всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (2241)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Бориса Васильева.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2091 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Советский фильм «А зори здесь тихие» 1972-го года, снятый по одноименному роману Бориса Васильева, вышедший в свое время в двух частях, стал настоящей классикой жанра, а спустя год после выхода был признан лучшим фильмом всех времен по версии читателей журнала «Советский экран». В кинотеатрах Советского Союза данный фильм посетило более 60-ти миллионов человек, несмотря на ряд откровенных сцен, наличие которых в прокатной версии фильма режиссер Станислав Ростоцкий отстаивал чуть ли не «с боем». А нужны были эти сцены для эмоциональной близости и отожествления себя с персонажами, для осознания факта: перед тобой вовсе не бездушные машины для убийств (аки солдаты из «Цельнометаллической оболочки» во второй половине действия), а живые люди, которые еще вчера резвились-веселились, а сегодня вынуждены оборонятся от внезапно нагрянувших врагов.

    История о группе хрупких девушек-военных, оказавшихся один на один с немецким развед-отрядом, высадившимся в тыл врага, рассказана последовательно и логично, медлительно по тону в течении всего фильма, не перескакивая туда-сюда резкими рывками. Зрителей успевают познакомить с героинями, характер каждой из них пусть и прост, но очень даже симпатичен. Да и для чего военной драме сложные типажи? Это же фильм про базовые эмоции, а не многоуровневый триллер на манер «Апокалипсиса сегодня». Также в копилку эмоциональной близости и соучастности отправляются актерские работы абсолютного всего каста — всех девчат и их старшины. Немцы показаны мельком и только в качестве «сиюминутных врагов», поэтому характеры солдат третьего рейха комментировать нет смысла (это вам не «Список Шиндлера», а намного более простая драматическая история).

    Длится фильм около трех часов (если быть более точным, два часа сорок минут), как и большинство военных драм подобного толка. История не заковыриста, нет скачков во времени, все действие происходит последовательно (в хронологическом порядке). Повествование местами проседает, начинает немного досаждать, но в течении короткого времени восстанавливается, да и надо признать, что подобных моментов мало, а появляются они лишь тогда, когда создатели излишне увлекаются демонстрацией пейзажей, что, безусловно, нужно, но в меньших количествах. Остальное же время отведено взаимоотношению девушек-военных и их командира, а также непосредственно военной драме — хитроумным планам по обману врага, переживаниям, ранениями и самим смертям. Сделано все, конечно, качественно: персонажей жалко, иногда слезятся глаза, но чего-то большего, чем демонстрация смерти хороших людей, которых, возможно, ждало прекрасное будущее — семья и дети, отдых и развлечения, фильм предложить не может. Поплакали за судьбы веселых, добрых и жизнерадостных женщин, которым место вовсе на войне (как и всем остальным), а позже благополучно забыли об этой антивоенной агитке, душевной, но в целом довольно пустой.

    7 из 10

    31 августа 2016 | 00:16

    Военная тематика всегда занимала особое место в кинематографе СССР: страна, потерявшая в годы Второй Мировой миллионы своих граждан, не могла не помнить о тех людях, которые сражались за Родину на поле брани, умирали в концлагерях или работали в тылу. Фронтовик Станислав Ростоцкий, испивший солдатскую долю до конца, видевший гибель боевых товарищей и вытащенный с поля боя смелой русской женщиной, стремился рассказать о суровых днях, поделиться со зрителем бередящими душу переживаниями. Художественное осмысление того страшного периода истории, которое называется войной, начиналось в нем подспудно, требовало накала до критической точки, когда все оживает, приобретает зримые черты, конкретные и тревожные образы. Вспоминать лихолетье Великой Отечественной режиссер начал еще с картины «Майские звезды» в 1959 году, но пика аутентичности постановщик достиг в «Зорях»: спустя тридцать лет после начала вторжения фашистов на территорию нашей страны он поставил особую киноленту, где вместо мужественных небритых парней героями сюжета стали хрупкие юные девушки-зенитчицы.

    Основой киносценария послужила повесть другого фронтовика — Бориса Васильева, но произведение, написанное бывшим кадровым офицером в стиле страстной, но жесткой «окопной правды» с подачи Ростоцкого, ставшего соавтором сценария, поменяла концепцию. И хотя писатель в период совместной работы неоднократно возражал против версии постановщика, режиссер сделал экранизацию по сравнению с первоисточником более сентиментальной и лиричной. У Ростоцкого в едином сюжетном русле сливаются: военная картина, женская мелодрама и приключенческий фильм.

    Забрезживший рассвет в карельском селе сменяет белую ночь. Речушка с маленьким мостиком, прохудившаяся лодчонка у берега, где-то вдали виднеется небольшая церквушка, в избе с резной верандой на грубо вытесанном столе — кувшин с парным молоком и рассыпчатая картошка в чугунке, хозяйка в русском платке с узорами — Ростоцкий так живописно рисует мирный быт в первой половине фильма, что лишь военная форма героинь да стоящие на пустыре зенитные установки напоминают о том, что где-то рядом находится враг. И милое смешное оканье вологодской Лизы, и задумчивый взгляд минской еврейки Сони, и практичность и рассудительность старшины Васкова, и грешная красота влюбчивой Женьки, и нерасторопность сиротки Гали Четвертак, и самопожертвование не по годам серьезной Риты — все это за каких-то три часа экранного времени окажется родным и близким настолько, что чувствуешь себя сопричастным к судьбе девчат.

    Так уж задумал мастер, что в «Зорях» три основных цвета: черный, белый и красный. И если киношное настоящее — боевые действия и судьбоносный переход через болота — сняты в черно-белой палитре, то цветные грезы девушек, замешанные на воспоминаниях, ослепляют кристальной белизной: фоном преднамеренно выбраны либо чистейшие молочные стены, либо пушистые хлопья снега. Эпизоды в цвете наполнены женственностью и мелодраматизмом: одна девушка кружится в вальсе с любимым, другая мечтает о принце, приехавшем в королевской карете, третьей мил увалень в меховом полушубке на санях-розвальнях, запряженных тройкой лошадей, четвертой снится близорукий рассеянный студентик, стеснительно улыбающийся, пятой привиделся романтический вечер с офицером и шампанское на брудершафт — невинные фантазии, подсказанные истомившимися девичьими сердцами, не познавшими первое «люблю», не почувствовавшими нежность поцелуя, не ощутившими легкое дыхание страсти. И внезапно — как знак опасности, знак тревоги — огненно-красный горизонт. Красный цвет в «Зорях» — это знак беды. Лишь цветные фрагменты наполнены музыкой, точно передавая настроение, прорываясь то балалаечными наигрышами, то звонкими аккордами пианино, то переборами русской гармони.

    Что, пожалуй, отмежевывает «Зори» от масштабной ура-патриоческой эпопеи «Освобождение», завершенной годом ранее, и от величия братства легендарных быковских «Стариков», выпущенных немного позже, так это авторский подтекст: Ростоцкий, наделенный обостренным чувством трагического, ибо его жизнь, как и жизнь Бориса Васильева, была под прицелом смерти, выбрал ситуацию на первый взгляд экстремальную, поместив героев в то безвыходное положение, в котором они оказались вроде бы и по случайности, акцентирует по ходу ленты, что на самом деле это было неизбежно, потому что война права на выбор не давала. Трактовка создателей такова, что кому-то из героев придется погибнуть не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить. Гибель героев — это безысходная правда — бескомпромиссная и честная, а ультимативность художественной правды всегда выше примирения. Ростоцкий в «Зорях» — режиссер непримиримый: он не идет на компромиссы ни с добротой, ни с жесткостью, оставаясь между тем одним из самых душевных творцов семидесятых. Просто его доброта в фильме о пятерых девчатах, не побоявшихся дать бой отряду немецких десантников, сродни скальпелю хирурга, удаляющего опухоль: только так можно спасти жизнь. В данном случае, режа по живому, удаляя черствость сердец, — спасти мирно спящее сознание внуков молоденьких зенитчиц. Да, здесь много трагизма, но не потому, что создатели — и Васильев, и Ростоцкий — не видели иного выхода, а потому, что хотели не только рассказать, но еще и предупредить людей: нельзя быть равнодушными и эгоистичными. Милосердие, которое фильм в нас пробуждает, необходимо нашему веку. Финальные сцены киноленты, как строгий священник на исповеди, снова и снова неумолимо задают вопросы, заставляя вспомнить и оценить подлинную историю страны, чтобы в одночасье понять важность такого маленького, но ценного слова «победа». И не стоит стесняться слез во время просмотра фильма: возможно, мир спасут слезы — чистые, искренние, как светлые души девчонок из «Зорь».

    8 апреля 2015 | 17:44

    От военного фильма ожидаешь войны: стратегических планов, свистящих пуль, разрывных снарядов, раненых солдат. От советского военного фильма, ко всему прочему, ожидаешь громких речей о чести, долге и родине. Но лодка ожиданий как-то совершенно неожиданно причаливает к неизведанному берегу простого, доброго кино о людях, которым не повезло юность свою променять на солдатскую гимнастёрку.

    Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Им бы картошку чистить, а не автоматы; туфли носить, а не портянки; мужа с работы поджидать, а не немца проклятого. Но на войне все средства хороши: знай, и девчата-зенитчицы сгодятся для боёв местного значения. Впрочем, это — потом, а пока пусть попляшут и сходят в баньку, пусть засмущают своим бельём старшину Васкова, пусть увидят в девственно-белых снах счастливую жизнь… Полтора часа повествования не пожалел Ростоцкий на знакомство с персонажами, рисуя портреты тонкими мазками: невзначай обронёнными репликами, обращёнными в себя взглядами, ненавязчивым сердечным отношением друг к другу. Кажется, что и нет войны в первой части, что она, как гром за рекой, лишь пугает своими раскатами. Зато есть Женя-русалка, и Соня со сборником стихов, и Лиза, всё-всё подмечающая, и маленькая Галка, стесняющаяся своей неприметной внешности. И у каждой из них есть горе, которое никак не проглотить. И оно общее, ведь оно — война.

    Сюжет начинает развиваться лишь после часа бытовых зарисовок: в соседнем лесу обнаруживаются немцы, и пятеро девчат под руководством Федота Васкова, собираются в разведку. Напряжение создаётся минимальными средствами: все человеческие звуки (голоса, стук сердца) словно замирают, отдавая первую скрипку беспечно щебечущим птицам, жуткому хлюпанью болота, оглушающему хрусту переломленной ветки. Герои разговаривают шёпотом, всё больше жестами и взглядами, сливаются с местностью, с камнями, учатся подражать животным. Соня Гурвич больше не читает стихов — она пытливо всматривается в горизонт, ожидая немцев. До мурашек пробирает пересечение топи: так и ждёшь, что сейчас кто-нибудь оступится… Но нет, не сейчас.

    Интрига повествования окончательно завяжется лишь под конец первой части, когда девчонки-зенитчицы посмотрят в лицо своему врагу. И здесь во всей красе раскроется Васков, из недотёпы и зануды превратившись в мудрого старшину. Тщательно анализировать ситуацию, продумывать каждый шаг, предугадывать мысли врага, водить его за нос — Федот демонстрирует качества первоклассного военного. Но он не только командир, он и брат, и отец: подойдёт к каждой девчонке, выспросит, что на душе, ненавязчиво подбодрит, зажжёт надежду. И лапоть смастерит, коли сапог в болоте утоп, и водкой вылечит, коли озноб одолел. Девчата постепенно проникаются к нему, как к родному, и оттого трагичный финал режет ножом по сердцу… «Не уберёг».

    Поразительно, как на чёрно-белой плёнке удалось передать красоту российских лесов. Поразительно, что парой выстрелов зритель убивается наповал. Там, где сейчас спецэффекты и изобретательные операторы, раньше были диалоги и живые люди. Да, фильм не лишён печати времени: мечты девчат, пожалуй, слишком обыденны, а слова продиктованы партией («Не надо мне награды, я родину защищала!»). Однако, на всё это можно закрыть глаза, когда на экране не война выстрелов, а война умов, и когда пробивают не мишени, а бескорыстно бьющиеся сердца.

    30 апреля 2015 | 21:41

    В Советском Союзе, а затем и в России всегда было принято с особым трепетом относиться к картинам о Великой Отечественной войне, и в этом плане фильм «… А зори здесь тихие» не стал исключением. Но даже безотносительно глубинных патриотических настроений на фоне многих других картин подобной тематике картина выделяется высоким уровнем режиссерской, операторской и актерских работ, а также запоминающимся сюжетом.

    Для режиссера Станислава Ростоцкого это был не первый фильм, посвященный войне. У него в активе к тому моменту были и «Майские звезды», и «На семи ветрах». В своих работах Ростоцкий имел обыкновение воспевать не широкомасштабные военные операции, а нелегкие судьбы простых людей в военные годы. Так что картина, снятая по бестселлеру Бориса Полевого, стала логичным продолжением излюбленной творческой линии и, пожалуй, карьерным пиком режиссера. Она снискала широкую любовь советского зрителя, а также была замечена на Западе и отмечена номинацией на «Оскар», что само по себе явление нечастое.

    Нельзя не отметить актерский состав. В это сложно поверить, но Андрею Мартынову, сыгравшего опытного и умудренного жизнь старшину Васкова на момент съемок было всего 26 лет. Девушек же, актрис, сыгравших военнослужащих зенитных войск, каждая из которых является несомненным украшением фильма, уже хотя бы с эстетической точки зрения, Ростоцкий и вовсе набирал из вчерашних выпускниц театральных вузов. Со своей задачей великолепно справились все, однако мне все ж хотелось бы отметить Ольгу Остроумову, сыгравшую бойца Комелькову, которая с одной стороны призвана олицетворять собой главную красавицу взвода, а с другой являть собой очень яркий и порой противоречивый персонаж, как в мирной, так и в военной жизни.

    Конечно, все это осталось бы лишь заметными составляющими, необходимыми для создания любого добротного фильма, если бы не исключительная пронзительная горечь, рассказанной в нем истории. Все мы как-то привыкли видеть мужчин с оружием в руках, войны издавна считалась именно мужскими делом, именно потому столь неожиданной выглядеть рассказ о совершенно молодых девушках, вставших на защиту своей Родины. Действие разворачивается вокруг пяти военнослужащих из зенитного отделения под предводительством старшины Васкова, вступивших в неравный бой с почти трехкратно превосходящими немецкими солдатами в глухих болотистых лесах Карелии. Здесь можно говорить о том, что подобный расклад стал расплатой за некоторую самоуверенность, проявленную при планировании боевой операции, но какое это уже имеет значение. Война требует жертв и требует героев и вот уже Федоту Васкову, который, вообще говоря, даст сто очков форы любому забугорном Рембо по боевой и тактической подготовке, приходится воевать и за себя, и за своих бойцов, подобно тому, как несушка оберегает едва оперившихся цыплят от опасностей, поджидающих их в большом мире. А цыплята эти, как водится, совершенно не настроены сидеть под крылом и разбегаются в разные стороны, то один, то второй. Все эти девушки даже на войне остаются девушками, все они грезят мирной жизнью, любовью. И эта любовь у всех разная: кого-то ждет, кого-то уже не ждет, у кого-то далеко, а у кого-то совсем рядом, у кого-то уже прошла, а кому-то еще предстоит впереди. И в этой связи хочется еще раз отдать должное великолепной режиссерской работе. Картина полна определенной надежды и оптимизма, исходящих от героев, которые раз за разом отодвигают некое ужасное нечто, которое вот-вот должно наступить, и когда, наконец, это происходит, все это походит более на дурной сон, который по идее должен бы скорей закончиться. И тут еще определенный вопрос, кому приходится тяжелее: тому, кто сложил свою голову или тому, кто выжил и вынужден нести этот крест до конца своих дней.

    - Положил я вас, а за что? За десяток фрицев?
    - Все же понятно — война.
    - Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно?


    Безусловно, одна из самых выдающихся советских картин подобной тематики.

    9 из 10

    14 октября 2013 | 19:11

    «Качается рожь несжатая,
    Шагают бойцы по ней.
    Шагаем и мы, девчата,
    Похожие на парней.
    Нет, это горят не хаты-
    То юность моя в огне…
    Идут по войне девчата,
    Похожие на парней.» ©


    Фильмов о Великой отечественной войне снято в избытке. Написано — ещё больше. Эта тема навсегда останется злободневной и актуальной. Не потому, что нам о ней время от времени деликатно напоминают, а из-за того, что именно тогда было пролито бесчисленное количество слёз и именно тогда люди испытывали неимоверные, ни с чем несравнимые страдания и боль.

    Фильмы о ВОВ бывают очень разные… Но есть настоящие шедевры. Их мало. Но когда их смотришь наворачиваются неподдельные слёзы, бегут мурашки по коже и пробивает озноб, от осознания того, что пришлось пережить людям, таким же, как и мы с вами, чтоб мир был таким, каков он есть сейчас. Чтоб мы могли жить в радости, в достатке… Без лишений. Просто жить. А не выживать…

    Военная драма «А зори здесь тихие» — это как раз такой фильм-шедевр, который даёт полное представление о том, что пережили наши предки. Как они боролись за Родину, за наше светлое и безоблачное будущее. Экранизация Станислава Ростоцкого по мотивам повести Бориса Васильева получилась на редкость живая и душевная. Не многое кино может похвастаться непритворной искренностью и жизненной историей, полной потрясения и скорби.

    Эта история рассказывает не о самой войне, а о людях, которые защищая свою Родину жертвовали соими судьбами, своей жизнью… Как, например, пять юнных девушек-зенитчиц…, всего пять павших, из двадцати миллионов жертв этой жестокой войны. У каждой из них своя судьба, свой последний бой, но конец — общий. Они не успели в жизни практически ничего… Они могли стать жёнами и матерями. Но выбрали другой путь.

    Весьма содержательно и выразительно прописаны характеры и судьбы главных героинь. Все они не похожи друг на друга, но тем не менее скованы одной цепью — жаждой мести и справедливости. Надо отдать должное актрисам Ирине Шевчук, Ольге Остроумовой, Елене Драпеко, Екатерине Марковой, Ирине Долгановой и другим, за те образы, за ту жизнь, что они прожили на плёнке этого фильма. Их отважные девушки-героини вызывают бурю душевного волнения, переживаний и боль в сердце. Хочется похвалить и единственного мужчину в этом бою местного значения. Настоящий отважный солдат Андрей Мартынов сделал своего героя железным и неустрашаемым перед лицом врага.

    Со временем всё проходит. Раны затягиваются. Память притупляется. Остаются только фильмы и могильные плиты с именами усопших, тихо и почти безмолвно напоминая о тех днях, когда непобедимость и отвага простых людей творила нашу с вами историю.

    Великий фильм «А зори здесь тихие» — великолепная иллюстрация того, как жестока, бессмысленна и коварна война. Тем не менее — это наша история, наши муки ада, наша боль, наши слёзы, наша победа и наша правда. Такой фильм невозможно предать забвению, потому что, он повествует о невосполнимых утратах, о том поколении, безвозвратно унесённом войной… Нельзя забывать. Только наша память способна унять горечь трагизма.

    «Помните! Через века, через года!
    Помните! О тех, кто уже не придет НИКОГДА!
    Не плачьте! Сдержите в горле стоны!
    Памяти павших будьте достойны. ВЕЧНО достойны!…» ©


    10 из 10

    17 февраля 2011 | 19:51

    На мой взгляд — это самая лучшая экранизация одной из лучших книг на тему войны.

    В этом фильме хорошо раскрывается образ женщины на войне. Ведь в то ужасное время воевали не только мужчины, но и женщины. Но именно женщинам всегда достаётся меньше памяти и внимания. А этот фильм как раз про молодых девчонок, которые не побоялись встать на защиту своего Отечества. А ведь у каждой была своя личная жизнь, свои надежды. Но сбыться им было не суждено.

    Фильм очень тяжёлый, но его просто обязан посмотреть каждый, чтобы понять, что и сколько забрала безжалостная война.

    Фильм разделён на две части. Мне больше понравилась вторая, там больше действия.

    И ещё мне показалось правильным, что почти весь фильм снят чёрно-белым, и только послевоенное и довоенное время снято в цвете. Создаётся некий контраст, помогающий воспринять саму суть картины.

    23 мая 2012 | 22:35

    Прочитал повесть, был на спектакле, теперь добрался до фильма, наконец-то. Фильм нельзя сравнивать с книгой, как и наоборот, он является ярким, визуально полным добавлением к тем впечатлениям, которые оставила повесть, все ощущения удваиваются — горечь утраты, чувство гордости и та, всё поглощающая грусть снова нахлынет на вас, глаза на мокром месте будут даже у самых суровых зрителей.

    Пересказывать сюжет не имеет смысла, напишу просто, что понравилось более, хотя будет достаточно трудно выделить, выцепить что-либо из этого цельного шедевра. Хочется отметит юмористическую сторону фильма, он полон шуток и забавных моментов. В основном они, конечно, связанны с полом солдат и с их бытовыми трудностями, к которым старый (по-военным меркам, долгожитель), опытный вояка был был не готов ни морально, ни физически, но за то новоприбывшие солдаты не пили и по бабам не гуляли. Война войной, а жизнь продолжается, бьёт ключом, хоть и у каждой из них своя жизненная драма, гибель родных, они потеряли всё, но не разучились радоваться и надеяться на лучшее. Я часто улыбался шуткам, но ни разу не засмеялся, чувство напряжённости было в каждом кадре, это большое режиссёрское мастерство смочь показать ту страшную войну, дать зрителю её прочувствовать всеми фибрами души, показывая молодые, прекрасные девичьи лица, полные радости и веры, но в глазах затаилась война, которая не даёт выход смешкам, возвращает на землю, на ту изрытую под траншеи и забомбленную землю, которую обильно впиталась кровь советских солдат и простых граждан, чьих-то родных, здесь даже уже пропадает та вроде наклёвывающееся улыбка.

    В своей жизни я посмотрел много военных фильмов и только два из них я могу для себя отметить, один из них» Спасти рядового…» Спилберга, другой — это советский шедевр» А зори здесь тихие..». Если не читали книгу, лучше сначала прочитать, а потом смотреть фильм.

    Приятного просмотра!

    22 ноября 2013 | 20:54

    Тема Великой Отечественной Войны последние десять лет переживает новую волну зрительского интереса. И даже с учетом множества новых попыток воссоздать этот значимый период, есть фильмы, ставшие настоящим символом военной драмы, символом советского кинематографа. Если по какой-то невероятной причине, вы еще не знакомы с картиной Станислава Ростоцкого, у вас впереди целый калейдоскоп эмоций.

    События разворачиваются в двух временных плоскостях, с естественным преобладанием сцен военного периода. Кроме этого, отдельное, очень важное для восприятия целостной картины, значение уделено воспоминаниям героев. Оригинальный подход к цветопередаче запоминается надолго и больше всего ассоциаций возникает с изобразительным искусством. Постоянная смена цветовой и образной палитр не дает заскучать, и каждая из двух серий пролетает незаметно. Таким образом, создатели ушли от традиционных условностей и смогли передать нечто большее, чем привычный мотив о героическом штурме немецких укреплений, в битве за каждый метр родной земли. Перед нами история о долге и самопожертвовании, о маленьком невоспетом эпизоде войны на карте боевых действий.

    - После споём, Лизавета. Вот выполним боевое задание и споём. Обязательно споём.

    Основные события фильма оживают на экране в черно-белой палитре, и при этом полностью передан дух русской глубинки в ее летнем цветении. Главные герои сталкиваются с врагом среди живописных пейзажей, и если бы не война и трагичность происходящего, безусловно, хотелось бы пройтись теми же тропами, искупаться в речке, полежать в тени березы. Даже спустя столько лет, качество постановки приятно удивляет, а события, разворачивающиеся на экране, вызывают яркие эмоции. Здесь удивительным образом сочетаются комедийные и трагические моменты. После просмотра в голове оживает рой мыслей — хочется изменить некоторые события, додумать продолжение, вспоминаешь различные мелочи.

    Картина относится к той редкой категории произведений кино, вмещающих огромное количество крылатых выражений, афоризмов. В этом огромная заслуга как автора одноименного литературного произведения, так и, без сомнений, яркого актерского состава. Некоторые отдельные диалоги возникает желание буквально разложить на фразы. В особенности запоминается игра исполнителя главной мужской роли — Андрея Мартынова. Воплощение черт настоящего мужчина своего времени, плюс, очень положительный образ, даже в рамках в целом драматической истории.

    Фильм, давно ставший настоящей классикой, и накладывающий отпечаток на целый жанр современного кино. После просмотра возникает желание на долго не откладывать следующий просмотр, а в перерыве ознакомиться с литературным первоисточником. Два с половиной часа ярких и непередаваемых эмоций.

    9 из 10

    15 мая 2014 | 22:48

    На Венском фестивале 1972 года этому фильму аплодировали стоя! Этот фильм довольно тяжелый для просмотра, но оно того стоит!

    8 мая 2006 | 17:59

    Но лёгкая женская поступь.

    (гр. «Гражданская Оборона»)

    Советская кинокартина прославленного (и прославившегося) режиссёра Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» буквальным образом потрясает основы сознания, подсознания и даже миросознания человека и мироздания всего сущного. И, при беглом взгляде на стартовое предложение моего текста, может показаться, что я залил всё пафосом. Но так может показаться тому, кто не знаком с этим замечательным и всевеликим фильмом! Тот же, кто имел честь эту ленту пропустить через себя, не даст мне соврать: этот фильм является из той категории, которые нужно посмотреть обязательно в том случае если вас трогает тема Великой Отечественной Войны, если вы — славянин, если вы, наконец, уважаете настоящее кино. И я уверен, сейчас каждый понял, что именно я имею в виду.

    Разделённая на две части, лента имеет в каждой из серий глубокую историю. «Во втором эшелоне» нас знакомит с персонажами одноимённой повести Бориса Васильева, интерпретированными в кино. Нас знакомят как с характерами главных героев, так и с атмосферой тех страшных пережитых лет. Но те лета ещё только надо было пережить… А пока у железнодорожного разъезда (место действия — Карелия) к коменданту этого самого разъезда, ветерану финской войны старшине Федоту Васкову прибыла замена солдатам, которые отметились со знаком минус (пьянство, тяга к противоположному полу) в лице девушек-добровольцев. Милые очаровательные создания в большинстве своём только-только окончили школу. А одна из них так и вовсе (это узнаётся по ходу повествования) накинула себе годик от роду, чтобы быть в числе взвода зенитчиц и прибыть сюда же, в прифронтовую полосу.

    В принципе, так и проходит половина нашей истории. Лица на экране становятся роднее друзей. А история каждой из девушек душещипательна и душераздирающа. И просто понимаешь, что на войну их привела не романтика. Воспоминания красавиц, которые должны были становиться матерями, окрашены яркими красками, в то время как события настоящего времени бесцветны и приходит сразу же понимание, что создатели говорят о том нам, что же такое эта война: сегодня жизнь, а завтра смерть…

    И вот поначалу посреди серой повседневности ярко выделяются героини Ирины Швчук и Ольги Остроумовой. Поистине красивая командир отделения Рита Осянина (И. Шевчук) сразу же приковала моё внимания как внешностью, так и шармом, внутренней силой, что струилась и лилась из этой главной героини. На Ольгу Остроумову я обратил внимание, наверное, после того, как мне посоветовал это сделать мой отец. Мы с ним несколько разошлись в предпочтениях. Однако уже вскоре ею сыгранная Женя Комелькова обратит на себя внимание уже по делу. Начиная от её линии и до конца, где просто сидишь с открытым ртом…

    Так проходит наше зрительское знакомство с ними, а их — друг с другом. Лиза Бричкина влюбляется в Васкова. Группа зенитчиц на разъезде подбивает разведывательный самолёт. Девушки устраивают баню (Васков подсобил). В общем жизнь идёт своим чередом. Может быть, и не было бы дальше ничего, если бы Рита Осянина не обнаружила в самовольной отлучке двух немцев-диверсантов.

    Старшина Васков — за пределами фильма он Андрей Мартынов — отныне становится самым центром картины. Ещё Борис Васильев придумал ему такую роль, что он в прошлом — разведчик. К Васкову присоединяются Рита Осянина, Женя Комелькова, влюблённая Лиза Бричкина (Елена Драпеко), Соня Гурвич (Ирина Долганова) и Галя Четвертак (Екатерина Маркова). И, не стану греха таить, две последние девушки становятся заметны только тогда, когда фильм разменяет вторую половину.

    А вторая половина носит название «Бой местного значения». Но показан такой бой, что просто понимаешь, что именно благодаря таким вот самым боям, в целом, и была выиграна вся война. Сюжет стал острее. Немцам нужна была Кировская железная дорога. А их оказалось не двое, а больше (не хочу раскрывать секреты). Но с этих пор фильм становится настолько умным, что я с готовностью заявляю: Этот фильм должен стать не просто хрестоматийным, а даже настольным.

    - Война — это не то, кто кого перестреляет, а кто кого передумает.

    Как Васков водил нацистов по лесу, путая их!.. Какую находчивость, сообразительность и смекалку надо было проявить, чтобы додуматься до этого! Но девушки ему не уступают. И вот как раз героиня Ольги Остроумовой показала себя во всей красе.

    Но Васков — это ещё и мудрый человек.

    - Это не трусость, это растерянность. Трусость видна со второго боя, — так он говорил, когда одна из девчат (простите, намеренно не скажу кто) испугалась вступить в спор со Смертью.

    Васков — это ведь и хладнокровный боец. Помню, в детстве, меня леденил страх от того, как в военных фильмах кто-то вступает в схватку на ножах.

    - Это надо душой закостенеть.

    До сих пор мне жутко от восприятия, от понимания самой сути убийства ножом. Это когда мужики ещё так друг друга на войне лишают жизни. А что если:

    - Это была будущая мать. Эта ниточка вела к продолжению рода. А он (немец) по этой ниточке ножом…

    Да, этот фильм сильнее меня… Цитаты могут быть не совсем дословные. Но фильм действительно находка! Он есть, смотрите его. А чего при съёмках только не использовалось, чтобы добиться результата!

    «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские». Так Станислав Ростоцкий уговаривал барышень сняться для сцены в бане. Так-то…

    Я в большом восторге от этого фильма. Он живой! И не померкнет слава его до скончания веков!!!

    10 из 10

    20 октября 2015 | 00:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>