В экранизации трех романов британской писательницы Элизабет Гаскелл наблюдается впечатляющая многогранность сюжета, охватывающая расцвет и бытовые реалии вымышленного города Крэнфорда в XIX столетии. Традиции и порядки того времени воссозданы с уникальной точностью, где каждый элемент, от домов до одеяний, вдыхает жизнь в викторианскую эпоху, расцветающую под пристальным вниманием умелой актерской игры. Неумолимый стремительный век не щадит даже уютный городишко, где смертность обитателей стремится подчеркнуть человеческую хрупкость перед лицом неизбежных перемен.
В повествование главными героинями являются провинциальные дамы, внешне представляющие собой воплощение консерватизма, однако проявляющие несомненное сострадание и сплоченность в моменты общего испытания. В городе присутствует забота горожан друг о друге в непростых обстоятельствах. Сериал выступает зеркалом для преодоления откровенного сопротивления нововведениям, иллюстрируя, как человечность торжествует над застоем.
В душе зрителя экранизация оставляет след приятного изумления. Особое внимание вызывают эмоциональные открытия, сопровождаемые сопереживанием перипетиям главных персонажей, где каждый сюжетный поворот становится напоминанием о неизбежности перемени, поднимая на новую ступень восприятия исторического контекста.
Только поистине талантливый человек может описать такую, казалось бы, скучную вещь, как житьё-бытьё провинциального города, так, чтобы это было интересно и кроме того осталось в истории - а время, как известно, лучший ревизор качества. В своё время это сумела сделать Элизабет Гаскелл. Но не меньшим талантом нужно обладать, чтобы суметь перенести на экран, в наш мир безумных скоростей и суеты, тихий городок английской глубинки почти двухсотлетней давности, где самое страшное, что может случиться, это пропажа коровы, где повседневные разговоры крутятся в основном о новых чепцах и тканях, где единственным развлечением служит поход в единственный магазин, а церемониям и традициям отдают столько внимания, что такое к ним уважение может быть не иначе как от переизбытка свободного времени. Этот давно потерянный мир, в который окунаешься и отдыхаешь от безумной повседневности...
Сериал знакомит нас с тремя произведениями известной английской писательницы Элизабет Гаскелл - 'Крэнфорд', 'Миледи Ладлоу' и 'Признания мистера Харрисона', которые, судя по опубликованным здесь отзывам, читали не многие. И если 'Крэнфорд' является одним из самых известных её произведений, то остальные два вы едва ли найдёте на русском. Учитывая, что сам 'Кренфорд' представляет собой набор хоть и весьма бойко описанных, но довольно разрозненных событий, экранизация его виделась мне весьма трудной задачей. Должно быть, по этой причине сценаристы приплели ещё две сюжетные линии из других произведений, которые в самом фильме переплетаются мало, однако, как и подобает сериалу, обеспечивают разнообразие сцен и действий, и кроме того, переносят на экран две малоизвестные истории, что тоже хорошо, а сам городок является как бы связующим звеном, вокруг которого всё и крутится.
Удивительно, с какой точностью переданы некоторые эпизоды романа. Однако, должен признать, не все из них приятны - например, эпизод с кошкой, которая съела кружева а потом вернула их обратно естественным путём, едва ли можно посчитать пригодным для того, чтобы непременно снимать его. А вот корова, одетая в пижаму после падения в известь, пришлась весьма кстати. Ну и конечно - чопорность, верность традициям - это передано очень точно, и особенно в исполнении Айлин Эткинс(мисс Дебора Дженкинс), непреклонной и всегда правильной, олицетворяющей едва ли не саму эпоху, уходящую вместе с ней самой.
Джуди Денч - великолепная актриса. Однако мисс Матильда Дженкинс, которую она исполняет, у Гаскелл описана как очень добрая и благочестивая простушка; взгляд же Джуди Денч проницательный... слишком проницательный и мудрый для неё. Так показалось мне с первых минут, но потом понимаешь - в простоте и доброте и заключена её подлинная мудрость, и потому авторы сериала не совершили ошибки, взяв её на главную роль.
Многие роли и моменты усилены - это наверно требовалось для создания определённой драматичности. Так, мисс Пул хоть и была весьма спонтанна и говорлива, но я сомневаюсь, чтобы она передвигалась исключительно бегом, как это делает Имелда Стонтон, а миссис Джеймисон (Барбара Флинн), этот аристократический вещатель из портшеза, оказалась вовсе не такой уж меланхоличной и всюду засыпающей, как было описано. Клоди Блэкли (Марта, горничная сестёд Дженкинс) описана как этакая бой-баба с недалёким умом, хоть и весьма добрая; в сериале же ей отпущено намного больше сентиментальности.
В целом отличий много - повезло и капитану Брауну ( Джим Картер), который в романе гибнет уже в начале и никакой серьёзной роли не играет, да и мисс Мэри Смит (Лиза Диллон), от лица которой выступает сама Гаскелл в роли рассказчицы, обрела здесь и судьбу, и увлечения.
Что касается второй части, то в ней видно, что кроме руки великого мастера здесь уже в значительной степени потрудились и современные горе-сценаристы. Видимо, создание из любого произведения своего рода чуть ли не экшена - неотъемлемая часть успеха, но вышло так, что они сами почти разрушили то, что так усердно создавали в первой части сериала. Крэнфорд испытал на себе первые шаги технической революции. Тема строительства железных дорог фигурирует во многих произведениях Гаскелл, не обошлось без неё и тут. Новые скорости начинают вползать в этот давно установленный мир, и милые старушки выглядят в нём как пережиток прошлого. Грустно и тоскливо видеть это. Тем не менее, сам фильм остаётся очень добрым, и главное - всё заканчивается хорошо.
Судьба нас будто берегла;
ни беспокойства, ни сомненья…
А горе ждёт из-за угла.
Александр Грибоедов
Меня всегда страшили фильмы, состоящие более чем из двух серий. Казалось, стоит начать их смотреть – тут же произойдёт метаморфоза активного гражданина в диванного островитянина. Голубой экран, как «Голубая бездна», поглотит человека, закружит ему голову в карнавальной пляске выдуманных лиц и происшествий. Он перестанет есть, спать, забудет имена родственников, терзаясь из-за одиночества доктора Хауса или предавая анафеме сценаристов, медработников, а также дефибрилляторы из «Анатомии страсти». Отныне любимая игра для него – «камень-ножницы-бумага-ящерица-Спок», Бритни Спирс – секретарша по профессии, а «Кровавая свадьба» ассоциируется отнюдь не с испанцем Лоркой. Именно по этой причине мой организм страдает некоей сериалобоязнью. И не пытайтесь уговаривать! Исключения из правила составляют экранизации телеканалом ВВС их досточтимой классики. Где ещё можно увидеть такие пышные интерьеры и костюмы, такие зелёные лужайки и такие английские физиономии? Нитью Ариадны ведёт меня за собой «одна, но пламенная страсть» от «Больших надежд» к «Холодному дому», от «Джейн Эйр» к «Гордости и предубеждению», а однажды неосмотрительно привела к «Крэнфорду».
Созданный по мотивам нескольких произведений Элизабет Гаскелл, сериал внушает доверие задолго до просмотра, и напрасно. Открою страшную тайну: «Крэнфорд» не прост, совсем не прост! Это ростбиф с кровью, поданный вместо сливового пудинга. Или цветочный горшок с плотоядной росянкой, где капельками в качестве приманки для жертвы-киномана соблазнительно поблёскивают викторианская эпоха и вживлённые в её будни и праздники великолепные актёры с иронично выписанными диалогами на фоне идиллической картинки. Перед этим действительно трудно устоять!
Милый сердцу писательницы родной Натсфорд в графстве Чешир стал прообразом книжного городка. Провинциальное местечко, где до сих пор свято чтут традиции и соблюдают «элегантную экономность», выглядит спокойным до неприличия. В ранг события недели возводится столкновение повозки, гружённой кирпичом, с телегой, на которой везли свиней; событием месяца считается приезд новых соседей; как события года котируются дегустация мороженого и покупка ковра. Местные жители крайне консервативны: поглощают апельсины в одиночку за закрытыми дверями, дабы избежать распространения вульгарных звуков; доверяют собственное здоровье только доктору в чёрном сюртуке; а насчёт алой шляпки полагают, что разгуливать в подобном безобразии могут себе позволить дьяволица или революционерка (что, впрочем, для крэнфордцев синонимично).
Выпуклость здешних характеров цепко подмечает и фиксирует на бумаге «чопорная малютка Мэри» Смит. Две её незамужние тётушки, Мэтти и Дебора Дженкинс, а также их приятельницы и знакомые станут героями её записок, смешных, абсурдных и трогательных, как сама жизнь в провинции. Где ещё, если не в Крэнфорде, животным дают полную свободу самовыражения, а некоторым даже сооружают клетку из кринолина или шьют фланелевую пижаму? Где, если не в Крэнфорде, матримониальная одержимость юношей делает анекдотичным поведение сразу нескольких почтенных горожанок? Где, если не в Крэнфорде, друзья готовы помочь в тяжёлую минуту, предпочитая сохранять анонимность?
Актёрский состав сериала впечатляет, однако среди прочих негоже оставить не названными троих: Джуди Денч, Имелду Стонтон и Тома Хиддлстона. Роль Матильды/Мэтти Дженкинс убеждает, что «национальному сокровищу Великобритании» под силу воплощать на экране как властных персонажей (Елизавета І, начальница М из сериала об агенте 007), так и романтичных особ по образу и подобию Урсулы из «Дам в лиловом». Вездесущая и эксцентричная мисс Пул с воинственно торчащими, словно у индейца, перьями на шляпке (Имелда Стонтон) – это живой огонь, ураган, цунами и все природные стихии, соединившиеся воедино, чтобы разносить по городу леденящие кровь слухи наполовину с инсинуациями этого «почтового голубя». Что до Хиддлстона, то единственно его томным взглядом оправдывается существование трёх бонусных серий «Возвращения в Крэнфорд», ставших рождественским сиквелом к отснятым ранее пяти первого сезона.
Теперь, собственно, о коварстве. Благие намерения Элизабет Гаскелл написать «Старосветских помещиков» по-британски в очередной раз доказали, что в тихом омуте водятся никакие не ангелы. Несмотря на внешнее благообразие и простительные чудачества, крэнфордские дамы – это амазонки в чепцах и корсетах. Мужчины здесь не жильцы: если они вовремя не сбегают на заработки в Драмбл или Манчестер, то теряют глаза, ноги, руки, а то и возможность ими распоряжаться. Взамен «Четырёх свадеб и одних похорон» в Крэнфорде правдоподобнее снимать «Четыре похоронные церемонии и одну свадьбу», поэтому не столь отдалённы для него мрачные перспективы, которые обрисовал Альфред Теннисон:
Деревьев жизнь пройдёт, леса поникнут,
туман прольётся тихою слезою,
и пашня примет пахаря в объятья,
и лебедь через много лет умрёт.
Помимо гендерного конфликта, в городе весьма остро ведётся противостояние между привычными устоями и прогрессом. «Как бык, которого нельзя остановить», надвигаются на старую добрую Англию первые его симптомы, а именно: всеобщее обучение, напечатанные машинным способом открытки и железная дорога. Повышается уровень преступности, гибнут люди. Уходит в прошлое время леди Ладлоу и её августовских приёмов, конных экипажей, хирургических операций при свечах, приворотных зелий и языка цветов. Но в воздухе Крэнфорда не витают радостные предчувствия светлого будущего – напротив, точно сгущаются ядовитые пары Гримпенской трясины и доносится тревожное предупреждение из «Собаки Баскервилей», перелицованное в стихотворную форму гениальным поэтом:
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером
таким же, каким ты был, тем более – изувеченным?
………
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сумм, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
(Иосиф Бродский)
А посему гоните прочь сантименты, когда снова размечтаетесь о владении очаровательным домиком на задворках Англии. Вспомните о богатом опыте, приобретённом мисс Марпл и уроженцами Крэнфорда, и, вдыхая сладкий дым отечества, утешьтесь мудрым изречением: хорошо там, где нас нет. «Наверно, в следующей жизни, когда я стану кошкой…»?
«Крэнфорд» - костюмированная, британская, историческая драма, состоявшая из двух сезонов. Я посмотрел оба сезона «Крэнфорд» и «Возвращение в Крэнфорд» и могу сказать, что это чисто английский сериал со всей его атмосферой, стилем и чисто переданной на экран той жизнью, которую вели в то время в Англии. Мы видим тихий, вымышленный городок на юге Англии под названием «Крэнфорд». Здесь любое даже самое крошечное событие чательно обсуждается бабушками, которые населяют этот город. Здесь чтут традиции и все новое принимается с подозрением и пренебрежением. Вся история сюжета начинается с того, как в город приезжает работать молодой, а главное холостой доктор…
Мы видим жизнь, быт и традиции британских леди, и все это показано реалистично и жизненно. Фильм определенно имеет свою ценность, он так чисто и правдоподобно показывает жизнь Крэнфорда, что само кино определенно заслуживает внимания. Оба сезона этого мини-сериала являются достойной экранизацией романа «Крэнфорд». Помимо атмосферы, костюмов, платьев, декораций и оригинальности сценария, самым главным достоинством картины является безупречная игра главных героинь. Режиссеры Саймон Кертис и Стив Хадсон отдали главные роли прекрасным, британским актрисам, которые показали истинных жительниц чопорного Крэнфорда.
Джуди Денч потрясающая, британская актриса. Она уже давно в преклонном возрасте, но до сих пор играет, и играет просто потрясающи. В этом фильме Денч сыграла одну из главных героинь, и ее леди была истинным воплощением англичанки, жительницы Крэнфорда. Имелда Стонтон тоже шикарно сыграла, и ее героиня была самой забавной. Остальные роли достались таким британским актрисам, как Джулии МакКензи, Деборе Файндлей, Барбаре Флинн и Лизе Диллон. После этого сериала мне хорошо запомнился юный актер Алекс Этел, который сыграл так воодушевленно мальчика.
«Крэнфорд» сериал ля тех, кто любит и ценит британское кино и историю. Фильм восхитительный и чистый. Я его оцениваю положительно и к просмотру рекомендую.
Так как я являюсь поклонником творчества Тома Хиддлстона, сериал я решила смотреть именно из-за него. С первых секунд, с рисованной заставки с видами сельской Англии, я поняла, что меня ждёт нечто очень интересное. И не ошиблась.
События разворачиваются в вымышленном провинциальном городке Англии девятнадцатого века - Крэнфорде. Большинство жителей этого города - женщины преклонных лет, которые либо никогда не были замужем, либо овдовели. Как говорится, «в провинции и дождь – развлечение», поэтому любая мелочь, способная потрясти любопытных и впечатлительных жительниц, сразу становится предметом разговоров и споров. И когда в Крэнфорд приезжает очаровательный молодой доктор Харрисон (Саймон Вудс), а через небольшой промежуток времени капитан Браун (Джим Картер) с двумя дочерьми, одна из которых смертельно больна, естественно, это вызывает большой ажиотаж - доктор и капитан же мужчины! Но на этом потрясения городка не заканчиваются. Корова в серой фланелевой кофте, предложение руки и сердца сразу трём девушкам от одного молодого человека, обед в саду леди Ладлоу, который должен был стать одним из счастливейших дней в году, но был омрачён, встреча с любимым человеком спустя тридцать лет – чего только не повидали жители в последнее время. И самое главное событие – проведение железной дороги, отголосок промышленного века, добравшийся и до тихого Крэнфорда.
И на фоне всего этого вершились судьбы людей. Любовь, ненависть, восхищение, слёзы, неоправданные ожидания, обман и смерть. Смерть, которая поглотила души почти каждого дома в Крэнфорде. Высокий уровень смертности, низкий уровень медицины. Всего лишь факты, но сколько бы историй любви могли закончиться не так, живи эти люди в наше время, имея возможность спасти своего возлюблённого от болезни, которая тогда казалась карой небесной!
«Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым...». И Крэнфорд после всех событий почувствует себя оживлённым, избавленным от предрассудков и таким влюблённым…
Любителям старой Англии, кружевных чепчиков, красивых пейзажей и историй о непростых человеческих отношениях.
9 из 10
Иногда нужно уметь посмотреть на себя с другой стороны.
'Крэнфорд' - это один из лучших сериалов ВВС, просмотренных мною, а я, как поклонница костюмированных фильмов, видела их немало. Я просто обожаю в британских фильмах их красоту, актеров - выходцев из театральной школы, трогательные сюжеты о семье, любви, друзьях и долге. И в 'Крэнфорде' всего этого хватает более чем.
Начну с актерского состава, очень сильного и удачно подобранного. Особо запомнился Саймон Вудс в роли доктора Харрисона, совсем еще нового человека в Крэнфорде, которому пока только предстоит заработать себе репутацию хорошего врача и приличного мужчины. Он прекрасный специалист, добрый и отзывчивый человек, иногда излишне наивный, но оттого еще более очаровательный. Именно вокруг него закручивается главная интрига первого сезона, хотя, конечно же, есть и другие интересные персонажи. Например, Мэри Смит (Лиза Диллон), по которой сразу видно, что она - девушка современная и продвинутая. Мэри точно знает, чего хочет - быть писательницей, а для того времени подобное желание для дамы было в диковинку. Но решительная девушка добьется своего, ведь таланта ей не занимать.
Также примечательный персонаж - мальчик Гарри в исполнении Алекса Этеля. Пусть он и рос в большой семье, где едва сводят концы с концами, а отец вынужден держать всех в ежовых рукавицах, мальчик стал очень воспитанным и тонко чувствующим. Отец вынуждает его совершать мелкие разбои, чтобы прокормить себя и родных, но тот находит в себе силы всем сердцем мечтать о получении образования и достойной работе. Обидно, когда дети с потенциалом не могут реализовать себя, ведь их стесняют обстоятельства, хотя в случае с Алексом все гораздо более оптимистично.
Забавно наблюдать за кругом давних подруг: Мэтти Дженкинс (Джуди Денч), миссис Форрестер (Джулия МакКензи), Октавия Поул (Имельда Стонтон) и миссис Томкинсон (Дебора Файндлей). Они постоянно обсуждают свежие новости Крэнфорда, перемывают всем косточки, но не со зла, а скорее даже из добродушия. Эти женщины всем и всегда готовы протянуть руку помощи, дать добрый совет и по натуре своей очень сердечные. Когда они появляются на экране, на душе становится как-то теплее, светлее, потому, наверное, что сейчас таких людей очень мало.
Очень интересна линия леди Ладлоу, которую мастерски сыграла великолепная Франческа Аннис. Ее героиня - богатая женщина, в руках которой находится огромная власть и судьбы многих людей, живущих на ее землях. Но за внешним хладнокровием и суровостью скрывается сильно страдающая и бесконечно одинокая женщина. Прекрасно осознавая в глубине души, что сын пытается держаться от дома как можно дальше, а в матери видит в первую очередь денежный источник, леди Ладлоу все же ждет его каждый день. И, даже умирая, она до последнего надеется увидеть своего неблагодарного ребенка.
Главная фишка второго сезона - вернувшийся в родной Крэнфорд Уилльям Бакстон в исполнении Тома Хиддлстона. Он - представитель всего молодого поколения, которое стремится сделать жизнь лучше, но наталкивается на преграды, выстраиваемые старшими. Но искренние порывы Уилльяма, его уверенность в собственных силах и бескорыстная любовь к небогатой девушке сделают свое дело. Для меня Уилльям - самый интересный персонаж, его ждет множество испытаний, которые не каждый способен вынести. Герой Тома - настоящий английский джентльмен, в нем собраны лучшие мужские качества, которые жизнь будет проверять снова и снова.
В сериале еще множество интересных персонажей и достойных актеров, каждого упомянуть просто невозможно. В их сочетании с хорошо прописанным сюжетом и красивыми декорациями в совокупности получается достойный сериал, способный скрасить досуг при семейном просмотре.
Крэнфорд – вымышленный английский городок, в котором невозможно ничего скрыть, простую вежливость, оказанную хозяйке дома и осведомление молодого доктора о здоровье пациентки, воспринимаются как предложение руки и сердца. Крэнфордские жители ничего не жалеют ради раненого слуги, перед сном кидают под кровать клубок, чтобы проверить не спрятались ли там воры и стесняются прилюдно есть апельсины.
Мини-сериал объединяет несколько произведений Элизабет Гасскел и не имеет определенной сюжетной линии, в нем рассказывается о Гари - мальчике-бедняке, ставшим джентльменом, о приезде доктора Харисона, о трогательном дуэте мисс Браун и майора Гордона, о Вильяме и Пеги, не позволившим кому-либо решать их судьбу, о Мэри, решившую писать, о брате мисс Мети, уехавшем в Индию, и о леди Ладлоу, так и не дождавшейся приезда сына.
«Кренфорд» может показаться слишком спокойным, и, может быть, даже скучным, потому что многие главные героини – вдовствующие дамы или те, кто «все еще мисс», но у каждой из них есть своя история, смешная, как про корову в пижаме и кошку, съевшую старинное кружево или трагическая, как история любви мисс Мети.
В сериале показан конфликт старого и нового. Не все легко принимают прогресс и любые перемены, но «Нельзя же в позволить своим предрассудкам встать на пути у железной дороге» и в городе начинается новая жизнь, а он остается все тем же добрым Крэнфордом, в котором «Любовь – это решающее слово».
9 из 10
P.S.Трогательный, добрый и уютный сериал для всех истинных любителей старой Англии.
Я не очень люблю английское кино, предпочитая читать их книги, но этот фильм стал приятным сюрпризом. Казалось бы, ну что может интересного произойти в провинциальном сонном английском городишке середины 19-го века, где все население - сплошь старые девы или вдовушки с острыми язычками?? Как выяснилось, вот где страсти кипят!!! 'Крэнфорд' порадовал тонкой иронией, которой пропитана каждая минута фильма, в нем есть все - и юмор, и любовь, и дружба, и разочарование от надуманных отношений, и предательство, и благородство, и смерть...
Героев много, они представляют разные социальные слои общества, но при этом их жизни тесно связаны между собой, и за этими хитросплетениями так интересно наблюдать. Приятно, что в повествовании нет однозначно хороших или ужасно плохих персонажей, все они меняются под влиянием различных обстоятельств, и это именно то, что делает 'Крэнфорд' таким живым и реальным. После просмотра двух сезонов (а второй, скажу по секрету, еще интереснее), я получила массу удовольствия, это фильм, при просмотре которого действительно можно отдохнуть и не получить ни одной отрицательной эмоции.
Вот посмотрела еще одну экранизацию еще одного романа Элизабет Гаскелл.
Наверное, каждый фильм ВВС для каждого человека может стать каким-то маленьким откровением. Именно такое маленькое откровение я нашла для себя в последней серии второго сезона Крэнфорда в диалоге Пэгги и Уильяма, которые представляли разные слои общества, но они не чувствовали этой разницы, так как оказались родными душами. Любовь сделала их равными. Действительно, ведь настоящая любовь по словам апостола Павла все выравнивает, все терпит, все переносит, не превозносится, не ищет своего. Поэтому стоило смотреть все восемь серий Крэнфорда, чтобы еще крепче осознать истину.
В целом фильм Крэнфорд очень разноплановый. Каждый найдет что-то для себя, ведь в нем подымаются такие темы, как любовь и дружба, их проверка на прочность испытаниями. Звучит в фильме тема необходимости образования для людей из разных слоев общества. Не обошел жителей Крэнфорда и технический прогресс в связи с прокладкой железной дороги с ее радостными и грустными сторонами. Тех, кто ищет свое предназначение в жизни, не оставит равнодушными моменты о роли и важности разных профессий (плотника, инженера, политика, писателя). Сюжетные линии фильма во многом жизненные и достаточно реалистичные.
Яснеют очертания двора,
Где дождь проходит, морося над садом.
Или прошел?.. В сырые вечера
Минувшее родней всего, что рядом.
Хорхе Луис Борхес
Иногда, думая о прошлом своего народа, мне становится обидно до слез, что я не могу ощутить вкус этого прошлого, почувствовать и навсегда запомнить его терпкий аромат… Я хочу ощутить себя хоть бы в одном мгновении своей истории. Человечество не изобрело пока машины времени, и мечта остается мечтой. Была бы машина времени, можно было бы исправить ошибки, предотвратить неприятности, встретить тех, кого сегодня рядом нет. Мне нужна эта машина времени, чтобы с ее помощью, как сквозь замочную скважину, посмотреть, как выглядели те, чьи традиции я сегодня пытаюсь сберечь еще хоть на пару поколений. Я хочу знать, как они ходили, как говорили, как садились за стол, как гладили платья, как влюблялись. Мое подсознание порой бьется сквозь пульс, кричит, встретив взгляд из-под морщинистых век, глядя на сельский домик, над которым редко теперь вьются струйки серого дыма, уловив в повороте головы привычный жест многих поколений моих предков по женской линии.
Но машины времени нет, хотя... Иногда кино становится этим чудесным устройством. И, по крайней мере, один народ может теперь не бояться, что повседневность его прошлого будет забыта. Когда я смотрела сериал «Крэнфорд», меня интересовал не столько сюжет, сколько наблюдения за ежедневной рутиной дел жителей английского городка. Это не костюмированный фильм, это воссозданная реальность прошлого. Это не застывшая картинка, не воспоминание об ушедших временах, которые почти всегда представляются темными. В Крэнфорде улицы пахнут туманом, а в домах по вечерам запах горящих свечей. После блужданий по библиотекам крэнфордских домов, во рту остается привкус сладковатой книжной пыли, а сквозь высокие окна пробиваются несмелые лучи английского лета. И ни за что я не поверю, что где-то в этих гостиных стоят осветительные приборы и камеры, и что крэнфордцы перед тем, как показаться на люди переодеваются из джинсов и свитеров в свои мягкие платья, и что мисс Мэтти – это на самом Джуди Дэнч.
Если бы существовал такой жанр как кинолитература (не путать с экранизацией произведений литературы), то «Крэнфорд», безусловно, относился к его лучшим образцам.