К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несколько слов по поводу финала

'Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину', по моему мнению, одна из лучших российских фильмов последних лет. Удивительная по силе эмоционального воздействия, она, - как истинная поэзия, словно изнутри взрывает застенки нашей души. Можно сказать много доброго про этот фильм, - что великолепны актеры, тонко чувствующие поэтическую природу фильма; что анимационное составляющая просто потрясающая; что художественное оформление каждого кадра изумительно и продумано до мелочей; что изысканно своей простотой и, вместе с тем, много мерно драматургическая основа фильма; и еще многое можно сказать. Но я этого делать не стану, по сколку об этом уже сказано, и сказано не дурно, а скажу я только о финале картины, который, по моему, не однозначно воспринимается многими.

По своей эстетике т.н. тройной финал фильма 'полтора комнаты', который так похож на многоточие, лично мне напомнил двойною концовку 'Евангелие от Матфея' Пазолини, нарочито продленным затмением после смерти Иисуса. Если вдуматься как следует, авторы этих вроде-бы ничем не похожих картин (может быть, лишь - поэтичностью и чувственностью восприятия бытия) зрителю оставляют возможность самому выбрать собственную версию финала. В этом, в художественном смысле рискованном замысле (ведь могут воспринять, как ляпсус), проявляется величайшая гуманность и душевная тонкость автора. Спасибо ему за это.

07 июля 2010 | 01:15
  • тип рецензии:

Просмотрела предыдущие записи, много замечательных, точных эпитетов тонких и умных людей - это радует...О своем восприятии: у меня есть одно правило - если не хочется перечитывать книгу, пересматривать кино или возвращаться к чему то (например, в Венецию) еще и еще раз, значит необязателен был и первый раз. И наоборот.

Так вот по этому критерию: эссе Бродского я могу перечитывать много раз, фильм Хржановского и Ко я пересматривала многократно и с каждым разом видишь в нем все больше! По сути в нем нет ни одного случайного кадра (а с первого просмотра трудно каждый нюанс увидеть, причем, я вовсе не тугодум..).

А каков музыкальный фон - это чудо! А про Алису мой сдержанный сын сказал: 'Это уж не игра, это что-то большее...'.Не говорю уже, что при первых просмотрах не только я, но и некоторые мои мужчины, любящие Бродского, не смогли сдержать слез (вроде стыдно реветь, но ничего поделать не можешь...) А сколько точнейших деталей: картошка, спрятанная в варежку, 'вот беленький, наступи...' (кормит курицей) и т.д. и т.п. а разговоры по телефону, а реакция Вашего величеста ' Оглянись честной народ, боже, кто тебя. ..'

Короче: тем, кому фильм понравился, советую пересмотреть его еще - увидите многое.

ЭТО настоящее!

04 июня 2010 | 17:48
  • тип рецензии:

'Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину'- фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация, поэтому давать определенную оценку этому произведению просто невозможно. Это фильм не для рационального подхода- здесь могут быть только эмоции, чувства, образы. Разбирать сценарий тоже бесполезно и просто не нужно. Самое лучшее, что мы, зрители, можем сделать- восхищаться неповторимой работой режиссера, столь чувственно, тонко и концентрированно передавшего такое нежное и такое горькое чувство любви к своей Родине, корням, родителям.

В этом фильме сразу все. Здесь Россия, как политическая структура, ее история, ее культура, ее люди. Здесь искусство- мимолетное, но вечное, индивидуальное, но всеобъемлющее, старинное и современное. Наконец, здесь Люди- близкие или незнакомые, богатые или бедные, русские и иностранцы, Отец и Мать... Здесь Родина и Дом- страна, город, дом, улица, любимые места, обеды за столом, рыжий кот, картошка, папа, который расскажет об истории любого здания северной Венеции и мама, которая всегда перед едой наливает такой кислый, но такой полезный гриб. Все это соединяется всего лишь в одном фильме! Весь мир человека- его мечты, фантазии, надежды, радости и печали, вопоминания, стремления... Все-все в фильме создает неповториму гармонию впечатлений, чувств и эмоций, находящих свое художественное воплощение в стихах Мастера, словно мягкой волной омывающих главного героя, а за ним и зрителя, на протяжении всего времени фильма.

Повествование, словно неспешная стихотворная рифма, течет сквозь воспоминания и реальность. Ничего в 'Путешествии...' не кажется вымышленным, но в тоже время ты вряд ли сможешь увидеть мир именно таким на самом деле. Мир, как никогда ранее точно, показан глазами поэта, но мы все равно чувствуем, что фильм про каждого.

Видеоряд прерывается анимационными вставками, которые полностью завершают картину- ассоциацию. Анимация- это самые смелые и наивные детские фантазии, это сны, граничащие с реальностью, это душевная боль вдали от корней... Анимация, столько примитивная, но выполненная на высочайшем художественном уровне, заслуживает отдельного восхищения.

Невероятен в фильме Хржановского образ Петербурга. Это город- призрк, город-мечта, произведение искусства. Одновременно, это самое дорогое, самое родное и реальное место на земле, которое безмолвным очарованием заставляет снова и снова возращаться в свое лоно. ТАКОЙ северную столицу увидишь мало в каком фильме. Невероятно и то, что режиссер показывает преимущества русского города, не принижаю при этом заграницу. Наоборот, он демонстрирует, что и там русские люди не отрываются от своих корней. Но тоска по дому не оставляет сердце никогда...

'Сентиментальное путешествие...' для всех, кто любит или, наоборот, не ценит свою Родину- страну, город или дом. Это фильм про тех, кто душой всегда стремится к прекрасному, старась выразить свои мысли в искусстве, не смотря ни на что. Это фильм о том, как прекрасна и как, порой, ужасна Россия, тяготящаяся своим прошлым и настоящим. Россия- удивительное место, где бесконечно прекрасное сочетается с ужасающе уродливым. Но люди... Люди делаю мир лучше своими стихами, надеждами, Любовью.

'Полторы комнаты...'- фильм о Любви. О любви ко всему самому светлому, что есть в жизни каждого человека- наважно, русский он или иностранец, старый, молодой ли... Есть Дом и Родители, которые всегда любят и ждут, не смотря ни на что. К самым близким всегда стремится наша душа, мы чувствуем их любовь и заботу, даже когда их уже нет с нами на этой прекрасной земле...

P. S. 1 Я даже не говорю про неповторимые стихи Бродского, невероятную актерскую игру, прекраснейшую музыку и работу Юрия Арабова, которые выше всяких похвал!

P. S. 2 'Путешествие...' произвело на меня сильнейший эффект- фильм сильно давит и опустошает, оставляя после себя исцеляющую боль. Я плакала практически все последние полчаса, хотя, возможно, это перебор (ну, ничего не могла поделать!)

02 июня 2010 | 21:33
  • тип рецензии:

Давать оценку фильму «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» трудно. По той простой причине, что при упоминании имени Иосифа Бродского, Юрия Арабова и Андрея Хржановского в приличном обществе принято делать «ку». В то время как после просмотра на языке вертятся совсем другие выражения.

Но поэзию Бродского я люблю, и любые попытки постичь феномен его гениальности вызывают у меня неподдельный интерес.


Вряд ли следовало ожидать, что новому фильму известного аниматора Андрея Хржановского в прокате будет сопутствовать шумный зрительский успех. Все-таки и тема не та, и фамилия режиссера… Даже будучи произнесенная на английский манер, совершенно не созвучна именам Квентина Тарантино или Джеймса Камерона.

Но, по крайней мере, на внимание элитарной публики авторам картины о великом поэте можно было рассчитывать.

Но тут открылась одна пренеприятная истина: отторжение фильма широким зрителем есть всего лишь необходимое, но не достаточное условие для объявления проекта артхаусным. Нужны еще изыски. А смешение документалистики, игрового кино и анимации, наподобие винегрета, вряд ли можно отнести к их числу.

Для меня же самым прискорбным явился тот факт, что фильм Хржановского повествует не о реальном поэте Иосифе Бродском, а, как говориться, о светлом образе его.

Да и о светлом ли?

Мы видим ту самую квартиру, где жил наш главный герой, временами слышим фразы, которые в разные годы слетали с его уст. Встречаем известные факты его биографии. Но по какому принципу авторы осуществляли отбор материала?

Если Хржановский задался целью идеализировать поэта и создать панегирик в стиле «детишкам о Ленине», то к чему тогда показ, например, некоторых эгоистических черт характера нобелевского лауреата, или его жадных взоров в направлении задницы пионервожатой? Ведь в целом, образ главного героя язык не повернется назвать положительным.

Но и правду матку о Бродском авторы фильма рассказывать нам не собирались. За бортом повествования осталось его раздолбайство в школьные годы (За семь лет учебы будущий поэт сменил 5 школ, из которых его выгоняли за неуспеваемость). Работа фрезеровщиком на заводе, санитаром в морге. Мечты стать врачом. Главная любовь его жизни – Мариина Басманова, разрыв с которой был для поэта мучительным. Дурацкая идея угона самолета и первый арест. Потом предательство друга. Много чего зритель мог узнать, но не узнал из фильма Андрея Хржановского.

Но самое главное, мы не продвинулись в понимании творчества поэта ни на йоту. Все побудительные мотивы превращения двоечника в великого поэта авторам, как будто, не интересны.

Большие претензии и к актерам, исполняющим главные роли. Отец молодого гения (Сергей Юрский) и мать (Алиса Фрейндлих) настолько флегматичны, безжизненны и ненатуральны, что своей игрой попадают в унисон лишь с последней сценой, где они изображают из себя покойников. И это, по большому счету, единственный эпизод фильма, берущий зрителя за душу.

Зато моментов, решенных грубо и прямолинейно, в картине - хоть отбавляй. Временами становилось даже обидно за такого мастера, как Андрей Хржановский.

Это и заезженная тема революционного быдла, врывающегося в царские хоромы; Шаржированные очереди в туалет; Сталин в обличии повара, отказывающий в деликатесах мальчику; Разбивающийся бюст вождя за секунду до объявления о его смерти. Полное ощущение, что этот гипсовый истукан прилетел сюда из «великого» фильма о войне «Утомленные солнцем – 2» после того самого взрыва катера с партархивом…

А вот о драматургии можно совсем не говорить. Перерос, видимо, Юрий Арбатов все эти игры с завязкой, кульминацией и финалом. Не милы ему более никакие жизненные коллизии, драматические ситуации. Не желает он слушать про «темы» - «контртемы». Двухчасовой фильм держится у него только на идее возвращения блудного сына в родные пенаты.

Хотя, чего-чего, а всевозможных конфликтов в жизни Бродского было столько… Устанешь перечислять.

По этой причине просмотр картины требует даже от подготовленного зрителя определенных усилий.

Но, как известно, без труда – не вытащишь рыбку из пруда.

Хотя, рыбка гарантирована тоже не каждому.

Однако если отрешиться от того, что вам с экрана говорят персонажи и авторы, и погрузиться в медитативное созерцание мелькающих лиц и пейзажей, то под мелодии стихов Бродского в своей голове можно выстроить совершенно другой фильм, на просмотр которого уже будет не жалко двух часов потраченного времени.

01 июня 2010 | 22:14
  • тип рецензии:

Великолепный, проникновенный, пронзительный, очищающий, потрясающий... Моего словарного запаса мало для того, чтобы выразить ту гамму эмоций, которую я получила, посмотрев этот чудесный фильм. Хохотала в юморных местах (Книга о вкусной и здоровой пище, Сталин просто бесподобен). Какая-то душевная благодать охватывала в анимационных кусках. А уж в сцене пения по телефону всей квартирой просто плакала тайком, потому что не одна смотрела (по вечной привычке скрывать некую слабость, думаю, не я одна такая). Сюжеты с воронами просто душу переворачивают. Мне кажется, что в этом фильме - сама душа поэзии, тончайшая и неуловимая. И в то же время насколько реалистично показан советский быт, как будто окунулась в ушедшую эпоху, хотя и не жила никогда в коммуналке.

Огромное спасибо создателям фильма, я думаю это настоящее искусство, пробуждающее в людях лучшее, спрятанное нами поглубже и не часто доставаемое.

10 из 10

01 июня 2010 | 15:00
  • тип рецензии:

Удивительное и неожиданное кино...Режиссёр - мультипликатор на восьмом десятке снимает такое! Такое ощущение, после этого кино, как будто на остановке трамвая или в аэропорту нашёл на лавочке старую книгу или журнал...Пролистал нехотя, несколько страниц и оторваться уже не смог. Дочитал, оглянулся, сглотнул комок у горла, а трамвай ушёл или самолёт улетел, но это такой пустяк по сравнению с тем, что разбередили в твоей душе - сострадание, любовь, грусть и надежду...

Замечательный микст из хроники, мультипликации и игрового кино, пожалуй это сильнее 3-х или даже 4D - после них болит голова и подташнивает, а после этого фильма ноет душа и слеза щиплет глаза. Если после кино ты копаешься в своей душе и тебе стыдно за себя, значит авторы работали не зря и не для рейтинга или проката...Кино о Бродском? Ну, скажу крамолу, но Иосиф Александрович там - повод, первопричина для разговора-исповеди, для покаяния и признания в любви. Всё или почти всё там к месту и ненавязчиво: хроники, прекрасная мультипликация, чудные пейзажи и виды несуществующего Ленинграда, и конечно, стихи...Думается режиссёр сам исповедовался, в этой работе, перед всеми кого любил и потерял - перед родителями, любимыми, друзьями и врагами. Мультипликация - выше всяких похвал, тут с Хржановским у нас могут потягаться человека 3-и, с актёрами не всё однозначно, но материал для них был хорош, а Фрейндлих и Юрский могут и инструкцию к огнетушителю сыграть! Можно бесконечно обсуждать и разбирать эту работу Андрея Юрьевича, но всё будут словеса, а лучше сходите и посмотрите, а потом думайте и...любите, пока ещё не поздно!

Это не просто хорошее кино, это сразу 150% или полтора Кино!

31 мая 2010 | 22:58
  • тип рецензии:

На самом деле фильм получился просто скучным. Сыграли на привлечении мэтров отечественного кино, но… Объективно А. Фрейндлих и С. Юрский уже не в том возрасте, чтобы изображать на экране одну и ту же пару на протяжении добрых 30 лет. Тут не помогут ни шиньоны, ни «штукатурка». Нереально.

А, коли так, то и смотреть сразу становится неинтересно. Потому что нет погружения в эпоху. Сплошная условность. Хотя, не спорю, коммуналку изобразили весьма колоритно. Впрочем, и тут без возведения в абсолют, чреватого, как известно, абсурдностью, не обошлось. Чего стоит только бурное (судя по магнитуде колебаний и разрушительным последствиям) сношение за ширмой – в тех самых, надо полагать, 0,5 комнаты, о которых говорится в названии картины.

Крайне сложно проникнуться высоким духом поэзии в предложенных условиях, а без этого, в свою очередь, не получится понять, в чем же собственно трагедия происходящего. Я больше скажу: возникают серьезные сомнения, что она вообще имела место быть. Потому как… не тянет «это» (маленькое, плешивое, в очочках) на «достояние республики». На тунеядца и смутьяна – легко. На моську, добрым дядей Сэмом прикормленную (омарами – не чем-то там), из-за океана храбро на медведя тявкающую – тоже запросто. Опять-таки заслуженная премия очень органично в эту схему вписывается. Я, заметьте, не говорю, что так всё и было, но… Могло ведь? Обратное-то не доказано – вот о чем речь! Чего тогда, спрашивается, брались?

Я так понимаю, ты историю взялся рассказать, так ты заинтересуй аудиторию-то! Она может полюбить твоего героя или, напротив, воспылать к нему лютой ненавистью, но она не должна, как мне кажется, относиться к нему как к ничтожеству, чьи жалкие потуги не вызывают ни малейшего колебания/движения в душе. А здесь вот что-то такое получилось.

Старенькие родители, коих лишили сына (если абстрагироваться от причин и методов), – это понятно. Возвращение домой – тут тоже всё ясно. Но, думается, не мешало бы более четко обозначить предпосылки сложившегося положения вещей. Дать им конкретную оценку (пусть и авторскую, личную), охарактеризовать как-то. А то ведь не вяжутся никак между собой сентиментальная манера повествования и задранные выше головы ноги на палубе не самого дешевого, думается, океанского лайнера.

Так вот и получилось, что очередное «глубокое психологическое кино» прошло мимо меня. Не оставив, что характерно, и следа.

Ну и ладно.

5 из 10

31 мая 2010 | 16:33
  • тип рецензии:

Этот фильм меня просто потряс. Это первый фильм, в котором удалось показать душу поэта, поэтическое видение мира. Фильм смотрится с большим интересом, на одном дыхании, несмотря на то, что в нем практически нет сюжета.

Анимационный кот как живые мысли поэта связывает человека со всем миром. Ты ощущаешь парадокс: человек как животное и человек как вечность. Этот кот - проводник по душе поэта, и в то же время после фильма остается послевкусие - поэт умер, но он жив, он изменяется вместе с нами, словно живет среди нас.

10 из 10

29 мая 2010 | 18:47
  • тип рецензии:

Начну, пожалуй, не с фильма, а с того, что стало к нему предисловием: передачи 'Гордон Кихот'. В ней говорилось очень много умных вещей и до показа фильма, и после него. Рассказывать все не имеет смысла. Но мне очень понравилась фраза самого Александра Гордона, который сказал: 'Фильм надо смотреть хотя бы потому, что большинство из вас (зрителей) не знает, кто такой Иосиф Бродский'. И это, к сожалению, действительно так.

Андрей Хржановский (режиссер) и Юрий Арабов (сценарист) создали одну из самых необычных биографических лент за всю историю кино; ведь это не просто фильм, это биография, сделанная в стиле полудокументального, полуанимационного кино. И все эти методы создают непередаваемую, очень тонко уловимую атмосферу России и мира вообще в 20 веке.

Как здесь показан сам Бродский? Часть мира или обособленная особь? Пожалуй и то, и другое. Это мир - мир поэтов, музеев, театров, лишений и обид,- создал человека, который думал над каждым сказанным словом, над каждым своим или чужим действием. Сейчас таких людей очень мало, они вымирающий вид. Над творчеством и искусством думают очень редко или не думают вообще. Трудно себе представить 20 век без книг, любых книг, без прозы или поэзии. Но наступил век 21, и эта трудность в понимании сама собой устранилась. Теперь не нужно думать, как же нам жить без искусства.

Именно поэтому, этот фильм нужно смотреть всем. Если этого делать не хотят, нужно заставлять, принуждать. Фильм смотрится очень легко, все предельно понятно и просто. Все буквально 'разжевано' - осталось только употребить.

А какие здесь актеры? Одна Алиса Фрейндлих и ее бесподобная игра чего стоит... (Хотя основная нагрузка лежит вовсе не на актерах).

В общем, Андрей Хржановский и его команда потрудились на славу, заслуженно их работы может называться шедевром.

10 из 10

29 мая 2010 | 13:48
  • тип рецензии:

Прежде всего хочется подлагодарить Андрея Хржановского за отличные анимационные вставки. Но сам фильм не вставил. Судьба еврея в советской России. Думаю, будет не лишним указать эксцентричность его родителей и некоторую вялость и неспешность их сына. Вот за эти качества он и поплатился однажды предав 'родину'.

Крое того, название 'фильма' полностью передало его содержание. На 0,5 - это качественная анимация. Но остальной кусок, в котором цветность меняется как колейдоскоп и хочется тошнить, не вызвает у меня симпатии. Поэтому

6 из 10

29 мая 2010 | 11:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: