всё о любом фильме:

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Хржановский
сценарийЮрий Арабов, Андрей Хржановский
продюсерАндрей Хржановский, Артем Васильев
операторВладимир Брыляков
композитор-
жанр биография, ... слова
сборы в России
$89 068 сборы
зрители
Россия  16.2 тыс.,    Великобритания  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время130 мин. / 02:10
Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 368 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Атрибуты — любовь к архитектуре, Венеции, страсть к курению, ссылка в деревню за «тунеядство», допросы КГБ, психбольницы, эмиграция, профессорские должности в зарубежных университетах, Нобелевская премия.

    Образ Иосифа Бродского — борца с советской властью — зачастую заслоняет все другие его ипостаси, поэтому можно сказать, что режиссер Андрей Хржановский поставил действительно хорошую картину, любовно рассказывающую о взаимоотношениях Бродского с родителями, которых сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, о взаимоотношениях поэта с родным гнездом. Фильм — фантазия на тему возвращения Бродского в Санкт-Петербург, основанная на произведениях Бродского и во многом на эссе «Полторы комнаты», посвященном родителям. Родители 12 раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, но им было отказано и после операции на открытом сердце, перенесенной Бродским, и вынужденном уходе за ним. Сына они не увидели, видели только по телевизору, на вручении Нобелевской премии, Бродскому было отказано приехать даже на их похороны. «Из головы у меня не выходит эта картина — двое стариков, скитаясь по многочисленным государственным канцеляриям и министерствам в надежде добиться разрешения выбраться за границу, чтобы перед смертью повидать своего единственного сына, неизменно именно по-русски слышали в ответ двенадцать лет кряду, что государство считает такую поездку «нецелесообразной». Система сверху донизу не позволяла себе ни одного сбоя. Как система она может гордиться собой. И потом, бесчеловечность всегда проще организовать, чем что-либо другое. Основная трагедия российской жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку. В общем, в презрении и отсутствии сострадания», — слышит зритель закадровый голос Бродского. И его поэзию. «Я плыву в облаках по прекрасным местам, где я был молодым, возле чаек и там, где кончается дым», — доносятся строки из «Баллады о маленьком буксире», когда Бродский опять оказывается (фантазия, не биографический факт!) в Санкт-Петербурге. В реальности на родину вернулись только его произведения, которые снова начали печатать. Что и следовало из его письма Л. И. Брежневу, в котором сказано: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге». И во всем этом чувствуется такая глубокая трагедия, хоть и без лишнего пафоса и патетики. А ещё с нескрываемой симпатией воссоздается образ поколения Бродского, «последнего поколения, для которого ещё важны культурные ценности», и образ Питера, любимого Бродским.

    Цитата:

    Один певец подготовляет рапорт,
    другой рождает приглушенный ропот,
    а третий знает, что он сам — лишь рупор,
    и он срывает все цветы родства.
    Отрывок «Одной поэтессе», 1965.

    Да не будет дано
    умереть мне вдали от тебя,
    в голубиных горах,
    кривоногому мальчику вторя.
    Да не будет дано
    и тебе, облака торопя,
    в темноте увидать
    мои слезы и жалкое горе.
    Пусть меня отпоет
    хор воды и небес, и гранит
    пусть обнимет меня,
    пусть поглотит,
    мой шаг вспоминая,
    пусть меня отпоет,
    пусть меня, беглеца, осенит
    белой ночью твоя
    неподвижная слава земная.
    Все умолкнет вокруг.
    Только черный буксир закричит
    посредине реки,
    исступленно борясь с темнотою,
    и летящая ночь
    эту бедную жизнь обручит
    с красотою твоей
    и с посмертной моей правотою.
    «Стансы городу», 1962.

    14 апреля 2014 | 21:17

    Главное — решиться

    Решиться пойти на сеанс «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» было довольно сложно. Сначала показалось, что тема не рассчитана для широкого круга зрителей. Да и вообще, к сожалению, такие картины нынче не пользуются большим спросом у закормленного будоражащими спецэффектами киномана. Но, доверившись вкусу профессионального кинокритика, я смело купила билет и не просчиталась.

    Как и любое другое полное смысла произведение «Полторы комнаты…» поначалу давался довольно тяжело. Не только мне. Некоторые, не дождавшись погружения в атмосферу советской эпохи, созданную талантливыми актерами и режиссером на экране, спасовали и выходили из зала.

    Это как долгое время читать бульварные романы, а потом вдруг открыть толстую добротную книгу из разряда качественной литературы. Вникаешь в смысл написанного очень долго, по нескольку раз перечитывая строки. И каждую минуту хочется уступить лени — за-бросить книгу в дальний угол. Но зато потом, когда преодолеешь этот этап и войдешь во вкус, оторваться от книги будет уже невозможно, немыслимо откладывать ее прочтение до лучших времен, хочется постичь заложенный в нее смысл именно сейчас, не медля.

    Также было и с «Сентиментальным путешествием…»: треть фильма заставляешь себя сидеть в кресле и, не зевая, смотреть на экран. Но потом начинаешь наконец видеть, слышать и понимать то, чем хотел поделиться с каждым зрителем режиссер.

    Критики оценили

    Итак, фильм А. Хржановского — обладатель премии Российской академии кинематографических искусств «Ника-2010», победитель в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа». Фильм, в котором в очередной раз блеснули своими талантами замечательные актеры: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Светлана Крючкова. Фильм по материалам биографии Иосифа Бродского, навеянный его стихами, рисунками и особенно — прозой. Фильм-фантазия на тему «Как могло бы быть»…

    Сюжет довольно прост — русский поэт Иосиф Бродский, будучи высланным из страны в 1972 году, спустя много лет, уже в наше время, решает вернуться в Россию. Он держит долгий путь на корабле и во время этого путешествия вспоминает свое детство, юность, проведенные с родителями в Ленинграде.

    Коктейль времен

    Символично, что Иосиф Александрович добирается на Родину водным тран-спортом. Ведь вода — символ времени.

    Поразительно, что такие, казалось бы, простые технологии монтажа старых документальных и искусственно состаренных современных игровых кадров могут вызвать искреннее восхищение у нынешнего искушенного зрителя. Режиссер на протяжении всей картины вводит нас в заблуждение, переключая цвета на черно-белую палитру, перемешивая кадры разных эпох, лица актеров и реальных людей, представляя нашему взгляду современников на фоне старого Ленинграда…

    И не ради небанального выражения своего замысла он, словно варево ложкой в котле, мешает кадры. Не помодничать хочет

    А. Хржановский. А исключительно для того, чтобы показать, что времена меняются, а люди остаются прежними. Это намек на неотделимость прошлого от настоящего. И не случайно включен эпизод, где Бродский произносит: «Искус-ство не может быть массовым». Даже этот, не собравший полных залов спецпоказ, доказывает данные слова, которые были озвучены еще полвека назад, но до сих пор актуальны.

    Неожиданным решением стали забавные анимации. Через них удачно показан мир фантазий и грез, в котором пребывал поэт в юности. Рисунки стали прекрасными аллегориями, которые разбавили документальность картины.

    Поэт-изгнанник

    Сам образ И. Бродского вызывает некоторое отторжение. Он не трагичен, как ожидаешь в начале фильма. Скорее наоборот, некоторые черты характера персонажа выглядят вызывающе: он приводит в родительский дом каждый раз новых девушек, он не работает, не трудится, а лишь праздно проводит время с друзьями, рассуждая на отвлеченные темы… «Мужчина должен где-то служить, кого-то защищать», — говорит ему отец. Но у горячо любимого родителями Оси нет, в общем-то, такой нужды. Ведь он — поэт, и этим все сказано. Чересчур надменно, самонадеянно, по-моему, прозвучали его слова в беседе с судьей о том, что поэт — это дар божий.

    Но очень точно и тонко показаны чувства не скандального стихотворца, а простого человека в изгнании, человека, оторванного от Родины. Человека, который так мечтал в юности о свободных чужих краях, стремясь вырваться из железных оков советского строя. Но настал для него тот возраст, когда отчаянно захотелось вернуться обратно, туда, откуда бежал — в родной дом, в те самые полторы комнаты, наполненные теплом и уютом семейного очага.

    Новый облик Родины

    В своем сентиментальном путешествии он достигает цели. После долгих дней пути Иосиф Бродский приезжает на Родину, но уже не в Ленинград, а в Санкт-Петербург. Но, увы, не тот город он видит, о котором грезил долгие годы. Все изменилось: старинные фасады знакомых зданий трудно узнать под маской рекламных баннеров; улицы, бурлящие нескончаемыми потоками автомобилей; полыхающие повсюду неоновыми огнями витрины магазинов с богато уставленными всякой всячиной прилавками; люди — граждане уже совсем другой страны…

    Эту печаль поймет каждый, кто долгие годы скучает о родине, забыв, что жизнь не стоит на месте. «В поисках утраченного времени» — гласит случайный, казалось бы, заголовок в газете, взятый крупным планом. Как верно подмечено! Как ненавязчиво подано! Ведь часто мы сетуем на окружающую нас действительность, не понимая, что наслаждаться нужно каждым настоящим моментом. Ведь потом эти мгновения будут потеряны навсегда.

    И каким бы благополучным ни был показан эмигрант Бродский, все же по возвращении в отчий дом приготовленная мамой картошка с постным маслом кажется ему вкуснее заморских омаров.

    Зеркало эпохи

    Почти в финале главный герой спрашивает родителей, вызывали ли их после его отъезда в «большой дом». И, получив отрицательный ответ, понимает, какая чудовищная ошибка произошла, какое недоразумение! Вся эта история с вынужденной эмиграцией была лишь случайной, ничего не значащей игрой, показательным выступлением, о котором вскоре все забыли.

    Фильм вышел отличным. В том смысле, что достоин высокой оценки и отличается от всего показанного на большом экране ранее. Этот фильм не об Иосифе Бродском, не о его поэзии, не о конкретном человеке, как может показаться с первого взгляда. Скорее, это зеркало советской эпохи, кино о чувствах изгнанника, о родительской любви и…

    Эту картину можно пересматривать много раз и каждый раз находить для себя новый смысл. Особенно интересным он покажется молодому поколению, которое мало что знает о том времени.

    8 из 10

    20 мая 2010 | 12:51

    Прежде всего хочется подлагодарить Андрея Хржановского за отличные анимационные вставки. Но сам фильм не вставил. Судьба еврея в советской России. Думаю, будет не лишним указать эксцентричность его родителей и некоторую вялость и неспешность их сына. Вот за эти качества он и поплатился однажды предав «родину».

    Крое того, название «фильма» полностью передало его содержание. На 0,5 — это качественная анимация. Но остальной кусок, в котором цветность меняется как колейдоскоп и хочется тошнить, не вызвает у меня симпатии. Поэтому

    6 из 10

    29 мая 2010 | 11:41

    Ещё одно замечательное произведение российского кино. Рассказанное прекрасным киноязыком. Переданное великими актёрами с величайшей теплотой.

    О чём же, всё-таки, фильм? О поэте Иосифе Бродском? О судьбе еврея в советской России? Из двух десятком людей, спорящих на эту тему, мне близка точка зрения Сергея Юрского.

    Фильм, как я его воспринял, совсем не о поэзии. И не о поэте Иосифе Бродском, хотя он и соткан из вольной интерпретации его биографии. Этот фильм — покаяние перед своими родителями. Покаяние запоздалое, но всё же. Покаяние не Бродского, а автора фильма. А через него и зрителя. Надпись в конце об этом говорит: «Посвящяется нашим родителям». Бродский — это, как бы сказать, фон, средство выражения. И центральная сцена — когда он вернулся через годы в свою квартиру и разговаривает со своими родителями.

    Этот фильм не о Бродском. Этот фильм о нас с вами. О главном для нас с вами. И это в фильме хватает за горло. «Не жалейте потраченного времени, и на вопрос «стоит ли смотреть этот фильм» отвечу — конечно, стоит, я его очень люблю!» Сергей Юрский.

    10 из 10

    12 марта 2011 | 11:55

    «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину» — нельзя описать фильм одним словом…Фильм-поэзия. Что я только не испытал при просмотре фильма; это самые светлые чувства, которые можно только ощутить. Нежное и трагическое кино отлично стилизованное по дух того времени. Документальная хроника, стихи великого поэта Бродского, мультфильмы — все это великолепным образом переплетается в одной картине русского режиссера Андрея Хржановского.

    Сюжет картины довольно прост и в то же время гениален в своем исполнении. Но стоит отметить, что это не только биография великого поэта, это путевка в то самое время, когда при власти был Сталин, когда люди боялись ходить с авоськой полной картошки по улицам (а вдруг отберут), когда евреев изгоняли из страны, коммуналки — одним словом в далекий 20 век, путевка в молодость поэта.

    Ностальгия принимает не только значение «тоска по родине», а что-то на много большее. Приезд поэта на родину осуществляется именно наводным путем. Сам Бродский поясняет нам «вода-символ времени». Время… именно время. Поэт плывет на пароме, на Родину, в свой родной город Санкт-Петербург (для него это все тот же послевоенный Ленинград), как когда-то он рассуждал со своим другом о том, что именно такой дорогой он доберётся до города, так тесно связанным с его детством. И мы плывем вместе с ним, разрезая волны воспоминаний из жизни Бродского, с головой погружаясь в атмосферу того времени.

    Ностальгия в первую очередь по родителям, по тем людям, которые тебя вырастили, поставили на ноги. Фильм о любви к своим близким, о том, что нужно ценить то маленькое место под названием семья. Не случайно финальные строки делают на этом акцент всей картины.

    Каждый из героев так же представлен в анимированном мире картины. Поэт — кот. Родители — вороны. Все эти мультяшные представители дают нам расширить рамки восприятия фильма.

    Стоит отдать должное актерам данной картины. Алиса Фрейндлих — мать Оси, Сергей Юрский-его отец. Кто как ни они смогут настолько нежно и трогательно сыграть самых близких людей Иосифа. С каким трепетом играют они родителей поэта. Они проживают эту роль на протяжении 2х часов этого замечательного фильма.

    Нельзя также не отметить и звуковое сопровождение фильма. Под звуки случайного вальса мы проникаемся в эпоху того времени. Мы можем услышать ее мелодию.

    Фильм о любви, о надежде, об искусстве, о прошлом, о нас…и менее всего о Бродском. Фильм для всех и каждого!

    29 февраля 2012 | 21:27

    Иосиф Бродский… Несмотря на все тяжбы, встретившиеся на его жизненном пути, это имя стало культовым для любителей поэзии по всему миру. Он пережил всё: ссылки, цензуру, забракованные публикации и запреты на возвращение домой, но, как говорится, per aspera ad astra, и ныне Иосифа Александровича по праву считают одним из лучших поэтов 20го века. Нобелевская премия, переводы на многие языки мира (в основном английский, польский и итальянский), миллионы вдохновлённых поклонников и последователей, улицы, мемориалы и памятники, названные в его честь, песни, написанные на его творения, стихи, а также кино об авторе это полностью доказывают.

    На сегодняшний день о Бродском снято множество фильмов, но поговорить я хочу о ленте «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», по моему субъективному мнению, наиболее заслуживающей внимания (а если не верите мне, то, думаю, «Ника», «Золотая ладья», гран-при на кинофестивалях «Зеркало» и «К Востоку от Запада» вас убедят).

    Итак, «Полторы комнаты» снял Андрей Юрьевич Хржановский, отечественный мультипликатор, сценарист и режиссёр. «Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского», — вещает нам синопсис ленты. Всего одно предложение уже вводит в лёгкий ступор. Да, ИА был чудесным прозаиком, но ведь в первую очередь Бродский — поэт! По его стихотворениям можно создать невероятную фантасмагорию, разложить всю его жизнь по поэтическим строфам, но нет! За основу фильма взята проза.

    Интригующе, не правда ли?

    На первых кадрах появляется стойкое ощущение, что нас ждёт типичный байопик, немного нудный, монотонный, укладывающий жизнь автора за два часа от сих до сих, но в какой-то момент появляется… кот! Двухмерный, нарисованный когда-то самим ИА кот. Тот самый, которого Бродский будил, когда приходили особо дорогие гости. И вот этот котяра начинает читать стихи хозяина. Тут-то мы и понимаем, что с «типичным байопиком» мы погорячились, ибо кот — далеко не самая чудная (или чудесная?) вещь в фильме. Летающие виолончели, пегасы, сам Бродский, превращающийся то в корову, то в коня… И всё это опять же на скорую руку набросано нашим горячо любимым ИА. Фильм постоянно преподносит сюрпризы, будь то театр теней или внезапное камео Сталина, ведущего кулинарное шоу. Лента регулярно заигрывает с цветовой гаммой: ранние, почти забытые воспоминания окрашены в мрачные чёрно-белые тона, а дорогие сердцу моменты отдают лёгкой сепией. Плюс ко всему, в фильме начисто отсутствует хронология. Вот мы видим совсем юного «Осечку-школьника», а в следующий момент он уже вполне состоявшийся поэт. Понаблюдаем за Бродским-студентом, и снова в детство.

    Но ни одна стилистика не вытянет на себе фильм без достойного сценария и ярких актёрских работ. Благо и здесь всё прекрасно. Сценарист и режиссёр идеально сплели воедино и биографическое составляющее, и творения самого Бродского, а благодаря отсутствию логичной хронологии фильм нескучно смотреть. Роль, а точнее роли Бродского исполнили аж три актёра: Евгений Аганджанян — в детстве, Артем Смола — в юности, и Григорий Дитятковский наиболее знакомого нам зрелого автора. Последнему стоит поаплодировать, ибо он, не имея за плечами опыта в большом кино, смог передать характер и эмоции того самого Иосифа Бродского, без купюр, без прикрас. Особого внимания заслужили родители Бродского, сыгранные более маститыми актёрами Сергеем Юрским («Золотой Телёнок», «Любовь и голуби») и Алисой Фрейндлих («Служебный роман», «Сталкер»). Думаю, о масштабах их таланта говорить излишне.

    Неповторимую атмосферу фильму создала музыка. Легкий фортепианный аккомпанемент сменяется «Let my people go» великого Луи Армстронга. Но саундтреком «Сентиментального путешествия», бесспорно, стал «Случайный вальс» Леонида Утёсова. Вся музыка не просто дополняет повествование и добавляет необходимого настроения, но и виртуозно вплетена в сюжет, а потому даже после окончания фильма долго мучаешься вопросом: «А как же всё-таки правильно: «И лежит у меня на ЛАДОНИ незнакомая ваша рука»? Или всё же «На ПОГОНЕ»?»

    В общем и целом, хочется отдать должное каждому, кто приложил руку к этой ленте: режиссёру и продюсерам, авторам сценария и художникам-постановщикам, монтажёрам и операторам, аниматорам, массовке, всему актёрскому составу, и, разумеется, идейному вдохновителю, тому, ради кого мы здесь сегодня собрались — Иосифу Бродскому.

    «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Громоздким названием чудесного фильма описывается вся жизнь Иосифа Александровича.

    Описывается ярко, бесцеремонно и лаконично. А потому, вот мой совет в духе поэта:

    «Не выходите из комнаты, пока не посмотрите это кино».

    9 из 10

    24 октября 2016 | 23:08

    Историю можно изучать по-разному. Обычно принятый способ — слушать лекции в больших, пыльноватых, как правило, залах; погружаться в научные труды, будучи окружённым высокими стеллажами молчаливых библиотек.

    Но есть и другой вариант — проникаться эпохой, впитывая оставляемые ею впечатления — от бесед с её современниками, от прослушивания её музыки, просмотра фильмов, фотографий, чтения книг, описывающих данную реальность. Этот способ, пожалуй, менее достоверен, но субъективно — куда эффективнее.

    Мне приходилось много размышлять, что же такое ностальгия, и как объяснить это чувство. В конце концов я нашёл себе (ей) якобы-научное объяснение: наши мысли, воспоминания — это электрический импульс по определённой цепочке аксонов, окончаний нервных клеток в мозгу. От того, по каким конкретно клеткам прошёл ток — зависит то, о чём мы подумали, что вспомнили. Со временем, наши мысли и чувства изменяются, нас занимают другие проблемы, старые горести заменяются новыми радостями, и наоборот. Но иногда бывает, что цепочка-для-мысли, вызываемая каким-то внешним раздражителем, оказывается совсем рядом с той, старой, давно не использующейся: запах черники пролегает рядом с прогулками по осеннему лесу. И стоит электричеству в мозгу слегка ошибиться — ррраз! — и ты внезапно возвращаешься к чувству десятилетней давности. Ты только думаешь, что его забыл — всё сохраняется, вопрос только в том, как добраться до правильной цепочки… Иногда эта связь не так явственна, как в случае с запахами. Это может быть форма, предмет, словосочетание, даже цвет… Фильмы о прошлом умеют иногда «зацепить» за нужный нервный хвостик.

    Фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» — это как бы поток мыслей, вольно текущие воспоминания от лица Иосифа Бродского. Фильм возвращает нас в эпоху «той страны», прогоняет перед глазами сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы. Поэт как бы возвращается в Россию, переживает заново отрывки из собственной жизни, беседует — уже где-то вне времени — со своими родителями… Мы видим разницу между эпохой Советского Союза, и условной современностью. Оценки здесь не даётся, лишь наблюдения за изменениями, столь сильно преобразившими российское бытие.

    А помимо ностальгически-повествовательной составляющей, фильм, как и следует из названия, пропитан идеей возвращения назад, стремлением вернуть утраченное эмиграцией. Чувствуется вся сложность этого состояния — и простое, детское желание пройтись по хоженым дорожкам, и безысходное понимание, что прошлое в настоящем не найти, и опасение несоответствия ожиданиям от встречи — своим и чужим…

    Дополняют общее впечатление и анимационные вставки, перемежающиеся закадровыми стихами, и символические мотивы, которыми полон фильм.

    9 из 10

    4 мая 2013 | 00:10

    «Фильм мне понравился, я заплакал в конце. Очень серьезное произведение о стране, о поэте…» Алексей Герман

    Если это Герман младший, тогда я могу понять, если старший — едва ли.

    Поскольку, если старший Герман стал настолько сентиментален, то я, похоже, напрочь утратил чувства. Вероятно — и то и другое. Мы меняемся.

    «Я увидел замечательный образ поэта. Все актеры в фильме прекрасны. А мультипликация — какой скачок фантазии! Россия может гордиться этим фильмом…» Тонино Гуэро

    Если это тот самый Тонино Гуэро, который работал с Тарковским над НОСТАЛЬГИЕЙ, я вообще ничего не понимаю. Разве что — в части восторгов об анимации и мультипликации.

    Сказать честно, я ожидал большего: слишком неоднозначная фигура в центре повествования, слишком сложные перипетии — русский поэт, еврейские корни, мистика Ленинграда, советская государственная машина, эмиграция.

    Там, в прошлой, в настоящей жизни, столько всего было: столько крови и нервов, столько непростых отношений и драм, пролитых на бумагу, что сравнивать ту — прошедшую у всех на виду и эту — синематографическую версию — было бы неуместно. Несомненно, мастерски сделанная мультипликация, замечательная хроника, которая, порой, неотличима от художественных кадров, но отдельные сцены — просто нулевые, на уровне… Впрочем, вообще без уровня.

    Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих — про них вы знаете всё. Добавить что-либо — было бы неэтично. Я всё ждал, где же прозвучит одно из моих любимых и самых пронзительных, над каким видеорядом Понта — Стикса — Фонтанки:

    Зелень лавра, доходящая до дрожи.

    Дверь распахнутая, пыльное оконце.

    Стул покинутый, оставленное ложе.

    Ткань, впитавшая полуденное солнце.

    Понт шумит за черной изгородью пиний.

    Чье-то судно с ветром борется у мыса.

    На рассохшейся скамейке — Старший Плиний.

    Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

    Не прозвучало.

    15 января 2010 | 15:11

    Начну с того, что Бродский для меня это целый мир, мир упоительной пронзающей поэзии, мир глубокой личности диссидента, гонимого так горячо любимой им родиной, которая за его талант его же и сослала подальше, дабы не пошатнулись стены народного трезвоумия возведенные под красным знаменем.

    Фильм для меня это открытие, практически олицетворение того Бродского, которого я люблю и которым восхищаюсь.

    Мастерское погружение режиссером в душу поэта, взгляд на Советскую эпоху через призму самого Бродского, иллюстрация полета мысли гения, посредством мультипликации, все это щедрый дар создателей фильма любителям Бродского.

    Талантливая игра А. Фрейндлих и С. Юрсова, исполнивших роль родителей Бродского, заслуживает уважения и восхищения, благодаря им повествование о детстве и юности Йоси еще сильнее пронизано достоверностью и искренностью, которых так не хватает в современном кинематографе.

    Особое место в сердце у меня занял закадровый текст и особенно стихи, которые читает Сам Бродский, ведь лучше самого поэта этого никто сделать не сможет. Ну и конечно же «сокращенный кот» сопровождающий автора весь фильм — очень важная и трепетная изюминка фильма, ведь сам Бродский очень часто проводил аналогию между собой и котом.

    Сентиментальная нота двух ворон, которые в случае, если реинкарнация существует являются родителями гения, встреча с которыми так и не состоялась заслуживает отдельной благодарности режиссеру.

    Фильм красивый, трогательный, честный, многогранный, эмоциональный, как сама жизнь… Фильм подарок нам, любителям Бродского и дань уважения самому поэту. Искать претензии и ошибки нет никакого желания и необходимости, для меня он видимо станет «настольным фильмом», который из раза в раз будет заставлять трепетать сердце.

    10 из 10

    8 декабря 2013 | 21:34

    Пожалуй, эту строку из дневников Бродского я бы выбрала в качестве эпиграфа к этой уникальной во всех отношениях картине, в которой необычайно органично сочетаются поэзия и историчность, метафоры и документалистика, мультипликация, графика и акварель поистине прекрасного Петербурга.

    Ирония смягчает горечь, которой было предостаточно в семье Нобелевского лауреата. Ностальгическая мелодия, объединяющая фрагменты этих воспоминаний о поэте, так трогает и волнует душу, как будто фильм касается очень близких тебе людей, хотя, к стыду своему, к знатокам поэзии я не могу отнести себя даже с натяжкой, не говоря уже о биографии Иосифа Бродского…

    Поразительный фильм, дающий мощный импульс задуматься о времени, о судьбах, о скоротечности жизни и вечности живой энергии таланта, которая с легкостью пронзает века…

    Пожалуй, подобного фильма мне еще видеть не доводилось.

    Оператору Владимиру Брылякову и художникам, а также Григорию Дитятковскому, Алисе Фрейндлих и Сергею Юрскому за их изумительной проникновенности работы я бы присудила главные премии на всех кинофестивалях, где будут номинированы «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину».

    Полагаю, не случайно авторы сценария Юрий Арабов и Андрей Хржановский отметили в титрах, что их картина ни в коей мере не претендует на биографичность. Безусловно, она намного масштабнее истории одной семьи.

    Идеальный фильм для семейного просмотра. Наверняка пересматривая его когда-нибудь уже со своими, наши дети будут тепло вспоминать обстоятельства первого своего знакомства с этим шедевром…

    Особо рекомендую эмигрантам, поэтическим настроенным зрителям с богатым воображением, ценителям настоящего авторского кино, а также всем, кого волнует красота Петербурга и отечественная история ХХ века.

    Категорически не рекомендую антисемитам и националистам всех мастей.

    10 из 10

    13 декабря 2009 | 22:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>