всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Бориса Васильева.
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2091 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Самая лучшая экранизация одного из самых тяжелых произведений о войне…

    Каждый раз пересматриваю и не могу сдержать слез… В который раз поражаюсь внутренней силе этих женщин, почти девочек, которым так хотелось жить, радоваться, любить и быть любимыми, воспитывать детей… Как страшно, что они встретили смерть такими молодыми, когда казалось, что жизнь только начинается… Они шли до конца, забывая о себе, жертвуя собою ради других. Это настоящий подвиг. Ради того, чтобы наша жизнь продолжалась…

    Нет ничего страшнее войны.

    14 февраля 2012 | 20:14

    Возможно, это лучшее кино о войне, которое мне удалось увидеть в своей жизни. Я не могу назвать себя особым любителем военных фильмов, к тому же чёрно-белых. Но фильм «.. А зори здесь тихие», безусловно, шедевр, который я смотрела десятки раз и готова смотреть ещё и ещё. Как же тонко и глубоко, что мне не хватает слов это выразить. Буквально каждая мелочь совершенна: актёры, музыка, сценарий и всё-всё-всё.

    Хоть в фильме можно увидеть и добрый юмор (в первой части фильма его достаточно), но в первую очередь, без сомнений, это одна из самых грустных, тяжёлых, душераздирающих картин кинематографа, которая настолько прекрасно сделана, что, думаю, не может найтись человека, который не испытает бурю эмоций при её просмотре. Помимо идеальной реализации, обязательно стоит отметить идею, сам смысл фильма (здесь, конечно, отдельное Спасибо Б. Л. Васильеву, по повести которого снято кино) — это глубокий, философский фильм. Он не просто о войне, он о чести, доблести, доброте, человечности, дружбе, любви, самопожертвовании, сочувствии, это фильм о лучших качествах человека, фильм о преданности, вере, надежде и искреннем, не извращенном, чистом патриотизме.

    «…А зори здесь тихие» — поистине русский фильм! Фильм о нашей Родине, о русских людях, о том, что у каждого героя есть своя история, своя жизнь, у каждого имеется «свой личный счёт».

    Я не только советую посмотреть эту картину, но считаю, что каждый просто обязан её увидеть, потому что данное кино входит в число тех фильмов, которые не знать является позором.

    10 из 10!

    17 мая 2012 | 01:05

    В фильме встают сразу две проблемы: женщина и война, служебное отношение к женщине-военному. Кроме этих двух проблем, герои картины носят с собой еще личные катастрофы, которые неприличны и неуместы для открытия во время войны.

    Мне понравилось, как, казалось бы, безнадежный вавилон из этих девушек-зенитчиц, в большинстве своем городской, интеллигентной начинки, под командованием деревенщины-старшины, вдруг обретает стройность и слаженность. И все причиной тому — угроза врага, посягнувшего на родину. Присутствие родины неосязаемо, но именно эта единая жила протянута через сознание наших случайно собранных вместе людей и, несомненно, она объединяет всех, примиряет, прощает личные невзгоды, дает универсальное знание.

    «… А зори здесь тихие-тихие» — эти слова старшины как бы есть бессознательное, но точное определение родины, того, за что их маленькая команда так кротко сражается, чего ждут миллионы людей для своего обновления, переиначивания непутевой или неудачно прерванной доселе жизни.

    Проблема женщины и войны решается по ходу фильма сама собой — зенитчицы сбивают самолет и более того: мы видим как они беспощадны даже и к катапультировавшимся немцам, добивая их из той же крупнокалиберной очереди. Мы видим, что женщинам присуще в характере все то же, что и мужчинам и вопрос то том, имеет ли место быть женщине на войне или нет исчерпан.

    Проблема служебных отношений между мужчиной и женщиной на войне также разрешена. Мы увидели это из предпринятой вылазки для выслеживания направления двух немцев: общая цель и опасность скрепили коллектив. Но более всего этому, конечно, способствовало искреннее изложение своих личных катастроф, у которых нет лица, завидных форм. Здесь сработали простые душевные механизмы сочувствия и сострадания, которым не пристали страсти, они-то и организовали свободное течение равновесия, разумной сплоченности в независимости от половых различий.

    9 из 10

    27 сентября 2014 | 17:29

    При всем богатстве русского языка слов, которые бы наиболее полно отразили мои впечатления и в первую очередь чувства после просмотра данного фильма, я не нахожу, не могу найти. Ибо картина «…А зори здесь тихие» вместила в себя невероятно много, а весь ее глубинный смысл, даже по прошествии более чем сорока лет, еще надлежит постигнуть, пропустить через себя, пережить, прочувствовать до глубины души.

    Иногда невольно да мелькнет мысль: а ожидал ли сам Станислав Ростоцкий такого успеха, такой мощной эмоциональной отдачи? Ответа на этот вопрос мы, увы, уже не получим, но на предположения и гипотезы каждый имеет право. Лично мое мнение: режиссер просто снимал кино. О жизни. О людях. О войне. И еще о многих вещах, коснувшись которых даже поверхностно, не уместишь и в формат десятка положительных рецензий.

    Лент, где щемит сердце на протяжении двух третей хронометража, в архиве просмотренных мной на сегодня художественных кинолент единицы. Фильм Ростоцкого — один из них. Для начала это одно из лучших наглядных пособий, которое должно находиться в кабинетах власть предержащих, служа для них самым веским, неумолимым напоминанием и предостережением о том, что война — это прежде всего отнятые жизни и искалеченные судьбы, притом не одного поколения. С обеих сторон, независимо от обстоятельств. И раньше, чем обрекать на это тысячи и миллионы, нужно не семь, а семьдесят раз семь подумать, соизмерима ли жертва с поставленной целью? Поскольку даже одна сломанная судьба есть трагедия. Фильм «…А зори здесь тихие» служит этому пронзительной и точной иллюстрацией: без малейшей фальши, лакировки и идеализации, только кричащие и вопиющие сами за себя реалии, правда жизни. И на конкретных примерах: старшина Васков, девушки-зенитчицы, жители разъезда — по всем война проходится катком, сминая, давя, пригибая к земле. И даже если тебя не сломало, опять подняться очень тяжело.

    Второй мощнейший посыл картины — абсолютная и полная несовместимость женщины и войны. В ленте Ростоцкого это подается как непоколебимая константа, и, на мой взгляд, — целиком справедливо. Дело тут совсем не в мужской силе и женской слабости, а в исконной предначертанности женщины, которой Богом дарован дар рождения, созидания, но никак не насилия и разрушения, изначально противного ее природе. И соответствующих посылов в ленте масса, по сути, начиная с первого момента появления зенитчиц в кадре. Важным звеном в этой цепи является, в частности, и эпизод в бане, за который Ростоцкий боролся совершенно сознательно и оправданно. При желании тут можно смаковать пошленький «клубничный» мотив, я же безоговорочно верю словам Ростоцкого, что главной целью тут была демонстрация того, что на войне гибнет много красивых, молодых, талантливых, умных людей (в том числе и в первую очередь — женщин), которые бы украсили собой человеческое бытие и сделали нашу жизнь во стократ лучше. И логический отсюда вывод: война — зло, которому в этом бытии не место. Только один пример, а какой яркий! А ведь таких и перед ним, и после него масса, поэтому равнодушным это кино оставить в принципе не может. Например, созвучная вышеназванной сцена купания в озере, только уже на виду у вражеских солдат, несущая в себе колоссальное напряжение, но и столь же мощнейший подтекст. Как для персонажей, так и для зрителя. И даже смешные ситуации (с одной из которых, собственно, и начинается фильм) тут призваны не столько разрядить атмосферу, сколько подчеркнуть контраст и разлад, которые привнесли в жизнь простых людей страшные реалии военного времени. Хотя тут присутствует и стремление автора подчеркнуть неизбывный человеческий оптимизм и надежду на лучшее, стремление видеть светлую, или, если угодно, смешную сторону жизни и в самых неблагоприятных условиях.

    Актерские работы в картине замечательны — от главной до формально второстепенной. Напротив всех фамилий — Андрея Мартынова, Елены Драпеко, Екатерины Марковой, Ольги Остроумовой, Ирины Шевчук, Ирины Долгановой и всех остальных — хочется просто поставить восклицательные знаки и воскликнуть: «Гениально!». Гениально, потому что просто. Гениально, потому что искренне. Гениально, потому что убедительно. Гениально, потому что с душой, со всей душой и до конца. Это прозвучит как никогда банально, но несмотря на солидный опыт работы в кино для каждого из занятых в картине актеров роли в фильме Станислава Ростоцкого останутся единственными и неповторимыми. Только на очень неглубокий взгляд может показаться, что тут все грубовато и без шлифовки. На самом же деле, ни одного лишнего взгляда, жеста, движения и слова в картине «…А зори здесь тихие» нет вообще. Как нет и вычурного философского умствования, подчас бес толку блуждающего в своих же запутанных лабиринтах. А есть правда жизни. Просто, но гениально изложенная, заставляющая сжиматься живое человеческое сердце.

    Относительно большинства фильмов я согласен слушать и прислушиваться к разным мнениям. Однако есть несколько картин-аксиом, которые в моем представлении обжалованию не подлежат. И одна из них — «…А зори здесь тихие». Большое кино на все времена. Один из лучших фильмов в истории мирового кино о жизни и о войне.

    10 из 10

    14 сентября 2013 | 04:59

    Пронзительная экранизация пронзительной повести Бориса Васильева. О нелегкой судьбе тех Русских Женщин, которые вслед за мужчинами отправились на фронт. История пятерых зенитчиц во главе со старшиной разъезда, давших бой немецкому десанту.

    Это был всего лишь бой местного значения, не значительная войсковая операция, не масштабное контрнаступление, но не из таких ли боев местного значения и складывается победа в долгой изнурительной войне?

    В этом фильме нет зрелищных спецэффектов, зато есть простое мужество простых русских людей, нет громких пафосных речей, но фильм задевает самые тонкие грани души.

    При всей зрелищности голливудских фильмов, посвященных военной тематике, они за душу не берут, как бы ни были хороши режиссер, картинка и актерская игра. Наверное, все дело в том, что Великая Отечественная война осталась в генетической памяти народа-победителя, принесшего на алтарь победы такую жертву, какую никто и никогда в мировой истории не приносил.

    «… А зори здесь тихие» обязательно нужно показывать школьникам, чтобы помнили, чего стоила победа в той войне, как ковалась победа.

    Кстати говоря, идея снять фильм двойным: черно-белым и цветным, была реализована на высшем уровне и добавляет дополнительный эффект при просмотре. Краски есть только в мирной жизни, война же делает реальность и жизнь серыми.

    10 из 10

    28 февраля 2014 | 16:26

    Безумно жаль, что у нынешнего кинематографа нет желания снимать фильмы с настоящими актерами и чувствами. На пальцах можно пересчитать произведения, которые можно с удовольствием посмотреть. После которых остаются чувства — переживания, радость, грусть и так далее. Дело в том, что ты смотришь на все это другими глазами и веришь в происходящее. И никакой черно-белый цвет не портит ощущение присутствия в картине самого себя.

    Рассуждать об игре актеров? Зачем? Там все и так прекрасно. Молодые русские девчонки, красавицы, умницы. Талантливые. Им просто нельзя не верить, это было бы неправильно. Не менее понравился старшина. Играет безумно хорошо, ты веришь каждому его слову и чувствуешь его боль. Не уберег. И больно, очень больно смотреть на это со стороны.

    Не буду врать — я бы не стала смотреть фильм, если бы не ближайший праздник — 9 мая. Была дана роль Жени, захотелось увидеть её характер.

    Фрагмент из книги:
    Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
    И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.

    Я могу про всех девушек сказать что-то хорошее — они все замечательны по-своему. Просто нет сил. Из-за этого я и не смогу почитать книгу — я не смогу это еще раз протащить через себя. Мне больно. Это не очередной роман, при котором девочки могут поплакать — это жизнь, жестокая и правдивая.

    Бои местного значения.. Кажется, чего-там, не настоящая ведь война. А это ни чуть не меньше. Там такие же смерти, такие же старания и терзания. Я прониклась к девочкам и старшине странной любовью. Именно такого раньше не было.

    Это потрясающее произведение искусства.

    26 апреля 2009 | 20:39

    Один из лучших отечественных фильмов о войне, когда либо снятых. Невозможно всеми словами передать насколько он цепляет. И правильно тут было сказано — уже никакие «Спасти Рядового Райана», «Тонкая Красная линия», «Перл-Харборы» и «Враги у ворот» — со всеми своими спецэффектами, голивудщиной и секс-бомбами не заменят того, что было в нашем кино.

    Но фильм даже о большем. Он о том поколении женщин что мы потеряли.
    Для меня сейчас есть два любимых фильма о войне — это «17 мгновений весны» и «Зори». Таки фильмы даже не нуждаются в комментариях. Шедевры вечны.

    Обязательно посмотрите. Такие фильмы заставляют вспомнить…

    27 января 2007 | 15:57

    На мой взгляд — это самая лучшая экранизация одной из лучших книг на тему войны.

    В этом фильме хорошо раскрывается образ женщины на войне. Ведь в то ужасное время воевали не только мужчины, но и женщины. Но именно женщинам всегда достаётся меньше памяти и внимания. А этот фильм как раз про молодых девчонок, которые не побоялись встать на защиту своего Отечества. А ведь у каждой была своя личная жизнь, свои надежды. Но сбыться им было не суждено.

    Фильм очень тяжёлый, но его просто обязан посмотреть каждый, чтобы понять, что и сколько забрала безжалостная война.

    Фильм разделён на две части. Мне больше понравилась вторая, там больше действия.

    И ещё мне показалось правильным, что почти весь фильм снят чёрно-белым, и только послевоенное и довоенное время снято в цвете. Создаётся некий контраст, помогающий воспринять саму суть картины.

    23 мая 2012 | 22:35

    Фильм «А зори здесь тихие» поражает прекрасной актёрской игрой, мастерской операторской работой и великолепной режессурой. Его видное место в советских фильмах о войне вполне заслужено. Но…

    Я никогда не относился к тем людям, которые, выражаясь языком классика «всё наше хают и бранят и с умилением глядят на заграничные наклейки». Но по моему глубокому убеждению, такие фильмы о войне снимать нельзя. Постараюсь объяснить свою позицию.

    Старшина Федот Васков — бывший участник финской войны и ещё молодой (вопреки его характеристики со стороны девчат), тридцатилетний человек. И вот, он в несёт службу в тылу, командуя зенитным подразделением второго эшелона. Значит, он — фактически нестроевой служака, списанный в этот самый эшелон. Запомним это.

    Командир он — так себе. Не может наладить дисциплину во вверенном ему подразделении. И это — в Красной армии времён Великой Отечественной, когда даже самое мелкое неповиновение командиру каралось самым суровым образом.

    Не совладав с подчинёнными ему солдатами, он добивается их отправки на фронт.

    Стоп! Они — тоже нестроевики, т. к. находились в тылу. А такое положение характерно, скорее всего, для тех, кто не мог воевать на передовой по ранению…

    Значит, эти зенитчики, будучи далеко не совсем здоровыми, уходят на фронт. Причём, поскольку их этапируют туда по рапорту командира — в самое пекло.

    Вам их не жалко? Сколько дней (именно — дней) они там протянут?

    На смену этим несчастным прибывают девушки и… Васков снова не блещет талантом командира. Ведь если разобраться, девочки творят почти всё, что хотят. Правда жизнь этой вольницы отягощена кошмарными воспоминаниями о недавнем прошлом. Это сочетание делает их образы рельефными, живыми. И тут…

    Обнаружив высадку немецких диверсантов, как вначале показалось — двоих, Васков берёт с собой пять девчат и идёт на перехват… Кошмар!!!

    Вы себе представляете, что такое немецкий спецназ? Нет? Жаль…

    И вот на этих волков Васков, сам, как вы теперь поняли, человек с подорванным здоровьем, идёт во главе пятерых девушек… А немцев — шестнадцать!

    Что надо делать? Правильно — срочно отступить и приложить все усилия для передачи срочного сообщения о диверсионной группе «куда следует». На этих опытных хищников начнут охотиться опытные же охотники — спецподразделения НКВД, армейской контрразведки. Не твоё дело, вояка-инвалид во главе необстрелянных девчат (да и вообще — девчат!) гоняться по лесу за зверем-людоедом!

    И я убедительно прошу не ставить мне в вину известную поговорку «моя хата с краю — ничего не знаю» в том смысле, что я призываю героев фильма уклониться от священного долга. Ведь дело в том, что они в реальности никогда не вышли бы победителями из ТОЙ схватки.

    Они были предназначены для борьбы с самолётами и наблюдения. А упомянутые мною подразделения по борьбе с диверсантами находились в постоянной боеготовности. И иначе быть не могло. Не может не обученная тактике лесного боя против спецназовца девочка одолеть его. Даже если ею командует списанный во второй эшелон старшина.

    Васков — убийца. Его воительницы не обстреляны наземным противником, ни разу не были в ближнем бою, не владеют рукопашкой, не «сыграны» в единую команду в экстремальных условиях. Одно дело бить по самолётам с наземной батареи ПВО (тоже нелёгкое, сам, как зенитчик, знаю), но совсем другое — встретиться на узкой дороге лицом к лицу с профессиональным убийцей. А вы обратили внимание, в чём они идут в летнюю карельскую тайгу? В юбках! Какой подарок для комаров гнуса и прочей кровососущей напасти! Да через пол-километра их красивые ноги, и всё, что выше них, превратились бы в кровавое месиво.

    Итог закономерен — назад не вернётся ни одна. Эй, Васков, ты, воин, этого не предполагал? Мы, конечно, в итоге в этой схватке победим. В только этом кино. В реальности — нет.

    В этой связи встаёт другой вопрос — а с кем же мы воевали? Что это был за противник, полтора десятка спецназовцев которого смогли одолеть нестроевик и пять девчат? Как же такой никчемушный враг четыре года терзал нашу страну, уложил в землю миллионы наших молодых, сильных мужчин, многие из которых были очень даже неплохо обучены военному делу? Как эти паршивые вояки дошли до Москвы и Сталинграда?Зачем нам вообще нужна была армия, подполье, партизаны, разведка, техника, коль наш супостат был таким квёлым? Да надо было выставить на пути у него заслоны по пять — семь девчонок с трёхлинейками во главе с контуженными старшинами и всё — «малой кровью, в кратчайшие сроки» одержали бы верх!

    Кто-то мне возразит — были девочки с трёхлинейками, дрались контуженные старшины. Были. Знаю и без вас. Но они совершали свои бессмертные подвиги в иных ситуациях — не менее ужасных и трагических. Но в реальных. Когда у них (конечно же — неосознанно для них самих) шанс на свершение подвига, даже посмертного, был.

    О женщине на войне снято немало фильмов. Именно о женщине-воине. Снайпере, подпольщице, диверсантке, медсестре, радистке. И многие из них реалистичны. Ведь есть же «Освобождение», «На безымянной высоте», «Утомлённые солнцем 2 и 3».

    Но только не «А зори…». Простите, но это — фильм-сказка. Красивая, патриотическая и патетичная, но сказка.

    Казалось бы — пусть будет! Ведь сказки тоже нужны… Но тогда не возмущайтесь по поводу гламурного «Снайпер 2 — Тунгус», где девчата на войну в чулочках пришли, и флиртуя с вышестоящими офицерами, одним махом тысячу фашистов побивахом. Или тому, что в «Мы из будущего» медсестра в сексапильной мини-юбке по брустверу окопа на передовой линии обороны во весь рост ходит. По-моему, такое искривление образа женщины-воина в горниле Великой Отечественной войны берёт начало от «А зори здесь тихие».

    Да, красивый фильм, хорошо сделанный. Но совсем, совсем недостоверный.

    Поэтому

    3 из 10

    3 мая 2015 | 10:56

    Советские фильмы о войне для любого русского человека всегда буду самыми родными и близкими. Потому что это наша история. История, которую творили наши бабушки и дедушки. Благодаря их отваге и смелости мы живём в мирное время.

    Станиславу Ростоцкому удалось воплотить на экране невероятную историю Бориса Васильева. Этот фильм трогает до глубины души, невозможно не переживать за судьбы пяти девчонок, которые спасали нашу Родину ценой собственных жизней. Лиза, Галя, Женя, Рита и Соня — это «героини своего времени», тяжелого военного времени.

    Мне кажется, все актёры, исполняющие главные роли в этой киноленте, настолько хорошо отражают свой образ, что все попытки переснять этот шедевр 1972 года, обречены на провал. Такой Бричкиной, Четвертак, Комельковой, Осяниной и Гурвич уже не будет.

    Этот фильм нужно посмотреть всем и каждому, особенно это касается нашей молодёжи. Только такое кино способно разбудить патриотические чувства даже в самом чёрством сердце.


    10 из 10

    12 августа 2014 | 20:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>