь. И вся история заканчивается так же. От Де Пальмы не стоит ждать чего-то другого.

Великолепный фильм отличного режиссера и талантливого актера. Отдельное спасибо за предпоследнюю сцену с зимним пейзажем.

9 из 10

16 сентября 2012 | 17:48
  • тип рецензии:

Для звукорежиссера Джека Терри эта ночь в монтажной комнате была самой обычной. Работа над новой картиной близилась к завершению и Джек записывал звуковые эффекты к ней. Но все может измениться в один миг, а рутина перестанет быть образом жизни.

Резкий скрежет металла, запах шин, скользящих по асфальту и вот автомобиль мгновенно падает в реку. Джек, не мешкая ни минуты, решает спасти сидящих там пассажиров. И хотя мужчина умирает, красивая блондинка, назвавшаяся Салли, оказывается живой.

Сюжет криминально-эротического триллера Брайана Де Пальмы 'Прокол', вышедшем в 1981 году, но с треском провалившемся в прокате, будет вертеться вокруг таинственной Салли, которую великолепно сыграла Нэнси Аллен, принесшей Джеку Терри, с блеском сыгранным Джоном Траволтой, немало неприятностей. В этом культовом фильме, помимо крепкого сценария, полного загадок и настоящей интриги, как всегда довлеет и стилистическая составляющая, ибо фильм снят в лучших традициях Альфреда Хичкока и европейских режиссеров. Работа оператора Вилмоша Жигмонда в картине просто феноменальна и гипнотична, фильм и сейчас завораживает.

Не могу не отметить также саундтрек Пино Донаджо, создающий в фильме особую жутковатую и полную саспенса атмосферу. Этот мотив проникает куда-то глубоко в мозг и остается там надолго.

Я рекомендую этот классический триллер всем истинным поклонникам жанра, ибо этот фильм достоин многократного просмотра.

10 из 10

13 июля 2012 | 12:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: