К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сразу оговорюсь: 'Великий Гэтсби' - моя любимая книга с того самого момента, как я перелистнула последнюю страницу.

Превращение романа о человеке, что мог свернуть горы своей надеждой и верой в Мечту в банальную мелодраму, сведение всей идеи о трагедии жизни исключительного человека к обыкновенному любовному треугольнику - вот она, причина успеха этой киноленты в массовом прокате.

Хотя фарсовые блеск и мишура, присущая бытию высших слоев общества в то время (хотя почему только тогда?), также играют свою роль. Легко узнаваемый стиль База Лурмана, который внес слишком много 'Мулен Руж' в дома американцев 20-х годов, не очень к месту в этом романе - хотя и режиссерское видение никто не отменял.

Я хочу лишь сказать о том, что 'Великий Гэтсби' - история не о любви к женщине. Это легенда - как и сам Гэтсби - о любви к мечте, которая воплотилась в определенном человеке. Зеленый маяк у дома Дейзи не мог заставить его протянуть руку - это слишком глупо, когда сама твоя душа готова перелететь залив; в каком-то смысле, это расстояние Джею Гэтсби, даже если он думал иначе, преодолеть было невозможно.

В этом одно из немногочисленных достоинств картины - довольно хорошо показана разница между сильным, упертым и, увы, готовым пойти на всё, Гетцем из семьи фермеров и четой Бьюкененов, которые никогда не смогут преодолеть ту беспристрастность и беспечность, что впитана ими с молоком матери, словом, представляющих тот сорт людей, что умеют рассуждать о значительном и великом, но не способные претворить это в реальности.

Трагедия Гэтсби заключается как раз в том, что то, что он любил больше всего на свете - Дейзи Бьюкенен, как воплощение превосходства по рождению, богатству, воспитанию и (самое главное) полнейшего незнания лишений и реальной жизни - его и погубило.

Нельзя сказать, что он не любил её, однако, как бы ни было печально, он любил её за то, что она собой воплощала.

Именно этого и не хватает в фильме - чувства показаны очень просто, Том Бьюкенен из молодого, здорового и очень ограниченного злобного дурака превратился в откровенного злодея. Уже хотя бы внешне Том и Гэтсби должны быть хотя бы немного сравнимы, однако в совместных сценах мы без лишних раздумий понимаем, что, простите, ДиКаприо - няша и весь в белом, а Эдгертон - воплощение зла.

Но и ДиКаприо, и Маллиган - подобраны идеально. Комментарии излишни.

В общем, я понимаю, почему с точки зрения построения композиции был необходим эпизод в больнице с Ником, но это опять же лишает его той позиции 'наблюдателя', что он занимает. На самом деле с Каррауэем никогда бы не случилось подобного, его сердце куда более закрыто, чем, очевидно, себе представляют создатели фильма.

В общем и целом, фильм сняли: сняли неплохо, хоть и не отразив главного. Зеленый маяк остался, представляя собой размытую женскую фигуру - да, так проще. Может быть, стоит радоваться, что отныне Фицджеральда будет знать большее количество людей. Я лишь надеюсь, что потом, после просмотра, прочитав 'Великого Гэтсби', никто не скажет, что 'фильм лучше'.

6 из 10

17 мая 2013 | 11:56
  • тип рецензии:

Лурман далеко не первый, кто экранизировал роман Фицджеральда. Самая первая экранизация случилась в далеком 1926 году, еще при жизни писателя. Затем роман получил новую жизнь на экране в 1949 году, а самой известной считалась версия англичанина Джека Клейтона с Робертом Рэдфордом и Мией Фэрроу, вышедшая 39 лет назад.

Аккурат в миллениум британский канал BBC снял телеверсию c Тоби Стивенсом, Полом Раддом и Мирой Сорвино, ну а через 13 лет подоспел и австралиец Баз Лурман. Очевидно, но факт – лурмановский вариант самый высокобюджетный из всех экранизаций (105 миллионов долларов). За такие деньги можно себе позволить и топового Леонардо Ди Каприо и роскошные декорации.

Для тех, кто книгу читал, сюжет ясен и понятен. Ну а тем, кто не читал, будет полезно узнать следующее – Америка начала двадцатых годов прошлого столетия. Нью-Йорк, где деньги делаются также легко и непринужденно, как и тратятся. В районе Лонг-Айленда, славного своими состоятельными обитателями селится молодой Ник Каррауэй(Тоби Магуайр).

Соседом Ника оказывается загадочный Джей Гэтсби (Леонардо Ди Каприо), разбогатевший таинственным образом и окруженный шлейфом всевозможных слухов. Гэтсби закатывает шикарные вечеринки в своем огромном и вычурном особняке, на которых запросто можно встретить кинозвезд и политиков. Но никто не догадывается, что все это делается ради Дейзи Бьюкенен (Кэри Маллиган), кузины Ника и жены гуляки-аристократа Тома Бьюкенена (Джоэл Эдгертон) живущей на противоположном берегу.

Так Ник, от чьего имени и ведется рассказ, попадает в мир богатых и знаменитых, мир сплетен, иллюзий и обмана. Картина так и начинается – воспоминаниями Каррауэя, пациента клиники и хронического алкоголика. Игра со флэшбэками – прием не новый, но Лурман его использует весьма уместно и по делу.

Первая половина «Гэтсби» напоминает о предыдущих работах База (на память сразу приходит «Мулен Руж») своей визуальной картинкой - вечеринки показаны размашисто и почти гротескно, а саундтрек ироничен и современен. Это такой режиссерский стеб – танцы начала века под дабстеп и хип-хоп, и наоборот – песня Бейонсе Crazy In Love в почти фокстротной аранжировке.

Что касается изложения, то снято близко к тексту книги, но по-другому и не сказать. Особенно это касается кульминации и финала. Веселый мюзикл с шутками-прибаутками и кутежом, ненадолго замирает на стадии нежной мелодрамы, где старые чувства разгораются с новой силой, а затем завершается американской трагедией.

Ближе к финалу краски, такие яркие в начале, становятся блеклыми как осеннее солнце и листья, падающие в бассейн особняка Гэтсби. Зеленый огонек причала на другом берегу, горевший для героя Ди Каприо и дававший ему надежду, погас. А надежда была сломана беспечностью, которая убивает любые чувства.

Лурман, которому явно удалась концовка, не скомканная и лишенная пафоса, по-своему показал эту безумную и эфемерную эпоху «свингующих двадцатых», используя фирменные накладки будущего на прошлое. Не в последнюю очередь благодаря актерскому составу.

Леонардо Ди Каприо – профи и неплохо сыграл человека, прыгнувшего из «грязи в князи». Местами казалось, что он чуть переигрывает, но ближе к финалу он был все убедительней и убедительней. Не испортил впечатления и «Человек-паук» Тоби Магуайр, изобразивший несколько отрешенного, как и положено наблюдателю, Ника Каррауэя.

Отлично вписался в образ Тома Бьюкенена австралиец Джоэл Эдгертон, на чью роль претендовал Бен Аффлек, Люк Эванс и Брэдли Купер. Лурман выбрал соотечественника. Небольшой мискаст случился с основными женскими ролями – и Кэри Маллиган (Дэйзи), и Элизабет Дебицки (Джордан Бэйкер) ничем осоюо не запомнились. Так, между прочим, на роль Дэйзи пробовались Кира Найтли, Натали Портман, Ева Грин, Скарлетт Йохансссон и Ребекка Холл, да еще несколько старлеток рангом помельче.

Зато удачные находки – Айла Фишер в роли разбитной Миртал Уилсон, и Джейсон Кларк в роли ее супруга. На высоте как всегда и постоянный композитор Лурмана Крэйг Армстронг. Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда экранизируют часто и с

удовольствием. Причем попадаются весьма достойные образцы вроде «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера или «Последнего магната» Элиа Казана. Творение Лурмана заслуживает того, чтобы находиться в одном ряду с ними.

8 из 10

16 мая 2013 | 19:16
  • тип рецензии:

В современном мире киноиндустрии, мире завышенных ожиданий и высоких требований, недостаточно просто постараться, чтобы создать успешный проект, нужно добиться ошеломляющего эффекта. Например, переосмыслить общепризнанную классику в полный модных трендов фильм, сделав ставки на броскость и лоск, что и случилось с романом Френсиса Скотта Фитцджеральда «Великий Гэтсби». Снятая в необычной манере картина успешно пускает зрителю пыль в глаза, привлекая красивой картинкой и раздутой, но пустой историей.

Базу Лурману не хватило сдержанности и последовательности в адаптации прекрасной истории Фитцджеральда. Если в романе читатель может наблюдать тончайший баланс между повествованием и проглядывающейся в нем моралью, то в фильме Лурман лишь преувеличил разворачивающиеся события и неумело обошелся с самой идеей. Вместо того, чтобы добавить ощутимости посылу фитцджеральского романа, Лурман предпочел упростить детали повествования, представив сравнения, вроде маяка с зеленым светом, в буквальном смысле, и раскрыв натуру персонажей в ясно сказанных репликах. То, что в оригинале добавляло загадочности и позволяло читателю истолковать суть на основе красивых метафор, в фильме оказалось выставленным на показ, готовым и разжеванным, так что зрителю лишь осталось открыть рот в ожидании все этого месива. Адаптированная история казалась одномерной и поверхностной, а условно вырванные из произведения фразы делали повествование и персонажей гротескными. В конце концов, психологические перипетии между персонажами из книги обернулись сомнительными интрижками на экране. Получилось так, что Лурман пожертвовал самым ценным и значимым элементом фильма ради красивой обертки и нескончаемой мишуры.

А мишура и обертка могли бы стать неплохой визуализацией, не будь это роман Фитцджеральда. Работа Лурмана в режиссуре смотрелась неординарно и броско, заставляя неотрывно наблюдать за сменой ярких сцен с помощью нереальных переходов и связок. Нельзя не отметить операторскую работу, которая предоставляла зрителю возможность созерцать этот слепящий калейдоскоп с любопытных ракурсов и продолжительного видеоряда. Ко второй половине фильма, однако, уверенно наступало ощущение избыточности и перенасыщения. Планы, связки, приближение, быстрый монтаж – все накладывалось друг на друга, затрудняя понимание и без того раздробленной истории.

В отношении же второстепенных элементов фильма, вроде декораций и костюмов, то стоит отметить искусственность и декоративность внешнего облика картины. По всей видимости, Лурман решил компенсировать органичность контекста привлечением большей публики, заворожённой преувеличенным и «колоритным» внешним видом, явно не отражающем описываемую эпоху. Модернистский подход можно уловить и в подборе музыкального сопровождения: вместо ожидаемых в таких случаях оригинальных композиций, создатели решили погрузить повествование в более актуальные музыкальные течения.

Неоднозначное отношение и к актерской составляющей картины: каноничные персонажи фитцджеральского романа смотрелись несколько раздуто и утрированно. Леонардо ДиКаприо сумел охватить столь масштабного героя лишь наполовину, периодически воплощенный им Гэтсби выглядел излишним и поверхностным, Тоби Магуайр выглядел как Человек-Паук без костюма, а Айла Фишер и Элизабет Дебики походили на мелькающие то там, то здесь карикатуры. Стоит отдать должное чете Бьюкенен в исполнении Кэрри Маллиган и Джоэла Эдгертона, которые смогли донести связь между своими героями и персонажами Фитцджеральда.

Картина «Великий Гэтсби» получилась отличным привлечением широкой публики, эффектным аттракционом, из которого, однако, не вынесешь глубокомысленных суждений. Постмодернистское переосмысление бессмертной классики поддалось диктующим трендам и волне актуальности. История о фальшивых идеалах, слепых амбициях и низких ценностей затерялась за блеском карнавала, а визуализация, хоть и смотрелось очень интересно и интригующе, лишь отторгала понимание сути картины.

6 из 10

13 мая 2013 | 12:50
  • тип рецензии:

Сейчас, видимо, стало модным (по крайней мере, я встречал уже не раз) снимать фильмы-перевертыши – т.е. такие, которые по ходу развертывания сюжета претерпевают неслабую стилистическую, а то и жанровую трансформацию. Навскидку приведу фильм «Психоаналитик»: начало у него очень стремительное — «триллерный» монтаж, много действия, – но ближе к середине наблюдается эволюция в сторону выдержанной атмосферной драмы.

В «Гэтсби» я насчитал аж три таких «раздела» – безумная фантасмагория на тему пороков высшего общества сменяется приторно-сладкой мелодрамой о Большой Любви, которая, в свою очередь, расцветает в умопомрачительный психологический триллер, где эмоции бьют разомлевшего зрителя не в бровь, а в глаз. Нельзя не отдать должное парням, которые состряпали этот лихой сценарий (Фитцджеральду такие квантовые скачки и не снились), но все же лента получилась несколько рваной. Само по себе это не достоинство и не провал, но воспринимать/осмыслять приходится как бы по частям – соответственно, впечатление от тех или иных частей может сильно разниться.

Вот, к примеру, условная первая часть, заканчивающаяся встречей Ника и мисс Бэйкер на ужине в ресторане. Что сказать? Аплодисменты! Блестящая сатира на «сливки общества» и сопутствующие им моду, гламур, разврат – далее по списку. В общем, на ту райскую жизнь, которую мы можем лицезреть в клипах поп-звезд (тысячи их!). И здесь в жизнь 20-х годов отменно вписалась музыка наших дней (что наверняка уязвило фанатов первоисточника и разного рода любителей ретро), начисто стирая границы между эпохами. Собственно, стирались бы они даже без музыки – столь бесстыдных развлечений и бешеного ритма на тогдашних вечеринках быть не могло, это групповой портрет именно нашего времени. И тут уж вовсе не важно, что Гэтсби едет на машине 28-го года, хотя действие происходит в 22-м (да вы поглядите, как он гонит по улицам! это же полный сюрреализм для начала XX века) – мы смотрим фильм идейный, про абстрактное общество как платоновский «эйдос», и с реалистической достоверностью ему совсем не по пути.

Больше всего понравился стеб над нынешней повальной модой на винтаж. Ведь несколько лет назад она зародилась как некая альтернатива гламуру 21 века. Но в соответствии с теорией и практикой постмодернизма за кратчайшие сроки гламур абсорбировал своего «соперника», став от этого только более мощным и всеобъемлющим (слоган 'Гэтсби' - 'Нельзя вернуть прошлое? Ну, конечно, можно' - 5 баллов!). В современном визуальном искусстве стилизации под 20-е, 60-е, 80-е легко уживаются с актуальными трендами – взять, например, образ и клипы Ланы дель Рей. Причем, что самое неприятное, Лана и подобные ей подают свой образный ряд максимально привлекательно, а вдобавок напяливают на него глубокомысленно-философскую мину. В «Гэтсби» же Союз Винтажа И Гламура показывает свое истинное лицо – до омерзения терпкое, едва ли не тошнотворное. И особый упор сделан на его бессмысленность, пустотность. В общем, если вы собираетесь уходить в монастырь и боретесь с сомнениями, посмотрите «Гэтсби» – он поможет сделать выбор.

Стоит ли говорить, что смотрится этот карнавал весьма тяжело? Специфическую стилистику «Гэтсби» я бы охарактеризовал словом «гипер» – гиперяркие цвета, гипербуйные танцы, гиперлюксовые апартаменты, гиперприлизанные прически. Алкоголь льется рекой, бюсты и стройные ножки так и лезут в кадр, драгоценные камни и металлы мелькают в сумасшедшем калейдоскопе (и это в 2D!). Ну и самое главное – гиперскоростное повествование: такой монтаж даже в рекламе нечасто увидишь. Ощущение, будто находишься на восточном рынке, где все прилавки увешаны блестящими побрякушками, а агрессивные продавцы едва ли не дергают за рукав, забивая эфир своими громогласными зазываниями так, что нет никакой возможности прийти в себя и оглядеться по сторонам. Сама по себе такая стилистика мне довольно неприятна, но здесь, будем считать, ее извиняет художественный замысел.

Любопытно, что при всем этом зрителя мастерски водят за нос относительно личности Гэтсби и его намерений. Но в итоге все оказывается весьма прозаично: захватывать мир он не собирается, предел чаяний – подруга юности Дэйзи. Масштаб происходящего сразу заметно уменьшается. И этот момент не был бы таким разочаровывающим, если бы история охоты за Дэйзи была сколько-нибудь увлекательной. Так нет же: обычная мелодрама с набившими оскомину штампами в духе «будь моей до гроба». Понимаю, что мои претензии субъективны, знаю, что и у Фитцджеральда розовых соплей хватает, допускаю, что многие найдут в сюжете «Гэтсби» что-то близкое себе. И все же, на мой вкус, середина фильма ощутимо провисает.

Но вот концовка, начинающаяся с поездки на двух машинах из виллы Бьюкененов в центр города, вышла весьма впечатляющей. Особенно сцена в гостинице, где супруг Дэйзи грамотно разрушает иллюзии Гэтсби, доводя его до нервного срыва. Повторюсь, это настоящий психологический триллер, по уровню исполнения сравнимый с блистательной экранизацией «Идиота» от Владимира Бортко. Тут-то и ловишь себя на мысли, что с точки зрения актерской игры фильм вышел весьма солидным – особенно это касается главной роли. Уже не думаешь о том, насколько глупа идея Гэтсби разбогатеть, чтобы вернуть счастливое прошлое, а просто сочувствуешь ему, как человеку, прогоревшему на служении своему идеалу, каким бы он ни был. Неисправимому оптимисту, который, увы, не видит дальше своего носа. Даже удивительно, что в фильме с пафосно-попсовой обложкой может содержаться такая драматическая начинка.

Подытоживая: «Великий Гэтсби» получился запоминающимся, но весьма неровным. И даже – принципиально неровным, несовершенным. Нет, я уловил, что скрепляющей идеей тут преподносится восприятие человека обществом – про Гэтсби врали и прижизненно, и посмертно, так и не попытавшись его понять. «Битва интерпретаций», когда герой отражается в рассказах и оценках других людей, как в десятках кривых зеркал, – это действительно здорово. Но, во-первых, конфликт личности и социума был описан классиками еще давным-давно, и гораздо содержательнее – вспомним хотя бы «Войну и мир». А, во-вторых, в конце фильма навязывается якобы «правильная» оценка Гэтсби как великой личности, чуть ли не бога света Аполлона, сошедшего на грешную землю – при этом как-то забывается, что свой капитал Аполлон сколотил, бок о бок работая с криминалом…

Ну да ладно. Смотреть «Гэтсби» все равно стоит – хотя бы в силу его композиционной и стилистической необычности. Плюс, если вы намерены занять свой вечер чем-то в меру развлекательным и в меру умным, здесь баланс соблюден идеально.

7 из 10

24 августа 2013 | 02:24
  • тип рецензии:

Работавшие над «Гэтсби» Кэтрин Мартин и Беверли Данн не зря номинированы на «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика (а Мартин – ещё и за лучший дизайн костюмов). «Великий Гэтсби» в версии База Лурмана – очень красивая картинка. Вот только за этой красотой слишком многое теряется.

Размышление о человеческой природе блекнет на фоне наркотически ярких красок, теряется в дискотечном блеске и растворяется в пафосных монологах рассказчика. Фильм выглядит очень искусственным и утомляет.

Леонардо ДиКаприо, при всём своём старании, не вписывается в роль. Гэтсби в его исполнении жалок и едва ли производит впечатление сильного человека, упорно идущего к своей мечте. Ни война, ни другие пережитые испытания, на моложавом лице ДиКаприо не виды. И нет в нём того мощного обаяния, которое должно покорять в Гэтсби. И удивительная улыбка, «полная неиссякаемой ободряющей силы», о которой говорит рассказчик, выглядит какой-то натянутой.

Сама фигура рассказчика, очевидно, введена в фильм лишь для того, чтобы зачитать классические фрагменты из текста Фицджеральда. Но если в романе автор организовывал текст, своевременно подавая читателю ту или иную информацию, то в фильме история рассказана незамысловато и прямолинейно. Иногда даже слишком прямолинейно, как в эпизоде, где Том втягивает Ника в своё романтическое приключение. Подобные моменты, как и нарочитая «демонизация» Гэтсби, практически сводят на нет изящество истории, делают картину грубой и приземлённой.

Впрочем, основные смыслы романа Фицджеральда в фильме всё-таки сохранены. «Великий Гэтсби» - это по-прежнему история о человеке, готовом отдать всё за мечту о вечной любви. История губительном максимализме. Требование Гэтсби: «Скажи, что ты никогда его не любила!» повторяется многократно – с каждым разом всё упрямее и настойчивее. И вся трагедия в том, что для Дейзи произнести это «никогда» - значит солгать. История о людях, которые, приходя на пышную вечеринку, только и делают, что генерируют сплетни о щедром хозяине. История о трусости и равнодушии.

На вопрос, насколько уместно такое количество компьютерной графики в реалистичном кино, можно отвечать по-разному, но в целом снят фильм достойно. Появление Дейзи в облаке подхваченных ветром занавесок, вечеринки в доме Гэтсби, «оранжерея» в доме Ника… Всё это выглядит очень эффектно. И, конечно, «глаза доктора Т. Дж. Эклберга» - плакат, появляющийся в наиболее драматичные моменты фильма. Большинство актеров тоже хороши. Особенно Кэри Маллиган и Элизабет Дебики, сыгравшие Дейзи Бьюкенен и Джордан Бейкер.

Словом, Баз Лурман снял очень стильное и яркое кино. А не переборщил ли он с этой яркостью, каждый зритель решает на свой вкус.

7 из 10

11 февраля 2014 | 17:25
  • тип рецензии:

Когда элегантно одетый Леонардо ДиКаприо манит вас бокалом на роскошную джазовую вечеринку очень хочется поверить в то, что впереди ждет лучшая экранизация главного произведения Фитцджеральда, впитавшая в себя всю глубину и легкость оригинала. В конце концов, у ДиКаприо непринужденно получается одарить зрителя той самой улыбкой, «которую можно встретить только раз в жизни», как представлял великий писатель своего мистера Гэтсби - загадочного нувориша с темным прошлым и блестящим настоящим. Вместе с Ником, героем Тоби Магуайра, зритель с первых минут оказывается поражен пышной праздностью, в которой пролетают дни золотой молодежи 1920-х годов, и оглушительными вечеринками в доме Гэтсби, где ночами напролет гремит музыка, а разодетые по последней моде толпы бездельников из Нью-Йорка предаются веселью, словно это последнее лето в их жизни. Невероятные костюмы и платья мелькают перед глазами, градус роскоши повышается со все увеличивающимся количеством элитного шампанского и умопомрачительных красоток в кадре, и все сильнее хочется хоть ненадолго оказаться по другую сторону экрана, ощутить в себе пульсирующий ритм праздника у Гэтсби.

Однако хронометраж фильма бежит вперед и, подустав от крикливого пиршества и ярких красок, все чаще случается поймать себя на мысли, что наблюдаешь за чем-то фальшивым. Если роман Фитцджеральда населяли живые и неоднозначные герои, ищущие свое место в жизни, а не только ответ на вопрос «любит - не любит», то в фильме яркие личности заменили на цветастые костюмы. Особенно обидно за героя Магуайра, с которым, по идее, должен себя ассоциировать зритель. Ник из фильма большую часть времени ходит с ошалевше-восхищенным выражением лица, послушно выполняя указания всех окружающих. Сложно сказать, сколько времени бывший человек-паук потратил на то, чтобы отрепетировать настолько пустой взгляд и глупую ухмылку. При этом, сюжетный поворот с лечебницей, в которой коротает время Ник за воспоминаниями об истории Гэтсби, хоть и призван привнести некоторую стройность в повествование - на деле заметно сбивает общий ритм фильма, как если бы у машины на полном ходу несколько раз потянули за ручной тормоз. Недаром говорят, что закадровый голос в кино - это почти всегда зло в чистом виде.

В принципе, режиссер Баз Лурман прежде всего поставил киномюзикл (если не по сути - ведь герои в нем не поют - так по духу), а не экранизировал классику. Впрочем это было ожидаемо от автора фееричного «Мулен руж». К тому же и значительная часть романа была отдана на откуп «вкусному» описанию гедонизма и излишеств, которым предавалось высшее общество Нью-Йорка начала ХХ века. Жаль только, что Лурман удовольствовался этим поверхностным слоем, не пожелав копаться в героях и выстраивать на экране то романтически-грустное настроение утраченных иллюзий и любви, которым полон первоисточник. Лишь в последней трети фильма герои начинают показывать свою литературную сущность, но получается это уже совсем не здорово. Когда после полутора часов веселья и солнца вдруг проливается кровь, а Гэтсби брызжет слюной в припадке ярости, размякшему зрителю остается только недоуменно хмурить брови, а не сопереживать героям.

Впрочем, если изначально настроиться на журнально-глянцевый лад и выбросить из головы все напридуманные Фитцджеральдом сомнения и трагедии, «Великий Гэтсби» может стать настоящим подарком для любителей яркого праздничного кино в обрамлении пышной роскоши и легкой романтики. В конце концов, кто откажется прокатиться по джазовым вечеринкам 1920-х в компании с самим ДиКаприо-Гэтсби, окруженным ароматом несметных богатств и сокровенных тайн.

30 сентября 2013 | 13:42
  • тип рецензии:

Тонкий луч прибрежного маячка рассекает ночную тьму, прописав по чёрной глади моря призрачную дорожку света. Зелёный – цвет надежды, и не слушайте тех, кто говорит иначе. Ещё будет любовь, драпированная прозрачными парусами занавесок и разноцветными хлопьями дизайнерских рубашек, опадающих на пол спальни. А вот веру на этот праздник не пригласили: слепая и слабая, кому она нужна? Во времена, когда мораль становится пляжным халатиком, игриво сброшенным на прибрежный песок, а супружеская верность – крутящимся на ветру флюгером; когда любые отношения, от деловых до личных, строятся на обмане, план по исполнению желаний непременным пунктом включает пускание пыли в глаза. Но даже золотая пыль оседает, рисуя некрасивые разводы на розовых стёклах очков. Впечатление от фильма похоже на похмелье: бурное веселье переходит в выяснение отношений, а поутру остаются лишь мусор да горький привкус во рту.

«Вы не были у Гэтсби?» звучит почти как «Вы не были на Таити?», с той разницей, что на вилле у первого побывал весь город, заливаясь дармовым шампанским и танцуя до упаду. Баз Лурман рисует ночные балы с упоением клипмейкера, короткими вспышками разнокалиберных планов обозначая типажи и детали, используя переменчивый ветер музыкального обрамления как способ создать суматошное настроение пьяного размаха. Тёплый джазовый бриз соединяется с влажными чувственными выдохами Ланы дель Рэй, сквозь которые прорываются глуховатые раскаты монотонного, но заводного хауса. Но шик и блеск, – по сути, только пшик и плеск, и режиссёр задаёт картине новую тональность: теперь она пытается ослепить зрителя сентиментальной красой, оглушить рёвом мчащихся автомобилей, опалить жаром чувств и окатить водой логичной, но отчасти трогательной развязки. Всё здесь картинно, ярко и быстро. Даже слишком быстро.

Книга Фицджеральда дышит духом «ревущих двадцатых», полных шума растущих, как на дрожжах, городов и бурлящей молодой толпы, жадной до жизни, денег и развлечений; однако над всем этим витает тень неприкаянности потерянного поколения в новом, громоздком и неуютном мире. Литературный Ник Каррауэй, в отличие от героев Ремарка или Сэлинджера, с окружающей действительностью живёт в относительном ладу, но и его постигает разочарование и накрывает пустота. И первый же минус интерпретации Лурмана – ненастоящий, какой-то неполноценный Ник с перманентной глуповатой ухмылкой на лице, что совершенно не вяжется с образом человека, вызывающего желание поделиться сокровенным. Ему и руль-то страшно доверить, не говоря уж о тайнах и чувствах других людей. Стоит предположить, что именно такое прочтение роли Тоби Магуайром привело к тому, с чего, собственно, и начинается рассказ: исповеди у психиатра.

Другие герои, впрочем, органично продолжают этот ряд: честолюбивая, с проницательным прищуром холодных глаз спортсменка Джордан; хвастун и бабник Том с манерами эгоистичного богача; Миртл, вульгарная в своих притязаниях на место в высшем обществе; её безвольный близорукий муж, все эти пышущие показным благополучием полулегальные бизнесмены и городские шишки, как и прочие обитатели этого недвусмысленно порочного мира – все они достаточно убедительны в качестве фона для главной сюжетной линии. А вот сама история вызывает сомнение. Оно приходит постепенно, уже после явления нежной Дэзи, старательно очаровывающей зрителя ланьими глазами и детской непосредственностью манер; после нарочито эффектного выхода Гэтсби под залпы салютов; после долгожданной встречи в самодеятельной оранжерее, упоительного фейерверка рубашек, долгих дней и ночей любви.

Где-то на изломе фабулы, в момент томительного выбора между сказкой любовной интриги и долгом супружества, в образе, созданном Маллиган, зазвучала фальшивая нотка. Режиссёр и актриса так долго рисовали пастельными красками её особый, нежный лик, что напрочь забыли о книжном прототипе. Там Дэзи и Том, со своими мелкими интересами и демонстративным поведением, выглядят пустыми и приземлёнными на фоне овеянного легендами Джея. Но финальный поступок Дэзи в фильме оказалось абсолютно неожиданным – куда же подевалась та сотканная из фантазий цветочная фея с доверчивыми глазами? Этот диссонанс разрушает всё любовно выстроенное волшебство картины, и можно было бы объяснить этот просчёт тем, что в глазах Джея возлюбленная выглядит идеальной, кабы рассказ вёлся от его лица, но его пишет повзрослевший и помудревший Ник, которому уже знаком финал.

Злые языки критиков утверждают, что писатель назвал главного героя великим в насмешку: Гэтсби, пытавшийся уложить идеальную мечту в прокрустово ложе реальности, не смог дотянуть её до самим же собой установленных высот, не сумел обрубить связь, которая стала грузом тянуть на дно. Великий безумец, лишь на мгновение он приблизился к своему выдуманному счастью – но даже не заметил ценника на яркой упаковке…

Посвящается Падмини

25 мая 2013 | 05:35
  • тип рецензии:

Книгу Ф. С. Фицджеральда 'Великий Гэтсби' я прочитал буквально за полмесяца до просмотра картины по ее мотивам. Признаться, многие детали сюжета для меня предстали в новом свете. Этот фильм прекрасно переносит содержание черных букв книги на белое полотно больших экранов. Ведь фильм снят максимально близко к тексту первоисточника, хотя и с некоторыми изменениями.

Весь масштаб и пышность вечеринок передан в фильме в полной мере благодаря правильному гриму и костюмам (еще бы! Ведь с таким бюджетом не могло быть иначе). Игра актеров на достаточно высоком уровне. Единственное, что немного смущает - Тоби Магуайр в роли Ника Кэррауэя. Как по мне, так он выглядит в фильме как какой-то простофиля, который попал в общество богатых и не знает что делать.

А теперь немного музыки. Не знаю что заставило режиссера и композитора просто взять и переделать современную музыка под стиль 'века джаза', но результат получился отвратительный. Ну не вписываются песни Ланы Дель Рей в общий антураж 20-х годов прошлого века! И это все портит. Когда на вечеринках в доме Гэтсби слышишь такую музыку, то сразу же вспоминаешь, что ты просто смотришь фильм, и это реально крушит все то положительное, что есть в фильме.

Придраться можно было бы и к сюжету, с некоторыми притянутыми за уши моментами (особенно ближе к концу фильма), но это претензии уже к сэру Фицджеральду.

И того, что мы имеем? Если вы читали книгу, то фильм стоит посмотреть хотя бы ради сравнения. Думаю, что у многих также возникнет много претензий к музыкальному оформлению. Если бы не оно, то адаптацию книги можно было бы местами считать лучше оригинала, ведь, признаться, книга довольно скучная, не взирая на высокий уровень и глубину текста. Если же вы не читали книгу, то сюжетная линия может показаться немного притянутой за уши и местами нелогичной. Но, в общем, фильм стоит посмотреть хотя бы игры Леонардо ди Каприо и некоторых других актеров.

7 из 10

26 февраля 2014 | 03:17
  • тип рецензии:

Золотого тельца по-прежнему безуспешно пытаются приручить, а девушки вопреки романтике погон военным предпочитают богатых – ничего не изменилось со времен «ревущих двадцатых», только сегодня годы стонут под аккомпанемент скорее похоронного оркестра, нежели джаз-бенда, однако, речь не об этом; она о вневременной Библии, где вместо заповедей – последствия пренебрежения ими; о нестареющей молодежи, перерождающейся в каждом новом колене. Так вот, в новом «Великом Гэтсби» всего этого нет. Фантастические прозорливость и проницательность Фицджеральда, написавшего нетускнеющий портрет аристократии доллара, уступили место избитым клише, горький взгляд со стороны на самого себя обернулся тривиальной терапией в лечебнице, и только Шону Картеру на пару с Канье Уэстом есть дело до катастрофического безбожия потерянного поколения: в пустынях мегаполисов нет церквей, а те проповедники, что дошли до городов, принесли на губах только ложь и шампанское. Но Лурману не до этого; он вернулся на десять лет назад во времена «Мулен Ружа»: доведенный до ручки и рюмки писатель, привычная стилистика варьете и поверхностные буги-вуги на огромном танцполе съемочной площадки.

Лурман, Лурман… А что, собственно, Лурман? Он в своей тарелке визуального десерта размазал бисер, огни и алкоголь, сохранив манеру трапезничать под музыку совсем другой эпохи. Австралиец снимал, как умеет, а умеет он рассказывать мелодраматические истории. Из трагедии крушения пресловутой американской мечты он вычленил только сердечную составляющую, поставив ее во главу угла, – и сразу стала ясна стратегическая важность ДиКаприо в актерском составе: отрекшийся от ролей романтических персонажей, он преподал настоящий мастер-класс нежности и верности; он не играл – он любил в кадре Кэри Маллиган, что оказалась чудо, как хороша в своих умениях скрыть женскую сучность за по-детски приоткрытым ротиком и невинным взглядом. Будь роман Гэтсби и Дэйзи отдельным произведением, его экранизацию можно было бы признать едва ли не образцовой; проблема лишь в том, что он есть часть куда более пронзительной судьбы, загонять которую в рамки исключительно чувственные, безусловно, кощунственно. Лурман банально не потянул грандиозности первоисточника, но за старание и красивую иллюзию беспечности можно поднять вместе с ним бокал шампанского. В конце концов, недалек тот момент, когда вечеринка закончится раз и навсегда с приходом четырех незваных гостей – прозрения, раскаяния, отчаяния и бессилия (как же проницателен был этот Фрэнсис Скотт – за него нужно непременно выпить!) – так что веселимся, пока можем.

7 из 10

16 мая 2013 | 22:53
  • тип рецензии:

Пересмотрев фильм режиссера 'Мулен Руж!' База Лурмана по роману классика мировой литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, я вновь убедился, что 'Великий Гэтсби' производит слабое впечатление. Сама картина снята на высоком уровне, хотя, я считаю, что музыкальное сопровождение не коррелирует с атмосферой фильма. Ее действие происходит во время разочарования, наступившего после мировой войны, крушения многих надежд, во время «потерянного поколения».

Актеры справились отлично со своими ролями. В частности, персонажа Гэтсби превосходно сыграл гениальный актер современности, заслуживающий нескольких 'Оскаров' в своей биографии, Леонардо Ди Каприо. Мощно исполнил свою роль, сыгравший в 'Плезантвиле' и 'Человеке-пауке' - Тоби Магуайр.

Ник Кэррауэй - рассказчик, слабый протагонист. Блеклый на фоне других героев. Он что есть, что его нет. Но и имеет важное положительное качество - преданность. Досмотрев фильм до конца, зритель в этом может удостовериться.

Том Бьюкенен - самое сильное и яркое действующее лицо, на мой взгляд. Том, имеет, конечно много недостатков, в частности, неверен своей жене, агрессивен. Но как бизнесмен, в том числе и в то время, в Америке, он не может быть мягким. Девиз Бьюкенена: 'Управляй своей жизнью'. Он знает, чего он хочет. Он открыт, не носит маску, не старается быть ангелом, не играет на публику, не боится высказать что-либо в лицо, умен. Он быстро разузнал, кто скрывается за лицом добропорядочного Гэтсби.

Дэйзи Бьюкенен - жена Тома. Она представляет собой то, ради чего живет Джей Гэтсби. Она его мечта, его дыхание. Дэйзи глупа и легкомысленна. Сама героиня считает, что женщиной в нашем мире лучше всего быть 'хорошенькой дурочкой'. Я думаю, что весь фильм доказывает, что она незаслуживает быть с Гэтсби.

И, наконец, Джей Гэтсби. Он растрачивает себя в погоне за мечтой, за возлюбленной Дэйзи. Джей устраивает ненужные балы в надежде, что, может быть, на них придет его любовь, витающая в его грезах. Он нерешителен и робок сам по себе, хотя то, чем данное лицо занимается, должно было превратить его в жесткую и смелую личность. Это один из парадоксов, на мой взгляд, картины и бессмертного произведения.

Больше всего меня удивляет то, что Гэтсби - великий. В чем же значительность этого богача с таинственной репутацией? В том, что он велик силой своего чувства, преданностью мечте, 'редкостным даром надежды', верой в безоблачное счастье, человечностью? Я думаю, что нет. Он ни в чем не велик. Гэтсби мне представляется, не побоюсь этого слова, двуликим! Он носит маску великодушного и приличного человека, оставаясь в плену иллюзий. На самом деле, его история о становлении, о происхождении денег, об учебе в Оксфорде и т.д. лживая. Гэтсби - бутлегер, нарушитель закона. Он дружит с преступным миром, с продажными сенаторами, шефами полиции, которые приходят на его вечеринки. Данный персонаж добился всего не упорным трудом, а путем криминала. То есть Гэтсби не был ни выдающимся актером, ни режиссером, ни ученым, ни художником, ни писателем, ни Лауреатом Нобелевской премии, что может говорить о его величии! В конце фильма, конечно, его по человечески жаль.

Фильм показывает то, как растрачиваются иллюзии, придающие миру яркость. В нем выражается трагизм того времени и его болезненная красота с налетом грусти.

'Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда — завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки…'

7 из 10

26 сентября 2014 | 01:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: