К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Комедия «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» нравилась мне вплоть до одной сцены где-то в середине фильма. До этого фильм казался милой, весёлой, забавной советской комедией, когда их ещё умели снимать. Особенно рассмешил момент с медсестрой, у которой сирена изо рта работает, ну и конечно культовое «А чё это вы тут делаете?».

Но почти всё моё хорошее отношение к ленте испортила эта дурацкая сцена, где один из мальчишек железной палкой лупил поросёнка по спине. Зачем эту сцену вообще сделали? Она бесмысслена, тупа и жестока. Просто ребёнок подбегает к уставшему копать поросёнку и палкой, что есть дури ударяет того по спине. Мне одному кажется, что эта сцена бесмысслено-жестока, как после неё я мог воспринимать эту «детскую комедию». Режиссер вообще, что этой сценой хотел показать, что этот мальчишка такой идиот, что думает, что если ударить поросёнка он оклемается и снова начнёт копать? И вообще у меня складывается впечатление, что у Элена Климова явно была какая-то ненависть к животным. Просто в этом фильме мальчик лупит поросёнка, в другом его фильме «Агония» Распутин бросался живым поросёнком в людей, в «Иди и смотри» главный герой Флёра издевался над мёртвой коровой. Такое ощущение, что Климов явно ненавидел животных.

Вывод: Плохим этот фильм, точно не могу назвать. Но после увиденной, вышесказанной мной, сцены и идеальным советским фильмом его тоже называть не буду.

4 из 10

09 мая 2016 | 20:50
  • тип рецензии:

Лето. Солнце. Лагерь. «Прицел» бинокля скользит по запретной территории на другой стороне реки: деловитый и ответственный товарищ Дынин разыскивает нарушителей. Вот, в поле зрения появляется круглая загорелая попка, худая мальчишеская спина и только потом озорное лицо «сферического Вовочки». Знакомьтесь – Костя Иночкин. Храбрец, пловец, пионер, всем ребятам [дурной] пример. В общем, тот самый мальчик, который вот-вот перейдет на нелегальное положение и вовлечет весь лагерь в стихийный заговор…

Фильм Элема Климова соединяет в себе два смысловых пласта, причем не аккуратно «налитых» слоями, как разноцветные жидкости в образцово-показательном коктейле, а щедро перемешанных. Непритязательная история о детской дружбе, щедро разукрашенная фантазиями Кости, то и дело срывается в сатиру на благую, но закосневшую в формальностях систему, воспитывающую детей, как поросят: было бы здоровье и привесы.

Возможно, именно эта «намешанность» и обеспечила фильму долгую жизнь, но она же в значительной мере мешает смотреть его сейчас. Такие картины чем-то похожи на легендарный «старый КВН» или анекдоты про Брежнева. В том смысле, что юмор вечен, а исторический контекст – нет, и полностью прочувствовать соль истории можно только в том случае, если тебе повезло увидеть фильм вовремя. Если же смотришь лет через -дцать, то ставшие классикой смелые остроты кажутся либо не такими уж острыми, либо не такими уж смелыми. Ведь увидеть радикальную критику советского строя в картине, где видный партийный функционер (Сам Митрофанов) представлен чуть ли не воплощением скромности, неформальности и душевного подхода – это какой же тяжкой формой паранойи надо страдать! А товарищ Дынин… А что, собственно, товарищ Дынин? Ну, ходячая инструкция, ну, сухарь и формалист, ну, не питает горячей любви к детям. Зато питает горячую любовь к работе: все-то у него продумано и налажено, все под хозяйским приглядом, притом – без ежовых рукавиц и прочего образовательного садизма.

В части истории о детях все и сложнее, и привлекательнее. Неопытность режиссера дает-таки о себе знать: фильм очень и очень неровный. То у нас внутренний монолог Иночкина, то оторванные от героя события. То героическое самопожертвование Марата и компании, напоминающее рассказы о мальчишках Всеволода Крапивина, то какие-то нелепые прыжки через реку, неуклюже знаменующие наступившую свободу. То фееричные, взывающие к истерическому смеху фантазии про бабушку или кровь 33-ей группы, то тупорылое «А что вы здесь делаете, а?», после пятого повторения которого поневоле начинаешь прислушиваться – не бьют ли кого за кадром… Но дети всегда дети, а Евстигнеев всегда Евстигнеев, и, хотя про детей в СССР снято много отличных фильмов, а у Евгения Александровича есть более сильные роли, смотреть на этот симбиоз искренности и опыта очень приятно.

К чему все это? К тому, что вы ничего не потеряете, если этот конкретный образчик советской классики обойдет вас стороной. И, тем не менее, при случае его стоит посмотреть, чтобы насладиться летом, юмором и воспоминаниями о детстве, на час вернуться в то полумифическое время, когда система вроде как давила, зато педагоги и доктора стремились работать на совесть, детская обнаженность не вызывала нездоровых ассоциаций, а девиз «один за всех» был для десятилетних нормой жизни.

7 из 10

21 марта 2012 | 19:15
  • тип рецензии:

Бессмертная советская классика! Разумеется, говорить и писать об этом фильме можно долго, но главное, что каждый раз при его пересмотре находишь в нем все новые и новые смыслы, все новые и новые грани. Не факт, что все эти грани туда закладывал замечательный режиссер Климов, но, как бы то ни было, фильм живет своей жизнью в головах и сердцах людей уже отдельно от самого художника.

'Добро пожаловать' рассказывает историю пионера по имени Костя Иночкин, которого за плохое поведение и нарушение строжайшего запрета выгоняют из лагеря под чутким руководством товарища Дынина. После того, как Иночкин 'окольными путями' возвращается в лагерь его друзья делают все, чтобы укрыть горе-пионера от гнева директора.

Одно из главных достоинств ленты Климова - ее абсолютное нахождение вне какого-либо времени, благодаря чему она не воспринимается занудной черно-белой исторической хроникой и будет интересна не только детям, но и взрослым всех возрастов - в этом смысле эпиграф фильма, следующий перед начальными титрами, не соврал.

Лента наполнена огромным количеством сугубо иносказательных и метафоричных образов, начиная от ночных эпизодов, стилизованных под хоррор, заканчивая финальным пролетом над речкой, совершенно очевидно символизирующего свободу главного героя и от груза своей вины, и, возможно, некую надежду на скорое освобождение из советского социалистического строя в принципе.

Климов ловко играет со зрителем и водит его за нос, в конце оставляя приятное послевкусие ввиду оставления в тайне некоторых подробностей повествования - например, личности таинственного 'стукача', которая так и не была раскрыта. По сути, это единственной (ну или, во всяком случае, один из немногих) фильмов с подобной концепцией в советском кино в принципе. Этот прием называется в Америке 'Magic Box' и суть его заключается в таких вот заигрываниях со зрителем.

Актеры изумительны в своих ролях - из взрослых артистов тут блистают Евстигнеев, Рутберг и Смирнов, а вот юные актеры абсолютно все справились со своими ролями и были максимально органичны в кадре, в этом немалая заслуга, конечно, самого Климова. Так, практически каждый эпизод обращения Дынина к персоналу лагеря или к самим ребятам - это настоящий актерский перформанс Евстигнеева, а эпизод со 'взвешиванием' отрядов так и вовсе может вызвать случайный приступ неконтролируемого хохота.

Если же рассматривать актерские работы мальчишек, то центральный герой Иночкин, как это ни странно, не самый интересный персонаж - куда более захватывающе смотреть на злоключения пятерки его друзей - и тут невероятные работы у Игоря Крюкова и Юры Бондаренко, которые, кстати, после ленты Климова снимутся вместе в еще одном чудесном детском советском фильме 'Иностранка'. Тут даже можно пофантазировать, что эти картины принадлежат к одной вселенной, но, на самом деле, едва-ли это так.

Вообще, если брать именно эпизоды с мальчиками в этом фильме, то у них, бесспорно, центральные и самые сложные образы. Сложные не столько в плане актерской игры, сколько в проявлении смелости - это относится, конечно, к, без преувеличения, самому яркому и запоминающемуся эпизоду фильма, когда полностью голые мальчишки бросаются в заросли крапивы, чтобы сымитировать эпидемию.

Что же до девочек, то тут им уделено не столь много внимания, но среди них выделяется и особенно запоминается, конечно, Люда Смеян - ее героиня слегка хвастливая, но очень мудрая и не по годам смышленая. Да и сама актриса тогда была очень красива, а харизмой своей она 'вытаскивает' все эпизоды, в которых появляется. Лучше всего Люде удалить эпизоды с игрой в карты, танцем и обручем.

О 'Добро пожаловать' можно говорить долго, но самое главное, что даже сейчас фильм смотрится легко и непринужденно, а смотреть его можно в любом возрасте, но интересней всего, разумеется, он будет именно детям - мальчишки будут следить за приключениями главных героев и трепетно ждать, что же будет дальше, а девочки - следить за перипетиями сюжета, ловить интересные образы и ассоциации, а также смущенно хихикать во время сцены с крапивой, снятой максимально открыто и без какого-либо стеснения.

10 из 10

09 декабря 2022 | 23:14
  • тип рецензии:

Столько раз пересматривала этот лёгкий фильм молодого Элема Климова, что впору случиться обратной реакции. Ан нет! Под настроение всегда кстати.

Это удивительно честный фильм о детстве и 'пионерском менталитете'; категоричном и прямолинейным в фантазиях и фантазийным в реальности.

И если дети смотрят на мир снизу вверх, то это потому, что малы летами и ростом, и вообще, сверху - небо, солнце, космос, и, может быть, даже Гагарин.

А товарищ Дынин ( ЕвГЕНИЙ Евстигнеев), хоть тоже ' был маленьким. .. и бабушка была...', уже понимает, на кого положено смотреть снизу вверх, а на кого можно и сверху вниз. Да, мир взрослых ' товарищей ' обрастает полутонами...

'Добро пожаловать или посторонним вход запрещён' - однозначно лакомство для сердец и душ самого взыскательного зрителя. Иногда мне кажется, что фильм чёрно-белый, потому что его смотрящие глазами затёрли, - поскольку эмоционально картина Элема Климова очень даже радужная!

10 из 10

11 февраля 2015 | 10:59
  • тип рецензии:

Удивительный фильм!

Сколько раз уже смотрела и каждый раз открываешь для себя что-то новенькое. Очень жаль, что этот кинофильм пролежал столько времени 'на полке', и вышел в широкий прокат только с конца 80-х г.г.

Фильм интересен для всех поколений, а это значит, что у него счастливая судьба востребованности. Я очень люблю его цитировать, а сейчас 'крылатые' фразы этого киношедевра использует моя 13-летняя дочь.

Спасибо Э. Климову и всем актёрам за приятное чувство ностальгии по детству, искренности и настоящей дружбе, за искромётный юмор и замечательные сатирические зарисовки нашей советской (и не только советской) действительности.

10 из 10

15 августа 2008 | 16:17
  • тип рецензии:

... я тоже смотрела этот фильм! Да я и сейчас его смотрю с не меньшим удовольствием, и уверена, что большая часть населения бывшего Союза... во-всяком случае, вспоминает его с теплотой. А то и регулярно пересматривает.

У Гайдая была безоблачная радость и веселый смех, у Рязанова - изящнейшая ирония и тонкий психологизм, а режиссеру Климову как-то удалось совместить то и это в одном фильме. Единственном 'всенародно известном' своем фильме, но разве этого мало?

Я заметила, что когда ставишь фильму десятку, очень сложно что-то внятное о нем написать. Ведь о столь многом хочется рассказать, что в отзыв просто не влезет, тут ведь кадр за кадром хочется перебирать, всех героев упомянуть, над каждой шуткой посмеяться...

'Дети! Вы - хозяева лагеря! Вы!' - говорил товарищ Дынин. И правда, дети в фильме чудесные. Почти все играют замечательно: и главный герой Иночкин, чей веселый голос комментирует все происходящее, и голенастая грациозная Лера, и серьезный кудрявый друг Иночкина, и странноватый рыбачок, таинственный 'летучий голландец' этого лагеря... да все! Не отстают и взрослые: врачиха с голосом-сиреной и вечными страхами перед бациллами, хорошая вожатая Валя, завхоз 'Куда ставить-то?!', и конечно, же сам директор...

О, Евстигнеев, этот обаятельнейший, теплый, чуть нелепый человек. Именно эта роль, как сообщает нам всезнающая Википедия, обеспечила ему известность. Товарищ Дынин, хотя, казалось бы, персонаж отрицательный, все же по-своему мил. Он ведь правда хотел как лучше, но вот такой он был бюрократ, не педагог, а администратор... не со зла же.

А какие шутки. Хохма со свиньей, которую 'надо лаской', или фантазии на тему похорон бабушки до сих пор заставляют хохотать. А всякие тонкие, почти незаметные приколы, вроде толстой старой технички, выходящей из туалета с надписью 'Для девочек', или взгляд Митрофанова, адресованный Дынину после реплики: 'Эту песню, товарищ Митрофанов, Гагарин пел в космосе'...

А какой саспенс нагнетается в ночной сцене с оживающими статуями! Ух, куда там фильмам ужасов. Немало в фильме и 'опасных' для того времени шуточек, вроде 'цензурирования' непристойных кадров в 'Фанфан-Тюльпане', среди них есть и политические, страшно подумать, наезд на кукурузу, царицу полей.

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Браво Климову и компании!

23 июля 2009 | 23:38
  • тип рецензии:

А я когда смотрел никакой сатиры не заметил. А потом начал читать интервью Элема Климова и диву дался: оказывается, фильм-то антихрущёвский. Оказывается, фраза товарища Дынина 'дети, вы - хозяева лагеря' - это аллюзия на советский лозунг с транспарантов, под которыми жил советский народ: 'мы - хозяева страны'. И Элен Климов грустно добавляет: 'но мы как не были ими, так и не стали'. Потом, на втором просмотре, действительно даже заметно, как в самом деле похожа бабушка с портрета на Никиту Сергеевича. Хотя это всё-таки случайность, хоть и любопытная. Или не случайность.

Но вся эта сатира - как дополнительный бонус к чудесному, отличному фильму для тех, кто был или является ребёнком. Поражает актёрская игра детей. Встретить хорошо играющего ребёнка в фильме - это всё равно что увидеть гуся на мотоцикле. Вероятность есть, но очень небольшая. А тут ведь все, без исключения, играют легко, словно это всё происходит на самом деле и нет вокруг никаких камер, режиссёра, оператора и кучи других важных людей. Это просто поразительно, как режиссёр в выпускной работе смог добиться того, чего за тридцать лет не смог добиться Грачевский, судя по очень многим эпизодам 'Ералаша', особенно последних лет - убедительной детской актёрской игры.

Фильм просто пестрит и переливается кучей интересных и смешных сцен. Додумались ведь сделать такого сквозного персонажа, который появляется ниоткуда и задаёт философский вопрос 'а чё это вы здесь делаете?' и точно также уходит в никуда после того, как все помашут на него рукой и поворчат 'ой, давай, иди отсюда'. А эти звонкие детские ножки-ябеды. Придумка просто превосходная. Обозначить ябеду просто показав, как эта ябеда перемещается. Это граничит с гениальностью.

В общем, прекрасная детская актёрская игра, замечательная игра, конечно же, взрослых актёров, очень симпатичный сценарий, просто поражающие режиссёрские находки. Всё это делает 'Добро пожаловать' по-настоящему смешным, интересным фильмом. А учитывая, что это всего лишь дипломная работа фактически ещё студента - остаётся только удивляться мастерству режиссёра.

10 из 10

09 августа 2013 | 16:42
  • тип рецензии:

Детский лагерь, превращенный режиссером в пародию на страну и социальный строй, наполнен намеками на иллюзорную демократию («Дети – хозяева лагеря») и чертами подлинного авторитарного режима, установленного товарищем Дыниным (Е. Евстигнеев). Аллюзии на советскую действительность (или даже полноценные маркеры эпохи) оказываются связаны преимущественно со временем правления Никиты Хрущева: карнавальные костюмы ракеты (с маркировкой «Не кантовать») и кукурузы-царицы полей, «песенка Гагарина» и пес по кличке Космос, увлеченность телекинезом (в годы Оттепели известность Вольфа Мессинга продолжала расти) и запрещенным американским чарлстоном. Даже наставления Дынина о необходимости «взять рекордную высоту» по талантам к родительскому дню подозрительно напоминает полумифический сюжет об обращении Хрущева к ученым с требованием открыть новый химический элемент к очередному съезду партии. Не раз на экране появится портрет Николая Крючкова, а фотография Людмилы Шагаловой, на которую так хотела походить Митрофанова, сыграет чуть ли не ключевую роль в поимке доносчика.

«Все мы родом из детства»: в иносказательном пионерлагере Элема Климова уживаются будущие диссиденты и приспособленцы, стукачи и герои, интеллигенты и пролетарии. В общем, будущие взрослые. Так, политически неблагонадежный Костя Иночкин вырывается из невода словно рыба, «ушедшая на дальний кордон» (неслучайно комментарии к его побегу на остров содержат очевидный рыбацкий жаргон, а на железнодорожной станции ожидает Иночкина пушкинский старик). Впоследствии, нелегально обосновавшись под трибуной товарища Дынина, Костя обучается карточному мастерству и сквозь просветы наблюдает за миром в полоску (пока еще, слава Богу, не в клетку). Костин друг Марат, хотя и первым бросается в крапиву в надежде на отмену родительского дня, обнажает свое оппортунистское нутро и рисует на Иночкина обидную карикатуру. Впрочем, аргументы его убедительны: «А что мне было делать? Меня ж в редколлегию выбрали…». При этом загадочный лагерный доносчик большую часть фильма сохраняет полагающуюся информаторам анонимность. И точно так же неслучайно взрослые в родительский день ведут себя, как дети: играют в футбол, качаются на качелях, подтягиваются на турниках, крутят обручи и даже летают на соседний остров. Может и не было оксюморона во вступлении к фильму, а грань, проводимая между взрослостью и детством, искусственна и размыта?

Замкнутому лагерному миру не хватает пространства и воздуха: с тоской смотрят вожатая Валя и Костя Иночкин на рассекающий небесную гладь самолет, манит своей свободой и недоступностью остров. Отдыхающие, на первый взгляд, ограждены от контактов с внешним миром рекой, заросшем крапивой полем и забором («железным занавесом» местного пошива). Однако и река при должном усердии переплывается-перелетается, и в заборе дыра, и крапива может стать верным сообщником в нарушении пресловутой дисциплины.

Нелинейное построение сюжета в фильме оказывается связано с альтернативными вариантами развития событий, разворачивающимися в страшных фантазиях Кости Иночкина. Это и сцена с доведением до смерти несчастной и похожей на Хрущева бабушки с последующими похоронами, и переливание товарищу Дынину редчайшей костиной крови – тридцать третьей группы. Геройство мальчика приводит к тому, что портрет его теперь украшает не обидную карикатуру, а агитационный плакат «В здоровом теле – здоровый дух!». И даже произношение его фамилии несколько преобразуется. «Инокин…», - словно обращается к своему спасителю директор лагеря, проглатывая столь важную букву «ч». Уже не иной, но монах.

Гротескная фигура героини Лидии Смирновой отсылает нас к эпохе великого немого, хотя образ этот – такая же сатира на 1950-1960-е годы. Нервная и мнительная «докторша», чье сходство с женщиной в пенсне из «Броненосца «Потемкина»» очевидно, беспрестанно опасается коклюша и сиренообразно возвещает о случаях проникновения вирусов и бацилл на территорию лагеря. А ведь это тоже о хрущевской эпохе, запомнившейся современникам в том числе и вспышкой оспы в Москве. Так ли бесплотны и пусты опасения доктора? В родительский день героиня, одинокая и напуганная, утрачивает долю комичности. Впрочем, как и искренне оберегавший детей товарищ Дынин, покидающий лагерь в разгар всеобщего веселья. Трагикомедийное звучание фильма опирается именно на эти два образа.

История о мальчике Косте Иночкине удивительным и неожиданным образом перекликается с сюжетами сказочных повестей британца Джеймса Барри, в которых Капитан Крюк с его стремлением следовать этикету и нетерпимостью к мальчишескому хулиганству противостоит легкомысленному Питеру Пэну, прилетевшему на остров Неверленд. При этом у Крюка и Пэна гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Так и параллели между товарищем Дыниным, который «тоже был маленьким», и Иночкиным проведены в ряде сцен. Пока Костя только обучается карточным фокусам, Дынин уже демонстрирует особое мастерство в этом «ремесле». И неслучайно мальчик укрывается именно под трибуной директора лагеря, а в финале товарищ Дынин едет на станцию в том же самом грузовике и с теми же самыми бидонами, что и Костя Иночкин в начале фильма. Да и на чемодане лаконично поместилась надпись «Тов. Дынин».

16 октября 2021 | 11:46
  • тип рецензии:

Всё-таки советское кино было по-настоящему гениальным! С момента создания фильма прошло 45 лет - не одно поколение сменилось, а смотришь его и смеешься, и хочешь обратно в детство!

Детство - самая лучшая и интересная страна, которой нет на карте мира. Оно не поместится на территории одного пионерского лагеря. Поэтому лозунг 'Дети - хозяева лагеря' я бы смело превратила в лозунг 'Дети - хозяева жизни'!

Смотрела это кино уже ни один раз, а желание пересмотреть никак не пропадает!

10 из 10

29 марта 2009 | 08:28
  • тип рецензии:

Этот фильм, что называется, must see.

Очень добрый фильм, причем не только для детей, но и для взрослых! С очень тонким юмором, и текстом, который растащили на цитаты еще когда моя мама была маленькая.

Совершенно не навязчивая история о лагерных путешествиях Костика Иночкина. Да, парнишка совершил много ошибок за которые его как раз и выгнали. Но, советский пионер, такого же пионера в беде не бросит…и..тут – то и начинается все самое интересное: бабушка, которая совершенно не в курсе, Неличка, которая с мальчишками в картишки дуется, ребята, прыгающие в крапиву, чтобы «заболеть», музыканты, помогающие дойти до туалета, когда очень надо, да целый отряд, в конце концов, который готов поделиться котлетой с изгнанником. Но и без стукачей, естественно, никуда, в этом амплуа просто нет равных племяшке Товарища Митрофанова !

И каждый из героев запал в душу. Особенно мне по нраву мальчик с сачком: «А что это вы здесь делайте? – Иди, иди от сюда, мальчик… » Роль маленькая, но очень уж емкая и запоминающаяся.

Спасибо Элему Климову, он снял фильм, который и в 21 веке не остается не замеченным, его смотрели, смотрят и будет смотреть еще ни одно поколение.

Какое же это удовольствие пересмотреть его еще раз, когда настроение не очень! Не поверите, головную боль, как рукой снимает, а позитивом заряжаешься на весь оставшийся день!

10 из 10

02 июля 2010 | 16:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: